Что мы вспоминаем, когда слышим имя Михаила Булгакова? Мы вспоминаем уютный
дом Турбиных, профессора Преображенского и его Шарика, «Роковые яйца», но
все-таки в первую очередь Мастера и его возлюбленную – Маргариту. Но
почему? Что есть в этом романе, чего нет в других произведениях? Ответ
прост: здесь есть все. Роман написан так, “Словно автор, заранее чувствуя,
что это его последнее произведение, хотел вложить в него без остатка всю
остроту своего сатирического глаза, безудержность фантазии, силу
психологической наблюдательности” (К. Симонов). Это сатирический роман,
роман о сути искусства и о судьбе художника. Здесь поняты вопросы о вечных
ценностях: вопрос добра и зла, жизни и смерти, духовности и бездуховности.
Но все-таки для меня это в первую очередь роман, роман о настоящей, верной,
вечной любви.
Несмотря на то, что романы в большинстве случаев полностью отвечают своему
названию, и главной темой в них становится тема любви, в романе «Мастер и
Маргарита» автор затрагивает эту тему лишь во второй части. Мне кажется,
Булгаков делает это для того чтобы подготовить читателя, для автора любовь
не однозначна, у него она многогранная.
В романе Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Та ненависть и
месть, которой исполнена Маргарита, бьющая стекла домов и топящая квартиры,
скорее всего никакая не месть, а веселое хулиганство, возможность
подурачится, которую дает ей Дьявол.
Ключевой фразой романа является стоящая прямо в его середине, многими
замеченная, но никем не объясненная фраза: «За мной, читатель! Кто сказал
тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну
его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе
такую любовь!»+Автор романа, создавая главных героев, наделяет их
необыкновенной чувственностью и сердцами, преисполненными любовью друг к
другу, но он также разлучает их. Он посылает к ним на помощь Воланда –
сатану. Но почему, казалось бы, такому чувству, как любовь, помогает
нечистая сила? Булгаков не делит это чувство на светлое или темное, не
относит его к какому-то разряду. Это вечное чувство, любовь это такая же
сила, такое же «вечное», как жизнь или смерть, как свет или тьма. Любовь
может быть порочной, но может быть и божественной, любовь во всех своих
проявлениях в первую очередь остается любовью. Булгаков называет любовь
настоящей верной и вечной, но не называет её небесной, божественной или
райской, он соотносит её к вечности, как рай или ад.
Всепрощающая и все искупающая любовь – вот та любовь, о которой пишет
Булгаков. Всепрощение настигает всех и каждого, неотвратимо, как судьба: и
клетчатого гаера, известного под именем Коррвьева — Фагота, и юношу, пажа,
который был котом Бегемотом, и прокуратора Иудеи — Понтия Пилата, и
романтического Мастера, и его возлюбленную. Писатель показывает своим
читателям, что любовь земная — это любовь небесная, что могут изменяться
внешний облик, одежда, эпоха, время, место жизни и место вечности, но
любовь, настигшая вас однажды, поражает в самое сердце и навсегда. И любовь
остается неизменной во все времена и во все вечности, которые нам суждено
пережить. Она наделяет героев романа энергией всепрощения, той, которую
выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две тысячи лет тоскует Понтий
Пилат. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она то
место, где сходятся земля и небо. И тогда автор выдумывает для любящих и
преданных сердец место покоя и бессмертия: «Вот твой дом, вот твой вечный
дом», — говорит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта,
прошедшего эту дорогу до конца: Смерть и Время царят на земле, — Ты
владыками их не зови; Все, кружась, исчезают во мгле, Неподвижно лишь
солнце любви.
Любовь — именно она придает книге загадочность и неповторимость. Любовь
поэтичная, любовь земная, плотская и романтическая— это та сила, которая
движет всеми событиями романа. Ради нее все меняется и все происходит.
Перед нею преклоняются Воланд и его свита, на нее из своего света смотрит,
и восхищается ею Иешуа. Любовь с первого взгляда, трагическая и вечная как
мир. Именно такую любовь получают в качестве дара герои романа, и она
помогает им выжить и обрести вечное счастье, вечный покой.