Самообман Раскольникова (Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»)
Центральное
событие романа так называемая проба, после которой и должно начаться самое
главное: новая жизнь. В ней Раскольникову будет определен высший ранг, он
вознесется до великих мира сего.
Но
проба оказалась неудачной. Что же такое он «пробовал», в чем хотел
убедиться? Не людей же резать, в конце концов, он собирался всю оставшуюся
жизнь?
Раскольниковская
проба необычна. Он логик и «арифметик». Разделив когда-то людей на
разряды, поставив им оценки, наклеив ярлыки, герой забыл, что человеческое
нельзя оценить по такой шкале, что человек иррационален и не влезает в
«прокрустово ложе» чьей-либо системы или идеи. И он ищет он свой истинный
масштаб, свое место в иерархии.
Герой
решается не на убийство, а на величайший акт самопознания, чтобы сразу и
бесповоротно стало ясно «все». И вот теперь, после случившегося, в
нем и совершается страшная трагедия самопознания и самообмана. Чем глубже он
узнает себя, чувствует человеческое (а не сверхчеловеческое) в себе, тем
страшнее ему, тем дальше от желаемого результата, тем мучительнее он ищет
забвения случившегося, тем настойчивее пытается себя обмануть. В чем? Больше
всего герой мучим своим мучением, истерзан своим терзанием.
Ведь
по замыслу он совершал «не преступление», поднял руку не на человека,
а на вошь: позволил себе по праву великого убить тварь, отвратительную,
несущую только зло. Такова была четко продуманная схема. Почему же тогда он так
боится, так замирает от любого чужого окрика, от шороха в комнате, где он
совсем один, почему так невыносимо ему видеть родных мать и Дуню? Все эти
тысячи «почему» складываются в страшную догадку, которая пока еще не
облечена словом, приговором это тень, мир самой страшной для него теперь
мысли, которую мучительно больно думать, но не думать нельзя. Она пришла, она
так же неотвратима, как и все другие раскольниковские умозаключения, потому что
стоит в конце стройной логической цепочки, в это Раскольников свято верит.
Человеческое
неведомые до поры глубины очнулось в герое. Но дело сделано, «мосты
сожжены, Рубикон перейден». Поэтому придется ответить по земному,
человеческому, вечному и неизменному закону.
А
познание, к которому он так стремился, на которое был готов, обернулось
страшным разочарованием: он оказался просто грешником в мире людей.
Раскольников
мучительно сознает, что не «старуху убил, а себя», что этой мысли
он бежит, как Страшного Суда не мог, не смел, не должен был этого совершать.
Процесс
осознания этого «нельзя» и составляет вес дальнейшее действие романа.
Герой вступает в борьбу, но не с внешним врагом, он в жесточайшей схватке
пытается совладать с неподвластной человеку силой с собственным подсознанием,
которое в любой момент готово разрядиться то страшным сном, то миражем или
непроизвольным действием. Украденные вещи хотел бросить в воду и ужаснулся:
зачем же тогда брал их? Ведь на доброе дело хотел использовать. Или не хотел?
Тогда зачем все? В его смущенном мозгу отрывки полусформулированных мыслей,
хаос страха за собственную жизнь, ужас содеянного. В душе нет мысли об убиенных
женщинах, скорби о них. Он сознает теперь лишь собственный обморочный испуг,
который владеет им безраздельно. В сознании теплится надежда, что его
великолепные расчеты оправдаются, в подсознании же царит смертный ужас.
Свершившееся оказывается непосильной ношей, которую не вынести одному.
Что
же случилось с ним на самом деле? Он постоянно и задает себе этот вопрос, и
гонит его от себя. Все происходящее теперь совершается как будто во сне, в
полубреду. Достоевский делает предметом литературы анализ состояния преступника
(причем необычного преступника) после совершения преступления; проводит
тончайшее психологическое расследование что убийца чувствует, о чем думает
после «дела».
Писатель
показывает, как тот принужден был на себя донести, и не потому что раскаялся, а
потому, что тайна преступления давит его, мешая жить и дышать. Страстное
желание «все рассказать» овладевает героем. Та пропасть между ним и
всеми, о которой поначалу он так грезил, теперь только пугает его. Избранник на
страницах романа превращается в испуганного и измученного изгоя, мечтающего о
наказании, как об избавлении от страданий. Этот путь к признанию, по Достоевскому,
бесконечно долог. Он не просто следит за мучениями героя, он изображает
умирающую жизнь, причем с такой силой и достоверностью, что читатель мучается
не меньше, чем сам герой.
В
какие-то моменты внешние события отвлекают Раскольникова от его внутреннего
сюжета, и он забывает о содеянном и уже готов радостно и освобожденно
воскликнуть: «Есть жизнь! Не умерла она еще со старой старухой!». Но
это лишь мгновения. Жизнь умерла. Осталась мука.
Преступление
стоит между ним и миром. Убийство акт посвящения в великие. Он
«отрезал» себя ото всех. И когда на него устремлены родные глаза, он
свои прячет, потому что взгляд выдаст его: он по ту сторону, он не здесь.
Ему ведомо запретное, то, чего не должен знать человек. Жажда познания
обернулась страшным разрушением убийством, потерей самого себя в себе
самом. Жертвоприношение совершено.
Преступная
теория и преступное деяние отлучили Раскольникова от мира людей, перенесли его
в другой мир, где иные не человеческие пространство и время.
Но
ведь это то, к чему он стремился, что представлялось полетом и парением, в
котором пропадает ощущение времени, в котором есть безграничность. Ведь стать
великим, противопоставить себя всем, стать не таким как все в этом сказалась
жажда власти и славы, весь комплекс героической личности. Это мир вечности, в
который почти невозможно попасть. Отвергая общепринятые моральные заповеди, он
одновременно подбирает ключ к этой заветной двери, за которой заканчиваются
страдания и начинаются свершения. Там творящие вечность живут по особым
законам, которые неведомы людям. И тогда перед духовным взором Раскольникова
появляется призрак великолепного Наполеона, с которого он и «делает
жизнь». А почему, собственно, Наполеон?
За
несколько лет до событий, описываемых в романе, Раскольников опубликовал
статью, которой очень заинтересовался Порфирий Петрович. Настолько серьезно
заинтересовался, что постарался найти автора этой статьи и последить за его
дальнейшей жизнью: он счел, что человек, создавший такую теорию (Раскольников
изложил в журнале именно ее), не остановится на одних рассуждениях и непременно
попытается перейти к делу, претворить свои идеи в жизнь.
И
Порфирий Петрович не ошибся: именно теория и стала отправной точкой на пути
Раскольникова к преступлению.
Преступление
началось не тогда, когда Родион Раскольников взял в руки топор, а когда создал
свою систему мирозданья, разделив людей на два разряда: на бессознательную,
бесправную толпу и на героев, которым «все дозволено». Эти герои
предстают в воображении Раскольникова в ореоле славы и бессмертия, их имена
известны всем. Два имени среди прочих особенно притягательны для Раскольникова:
это Магомет и Наполеон. Но если жизнь и дела первого пророка ислама отделены от
нас веками, то блистательная судьба французского императора вершилась на глазах
старших современников Раскольникова.
Имя
Наполеона многим не давало покоя, будоражило умы, ему посвящались поэмы и
баллады. Вспомним Пушкина, Лермонтова: в их творчестве эпоха Наполеона сыграла
огромную роль, его изображения всегда двойственны романтический злодей, тиран
и в то же время повелитель мира, владыка, герой…
Не
только Пушкин и Лермонтов отдали дань восхищения Наполеону, в общественном
сознании его имя стало символическим, знаковым. В русской поэзии первой
половины XIX века Наполеон предстает прежде всего как романтический герой, для
которого ничего невозможного, запретного в этой земной жизни нет. В 60-е гг.,
когда интерес к этой фигуре пробуждается с новой силой, акценты восприятия
расставлены уже по-иному. Образ великого императора превращается в символ
дерзания и поступка, синоним гениальной личности.
Любовь
юношества к Наполеону оборачивается культом силы, что определяет особые
качества героя времени: жестокость, неумолимое движение к заветной вершине, в
достижении которой все средства хороши. Потрясала и привлекала сама судьба его,
ставшая легендарной. Еще при жизни император превратился для современников в
миф, который, отделившись от него, стал жить по своим законам. Этот миф
гипнотизировал не одно поколение, звал на бунт против того убогого
существования, которое предопределено было человеку происхождением и
воспитанием. Ведь этот же смог! Был капралом, стал императором!
Раскольникова
интересует не столько судьба императора, сколько его «моральный
кодекс». Оставил в Египте целую армию, поработил Европу, пролил столько
крови, совершил столько великих дел, вошедших в историю века! И чем этот
человек отличается от меня рассуждает герой. Тем, что он посмел это
совершить, дерзнул… А начал Наполеон великий император на бастионах
Великой Французской революции!
Итак,
Наполеон посмел и обрел бессмертие. Он главный союзник Раскольникова в его
споре с жизнью и тем жалким местом, которое определила ему судьба.
Имя
Наполеона навеки связано в общественном сознании с дерзким попранием догм и
заповедей, с идеей, что мир начинается с тебя. Это ведь и есть нигилизм. Без
малого весь XIX век русская литература исследовала «феномен
Наполеона«, восторгалась »наполеоновской идеей» или отвергала
ее; перед всеми центральными литературными героями возникал искус
«наполеоновской идеей».
Вот
один из предшественников Раскольникова, о котором говорят, что у него
«профиль Наполеона и душа Мефистофеля». Вступая в поединок с
враждебной судьбой, желая возвыситься, он становится причиною смерти старухи и
прощает себе ее смерть: тоже по-своему «преступает». Этот герой не
прятал под полою топор, не обдумывал в мельчайших деталях убийство: в решающий
момент он просто направил на старуху дуло пистолета, желая ее припугнуть; к
сожалению, старая графиня испугалась сильнее, чем он рассчитывал, и со страху
умерла он не желал ее смерти, но и убийцей себя не считает: так уж
получилось, да и Бог с ней, старуха свое отжила… Речь, конечно, о Германне,
герое пушкинской «Пиковой дамы». Германн персонаж особый. Это
маленький, пошлый Наполеон, живущий на проценты и не трогающий «основного
капитала», это удешевленный злодей, одержимый жаждой наживы, а не
романтическим стремлением к славе и мировому господству. Но таким он
представляется читателю ибо таким видит его Пушкин. Для остальных персонажей
повести Германн личность загадочная и значительная: отнюдь не случайно его
сравнивают с Наполеоном!
Посмотрите,
как похожи сюжетные «схемы» у Германна и у Раскольникова. Но только
схемы, сами же эти герои совсем разные, ибо по-разному задуманы своими
авторами. В образе маньяка, жалкого безумца Пушкин стремился деромантизировать
в бытовом сознании тип «исключительного человека». В новую эпоху
Достоевскому необходимо провести психологическое исследование человека, одержимого,
как манией, «наполеоновской идеей», и заставить общество содрогнуться
и навеки эту идею проклясть. Проклясть само имя Наполеона и дьявольское его
порождение нигилизм.
Человечество
должно вернуться к истинным, вечным ценностям. Должен вернуться к ним и
Раскольников если хочет сохранить разум и не сделаться, подобно Германну,
жалким безумцем.
В
гордом одиночестве, в сладостном воспарении над «муравейником»
создавал Раскольников свою теорию, готовился к «пробе». В те дни и
часы никто ему не был нужен. Понять же истину случившегося в таком одиночестве
невозможно: герой уже переступил черту, сознание его не может самостоятельно
вырваться из замкнутого круга идей и категорий, определенных теорией. Он
мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и уже этим
облегчить страдание. И тогда появляется Соня и спасает Раскольникова от
безумия, страшной участи Германна.
В
появлении Сони заключена одна из самых важных идей Достоевского. На
преступление человек идет один. Вернуться к людям он один не может, необходим
кто-то, кто разделит с преступником его грех, добровольно возьмет на себя
тяжесть чужого креста. Понять истину герой Достоевского только рядом с другими.
Его сознание, подключенное к другому, чужому сознанию, заряжается чужой энергией
поиска, открывая возможность иной, новой оценки, иного восприятия, открывая тем
самым и выход из тупика.