Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе

Дата: 12.01.2016

		

Аннотация.

В данной работе затронуты такие вопросы как: понятие темперамента человека, соотношение типов темперамента и типов нервной системы, психологическая характеристика типов темперамента, исследование темперамента по В.Белову, учет темперамента в учебно-воспитательной работе.

Введение.

Я считаю, что работа педагога не может быть успешной без глубокого знания им личности учащегося и своеобразия психологии подросткового коллектива. Без этого знания невозможно управление процессами развития личности и коллектива. Именно поэтому меня заинтересовала выбранная мной тема «Тип темперамента учащихся и учет его особенностей в учебно-воспитательской работе». В личности каждого человека главенствует ее социально обусловленная сторона — направленность. Поэтому — обучая и воспитывая учащегося, нельзя недооценивать и биологически обусловленных особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Этим и объясняется актуальность данной темы.

Понятие о темпераменте.

Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.

В настоящие время выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность психической деятельности и поведения человека выражаются в различной степени стремления активно действовать, проявлять себя в разнообразной деятельности, в различной быстроте и силе протек психических процессов, в различной степени двигательной (или моторной) подвижности, быстроте или замедленности реакций. Правления активности в различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической деятельности, движения, речи, а с другой — пассивность, инертность, медлительность, вялость психической деятельности, памяти, речи. Второй показатель динамичности — эмоциональность — выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и силе эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость к эмоциональным воздействиям).

С древнейших времен различали четыре основных типа темперамента: сангвинический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный), меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям).

Тип высшей нервной деятельности.

Научное объяснение темпераментов дает учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности. Согласно учению И.П.Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов — возбуждения и торможения.

И.П.Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:

1. силу процессов возбуждения и торможения;

2. уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3. подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность ее переносит либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Противоположное свойство — слабость нервных процессов — характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. В слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается.

Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и торможения.

У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а вторых равновесия не наблюдаются: преобладает процесс торможения или возбуждения.

Подвижность нервных процессов — это их способность быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение;, быстрота образования новых условных связей.

Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различаются четыре основных типа высшей нервной деятельности по силе нервных процессов и И.П.Павлов различал сильную и изнемогал нервную систему. Представителей сильной нервной системы он в свою очередь подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных (с преобладанием возбуждения над торможением). Сильных уравновешенных по подвижности делил на подвижных и инертных. Слабость нервной системы И.П.Павлов считал таким определяющим 24, существенным признаком который перекрывает все другие различие. Поэтому представителей слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов (хотя выделенный Павловым слабый тип, как правило, отличался преобладанием слабого процесса торможения над слабым процессам возбуждения).

Так было создана классификация типов высшей нервной деятельности (или, то же самое, типов нервной системы).

И.П.Павлов соотнес выделенные им типы психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

1.  сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И.П.Павлову) — сангвинический темперамент;

2.  сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный» по И.П.Павлову) — флегматический темперамент;

3.  сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безупречный» тип, по И.П.Павлову) — холерический темперамент;

4.  слабый тип («слабый», по И.П.Павлову) — меланхолический темперамент.

Тип нервной системы — это природное, врожденное свойство нервной системы, которое может несколько измениться под влиянием условий жизни и деятельности. На основе каждого типа формируются различные системы условных нервных связей, но сам процесс их формирования зависит от типа нервной системы. Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев, которые формируются в процессе индивидуальной жизни человека в процессе воспитания.

Психологическая характеристика типов темпераментов.

Представления о том, какой у человека темперамент, обычно складывается на основании некоторых характерных для данного лица психологических особенностей. Различая в темпераментах подмечены на основе жизненного опыта многих поколений. Темперамент — это общая характеристика каждого отдельного человека, основная характеристика его нервной системы, которая отражается на всей деятельности каждого индивидуума описание особенностей различных темпераментов поможет нам разобраться в чертах темперамента учащихся.

Сангвиник: И.П.Павлов характеризовал его так: «сангвиник — горячий очень донецка деятель, но лишь тогда когда у него много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение … Когда никакого дела нет, он становится скучным, вялым».

Человек сангвического темперамента отличается слабой интенсивностью психических процессов и быстрой сменой одних психических процессов вторыми. Для сангвиника характерны легкость и быстрота возникновения новых эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменял друг друга, не оставляют в его сознании глубокого следа. Сангвиник отличается богатой мимикой, его эмоциональные переживания сопровождаются разнообразными выразительными движениями. Это жизнерадостный человек, отличающийся большой подвижностью. С внешней подвижностью в сангвиника связывается к психических процессов: он впечатлителен, быстро отзывается на внешние раздражения и менее сосредоточен и углублен в свои личные дела, переживания.

Сангвиник легко справляется с задачами, требующих быстрой сообразительности, если только эти задачи не являются особо трудными и серьезными. Он легко берется за разные дела, но вместе с тем легко и забывает о них, заинтересовавшись новыми. В своих решениях он нередко поспешен, мало задумывается над ними, часто разбрасывается.

Сангвиник легко входит в общение с другими людьми. Однако его отношение к другим людям часто поверхностно: он легко расстается со своими привязанностями, быстро забывает горести и радости, обиды и примирения. Сангвинический темперамент часто изображают как социально малоценный, отражающий особенности человека пустого и поверхностного. Нельзя, однако, рассматривать темперамент вне связи с другими особенностями личности в целом. Если сангвинические черты темперамента наблюдаются у человека интеллектуально развитого, отличающегося высокими моральными качествами, с серьезными интересами в жизни, то у того человека его сангвинический темперамент может быть оценен как положительный, помогающий ему в разрешении различных задач, выдвигаемых жизнью. Такой человек отличается бодростью, никогда не унывает, способен поддерживать бодрое настроение в коллективе, с которым работает, побудит его на большие достижения в работе. Иногда дело, когда сангвинические черты темперамента проявляются у человека, лишенного серьезных интересов в жизни. У такого человека сангвинический темперамент часто связывается с легкомыслием и неустойчивостью жизненных стремлений и интересов.

Холерик. Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний и быстротой их протек. Эта особенность выражается в характерных для холерика вспыльчивости и отходчивости, непосредственно следующей за бурными вспышками чувств. Холерик — человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые у него всегда глубоки, захватывают его целиком. Он глубоко и сильно переживает как радость, так и печали, что находит свое (иногда бурное) выражение в его мимике и действиях.

Люди холерического темперамента отличаются большой подвижностью, однако их подвижность иная, чем у сангвиников. Если сангвиника 72-й быстрые, плавные и ловкие движения, то у холерика они часто носят резкий характер, отличаются стремительностью.

Для людей холерического темперамента характерна большая активность и энергия. Это делает холерический темперамент социально ценным, если им отличаются люди, обладающие серьезными интересами большого общественного значения. Такие люди, когда дело идет об обстоятельствах, требующих быстрых и решительных действий, проявляют себя с положительной стороны: они быстро понимают суть вопроса, меньше других боятся опасности, скорее вторых находят быстрые и необходимые решения, проявляют требуемую инициативность, действуют принципиально, с большим эмоциональным подъемом. Когда же холерический темперамент наблюдается у человека не имеющего содержательных интересов, вон, в связи с отличающим его аффективным характером эмоциональных переживаний, часто усугубляет черты личности: раздражительность, злость, зависть.

Меланхолик. Для людей с меланхолическим темпераментом характерно медленное течение психических процессов, в том числе эмоциональных переживаний; вместе с тем эти переживания в меланхолика отличаются большой глубиной, накладывая свой отпечаток на весь склад его личности. Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы. Нередко они носят астенический характер. В связи с этим сам термин «меланхолик» часто обозначает человека, отличающегося грустным и даже мрачным настроением. Люди с меланхолическим темпераментом нередко очень болезненно относятся к внешним обстоятельствам, легко уязвимый, тяжело переживает трудности жизни. Нередко они отличаются замкнутостью в самих себя и необщительностью. Эти особенности меланхолического темперамента находят соэ выражение и во внешнем блике человека: движение его медлительны, однообразны, сдержаны, глубокие чувства внешне выражаются слабо; по внешним проявлениям можно судить только об общем астеническом характере его эмоций, но не об отношении к окружающим явлениям и событиям в данном конкретном случае: меланхолик редко обнаруживает свои чувства.

Меланхолический темперамент часто характеризуется упадничеством, отсутствием бодрости и решительности в своих действиях, частыми колебаниями, а в наиболее резких своих проявлениях — пассивностью, вялостью, незаинтересованностью, порученным человеку делом. Такой человек уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственное переживание. Но в благоприятных условиях при правильном воспитании обнаруживается ценнейшее качество личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве — музыке, 00, поэзии. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую причиняют другим людям.

Флегматик. Внешне человек флегматического темперамента отличается прежде всего малой подвижностью, движения его очень медлительны и даже вялы, неэнергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий.

Флегматика характеризует также слабая эмоциональная возбудимость. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действий человек. Он редко выходит из ровного, спокойного эмоционального состояния, его можно редко увидеть сильно взволнованным, ему чужды аффективные проявления личности.

Характерный для флегматика строй эмоциональных состояний находит и соответствующее внешнее выражение. Мимика и жесты флегматика однообразны, невыразительны, речь медленная, лишенная живости, не сопровождается выразительными движениями. Прежде чем что-либо сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящия действия; однако принятые решения выполняет спокойно и неотступно, сильно привязывается к привычной для него работе и с трудом переключается на новые виды труда.

Эти особенности флегматического темперамента приобретают различное значение в характеристике личности в зависимости от уровня интеллектуального развития и широты и общественной значимости интересов человека.

Обыкновенно с флегматическим темпераментом связывают бедность внутренних психических переживаний — отсутствие глубоких интересов и высоких чувств, медленную и изнемогал сообразительность, ограниченность действий только удовлетворением невозможных потребностей, г. нового порядка формирования в привычку. Однако такая характеристика не всегда правильная. Часто флегматический темперамент выражается в медлительности психических процессов, в них слабой внешней экспрессивности при сохранении глубины и серьезности переживаний. Флегматик такого типа — очень работоспособный человек, не спеша совершающий серьезную и ответственную работу. Он спокоен уравновешен во внешних проявлениях своих чувств, которые часто отличаются большой силой и сложностью. Нередко люди флегматического темперамента обладают глубокими моральными, этическими и интеллектуальными чувствами. Такие люди могут проявят серьезное и ответственное отношение к своим обязанностям и в результате добиваться большой продуктивности свои работы.

Флегматический темперамент может оказать отрицательное влияние на развития личности человека, если отличающиеся им люди не обладают еще необходимым интеллектуальным развитием и глубинной жизненных интересов. Если у подростков наблюдается слишком большая вялость и медлительность, необходимо стараться развивать в них способность к более энергичным действиям. Ввиду того, что свойственная флегматикам медлительность в основном обусловлена влиянием физиологических особенностей высшей нервной деятельности, имеется возможность путем повышения интенсивности невродинамических процессов влиять и на темперамент человека.

Было бы ошибкой думать, что каждый человек может быть отнесен строго к одному из четырех видов темперамента. Описанные темпераменты в жизни встречаются редко. В характере каждого человека обычно своеобразно соединяются черты, присущие разным темпераментам; о таких людях говорят, что они обладают смешенным темпераментом. Лишь тогда, когда в характере человека значительно преобладают черты того или иного темперамента, он может быть очень приближенно отнесен к представителям одного из четырех видов темперамента.

Часто в различных условиях у людей проявляется и различные черты темперамента. Например, в бытовой обстановке человек может проявлять себя вялым, на работе же — энергичным и деятельным.

Для изучения типа темперамента учащихся я предлагаю провести исследования типа темперамента по В.Белову, методом ороса.

Ход выполнения задания.

Учащимся раздают листы (протоколы), на которых они указывают свою фамилию. Затем отмечают вертикально нумерацией от 1 до 20 четыре столбца. Далее экспериментатор зачитывает испытуемым утверждения, соответствующие четырем типам темперамента. Каждый тип вопросов составляет «паспорт» темперамента, состоящий из 20 вопросов. Инструкция испытуемым: сейчас я буду зачитывать по 20 вопросов, на которые надо ответить объективно и честно. Ответ обозначайте знаком «+» напротив номера вопроса в протоколе, если то или иное качество, названное мной, имеется у вас и проявления которого вы не однажды в себя замечали. Если вы считаете, что названное мной качества у вас отсутствует то никакого знака не ставьте.

Паспорт холерика.

Если вы:

1. Неусидчивы, суетливы.

2. Не выдержаны, вспыльчивы.

3. Нетерпеливы.

4. Резки и прямолинейны в отношении с людьми.

5. Решительны и порядочный.

6. Позиции

7. Находчивый в споре.

8. Работаете рывками.

9. Recruiting к черту.

10. Не злопамятный и не обидчивый.

11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью.

12. Неуравновешенны и склоны к горячности.

13. Агрессивны забияка.

14. Нетерпимы к недостаткам.

15. Обладаете выразительной мимикой.

16. Способны быстро действовать и решать.

17. Неустанно стремится к новому.

18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.

19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

20. Recruiting к резким сменам настроений, — то вы чистый холерик.

Паспорт сангвиника.

Если вы:

1. Веселы и жизнерадостны.

2. Деловиты.

3. Часто не доводите дело до конца.

4. Recruiting переоценивать себя, свои возможности.

5. Способны быстро схватывать новое.

6. Неустойчивее в интересах и склонностях.

7. Легко переживаете неудачи и неприятности.

8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.

9. С увлечением беретесь за любое новое дело.

10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.

11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.

12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работы.

13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми людьми.

14. Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь, в перерывах реже других.

15. Выносливы и работоспособны.

16. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.

17. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.

18. Преимущественно в бодром настроении.

19. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

20. Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях, — то вы сангвиник.

Паспорт флегматика.

Если вы:

1. Спокойны и хладнокровны.

2. Последовательны и обстоятельны в делах.

3. Осторожны и рассудительны.

4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.

5. Молчаливы и не любите попусту болтать.

6. Обладаете спокойной, равномерной речью, бурно выражаете эмоции, жестикуляций и мимики.

7. Сдержаны и терпеливы.

8. Доводите начатое дело до конца.

9. Не тратите попусту сил.

10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.

11. Легко сдерживаете порыв.

12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношения к колкостям в свой адрес.

14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладит с друзьями.

15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.

16. Ровны в отношении со всеми.

17. Любите аккуратность и порядок во всем.

18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.

19. Инертны, малоподвижный, вялы.

20. Обладаете выдержкой, — то вы вне сомнения флегматик.

Паспорт меланхолика.

Ели вы:

1. Стеснительны и застенчивы.

2. Теряетесь в новой обстановке.

3. Затрудняетесь установит контакт с незнакомыми людьми.

4. Легко переносите одиночество.

5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.

6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

7. Recruiting уходит в себя.

8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.

9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающееся до шепота.

10. Невольно приспосабливаетесь к характера собеседника.

11. Впечатлительны до слезливости, тревожны.

12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.

14. Recruiting к подозрительности, мнительности.

15. Болезненно чувствительны и легко ранимы.

16. Чрезмерно обидчивы.

17. Скрытны и необщительный, не делитесь ни с кем своими мыслями.

18. малоактивны и робки.

19. Безропотно покорны.

20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь в окружающих, — то вы меланхолик.

Обработка результатов исследования.

Чистый тип темперамента встречается очень редко. У каждого человека можно обнаружить качества, характерные для различных типов темперамента. Степень выраженности каждого типа темперамента человека к подсчитывается по следующей формулам:

Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе

где Х — холерический темперамент

С — сангвинический темперамент

Ф — флегматический темперамент

М — меланхолический темперамент

А — число утверждений по типам темпераментов (А=20)

Ах — число + в «паспорте» халерика

Ас — число + в «паспорте» сангвиника

Аф — число + в «паспорте» флегматика

Ам — число + в «паспорте» меланхолика.

Таким образом, по результатам обработки данных ответов испытуемых можно определить в процентном отношении, какой из известных типов темпераментов можно присвоить каждому из учащихся индивидуально.

Существуют и другие, более точные методики по определению типа темперамента.

Более глубоко этот вопрос представлен в «Опроснике» Ганса Айзенка. Но используя все эти методики, необходимо помнить, что проводит все исследования, в данном случае, необходимо несколько раз, так — как результаты могут быть совершенно различными. По этому, для получения более точных результатов испытуемого (учащегося) опрашивают несколько раз, с промежутками (например: сегодня, завтра, через неделю, месяц и т.д.).

Учет темперамента в учебно — воспитательной работе.

При любом типе нервной системе, т.е. при наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты личности и поведения; темперамент будет оставь придавать известное своеобразие этим чертам. И.П.Павлов подчеркивал, что образ поведения человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и темы влияниями, которые испытывает человек во время своего индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания и обучения. В процессе воспитания не следует ставит задачу изменить темперамент, например переделать холерический или меланхолический темперамент в сангвистический или флегматический. Во первых, это практически невыполнимая задача, так как процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает медленно, да и пути его еще не достаточно изучены, а во вторых, в этом нет смысла. Ведь нет «хороших» и «плохих» типов высшей нервной деятельности (и соответственно темпераментов). Каждый тип темперамента имеет и положительные, и отрицательные стороны. Там, где нужна большая выносливость, большая работоспособность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы; если в процессе деятельности нужно проявит тонкую чувствительность, с такой деятельностью лучше справится слабый тип.

Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы, методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям нервной системы (темперамента воспитанника). Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны или появятся целью создания на основе данного темперамента ценных черт личности. Зная темперамент учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого учащегося, чтобы постоянно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают в учебной работе и поведении.

Сказанное имеет прямое отношение и к самому таким образом, к управлению им собственным темпераментом. Учителям может быть представитель любого темперамента, любо типа нервной системы, если он сумеет использовать положительные стороны своего темперамента и преодолевать отрицательные. Например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные черты, как страстность, активность, энтузиазм, энергичность, и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, аффективность, резкость, раздражительность. Представитель меланхолического типа должен использовать такие свои положительные черты, как мягкость, отзывчивость, тактичность, и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность.

У учащихся-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно мягко, но настойчиво спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, систематически воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с ребятами и взрослыми. В трудовой деятельности в таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит однообразным и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик не редко страстью в аффективном состоянии, говорит с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только его возбуждение усилит. На холерика лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.

На учащихся-меланхоликов (слабый тип нервной системы) надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью. Чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким учащимся еще больше затормаживают и снижают работоспособность.

На уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрения, похвала, подбадривание. Учащихся меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводит их в коллектив. Внимание учителя должны привлекать и ученики флегматического температура, которым обычно, к сожалению, не уделяется достаточного внимания — они спокойны, некому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть в них, чаще заставят таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и товарищи.

У учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивость, устойчивые интересы более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявятся.

Большую роль в обладании своим темпераментом играет самовоспитание сознательная установка учащегося на искоренение в себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных своств.

Заключение

Из написанной мной работы на тему: «Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе» я узнала много нового и полезного для себя. Изучение этой проблемы и литературы затрагивающей эти вопросы, поможет мне в моей дальнейшей работе с учащимися. Мне, как а необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности (тип темперамента) учащихся для того, чтобы в процессе многообразной учебно-воспитательной работы соблюдать педагогический такт, осуществлять индивидуальный подход к подросткам, управлять всесторонним развитием своих воспитанников рассматривая психологические характеристики темпераментов, я пришла в выводу, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается высокой работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так неустойчиво его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большей тревожностью, но зато вон понятно чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный. Для холерика характерны отрицательные проявления — общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам — часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности; но также характерны и положительные стороны — энергия, активность, страстность, индивидуальность. Флегматик пассивный, ленивый, инертный, вялый, безразличный, равнодушный к труду, окружающей жизни, людям даже к самому себе, но при правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, ответственность. Следовательно, нет темпераментов «плахах», нет темпераментов «хороших» — каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности — вот темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов.

Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Литература

1. В. А. Крупецкий. Психология. М. «Просвещение», 1980 г.

2. Дичковская Л.Н., Кухарчук А.М., Кучинский Г.М. Изучение личности школьника и составление на него психолого-педагогической характеристики. Мн. БГУ им. В. И. Ленина, 1983 г.

3. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология, М. Высшая школа 1977 г.

4. Петровский А.В. Брушлинский А.В. Зинченко В.П. Общая психология, М. Просвещение, 1986.

5. Цуранова С.П., Косаревская Т.Е., Бурдыно Н.А. Проблема психологии развития и дифференциальной психологии . Учебно-методическое пособие. Мн. РНПО 1997 г.

6. П.А. Фудип. Психология Государственное государства «Физкультура и спорт», Г. 1958 г.

7. Я. Стреляу роль темперамента в психическом развитии, Г. «Прогресс» 1982 г.

Содержание


1. Аннотация стр. 1
2. Введение стр. 2
3. Понятие о темпераменте стр. 3
4. Тип высшей нервной деятельности и темперамента стр. 4-6
5. Психологическая характеристика типов темперамента стр. 7-13
6. Исследование типа темперамента по В.Белову стр. 14-19
7. Учет темперамента в учебно-воспитательной работе стр. 20-23
8. Заключение стр. 24-25
9. Литература стр. 26

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий