Сила или слабость Катерины проявляется в ее самоубийстве в произведении Островского Гроза?
Сочинение на тему:
«Сила или слабость Катерины проявляется в ее самоубийстве
в произведении Островского «Гроза»?
Читая пьесу Островского «Гроза», невольно задаешься вопросом: сила или
слабостьКатерины проявляется в ее самоубийстве в финале пьесы? Правильно она
поступила илинет? По этому поводу существовало много споров между литературными
критиками 40-х, 50-х годов 19-го столетия. Так, Добролюбов отметил
«сильные, бунтующиемотивы» в характере Катерины и связал их с атмосферой кризиса, в котором
находилось всероссийское общество. По его словам, в драме Островского показан сложный,
трагическийпроцесс раскрепощения оживающей души.
Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым — Борисом. Сцена
пронизанатревогой. Звучит мотив народной песни — мотив неминуемой гибели («Ты убей,
загуби менясо полуночи… «). «Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?» —
предчувствуетбеду Катерина. Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя
любви идёт наверную гибель! «Не жалей, губи меня!» — восклицает она, отдавшись этому
чувству. Таклюбить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини.
А каковы слова Катерины, произнесенные в оправдание своему мужу и
себе, передКабанихой. Вслушаемся в них внимательно: «Для меня, маменька, всё одно, что
роднаямать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит». В отличие от жены, Тихон
произносит своиоправдания жалобно, и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери
на «вы».Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упреки. Но с каким
достоинством, какпросто и искренне говорит она. Характерно и это обращение на «ты» (как к
равной). Онастремится к ясным, доброжелательным человеческим отношениям.
В первом явлении мы представляем себе Катерину как покорную жертву,
человека сосломанной волей и растоптанной душой. «Маменька её поедом ест, а она как
тень какаяходит, безответная. Только плачет да тает как воск», — говорит о жене
Тихон. И вот она самаперед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным
характером, с живым,вольнолюбивым сердцем. Она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна,
хотя быпотому, что всё потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: «Для
чего мнетеперь жить, ну для чего?»
Жажда освобождения торжествует и над ее религиозными представлениями.
«Всё равно, что смерть придёт, что сама…, а жить нельзя.» размышляет она о
самоубийстве. И далее она подвергает сомнению это представление: «Грех!
Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться».Предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раскаяние в
совершённыхгрехах, они обращены к любимому; «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Так
свободное отпредрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины
С другой стороны можно показать, что Катерина проявила слабость. Такая
точказрения существует у Писарева, когда в статье «Мотивы русской драмы» он
оценивал«Грозу». Статья была направлена полемически против Добролюбова. Писарев
назвалКатерину «полоумной мечтательницей» и «визионеркой»: «Вся жизнь Катерины,
по егомнению, — состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно
кидается изодной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что сделала
вчера, и между тем,сама не знает, что будет делать завтра; наконец, перепутавши все, что было
у нее подруками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством,
самоубийством».На самом деле самоубийство — не глупое, а последнее средство
отчаявшегосячеловека. С точки зрения атеиста, в поступке Катерины — сила. Но с точки
зренияправославия, самоубийству нет прощения, какими бы мотивами оно не
оправдывалось. Этоодин из самых тяжелых грехов. Считается, что люди должны терпеть то, что им
посылаетсудьба. Катерина должна была нести свой крест. Интересен тот факт, что в
старину самоубийц хоронили не на кладбище, а рядом. И проходившие мимо
люди знали о судьбеумершего. А ведь Катерина мечтала, освободившись от мирской жизни, о том,
как: «Поддеревцем могилушка… Солнышко ее греет… Птицы прилетят на дерево, будут
петь, детейвыведут. » Ее душа не могла спокойно существовать без красот природы,
любви.Таким образом, мы видим, что если пробуждается протест, пусть и в
таких пассивныхформах, пусть и таким слабым существом, какой считали женщину в ту эпоху,
то это и естьнарастающий протест в народе, сигнал, который являлся предвестником гибели
старогоуклада жизни, опиравшегося на систему феодально-крепостнического
деспотизма, инабирания оборотов новых прогрессивных стремлений к равноправию, к свободе
человеческой жизни.