Аравия в раннее средневековье. Политическая ситуация

Дата: 12.01.2016

		

Реферат

АРАВИЯ В
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Калининград
2010

ПЛАН

1.        
АРАВИЯ В РАННЕЕ
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

АРАВИЯ В
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Международное положение
Аравийского полуострова в первые века новой эры в значительной мере
определялось его географическим положением и местом в мировой торговле.
Торговые пути, соединявшие Восток и Запад того времени, проходили через
территорию Аравии и привлекали к ней внимание могущественных соседей, сначала
Рима и Афин, затем Византии и сасанидского Ирана.

В IV в. ни Византия, ни Иран еще не
определили твердо своей политики в отношении арабских соседей. Византия
придерживалась тактики «соглашения» и «дружбы» с одной группой племен, при
помощи которой можно было расправляться с другими. Обе империи стремились
обезопасить свои пределы от вторжения арабских племен. Что касается арабов, их ориентация
менялась в зависимости от обстоятельств. Одни и те же племенные объединения или
государственные образования могли выступать в качестве, союзников то одной, то
другой империи или же в качестве жестоких врагов, захватывавших территории этих
империй.

В древности центрами
притяжения для арабов служили Петра — столица набатейского царства и Пальмира,
расположенные на важнейших караванных дорогах. После падения этих царств
сложились новые центры притяжения. Ими стали государство Химйаритов в Южной
Аравии {115 до н. э. — VI
в.), царство Лахмидов на Севере у границ Ирана (252—633—637), царство Кинда в
Центральной Аравии (III в. и. э. — VI в.) и царство Гассанидов на
северо-западе у границ Византии (III в.
н. э.— 636 г.).

В Южной Аравии в 115 г.
до н. э. на месте древних государств Маина, Катабана, Аусана, Хадрамаута и Сабы
складывается и постепенно возвышается государство Химйаритов, до этого времени
входившее в состав Катабана. Столицей государства стал город Зафар. Постепенно
химйариты подчинили соседние государства и племена и в конце IV — начале V в. установили гегемонию над всей Южной Аравией. Химйаритские
цари становятся полновластными правителями всего Йемена.

Южная Аравия поддерживала
оживленные торговые связи с Эфиопией, Византийской империей, Ираном и всеми
районами Аравийского полуострова. Свое политическое влияние Химйар
распространил на многие кочевые и полукочевые племена. Цари Южной Аравии
стремились установить контроль над торговыми путями через Аравию и в то же
время не допустить нападения кочевников на торговые караваны и оседлое
земледельческое население.

Химйаритам в начале VI в. удалось на время распространить
свое влияние на племена Центральной Аравии. Они посылали послов ко дворам
других арабских царей.

Некоторые химйаритские
правители придерживались византийской ориентации, охотно принимали христианство
и преследовали своих политических противников, приверженцев других религий —
иудаизма и старых языческих верований. В свою очередь сторонники иранской
ориентации или же независимости Йемена запрещали христианство.

В 517 г. в Химйаре был
произведен переворот, в результате которого был свергнут сторонник
провизантийской политики и преимущественного развития византийско-эфиопской
торговли. Новый царь принял иудаизм и. стал преследовать христиан. Он
провозгласил политику проиранской ориентации, резко враждебную византийским и
эфиопским купцам. В ответ эфиопское войско вторглось в Южную Аравию, захватило
столицу государства.

Однако вскоре свергнутому
эфиопами царю Иусуфу удалось отвоевать столицу и в результате напряженной
борьбы вернуть захваченные земли, за помощью он обратился к Ирану, однако не
получил поддержки.

Византия, стремившаяся к
установлению господства над Химйаром, стала предпринимать активные шаги, чтобы
побудить эфиопского негуса организовать новый поход против Химйара, обещала
военную помощь и прислала корабли, необходимые для переброски войск через
Красное море. В то же время византийские императоры через своих послов
вмешивались во внутренние конфликты, имевшие место в Южной Аравии, поддерживали
знатных лиц, попавших в немилость царей, мирили их с властями, и, чтобы крепче
связать со своей политикой, увозили в качестве почетных заложников их сыновей.

Византийской дипломатии
удалось создать серьезную оппозицию, внутри Химйара среди знати, что
способствовало поражению химйаритского царя во время второго похода абиссинцев
в 525 г. Новым царем был выдвинут ставленник негуса, из местного знатного рода,
который был предварительно окрещен. При царе были оставлены знатные эфиопы в
качестве советников и эфиопские войска. На население Южной Аравии была наложена
дань. Эфиопы увезли громадную добычу, большое число пленных и заложников. Таким
образом закончилось существование независимого государства в Йемене.

Византийцы даже
составляли своеобразный свод законов, собрание юридических норм для химйаритов.

В 534—535 гг. царем
Химйара стал эфиопский наместник Абраха. Ему удалось преодолеть сопротивление
оппозиционных сил, ориентировавшихся на Иран, и подавить их восстание, на
некоторое время Химйар стал самостоятельным. Однако Абраха— христианин
ориентировался на Византию и, несомненно, пользовался поддержкой
Константинополя. В то же время он поддерживал связи с Ираном и государством
Лахмидов. Ко времени царствования Абрахи относится поход в сторону Таифа, в
Мекку. Этот поход следует рассматривать как попытку присоединить к Йемену
крупнейшие торговые города, стояв-шие на «пути благовоний», или же хотя бы
обезопасить торговый путь для йеменцев и ограничить конкуренцию хиджазских
торговых центров, однако поход не увенчался успехом.

Обращение части
химйаритской знати, недовольной политикой Абрахи, с просьбой в Константинополь
освободить их от власти эфиопов и непосредственно управлять ими было отклонено.
Тогда было решено обратиться к посредничеству Лахмидов перед шаханшахом Ирана.
Представитель знати был принят шаханшахом, но и Иран не решился послать
регулярные войска, а на помощь выделил выпущенных из тюрем преступников и во
главе их поставил опытного военачальника. Эти отряды отправились по Персидскому
заливу, и хотя эфиопские войска численно превосходили, победа досталась Ирану.
Во главе Йемена был поставлен представитель местного царского рода, в стране
оставлена часть персидских войск. К концу VI в. Йемен был превращен в персидскую провинцию.

Захват Йемена дал персам
большие преимущества в Индийском океане, им открылось Красное море, и они
оказались хозяевами южного участка караванного торгового пути. Торговля между
Востоком и Западом перешла в основном к персидским купцам и стала
осуществляться преимущественно по северным дорогам, проходившим через
территории, принадлежавшие Ирану.

На севере и северо-западе
в I—II вв. н. э. арабы оспаривали у римлян и персов обладание
областью Евфрата. Племена, вышедшие из Йемена, захватили эту область, и в 195
г. основали на берегу Евфрата знаменитый г. Хиру, вскоре превратившийся в одну
из самых красивых и блестящих столиц Востока.

Царство Хира, основанное
в 252 г., просуществовало около четырех столетий. Согласно арабским преданиям
его правитель из племени лахм получил царский титул от персидского шахан-шаха
Шапура I. Постепенно Лахмиды распространили
свою власть над всеми арабами Ирака и стали активно вмешиваться во
внутриполитические события в Центральной Аравии. Согласно надписи на надгробии
одного из хирских царей, относящейся к 328 г., он совершил поход в Южную Аравию
против г. Неджрана. покорил крупные племенные объединения в Центральной Аравии,
во главе некоторых поставил своих сыновей. К концу IV в. царство Лахмидов превратилось в самостоятельное государство,
имевшее свои собственные интересы как в отношении Ирана, так и Византии. Оно
являлось опорой сасанидского Ирана, предоставляло свою военную силу в
распоряжение шаханшахов, вмешивалось в династийную борьбу Сасанидов,
поддерживая то одного, то другого претендента на трон Кгесифона.

Самым выдающимся царем из
Лахмидов считается Мунзир ибн — Ну’ман (505—554). Укрепив связи с Ираном, он
стал вести самостоятельную внешнюю политику, объектом которой были районы
Центральной Аравии. Он также совершал нападения и на границы Византии,
захватывал богатые города и, по словам Прокопия Кессарийского, в течение
пятидесяти лет «ставил на колени Ромейское могущество». В начале 30-х годов VI в. во время одной из
персидско-византийских воин Мунзир независимо от Ирана отправил посла к
императору Юстиниану с предложением о заключении мира. Хотя Юстиниан не дал
ответа на предложение Мунзира, но посла отпустил с богатыми подарками.

В столицу Мунзира ибн
Ну’мана сходились посланники многих: племен Аравии, сюда же посылала послов
Византия.

Отношения с арабами и
межарабские отношения имели существенное значение для обеих империй. Обычно
переговоры между Ираном и Византией начинались с жалоб на арабов, а при
заключении договоров как важнейшее условие упоминалось об улаживании
разногласий относительно арабов.

Неоднократно персидские
послы сообщали императорам о претензиях, которые предъявляли к византийцам цари
Хиры, что свидетельствует о том значении, которое имели Лахмиды в отношениях
между двумя империями. Персы даже настаивали на том, чтобы Византия давала
ежегодно дотации арабам.

При Мунзире государство
достигло наибольшего расцвета, он» обладало военной мощью, связями и
авторитетом не только у арабских племенных союзов, но с ним считались как Иран,
так и Византия. Неоднократно византийцы откупались от Мунзира. При всей своей
преданности персам он принимал дары от врагов Ирана.

Последний из лахмидских
царей умер в конце VI в. После него Сасаниды поставили во
главе царства выходца из другого племени и. при нем назначили своего
наместника. В дальнейшем цари полностью зависели от персидских наместников,
хотя арабские войска в войнах. Сасанидской империи продолжали играть важную
роль.

Во II—III вв. н. э. в Центральной Аравии сложилось несколько,
полукочевых царств вдоль караванной дороги из Йемена в Ирак. Одним из этих
царств и наиболее сильным было царство Кинда, древня» столица которого была
раскопана археологами в наши дни. Она находилась на расстоянии двух дней пути
от Мекки. Кинда — племена южно-арабского происхождения. В Йемене они занимали
восточные области. Часть этих племен в связи с неблагоприятной политической;
обстановкой, сложившейся в Южной Аравии, была вынуждена переселиться на север и
искать места среди племен северных арабов. Затем они двинулись в области Ирака,
Палестины, Финикии и Сирии.

Укрепление царства Кинда
относится к середине V в.,
когда Византия стала опираться на него в борьбе с возрастающей мощью Лахмидов,
которым покровительствовал Иран. Территориально Киндское царство было самым
обширным среди арабских государств своего времени. Оно охватывало земли от юга
Аравийского полуострова, выходило к Персидскому заливу, включало в себя почти
всю Центральную Аравию, часть Северной и достигало пределов Византийской
империи. В него входили часть Неджда, северо-западная часть полуострова,
включая побережья Красного моря, часть Синайского полуострова, Акабский залив,
часть Палестины и Месопотамии. Но в своем продвижении киндские цари встретили
сопротивление других племен, которые раньше их стали на охране византийских
границ.

В 473 г. один из киндских
полководцев захватил о. Иотабу (ныне Тиран) у входа в Акабский залив, который
помимо стратегического значения играл важную роль в международной торговле. С
захватом Иотабы Киндиты смогли в значительной мере контролировать торговые отношения
Ближнего Востока. Взимание торговых пошлин давала им большие денежные суммы.
Утвердив свое господство над арабскими племенами у границ Византии, Киндиты
решили получить официальное признание Византии в качестве союзника и добиться
для своего царя титула филарха арабов. Для этой цели они послали к императору
Льву I христианского епископа. Византийский
император благосклонно отнесся к домогательствам Имруулкайса — пригласил царя.
Кинда к себе в Константинополь и удовлетворил все его требования: отдал Иотабу,
признал главой — филархом всех племен, «каких он желал», предоставил ему одно
из самых почетных мест в сенате империи, одарил деньгами и приказал членам
сената также сделать ему подарки. Византийский император учитывал значение
бедуинской периферии, военную мощь арабских племен и решил вести мирную
политику в отношении филарха. В то же время он рассчитывал на ответные услуги
Имруулкайса.

В конце V в. Иотаба была отвоевана Византией в
жестоких боях, и все доходы с торговли пошли в императорскую казну. В свою
очередь киндитские племена нападали на пределы империи. В начале VI в. между Византией и Киндитами был
заключен мир, что дало возможность этим последним совершить поход против
Лахмидов и покорить значительную часть их владений. Киндиты утвердились в
областях Ирака. В 528 г. началась война между Киндитами и Лахмидами, в которой
участвовали и византийские войска. В результате Киндиты были выбиты из Ирака.
Однако они продолжали участвовать в политической жизни Ближнего Востока, в
военных походах химйаритов выступали в качестве их союзников.

В середине VI в. киндиты покинули Внутреннюю
Аравию и переселились в Хадрамаут на юг, где оставалась часть их соплеменников;
там они образовали новое государство. По данным арабских источников, из
Центральной Аравии и из восточных областей переселилось более 30 тыс. киндитов.

Советские историки
считают, что Киндское государственное объединение представляло военную
демократическую организацию, которая объединяла значительные группы оседлых,
полукочевых и кочевых арабов, однако внутренние связи были непрочными Общество
в царстве Кинда находилось на грани перехода от доклассовых к классовым
отношениям. Опорные пункты киндитов находились в стабилизировавшихся стоянках,
которые можно называть городами. Киндитское царство поддерживалось Византией и
Химйаром, объединяло огромные пространства и многочисленные племена, тем не
менее оно быстро распалось. Распаду Киндитского царства во многом
способствовали новый подъем и укрепление Лахмидов, ослабление связей с
Византией. Этим обстоятельством воспользовались другие союзники Византии из
арабов — Гассаниды.

Гассаниды упоминаются в
источниках VI в. как филархи арабов Палестины.
Часть своих земель им были вынуждены уступить киндиты и племена, которые раньше
обосновались в этих районах. Гассаниды расширили свою территорию за счет
киндитов, вытеснили их из Палестины и вступили в соглашение с Византией, чтобы
охранять ее границы в качестве союзников.

Наиболее ярким
представителем династии Тассанидов был Харис ибн Джабала, который укрепил свое
царство, оказывал значительные услуги Византии. В 529 г. он организовал
карательную экспедицию против восстания самарян, участвовал в экспедициях
против Лахмидов. По данным источников, в ходе подавления восстания самарян он
взял добычу — 20 тыс. юношей и девушек, которых продал на невольничьих рынках
Ирана и Аравийского полуострова. После подавления восстания Харис получил
царское достоинство. Хотя и прежде Византия опиралась на арабов, но положение,
которое заняли Гассаниды, было более прочным и высоким. Харис ибн Джабала за
время своей длительной деятельности пользовался значительным признанием и
почестями со стороны Византии.

Харис со своей стороны
добросовестно выполнял обязанности в отношении империи: охранял ее границы от
нападения соседей. Однако он не мог совершенно отказаться от своих собственных
интересов. Например, в одной из войн Харис не счел нужным делиться добычей с
византийскими частями и разделил ее только среди своего войска. При всех
обстоятельствах он заботился о своем войске, о его безопасности и обеспечении.
Гассаниды имели самостоятельные отношения с другими арабскими царствами.
Арабские царства нападали друг на друга и сводили счеты независимо от обеих
империй, а то и вопреки наладившимся между империями мирным отношениям. Свое первенство
Гассанидам приходилось утверждать среди других филархов-арабов, подчиненных
Византии. Для них огромное значение имело установление правила наследования и
закрепление наследственной власти за своим родом. В 563 г. в Константинополь
прибыл Харис ибн-Джабала,. он получил согласие императора на передачу власти
сыну после его смерти.

В последующие годы
Мунзир, сын и преемник Хариса, продолжал выполнять свои обязательства, защищал
границы Византии от нападения Лахмидов, участвовал в персидских походах империи,
управлял всеми византийскими арабами.

Гассаниды одержали
блестящую победу над Лахмидами в 570 г., и царь попросил у императора золото
для оплаты войска, однако ничего не получил и в гневе удалился в пустыню со
всем своим войском — «избавил себя от всякой заботы за ромейские земли». Это
обстоятельство поставило в тяжелое положение византийцев, так как открылись их
границы для нападения со стороны Лахмидов.

Непрекращающиеся
противоречия между Ираном и Византией вынудили византийцев искать примирения с
Гассанидами, так как они были заинтересованы в поддержке со стороны Гассанидов.

В 580 г. Мунзир посетил
Константинополь и был принят императором Тиверием с особой торжественностью,
получил в дар много золота, серебра, дорогие одежды, седла, золотые уздечки,
оружие. Мунзир был удостоен царского венца, который «не давался ни одному из
царей арабских до того времени.

В следующем году Мунзир,
обвиненный в предательстве во врем» персидского похода, был доставлен в
Константинополь, затем сослан на о. Сицилию.

О дальнейших судьбах
царства Гассанидов имеется мало сведений, но известно, что оно было разделено
между 15 шейхами и вскоре прекратило существование.

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

История стран Азии и Африки в средние
века. Ч.1. М.: Издательство Московского университета. 1987.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий