Революция в творчестве Александра Блока

Дата: 21.05.2016

		

Революция в творчестве Александра
Блока

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель — я знаю —

Все равно: принимаю тебя !

(Александр Блок)

У нашего отряда в пионерлагере был девиз: “И вечный бой ! Покой нам
только снится”, который мне очень
нравился. Лишь много позже я узнал, что слова написал “настоящий,
волею божьей поэт”, по определению
А.М.Горького, Александр Александрович Блок (в цикле “На поле
Куликовом”), замечательный патриот, ска-
завший: “ О Русь моя ! Жена моя ! ”.
Хоть Блок был одним из лидеров в общем-то далекого от реальной
жизни течения — символизма, он в своих
произведениях постоянно сочувствовал трудовому люду, особенно рабочим. В
известном стихотворении “Фаб-
рика” он рассказывает о том, как “недвижный кто-то, черный кто-то” “медным
голосом завет”.

Согнуть измученные спины.

Внизу собравшийся народ.

В другом стихотворении, написанном в революционный 1905 год
(“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о
том, что богатые — “сытые” — “скучали и не жили”, в то время как кругом
слышались “мольбы о хлебе”. Но вот
началась революция, слышен “красный смех… знамен, и

Так — негодует все, что сыто,

Тоскует сырость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев ! ”

Однако — и на это очень важно обратить внимание — Блок не призывает
к расправе:

Пусть доживут свой век привычно —

Нам жаль их сытость разрушать.

Принимая в революции свержение старого и отжившего, он не хочет,
чтобы она была жесткой и кровавой.
Ведь известно, что самосуды времен революции 1917 года потрясали Блока,
хотя, видимо, он находил им оправ-
дание.
Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по
композиции и художественным средст-вам поэмы о революции “Двенадцать”.
Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за
то, что та изменила ему с предателем Ванькой. Последний успел убежать, но
ему обещано:

Утек, подлец ! Ужо, постой,

Расправлюсь завтра я с тобой !

И это не пустые угрозы:

Помнишь, Катя, офицера.
Не
ушел он от ножа …

Но в целом поэма — гимн революции. Недаром в конце ее
появляется “первый революционер на земле” Иисус Христос. И в своей
статье, обращенной к русской интеллигенции, “Революция и
интеллигенция” Блок
призывал: “ Слушайте революцию ! ”. Кажется, что писатель полностью
благословляет революцию:

Мы
на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови —

Господи, благослови !

Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт
реалистичен:

Запирайте этажи,

Нынче будут грабежи !

Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых
идет Христос) изображены то роман-
тически: “Кругом — огни, огни, огни… Оплечь — ружейные ремни… “,
то натуралистично: “В зубах цигарка,
примят картуз. На спину надо б бубновый туз ! ” (знак каторжника).

Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в
обстановку революционных месяцев, окра-
шенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами
людей.
Сегодня вопрос о роли революции — один из главных для многих из
нас. С расстояния трех четвертей века
отчетливо видны ошибки и преступления революции, но видна и великая энергия
великого народа, которую так
долго сдерживали.
Историки еще десятилетия будут спорить о роли Октября, но нынче
мы должны быть сильно благодарны
Александру Блоку за то, что он так точно и ярко запечатлел революционную
эпоху в своем небольшом произ-
ведении. А если еще вспомнить, что он благословлял революцию, в пожаре
которой сгорела его выдающаяся
библиотека (она собиралась поколениями его предков!), мы согласимся с
А.М.Горьким, что это “человек бес-
страшной искренности”, и поймем слова К.Федина, который после безвременной
смерти 40-летнего поэта гово-
рил, что уже “не будет подобного мужества и подобной тоски о правде
будущего, какие проявил А.Блок”.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий