Своеобразие гуманизма Достоевского

Дата: 12.01.2016

		

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский
государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Абакан, 1999

Достоевский
— певец «униженных» и оскорбленных» — получил всемирное
признание как великий писатель — гуманист. Однако гуманизм Достоевского отличен
от традиционного «человеколюбия».

Уже
первый идеолог русской литературы B.Г. Белинский отстаивал альфу и омегу того
этапа развития: крестьянин — тоже человек. Совокупность социально-исторических
и духовно-нравственных причин (Отечественная война 1812 года, движение
декабристов, проблемы крепостничества, осознание роли народа в историческом
движении) делает народ центральным понятием русского национального самосознания
и, естественно, самосознания русской литературы XIX века. Значимость самой
личности определяется теперь ее отношением к народу. Гуманизм включается в
более широкую систему общественно-исторических и духовно-нравственных
ценностей.

Достоевский,
как великий гуманист, пекся не только о народе вообще, но и о человеке, об
отдельной личности. Он поднимает образ человека в литературе до философии
человека. Гуманизм не благодушие, а боль. Герой Достоевского будет уважать
себя, лелеять свою чистоту и добропорядочность до тех пор, пока случай не
поставит перед его совестью зеркало. С этого момента считавший себя гуманистом
будет ускорять шаги, чтобы не откликнуться на крик о помощи, проклинать себя за
это, исповедоваться в недобрых мыслях, бичевать душевные слабости, проводить
«пробу».

Мучительные
духовные поединки, страстные монологи, обнажающие изнанку души — все это было
непривычным для «традиционного» гуманизма.

Целью
Достоевского было вывести сферу подсознания, где правят смутные эмоции и
инстинкты, в мир жизненного действия. Его автор «Преступления и
наказания« называл »фантастическим». Фантастический реализм
Достоевского предстает в двух слагаемых. «Реализм»- оттого, что это
верно соответствует психологии бытия человека. «Фантастический» —
оттого, что скользящие тени в текущей жизни Достоевский представил как явь.

В
жизни люди говорят и ведут себя иначе, чем говорят и поступают в романах
Достоевского. Но они так думают наедине с собой, инстинктивно так чувствуют. И
этот мир тайных эмоций писатель выводит в свет как неоспоримую реальность. И
будто не люди разговаривают, а общаются их души, спорят их идеи. В будущем
оказалось, что разговоры эти не были выдуманы Достоевским: идеи, мысли,
инстинкты и эмоции стали нагляднее и острее отзываться в действительности XX века
— в образе жизни, социальных конфликтах, эксцессах уголовной хроники.

В
сущности вся гениальная серия романов Достоевского, от «Преступления и
наказания« до »Братьев Карамазовых», относится к эпохе 60-70-х
годов, эпохе отмены крепостного права в России. И все вопросы, связанные с
владением людьми, «живыми душами», как и ответственность за выбор
страной новых путей, — все это больные «русские» вопросы. Достоевский
недобро отзывался о революции 1789 года, но лозунг «свободы, равенства,
братства», по-особому читавшийся в русских условиях, всегда был для него
главным сосредоточием горячо разделяемых или яростно отвергаемых им идей.
Достоевский хотел осознать русский путь в свете мирового развития, а вопросы
своей души — как часть извечных вопросов человечества.

Достоевский
был величайшим защитником идеала свободы, понимаемого им как беспрепятственная
свобода личности. В пору реформ 1861 года это не было отвлеченной теорией. Но
он подверг этот идеал свободы мучительному экзамену, угадав в нем
противоборство добра и зла. Будет ли счастлив человек, если получит свободу?
Как распорядится ей? Чем обернется для него эта свобода? Вот лишь часть
ядовитых вопросов, адресованных Достоевским человеку, который желал бы, хотя бы
и вопреки всему свету, пожить «по своей волюшке». Раскольников хочет
быть свободным и доказать, что он «не тварь дрожащая» и «власть
имеет». Но эта власть — свобода для себя при несвободе для других. Она и
есть путь к преступлению.

Такой
же проверке подвергает Достоевский идеал равенства. В социальном равенстве его
отпугивает покушение на индивидуальность, погибель для яркого цветения жизни.
Если в будущем все сильные умы будут «погашены в зародыше», а таланты
приведены к общему знаменателю, то нужно ли людям такое равенство? А что если
равенство вообще не совместимо со свободой, поскольку все неравно в природе?

Но
что влечет Достоевского сильнее всего и как бы разрешает для него противоречия
свободы и равенства — так это братство. Люди все разные по своей природе, но
они изменяются больше, переступив порог совести, заглушив в себе голос
справедливости и добра. Палачами не рождаются. Несмотря на незавидную судьбу
добра в мире, велика ответственность всякого человека за себя. Обуздать в себе
силы природы, а они дремлют в каждом, — немалый душевный труд и духовная
задача.

Творческое
углубление через индивида в личность совершалось в единстве с углублением через
нации в народ. Это всемирно значимое открытие Достоевского привело к
глубочайшему преобразованию той направленности искусства, которая связана с понятием
гуманизма.

Список литературы

Мотылева
Т.П. Достоевский и мировая литература. В кн. «Иностранная литература и
современность». М., 1961.

Фридлендер
Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л., 1964.

Долинина
Н.Г. Предисловие к Достоевскому. Л.,1980.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий