Золотое сечение в природе и искусстве

Дата: 21.05.2016

		

Четвертая региональная
научная и инженерная выставка
«Будущее Севера»

Золотое сечение
в природе и искусстве

Автор:
Седлинский Игорь Николаевич
Гимназия № 1 г. Апатиты, Мурманская обл.

Научный руководитель:
Щукина Любовь Николаевна

Мурманск
2002 год

Геометрия владеет двумя сокровищами:
одно из них – теорема Пифагора, другое-
деление отрезка в среднем и крайнем от-
ношении.

И. Кеплер

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме
какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а
может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат
сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному
восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из
частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к
другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного
и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке,
технике и природе.
Самым известным из всех иррациональных чисел, то есть чисел,
десятичные разложения которых бесконечны и непериодичны, следует считать
число ( – отношение длины окружности к ее диаметру. Иррациональное число (
(«фи») известно не столь широко, но оно выражает фундаментальное отношение,
имеющее почти такой же универсальный характер, как и число (. Сходство
между числами ( и ( этим не исчерпывается: подобно (, ( обладает свойством
возникать в самых неожиданных местах .

Что такое золотая пропорция.
Пусть длина некоторого отрезка равна А (рис.1) , длина его большей
части равна Х, тогда (А – Х) – длина меньшей части отрезка. Пусть отношение
всего отрезка к большей его части равно отношению большей части к меньшей.
Составим отношение согласно допущению: [pic].
(1)
Такое деление отрезка и называется со времен древних греков делением
отрезка в крайнем и среднем отношении.
От пропорции (1) перейдем к равенству A(A-X)=X2 . Получаем квадратное
уравнение [pic]. Длина отрезка X выражается положительным числом, поэтому
из двух корней выбираем положительный: [pic].
Число [pic] обозначается буквой ( или буквой ( («тау») в серьезной
математике. Не менее важное значение имеет число , обратное (, которое
обозначается Ф. Число ( — единственное положительное число, которое
обращается в обратное себе при прибавлении единицы.
[pic]=1/(
Обратим внимание на удивительную инвариантность золотой пропорции:
[pic]
Такие значительные преобразования, как возведение в степень, не смогли
уничтожить сущность этой уникальной пропорции, ее «душу». Следующие
соотношения еще раз демонстрируют инвариантность золотой пропорции:
[pic]
[pic]
-2-
[pic]
[pic] и т.д.

Подобно числу ( ,Ф можно представить в виде суммы бесконечного ряда
многими способами. Предельная простота следующих двух примеров еще раз
подчеркивает фундаментальный характер Ф :
Ф =lim 1+[pic][pic]

Ф = lim [pic]
С золотой пропорцией тесно связан ряд чисел Фибоначчи
1,1,2,3,5,8,13,21,34,55,89 и т.д. В этом ряду каждое последующее число
является суммой двух предыдущих чисел. Спустя четыре столетия после
открытия Фибоначчи ряда чисел И.Кеплер установил, что отношение рядом
стоящих чисел в пределе стремится к золотой пропорции Ф. Это свойство
присуще не только числам Фибоначчи. Начав с любых двух чисел и построив
аддитивный ряд, в котором каждый член равен сумме двух предыдущих
(например, ряд 7, 2, 9, 11, 20, …), мы обнаружили, что отношение двух
последовательных членов такого ряда также стремится к числу (: чем дальше
мы будем продвигаться от начала ряда, тем лучше будет приближение.
В дальнейшем увидим, что числа Фибоначчи часто появляются в самых
неожиданных местах, при этом неотступно сопровождая золотую пропорцию.

Золотые фигуры.
В геометрии существуют различные способы построения золотой
пропорции, причем характерно, что для построения достаточно взять самые
простые геометрические фигуры – квадрат или прямоугольный треугольник с
соотношением катетов 1:2. Если с середины стороны квадрата провести
окружность радиусом, равным диагонали полуквадрата, то на ее пересечении с
продолженной стороной квадрата получим отрезок, который меньше стороны
квадрата в соответствии с золотой пропорцией. Еще проще построение золотой
пропорции в прямоугольном треугольнике 1:2:[pic] . Достаточно провести две
дуги окружности, пересекающиеся в одной точке на гипотенузе (рис.2), и
большой катет будет разделен в соответствии с золотой пропорцией.
Золотое сечение можно увидеть и в пентаграмме — так называли греки
звездчатый многоугольник (рис.3). Он служит символом Пифагорейского союза –
религиозной секты и научной школы по главе с Пифагором, которая
проповедовала братскую любовь к друг другу, отречение от внешнего мира,
общность имущества и т.д. На подобных устоях основывались очень многие
секты. Но Пифагорийский союз отличало от других то, что пифагорейцы считали
возможным добиться очищения духа при помощи математики. По их теории, в
основу мирового порядка положены числа. Мир, считали они, состоит из
противоположностей, а гармония приводит противоположности к единству.
Гармония же заключается в числовых отношениях. Пифагорейцы приписывали
числам различные свойства. Так, четные числа они называли женскими,
нечетные (кроме 1) – мужскими. Число 5 – как сумма первого
-3-
женского числа (2) и первого мужского (3) – считалось символом любви.
Отсюда такое внимание к пентаграмме, имеющей 5 углов.
Благоговейное отношение к пентаграмме было характерно и для
средневековых мистиков, которые многое заимствовали у пифагорейцев. В
средние века считалось, что пентаграмма служит охранным знаком от сатаны.
Вспомним, например, как описывает Гете проникновение дьявола Мефистофеля в
келью доктора Фауста, на которой была начертана пентаграмма. Мефистофель
сначала послал черного пуделя отгрызть кончик двери с частью пентаграммы.
Только после этого он смог предстать перед Фаустом.
Интересно, что стороны пентаграммы, пресекаясь, образуют правильный
пятиугольник, в котором пресечение диагоналей дает нам новую пентаграмму, а
в пересечении ее сторон мы снова видим правильный пятиугольник, открывающий
возможность построения новой пентаграммы. И так далее до бесконечности.
Пентаграмма представляет собой вместилище золотых пропорций. На
рис.3 среди отрезков HJ, EH, EJ, EB отношение каждого последующего к
предыдущему равно золотой пропорции. Пентаграмма также содержит золотые
треугольники –остроугольные с углами [pic],[pic],[pic] и тупоугольные с
углами [pic],[pic] и [pic].Из рис. 4 видно, что остроугольный треугольник
АВС разбивается на три треугольника золотой пропорции. В них стороны
равны:AD=1, DB=Ф,BC=AB=Ф+1=Ф2,AC=AE=Ф.
Интересен еще один замечательный треугольник, в котором проявляется
золотая пропорция. В этом треугольнике углы равны[pic], [pic] и [pic], а их
отношение составляет 5:3:2. В нем отношение большого катета к гипотенузе
равно половине золотой пропорции Ф/2. Это отношение отвечает равенству Ф/2
= cos [pic][pic]. Отсюда вытекает формула , связывающая золотую пропорцию с
числом (:
Ф=[pic] .
Эта простая и по-своему красивая формула связывает число «пи» с
золотой пропорцией. Не свидетельствует ли это о фундаментальности золотой
пропорции, о ее родстве с таким универсальным числом, как «пи»? Характерно,
что в рассмотренном треугольнике отношение углов отвечает отношению
небольших целых чисел 5, 3 и 2, а отношения сторон несоизмеримы.
Множество «золотых» фигур дополняет золотой прямоугольник, отношение
сторон которого равно числу Ф.
Золотой прямоугольник обладает многими необычными свойствами. Отрезав
от него квадрат, сторона которого равна меньшей стороне прямоугольника, мы
снова получим золотой прямоугольник меньших размеров. Продолжая отрезать
квадраты, мы будем получать все меньшие и меньшие золотые прямоугольники
(рис.5)
Тем самым будет построен пример совершенного квадрируемого прямоугольника
бесконечного порядка. Точки, делящие стороны прямоугольников в среднем и
крайнем отношении, лежат на логарифмической спирали, закручивающейся
внутрь. Полюс спирали лежит на пересечении пунктирных диагоналей (рис.6).
Разумеется, «вращающиеся квадраты», как их принято называть, могут не
только закручивать, но и раскручивать спираль. Для этого лишь требуется
строить не уменьшающиеся, а все увеличивающиеся квадраты. Логарифмическая
спираль – единственный тип спирали, не меняющей своей формы при увеличении
размеров. Если в логарифмической спирали из центра О провести прямую, то
образующиеся отрезки ОА, ОВ, ОС, ОD и т. д., полученные при пересечении
прямой с витками спирали, образуют геометрическую прогрессию, то есть
ОА/ОВ=ОВ/ОС=ОС/OD=…= m, где m – постоянное число.
Отрезки радиуса, заключенного между последовательными витками
спирали, также образуют прогрессию с отношением АВ/ВС=ВС/СD=…=n. Частным
случаем спирали является такая, которая отвечает значению n, равному Ф, т.
е. золотой пропорции. Такая спираль называется «кривой гармонического
возрастания».
-4-
Вездесущий филлотаксис.
Характерной чертой строения растений и их развития является
спиральность. Еще Гете, который был не только великим поэтом, но и
естествоиспытателем, считал спиральность одним из характерных признаков
всех организмов, проявлением самой сокровенной сущности жизни. Спирально
закручиваются усики растений, по спирали происходит рост ткани в стволах
деревьев, по спирали расположены семечки в подсолнечнике, спиральные
движения (нутации) наблюдаются при росте корней и побегов. Очевидно, в этом
проявляется наследственность организации растений, а ее корни следует
искать на клеточном и молекулярном уровнях.
Исследования показали, что движение протоплазмы в клетке часто
спиральное. Рост клеток также может быть спиральным, как показал ученый
Кастл. В жидкой среде клетки встречаются спиральные нити волокон – цитонем.
И, наконец, носители информации – молекулы ДНК – также скручены в спираль.
Следует отметить, что термин «спираль» не отражает точно строение молекул
ДНК; более правильно говорить о винтовом расположении полипептидных цепей
в этой молекуле. Во многих других случаях, рассмотренных в ботанике, речь
также идет, по существу, не о спирали, а о винтовом расположении элементов
структуры; к сожалению, термины часто смешивают.
Нет сомнений, что наследственная спиральность является одним из
основных свойств организмов, она отражает один из существенных признаков
живого. На первый взгляд кажется, что в кристаллах неорганических веществ
спиральность или винтовая структура отсутствуют. Однако более глубокие
исследования показали, что винтовое расположение атомов наблюдается и в
некоторых кристаллах и выражается в образовании так называемых винтовых
дислокаций. Такие кристаллы состоят из единственной винтообразной изогнутой
атомной плоскости. При каждом обороте вокруг оси эта плоскость поднимается
на один шаг винта, равный межатомному расстоянию. Следует добавить, что
кристаллы с такой винтовой структурой обладают сверхпрочностью. От винтовой
структуры молекул ДНК до закручивания усиков растений – таковы формы
проявления спиральности на различных уровнях организации растений.
Отчетливо проявляется эта особенность организации растений в
закономерностях листорасположения.
Существует несколько способов листорасположения. В первом листья
побега располагаются строго один под другим, образуя вертикальные ряды –
ортостихи. Условная спираль, соединяющая места расположения листьев на
побеге, называется генетической, или основной спиралью, точнее, винтовой
линией и делится на ряд листовых циклов. Генетическим этот винт называется
потому, что расположение листьев в нем отвечает порядку появления в нем
листьев. Проекция на плоскость листорасположения позволяет в долях
окружности выразить угол расхождения листьев.
Винтовое расположение листьев выражают дробью, числитель которой
равен числу оборотов по стеблю воображаемого винта одного листового цикла,
а знаменатель- числу листьев в данном цикле, совпадающему с числом
ортостих на стебле. Эта дробь позволяет рассчитать и угол расхождения
листьев.
Оказалось, что каждое растение характеризуется своим
листорасположением. Так, у липы, вяза, бука, злаков листорасположение
описывается формулой 1/2, у дуба и вишни – 2/5, у малины, груши, тополя,
барбариса – 3/8, у миндаля, облепихи – 5/13 и т.д. Нетрудно видеть, что в
формулах листорасположения встречаются числа Фибоначчи, расположенные через
одно.
Посмотрим на сосновую шишку. Чешуйки на ее поверхности расположены
строго закономерно — по двум спиралям, которые пересекаются приблизительно
под прямым углом. Число таких спиралей у сосновых шишек равно 8 и 13 или
13 и 21 . Такие же спирали видны в поперечных разрезах почек; здесь числа
спиралей относятся
как числа 3/5, 5/8, 8/13. В корзинках подсолнечника семена также
расположены по
-5-
двум спиралям, их число составляет обычно 34 и 55, 55 и 89. Здесь вновь мы
видим закономерное сочетание чисел Фибоначчи, расположенных рядом: 2/3,
3/5, 5/8, 13/21 и т.д. Их отношение в пределе стремится к числу ( =
0,61803…
Рассмотренную закономерность расположения листьев, чешуек, семян
называют филлотаксисом.
При изменении формулы листорасположения изменяется и угол расхождения
листьев. Формула 1/2 характеризует двурядное расположение листьев под
углом [pic]друг от друга. При формуле 1/3 угол между листьями будет [pic],
а при формуле 2/5 — [pic] и т.д. В предельном случае, когда отношение чисел
в формуле будет отвечать золотой пропорции — 0,38196… угол расхождения
листьев станет равным [pic], который был назван «идеальным» углом, или
углом золотой пропорции ([pic] =Ф2). Установлено, что при расположении
листьев под идеальным углом ни один лист не будет располагаться точно над
другим, чем создаются лучшие условия для фотосинтеза.

Загадки египетских пирамид.

Все на свете страшится времени
А время страшится пирамид.

Арабская пословица

О египетских пирамидах с восхищением писал греческий историк Геродот.
Первым европейцем, спустившимся в глубь пирамиды, был римский ученый Плиний
Старший. Согласно многим описаниям, эти гигантские монолиты имели совсем
иной вид, чем в наше время. Они сияли на солнце белой глазурью
отполированных известняковых плит на фоне многоколонных прилегающих храмов.
Рядом с царскими пирамидами стояли малые пирамиды жен и членов семьи
фараонов.
Среди грандиозных пирамид Египта особое место занимает великая
пирамида фараона Хеопса. Она самая крупная и наиболее хорошо изученная.
Чего только не находили в ее пропорциях! Число «пи» и золотую пропорцию,
число дней в году, расстояние до Солнца, диаметр Земли и т.п. Однако при
расчете этих величин получались неточности, возникали недоразумения, в
результате чего подвергались сомнению даже простейшие пропорции в размерах
пирамиды и все сообщения о скрытых в геометрии пирамиды математических
сведениях объявлялись выдумкой.
Правильная четырехгранная пирамида является одной из хорошо изученных
геометрических фигур, символизирующих простоту и гармонию формы,
олицетворяющую устойчивость, надежность, устремление вверх.
Очевидно, размеры пирамиды: площадь ее основания и высота — не
были выбраны случайно, а должны нести какие-то геометрические,
математические идеи, информацию об уровне знаний египетских жрецов. Причем
следует напомнить, что эти знания составляли тайну и были доступны лишь
ограниченному числу лиц, поэтому и в геометрии пирамиды они должны быть
воплощены не в явной, а в скрытой форме.
Методической ошибкой многих исследователей является то, что они
использовали размеры пирамид, выраженные в метрической системе мер. Но ведь
египтяне пользовались другой системой мер! Из этой системы и следует
исходить при анализе размерных отношений в пирамидах.
Прежде чем приступить к анализу формы и размеров пирамиды Хеопса,
следует учесть уровень знаний тех времен, психологию создателей пирамиды. У
египтян было три единицы длины: локоть (466 мм), равнявшийся семи ладоням
(66,5 мм), которая, в свою очередь, равнялась четырем пальцам (16,6 мм).
Трудно допустить, что строители пирамиды пользовались исходными
размерами, выраженными в долях локтя; более очевидно, что основные исходные
размеры были определены в целых единицах длины – локтях.
Рассмотрим размеры пирамиды Хеопса (рис.7). Длина стороны основания
–6-
пирамиды (L) принята равной 233,16 м. Эта величина отвечает почти точно 500
локтям. Очевидно, размер основания пирамиды при ее строительстве и был
определен в 500 локтей.
Высота пирамиды (H) оценивается исследователями различно от 146,6
до 148,2 м. И в зависимости от принятой высоты пирамиды изменяются и все
отношения ее геометрических элементов. Поэтому на этой величине следует
остановиться особо. Одним из чудес великой пирамиды является очень
точная подгонка ее каменных блоков и плит; между ними буквально нигде не
просунешь лезвия бритвы (0,1 мм). Но никакого чуда здесь не оказалось. В
процессе строительства каменные блоки не могли быть изготовлены столь
точно: для этого у древних египтян просто не было средств – ни
обрабатывающих, ни измерительных. Но за длительное время под воздействием
колоссального давления (достигающего 500 тонн на 1 м2 нижней поверхности)
произошла «усадка» конструкции, пластическая деформация строительных
блоков, вследствие чего они и оказались так тесно подогнанными. В
результате усадки высота пирамиды стала меньше, чем она была в период
завершения строительства. Какой же она была первоначально? Ее можно
воссоздать, если найти основную «геометрическую идею», положенную в основу
сооружения.
Угол наклона граней пирамиды еще в 1837 году определил английский
полковник Г.Вайз: он равен [pic]. Указанному значению угла отвечает
тангенс, равный 1,272. Эта величина, отвечающая отношению высот пирамиды к
половине ее основания, очень близка к корню квадратному из золотой
пропорции [pic]= 1,27202 и является иррациональной величиной. Поэтому,
скорее всего, в основу треугольника OMN пирамиды Хеопса и было заложено
отношение OM/MN, равное [pic].
Итак, примем отношение катетов, т.е. высоты пирамиды H к половине ее
основания, равным 1,272. При этом высота пирамиды Хеопса будет равна точно
318 локтей, или 148,28 м. Такую высоту, очевидно, имела пирамида Хеопса при
завершении ее сооружения ( или должна была иметь по проекту).
Таким образом, основные элементы конструкции пирамиды имели следующие
размеры: сторона основания – 500 локтей, высота – 318 локтей. Отсюда
следует, что апофема боковой грани ON равна 404,5 локтя.
А теперь посмотрим, какие интересные соотношения следуют из этих
геометрических размеров. Отношения сторон в треугольнике OMN пирамиды
равно: OM/MN=ON/OM=1,272=[pic]; ON/MN=Ф.
Рассмотрим теперь поверхность пирамиды. Она состоит из четырех
треугольников и квадрата основания. Основание треугольника BOC равно 500
локтям, высота его равна 404,5 локтя. По теореме Пифагора можно рассчитать
длину боковых ребер OB и OC . Они равны 475,5 локтя.
Площадь основания пирамиды равна 250000 кв. локтей, площадь боковой
грани 101125 кв. локтей, а площадь четырех граней пирамиды равна 404500 кв.
локтей. Отношение поверхности граней к площади основания также равно
золотой пропорции.
Еще Геродот, основываясь на рассказах египетских жрецов, писал, что
площадь квадрата, построенного на высоте пирамиды, равна площади каждой из
его боковых граней. По нашим расчетам, квадрат высоты равен 3182 = 101127
кв. локтей, что почти точно отвечает площади боковой грани (101125 кв.
локтей).
Многие исследователи указывают, что отношение удвоенной стороны
основания 2L к высоте пирамиды H отвечает числу «пи». Однако в связи с тем,
что высота пирамиды принималась равной современной и не всегда однозначной,
число «пи» получалось разным: 3,16-3,18. На почве этого возникали сомнения,
предпринимались различные подгонки, стали говорить даже о некоем
«египетском (», равном 3,16. Если принять высоту пирамиды равной 318
локтям, то отношение 2L/H=1000/318 будет равно 3,144. Эта величина очень
близка к современному значению числа «пи» (3,14159…).
–7-
Интересно сравнить два основных отношения, установленных нами при
изучении геометрических пропорций пирамиды: 2H/L=[pic] и 2L/H=(. Отсюда
получаем простую и красивую формулу, связывающую число «пи» и золотую
пропорцию: 4/(=[pic].
Гениальные создатели пирамиды Хеопса стремились поразить далеких
потомков глубиной своих знаний, и они достигли этого. Следует лишь
удивляться высокому знанию и искусству древних математиков и архитекторов
Египта, которые смогли воплотить в пирамиде две иррациональные (т.е.
неизмеримые) величины – ( и Ф со столь поразительной точностью, оперируя
исходными отношениями целых чисел – стороной основания и высотой пирамиды,
выраженных в локтях.

Золотая пропорция в искусстве Древней Греции.

Великолепные памятники архитектуры оставили нам зодчие Древней
Греции. И среди них первое место по праву принадлежит Парфенону.
Всю вторую половину V в. до н.э. на Акрополе шло строительство
храмов, пропилей (преддверий), алтаря и статуи Афины Воительницы. В 447
году начались работы над храмом Афины – Парфеноном и продолжались до 434
года до н.э. Для создания гармонической композиции на холме его строители
даже увеличили холм в южной части, соорудив для этого мощную насыпь.
Как указывает исследователь Г. И. Соколов, протяженность холма перед
Парфеноном, длины храма Афины и участка Акрополя за Парфеноном относятся
как отрезки золотой пропорции. При взгляде на Парфенон от места
расположения пропилей отношения массива скалы и храма также соответствуют
золотой пропорции. Таким образом, золотая пропорция была использована уже
при создании композиции храмов на священном холме.
Размеры Парфенона хорошо изучены, но приводимые замеры не всегда
однозначны. Следует учесть, о чем сказано ниже, что геометрия архитектуры
храма очень непростая – в ней почти отсутствуют прямые линии, поэтому
определение размеров затруднено. Известно, что фасад Парфенона вписан в
прямоугольник со сторонами 1 : 2 , а план образует прямоугольник со
сторонами 1 и [pic]. Известно, что диагональ прямоугольника 1:2 имеет
размер [pic], следовательно, прямоугольник фасада и является исходным в
построении геометрии Парфенона.
Ширина Парфенона оценена в 100 греческих футов (3089 см), а размер
высоты несколько варьирует у различных авторов. Так, по данным Н. Бруно,
высота Парфенона 61,8 , высота трех ступеней основания и колонны – 38,2 ,
высота перекрытия и фронтона – 23,6 футов. Указанные размеры образуют ряд
золотой пропорции: 100 : 61,8 = 61,8 : 38,2 = 38,2 :23,6 = Ф.
Многие исследователи, стремившиеся раскрыть секрет гармонии Парфенона,
искали и находили в соотношениях его частей золотую пропорцию. В работе
В.Смоляка, посвященной изучению пропорций Парфенона, установлен
закономерный ряд золотых пропорций. Приняв за единицу ширину торцового
фасада храма, Смоляк получил прогрессию, состоящую из 8 членов ряда: 1: (:
(2: (3: (4: (5: (6. Указанным членам ряда отвечают основные пропорции
фасада Парфенона (рис.8).
В некоторых сооружениях древнего мира золотая пропорция выражена не в
пропорциях формы зданий, а в деталях внутренней композиции, даже в числе
мест для зрителей. Интересные данные приводит Э.Сороко. Построенный
Поликлетом-младшим театр был рассчитан на 15 тысяч зрителей. Места для
зрителей (театроп) имели 2 яруса : первый- 34 ряда мест, а второй – 21 ряд
(числа Фибоначчи). Раствор угла , охватывающего пространство между
театропом и скемой (пристройка для переодевания актеров и хранения
реквизита), делит окружность основания амфитеатра –8-
в отношении [pic]: [pic], что равно 1: 1,618…. Это соотношение углов
реализовано практически во всех античных театрах. Театр Диониса в Афинах
трехъярусный. Первый ярус имеет 13 секторов, второй – 21 сектор.
Древние скульпторы знали и использовали золотую пропорцию как критерий
гармонии, канон красоты, корни которой лежат в пропорциях человеческого
тела. “Человеческое тело – лучшая красота на земле”, — утверждал
Н.Чернышевский. Эталонами красоты человеческого тела, образцами
гармонического телосложения издавна и по праву считаются великие творения
греческих скульпторов: Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя. В создании
своих творений греческие мастера использовали принцип золотой пропорции.
Центр золотой пропорции строения человеческого тела располагался точно на
месте пупка. И не случайно величину золотой пропорции принято обозначать
буквой Ф; это сделано в честь Фидия – творца бессмертных скульптурных
произведений.
Одним из высших достижений классического греческого искусства может
служить статуя “Дорифор”, изваянная Поликлетом. Фигура юноши выражает
единство прекрасного и доблестного, лежащих в основе греческих принципов
искусства. Широкие плечи почти равны высоте туловища, высота головы восемь
раз укладывается в высоте тела , а золотой пропорции отвечает положение
пупка на теле атлета.
Но проанализируем другие пропорции знаменитой статуи. Расстояние от
подошвы копьеносца до его колена равна (3, высота шеи вместе с головой —
(4, длина шеи до уха — (5, а расстояние от уха до макушки — (6 . Таким
образом, в этой статуе мы видим геометрическую прогрессию со знаменателем
(: 1, (, (2, (3, (4, (5, (6. (рис.9).
Таким образом, золотое сечение – один из основополагающих принципов в
искусстве античной Греции.

Ритмы сердца и мозга.
Равномерно бьется сердце человека – около 60 ударов в минуту в
состоянии покоя. Сердце как поршень сжимает , а затем выталкивает кровь и
гонит ее по телу. Предсердия выполняют роль резервуара, принимающего кровь
из вен, а желудочки — насоса, ритмически перекачивающего кровь в артерии.
Давление крови изменяется в процессе работы сердца. Наибольшей величины оно
достигает в левом желудочке в момент его сжатия (систолы) . В артериях во
время систолы желудочков кровяное давление достигает максимальной величины,
равной 115-125 мм рт.ст. у здорового молодого человека. В момент
расслабления сердечной мышцы (диастолы) давление снижается до 70-80 мм
рт.ст. Отношение максимального (систолического ) к минимальному
(диастолическому) давлению равно в среднем 1,6 ,т.е. близко к золотой
пропорции.
Сердце бьется непрерывно – от рождения человека до его смерти. Его
работа должна быть оптимальной, обусловленной законами самоорганизации
биологических систем. Отклонения от оптимального режима вызывают различные
заболевания. А так как золотая пропорция является одним из критериев
самоорганизации в живой природе, естественно предположить, что и в работе
сердца возможно проявление этого критерия. Нужны были глубокие
исследования, и они были проведены советским ученым В.Д.Цветковым.
При работе сердца возникает электрический ток, который можно уловить
специальным прибором и получить кривую – электрокардиограмму (ЭКГ) с
характерными зубцами, отражающими различные циклы работы сердца. На ЭКГ
человека выделяются два участка различной длительности, соответствующие
систолической и диастолической деятельности сердца. В.Цветков установил,
что у человека и у других млекопитающих имеется оптимальная («золотая»)
частота сердцебиения, при которой длительности систолы, диастолы и полного
сердечного цикла соотносятся между собой в пропорции 0,382 : 0,618 : 1 ,
т.е. в полном
–9-
соответствии с золотой пропорцией. Так, например, для человека эта частота
равна 63 ударам в минуту, для собак – 94 , что отвечает реальной частоте
сердцебиения в состоянии покоя.
Далее В.Цветков обнаружил, что систолическое давление крови в аорте
равно 0,382 , а диастолическое – 0,618 от среднего давления крови в аорте.
Доля объема левого желудочка при ударном выбросе крови по отношению к
конечнодиастолическому объему у десяти видов млекопитающих в состоянии
покоя составляет 0,37-0,4 , что в среднем также отвечает золотой
пропорции. Таким образом, работа сердца в отношении временных циклов,
изменения давления крови и объемов желудочков оптимизировано по одному и
тому же принципу – по правилу золотой пропорции.
Мозг человека представляет собой сложнейшую самонастраивающуюся
систему, основным назначение которой является регуляция деятельности
различных органов человеческого тела, осуществление связи человека с
окружающей средой. В составе мозга различают серое и белое вещества. Серое
вещество представляет собой скопление нервных клеток, белое – нервных
волокон, отростков этих клеток. Нервная клетка с отростком называется
нейроном. Нейроны мозга образуют разнообразные сети, взаимодействующие с
помощью электрических сигналов.
Конфигурации нейронных сетей представляют собой колебательные
электрические цепи. Различным состояниям мозга соответствуют электрические
колебания с разными частотами.
Многочисленные исследования показали, что в мозгу взрослого человека
при различных его состояниях преобладают электрические колебания
определенных частот. Изменение активации мозга происходит не непрерывно, а
только дискретно, скачками от одного уровня к другому. Каждому состоянию
мозга соответствуют свои специфические волны электрических колебаний.
Состоянию спокойного бодрствования отвечает наиболее устойчивый (-
ритм с частотами колебаний преимущественно от 8 до 13 герц. Это основной
ритм электрических колебаний мозга, он появляется в детском возрасте и
постепенно с возрастом увеличивается с 2-3 до 8-13 гц в возрасте 8-16 лет.
Наиболее медленные колебания с частотой 0,5 –4 гц у (- ритма, характерно
для состояния глубокого сна. Для (- ритма верхняя граничная частота
достаточно стабильна и равна 3-4 гц, а пределы нижней граничной частоты
изменяются от 0,2 до 1,5 гц.
При появлении неприятности или опасности в мозгу доминирует ( — ритм с
частотами от 4-7 до 6-8 (по данным различных авторов). Советские ученые-
братья Я.и А. Соколовы считают, что наиболее устойчивы для (- ритма
граничные частоты колебаний 4 — 7 гц. Умственной работе отвечает (-
ритм с граничными частотами 14-35гц. (по другим данным, диапазон частот
этого ритма более широк – от 14 до 100гц). Эмоциональному возбуждению мозга
соответствует (- ритм с граничными частотами 35-55 гц. Нетрудно заметить,
что граничные частоты ритмов почти точно отвечают числам Фибоначчи.
Отклонения граничных частот от чисел Фибоначчи находятся в пределах
точности эксперимента. Соколовы считают, что существуют еще не обнаруженные
опытами (- ритм и (- ритм. Расчеты показали, что у (- ритма пограничные
частоты 118 и 225 гц, а у (- ритма — 55 и 118 гц. И здесь очевидна
близость чисел Фибоначчи.
Исследования в этой области только начинаются, впереди — открытие
самых сокровенных тайн организации и работы мозга человека, закономерности
его эволюции.

Алгебра музыки.
В композиции многих музыкальных произведений отмечается наличие
некоторого «кульминационного взлета», высшей точки, причем такое построение

–10-
характерно не только для произведения в целом, но и для его отдельных
частей. Такая высшая точка крайне редко расположена в центре произведения
или его композиционной части, обычно она смещена, асимметрична. Изучая
восьмитактные мелодии Бетховена, Шопена, Скрябина, советский музыковед
Л.Мазель установил, что во многих из них вершина, или высшая точка,
приходится на сильную долю шестого такта или на последнюю мелкую долю
пятого такта, т.е. находится в точке золотого сечения. По мнению Л.Мазеля,
число подобных восьмитактов, где подъем мелодии занимает пять тактов, а
последующий спуск – три, необычайно велико. Их можно без труда найти почти
у каждого автора, сочинявшего музыку в гармоническом стиле.
Очевидно, такое расположение кульминационных моментов музыкальной
мелодии является важным элементом ее гармонической композиции, придающим
художественную выразительность и эстетическую эмоциональность мелодии.
Характерно, что в некоторых случаях авторы музыкальных произведений
смещали их вершину от точки золотого сечения, что придавало мелодиям
неустойчивый характер. По мнению Л.Мазеля, это входило в намерения
авторов, например, при сочинении скерцо, рондообразных финалов.
Наиболее обширное исследование проявлений золотого сечения в музыке
было предпринято Л.Сабанеевым. Им было изучено две тысячи произведений
различных композиторов. По его мнению, временное протяжение музыкального
произведения делится «некоторыми вехами», которые выделяются при восприятии
музыки и облегчают созерцание формы целого. Все эти музыкальные вехи делят
целое на части, как правило, по закону золотого сечения.
По наблюдениям Л.Сабанеева, в музыкальных произведениях различных
композиторов обычно констатируется не одно золотое сечение, а целая серия
подобных сечений. Каждое такое сечение отражает свое музыкальное событие,
качественный скачок в развитии музыкальной темы. В изученных им 1770
сочинениях 42 композиторов наблюдалось 3275 золотых сечений. Количество
произведений, в которых наблюдалось хотя бы одно золотое сечение, составило
1338. Наибольшее количество музыкальных произведений, в которых имеется
золотое сечение, у Аренского (95%), Бетховена (97%), Гайдна (97%), Моцарта
(91%), Скрябина (90%), Шопена (92%), Шуберта (91%).
Наиболее детально были изучены все 27 этюдов Шопена. В них обнаружено
154 золотых сечения; всего в трех этюдах золотое сечение отсутствовало. В
некоторых случаях строение музыкального произведения сочетало в себе
симметричность и золотое сечение одновременно; в этих случаях оно делилось
на несколько симметричных частей, в каждой из которых проявляется золотое
сечение. У Бетховена также сочинения делятся на две симметричные части, а
внутри каждой из них наблюдаются проявления золотой пропорции.
Характерно, что наиболее часто золотое сечение обнаруживается в
произведениях высокохудожественных, принадлежащих гениальным авторам. Может
быть, частота проявлений золотой пропорции является одним из объективных
критериев оценки гениальности музыкальных произведений и их авторов?
Итак, можно признать, что золотая пропорция является критерием
гармонии композиции музыкального произведения.

Музыка стихов.
Многое в структуре произведений поэзии роднит этот вид искусства с
музыкой. Каждый стих обладает своей музыкальной формой – своей ритмикой и
мелодией. Можно ожидать, что в строении стихотворений проявятся некоторые
черты музыкальных композиций, закономерности музыкальной гармонии, а
следовательно, и золотая пропорция, и числа Фибоначчи.

-11-
Исследования поэтических произведений с этих позиций только
начинаются. И начинать нужно с поэзии А.С.Пушкина. Ведь его произведения —
образец наиболее выдающихся творений русской культуры, образец высочайшего
уровня гармонии. С поэзии А.С.Пушкина мы и начнем поиски золотой пропорции
– мерила гармонии и красоты.
Для анализа метрики стихотворений А.С.Пушкина рассмотрены его
произведения периода 1829-1836 г.г., периода создания наиболее совершенных
стихов. Сюда вошло 109 стихов. Число строк в стихотворениях этого периода
изменялось от 4 до 116. Однако большие стихотворные формы встречаются
редко; число стихотворений с количеством строк более 60 составило всего 9
штук. Средний размер этих стихотворений составил 88 строк.
Казалось бы, величина стихотворения, определяемая числом строк, может
изменяться произвольно и непрерывно от самой малой в четыре строки до самых
больших. Однако оказалось, что это не так. Размеры стихов распределены
совсем не равномерно; выделяются предпочтительные и редко встречающиеся
размеры. На графике распределения стихотворений А.С.Пушкина по числу строк
в них отчетливо выделяется несколько максимумов — наиболее встречающихся
размеров (рис.10). Они явно тяготеют к числам 5, 8, 13, 21, 34. Проявляется
вполне закономерная тенденция в творческой манере поэта – он явно
предпочитает стихотворения, размер которых близок к числам ряда Фибоначчи.
Только ли стихотворения А.С. Пушкина тяготеют в своих размерах к
числам Фибоначчи?
Конечно, нет. И у других поэтов проявляется тяготение размера стихов к
8,13,21 строчкам, но ни у одного из русских поэтов эта тенденция не
выражена так отчетливо, как у А.С.Пушкина. Стихотворения В.Брюсова
отличаются совершенством своих форм. И неудивительно, что в их размерности
также проявляются числа Фибоначчи. Было проанализировано 360 стихотворений
поэта из его двухтомника; эти стихи охватывали период от 1882 до 1912 года.
Только в трех стихотворениях число строк составило 70, 85, 90 (что в
среднем близко к числу Фибоначчи 89). Остальные стихотворения содержали
значительно меньше строк – от 8 до 36 и крайне редко несколько больше.
Среди рассмотренных стихотворений В.Брюсова явно преобладают те, в
которых число строчек равно или близко к числам Фибоначчи. Они распределены
следующим образом:
стихотворения с числом строк 8 25 шт. 7%
— * — 13[pic]1 77 шт.
21,5% — * — 21[pic]1
70 шт. 19,6% — * — 34[pic]2
36 шт. 10,0%
Общее число этих стихотворений составило 208 шт. или 58%. К остальным
относятся стихотворения с числом строчек 10, 14, 16, 18, 24, 26, 28, 31 ,
32 и т.д. Поэт явно предпочитал стихотворения с числом строк 8, 13[pic]1,
21[pic]1 как наиболее оптимальные для выражения мыслей и чувств.
Обратимся вновь к произведениям А.С.Пушкина. Рассмотрим композицию
«Пиковой дамы». В этой повести кульминационным моментом является сцена в
спальне графини, куда проник Германн в надежде узнать тайну трех карт,
сцена, которая оканчивается смертью графини в повести 853 строки.
Кульминационный момент повести – это смерть графини. Ему отвечает 535 –я
строка. Эта строка расположена в повести почти точно в месте золотого
сечения, т.к. 853:535=1,6 .
Повесть «Пиковая дама» состоит из шести глав. Посмотрим, не
проявляется ли в композиции глав золотая пропорция? В первой главе золотому
сечению отвечает 68 строчка (всего в главе 110 строк). Но ведь это же
узловая точка повествования, в ней переломный момент всей главы: откроет ли
Сен — Жермен свою тайну графине!
Вторая глава повести содержит 219 строк. Золотое сечение здесь
приходится на 135 строку. Но ведь это кульминационный момент главы, Лиза
увидела в окне
–12-
стоящего на улице Германна! Отсюда начался для нее новый отсчет времени,
начались события, определившие всю ее дальнейшую судьбу. А.С.Пушкин
совершенно точно определил это место во второй главе: ведь 219:135 = 1,62.
Третья глава повести описывает усилия Германна попасть в дом старой
графини, выведать у нее тайну трех карт. Это место начинает новый отсчет
времени для Германна. Эта ситуация приходится на 131 строку третьей главы,
а всего в ней 212 строк. Разделив 212 на 131, мы получим точно золотую
пропорцию 1,618!
В четвертой главе размером 113 строк золотая пропорция приходится на
70 строку. Это также переломный, трагический момент в жизни Лизы.
В пятой главе описано посещение Германна похорон графини. 46 строка
пятой главы разделила повествование на две части: первая — похороны графини
и вторая – сон Германна. Эта 46 строка также отвечает золотой пропорции,
ведь всего в этой главе 75 строк (75:46=1,63).
В последней главе повести золотая пропорция приходится на 77 строчку,
которая завершает описание первого дня игры Германна в карты и первого его
выигрыша. Как видим, и в композиции последней главы повести присутствует
золотая пропорция.
Золотая пропорция присутствует и в композиции других произведений
Пушкина. В рассказе «Станционный смотритель» 377 строк. Кульминационный
момент рассказа – это известие о том, что дочь смотрителя уехала с гусаром.
Этот момент отражен во фразе, которая является 214 строкой. Здесь почти
точное соответствие золотой пропорции.
В маленьком рассказе «Гробовщик» всего 229 строк. Со 139 строки
начинается описание страшного сна гробовщика. И здесь переломный момент
рассказа приходится почти точно на золотую пропорцию (229:1,618=141
строка).
Совпадение кульминационных моментов в произведениях А.С.Пушкина с
золотой пропорцией удивительно близкое, в пределах 1-3 строк. Чувство
гармонии у него было развито необыкновенно, что объективно подтверждает
гениальность великого поэта и писателя.

Заключение.
Рациональные и иррациональные числа являются своеобразными
противоположностями. Но природа едина, и ее противоположности не только
находятся в противодействии, борьбе, но и в единстве. И не удивительно, что
многие иррациональные числа выражаются через совокупность целых чисел. Все
три числа:(, e и Ф – связаны между собой простыми отношениями и могут быть
выражены в виде пределов бесконечных дробей. Кроме того, на примере золотой
пропорции показано, что целые числа натурального ряда : 1, 2, 3, … могут
быть выражены через иррациональное число Ф. Кроме того, число Ф с любой
степенью точности может быть выражено через отношение целых чисел. Разве
эти примеры не свидетельствуют о единстве рационального и иррационального в
природе?!
Мы так часто говорим о единстве и борьбе противоположностей, что это
понятие стало тривиальным, само собой разумеющимся и не требующим
исследования. Может быть, поэтому этот фундаментальный закон природы так
мало исследован и углублен и, что характерно, почти совершенно не
математизирован. А между тем он достоин самого пристального изучения и
развития – ведь это один из основных, наиболее общих законов мироздания.

-13-

Список литературы:

1. Н. Васютинский “Золотая пропорция” –М.,”Молодая гвардия”, 1990
2. А. Азевич “Двадцать уроков гармонии” –М., “Школа-Пресс”, 1998
3. М. Гарднер “Математические головоломки и развлечения” –М., “Мир”, 1971
4. Д. Пидоу “Геометрия и искусство” – М., “Мир”, 1989
5. Энциклопедический словарь юного математика –М.,1989
6. Журнал “Квант”, 1973, № 8
7. Журнал “Математика в школе”, 1994, № 2, № 3

-14-

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий