Комплексное исследование профессионально важных качеств и свойств личности работника коррекционной школы

Дата: 12.01.2016

		

Федеральное
агентство по образованию

ГОУВПО
«Хакасский государственный университет им. Катанова».

МПСИ

Кафедра
психологии

030301 –
Психология

Отчет

по
производственной практике

Выполнила:
студентка 4 курса

группа П –
03

Овчаренко
Т. В.

Проверила:
Гусева Т.Б.

Минусинск 2007

Содержание

1. 
Краткие сведения
и информация об учреждении

2. 
План работы

3. 
Отзыв
руководителя базы практики относительно деятельности студента – практиканта

4. 
Обоснование
проведения исследовательской работы студента – практиканта

5. 
Исследовательский
отчет

6. 
Приложения

1.        
Краткие
сведения и информация об учреждении

КГОУ для детей – сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей «Минусинская коррекционная
(специальная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей с отклонением в развитии 8 вида» №8 по основным
общеобразовательным программам специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений 8 вида.

Наполняемость: 120
человек.

Численность
педагогического персонала: 70 человек.

Тема работы школы –
интернат:

Личностно – ориентированный подход в учебно–воспитательном
процессе – основа
успешной самореализации выпускников в социальном включении.

Задачи:

1.  Реализация комплексной
медико-социальной и психолого-педагогической поддержки, коррекции и
реабилитации, адекватной возможностям ребенка.

2.  Создание условий по реализации
образовательной программы школы с целью получения качественного образования.

3.  Гуманизация всей системы образования,
культурного и свободного общения, педагогического сотрудничества посредством
использования новых технологий, активных форм и методов обучения и воспитания в
соответствии с личностно – ориениторвочной моделью образования.

4.  Формирование здорового образа жизни,
посредством создания адаптивной образовательной сферы.

5.  Развитие профессиональных и трудовых
умений и навыков учащихся, формирование у них коммуникативных навыков.

6.  Усиление роли искусства в содержании
образования и эстетического воспитания с позиции личностно-ориентировочного подхода
посредством организации внеучебного воспитательского процесса.

2. План работы

1 неделя– Знакомство с внутренним распорядком
учреждения, изучение системы психологической работы учреждения, знакомство с
потребностями организации, спецификой производства, знакомство с трудовым
коллективом, изучение документации. Составление плана проведения исследования
личности профессионала, подбор адекватных цели исследования методик, тщательный
их анализ с точки зрения соответствия между собой и соответствия поставленной
задаче, обоснование комплекса методических приемов изучения личности человека
как профессионала, а именно: состояния устойчивых свойств личности,
профессиональных способностей и мотивационной направленности личности человека.
Подготовка к проведению исследования.

2 и 3 недели — определение профессионально важных
качеств и свойств личности работника (с использованием подготовленного ранее
комплекса методик).

Характеристика
на студентку – практикантку 4 курса

ХГУ им. Н.Ф.
Катанова МПСИ

Кафедры
психологии

030301 –
Психология

Овчаренко
Татьяну Викторовну.

Овчаренко Татьяна
Викторовна находилась на производственной практике в КГОУ для детей – сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей «Минусинская коррекционная
(специальная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей с отклонением в развитии 8 вида» №8 по основным
общеобразовательным программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
8 вида.

В процессе прохождения
практики студентка Овчаренко Татьяна Викторовна ознакомилась с материально –
экономической базой школы – интерната, со спецификой работы отделения медико – психолого-педагогической
помощи, дифференцированной работой с воспитанниками и педагогами, с нормативно
– правовой базой и учетно-отчетной документацией, а также с внутренним
распорядком учреждения.

Овчаренко Татьяна
Викторовна проводила комплексную диагностику педагогов, принятых на работу в
школу – интернат на должность «Воспитатель», при этом умело устанавливала
контакт с коллегами – психологами и другими специалистами учреждения. Выбрав
диагностический комплекс методик, Татьяна Викторовна грамотно провела
психодиагностическое исследование, затем корректно предоставила результаты
испытуемым в индивидуальной беседе.

Теоретические знания,
умение организовывать, найти подход к каждому человеку позволило Овчаренко
Татьяне Викторовне принимать участие в организации и проведении тренинговых
занятий совместно с педагогом – психологом школы – интерната. Также Татьяна
Викторовна присутствовала на консультациях и коррекционных занятиях с
воспитанниками и педагогами школы – интерната. Данные мероприятия позволили Татьяне
Викторовне повысить свой профессиональный уровень и компетентность в данной
области работы.

Студентка Овчаренко
Татьяна Викторовна к работе походит серьезно, с должной ответственностью. Она
владеет основами знаний социальной, возрастной и семейной психологии и
педагогики.

Поставленные цели и
задачи производственной практики Овчаренко Татьяной Викторовной были
реализованы полностью.

Педагог – психолог

Кривоносов Р.М.

3. Обоснование
проведения исследовательской работы студента – практиканта

Студентка Овчаренко
Татьяна Викторовна проводила комплексную диагностику педагогов, принятых на
работу в школу – интернат на должность «Воспитатель» для изучения и оценки
особенностей внимания, памяти, мышления, а также для изучения характера,
направленности и мотивационной сферы личности.

Для проведения
исследовательской работы были применены следующие диагностики:

1.        
«Корректурная
проба» (тест Бурдона).

Методика позволяет
исследовать степень концентрации и устойчивости

внимания.

2.        
«Оперативная
память».

Методика предназначена
для оценки оперативной памяти.

3.        
«Выявление общих
понятий».

Методика предназначена
для выявления способности к обобщению, анализу и классификации.

«Тест руки («Hand test») – проективная методика, направленная на

изучение агрессивного отношения.
Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером. Стимульный материал
состоит из 9 изображений кистей рук и одной пустой карточки, при показе которой
просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения
показываются последовательно. Обследуемому дается инструкция ответить на вопрос
о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать,
что способен выполнять человек с такой рукой). Допускается указывать для каждой
карточки несколько вариантов действия. Ответы разносятся по 11 категориям:
агрессия, указания, страх, привязанность, коммуникация, зависимость,
эксгибиционизм, увечность, активная безличность, пассивная безличность.

«Диагностика межличностных
отношений» Т. Лири. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г.
и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я»,
а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики
выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

6. «Дифференциально–диагностический
опросник» (ДДО).

Методика разработана Е.А.
Климовым и предназначена для выявления склонности к тому или иному типу профессии
в соответствии с разработанной им классификацией типов.

Исследовательский
отчет

Испытуемый:
З.Е.К.

Пол: женский.

Возраст: 30 лет.

Профессиональная
деятельность: педагог.

По смысловому ряду
показателей у испытуемого обнаруживается конформное мышление, сочетающееся с расширенным
объемом. Также наблюдается четко выраженное конкретно ситуативное мышление,
преобладающее над абстрактным. Уровень оперативной памяти – выше среднего,
объем и концентрация внимания – выше нормы. Устойчивость внимания в процессе
работы нарастает, что свидетельствует о низкой утомляемости.

Энергетический потенциал,
психическая активность испытуемого имеет средний диапазон. Коммуникативный
признак имеет высокий показатель, но при этом большая коммуникация носит
официальный, формальный характер.

У испытуемого сильно
развито чувство социальной ответственности. Он не нуждается в помощи и
поддержки других людей. За свои действия он берет ответственность на себя.

Уровень тревожности
низкий, это эмоционально устойчивый человек.

У испытуемого преобладает
властно – лидирующий тип межличностного отношения, граничащий с прямолинейным –
агрессивным типом. Это характеризуется: оптимистичностью, быстротой реакции,
высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к
доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии
решений, гомономностью (т.е. ориентацией в основном на собственное мнение и
минимальной зависимостью от внешних средовых факторов), экстравертированностью;
поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это реагирование по
типу «здесь и сейчас»; выраженная тенденция к спонтанной самореализации,
активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за
собой и подчинить своей воли других. Наряду с этим наблюдается: ригидность
установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в достижении целей,
практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт в состоянии
эмоциональной захваченности, повышенное чувство справедливости, сочетающееся с
убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности
при противодействии и критики в свой адрес, непосредственность и
прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость.

При сопоставлении «Я – реального»
и «Я – идеального» испытуемого не наблюдается недовольство своим характером и
межличностными отношениями, однако проявляется тенденция к соответствию
социальным нормам поведения, склонности к идеализации гармонии межличностных
отношений.

Испытуемый – человек
художественного типа. У него развита мечтательность, воображение и творчество,
при этом присутствует некоторая неврастения.

По классификации типов
профессий испытуемому свойственны типы «Человек – человек» (все профессии,
связанные с обслуживание людей, с общением) и «Человек – художественный образ»
(все творческие специальности).

Испытуемый: П.О.А.

Пол: женский.

Возраст: 27
лет.

Профессиональная
деятельность: педагог.

По смысловому ряду
показателей у испытуемого обнаруживается конформное мышление, сочетающееся с расширенным
объемом. Также наблюдается четко выраженное конкретно ситуативное мышление,
преобладающее над абстрактным. Уровень оперативной памяти – средний, объем и
концентрация внимания – выше нормы. Устойчивость внимания в процессе работы
нарастает, что свидетельствует о низкой утомляемости.

Энергетический потенциал,
психическая активность испытуемого имеет высокий диапазон. Коммуникативный
признак имеет высокий показатель. У испытуемого отсутствует потребность в
помощи и поддержки со стороны других людей. Он готов нести ответственность за
свои действия, однако он не хочет нести ответственности за действия социума.

В поведении испытуемого
больше всего преобладает описание своего настроения. Присутствует некоторая
агрессивность и директивность (влияние на поведение других людей). Вместе с эти
у него хорошо развита эмпатия.

К окружающему миру испытуемый
плохо приспосабливается, при этом, не проявляя своего агрессивного поведения. У
него наблюдаются истероидные черты личности, желание быть в центре событий и
«тянуть одеяло на себя».

У испытуемого преобладает
недоверчиво – скептический тип межличностных отношений, граничащий с прямолинейным
– агрессивным типом. Это характеризуется: обособленностью, замкнутостью,
ригидностью установок, критическим настроениям к любым мнениям, кроме
собственного, неудовлетворенностью своей позицией в микрогруппе,
подозрительностью, сверхчувствительностью, к критическим замечанием в свой
адрес, неконформностью своих суждений и поступков, склонностью к построению
ригидных и сверхумных заключений, связанных с убежденностью в
недоброжелательности окружающих лиц, опережающей враждебностью в высказываниях
и поведении, которая оправдывается априорной уверенностью в людской недоброте.
Присутствует: сниженное мышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность,
которая может быть не явной и аккумулируется, создавая тем самым повышенную
напряженность и способствуя нарастающей отторженности. Наряду с этим
наблюдается: упорство в достижении целей, повышенное чувство справедливости,
сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, непосредственность и
прямолинейность в высказываниях и поступках.

При сопоставлении «Я –
реального» и «Я – идеального» испытуемого выявилось наличие тяготения
межличностным конфликтом и отчасти склонность самокритично оценивать свою роль
в создавшейся ситуации, стремясь в идеале быть доброжелательным и конгруэнтным
с окружающими его людьми. В своих актуальных желаниях и потребностях он хочет
иметь открытые «правильные» отношения.

Испытуемый – человек
художественного типа. Он склонен к раздумыванию, осмысливанию, переживанию
вместо делания чего-либо. Имеет очень высокий процент наличия неврастении,
психопатологии.

По классификации типов
профессий испытуемому свойственны типы «Человек – знак» (все профессии,
связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и
музыкальные специальности) и «Человек – человек» (все профессии, связанные с
обслуживание людей, с общением).

Испытуемый:
О.М.М.

Пол: женский.

Возраст: 45
лет.

Профессиональная
деятельность: педагог.

По смысловому ряду
показателей у испытуемого обнаруживается конформное мышление, сочетающееся с
расширенным объемом. Также наблюдается четко выраженное конкретно ситуативное
мышление, преобладающее над абстрактным. Уровень оперативной памяти – выше
среднего. Распределение и переключение внимания имеют среднюю оценку.
Наблюдается некоторая истощаемость устойчивости внимания в середине работы,
однако к завершению работы «кривая устойчивости внимания» идет вверх.

Энергетический потенциал,
психическая активность испытуемого имеет средний диапазон. Это очень
коммуникабельный человек, в его отношениях с другими людьми нет формализма. В
поведении присутствует некоторая агрессивность, однако она не носит открытый
характер. Испытуемый старается сдерживать ее и не направлять на других людей.
Это эмоционально «теплый» человек, у него очень хорошо развита эмпатия, при
этом эмоциональность имеет низкий уровень. Он готов приспосабливаться к
окружающему миру и стремится считаться с другими людьми. У испытуемого развито
чувство социальной ответственности, присутствует потребность в помощи и
поддержки со стороны других людей. Человек очень хорошо приспосабливается к
социальному окружению, старается быть от него зависимым в своих желаниях и
потребностях, стремится активно участвовать в жизни коллектива, отводит этому
много своего времени и очень сопереживает всему происходящему в коллективе.

У испытуемого преобладает
ответственно – великодушный тип межличностного взаимодействия, граничащий с
покорно – застенчивым типом. Это характеризуется: выраженными потребностями
соответствовать социальным нормам поведения, склонностью к идеализации гармонии
межличностных отношений, экзальтации в проявлении своих убеждений, выраженной
эмоциональной вовлеченностью, которая может носить более поверхностный
характер, чем это декларируется. У испытуемого имеется художественный тип
восприятия и переработки информации, стиль мышления целостный, образный.

Наблюдается легкое
вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность,
доброжелательность, жертвенность, стремлении к деятельности, полезной для всех
людей, проявление милосердия, благотворительности, миссионерский склад
личности. Артистичен.

Имеется потребность
производить приятное впечатление, нравится окружающим. Проблема подавленной
враждебности, вызывает повышенную напряженность, склонность к психосоматическим
заболеваниям, вегетативный дисбаланс как результат блокирования поведенческих
реакций. Наряду с этим наблюдаются такие личностные характеристики, как
интровертированность, щепетильность в вопросах морали и совести, подчиняемость,
неуверенность в себе, повышенная склонность к рефлексии, с заметным
преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения,
повышенное чувство ответственности, аккуратность и исполнительность в работе.

При сопоставлении «Я –
реального» и «Я – идеального» испытуемого выявилось, что он считает себя
избыточно пассивным, застенчивым и робким в межличностных отношениях, у него
имеется желание избавиться от этих свойств, быть более уверенным в себе.

Испытуемый — человек
художественного типа. Он склонен к раздумыванию, осмысливанию, переживанию. У
него развито воображение и творческое мышление, также присутствует
мечтательность.

По классификации типов профессий
испытуемому свойственен тип «Человек – человек» (все профессии, связанные с обслуживанием
людей, с общением).

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий