Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и функции человека

Дата: 21.05.2016

		

омский медицинский колледж минздрава рф

самостоятельная работа
На тему: «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и функции
человека»

Выполнила:
студентка группы Ф11(2)
Ельмеева Т. А.

Проверил преподаватель:
Путинцев Б. А.

Омск — 2004
Анатомия
Анатомия человека – наука. Изучающая форму и строение человеческого
организма в связи с его функциями, развитием и влиянием условий
существования.
Свое название она получила от метода исследования – рассечение, или
препарирования (греч. anatemno – рассекаю), который был сначала
единственным, а затем главным в изучении строения тела. На современном
этапе развития науки различают анатомию:
. систематическую, изучающую организм по системам (костная,
мышечная, сердечнососудистая и т.п.);
. топографическую, рассматривающую на основе уже известных фактов
систематической анатомии пространственные взаимоотношения
структур в отдельных областях тела;
. пластическую, которая объясняет внешние формы и пропорции тела;
. возрастную, исследующую изменения в строении тела и его частей в
процессе индивидуального развития организма;
. сравнительную, изучающую структурные преобразования сходных
органов у разных животных;
. функциональную, рассматривающую структуры отдельных частей
организма под углом зрения выполняемых ими функций.
В настоящее время в связи с развитием и успехами экспериментальной
физиологии и патологии появилось экспериментальное направление и в анатомии
– экспериментальная морфология, изучающая структурные основы адаптации
(adaptatia — приспособление) человеческого организма к изменяющимся
условиям внешней среды (температурные колебания, гипокинезия, гиподинамия,
вибрация, невесомость и т.д.).
В зависимости от метода исследования и уровня познания составляющих
структур морфология подразделяется на анатомия, гистологию, цитологию и
эмбриологию.
Анатомия, как и другие морфологические науки, относится к
фундаментальным наукам, изучающим закономерности строения живой материи на
различных уровнях ее организации. Она вооружает учащихся знаниями о
строении человека – объекта их будущей практической деятельности. Раскрывая
своеобразие структур человеческого тела, анатомия разъясняет значение
специфической приспособляемости к общественному труду, которая
характеризует человека и, следовательно, способствует формированию
материалистического мировоззрения.
Вместе с тем анатомия закладывает фундамент для изучения других медико-
биологических и клинических дисциплин: нормальной и патологической
физиологии, патологической анатомии, хирургии, лечебной физической
культуры, спортивной медицины и т.д. Знание нормального строения и функций
органов и систем необходимо для глубокого понимания изменений, происходящих
в организме больного человека, что в свою очередь является основой для
успешной борьбы за здоровье человека.
Физиология
Физиология относится к биологическим дисциплинам. Она изучает функции
живого организма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных
клеточных структур, а также механизмы регуляции этих функций. Физиология
рассматривает функции организма во взаимной связи и с учетом воздействия на
них факторов внешней среды. Задача физиологии состоит в том, чтобы понять
работу машины человеческого организма, определить значение каждой его
части, понять, как эти части связаны, как они взаимодействуют и каким
образом из их взаимодействия получается валовой результат – общая работа
организма.
Физиология тесно связана с дисциплинами морфологического профиля –
анатомией, цитологией, цитологией. Без знания морфологического строения
клеток, тканей. Органов и систем организма нельзя глубоко понять их
функцию, структура и функция тесно связаны между собой, взаимно
обуславливают друг друга.
Важнейшее значение для физиологической науки имеют достижения физики и
химии, так как все явления, происходящие в организме, связаны с
материальными процессами и основаны на законах этих наук. Физиология
изучает качественные особенности, отличающие живую природу от неживой.
Физиология также опирается на общую биологию, эволюционное учение и
эмбриологию. Это и понятно, так как для изучения жизнедеятельности любого
организма необходимо знать историю его развития.
Физиология – это экспериментальная наука. Она располагает двумя основными
методами – наблюдением и экспериментом (опытом). Наблюдение позволяет
проследить за работой того или иного органа, например сокращением сердца
(как часто оно сокращается, какой отдел сокращается первым и т.д.). Однако
путем наблюдения нельзя ответить на вопросы, почему сердце сокращается, как
регулируется его деятельность. Для этого необходим эксперимент.
Физиологический эксперимент в зависимости от целей и задач может быть
острым и хроническим. Острые опыты имеют осуществляются в условиях
вивисекции (живосечения) и позволяют изучить за короткий промежуток времени
какую-то функцию. Острые опыты имеют рад недостатков: наркоз, травма,
кровопотеря могут извратить нормальное течение функций организма.
Вследствие этого острый эксперимент постепенно уступает место хроническому.
Хронический эксперимент позволяет в течение длительного времени изучать
функции организма в условиях нормального взаимодействия его с окружающей
средой.
Физиология и медицина неотделимы друг от друга. Для понимания нарушений,
которые происходят в патологии, необходимо знать нормальное течение
жизненных процессов. Знание физиологии необходимо для распознавания
заболевания, выбора и проведения правильного лечения, а также для
разработки профилактических мероприятий

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий