Сущность и роль финансового планирования на предприятии

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

1.
Введение

2.
Сущность и роль финансового планирования на предприятии

2.1. Общая концепция
внутрифирменного планирования. Значение финансового планирования на предприятии

2.2. Сущность, цели и
этапы финансового планирования

2.3. Виды финансовых
планов и их взаимосвязи в системе внутрифирменного планирования

2.4. Методы финансового планирования и
прогнозирования

3. Практическая часть

4.
Анализ финансовых коэффициентов

5.
Заключение

Список
использованной литературы

1. 
Введение

Финансовое
планирование – один из
наиболее основных инструментов планирования в целом. Это связано с тем, что
прогноз движения денежных потоков позволяет определить, каковы финансовые
возможности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе, достаточно
ли собственных средств для покрытия всех текущих и обязательных расходов.

Финансовое
планирование необходимо для защиты предприятия от влияния негативных внешних
факторов, для обеспечения финансовой устойчивости, достижения высокого
результата финансово-хозяйственной деятельности. В рыночной экономике, где
развита конкуренция, где налоговое законодательство сурово в своих нормах,
планирование позволяет защитить предприятие и обезопасить от неожиданного
ухудшения финансового состояния и, возможно, даже банкротства.

Несмотря на
свою важнейшую роль в современной экономике и развитии предприятия, финансовое
планирование для достижения наилучшего результата должно претерпеть изменения.
Ведь если рассмотреть исторический фактор, нельзя не отметить, что ранее планы
предприятий ориентировались больше не на собственные потребности и цели, а в
основном на планы народного хозяйства страны, т. е. решения принимались не
руководством того или иного предприятия, а руководством страны, которое и
задавало ритм всему. От мощностей предприятия, грамотности руководства,
квалификации кадрового состава зависит как вся деятельность компании, цели,
которые ставятся в краткосрочной и в долгосрочной перспективах, так и
непосредственно сам результат этой деятельности. Главная цель разработки
финансового плана — дать предприятию полную картину: из каких источников и
когда будут поступать деньги, на какие цели будут использованы и каким будет
финансовое состояние к концу периода.

2. Сущность и роль финансового
планирования на предприятии

2.1 Общая концепция
внутрифирменного планирования. Значение финансового планирования на предприятии

Анализ опыта экономических реформ показывает, что
эффективность деятельности предприятий во многом зависит от состояния
внутрифирменного планирования.

Методология и методика планирования, сложившиеся на
предприятиях в условиях централизованного административно-хозяйственного
механизма, не соответствовали новым методам хозяйствования в системе рыночных
отношений. Влияние государства на процесс планирования работы предприятия,
централизованность и директивность, отрыв планирования от требований рынка —
это самые общие характеристики «старой» системы планирования.

Соответственно, возникает необходимость разработки
новой системы планирования, отвечающей целям и задачам предприятия как субъекта
рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую
деятельность. Более того, в условиях динамичного развития экономики,
стохастичности рынка и постоянно нарастающей конкурентной борьбы роль планов на
предприятии еще более усилилась.

Как показывает практика индустриально развитых
стран, использование планирования создает для фирмы следующие преимущества:

•  способствует более эффективному использованию и
распределению ресурсов и повышению ответственности руководителей различного
уровня за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы;

•  улучшает координацию действий между структурными
подразделениями фирмы;

•  повышает возможности оперативного обеспечения
руководства полезной для него информацией;

•  дает возможность подготовиться к изменениям во
внешней рыночной среде;

•  создает возможности для оценки инвестиционной
привлекательности отдельных видов деятельности, которые осуществляет или
планирует осуществлять в будущем организация.

На основе системы долгосрочных, годовых и
оперативных планов осуществляют организацию запланированных работ, мотивацию
персонала, контроль результатов и их оценку при помощи плановых показателей.
Предприятие не в состоянии полностью устранить предпринимательский риск, но
может снизить его негативные последствия путем прогнозирования и планирования.
С позиций конкретно-управленческого аспекта можно сформулировать понятие «планирование
деятельности предприятия» следующим образом. Планирование в
системе управления предприятием означает деятельность, направленную на
определение того, какой вид продукции, какого объема и качества, с затратами
какого количества ресурсов, к какому моменту времени желательно получить для
обеспечения конкурентоспособности предприятия.

В условиях рыночной экономики эффективное управление
предприятием предполагает, в первую очередь, оптимизацию ресурсного потенциала
предприятия; при этом повышается значимость эффективного управления финансовыми
ресурсами. От того, насколько эффективно они трансформируются в основные и
оборотные средства, средства стимулирования рабочей силы, зависит финансовое
благополучие предприятия в целом, его собственников и работников.

Обязательным
элементом системы внутрифирменного планирования как на стратегическом, так и
тактическом уровне становится финансовое планирование. В финансовых планах рассматривается обеспеченность
финансовыми ресурсами тех целевых установок, которые определены в
стратегическом, долгосрочном и других планах предприятия.

Сложности, возникающие при внедрении системы
финансового планирования (бюджетирования) на предприятии, связаны с той системой
целей, которые ставят перед собой руководители. Чаще всего главной целью
бизнеса декларируется прибыль, достижение определенного уровня рентабельности.
О построении целостной системы финансовых целей, о сбалансированности
финансовых потоков, как правило, речь не идет.

Существующая система внутрифирменного планирования
не предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации
намеченных планов, не предусматривает анализ различных сценариев изменения
финансового состояния фирмы. Подобные цели достижимы при внедрении системы
внутрифирменного финансового планирования (бюджетирования), объектом управления
в которой являются финансы.

Термины
«финансовое планирование» и «бюджетирование» многими
экономистами часто используются как синонимы. Вместе с тем, современные подходы
к изложению сущности системы внутрифирменного бюджетирования основаны на новом,
качественном, содержании этого инструмента управления финансово-экономической
деятельностью предприятия.

2.2 Сущность, цели и этапы
финансового планирования

Основу системы управления финансами предприятия
составляет финансовое планирование. Рыночная экономика существенно изменила
место и роль финансов в хозяйственном механизме управления предприятием.
Процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов стали
исключительно прерогативой самих хозяйствующих субъектов. Эффективность
использования финансовых ресурсов стала главным критерием при выработке
стратегии и тактики ведения хозяйственной деятельности, отбора тех или иных инновационных
мероприятий, принятии инвестиционных решений. Финансовое
планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и
плановых показателей по обеспечению развития фирмы финансовыми ресурсами и
повышению эффективности её финансовой деятельности в будущем.

Главной задачей на предприятии является переход к
управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния с
учетом стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным
условиям. На разработанной финансовой стратегии и финансовой политике
базируется система конкретных видов финансовых планов, направленных на решение
основной проблемы в управлении финансами — совмещение интересов развития
предприятия и других субъектов рынка, взаимодействующих с ним, наличие
достаточного уровня денежных средств для достижения стратегических целей
деятельности и сохранение высокой платежеспособности. Выдвинутые задачи в
системе управления предприятием решаются в процессе финансового планирования.

Внутренние финансовые отношения возникают при
формировании начального капитала, распределении расходов и доходов между
структурными подразделениями фирмы, оплате труда персонала, выплате дивидендов,
формировании целевых фондов предприятия. Внешние финансовые отношения предприятия
возникают при взаимодействии с финансовой системой государства, партнерами по
бизнесу, включая субъектов финансового рынка, международными организациями. Все
эти отношения носят многосторонний характер, обусловленный пересечением
интересов различных участников экономики.

Финансовые планы упорядочивают внешние и внутренние
финансовые отношения, обеспечивая совмещение и увязку интересов лиц, имеющих
отношение к предприятию.

Финансовое
планирование заключается в планировании финансовых потребностей фирмы и источников
их обеспечения. Финансовые
потребности предприятия включают потребности, связанные с разновременностью
поступлений и расходов и капитальные (инвестиционные), в том числе на прирост
оборотных активов, на обновление и прирост основного капитала. Источниками
обеспечения потребностей служат собственные средства (взносы в уставный
капитал, амортизационные отчисления, прибыль) и заемные (кредит, займы,
кредиторская задолженность).

Соответственно, цель
финансового планирования состоит
в том, чтобы сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми
возможностями.

Следует отметить, что цель финансового планирования
конкретизируется в
зависимости от длительности
планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент
разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в
ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий
(таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России, курс
национальной валюты и др.). Предприятие, имеющее большую просроченную
кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к
критическому, при разработке финансовых планов должно ориентироваться на
обоснование антикризисных мероприятий, позволяющих избежать банкротства.
Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая, должна в
качестве цели финансового планирования ставить рост стоимости предприятия,
выстраивать стратегию бизнеса на основе роста его капитализации.

Вместе с тем, система целей финансового планирования
любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов,
обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и поддержание финансовой
устойчивости в долгосрочной перспективе. Соответственно
этому результатом финансового планирования является разработка трех финансовых
документов: плана доходов и расходов (прибылей и убытков), плана движения
денежных средств, планового баланса. При внедрении системы бюджетного
планирования речь идет о разработке целостной системы бюджетов.

В процессе
финансового планирования решаются следующие задачи:

•  определение оптимальной структуры источников
финансирования деятельности предприятия;

•  обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами
производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

•  определение путей эффективного вложения капитала,
оценка степени его рационального использования, установление рациональных
финансовых отношений с бюджетной системой, партнерами по бизнесу и другими
контрагентами;

•  соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

•  выявление и реализация резервов роста доходности
предприятия и направлений его эффективного развития;

•  обоснование целесообразности и экономической
эффективности планируемых инвестиций;

•  контроль за финансовым состоянием фирмы.

Значение финансового планирования для фирмы состоит
в том, что оно:

•  воплощает выработанные стратегические цели в форму
конкретных финансовых показателей;

•  предоставляет возможности определения
жизнеспособности финансовых проектов;

•  служит инструментом получения внешнего
финансирования.

Исходя
из целей и задач, стоящих перед финансовым планированием на предприятии, можно
отметить, что это сложный процесс, включающий несколько последовательных
этапов:

I
этап. Анализ финансового состояния предприятия в ретроспективе;

II этап. Разработка финансовой стратегии и финансовой
политики. Составление долгосрочных планов;

III этап. Составление текущих финансовых планов
(бюджетов);

IV этап. Корректировка, увязка и конкретизация
финансовых планов (бюджетов);

V этап. Разработка оперативных финансовых планов
(бюджетов);

VI этап. Оценка и анализ достигнутых результатов
деятельности, сопоставление с запланированными показателями.

Рассмотрим
их содержание. Принятию всякого решения финансового характера предшествуют
аналитические расчеты. Очевидно, что анализ, являющийся одной из составных
частей грамотного управления финансами, — это первый этап процесса финансового
планирования. Объектом внимания аналитиков являются финансовые показатели
деятельности фирмы за предыдущий период (в ретроспективе), на основании которых
можно выявить тенденции как уже сложившиеся, так и складывающиеся. Проведенный
ретроспективный анализ дает возможность принятия обоснованных решений
перспективного характера.

Второй
этап — это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным
направлениям финансовой деятельности предприятия. Разработка финансовой
стратегии и финансовой политики представляет собой особую область финансового
планирования, которая относится к системе стратегического планирования. На этом
этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к
перспективным планам. .

В
процессе осуществления третьего этапа уточняются и корректируются основные
показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих (годовых)
финансовых планов. Если показатели прогнозных документов носят в ряде случаев
вероятностный характер, обусловленный изменчивостью внешней и внутренней среды
функционирования фирмы, то годовые финансовые планы включают систему конкретных
количественных показателей, исчисленных с использованием более объективной и
полной информации.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей
финансовых планов с производственными, инвестиционными и другими планами и
программами на предприятии. Пятый этап — это осуществление оперативного
финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

Завершается процесс финансового планирования —
шестой этап — оценкой результатов, достигнутых на предприятии, в сравнении с
целями, установленными в финансовых планах. Данный этап заключается в
определении фактических конечных финансовых результатов деятельности
предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин
отклонения от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных
явлений. Анализ отклонений позволяет обеспечить оперативный контроль за
деятельностью предприятия, вскрыть многие проблемы управления, усилить контроль
за функционированием наиболее сложных участков производства и определить меру
ответственности руководителей (менеджеров) за результаты деятельности
подразделений.

2.3 Виды финансовых
планов и их взаимосвязи в системе внутрифирменного планирования

Финансовое планирование является составной частью
общего процесса планирования а, следовательно, и управленческого процесса.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на
маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии
и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут
практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и
маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы
поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если
условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в
долгосрочном периоде.

В
зависимости от уровня планирования и продолжительности периода, к которому
относится разрабатываемый план, различают планы:

•  стратегический финансовый;

•  долгосрочные финансовые;

•  среднесрочные финансовые;

•  годовые финансовые;

•  оперативные финансовые.

Виды и последовательность разрабатываемых планов
могут меняться в зависимости от ряда факторов, в первую очередь — от изменения
внешней среды. Главное, что на любом уровне планирования
деятельности предприятия финансовая компонента является обязательной
составляющей.

Рассмотрим виды и взаимосвязи планов.

Стратегический
финансовый план входит в состав
стратегического плана предприятий и определяет систему долгосрочных целей
финансовой деятельности предприятия в соподчинении с общей стратегией
хозяйствования. В составе финансового плана на стратегическом уровне
разрабатывается финансовая стратегия и финансовая политика, составляются
финансовые прогнозные документы, определяется общая потребность компании в
финансовых ресурсах осуществляется прогнозирование структуры источников финансирования, процедура внесения изменений в систему планов.

Долгосрочные
финансовые планы охватывают
период планирования в 10, 5 и 3 года в зависимости от сферы деятельности и
изменчивости внешней среды. Долгосрочное планирование связано, как правило, с
разработкой тех или иных инвестиционных проектов и привлечением долгосрочных
источников финансирования. Разработчики долгосрочных финансовых планов
стремятся иметь дело с агрегированными инвестиционными показателями и не
погружаться в детали. Многочисленные мелкие инвестиционные проекты сводятся
воедино и затем рассматриваются как единый проект.

По содержанию долгосрочный финансовый план включает
основные прогнозные формы, отражающие финансовые цели компании.

В системе стратегического и долгосрочного
планирования с позиции практики рекомендуется готовить три варианта финансового
плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический.

В качестве условий, от которых зависит эффективность
долгосрочного планирования и которые соответствуют целям долгосрочных планов,
специалисты называют три момента.

1.Прогнозирование, т.е. наличие точных и обоснованных прогнозов.
Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющих
факторов. При этом прогнозирование может основываться на использовании
различных методов и моделей. К наиболее используемым на практике относятся
методы: экспертных оценок; обработки пространственных, временных и
пространственно-временных совокупностей; ситуационного анализа и
прогнозирования.

2.Выбор оптимального финансового плана. Алгоритма,
позволяющего осуществить выбор оптимального варианта плана из возможных
альтернатив, не существует. Как правило, решение принимается на основе профессионального
опыта и интуиции менеджеров и руководства.

3.Контроль за
реализацией долгосрочного финансового плана. В быстроменяющихся условиях
долгосрочные планы теряют свою актуальность без соответствующих управленческих
воздействий, направленных на контроль исполнения поставленных задач. Важной
методической особенностью формирования системы долгосрочного планирования
является механизм адаптации планов к меняющимся внешним условиям. Адаптивный
характер стратегического и долгосрочного планирования обеспечивается путем
корректировок оперативных и годовых планов, подчиненных долгосрочным и
стратегическим целям.

Среднесрочные
планы занимают промежуточное
положение между долгосрочными и годовыми. По мере необходимости в среднесрочные
планы ежегодно вносятся поправки.

Годовые и оперативные финансовые планы относятся
к краткосрочному финансовому планированию. Задачей краткосрочного финансового планирования
является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия и эффективное
использование временно свободных денежных средств.

Базой для составления годовых финансовых планов
является разработанная финансовая стратегия и финансовая политика и показатели
долгосрочных финансовых планов. Годовые финансовые планы позволяют определить
на предстоящий период все источники финансирования развития предприятия,
сформировать структуру его доходов и расходов, управлять денежными потоками
предприятия, предопределить структуру его активов и капитала на конец
планируемого периода. Годовые планы разрабатываются на очередной год с разбивкой
по кварталам.

Оперативное
финансовое планирование заключается
в разработке комплекса краткосрочных плановых документов, конкретизирующих
плановые показатели очередного квартала годового плана. Роль оперативных
финансовых планов на предприятии заключается в обеспечении эффективного
контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов в рамках
коротких временных периодов (месяц, декада, неделя).

В современных
условиях одним из важнейших элементов процесса планирования в целом является
составление бизнес-планов. В
рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме,
содержанию, структуре и т.д.

Бизнес-планы необходимы прежде всего для обоснования
некоторого нового направления развития; бизнес-план финансового оздоровления является
основным документом для неплатежеспособных предприятий; бизнес-план оценивает
все основные аспекты деятельности при создании нового предприятия и т.д. В
зависимости от масштаба и значимости вопросов, затронутых в конкретном
бизнес-плане, его можно трактовать и как стратегический план развития компании,
и как плановый документ, имеющий четко очерченные временные границы с
конкретными проработками. То есть, бизнес-план может разрабатываться и на год.
Чем короче планируемый период, тем более детальной должна быть проработка
основных аспектов деятельности. В случае если проект рассчитан на несколько
лет, ключевые показатели и ориентиры для первого года даются в разбивке по
месяцам.

Близок к бизнес-плану такой привычный ранее
отечественным предприятиям документ, как технико-экономическое обоснование. Но
главное отличие бизнес-плана — в его стратегической направленности,
предпринимательском характере, гибком сочетании производственного,
технического, финансового и рыночного аспектов деятельности на основе внутренних
возможностей организации и внешнего окружения.

Особое место в бизнес-плане занимает финансовый
раздел.

Внутрифирменное финансовое планирование предполагает
использование различных бюджетов. Не касаясь различий терминов «план»
и «бюджет», подчеркнем их единство: бюджет, по сути, является
финансовым планом, охватывающим все стороны деятельности предприятия в целом.
На практике разработку бюджетов, как правило, подключают к системе годового и
оперативного планирования. Финансовые планы, «встроенные» в общий
процесс внутрифирменного планирования, образуют систему финансового
планирования на предприятии.

2.4 Методы финансового планирования и прогнозирования

Известно, что основные различия между планированием
и прогнозированием сводятся к следующему:

•  прогнозирование всегда предшествует планированию;
его можно рассматривать как подфункцию планирования;

•  прогнозы составляются на долгосрочную перспективу
(от 3 до 10 лет); временной период в планировании более краткосрочный. Различия
во временном аспекте прогнозов и планов вызывают различия и в их содержании;

•  в отличие от планирования прогнозирование не ставит
задачу осуществить на практике разработанные прогнозы. Рассчитанные ориентиры
представляют собой только предвидение соответствующих изменений;    

•  прогнозирование рассматривается как метод выявления
оптимальных вариантов действий и предполагает альтернативность в построении
финансовых показателей и параметров. В прогнозировании финансов главное —
познание объективных тенденций финансового развития.

Планирование и прогнозирование финансовых
показателей осуществляется с использованием разнообразных методов. Исходя из
содержания того или иного метода и тех целей, которые поставлены — разработка
плана или прогноза, — можно без особых затруднений выбрать наиболее приемлемый
(с учетом имеющейся базы исходных данных, требуемой точности расчета и т.д.).

При планировании и прогнозировании финансовых
показателей могут применяться следующие методы:

•  нормативный;

•  расчетно-аналитический;

•  балансовый;

•  экономико-математическое моделирование.

Нормативный метод основывается на системе норм и нормативов,
используемых для расчета целого ряда финансовых показателей. Можно выделить
следующие нормы и нормативы: федеральные; региональные; местные; отраслевые; нормы
и нормативы самого предприятия.

Федеральные нормы и нормативы являются едиными для
всей территории РФ. К ним относятся: ставки федеральных налогов, нормы
амортизационных отчислений по отдельным группам основных фондов, нормативы
отчислений в резервный фонд для акционерных обществ и т.д.

Региональные и местные нормы и нормативы действуют в
отдельных регионах РФ. Они охватывают, как правило, ставки региональных и
местных налогов, сборов и т.д.

Отраслевые нормативы применяются в рамках отдельных
отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий (акционерные
общества, малые предприятия и т.д.). Они включают нормы предельных уровней
рентабельности предприятий — монополистов, предельные нормы отчислений в
ремонтный фонд и т.д.

Нормативы, разрабатываемые на предприятии,
предназначены для внутреннего пользования: планирования и регулирования, для
контроля за использованием ресурсов и т.д. К ним относятся: нормы и нормативы
потребности в оборотных средствах; нормативы кредиторской задолженности, постоянно
находящейся в обороте предприятия; нормы амортизационных отчислений по
нематериальным активам и т.д. Нормативный метод планирования является самым
простым. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый
показатель. Поэтому актуальной проблемой управления финансами предприятий
является разработка экономически обоснованных норм и нормативов дня целей
планирования, контроля и стимулирования деятельности каждого структурного
подразделения.

Содержание расчетно-аналитического метода планирования и прогнозирования заключается в том,
что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого
за базовый, и индексов изменения его в плановом периоде рассчитывается плановая
величина этого показателя. Метод опирается на анализ динамики ретроспективных
данных и экспертную оценку прогнозируемого изменения финансового показателя.
Экспертная оценка есть результат проведения экспертизы, обработки и
использования этого результата при обосновании значения вероятности. В современной
интерпретации методы экспертного прогнозирования могут предусматривать
многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных
результатов путем научного инструментария экономической статистики.

Разновидностью расчетно-аналитического метода
является метод пропорциональных зависимостей показателей (метод
процента от продаж). Основу
этого метода составляет утверждение, что можно идентифицировать некий
показатель, наиболее важный с позиции характеристики деятельности предприятия,
который в связи с этим можно использовать как базовый для определения
прогнозных значений других показателей в том смысле, что они «привязываются»
к базовому показателю при помощи простых пропорциональных зависимостей. В
качестве такого базового показателя чаще всегда используется выручка от
реализации. Соответственно, используемый метод носит название «метод
процента от реализации«, или »метод процента от продаж».

Балансовый
метод планирования финансовых
показателей состоит в увязке планируемого поступления и использования
финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода
посредством построения балансовых соотношений. Балансовый метод применяется при
планировании распределения чистой прибыли по фондам, платежного баланса
(календаря) и др.

Метод
оптимизации плановых решений заключается
в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с целью выбора из них
наиболее оптимального. При этом могут применяться различные критерии выбора:

1.минимум приведенных затрат;

2.минимум текущих затрат;

3.      минимум времени на оборот капитала, т.е.
ускорение оборачиваемости капитала;

4. максимум приведенной прибыли;

5. максимум доходности капитала и другие критерии.

Перечисленные критерии, основанные на сопоставлении
затрат, прибыли, рентабельности, срока окупаемости, относятся к статическим
методам оценки.

При оценке экономической эффективности проектов
применяют динамические методы оценки эффективности, основанные на концепции
денежных потоков.

Методы экономико-математического
моделирования в финансовом
планировании позволяют определить количественное выражение взаимосвязей между
финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данные
взаимосвязи выражают через модели, которые представляют собой точное описание
экономических процессов при помощи математических символов и примеров
(уравнений, неравенств, графиков, таблиц).

Методы моделирования занимают ведущее место с
позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют между собой по
сложности используемых алгоритмов. Выбор того или иного метода зависит от
множества факторов, в том числе и имеющихся в наличии исходных данных.

Имитационное
моделирование. В основе этого
метода прогнозирования лежат модели, предназначенные для изучения
функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению
факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение
результативного признака.

Полученные в ходе моделирования результаты
используются для составления среднесрочного прогноза (до 3-х лет), а длительный
прогноз служит непосредственно для целей стратегического управления и
постоянной корректировки данных по годам. Для разработки долгосрочного прогноза
используют дополнительно экспертные оценки специалистов и руководителей
предприятия.

Многие из современных методов финансового
планирования, используемые в зарубежной практике, связаны с имитационным
моделированием. Методы имитационного моделирования позволяют сочетать
планирование инвестиций в основной и оборотный капитал и источники их
финансирования, оценивать риск привлечения заемных средств при разных исходных
сценариях развития корпорации и экономики страны. Они помогают финансовым
менеджерам разрабатывать прогнозные бюджеты доходов и расходов, бюджеты
движения денежных средств.

В западной практике финансового планирования широкое
применение получили модели линейного программирования. Применение оптимизационных возможностей линейного
программирования предполагает необходимость выбора целевой функции. Например,
максимизацию стоимости компании. Модель линейного программирования позволяет
оптимизировать эту целевую функцию при соблюдении установленных ограничений.

Рекомендуют соблюдать три этапа подготовки задачи
для её решения методом линейного программирования:

1)обозначить искомые управляемые переменные;

2)выделить целевую функцию, подлежащую максимизации
или минимизации и представить её в формализованном виде;

3)функцию при соблюдении установленных ограничений
установить набор ограничений на базе искомых переменных посредством линейных
уравнений или неравенств.

Отметим, что идеального метода финансового
планирования (или прогнозирования) не существует. Например, формальное
применение экстраполяции — перенос ретроспективных тенденций на будущее — может
привести к недостоверным результатам. В ряде случаев экстраполяция должна
сочетаться с глубоким экспертным анализом тенденций развития финансовых
процессов. Формализованные модели финансового планирования подвергаются критике
по двум основным моментам:

• в ходе моделирования обычно разрабатывается несколько
вариантов планов, причем формализованными критериями невозможно определить,
какой из них лучше;


любая финансовая модель лишь упрощенно выражает взаимосвязи между
экономическими показателями. Соответственно, для планирования и прогнозирования
финансовых показателей целесообразно использовать комплекс методов. За счет
этого снижается риск прогноза (повышается достоверность прогнозирования). .

Учитывая
это, можно вместе с тем подчеркнуть, что жестко предопределенных и однозначных
решений в плановой работе нет. Роль и предназначение планирования как функции
управления деятельностью любой экономической системы не в точном расчете тех
или иных показателей, а гораздо шире: важен не столько план сам по себе,
сколько собственно процесс планирования, осознанно применяемый для координации
и оптимизации деятельности предприятия.

3. Практическая часть

План продаж
(план реализации) — отправная точка всех финансовых расчетов, так как он
определяет основную часть денежных средств, поступающих от продаж (от операционной
деятельности предприятия).. ..Цель планирования объема продаж состоит в
своевременном предложении покупателям такого ассортимента товаров и услуг, в
таком количестве, которое обеспечивало бы удовлетворение их потребностей и
соответствовало бы роду деятельности предприятия. Следовательно, основой плана
являются потребности покупателей, которые подлежат тщательному изучению.
Естественно, что вся исходная информация для планирования объема продаж
представляется отделом маркетинга.

Таблица 1 Исходные данные
для составления плана реализации

Вариант

Показатели

3
Продукция
1

1.
Объём реализованной трубной

заготовки,
тыс.м. пог.

1
кв.

2
кв.

3
кв.

4
кв.

75

150

200

270

2.
Цена реализации, д.е./тыс. м пог.
 50
Продукция
2

3.
Объем реализации СМР, д.е.

1
кв.

2
кв.

3
кв.

4
кв.

17000

18000

20200

18300

Таблица 2 Показатели
для расчёта прибыли и затрат по видам производства

Норматив
прибыли
Показатели
для расчёта затрат по отдельным элементам
Материальные
расходы
Расходы
на оплату труда
1,
Продукция 1 – 0,25
0,5 0,25
2,
Продукция 2 – 0,074
0,5 0,25

Таблица 3 План
реализации трубной заготовки на сторону

Показатель Планируемые значения по кварталам Всего за год
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
1. Объем продаж трубной заготовки на сторону, тыс. м. пог. 75,00 150,00 200,00 270,00 695,00
2. Цена за ед. продукции, д.е. 51,50 53,05 54,64 56,28 215,46
3. Выручка от продаж, д.е. 3862,50 7956,75 10927,27 15194,37 37940,89
4. Прибыль от продаж, д.е. 965,63 1989,19 2731,82 3798,59 9485,22
5. Себестоимость продукции, д.е.: 2896,88 5967,56 8195,45 11395,78 28455,67
в том числе: 1448,44 2983,78 4097,73 5697,89 14227,83
материальные расходы
расходы на оплату труда с отчислениями 724,22 1491,89 2048,86 2848,94 7113,92
амортизационные отчисления 434,53 434,53 434,53 434,53 1738,13
прочие расходы 289,69 1057,36 1614,33 2414,41 5375,79
6. Операционные расходы (за минусом амортизационных отчислений) 2462,34 5533,03 7760,92 10961,25 26717,54

Алгоритм создания плана продаж можно представить в виде формулы:

Сущность и роль финансового планирования на предприятии  = Сущность и роль финансового планирования на предприятии нат * PK, (1)

где Сущность и роль финансового планирования на предприятии
планируемый объем реализованной продукции в денежном выражении; Qнат — планируемый объем продаж в натуральных единицах измерения; РК
— отпускная цена за единицу продукции какого-либо вида;

К- общее количество видов
продукции.

Плановый объем реализации составляется по двум видам производств:
трубные заготовки (продукция I) и новое строительство и капитальный ремонт
(строительно-монтажные работы (СМР)) (продукция II). Формы плана реализации
продукции I и продукции II представлены в виде табл.1 и 2

Расчет показателей выручки от реализации, затрат и прибыли в
курсовой работе осуществляется следующим образом:

• при исчислении денежной выручки от реализации продукции I
необходимо цену за единицу продукции корректировать с учетом возможной инфляции
в поквартальном разрезе. Уровень инфляции в % в квартал — 1,03. • для расчета
прибыли от продаж, задаются показатели в долях единицы от стоимости продукции.
Для исчисления показателей материальных затрат и расходов на оплату труда и
отчислений на социальные нужды задаются показатели в долях единицы от
себестоимости продукции. • плановые суммы амортизационных отчислений в
поквартальном разрезе являются постоянной величиной и рассчитываются по данным
за первый квартал планируемого периода исходя из следующего условия: доля
амортизационных отчислений в себестоимости продукции I и продукции II
составляет 0,15. Полученная сумма амортизационных отчислений в первом квартале
будет являться плановым показателем и для остальных квартальных периодов; •
прочие затраты определяются как разность между показателем себестоимости
продукции и суммой материальных затрат, расходов на оплату труда и отчислений
на социальные нужды и амортизационных отчислений.

Как
правило, при разработке плана продаж разрабатывается прогнозный план (график)
поступлений денежных средств. Особенностями составления этого документа
является учет дебиторских долгов и ежеквартальных продаж, по которым происходят
выплаты в том же квартале. При этом необходимо учесть объем возможных долгов.
Подобная информация формируется на основе отчетных данных о взаимоотношениях с
дебиторами.

Таблица 4
План
реализации СМР

Показатель Планируемые значения по кварталам Всего за год
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
1. Объем продаж СМР, д.е. 17000,00 18000,00 20200,00 18300,00 73500,00
2. Прибыль от продаж, д.е. 1258,00 1332,00 1494,80 1354,20 5439,00
3. Себестоимость продукции, д.е.: 15742,00 16668,00 18705,20 16945,80 68061,00
в том числе:
материальные расходы 7871,00 8334,00 9352,60 8472,90 34030,50
расходы на оплату труда с отчислениями 1967,75 4167,00 4676,30 4236,45 15047,50
амортизационные отчисления 2361,30 2361,30 2361,30 2361,30 9445,20
прочие расходы 3541,95 1805,70 2315,00 1875,15 9537,80
4. Операционные расходы (за минусом амортизационных отчислений) 13380,70 14306,70 16343,90 14584,50 58615,80

В плане поступлений денежных средств представлена информация для
целей управления дебиторской задолженностью. В этом случае план должен быть
составлен как минимум в помесячном разрезе и детализирован до уровня отдельных
(крупных) дебиторов или групп дебиторов. Подобные задачи решаются в рамках
системы бюджетного планирования, позволяющей в комплексе охватить все основные
стороны хозяйственной деятельности предприятия и принимать управленческие
решения в оперативном режиме.

Таблица 5 План
поступлений денежных средств

Показатель Планируемые значения
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
1. Выручка от реализации по кварталам, д.е. 20862,50 25956,75 31127,27 33494,37
2. Поступления денежных средств, всего: 16690,00 24937,90 30093,17 33020,95
в том числе: 16690,00 20765,40 24901,82 26795,50
2.1. За наличный расчет
2.2. За ранее отгруженную продукцию 0 4172,50 5191,35 6225,45
3. Дебиторская задолженность на начало планового периода 0 4172,50 5191,35 6225,45
4. Дебиторская задолженность на конец планового периода 4172,50 5191,35 6225,45 6698,87

На основе данных планирования продаж приступают к разработке
первого финансового документа — плана доходов и расходов (плана прибылей и
убытков, плана финансовых результатов).

Назначение данного документа — показать соотношение всех доходов
от операционной и финансовой деятельности, планируемых к получению, со всеми
видами расходов, которые предполагает понести в этот период предприятие. По сути,
в этом плане представлено, как будет формироваться прибыль предприятия.

По нему можно судить о рентабельности производства, возможности
вернуть кредит с начисленными процентами, с его помощью можно рассчитать точку
безубыточности бизнеса.

Главный смысл плана ДиР — показать руководителям эффективность
хозяйственной деятельности предприятия в предстоящий период, установить лимиты
основных видов расходов, целевые нормативы прибыли, прогнозировать и определять
резервы увеличения прибыли, оптимизации налоговых отчислений в бюджет. План ДиР
в некоторой степени соответствует форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет
о прибылях и убытках» (Приложение 1) и показывает структуру доходов и
расходов.

Таблица
6 План доходов и расходов предприятия

Показатели Планируемые значения по кварталам, д.е. Всего за год
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
1. Выручка от продаж 20862,50 25956,75 31127,27 33494,37 111440,89
2. Переменные затраты 13047,21 15844,89 18830,46 19839,10 67561,67
3. Маржинальная прибыль 7815,29 10111,86 12296,81 13655,27 43879,22
4. Постоянные затраты 5591,66 6790,67 8070,20 8502,47 28955,00
5. Прибыль от продаж 2223,63 3321,19 4226,62 5152,79 14924,22
6. % к уплате 7,73 7,82 7,90 7,90 31,35
7. Сальдо внереализационных доходов и расходов — 140,00 — 250,00 140,00 360,00 110,00
8. Прибыль до налогообложения 2075,89 3063,37 4358,72 5504,89 15002,87
9. Налог на прибыль 498,21 735,21 1046,09 1321,17 3600,69
10. Чистая прибыль 1577,68 2328,16 3312,62 4183,72 11402,18
11. Чистая прибыль нарастающим итогом 1577,68 3905,84 7218,47 11402,18 11402,18

При составлении плана ДиР планирование выручки и затрат
осуществляется по отгрузке. Соответственно при составлении этого документа
используется информация из плана продаж.

Для деления текущих затрат на переменные и постоянные принимается
допущение: переменные расходы составляют 70% себестоимости и постоянные расходы
— 30%. Разделение затрат на переменные и постоянные является обязательным
элементом системы бюджетного управления финансово-хозяйственной деятельностью
предприятия.

Следующим
документом текущего финансового планирования является годовой план движения
денежных средств (план ДДС, кассовый план). Необходимость и важность подготовки
данного документа обусловлена тем, что понятия «доходы» и «расходы»,
используемые в плане Д и Р, не отражают реального движения денежных средств,
это показатели, рассчитанные «на бумаге» (методом начисления). В
плане ДДС поступление денежных средств и их списание отражаются с учетом
графиков оплаты дебиторской и кредиторской задолженности (по способу их
оплаты). План ДДС — это план движения денежных средств на расчетном счете и в
кассе предприятия и (или) его структурного подразделения, отражающий все
прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате финансово-хозяйственной
деятельности предприятия.

Он
учитывает денежные притоки и оттоки. Главный приток денежных средств по текущей
деятельности связан с операциями по продажам за наличные.

Разница
между притоком и оттоком денежных средств определяет чистый денежный поток по
операционной деятельности.

Денежные
потоки по финансовой деятельности связаны с привлечением дополнительного или
паевого капитала, получением кредитов и займов, уплатой дивидендов, погашением
долгов и т.д.

Анализ
денежной наличности по указанным трем направлениям позволяет выявить
эффективность управления производственной, инвестиционной и финансовой
сторонами деятельности предприятия.

Таблица 7 Влияние
изменения выручки от реализации на состояние фирмы по продукции 1

Показатель Планируемые значения по кварталам
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
1. Выручка от реализации, д.е. 20862,50 25956,75 31127,27 33494,37
2. Переменные затраты, д.е. 13047,21 15844,89 18830,46 19839,10
3. Валовая маржа, д.е. 7815,29 10111,86 12296,81 13655,27
4. Постоянные затраты, д.е. 5591,66 6790,67 8070,20 8502,47
5. Прибыль от реализации, д.е. 2223,63 3321,19 4226,62 5152,79
6. Точка безубыточности, д.е. 14926,65 17431,39 20428,31 20855,32
7. ЗФП, д.е. 5935,85 8525,36 10698,96 12639,05
8. Величина операционного рычага 3,51 3,04 2,91 2,65
9. При увеличении объемов продаж на 10 % прибыль увеличивается
на, %
93,82 78,16 73,65 65,00

Таблица 8 Влияние
изменения выручки от реализации на состояние фирмы по продукции 2

Показатель Планируемые значения по кварталам
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
1. Выручка от реализации, д.е. 22948,75 28552,425 34239,997 36843,8058
2. Переменные затраты, д.е. 13047,2125 15844,8938 18830,4568 19839,1037
3. Валовая маржа, д.е. 9901,5375 12707,5313 15409,5403 17004,7021
4. Постоянные затраты, д.е. 5591,6625 6790,66875 8070,19575 8502,47301
5. Прибыль от реализации, д.е. 4309,875 5916,8625 7339,3445 8502,22913
6. Точка безубыточности, д.е. 12959,8 15257,9 17932,0 18422,2
7. ЗФП, д.е. 9989,0 13294,5 16308,0 18421,6
8. Величина операционного рычага 2,30 2,15 2,10 2,00
9. При увеличении объемов продаж на 10 % прибыль увеличивается
на, %
93,82 78,16 73,65 65,00

Таблица 9 Исходные
данные для составления финансовых планов

Вариант

Показатели

3
1.
Кредит на закупку основных фондов, д.е.
300
2.
Проценты за кредит, %
Ставка
рефинансирования 1.1
3.Порядок
погашения кредита
Равномерное
погашение со 2 квартала планируемого периода
4.
Порядок начисления процентов за кредит
Начисление
простых процентов ежеквартально

5.
Сальдо внереализационных доходов и

расходов,
д.е.: 1
кв.

2
кв.

3
кв.

4
кв.


140


250

+
140

+
360

Таблица 10 План
движения денежных средств

Показатели Планируемые значения по кварталам, д.е. Всего за год
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
1. Поступления денежных средств, всего 21144,17 31934,07 26684,01 38508,17 118270,41
В том числе:
1.1 От реализации продукции за наличный расчет 16690,00 20765,40 24901,82 26795,50 89152,71
1.2. За ранее отгруженную продукцию 0,00 4172,50 5191,35 6225,45 15589,30
1.3 Получение кредита 300,00 0,00 0,00 0,00 300,00
1.4 Сальдо внереализационных доходов и расходов 0,00 0,00 140,00 360,00 500,00
1.5 Прирост текущих пассивов 4154,17 6996,17 — 3549,15 5127,22 12728,40
2. Выплаты денежных средств, всего 20067,33 14249,63 32048,67 19656,71 86022,33
В том числе:
2.1 Оплата операционных расходов за наличный расчет 11090,13 13887,81 16873,37 17882,02 59733,34
2.2 Погашение кредиторской задолженности 0,00 4752,91 5951,92 7231,45 17936,28
2.3 Выплата кредита 0,00 100,00 100,00 100,00 300,00
2.4 Оплата процентов за кредит 7,73 7,82 7,90 7,90 31,35
2.5 Налог на прибыль к уплате 498,21 735,21 1046,09 1321,17 3600,69
2.6 Закупка основных фондов 300,00 0,00 0,00 0,00 300,00
2.7 Сальдо внереализационных доходов и расходов 140,00 250,00 0,00 0,00 390,00
2.8 Прирост текущих активов 8031,25 — 5484,13 8069,39 — 6885,84 3730,67
3. Чистый денежный поток 1076,84 17684,44 — 5364,66 18851,46 32248,08
4. Чистый денежный поток нарастающим числом 1076,84 18761,28 13396,62 32248,08 32248,08

Кроме этого необходимо спрогнозировать выплаты по обязательствам
предприятия, т.е. составить график расчетов кредиторской задолженности.
Предприятие имеет несколько типов кредитов:

— поставщиков и подрядчиков;

— собственных работников;

— государственный бюджет;

— государственные социальные внебюджетные фонды;

— кредитные учреждения и т.д.

Для
составления графика выплат кредиторам (табл. 6) по всем текущим обязательствам
предположим, что 70 % операционных расходов оплачивается в том же квартале,
остальные 30 % — в следующем квартале.

Таблица 11
График
выплат кредиторам

Показатель Планируемые значения по кварталам, д.е.
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
1. Обязательства ,всего 15843,04 19839,73 24104,82 25545,75
2. Выплаты в квартале 11090,13 13887,81 16873,37 17882,02
3. Погашение кредиторской задолженности 0 4752,91 5951,92 7231,45
4. Кредиторская задолженность на начало планового периода 0 4752,91 5951,92 7231,45
5. Кредиторская задолженность на конец планового периода 4752,91 5951,92 7231,45 7663,72

При планировании денежных потоков по операционной деятельности
учитывается влияние таких показателей как «Прирост текущих активов» и
«Прирост текущих пассивов». Необходимость расчета показателей
прироста текущих активов и текущих пассивов в финансовом планировании
обусловлена тем, что при разработке плана ДДС эти показатели ‘рассматриваются
соответственно как расходование денежных средств на создание запасов сырья,
материалов в увязке с объемом реализации продукции и как дополнительные
источники финансовых ресурсов в виде кредиторской задолженности’. Для расчета
прироста текущих активов и прироста текущих пассивов можно исходить из
показателей оборачиваемости текущих активов и текущих пассивов, которые
сложились на предприятии в предшествующем периоде или предполагаются исходя из
условий оптимизации показателей оборачиваемости в будущем периоде.

Значения коэффициентов оборачиваемости в поквартальном разрезе
задаются условно в соответствии с формулами 2 и 3:

КобТА Сущность и роль финансового планирования на предприятии (2)

где КобТА — коэффициент оборачиваемости текущих активов
за квартал, обороты; В — выручка от продажи в квартал, д.е; ТАпн,ТАкп
— величина текущих активов на начало и конец периода соответственно, д.е.

КобТП Сущность и роль финансового планирования на предприятии (3)

где КобТП — коэффициент оборачиваемости
текущих пассивов, обороты; ТПпн,ТПкп — величина текущих
пассивов на начало и конец периода соответственно, д.е.

Зная значения коэффициента оборачиваемости и планируемый объем
реализации и обладая информацией о начальной величине текущих активов, можно
определить величину текущих активов на конец периода:

ТАКП = Сущность и роль финансового планирования на предприятии  (4)

Прирост текущих активов в поквартальном разрезе определяется как
разница между значениями текущих активов на конец и на начало планируемого
квартала. Аналогично рассчитывается прирост текущих пассивов по кварталам
планируемого года. Результаты расчетов сводятся в табл. 7.

Таблица 12 Прирост
текущих активов и пассивов (д.е.)

Показатель Предшествующий период 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Выручка от реализации 20862,50 25956,75 31127,27 33494,37
Текущие активы 1200 9231,25 3747,13 11816,51 4930,67
Текущие пассивы 1000 5154,17 12150,33 8601,18 13728,40
Прирост текущих
активов
8031,25 — 5484,13 8069,39 — 6885,84
Прирост текущих
пассивов
4154,17 6996,17 — 3549,15 5127,22

Заключительным
документом годового финансового планирования является плановый баланс. Плановый
баланс — это прогноз соотношения активов и пассивов предприятия (бизнеса,
структурного подразделения, инвестиционного проекта) в соответствии со
сложившейся структурой активов и задолженностей и её изменением в процессе
реализации других планов. Его назначение — показать, как изменится стоимость
предприятия в результате хозяйственной деятельности предприятия в целом или его
отдельного структурного подразделения в течение планового периода.

Целью
разработки плана баланса является определение необходимого прироста отдельных
видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также
формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей финансовую
устойчивость предприятия в плановом периоде.

Плановый
баланс составляется после разработки плана ДиР, плана ДДС и является проверкой
правильности их составления. В процессе разработки этого плана учитываются
приобретение основных фондов, изменение стоимости материальных запасов,
отмечаются планируемые займы, кредиты и т.д. .

В курсовой
работе плановый баланс (как и другие документы) составляется в упрощенном виде
(табл. 8).

Таблица 13
Плановый
баланс

Показатель Плановые значения по кварталам, д.е.
На 01.01 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
АКТИВЫ
1. Текущие активы 1200 9231,25 3747,13 11816,51 4930,67
2. Прирост текущих активов 8031,25 — 5484,13 8069,39 — 6885,84
3. Дебиторская задолженность 0 4172,50 5191,35 6225,45 6698,87
4. Баланс денежных средств 0 1076,84 18761,28 13396,62 32248,08
5. Основные средства 20000 20000,00 20000,00 20000,00 20000,00
6. Основные фонды за счет кредита 0 300,00 300,00 300,00 300,00
7. Амортизационные отчисления 2795,83 5591,66 8387,49 11183,32
8. Остаточная стоимость основных фондов 17504,17 14708,34 11912,51 9116,68
ИТОГО АКТИВОВ: 21200 31984,76 42408,10 43351,09 52994,31
ПАССИВЫ
9. Текущие пассивы 1000 5154,17 12150,33 8601,18 13728,40
10. Прирост текущих пассивов 4154,17 6996,17 — 3549,15 5127,22
11. Кредиторская задолженность 0 4752,91 5951,92 7231,45 7663,72
12. Заемные средства 0 300,00 200,00 100,00 0,00
13. Собственный капитал 20200 20200,00 20200,00 20200,00 20200,00
14.Нераспределенная прибыль 0 1577,68 3905,84 7218,47 11402,18
ИТОГО ПАССИВОВ: 21200 31984,76 42408,10 43351,09 52994,31
Сальдо баланса 0 0,00 0,00 0,00 0,00

4. Анализ финансовых
коэффициентов

Анализ
финансовых коэффициентов позволяет оценить финансовое состояние предприятия в
будущем периоде и перспективы его дальнейшего развития. Для этого на основе
показателей разработанных финансовых планов рассчитаем известные аналитические
финансовые показатели:

1. Коэффициент рентабельности собственного капитала:

k = Сущность и роль финансового планирования на предприятии

kIкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии ; kIIкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии ;

kIIIкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии ; kIVкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии .

2. Коэффициент автономии:

k = Сущность и роль финансового планирования на предприятии

k = Сущность и роль финансового планирования на предприятии .

3.
Рентабельность основной деятельности:

k = Сущность и роль финансового планирования на предприятии

kIкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии ; kIIкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии ;

kIIIкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии ; kIVкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии .

4. Коэффициент текущей ликвидности:

k = Сущность и роль финансового планирования на предприятии

kIкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии ; kIIкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии ;

kIIIкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии ; kIVкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии .

5. Коэффициент финансовой напряженности:

k = Сущность и роль финансового планирования на предприятии

kIкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии ; kIIкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии ;

kIIIкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии ; kIVкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии .

6. Плечо
финансового левериджа:

k = Сущность и роль финансового планирования на предприятии

kIкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии ; kIIкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии ;

kIIIкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии ; kIVкв. = Сущность и роль финансового планирования на предприятии .

Выводы:
Проанализировав данные финансовые коэффициенты, я пришла к следующим выводам:
1)Рентабельность собственного капитала отражает эффективность использования
собственных средств, как и рентабельность основной деятельности, значения показателей с каждым кварталом снижаются, и это
неблагоприятная тенденция. 2)Коэффициент автономии показывает долю
собственных средств в общем объеме ресурсов, он составляет 0,953, что
удовлетворяет оптимальному значению 0,5. 3)Значения коэффициента финансовой
напряженности совсем не значительны. 4)Коэффициент текущей ликвидности во 2 и 4
кварталах ниже рекомендуемого значения; это говорит о том, что в эти периоды у
предприятия не достаточно средств, которые могут быть использованы для
погашения краткосрочных обязательств. 5)Плечо финансового левериджа показывает
соотношение заемных и собственных средств, и рекомендуемое значение данного
показателя равно 1, — ни в одном квартале коэффициент не доходит до значения
равного единице, это говорит о том, что предприятие в основном финансируется за
счёт собственной прибыли.

Заключение

Рассмотрев
цели и сущность финансового планирования, а также различные аспекты практики
составления финансовых планов, можно сделать заключение, что финансовый план
является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших
документов, разрабатываемых на предприятии. .

Разработка
финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо
учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется
динамично. .

Как
показала практика, применение планирования создает следующие важные
преимущества: .

делает
возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

проясняет
возникающие проблемы; .

стимулирует
менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

улучшает
координацию действий в организации; .

создает
предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

увеличивает
возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

способствует
более рациональному распределению ресурсов; .

улучшает
контроль в организации. .

Финансовый
план для потенциального инвестора служит основанием оценки платежеспособности предприятия
с точки зрения взятых на себя обязательств и возможности получения достаточной
прибыли на вложенный капитал.

Список
использованной литературы

1. Басина Н.А. Финансовое планирование на предприятии: метод. указания
на выполнение курсовой работы/ Н.А. Басина. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. –
32 с.: ил. .

2. Басина Н.А. Финансовое
планирование на предприятии: учеб. пособие/ Н.А. Басина, И.А. Щербакова; под
редакцией Н.А. Басиной. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. – 123 с.. .

3. Басовский Л.Е.. Прогнозирование и
планирование в условиях рынка учебное пособие / Л. Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М,
2007. – 52 с.

4. Владимирова Л.П. Прогнозирование и
планирование в условиях рынка: учебное пособие для вузов/Л.П. Владимирова. — 6-е
изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2006. — 74 с. .

5. Дрогомирецкий И.И. Стратегическое
планирование: учебное пособие / И. И. Дрогомирецкий, Г. А. Маховикова, Е. Л.
Кантор.— СПб.: Вектор, 2006. – 75 с. .

6. Ефремов В.С. Организации,
бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за
рубежом. – 2001. – №2. – 151 с.

7. Кобец Е. А. Планирование на
предприятии: Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 81 с. .

8. Ковалев В.В. Введение в финансовый
менеджмент/В.В.Ковалев. — М.: Финансы и статистика, 2007. .

9. Ковалев В.В. Финансовый анализ:
Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. — 2-е изд., перераб. и
доп.- М.: Финансы и статистика, 2000. .

10. Любанова Т.П. Стратегическое
планирование на предприятии: учебное пособие для вузов по экономическим и
инженерным специальностям/Т. П. Любанова, Л. В. Мясоедова, Ю. А. Олейникова. —
2-е изд., перераб. и доп. — М.: МарТ; Ростов-н/Д: МарТ, 2005. – 76 с. .

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий