Когнитивная и коммуникативная функции психики

Дата: 12.01.2016

		

Когнитивная
и коммуникативная

функции
психики

План

1.   Основы функции психики.

2.   Структура психики человека.

3.   Понятие функции в психологии.

4.   Когнитивная функция психики.

5.   Коммуникативная функция психики.

Этимологически
слово «психика» (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно
значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика – это сущность,
где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное
сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое
отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как
зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом
отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е.
психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью,
с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира,
так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от
субъективных особенностей. Психика – это «субъективный образ объективного
мира».

Психику
нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются
результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе
характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при
помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в
мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во
внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как
печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику
с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Психические
явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с
организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика -это системное
качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга,
которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически
сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную
активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества
(сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека
только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими
поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере
три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность
мозга – взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям
человеческой культуры, человеческих способностей.

Когнитивная и коммуникативная функции психики

Психическое
отражение характеризуется рядом особенностей:

·       
оно
дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем
правильность отражения подтверждается практикой;

·       
сам
психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

·       
психическое
отражение углубляется и совершенствуется;

·       
обеспечивает
целесообразность поведения и деятельности;

·       
преломляется
через индивидуальность человека;

·       
носит
опережающий характер.

Психика
человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo
sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе
трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных
действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного
человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы
уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе
трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура
человечества – это объективная форма воплощения достижений психического
развития человечества.

В процессе
исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения,
трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции –
специфически человеческие, общественно — исторически обусловленные формы
памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое
мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков,
созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических
функций образует сознание человека.

Психика
сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы
психических явлений, а именно:

1)
психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические
процессы – динамическое отражение действительности в различных формах
психических явлений.

Психический
процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец,
проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец
психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда
непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические
процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной
системы, идущими от внутренней среды организма.

Все
психические процессы подразделяются на познавательные
– к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и
воображение; эмоциональные – активные
и пассивные переживания; волевые –
решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические
процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и
деятельности человека.

В
сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый
поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление
различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной
быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и
состояний личности.

Под
психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время
относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в
повышенной или пониженной активности личности.

Каждый
человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном
психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно,
при другом – трудно и неэффективно.

Психические
состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки,
физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий
(похвала, порицание и т. п.).

Наиболее
изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание,
проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные
состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное,
гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом,
творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими
и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под
психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования,
обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и
поведения, типичный для данного человека.

Каждое
психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется
в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической
деятельности.

Свойства
личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с
группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А
значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и
эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые
интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые –
решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность,
аффективность и т. п.

Психические
свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные
образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей,
интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень
активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности –
подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую
динамическую сторону поведения); 3) способности (систему
интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие
возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов
поведения.

Понятие функции в психологии возникло в противовес
единовластию ас­социативной психологии.
Рассмотрение психических процессов как функций означало введение в психологию функциональной, «физиологической», точки зрения в противовес «анатомической» точке зрения
ассоциативной психологии, которая
посредством своего рода вивисекции расчленила психику на отдельные элементы. Но при этом функции обычно в
функциональной психологии над­страивались
над содержанием сознания, которое по-прежнему мыслилось как совокупность элементов, данных в ощущениях, представлениях
и т. д. Функции, таким образом, противопоставляются содержанию явлений сознания
как чистые акты или деятельности
«чистого сознания». В этом заключается первая, чрева­тая серьезными последствиями идеалистическая
ошибка, с которой связана тра­диционная
форма функциональной концепции в психологии.

Так понимаемое учение о психофизических функциях,
психофизиология, должно стать первой основной, существенной частью общей
системы психоло­гии. Учение о психофизических функциях образует первый план,
как бы осно­вание системы психологии. Его разработка — большая и существенная
задача дальнейших исследований.

Наличие чувствительности как функции не превращает, однако,
восприятие в функцию. Восприятие — уже сложный процесс, в котором участвуют
различ­ные стороны психической деятельности. В нем участвует чувствительность,
но предпосылкой его является, как мы уже видели и еще увидим дальше, известный
уровень развития тонической функции; помимо того, в процессе восприятия уча­ствует
осмысливание, воспроизведение прошлого опыта и т. д. Восприятие не является
функцией в том же смысле, в каком функцией является чувствитель­ность.
Правильнее будет трактовать его как сложный, но все же специфический процесс.

Психические процессы, как и функции, могут найти себе
выражение в специ­фическом содержании: функция чувствительности — в ощущениях,
процессы памяти — в воспроизведенных образах представления. Элементарное содер­жание,
связанное с функциями, образует как бы состав психической жизни; более сложные
образования, возникающие в психических процессах, — образы восприятия,
представления и т. п. — составляют ее качественно новое содержание. Все
психические процессы, как и функции, рассматриваются нами в единстве с их
специфическим содержанием. Этим преодолевается один из су­щественнейших пороков
той функциональной психологии, которая, противопо­ставляя функции содержанию,
превратила их в «чистые» акты.

Говоря о психических процессах, мы различаем
процессы познавательные, эмоциональные и можем также говорить о волевых
процессах. Однако, разли­чая мыслительные, или интеллектуальные, эмоциональные
и волевые процессы, мы не устанавливаем этим никакого дизъюнктивного деления
аналогично тому, как это делала психология, которая делила психику, или
сознание, на интеллект, чувство и волю. Один и тот же процесс может быть и, как
правило, бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Эмоциональный
процесс, на­пример, в действительности никогда не сводится к «чистой», т. е.
абстрактной, эмоциональности; он всегда включает в каком-то единстве и
взаимопроникнове­нии не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты, —
так же как интеллектуальный процесс мышления включает обычно в той или иной
мере эмоциональные моменты, а не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, изолиро­ванно
взятой интеллектуальности. Речь для нас идет не о том, что эмоция нахо­дится в
единстве и взаимосвязи с мышлением или мышление с эмоцией, а о том, что само
мышление как реальный психический процесс уже является единством интеллектуального
и эмоционального, а эмоция — единством эмоционального и интеллектуального.

Таким образом, когда мы анализируем
последовательно интеллектуальные, или познавательные, эмоциональные и волевые
процессы, речь собственно идет о характеристике единых и в то же время
многообразных психических процес­сов по преобладающему в каждом таком процессе
интеллектуальному, эмоцио­нальному или волевому компоненту. Каждый психический
процесс может быть охарактеризован по отношению к каждому из них. Мы
характеризуем его как интеллектуальный, эмоциональный или волевой по тому
преобладающему в нем компоненту, который накладывает в данном случае свой
определяющий отпеча­ток на процесс в целом.

Психические процессы, включая в себя в качестве
компонентов те или иные психофизические функции, в свою очередь включаются в те
или иные конкрет­ные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от
которых они формируются.

Смысл
традиционной функциональной психологии, трактующей все сложные   ‘психические
процессы как функции, заключался в том, чтобы представить их как проявления,
зависящие исключительно от внутренних условий, от имманентных особенностей
организма, духа, личности. Принципиальными предпосылками — осознанными или неосознанными
— такой функциональной психологии явля­ются биологизаторские представления о
том, что все психические функции явля­ются продуктом имманентного созревания
организма, или идеалистические тео­рии, согласно которым различные, все более
высокие проявления психики являют­ся результатом саморазвития духа. В
действительности протекание психических процессов и их специфические
особенности зависят от конкретных материаль­ных условий, в которых они
протекают. Поэтому подлинное преодоление основ­ных пороков функциональной
психологии достигается не оговорками о таком или ином понимании функций,
неправомерно пытающимися отожествить их с тем, что уже ни в каком смысле не
является функцией, и не разговорами о межфунк­циональных связях, а лишь
включением в план психологического исследования деятельности, в которой реально
формируются психика и специфические особен­ности различных психических функций
и процессов.

Всякий организм, будучи некоторым целым, выделяется из
окружающего, и всякий вместе с тем связан с окружением. Каждая психическая
функция и каждый акт поведения всегда являются внутренне противоречивым
единством выделения индивида из среды и связи его с ней. В ходе психического
развития индивид все более выделяет себя из действительности и все больше
связывает­ся с ней, — связывается, выделяясь. Переходя ко все более высоким
формам отражения — от сенсорной дифференцировки энергии какого-нибудь внешнего
раздражителя к восприятию предмета или ситуации и от него к мышлению, познающему
бытие в его связях и взаимоотношениях, индивид все более выделяется из
ближайшего окружения и глубже связывается со все более широкой сферой
действительности.

Сущность психического развития заключается во все новых
возможностях познавательного и действенного проникновения в действительность.
Это проникновение нераз­рывно связано с углублением в субъекте внутреннего
плана, плана внутренней жизни личности.

С этой первой связана вторая существенная
тенденция психического разви­тия. Сначала рецепция, отражение чувственного
раздражителя в образе, позна­ние является лишь стороной, начальным моментом
нерасчлененного акта пове­дения. В таком нерасчлененном единстве они
представлены в элементарных сенсомоторных реакциях. Лишь затем, по мере
перехода от сенсомоторных ре­акций как двигательных ответов на чувственный
раздражитель к предметному восприятию, с одной стороны, и предметному действию
— с другой, рецепторные, вообще познавательные моменты выделяются и превращаются
в относи­тельно самостоятельную деятельность.
Возрастающая дифференциация сенсорных и моторных функций составляет
вторую существенную тенденцию психического развития. Их дифференциация
означает, однако, не разрыв соединяю­щих их связей, а переход ко все более
сложным связям и взаимозависимостям между ними.

Если, наконец, перейти к мышлению человека как способности в закономер­ностях
развития познавать сущность явлений, то и тут оказывается, что человек познает
природу, изменяя ее. Разум человека является не только предпосылкой
практической предметной деятельности, которой человек преобразует мир; он также
ее продукт. В единстве практической и
теоретической деятельности при­мат принадлежит первой. Познавательная
деятельность человека зарождается и развивается сначала как сторона, момент, аспект
его практической деятельности. Лишь затем она выделяется из практической деятельности,
в которую она перво­начально вплетена, в качестве особой теоретической деятельности.
Даже и выде­лившись, теоретическая деятельность сохраняет, однако, связь с
практической деятельностью, исходит из практики, подчиняется ее контролю, в
свою очередь воздействуя на нее и руководя ею.

Важнейшим
достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как
прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на
основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Язык – система
знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым
строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние
присутствуют в различного рода формализованных языках.

Объективным
свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность,
является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в
данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо
от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В
отличие от значения слова личностный смысл – это отражение в индивидуальном
сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности
человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный
смысл – это субъективное переживание его содержания.

Выделяют
следующие основные функции языка: 1) средство существования, передачи и
усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации);
3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления,
воображения). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования
информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка
информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими
поколениями, становится достоянием последующих поколений.

Выполняя
функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника –
прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы
сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться
немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Третья
функция речи – функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две
функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то
коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное
на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три
стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

Предпосылки
построения теории, охватывающей общей системой понятий все члены
психологической триады, состоят в единстве сенсорных корней всех психических
процессов – единстве, демонстративно представленном явной соотнесенностью
экстерорецептивных ощущений с когнитивными процессами, интерорецептивных – с
эмоциональными, а кинестетически-проприорецептивных – с регуляционно-волевыми.
Поскольку ощущениям всех этих классов присущи не только специфичные для каждого
из них видовые, но и общеродовые свойства, то общие характеристики любого
ощущения как простейшего психического процесса составляют единый исходный
корень и, по-видимому, универсальный компонент психических явлений всех уровней
организации.

Однако
все эти свидетельства в пользу единства всех пассов психологической триады,
взятые сами по себе, но не включенные в связную иерархическую концептуальную
сетку, остаются лишь необходимыми, но недостаточными предпосылками для
включения регуляционно-волевых актов в рамки общей теории психических
процессов. Недостаточны они потому, что отсутствуют промежуточные уровни
обобщенности концептуальной сетки. Тут прежде всего мы сталкиваемся опять-таки
с дефицитом знаний о признаках психического процесса, составляющих тот
ближайший род, в рамках которого должна быть установлена видовая специфичность
регуляционно-волевых актов по сравнению с когнитивными и эмоциональными
процессами. Именно поэтому концептуально-языковой барьер, отделяющий процессы
психической (в частности, волевой) регуляции от когнитивных и эмоциональных
процессов, до сих пор представляется не межвидовым рубежом в рамках общего
«концептуального пространства» психики (что отвечало бы реальным
различиям видовой специфики), а принципиальной межродовой, если не межсубстанциальной
пограничной линией. До сих пор основные понятия феноменологии и теории волевой
и вообще психической регуляции: «мотив», «цель»,
«выбор», «свобода», «воля» – внутри психологии
остаются автономными, «свободными» или во всяком случае недостаточно
«отягощенными» бременем общепсихологической концептуальной схемы и
научного языка, на котором описываются когнитивные и эмоциональные процессы.
Поскольку, однако, вся эта совокупность понятий неизбежно входит в контекст
описания и объяснения целостной психической реальности, то по необходимости
возникает противоречивая концептуальная ситуация, которая здесь, как и в сфере
когнитивных и эмоциональных процессов, приводит к отождествлению уровней
обобщенности психологических категорий и отсюда – к смешению исходных и
производных компонентов психики.

Список использованной литературы

1.   Рубинштейн С.П. Основы общей
психологии. С.-П., 1999.

2.   Веккер Л.М. Психика и реальность. М.,
1993.

3.   Слободчиков В.И., Исаев Е.И.
Психология человека. М., 1995.

4.   Рогов Е.И. Общая психология. М.,
1995.  

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий