Проблема гуманизма в пьесе Горького «На дне»

Дата: 12.01.2016

		

Проблема истинного и ложного гуманизма

по пьесе Горького «На дне»

В ряду первых рассказов М.Горький показал ужасающие картины русской действительности, пороки капиталистического строя, бесчеловечные условия буржуазной России, «свинцовые мерзости жизни». А пьеса «На дне» явилась наиболее сильным произведением о «бывших людях», ибо такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной и безысходной участи мировая литература не знала.

В сыром подвале, «похожем на пещеру», в страшной грязи и вони ютятся люди, выброшенные из жизни в силу условий, царящих в обществе.

Горький не дает биографий героев пьесы, но по их отдельным репликам мы понимаем весь трагизм их существования.

Чахоточная Анна говорит о том, что «всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась… мучилась… Всю жизнь в отрепьях ходила». У этих несчастных «обитателей дна» отнято все: честь,человеческое достоинство, возможность любви и материнства, семьи, всякая надежда, все стерто, втоптано в грязь.

Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит:

«Работы нет… Силы нет.Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот она правда!»

И даже здесь, в этом странном мире отверженных, где заживо погребены ценные по своим задаткам люди, достойные сострадания, продолжают действовать волчьи капиталистического мира. Почти все жители костылевской ночлежки доведены до отчаяния, тянутся к каким-то призракам, иллюзиям. Мечтает вырваться отсюда Клещ, полагая, что честный труд поможет стать ему человеком: «Кожу сдеру, а вылезу», хочет начать новую,здоровую жизнь Васька Пепел, искренно верит в чистую любовь Настя. Все пытаются выпрямиться, стать полноценными людьми.

Общую мысль о свободном человеке высказывает Сатин. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, который,видя муки обездоленных, бескорыстно старается помочь им, облегчить

страдания, умиротворить. Спившемуся Актеру он внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице, умирающей Анне он советует не бояться смерти: она ведь несет покой; вору Пеплу советует уехать в богатую счастливую Сибирь. И это-то в то время! Обманщик Лука по своему гуманен, но его гуманизм пассиивносострадательный. Он основан на том, что Лука не верит в возможности человека:

для него все люди ничтожны, слабы,мелки, нуждаются лишь в сострадании и утешении. «Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха ни плоха»,- говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому ко всем и подходит с утешительной ложью.

Против вредоносной лжи и философии рабской покорности и долготерпения выступает Сатин: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ей… Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека».

В монологе Сатина в полный голос звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: «Надо уважать человека! Не жалеть,… не унижать его жалостью,… уважать надо!» Он убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а заставить саму действительность служить человеку,поэтому он поднимает знамя борьбы за Человека с большой буквы!

«Человек свободен. Человек — вот правда. Все в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное — дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!»

Пьеса имела огромный успех, потому что «принималась как пьеса-буревестник,которая предвещала грядущую бурю и к буре звала».

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий