Тема Революции в Творчестве Блока

Дата: 21.05.2016

		

Краткая биография.

Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге.
Его дед по

матери А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором
Петербургскогоуниверсетета.

Отец поэта был профессором философии и права Варшавского
универсетета .

Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские
годы

будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении
Шахматово

(недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось
литературе

и искуству . Бабушка,мать Блока и её сёстры занимались художественными
и

научными переводами . Атмосфера царившая в семье Бекетовых ,
способствовала

тому , что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В
1906 году Блок

закончил историко-философский факультет Петербургского университета
,еще

будучи студентом, он начал писать стихи . В памяти Блока сохранился
характерный

эпизод из студеньческих лет . Свои стихи , написанные по мотивам
картин

В.Васнецова , он отнес В.П.Островскому-редактору демократического
журнала

«Мир божий » . «Пробежав стихи, — вспоминает Блок в позднейшей
автобиографии ,

— Он сказал : «Как вам не стыдно , молодой человек , когда в
университете бог

знает что творится !» — и выпроводил меня со свирепым равнодушием .
Тогда это

было обидно , а теперь вспоминать об этом приятнее , чем обо многих
позднейших

похвалах » . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время .

Россия на рубеже XIX-XX-веков . Жизнь быстро меняется и
усложняется .

Развитие промышленности и транспорта , средств связи , технический
прогрес делают

её интенсивной . Всё это сопровождается социальным кризисом ,
активными

поисками в философии и религии . Навстречу новому веку в стране
зарождается новое

искуство , которое теперь мы называем искусством «серебрянного века»
. Наивный и

плоский «реализм» , прописные истины «позитивизма» перестают
удовлетворять ;

«гармонические» средства стиха XIX века в значительной мере стираются
.

Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин Бальмонт,

Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а
Дмитрий

Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате « О причинах
упадка

и о новых течениях в современной руской литературе». Это манифест
нового

направления в литературе.Это ,так называемые «старшие символисты».

Десятилетием позже явились и «младшие». Два молодых поэта,
никому не

Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически,
пристально

Всматривались, во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже
разнообразные и

Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной “эпохой зорь”
и

Связывались с мистическим ожиданием,предзнаменованием чего-то нового,

Необычного, глобально- значительного.

Один из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в
Петербурге,

другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей
Белый”,

в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена,

философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов
Достоевского,поэзии

Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А.Белый
теоретически

Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не
только

художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.

Стихи юного А.Блока , еще нигде не печатались, и его мать
пересылала их

в Москву, своей двоюродной сестре –художнице О.Соловьевой, в то время
там бывал

Андрей Белый,живший по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус-
известной

Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что Боря Бугаев
(А.Белый) от

стихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока в восторге.

В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали
одновременно

так,что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано
мистическое

значение .Через год в январе 1904 года, когда А.Блок приехал в Москву
со своей

молодой женой состоялась их личная встреча.

Белый в Москве стал главой кружка “аргонавтов”, члены кружка

познокомившись со стихами А.Блока , приняли его к сердцу и посчитали
своим.

Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе
восторженных

его приверженцев.

Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не
сразу, его

Более увлекала карьера драматического артиста,он принял участие в
нескольких

любительских и полупрофессиональных спектаклях.Лирические
стихотворения

создавались попутно, как бы для себя,как средство самовыражения. Блок
не

торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в
1903 году

появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый
сборник

“Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу
выступил не

как начинающий , а как сложившийся поэт,которого стали сопостовлять с
Фетом.

Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с
Мережсковским,

Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым — становится заметной
фигурой

молодого в то время течения – символизма.

Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием
всего,

что было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно
составлялся и

отличался единством темы и композиции,где каждое стихотворение
развивало общую

идею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией
В.С.Соловьева: идея

Вечной Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий».
Предчувствия

связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не
только

календарно,но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке
социальном

(чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни
страны на

рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой
интеллигенции.

Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные

переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок-
поэт

сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства
с ним

поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами-
предшественниками-

с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно
Вл.Соловьева.

Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте,
усадебные

мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,

напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им
отпредшественников.

Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая
техникой

символизма, Блок создает мистико-романтические произведения,
построенные на

завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером

неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных
импрессионистов.

Подобное затемнение стиха требовала сама тема : расплывчатый миф о
Таинственной,

Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир.

“Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги лирических

произведений Блока ,которому сам поэт придал вид и значение
лирического дневника.

Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не
была принята

традиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной
Женственности в

“Стихах о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей
“о злате

и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать,что в ранних
стихах поэта нет

никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным
сознанием

неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.

Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до
тягот

фабричного труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются

в книге второй (стихи 1904-1908 гг.) . Революция 1905 года пробудила в
поэте

сознание гражданской ответственности : покоя и счастья нет , когда мир
делится на

голодных и сытых . В творчество поэта врывается редкая у него
открытая

политическая лирика : «Сытые» , «Митинг» , «Вися над городом
всемирным…» ,

однако революцию Блок воспринял только эмоционально , жертвенно-

как личную драму , прямого воспевания революции в стихах Блока нет .

В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная
радость» (1907) .

Заглавие указывало на открытие поэтом «образа грядущего мира» ,
связанного

с движением народа , социальных низов . В открывающем том програмном

стихотворении та , что была прекрасной Дамой , «в поля отошла без
возврата» .

Сумятитца городской жизни вызвала появление «чердачных» стихов ,
изображающих

город в традициях Некрасова , Гоголя , Достоевского , — во всей его
фабрично-

заводской и бытовой неприглядности . Постепенно из мистико-
романтического

трубадура Блок превращается в поэта , которому дороги судьбы России .

Другая тема – природы , «пузырей земли» – своей материальной
плоскостью

также разрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме» . Блок
рассорился со

своими друзьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым , усмотревшим
здесь

измену канонам символизма .

Центральное стихотворение сборника- «Незнакомка»(1906г)
принесло Блоку

громкую известность . Здесь женщина — видение , воплощение идиала,
но в отличие

от Прекрасной Дамы ,образ земной, земной, реальный и притом
ресторанный ,хотя

и противопоставленный пошлости обыденной жизни.

Меняется и образ лирического героя – это одинокий человек в
состоянии

психологической депрессии, причины которой социальные , заливает свое
отчаяние

алкоголем. Этот образ автобиагрофичен, лиричен,соответствует
мировосприятию и

«бродяжнической жизни» поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника,

отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и
находящегося

в пути , в скитаниях по бесприютной , бедной родной земле, которую он
беззаветно

любит. Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено
не только

датой ,но и местом его создания – Рогачевское шоссе. С него
начинается в творчестве

Блока огромная тема Родины.

Третья книга стихотворений (1907-1916г)-главная и основная во
всем наследии

Блока,здесь поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают
следы

прежнего «декаденства» , стихи отличаются совершенством формы, строгой

простотой. Главная тема книги – Россия, ее сложная трагическая
история,

выражает боль, за судьбу родины , ввергнутой в мировую войну.

Россия вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе,
народе

и интеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция,
ненависть к

пошлости и бездуховности «страшного» мира – основные сквозные темы не
только

лирики Блока , но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его
творчества.

Именно эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его
личности и его

творческогонаследия во всех жанрах.

Февральскую революцию 1917 года Блок встретил восторжено,с
надеждой

на изменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на военной
службе,он

писал матери « То, что происходит, происходит в духе моей тревогои».

Весной 1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение
быть

одним из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии,

раследовавшей деятельность бывших царских министров.Вся работа
комиссии

проходила в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но
результатом

работы в ней Блока стала его документальная книга «Последние дни
императорской

власти (1921г).

К Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более
осмотрительно.

В ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже
прекратил ведение

дневника , но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую
активность.

В несколько дней были созданы поэма «Двенадцать», большое
стихотворение

«Скифы», посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и
отношениям с

Западом, и статья «Интеллигенция и революция»

Поэма «Двенадцать»,вызванная октябрьскими днями, получила
одностороннее

толкование как слева, так и справа . Сам Блок с некоторым запозданием

предупреждал от этого в «Записке о «Двенадцати» (1920г); тема
революции

не означала для поэта политической , агитационной направленности
поэмы.

В «Двенадцать» изображалась не революция, а Россия в момент революции.

Поэтическая идеализация большевистского переворота,если она в какой-
то мере и

присутствует в произведении , соединена Блоком с бескомпромисно-
реалистическим

изображением революционного Петрограда и самих свершителей революции
из

народных низов,выведенных без всяких прекрас.В этой двойственной
неопределенной

позиции поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие
революции, но

в то же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное
в

произведении –пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее
всего.

С 1905 года Блок вовлекся в революцию «как давно тайно хотевший
гибели» (запись

в дневнике 15 августа 1915 года). Противоречивость и слабость
восприятия

революции Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа,

появляющегося в самом конце поэмы в качестве некоего символа святости

революции.

Характерно,что не только писательская элитат в лице
А.Ахматовой,

Д.Мережсковского, З.Гиппиус,Ф.Солгуба выразила свое резкое неприятие
поэмы

Блока, но и сам революция,ее руководящие деятели приняли ее весьма
сдержанно,

тем более,что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы
в печатных

органах левых эсеров,с которыми поэт, не входя организационно ни в
какие партии

имел литературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому
поводу кратко

временному аресту и допросу в ЧК.

Блок поверил в очистительную силу революции , вообразил себе ее

«музыкальный напор» , услыхал «шум от падения старого мира» ,-
«страшного мира»

неприязнь к которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства
в адрес

интеллигенции и буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года
выдают,

состояние близкое к помешательству,могут служить материалом для
психопатолога.
Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, и помогают нам только
понять,

какого рода ненависть к буржуазной “цивилизации” толкала поэта в
стихию

революции.

Переворот в сознании Блока, его новые произведения вызвали целую
бурю

в обществе, раскололи его надвое. Искренность поэта была для всех вне
всяких

подозрений, но тем не простительнее было его “падение” для тех и
других.

Блок “принял “ идею революции , будучи не искушенным в реальной
политике,

повинуясь только голосу собственных эмоций и собственной совести.Блок

ждал от революции совсем не того, что она несла реально. Скоро
выяснилось,

что ожидаемая очищающая “стихия” , “музыка” революции, появление
“человека

артиста” подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не состоялись.Блок
уповал

на культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым

бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением

нравов.

Образ Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.

Все последующее время ,до самой кончины – стало кресным путем для
Блока.

Блок не только перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель
истории,

в которую мы попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он
задохнулся.Мне трудно

дышать, сердце заняло полгруди…(одна из последних записей его
дневника 18 июня

1921 года). От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только
немедленный

отъезд в санаторий.М Горький и другие писатели ходатайствовали в
Москве о

разрешении выезда поэта в Финляндию.После ряда недорозумений и
проволочек

5 августа разрешение было получено ,но затерялись анкеты, и нельзя
было выписать

заграничные паспорта. 7 августа 1921 года поэт скончался, как познее
написал

А.Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий