Социальные и философские причины индивидуалистического бунта Раскольникова

Дата: 12.01.2016

		

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Абакан, 1999

Имя главного героя романа раскрывает главную идею «Преступления и наказания» — идею раскола, произошедшего в отдельном человеке. Обратим внимание на две предметные детали. Автор рисует портрет Раскольникова: «Кстати, он был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом вьше среднего, тонок и строэн…» «А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда перевозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромной ломовою онлаин, крикнул ему вдруг, проезжая: »Эй ты, немецкий шляпник!«- и заорал он во все горло, указывая на него рукой, — молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу». Русский человек вынашивает чуждую западную идею изменения мира, («темно-рус», «немецкий шляпник»). За этими деталями С.Белов обнаруживает противопоставление души русской нации, ее природы и характера уму и сознанию, которые опираются на теории, философию, пришедшие из Германии. Он толкует имя Раскольников Родион Романович как «раскол родины Романовых».

Деталь «темно-рус» в контексте «большого времени», русской культуры, создаваемой и творчеством Л.Толстого («русское, доброе, круглое»), и творчеством О.Мандельштама («русское, детское, домашнее»), наполняется огромным смыслом и как бы является отдаленным предвестием будущего воскресения Раскольникова, перехода от «злобного презрения» (1гл.) к «бесконечной любви» (последняя глава).

Мы уже определили, что Достоевский, как и Некрасов, является социальным писателем, под пристальным вниманием которого находится «мир униженных и оскорбленных»; что подобно Тютчеву, Достоевский является философским, писателем, который в каждом произведении ставил вечные вопросы бытия; что, как и Лермонтов, Достоевский трагический писатель, исследующий в своих «романах-трагедиях» мучения человеческого духа.

Но высшим символом и целью Достоевского является стремление преодолеть хаос и дисгармонию в мире и человеке. Не избегает такого анатомирования и Раскольников.

Какова эволюция личности героя?

Судя по письму Пульхерии Александровны, детские годы Раскольникова были счастливы: «Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал свои молитвы у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы». В церковь «раза два в год ходили с отцом и матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке…» «Подле бабушкиной могилы была и маленькая могилка его меньшого брата, умершего шести месяцев и он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилой, кланялся и целовал ее».

У отца и церкви мальчик искал успокоения, защиты, помощи. Автор указывает три составляющие счастья: отец, мать, Бог. У Раскольникова рядом с Богом стоит отец. Оставшись отца, он потерял и Бога в душе своей. Будучи студентом, имея опыт социальных отношений. Раскольников пишет научный трактат, в котором-свой взгляд на преуспевающих и плодящихся людей. Сердце матери предчувствует возможный надлом в душе «несостоявшегося» Родиона, она старается увести от него беду: «Молишься ли ты Богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благодать Творца и Искупителя нашего. Боюсь я, в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Если так, то я за тебя молюсь».

Был ли Раскольников безбожником?

На каторге осужденные чуть не убили его у входа в церковь: «Ты безбожник! Ты в Бога не веришь! — кричали ему. — Убить тебя надо».

Сам Раскольников только однажды сомневается в своем неверии:

«Да я в Бога-то, может, и не верую». А на вопрос следователя твердо отвечает: «Верую». Нерешимость, как основное состояние Раскольникова, связана с неуверенностью: есть ли Бог всемогущ ли он? Только ли?

Письмо от матери выводит Раскольникова из состояния «нерешительности» и подталкивает к прийняття «ужасного, дикого и стихи вопроса, который замучил его сердце и ум». «Теперь уж письмо матери вдруг как громом в него ударило. Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее».

Встреченная на бульваре пьяная девочка снова пробуждает в нем сомнение: с одной стороны, ему хочется защитить ее от толстого господина, а с другой — злоба и презрение к людям: «И чего я ввязался здесь помогать! Да пусть их переглотают друг друга живьем — мне-то чего?»

Внутренняя борьба добра и зла художественно отражена во сне Раскольникова. Уже в начале сна появляются два ключевых образа-символа, определяющие миросозерцание героя: церковь и кабак. Мальчик, держась за руку отца, должен пройти к церкви мимо кабака, «всегда производившего на него неприятное впечатление и даже страх»: «Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и хрипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи… Встречаясь с ними, он тесно прижимался к отцу и весь дрожал». Отец не защитил его от пьяной толпы, озверевшего Николки, забившего до смерти «бедную лошадку». Тогда он с криком отчаяния пробивается сквозь толпу и целует ее мертвую. Потом «в исступлении бросается с кулачками на Колю».

Потом так же, в исступлении, но вооружившись топором, не надеясь на Бога, Раскольников пойдет убивать зло, притаившееся в старухе-процентщице. Он пойдет устанавливать свою справедливость в мире «всеобщей жестокости», а подкрепление своим силам будет искать в кабаке« (В. Кожинов).

»Безобразный сон« вызвал отвращение и ужас перед задуманным убийством, и он, как в детстве, обращается к Богу: »Боже! — воскликнул он, — да неужели же я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп — буду скользит в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожат, прятаться, весь залитый кровью-с топором… Господи, неужели?«

По мнению К. Мочульского, »сон в детстве воскрешает детскую веру и возвращает к Богу«. В последней надежде Раскольников молится: »Господи! Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой моей мечты«.

Случайно Раскольников слышит речь о том, что старуха в семь останется дома одна, и воспринимает ее »как предопределение судьбы своей«, как указание свыше: »Он вошел к себе, как приговоренный к смерти. Ни о чем он не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решен окончательно«.

Каковы мотивы преступления Раскольникова?

Исследователи этого вопроса объединяются вокруг трех концепций: 1 — идея »многослойности «(Ю. Борев), когда находят до пяти мотивов преступления; 2 — двойственность мотивов, основанная на столкновении Наполеона и Мессии (В. Кирпотин, С. Белов); 3 — однозначная концепция, ставящая в центр внимания идею власти, идею Наполеона (Г. Поспелов, Ю. Карякин). Чья концепция наиболее приемлемая?

Чтобы определиться в этой проблеме, рассмотрим эволюцию художественной идеи романа.

В каких условиях зародилась идея Раскольникова?

Мир, в котором живет герой, в котором созревает трагический конфликт эго, характеризуется как »безобразный«. Мечта его зародилась в каморке, похожей на гроб. Безобразен Петербург с его »странной летней жарой«, »духотой«, »вонью из распивочных«, безобразны пьяные люди, »поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время«, и самая отвратительная из людей — старуха-процентщица, »с вострыми и злыми глазками«, »с тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу«. Это безобразие отталкивает от себя гордого и прекрасного Раскольникова и вызывает в душе »чувство глубочайшего омерзения« и »злобное презрение«. Из этих чувств рождается »безобразная мечта«. Итак: истоки преступления кроются в безобразном состоянии мира, который вызывает у Раскольникова разнообразные отвратительные чувства, из разнообразия чувств рождаются самые разные мысли (концепция »многослойности«); разноплановые идеи тяготеют либо к доброму началу, либо к взлому (идея двойственности мотивов); в результате борьбы двух противоположных идей побеждает идея власти (наполеонизма).

Таким образом, исследователи, о которых речь шла ранее, объективно не спорят друг с другом, а своими концепциями отражают разные этапы развития художественной идеи романа.

Каковы причины преступления Раскольникова?

В первой же главе мы узнаем о времени действия (»В начале июля, в чрезвычайно жаркое время…«), месте действия (Петербург), главном герое (»один молодой человек«) и его состоянии (»нерешимость«): »И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и вот которого морщился«. Это »болезненное и трусливое ощущение« — подсознательный голос совести: »он был должен кругом хозяйке и боялся с ней встретиться«. Достоевский сообщает читателям о том, что проявление бессознательной совести, свойственной Раскольникову от природы, — это проявление в нем доброго начала. Но вот природы в нем много и гордыни. Совесть и гордыня в столкновении порождают конфликт между природой человека и его умом: »На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь«. В этой мучительной внутренней борьбе героя и проявляется одна из причин преступления — нравственная.

Вторая причина — психологическая. »Вон до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой«.

Третья — социальная. »Он был задавлен бедностью«. Но есть еще одна причина, главная, — философская. »Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они больше всего боятся«.

Раскольников сам по себе человечен и добр, но за мать, за честь сестры, охраняя подростка, за идеи — убил. Ему нужно, чтобы его поняли, оправдали. Но его собеседники стоят на разных интеллектуальных уровнях, герою приходится приноравливаться, опускать идею вниз, отрывать от общих целей. Каждый раз при этом он находит звено, зацепившись за которое, он снова поднимает свою идею до всеобщих обоснований.

Противоположные чувства — жалость к страдающим и презрение к слабым — толкают на преступление Раскольникова.

В философском плане решаются такие вопросы, как

о правах и назначении человека;

о роли личности в обществе;

о жалости и сострадании;

о долге и самопожертвовании;

о неизменной природе человека и его личной ответственности.

Ответы на поставленные философские вопросы находим в тексте. Раскольников полагает, что »люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

Назначение «обыкновенных», по мысли Достоевского, — жить в послушании. Второй разряд составляют те, которые «преступают закон, разрушители». Если «второразряднику» для своей идеи надо «перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может… дать себе разрешение перешагнуть через кровь».

Рассуждения Раскольникова ничто иное, как философское обоснование преступления. По его словам, в нем «нет ничего особенно нового», кроме одного: разрешения крови по совести. Теория Раскольникова-результат действия законов и проявления морали в человеконенавистническом обществе, где человек человеку враг. Не случайно на реплику сестры: «Но ведь ты пролил кровь!» — Раскольников отвечает: «которую льют, как шампанское».

В философском плане ставится вопрос о возможности спасти человека любовью. Он возникает в связи с исповедью Мармеладова, судьбой Сони, письмом матери Родиона и согласием Дуни выйти замуж за Лужина. Назовем и политические вопросы, поставленные писателем.

Русская литература всегда отражала актуальные проблемы общества, ответила на жизненные вопросы «Кто виноват?», «Что делать?», «Кому на Руси жить хорошо?». И Герцен и Чернышевский, и Некрасов отстаивали честь и достоинство простого народа. Они верили в построение справедливого человеческого общества без угнетателей и угнетенных.

Герой Достоевского не верит в жизнь без рабов и господ: «…ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет… не переменятся люди и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и правее всех! Так доселе велось и так всегда будет!»

Чернышевский и Некрасов видели один путь самоотверженного служения родине:

Иди к униженным,

Иди к обиженным —

Будь там первый.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий