Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности в учреждениях культуры

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

Введение

1. Коммерческая деятельность учреждений социально-культурной
сферы

1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности

1.2 Причины коммерческой деятельности учреждений культуры

1.3 Особенности коммерческой деятельности учреждений СКС

2. Сущность взаимодействия коммерческой и творческой деятельности
учреждений СКС

2.1 Теоретические аспекты взаимодействия коммерческой и творческой
деятельности в учреждениях СКС

2.2 Взаимодействие коммерческой и творческой деятельности на
примере театра

Заключение

Список литературы

Введение

Социально-экономические
реформы, осуществляемые в ходе становления в России рыночной экономики, привели
к радикальным переменам в жизни общества. Важнейшим их следствием стали преобразования
в формах собственности, сводящиеся, в частности, к возникновению, наряду с государственными,
негосударственных форм хозяйствования. В полной мере эти процессы охватили и социальную
сферу.

Переход общероссийского и региональных народнохозяйственных
комплексов на принципы рыночной экономики остро поставил вопрос выживаемости отраслей
социальной сферы. Учреждения социально- культурной сферы в условиях недостаточного
бюджетного финансирования находят выход в осуществлении коммерческой деятельности.
Данная работа рассматривает то, как учреждения социально-культурной сферы осуществляют
коммерческую деятельность и как взаимодействуют коммерческая и творческая деятельность
этих учреждений.

Формируя теоретическую базу исследования, мы обратились к работам,
посвященным вопросам об источниках финансирования учреждений социально-культурной
сферы. О коммерческой деятельности как источнике финансирования говорят – Иванов
Г.П., Шустров М.А., Помпеев Ю.А.; о творческой деятельности учреждений СКС пишет
Жаркова Л.С.; взаимодействие коммерческой и творческой деятельности рассмотрел Апфельбаум
С.М.

Мы в данной работе пытались определить, не страдает ли конечный
творческий продукт учреждений культуры при осуществлении им коммерческой деятельности.

Цель данной работы – изучение взаимодействия коммерческой и
творческой деятельности учреждений культуры.

Задачами
данной работы являются:

· 
Описать особенности
коммерческой деятельности учреждений СКС;

· 
Выявить влияние коммерческой
деятельности на творческую деятельность учреждений культуры;

· 
Провести анализ взаимодействия
коммерческой и творческой деятельности на примере определенного учреждения культуры.

Объектом данного исследования является деятельность
учреждений социально-культурной сферы.

Предметом исследования – взаимодействие коммерческой и творческой
деятельности учреждений социально- культурной сферы.

Методы данной работы – ознакомление
с учебным и научным материалом на заданную тему и их анализ.

1.
Коммерческая деятельность учреждений социально-культурной сферы

1.1
Понятие и сущность коммерческой деятельности

Что
такое коммерция? Умение перепродать дороже? В какой-то мере да, но не только это.
Понятие «коммерция» значительно шире, более глубоко по содержанию и умению ее осуществлять.

Коммерция – вид торгового предпринимательства или
бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящему
цивилизованной рыночной экономики.

Коммерция – слово латинского
происхождения (от лат. commercium – торговля). Однако надо иметь в виду, что термин
«торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль
народного хозяйства (торговлю), в другом – торговые процессы, направленные на осуществление
актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием
торговли – торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения
прибыли. (14.С.17)

Толковый словарь В.И.Даля
определяет коммерцию как «торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы».
Иначе говоря, эти понятия предполагают осуществление актов купли-продажи с намерением
купить дешевле, а продать дороже. В широком смысле под коммерцией часто понимают
любую деятельность, направленную на получение прибыли.

Чтобы обеспечить продажи
и приобретение товаров, торговые организации ведут исследования рынков, рекламу,
вступают в договорные отношения с посредниками, банками, контролирующими организациями,
защищают свои интересы в судах и арбитражах и т.д. Весь этот комплекс операций торговых
организаций – производителей товаров и услуг или независимых торговых организаций
называется коммерческой деятельностью.

Коммерческая деятельность
– более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство – это организация
экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю
доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия,
сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской
конторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и т.д. Из всех
этих видов предпринимательской деятельности, по-мнению Синицкого Б.И. (16.С.15)
только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью.

Таким образом, коммерцию
следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности.
В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться
операции по купле—продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов
и т.п., т.е. элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах
предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.

С развитием
рыночных отношений расширяется сфера коммерческой активности, охватывая обмен продуктами,
не только материального производства, но и интеллектуальной деятельности. Практически
невозможно найти область предпринимательской деятельности, в которой коммерческие
структуры не играли бы важнейшей роли. (16.С.17)

Следовательно,
рыночные отношения не последние в деятельности современных учреждений культуры и
социальной сферы. Рассмотрим основные причины коммерческой деятельности учреждений
СКС.

1.2 Причины
коммерческой деятельности учреждений культуры

Решающую
роль в распределении финансовых ресурсов в отрасли культуры по-прежнему играют государственные
органы и органы местного самоуправления. Бюджетное финансирование является главным
денежным ресурсом учреждений культуры. Оно покрывает основные статьи затрат: содержание
зданий, коммунальные платежи, базовая заработная плата, приобретение необходимых
средств. Но этого финансирования катастрофически не хватает для того, чтобы выполнять
в полном объеме функции учреждений культуры. (5.С.36)

Бюджетный
дефицит, отсутствие альтернативных (внебюджетных) источников финансовой поддержки
некоммерческих учреждений, а также отсутствие четких приоритетов в развитии культуры
и искусства (при которых процедура распределения бюджетных средств не была бы связана
с субъективизмом, ведомственностью и прямыми злоупотреблениями) обусловливает то,
что учреждения социально-культурной сферы занимаются коммерческой деятельностью.(13.С.76)

Согласно
Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» некоммерческая
организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку,
поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью
признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания
некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных
и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах
на вере в качестве вкладчика.(21.С.14)

Законодательством
Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность
некоммерческих организаций отдельных видов.

Е.Я. Морозова,
Э.Д. Тихонова (13.С.67) считают, что в условиях формирующихся в России рыночных
механизмов регулирования экономикой особую значимость для организаций СКС приобретают
финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы и право на их расходование позволяют данным
предприятиям организовывать социально-культурную деятельность, приобретать материальные
ресурсы, рассчитываться с собственными работниками и сторонними организациями по
своим обязательствам. Финансовые средства некоммерческих организаций СКС отличаются
множественностью источников формирования; их структура и границы использования зависят
от целого ряда факторов.

Экономические
реформы в социально-культурной сфере развивались в основном в двух направлениях.
Ряд государственных предприятий переводился на рельсы регулируемого рынка с минимальным
государственным вмешательством в их деятельность (например, кинематограф, цирки),
в других развивались принципы смешанного финансирования, когда бюджетные ассигнования
дополнялись платными услугами.

Вследствие
ряда реформ учреждения СКС для осуществления в полном объеме своих функций вынуждено
было заняться коммерческой деятельностью. Изменились социально-экономические условия
жизни, которые требовали новые источники финансирования.

Следовательно,
коммерческая деятельность – следствие недостаточного бюджетного финансирования и
вмешательства рыночной экономики в СКС.

1.3 Особенности
коммерческой деятельности учреждений социально-культурной сферы

Сегодня практически все учреждения социально-культурной сферы
оказывают определенные услуги за плату. Традиционно выделяют следующие группы образовательных, информационных
и культурных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю за Плату:

• 
платные занятия в
студиях, классах, кружках, секциях, коллективах художественной самодеятельности,
технического творчества, физической культуры;

• 
лекции и консультации,
тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки концерты
и спектакли, экскурсии, восстановительные и оздоровительные процедуры, выставки-продажи;

• 
услуги обслуживающего
плана: настройка и прокат инструментов, инвентаря, реквизита, снаряжения, оборудования
и аппаратуры;

• 
кино-, фото- и видео-обслуживание,
пользование аттракционами, игровыми автоматами, тирами, тренажерами, мастерскими;

• 
услуги по информационному
обслуживанию: фото- и ксерокопирование, микрофильмирование материалов и документов
из библиотечных, музейных и других фондов, услуги Интернета.

Как представляется,
в настоящее время величина доходов от платных форм культурной деятельности зависит
от следующих факторов:

• 
социально- культурной
значимости услуг;

• 
степени их востребованности
конкретными потребителями;

• 
ценовой политики,
предусматривающей приоритет коммерческих или некоммерческих видов деятельности;

• 
уровня профессионализма
менеджеров;

• 
общей экономической
ситуации в стране и, как следствие, от уровня платежеспособности населения. Высокий
спрос на определенные услуги учреждений культуры позволяет им устанавливать высокие
цены и не только компенсировать понесенные при этом затраты, но и получать значимую
прибыль. Например, в настоящее время устойчивым спросом пользуются услуги, имеющие
для потребителя возможный экономический результат (казино, тотализаторы, игровые
автоматы, лотереи) и услуги развлекательного характера (шоу-программы, ночные дискотеки,
стриптиз-шоу и пр.).

Любые платные
формы социально-культурной деятельности культурно-просветительных учреждений, театров,
филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские,
если доход от них полностью расходуется на их развитие и совершенствование.

Для некоммерческих
организаций определяющим при формировании цены является социальная политика обеспечения
доступности широких слоев населения к культурным благам. В то же время, как показало
исследование деятельности учреждений культуры и искусства, инфляционные процессы
и рост текущих издержек побуждают некоммерческие организации культуры повышать цены
на услуги, несмотря на снижающийся спрос. (13.С.67)

Большая часть
средств, получаемых от платных услуг, идет на покрытие расходов, связанных с их
оказанием. Любые платные услуги вводят определенные ограничения на доступ к ним
населения. Именно поэтому платные услуги, с точки зрения перспективы финансирования
учреждений культуры, не будут играть в этом процессе главной роли. (5.С.36)

Расширение сферы платных услуг
учреждениями культуры имеет своей целью наиболее полное удовлетворение интересов
и увлечений, формирование и развитие творческих, технических, физических, организаторских
способностей и дарований, воспитание высоких эстетических и моральных качеств, удовлетворение
культурных и бытовых потребностей и запросов, организацию содержательного досуга.

Расширение
платных услуг, оказываемых населению, имеет также своей целью укрепление материально-технической
базы учреждении культуры, предоставление их руководителям возможности больше проявлять
деловую, хозяйственную предприимчивость, находчивость и инициативу, более глубоко
изучать интересы и запросы населения, постоянно искать новые формы и методы связей
и работы с массами, т е. быстрее решать вопросы перехода организационно-хозяйственного
механизма учреждения культуры на рыночные отношения, улучшать качество работы во
всех звеньях культурного и бытового обслуживания населения.

Работники
учреждений культуры должны постоянно помнить и учитывать то, что у различных категорий
населения имеются свои интересы и увлечения, что посетители будут пользоваться лишь
теми услугами, которые соответствуют их вкусам, интересам увлечениям, в которых
смогут найти новое, нужное, полезное, содержательное для удовлетворения своих потребностей.
Только при соблюдении этих условий учреждения культуры станут местом подлинного
общения, удовлетворения постоянно возрастающих культурных интересов и запросов.
(6.С.170)

Отсюда можно
сделать вывод, что несмотря на то что многие организации культуры в той или иной
степени имеют возможность заработать средства, реализуя свой творческо-производственный
продукт (услугу), нельзя отрицать необходимость удовлетворения потребностей большинства
людей в культурных благах по ценам, доступным для всех социальных слоев населения.

К сожалению,
бюджетные средства, реально выделяемые учреждениям культуры, не обеспечивают даже
их выживания. Из-за чего они вынуждены искать другие источники доходов. К другим
доходам и поступлениям некоммерческих организаций, как правило, относят результаты
предпринимательской деятельности. Например, в соответствии со ст. 47 «Основ законодательства
РФ о культуре» к предпринимательской деятельности относятся:

• 
реализация и сдача
в аренду основных фондов и имущества для целей, не связанных с культурной деятельностью;

• 
торговля покупными
товарами и оборудованием;

• 
оказание посреднических
услуг;

• 
долевое участие в
создании коммерческих предприятий;

• 
приобретение акций,
облигаций, ценных бумаг и получение доходов по ним;

• 
осуществление приносящих
доход и не предусмотренных Уставом операций, работ, услуг.(8.С.215)

Снижение посещаемости должно побуждать учреждения культуры и искусства
к поиску дополнительных источников доходов за счет развития предпринимательской
деятельности. Однако тенденция снижения доли собственных доходов в структуре их
финансовых ресурсов об этом не свидетельствует.

Таким образом,
можно выделить следующие тенденции формирования финансовых ресурсов некоммерческих
организаций:

•        увеличение
поступлений в абсолютном выражении и снижение доли расходов на культуру и искусство
в структуре расходов бюджетов на социально-культурные мероприятия как на федеральном,
так и на региональных уровнях;

• 
изменение соотношения
долей расходов на культуру и искусство, выделяемых федеральным бюджетом и бюджетами
регионов в сторону последних;

• 
увеличение собственных
доходов от оказания платных услуг населению не столько за счет привлечения посетителей,
сколько за счет повышения цен на билеты, при этом доля собственных доходов в структуре
финансовых ресурсов уменьшается;

• 
поскольку в официальной
статистике отсутствуют данные о доле спонсорской и меценатской помощи, банковских
кредитах и предпринимательской деятельности в структуре доходов государственных
организаций культуры и искусства, можно лишь предположить, что существенной роли
они пока не играют.

Для коммерческих
организаций источником финансовых ресурсов является только собственные средства,
полученные в результате их деятельности.

Анализ основных
тенденций в формировании ресурсов государственных учреждений культуры и искусства
на позволил так же сделать вывод: в условиях экономической нестабильности, снижения
уровня доходов основной массы населения, снижения посещаемости большинства учреждений
культуры и искусства бюджетные ассигнования по-прежнему являются одним из значимых
источников формирования их финансовых ресурсов. (13.С.89)

Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут быть и
банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр. Однако пассивное отношение,
например, к сдаче помещений в аренду («лишь бы сдать кому угодно») имеет печальные
последствия. Различные разбирательства, суды с арендаторами доставили многим учреждениям
культуры множество неприятностей, несоизмеримых с размерами арендной платы. «Лопнувшие»
фирмы, криминализированные структуры, сеансы массового «исцеления» сильно подорвали
авторитет учреждений культуры и их руководителей. Более эффективна «активная» аренда,
использование потенциала учреждений культуры для PR-деятельности, участие в стимулировании продаж, рекламных акциях
и т. п., о чем уже говорилось ранее.

Поэтому следует наращивать дополнительную активную коммерческую
деятельность. Например, мало что мешает создать банк культуры — обыкновенный, в
принципе, банк, с той лишь разницей, что он будет иметь льготную тарифную ставку,
разница которой, например, со средневзвешенной ставкой может идти на
нужды поддержки и развития сферы культуры, в том числе и через Фонд развития культуры
и искусства. Чрезвычайно перспективным представляется и развитие страховой деятельности
в сфере культуры — в отличие от зарубежной практики, в России практически отсутствует
страхование деятельности в сфере культуры. Представляется очевидным, что активность
в инициировании и стимулировании страховой деятельности — дело органов государственного
управления сферой, так как часть доходов от страхования также может направляться
на нужды культуры.

Уже из приведенного перечня
возможных источников финансирования деятельности учреждений культуры возникают несколько
очевидных вопросов, важных для практического менеджмента в сфере культуры. Во-первых,
это определение соотношения между бюджетным и внебюджетным финансированием. Иначе
говоря, что может обеспечиваться на коммерческой основе, а что — только на основе
бюджетного финансирования. Значит, во-вторых, это определение приоритетов для бюджетного
финансирования: кому и что должно быть гарантировано в сфере культуры государством.
В-третьих, каким образом могут быть привлечены и аккумулированы («сшиты») средства
из различных источников.( 13.С.81-82)

Существует еще один способ
– самофинансирование, получивший распространение в условиях современных рыночных
отношений и также направленный на удовлетворение культурно- досуговых потребностей
клиентов, пользующихся услугами. В обиходе учреждений культуры это обычный коммерческий
обмен (деньги-товар, услуги-деньги) либо некоммерческий (благотворительный). Разумеется,
деление на коммерческий и некоммерческий сектор условно, поскольку различные по
направленности жанровые формы культурно-досуговых занятий и услуг характеризуются
различными уровнями коммерциализации. Так, в структуре ежегодного денежного оборота
на рынке альтернативных услуг в сфере культуры большую часть составляет оборот от
видео обслуживания, дискотек, игорного и шоу-бизнеса, эстрады и т.п., в то же время
сокращается посещаемость театров, кинотеатров, концертных залов. Тем не менее строгой
привязки каждого объекта культуры к коммерческому или некоммерческому сектору не
существует. Многие традиционно бюджетные государственные учреждения культуры и искусства
– клубы и Дома культуры, библиотеки, парки, музеи, театры, цирки и другие – в поисках
дополнительных средств используют как коммерческие, так и полукоммерческие проекты.(11.С.392)

Таким образом, значительный
объем культурно-досуговых услуг формируется за счет предпринимательской активности
организаций культуры и досуга. Чем более деятельность конкретной организации досуга
носит коммерческий характер, тем в меньшей степени ее персонал рассчитывает на финансовую
помощь извне, но большей ориентируется на потребительский спрос.

2. Сущность взаимодействия
коммерческой и творческой деятельности в учреждениях СКС

2.1 Теоретические
аспекты взаимодействия коммерческой и творческой деятельности в учреждениях СКС

Коммерческая
и творческая деятельность учреждений СКС между собой взаимосвязаны, так как творческая
деятельность учреждения СКС зависит от умения введения коммерческой деятельности,
так как деятельность предприятия культуры в условиях рынка направлена на:

· 
производство художественного
продукта для удовлетворения соответствующих потребностей индивидуумов, отдельных
групп населения и общества в целом;

· 
всемерное расширение
реальной аудитории различных видов культуры и искусства и освоение свободного времени
культурным обслуживанием населения;

· 
обеспечение представительства
всех возрастных групп и социальных слоев общества в аудитории различных видов художественного
продукта сферы культуры;

· 
сохранение и развитие
национальных культурных традиций народов Российской Федерации, взаимообогащение
национальных культур;

· 
создание и распространение
высокохудожественных ценностей, имеющих нравственное значение и отвечающих задачам
собственного развития культуры и искусства.(14.С.23)

Предприятие
культуры на основе данных учредителя, имеющихся творческих и экономических ресурсов,
запросов населения и заказов юридических и физических лиц самостоятельно разрабатывает
и утверждает план своей деятельности. В соответствии с «Положением об основах хозяйственной
деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» (2002 г.), план
включает в себя

· 
мероприятия, направленные
на реализацию творческо-производственной и самостоятельной хозяйственной деятельности,
укрепление материально-технической базы и социальное развитие организации культуры;

· 
объемы основной деятельности,
определяемые спецификой организации культуры и региональными условиями;

· 
объем финансовых средств
и направления их использования в соответствии с уставом (положением);

· 
единовременные бюджетные
ассигнования для выполнения целевых социально-творческих заказов учредителя на проведение
отдельных мероприятий (работ, услуг).(7.С. 52)

Услуги творческих
предприятий как результат их культурной деятельности весьма неоднородны и специфичны,
порой – уникальны. Но воспроизводство ресурсов социально-культурного обслуживания
представляет собой схожее с природой других предприятий движение общественного труда:
подготовка сценария, производство спектакля, репетиционная работа, премьерный показ
и т.д. Живой труд овеществляется при этом не в каком-либо предмете, а в творческом
акте, он переходит в форму прошлого труда в измененных способностях человека.

Учреждения
культуры, с одной стороны, являются юридическими лицами и хозяйствующими субъектами
существующих рыночных отношений, с другой стороны, сферой потребления бесплатных,
льготных и платных услуг. Независимо от формы конечной реализации результатов своей
деятельности, учреждения и организации социально-культурной сферы, прежде всего,
выступают покупателями материальных условий своего существования. Приобретение оргтехники,
компьютеров, печатной продукции, музыкальных инструментов, звукозаписывающей и усилительной
аппаратуры, радио – и видеоаппаратуры, аренда помещений и т.п. становится все более
ощутимой по своему удельному весу частью внутреннего и отчасти внешнего рынка страны.
Широко используются предприятиями продажа результатов своего труда в форме либо
услуг, либо пригодных для продажи товаров, существующих, по давнему наблюдению К.
Маркса, «отдельно от художественной деятельности создающего их художника». Технические
возможности реализации результатов художественного творчества в виде товара, существую
его отдельно от творца, приводят к созданию и развитию предприятии фото- и видеозаписи,
репродукции картин, проката фильмов, производства видеокассет и т.д.

Общесоциальная
полезность художественного продукта отражается в целевом бюджетном финансировании,
обеспечивающем регулярную деятельность творческих коллективов в социально-культурной
сфере, оплату государственного или иного творческого заказа, субсидирование гастролей
в определенном регионе и другие формы культурного обслуживания населения.

· 
Общественное переустройство
немыслимо без признания основополагающей роли социально-культурной деятельности
в духовном обществе людей, обмене производственным опытом, достижениями науки и
художественного творчества, в освоении продуктов духовного производства. Социально-культурные
факторы содействуют развитию и самореализации личности, гуманизации общества, развитию
демократии, социально-экономического прогресса, укреплению целостности Российской
Федерации на основе межнационального культурного сотрудничества и интеграции отечественной
культуры в мировую культуру на основе законов рынка. (14.С.23)

Рыночная
форма связи и свойственные ей условия внешней среды координации культурной деятельности
часто не позволяют реализовать целевую функцию организации культуры и она ищет выход
во внерыночной среде, или ограничении рыночной среды, хотя полностью освободиться
от рыночных методов ей не удается. Однако доля нерыночных форм регулирования деятельности
организации культуры остается достаточно высокой. Складывающиеся условия хозяйственной
деятельности организации определяют основные принципы хозяйственного механизма,
стремящегося сочетать внутренние закономерности с факторами внешней среды, вызывают
к жизни особые методы управления, принятия решения, способ производства и реализации
своих услуг.

Хозяйственная
деятельность организаций культуры таким образом не может регулироваться исключительно
рыночными механизмами. Нерыночные методы выделения ресурсов, утилизации результатов
деятельности организации культуры ведут к необходимости обращения организации культуры
к другим не преследующим чисто рыночные цели или преследующие их опосредованно участникам
экономических процессов (государство, общественные организации и т.д.).

В свою очередь
нерыночные методы регулирования экономических отношений диктуют реализацию в другом
типе хозяйственной деятельности, ограничивают конкурентные отношения и ведут к монополизации
культурной деятельности, стремятся оказать влияние на содержательную составляющую
культурного процесса.

Характер
творческих процессов в сфере культуры в силу внутренней логики развития обусловливает
стремление преодолеть реальные отношения внешней среды, выйти за их рамки, что порождает
поиск особых условий хозяйствования и организационно-экономических и правовых форм
деятельности. При этом корпоративные интересы организации культуры могут оказаться
безучастными к конечному потребителю результатов своего труда. Однако они вынуждены
считаться с интересами непосредственных заказчиков, финансирующих их деятельность
(государственных, политических, коммерческих и других органов). В этом случае интересы
непосредственного потребителя, а именно населения, могут оказаться ущемленными.
(9.С.57) Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения то, что рыночная экономика предлагает
многообразие субъектов хозяйственной деятельности, и в сфере культуры и досуга хозяйственное
пространство делится между частными, государственными и некоммерческими учреждениями.
Однако главная трудность, с которой сталкиваются исследователи, заключается в том,
чтобы определить, какие именно отрасли и направления культурной деятельности требуют
государственного финансирования, а какие могут существовать самостоятельно. Ее решение,
очевидно, лежит в плоскости изучения специфики производства и потребления услуг
в сфере культуры и досуга, которая на сегодняшний день еще мало изучена.

Социально-экономический
анализ специфики рынка услуг в социокультурной сфере обнаруживает действие факторов
несовершенства рынка, которые в экономической теории получили название ошибок рынка,
характерных для социокультурной сферы. Так, в социокультурной сфере нередко возникает
так называемая естественная монополия, ликвидация которой в принципе невозможна
без резкого увеличения затрат на единицу продукции. В основе ее формирования лежат,
как правило, локальный характер рынков, нетранспортабельность услуг и преимущества
концентраций. Например, в небольшом населенном пункте спрос на развлечения удовлетворяется
одним-единственным клубом, который, по сути, является естественной монополией. Однако
необходимо иметь в виду особенность конкуренции в сфере культуры и досуга, которая
осуществляется не столько между потреблением товаров определенной группы в рамках
одного вида деятельности, сколько за «место» в структуре досуга, т.е. между предложениями
по развертыванию разных типов досуговой деятельности. В небольшом населенном пункте
конкурентами клубу могут быть различные формы домашнего досуга, спортивные учреждения,
отдых на природе, на улице.(20.С.27)

В настоящее
время социальные и экономические аспекты деятельности организаций СКС находятся
в состоянии нестабильности и несбалансированности. Те организации, для которых социально-культурная
значимость выполняемых функций по-прежнему оставалась главной, неизбежно оказались
в более сложном финансовом положении, нежели те, в деятельности которых преобладали
соображения экономической выгоды.

Некоторые
достаточно тревожные явления и тенденции, существующие в настоящее время, свидетельствуют
о кризисной ситуации в культуре и искусстве; для устранения этих тенденций необходимы
меры по формированию новой культурной политики.

Культурная
политика, заключающаяся только в разработке и инициировании различных социокультурных
программ, не может быть жизнеспособной в условиях бюджетного дефицита, политической
и экономической нестабильности хотя бы потому, что эти явления не позволяют обеспечивать
реализацию культурных программ надлежащими финансовыми ресурсами. (13.С.98)

Подводя итог,
можно заметить, что главная задача государства – обеспечить условия для более эффективной
коммерческой деятельности учреждений СКС. Но самое главное, силы всех участников
финансирования культуры должны быть направлены на достижение единой цели – сохранение
и развитие культуры и искусства. Если общество поймет это, то Россию ждет великое
будущее.

2.2 Взаимодействие
коммерческой и творческой деятельности на примере театра

Реформа бюджетной
сферы возобновила дискуссии об особой природе театрального искусства и необходимости
выбора особого режима деятельности для выживания театра в рыночных условиях. Слишком
велика опасность коммерциализации театра, за которой с неизбежностью следует снижение
художественного уровня и потакание самым неизменным запросам публики. Вместе тем
коммерческий театр – явление гораздо более сложное. Осмысление его сущности и места
в театральной системе позволяет расширить традиционный взгляд на современные модели
реализации творческой деятельности.

Со многими
критическими замечаниями в адрес коммерческого театра трудно не согласиться. Действительно,
большинство постановок, появившихся последние годы в России, — будь то заимствования
западных образцов или попытки создать оригинальный продукт – оставляют впечатление,
что заработать на театре можно при минимальных творческих и материальных затратах.
Непритязательный (желательно комедийный) сюжет, небольшое число актеров, среди которых
обязательно присутствие известных имен, скромное сценическое оформление. Другая
модель постановки, способной приносить прибыль, представляет собой масштабное и
эффектное шоу, сочетающее элементы различных видов искусства и рассчитанное на самую
широкую аудиторию, но редко получающее признание профессионалов,

В то же время
истории и сегодняшней практике коммерческого театра известны образцы, весьма далеко
отстоящие от традиционных схем. В разнообразии репертуара можно найти и серьезную
драматургию (от Шекспира и Ибсена до современных классиков), и произведения, требующие
большого состава высококлассных исполнителей, и новаторскую сценографию, техническое
воплощение которой слишком дорого для некоммерческого театра. Данная система не
только использует уже состоявшихся артистов, но и создает собственных «звезд»: заметная
роль в коммерческой постановке открывает широкие возможности для начинающих артистов,
становится их «визитной карточкой», свидетельствующей о высоком профессиональном
уровне.

Так что коммерческий
спектакль – совсем не обязательно низкопробное развлекательное шоу. Более того,
любые попытки отождествить коммерческий театр с теми или иными творческими составляющими
весьма относительны. Единственный абсолютный критерий в этом случае один – спектакль
должен быть ориентирован на кассовый успех, который может быть достигнут как благодаря
жанру постановки или именам исполнителей, так и через абсолютно неожиданное, авангардное
режиссерское прочтение материала. Сформулируем по-другому: любая постановка, отвечающая
условиям достаточно частых показов при полных залах и соответствующих ценах на билеты,
— потенциально коммерческая.

Вместе с
тем понятно, что данный фактор относится не только к «эксплуатационным характеристикам»
спектакля, но и напрямую определяет его художественное решение.

Постановкам,
изначально созданным для коммерческого проката, как правило, не удается избежать
творческих компромиссов. Не желая рисковать, продюсеры стремятся задействовать уже
проверенные методы, гарантирующие успех у публики. Отсюда частая облегченность и
развлекательность, шаблонность сюжетов и, в целом, использование художественных
приемов б качестве своеобразных технологий, способных вызвать нужную реакцию зала.
Все это, естественно, не способствует развитию художественного процесса, апробации
новых идей и форм, подлинному самовыражению авторов.

Конечно,
бывают и исключения, когда интуиция и профессиональное чутье создателей подсказывают
нестандартные ходы, а риск оправдывается не только финансовой, но и значительной
творческой удачей. Однако общая тенденция такова, что возможности творческого поиска
в коммерческом театре ограничены. Полем для экспериментов и собственно развития
искусства становятся организации некоммерческой сферы, играющие на современном этапе
все большую роль.

Таким образом,
театральное искусство демонстрирует способность существовать в различных экономических
моделях, быть основой деятельности организаций, ставящих перед собой разные задачи.

Но если определить
цели хозяйствования этих организаций можно довольно четко, то разграничить собственно
коммерческое и некоммерческое искусство столь однозначно нельзя.

Как было
показано выше, творческая состоятельность и коммерческий потенциал – величины хотя
и в значительной степени связанные, но не обратно пропорциональные. Подчеркнем еще
раз, что коммерческий спектакль может отвечать самым взыскательным требованиям,
так же как и произведение, реализующее смелые художественные искания, способно оказаться
вполне коммерчески успешным.

Как же на
практике решаются вопросы такого рода разграничения? Обратимся к опыту Соединенных
Штатов Америки, где развитие некоммерческого театра сочетается с успешной эксплуатацией
постановок, приносящих прибыль.

В течение
долгого времени американский театр развивался преимущественно именно как коммерческий.
Вершиной этого процесса стали постановки, осуществляемые на одной из центральных
улиц Нью-Йорка. Бродвей — не только знаковое место, но и символ коммерческого театра
как такового, а также отправная точка единой системы проката: свой «Бродвей» есть
не только в каждом крупном американском городе, но и во всех мировых мегаполисах,
где одновременно идут постановки, либо уже сошедшие с подмостков Бродвея, либо те,
которым еще предстоит его покорить.

Как альтернатива
данной системе возникли спектакли в других районах Нью-Йорка — термин «off-Broadway» («не на Бродвее») также стал нарицательным.
Но несмотря на желание подчеркнуть свою независимость, сегодня эти театры – продолжение
все той же системы. Здесь могут реализовываться более оригинальные проекты, быть
ниже затраты и возможная прибыль, но по своей организационной структуре, правовому
и экономическому статусу такие постановки практически ничем не отличаются от бродвейских.
Нередко их называют «витриной Бродвея» – полем, где продюсеры без ощутимых финансовых
потерь апробируют свои проекты, в случае успеха перенося их на Бродвей. Таким образом,
вся творческая деятельность этих театров целиком подчиняется условиям коммерческого
предприятия. В то же время, несмотря на выдающуюся роль «Бродвея», театральная жизнь
США не ограничивается несколькими кварталами Нью-Йорка. В качестве реального противовеса
выступает система региональных репертуарных театров.

Более корректное
обозначение этих негосударственных некоммерческих организаций – театры-резиденты
(resident theatres). Дело в том, что, появившись как альтернатива
Нью-Йорку, такие театры уже «доросли» до столичного уровня, и сегодня только в этом
мегаполисе их насчитывается несколько десятков.

Понятие «репертуарный»
в данном случае означает не наличие в театре при одновременном прокате множества
спектаклей, а последовательный показ в течение сезона нескольких новых названий.
В такой специфической, непривычной для нас трактовке название «репертуарный» говорит
о том, что театр создан не для отдельного проекта, а для реализации долгосрочной
художественной программы.

Американские
театры-резиденты сочетают в себе практически все, что известно о современном менеджменте
некоммерческого театра:

· 
планомерную адресную
работу со зрителями;

· 
развитую систему многоканального
финансирования;

· 
активное содействие
в различных начинаниях попечительского совета.

Все это позволяет
окружить театр лояльным сообществом, которое обеспечивает ему относительно стабильное
существование.

Важнейшим
моментом в функционировании стационарных театров является получение статуса некоммерческой
организации в соответствии с налоговым кодексом США. Такой статус снимает значительную
часть налогового бремени не только с самой организации, но и с адресованных ей пожертвований,
что является экономической основой успешного фандрейзинга. Любопытно, что в перечне
структур, освобождаемых от налогов (Internal Revenue
Code Slection), в искомом пункте «501 (с)(3)» театры
или другие организации исполнительских искусств отдельно никак не выделяются. Речь
идет об институтах, ставящих перед собой цели образовательного, научного, религиозного
характера, занимающихся защитой детей и другими социально значимыми проектами.

Таким образом,
сознательно или нет, американское законодательство уходит от довольно шаткого определения
«некоммерческое искусство». Право же на налоговые льготы дается организациям культуры
потому, что их деятельность имеет ясную социальную ориентированность.

В случае
театра – это обеспечение доступного уровня цен и введение значительных скидок для
отдельных категорий зрителей, разработка мероприятий для вовлечения в культурную
жизнь различных социальных и этнических групп, проведение образовательных программ
и т. д.

Безусловно,
создание и показ спектаклей сами по себе выполняют значительную социальную функцию.
В этом смысле деятельность Бродвея столь же важна для общества. Однако в коммерческом
театре особые социальные программы возможны лишь в случае, если это не противоречит
основным целям. В частности, применение значительных скидок – например, в день спектакля
– определяется, прежде всего, маркетинговыми, а не социальными задачами.

Примечательно,
что присвоение кода некоммерческой организации – довольно длительный процесс, в
ходе которого, еще не имея запрашиваемого статуса, организация должна подтвердить
свои намерения. Точно так же, не получив должного общественного признания или «свернув»
социальные программы, данный статус можно потерять.

Возможность
получения благотворительных взносов – один из элементов, обеспечивающих жизнеспособность
некоммерческих театров и позволяющих ставить художественные задачи в качестве приоритетных.

Вместе с
тем ситуация далека от идиллии, и американские некоммерческие театры находятся,
пожалуй, в наиболее жестких финансовых условиях. Практически не имея государственной
поддержки или другого постоянного источника финансирования, они в огромной степени
зависимы от кассовых сборов, составляющих до 60% доходов, и различных доноров, чьи
пожертвования покрывают существенный дефицит бюджета.

Большинство
же абонементодержателей (годовые абонементы – основа билетных продаж), как и крупные
благотворители, люди состоятельные и «состоявшиеся», чьи вкусы, как правило, уже
сформированы, и слишком смелые эксперименты могут оказаться для них неприемлемыми.
Поэтому соблюдение театром выверенного баланса между доступностью и «интересами
искусства», постепенное культивирование публики является абсолютно необходимым.
Тем не менее, зрители приходят в репертуарный театр в поисках досуга, отличного
от традиционных бродвейских развлечений, готовые участвовать в непредсказуемом творческом
процессе. Именно такая заинтересованность аудитории в развитии коллектива дает театрам
право на художественные «пробы и ошибки».

Прокат репертуара
также диктуется экономическими условиями, согласно которым театры-резиденты не могут
себе позволить ежедневно чередовать спектакли или хранить запасы декораций; столь
же высока и стоимость сезонных контрактов с исполнителями. В итоге, даже самый успешный
спектакль некоммерческого театра, исчерпав объемы местной аудитории, вынужден сходить
со сцены через 6-8 недель непрерывного показа. Однако если постановка оказывается
действительно заметным явлением – получает одобрение критики и пользуется популярностью
зрителей, спектакль имеет шансы оказаться на Бродвее. В контексте наших рассуждений
данный процесс заслуживает особого внимания. Отметим, что адаптация спектакля, включающая
покупку авторских прав, новые контракты с исполнителями, в т. ч. С режиссером, руководящим
переносом всех элементов художественного решения на новую сцену, весьма выгодна
обеим сторонам – и театру, и продюсерам.

Продюсеры
получают уже готовый, проверенный «продукт», что существенно снижает издержки и
возможные риски проката. А для самого некоммерческого театра это не только ощутимый
доход, но и реальная возможность продлить жизнь своему детищу. Помимо этого, сам
факт переноса спектакля на Бродвей до некоторой степени поднимает статус театра,
свидетельствуя о качестве его деятельности. Перенос на бродвейские подмостки спектаклей,
созданных в некоммерческом театре, пока не носит массового характера. Но о его регулярности
свидетельствует то, что возможность коммерческого проката спектакля и возникающие
при этом особенности тщательно прописываются в документах, регулирующих отношения
театров-резидентов с авторами и исполнителями.

Безусловно,
адаптированные спектакли не могут сравняться по уровню прибыли и времени проката
с бродвейскими хитами-долгожителями. Очевидно, что большая часть бродвейской продукции
– постановки, созданные специально для коммерческого проката, аккуратно выверенные
с точки зрения зрительского успеха и, соответственно, наиболее выгодные финансово.
Однако наличие в ней перенесенных спектаклей очень важно для развития как самого
Бродвея, так и театра в целом.

В репертуаре
Бродвея оказываются произведения, которые вряд ли могли быть созданы в рамках коммерческого
предприятия. Именно за счет таких спектаклей он обогащается актуальными темами и
новыми формами, реально участвует в развитии творческого процесса. Благодаря этому
Бродвей оказывается не только составной шоу-бизнеса, но и частью общей театральной
системы, наиболее эффективно используя тот ее небольшой сегмент, который способен
окупаться. Полученная же прибыль перераспределяется, в том числе и в пользу новых
работ театров-резидентов.

Система,
сложившаяся в США, довольно органично сочетает различные модели создания и эксплуатации
художественного продукта – не только поддерживает начинания, не рассчитанные на
массового потребителя, но и обеспечивает равную конкуренцию для произведений, способных
существовать в рыночных условиях.

Пример Соединенных
Штатов говорит о том, в современном театральном мире коммерческий и некоммерческий
театры могут функционировать неизолированно и вполне органично дополнять друг друга.

Изложенные
факты не просто весьма познавательны, но могут быть полезны для анализа современного
российского театра, пестрая картина которого не отличается столь четкой структурой.
Более того, развитие коммерческого сектора происходит здесь в довольно причудливых
формах.

Если для
американской системы ключевыми становятся экономические цели деятельности, то в
России в настоящий момент разграничение происходит, главным образом, по форме собственности.
Так, с точки зрения законодательства работа государственных {муниципальных} театров
априори считается некоммерческой, в то время как любой независимый проект фактически
рассматривается как коммерческий. В этой связи беспокойство вызывает явно коммерческий
уклон некоторых спектаклей государственных театров. Хотя, как подчеркивалось выше,
зрительский успех и кассовые сборы еще не говорят о «коммерческой природе» спектакля,
целый ряд постановок государственных театров последних лет не оставляет сомнений
в их характере.

Такие факты,
как:

· 
превалирование отдельных
названий в репертуарном предложении, смещающее понимание миссии театра;

· 
установление цен на
билеты, недоступных традиционным театральным зрителям;

· 
появление специфической
публики, которая посещает только «громкие»

коммерческие
постановки и не становится постоянными зрителями того

или иного
коллектива,

входят в
глубокое противоречие с творческими и социальными задачами государственных театров
и вызывают справедливую тревогу театральной общественности.

С другой
стороны, при появлении спектакля, способного привлечь более широкую аудиторию, сохранение
среднего для театра уровня цен и баланса в прокате оказывается искусственным: при
этом не удовлетворяется реальный спрос на постановку и создается поле деятельности
для билетных перекупщиков. Парадоксальность такого положения заключается в том,
что, создав по-настоящему востребованный «продукт», театр не имеет возможности в
полной мере его реализовать.

Таким образом,
российская театральная система демонстрирует еще одну причину, диктующую необходимость
развития коммерческого сектора, — ситуацию, когда спектакль «вырастает» из масштабов
некоммерческой организации и для дальнейшего проката нуждается в соответствующей
инфраструктуре. В США ее обеспечивает бродвейская система, принося, как уже отмечалось,
определенную пользу и репертуарным театрам. В России же вся эта работа пока происходит
внутри государственных структур, вызывая большие вопросы относительно основ деятельности
данных коллективов и целесообразности их государственной поддержки.

Понятно,
что развитие рыночной экономики должно скорректировать сложившуюся структуру, сформированную
еще в советское время и не отвечающую современным требованиям, в которых уже работают
российские театры. Оговоримся, что изменение ситуации не может происходить радикальными
методами. Перспективы прямого переноса американской модели также представляются
крайне сомнительными – уж слишком разные наши системы.

Отечественные
театры должны будут выработать свой механизм взаимодействия коммерческого и некоммерческого
секторов, а российское законодательство – установить более четкие и прозрачные «правила
игры». В частности, это должно коснуться поддержки независимых творческих начинаний,
в том числе через стимулирование частной и корпоративной благотворительности, В
этом случае американский опыт содействия негосударственным некоммерческим организациям
может оказаться крайне полезным.(2.С.78-84)

Заключение

В наше время
вопрос влияния перехода социально-культурной сферы к рыночным отношениям — в первую
очередь вопрос установления зависимости между творческой деятельностью учреждения
культуры и коммерческой. Главное, чтоб функцией учреждений культуры по-прежнему
оставалось сохранение культурного наследия и культурное просвещение населения. Переход
к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности
учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Проведя анализ
взаимодействия коммерческой и творческой деятельности учреждений культуры можно
сделать выводы:

· 
Причиной коммерческой
деятельности учреждений СКС является недостаточное бюджетное финансирование учреждений
и переход учреждений СКС на принципы рыночной экономики;

· 
Отличительной чертой
коммерческой деятельности учреждений СКС является то, что цель этой деятельности
не только получение прибыли, но и наиболее полное удовлетворение интересов и формирование
творческих способностей потребителя услуг;

· 
Взаимодействие коммерческой
и творческой деятельности учреждений СКС заключается в том, что производство художественного
продукта в условиях рыночной экономики идет ориентировано на интересы потребителя.

Список
литературы

1. Аваян, А.Г. Актуальные
вопросы финансирования культурных учреждений [Текст] / А. Аваян // Культура: управление,
экономика, право. — 2004. — № 1. — с. 4-8.

2. Апфельбаум, С.М Современные
модели реализации творческой деятельности [Текст] / С. Апфельбаум // Справочник
руководителя учреждения культуры. — 2006. — № 6. — с. 78-84.

3. Асаинова, М.В. Финансирование
социокультурных проектов: проблемы, перспективы [Текст] /М. Асаинова // Культура:
управление, экономика, право. — 2005. — № 2. — с. 30-31

4. Гражданский Кодекс Российской Федерации в 2-ух частях, часть1,
Москва: Де-Юре, 1995 г.

5. Дегтяренко, Г.Б. Финансирование
сферы культуры[Текст] / Г. Дегтяренко// Культура: управление, экономика, право.
— 2004. — № 1. — с. 36-39

6. 
Жаркова, Л.С. Деятельность
учреждений культуры [Текст]:
учебное пособие/ Л.С. Жаркова -М:МГУКИ, 2000. – 216с.

7. Законодательная политика
и правовое регулирование в сфере культуры: аннот. библиогр. указ./ М-во культуры
Рос. Федерации, Рос. ин-т культурологии. – М.: РИК.

8. Законодательство о культуре: [Сборник/
Сост. Б. Букреев]. – М.: Касаткина, 2001. – 471 с.

9. 
Иванов, Г.П., Шустров,
М.А, Экономика культуры [Текст]: учебное пособие для вузов/ Г.П. Иванов, М.А Шустров
– М:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 184с.

10. 
Игнатов, В. Г. Экономика
социальной сферы [Текст]:
учебное пособие / В. Игнатов – Москва – Ростов –на –Дону: Издательский центр «МарТ»,
2005. – 528с.

11.Киселева, Т.Г., Красильников
Ю.Д. Социально-культурная деятельность [Текст]: учебник/ Т.Г. Киселева, Ю.Д Красильников
– М:МГУКИ, 2004. – 539с.

12. Мешканцов, А.А. Источники
финансирования в сфере культуры[Текст] / А. Мешканцов // Культура: управление, экономика,
право. — 2004. — № 1. — с. 4-8.

13. 
Морозова, Е.Я., Тихонова,
Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы [Текст]: учебное
пособие/ Е.Я Морозова, Э.Д. Тихонова – Спб: Издательство Михайлова В.А., 2002. –
318с.

14. Панкратов, Ф.Г., Серегина, Т.К. Коммерческая
деятельность [Текст]: учебник/ Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина — М.: ИВЦ «Маркетинг»,
2000. – 413с.

15. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность
[Текст]: учебник /Ф.П.Половцева — М.: «Инфра-М», 2000. – 367с.

14. 
Помпеев, Ю.А. Экономика
социально-культурной сферы [Текст]: учебное пособие/ Ю.А. Помпеев – Спб: Санкт Петербургский университет
культуры и искусств, 2003. – 96с.

15. 
Рубинштейн, А.Я. Экономика
культуры [Текст]: учебник/А.
Рубинштейн – М: Изд-во «Слово/Slovo»,
2005. – 608с.

16. 
Синицкий, Б.И. Основы
коммерческой деятельности [Текст]: учебник/ Б. Синицкий – М: Юристъ, 1998. – 659с.

19. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере
культуры [Текст]/ Г.Тульчинский. – СПб.: Издательство «Лань», 2001. –
384 с., ил.

20. Устюжанина, Л.В. Проблема
формирования и регулирования рыночных отношений в сфере культуры и досуга [Текст]
/ Л. Устюжанина // Культура: управление, экономика, право. — 2003. — № 1. — с. 27-29.

21. 
Федеральный
Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 г. //Российская газета от 18.01.95
г

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий