Емельянов-Лукьянчиков М. А.
Эфиопия
— первая по времени христианская страна и третья по численности населения
страна в Африке, одно из старейших государств в мире, страна великой истории и
прекрасной природы, гордых людей и загадочных легенд. Удивительно, но это
одновременно край русской воинской славы и африканского безграничного уважения.
Эфиопия
— это страна, в которой берет начало райская река Гихон; здесь некогда
поселился благочестивый правнук Ноя, а сын царя Соломона перенес сюда Ковчег
Завета. Вся Эфиопия живет по календарю, который совпадает с нашим церковным, а
традиции и ценности эфиопского народа во многом напоминают дореволюционную
Россию. Вы не знали об этом? Тогда я расскажу. Все по порядку.
Эфиопы
верят, что одна из рек, орошавших библейский рай, протекала по земле,
наследниками которой они себя почитают: «Имя… реки Гихон: она обтекает всю
землю Куш» (Бытие 2.13). Куш был тем сыном Хама, который в отличие от Ханаана,
не был проклят Ноем. Эта земля на севере современного Судана, у западной
границы Эфиопии, и здесь по сию пору протекает Голубой Нил, берущий начало в
стране, название которой в «Книге Аксума» производится от Итиописа, сына Куша.
Таким образом, Итиопис был правнуком Ноя.
Вера
эфиопов в то, что Голубой Нил это одна из рек Эдема, находит подтверждение в
теории дрейфа материков: если сейчас реки, упоминаемые в Библии, как вытекающие
из рая (Тигр, Ефрат и Нил), расположены на разных материках, то согласно теории
дрейфа некогда они были принадлежностью единого материка — Пангеи.
11
сентября 2007 года в Эфиопии встретили третье тысячелетие, таким образом сейчас
здесь 2001 год. Это так называемый коптский (близкий к александрийскому)
календарь, который ориентируется на фазы луны и насчитывает 13 месяцев в году!
При этом, эфиопский церковный календарь практически полностью совпадает с
церковным календарем, принятым в Русской Православной Церкви (Юлианским) —
Рождество Христово и другие православные праздники мы празднуем одновременно.
При
посещении Эфиопии погружение в другой мир, я бы даже сказал, в другую
реальность, происходит благодаря тому, что история, религия, культура и природа
этой страны поразительны.
СТРАНА
ЦАРИЦЫ САВСКОЙ
Древнейшие
периоды эфиопской цивилизации — сабейский (с V века до нашей эры) и аксумский.
Согласно устной традиции в начале истории Аксума в этих местах правил дракон,
требовавший человеческих жертвоприношений. В числе жертв оказалась девушка,
которую полюбил герой Агабоз, который убил чудовище. Народ провозгласил его
царем, а наследовала Агабозу его дочь — Македа, «царица Савская» Библии.
Действительно, по мнению ученых, под аксумскими стелами приносили
жертвоприношения, в том числе, вероятно, человеческие. Сохранилось более 200
грандиозных базальтовых стел (созданы не позднее IV в. н.э.), высота самого
большого — 33 метра.
Это высота 14-ти этажного дома, хотя в настоящее время он повален на землю, а
вот высота самого большого стоящего обелиска составляет 21 метр. Под стелами
расположены огромные плиты (длиной до 115 метров). Размеры,
вес (до 500 тонн!) и виртуозная резьба по камню позволяют говорить о том, что
стелы Эфиопии превосходят знаменитые стелы египетских Луксора и Карнака. По
мнению известного отечественного африканиста Ю. Кобищанова, они являются
мини(!)-макетами многоэтажных царских дворцов, высота которых могла достигать 40 метров.
Действительно,
царица Македа, загадывавшая загадки царю Соломону, происходила из княжества
Саба (Шеба), которое находилось на юго-западе Аравийского полуострова, и было
тесно связано с Аксумом. Эфиопская традиция повествует о том, что Соломон
обхитрил мудрую царицу, результатом чего стал их сын — Менелик, основатель
династии эфиопских царей. Однако, Менелик тайно забрал из Израиля величайшую
святыню — Ковчег Завета, который с тех пор хранится в потайном месте в одной из
церквей Аксума.
Великие
цивилизации прошлого — византийская и персидская почитали Аксум за цивилизацию
равную себе: его влияние распространялось на территории современных Эфиопии,
Эритреи, Египта, Джибути, Сомали, Судана и даже Йемена, Омана и Саудовской
Аравии! Торговые связи были еще шире — археологические свидетельства эфиопской
торговли обнаружены на огромном пространстве от Крыма до Занзибара и от Испании
до Вьетнама. Они торговали слоновой костью, рогом носорога, шкурами бегемотов и
обезьян, обсидианом, золотом, изумрудом и благовониями.
В
этническом отношении эфиопы находятся посередине между семитами и негроидами.
Население Эфиопии в 2006 г.
составило 75,1 млн. человек. 35 % населения страны исповедует ислам, 12% —
язычество (это в основном жители юга страны), а более половины — христианство.
ДРЕВНЕЙШЕЕ
ХРИСТИАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО В АФРИКЕ
Эфиопская
Церковь одна из самых первых христианских Церквей и занимает в жизни эфиопов
исключительное место, — она возводит свое начало к апостольским временам, когда
евнух эфиопской царицы Кандакии был крещен апостолом Филиппом (Деян. 8. 26–30).
Аксумских правителей в христианство обратил святой Фрументий (примерно IV век)
— сын сирийского купца, потерпевший кораблекрушение в Красном море и попавший в
рабство в Аксуме. Здесь он начал проповедовать Евангелие и в итоге, святым
Афанасием Александрийским был рукоположен в епископы. Однако в V–XIX веках
Эфиопская церковь была монофизитской (учение об одной природе Христа —
Божественной, тогда как православие видит в нем не только Бога, но и Человека).
Монофизитство сформировалось в 433 году в Армении и обособилось от остальной
части христианства в 451 году после Халкидонского Вселенского Собора, который
принял учение о двух природах Иисуса Христа и осудил монофизитство как ересь.
Эфиопская Церковь не приняла решения Халкидонского Собора и ее учение о
Боговоплощении сформировалось лишь тогда, император Феодор II в 1855 году запретил
все прочие доктрины кроме Тэуахэдо (то есть собственно православной). Она
получила церковное подтверждение на Соборе в Бору Мэда в 1878 году. После этого
архимандрит Порфирий (Успенский) справедливо отмечал: «Абиссинцы не еретики.
Напротив, они проклинают ереси Ария, Македония, Нестория и Евтихия и содержат
веру святого Афанасия и святого Кирилла. В богослужениях и обрядах их видно
чистое Православие, “как в абиссинских озерах видно чистое небо”». Во время
интронизации 1971 года Патриарх Эфиопский Абуна Теофилос подтвердил исповедание
эфиопами двух природ Христа. В настоящее время взаимоотношения между
православными церквами России и Эфиопии выстраиваются на основе общего
понимания апостольского христианства.
В
результате миссионерской деятельности святого Фрументия Эфиопская Церковь на
многие века оказалась в сфере влияния Александрийских (Коптских) епископов, —
как Россия до конца XVI века находилась в юрисдикции византийского
Константинопольского патриархата. Лишь в 1959 году Александрия утвердила эфиопа
Василия первым эфиопским патриархом, — Церковь стала автокефальной.
ЛАЛИБЕЛУ
СТРОИЛИ АНГЕЛЫ
Первая
из трех древних столиц Эфиопии — Аксум, передала эстафету городу Лалибеле,
названному в честь царя Лалибелы, который в XII-XIII веках восстановил былое
великолепие эфиопской цивилизации после того, как оно несколько угасло под
действием внешних врагов и внутренних нестроений. Храмы Лалибелы не имеют
аналогов в мире: их строили не вверх, камень за камнем, а ваяли вниз, из целых
скал — архитектура понятая как скульптура! При этом, каждая из 11 церквей
африканского «Нового Иерусалима» уникальна. Их две группы: наиболее древняя
группа — восточные пять церквей. Самая большая из них — храм Спаса Эммануила,
вырезанный на 11 метров
в глубину, 18 метров
в длину и 12 метров
в ширину. Затем следует храм святого Меркурия, частично обрушившийся, и храм
святого Ливана, предание о котором говорит, что его строила жена Лалибелы.
Решив сделать приятное мужу, она построила его за одну ночь, но так как
человеку такое чудо не под силу, то в работе ей помогали ангелы. Храмы-близнецы
архангелов Гавриила и Рафаила имеют единую крышу на 25 метров. Самый большой
храм ансамбля находится на территории шести западных церквей — это Медханэ
Алеем (34×30 метров). Храм Пресвятой Девы Марии, для сооружения которого в
Лалибэлу были приглашены сотни иерусалимских и александрийских мастеров
(единственная эклектичная постройка комплекса), содержит внутри себя камень, на
котором высечены два загадочных текста. Он укрыт бархатным покровом и
стережется священнослужителями, которые на вопрос, что там написано, отвечают,
что один текст посвящен прошлому мира, а другой предсказывает его будущее…
Затем следует двойной храм Голгофы и Архангела Михаила. В церковь Голгофы
женщин не пускают. Десятый храм — Гроба Господня, хранит в себе могилу царя
Лалибэлы, его трон, крест, а также место именуемое «надгробием Адама». Последний
храм — главное из архитектурных чудес Лалибелы, — святого великомученика
Георгия Победоносца, начинать знакомство с которым имеет смысл с холма (храм
имеет форму креста).
САМАЯ
СВОБОДНАЯ СТРАНА АФРИКИ
Однако
вслед за расцветом наступил и кризис. В 1529 году началась Тридцатилетняя война
с мусульманами, решившими огнем и мечом подчинить православное царство. Вся
Эфиопия была разорена, множество исторических памятников уничтожено. В целях
«священной войны» снаряжались специальные отряды, призванные уничтожать
христианские святыни и грабить богатства страны. Однако война закончилась в
пользу эфиопов, и страна стала залечивать раны.
В
XV веке в страну проникли португальцы — интерес Европы к Эфиопии был далеко не
платонический. Как и на Руси, где синхронно с монголами на нашу независимость
покушалась «крестоносцы», выступившим против Эфиопии мусульманам в начале XVII
века наследовали иезуиты и европейские дипломаты-разведчики. В результате
новой, духовной, экспансии, один из императоров — Сусныйос, предал свою веру и
перешел в католицизм. Страна немедленно отреклась от него, дав презрительное
прозвище «Царь-еретик». Сусныйос отрекся от трона в пользу сына Фасилидэса,
который созвал освященный собор, подтвердивший приверженность вере отцов.
Европейцы были частично изгнаны, частично убиты. Было заключено соглашение с
племенами побережья Красного моря о недопущении европейцев на территорию
Эфиопии, царь обещал платить золотом за голову каждого агента Запада и
«миссионера». Так вплоть до середины XIX века страна стала закрытой для Европы.
Третьей столицей империи стал город Гондэр. Его памятники разрушались суданцами
в XIX веке, а во время Второй Мировой войны обеими воюющими сторонами —
итальянскими фашистами и английской авиацией. Но сохранилось многое — в том числе
большой дворец Фасилидэса (десять храмов и замков за оградой, столько же — на
окрестных холмах), прекрасная церковь Дэбрэ Бырхан Сылассе с одним из лучших
собраний своеобразной эфиопской живописи XVI века, и замок раса Микаэля-Сыуля
(с золотой ванной последнего императора).
Ни
мусульмане, ни духовная, ни военная экспансия Запада не сломили эфиопов — их
страна была и остается единственной в Африке, которая никогда не была ни чьей
колонией.
«ЧТО
ДЛЯ РУССКИХ НЕВОЗМОЖНО?!»
Попытка
итальянцев в 1896 году колонизировать Эфиопию обернулась грандиозным поражением
в битве при Адуа. Свой вклад в эфиопскую независимость внесла и Россия. Началом
ее отношений с Эфиопией (которую тогда называли Абиссинией) стал 1897 год: в
Аддис-Абебу (современную столицу страны) была послана дипломатическая миссия во
главе с П.М. Власовым, — в связи с тем, что Россия оказывала Эфиопии финансовую
и моральную поддержку против колонизаторских устремлений Европы. Первой русской
дипломатической миссии был придан конвой из гвардейских казаков, начальником
которого состоял сотник Петр Николаевич Краснов — будущий атаман, герой
Гражданской войны со стороны Белой гвардии. После преподнесения подарков от
русского императора, эфиопский негус (император) испытал чувства, которые
будущий атаман Краснов описал так: «Ни ценность подарков тронула его, а
потрясло его душу, что Великий Белый Брат, Владыка Севера, подумал о нем,
живущем в глуши африканских гор и прислал ему те вещи, которые ценятся в
Абиссинии». Отношение эфиопов к русским, — делавшим акцент на духовном родстве
двух христианских народов, — на фоне колонизаторских претензий Англии, Италии и
других европейских стран, было очень положительным. Эфиопы видели в русских,
что «им не нужно было [эфиопских] земель, им не нужно было наград или почестей…
Их не интересовало ни обилие золота в Каффе, ни громадные слоновые клыки, ни
плодородие Абиссинии и ее тучные стада — бескорыстно служили они своему делу и
слава их стала далеко разноситься за пределы Аддис-Абебы; она летела с каждым
новым выздоровевшим в провинцию, приходила в тихое Гэби и интриговала Менелика.
И он ходил сам в скромные русские палатки, он смотрел как под рукой русского
хирурга вынимались кости, пули, осколки, снарядов… И с именем русского Царя в
Абиссинии составилось понятие бескорыстия, дружбы и христианской добродетели».
Французы и итальянцы — «это были белые, которые могут повредить, это не
христиане, по понятию абиссинца. Христиане — одни русские… «Вы, как
ангелы…, вы христиане и мы христиане… братья… ангелы»». Эта оценка
Краснова находит свое подтверждение в словах императора Эфиопии Менелика II,
который в письме к императору Николаю II так благодарил его за миссию Власова и
оказание медицинской помощи раненым: «Говорим чистосердечно, что для Эфиопии
нет других помощников, кроме Бога и России: мы братья по вере и истинные,
неизменные друзья».
Эфиопам
была продемонстрирована мощь нового союзника, — легендой стало выступление
русских казаков перед негусом. Краснов вспоминал:
«Менелик
слез с мула, сделал несколько шагов к конвою и внятно произнес — «здорово
ребята»…
—
Здравия желаем, ваше императорское величество! — прогремел ответ казаков…
Мы
прошли мимо негуса развернутым фронтом с вынутыми шашками, заехали налево
кругом, слезли и изготовились к джигитовке… Джигитовка произвела сильное,
потрясающее впечатление на негуса. Еще в начале он все восклицал «ойя
гут!», потом и этого не делал, только за голову хватался и смотрел… за
каждым жестом, каждым движением казаков.
—
Спасибо, ребята! — сказал негус. Дружно «рады стараться!» — было
ответом…
Ha
другой день после джигитовки, 1-го марта, под вечер к нам в лагерь прибыл
геразмач Иосиф и торжественно от имени Менелика нацепил мне на грудь офицерский
крест Эфиопской звезды 3-й степени.
2-го
марта я являлся последний раз к негусу по случаю получения ордена и
предстоящего отправления курьером в Россию.
—
Довольны ли вы Абиссинией? — спросил меня негус.
Я
ответил утвердительно…
—
Если вы увидите Императора, передайте ему мое маленькое письмо… Во сколько дней
вы думаете добраться до Харара?
—
Шесть, семь дней.
—
Невозможно… Впрочем, что для русских невозможно!? Желаю вам счастливого пути.
Я дам вам бумагу и прикажу, чтобы вам всюду оказывали приют, как бы мне самому.
Приезжайте еще раз!..
Аудиенция
была окончена. Я откланялся и вышел во двор».
Все
казаки были щедро награждены, а в России к эфиопской награде Краснова
добавились орден святого Станислава 2-й степени, орден Почетного легиона от
союзников-французов и чин подъесаула. Бравый русский казак Краснов настолько влюбился
в Эфиопию, что изложил свои впечатления в целом ряде героических и
мелодраматических работ как документального, так и художественного характера
(«Казаки в Абиссинии», «Любовь абиссинки» и др.) В автобиографической повести
«Терунеш» он писал: «Я стал совершенным абиссинцем. Сажусь на мула с правой
стороны, ношу шаму [традиционная одежда], как они, ем инжиру [пресный блин из
злака тефф], пью… тэч [похож на медовуху], который мне приносят из соседней
деревни женщины-галласски въ больших глиняных гомбах, заткнутых травой,
наконец, болтаю, перемешивая абиссинския слова с русскими».
ПО
СЛЕДАМ ГУСАРА-СХИМНИКА
В
конце XIX века взошла эфиопская звезда и другого выдающегося русского —
Александра Ксаверьевича Булатовича. Это были времена, когда англичане хотели
соединить свои северные и южные владения в Африке, — от Каира до Кейптауна,
которые разделяли лишь земли на границе Судана, Уганды, Эфиопии и Кении. С этой
целью они намеревались отправить отряды в легендарно богатую и недостигнутую
еще европейцами Каффу, которая до XV века была частью Эфиопии. Но эфиопский
император Менелик решил опередить англичан и вернуть свою территорию. До
знаменитой победы при Адуа (когда эфиопы разбили войско других незадачливых
колонизаторов-итальянцев) Каффа была присоединена лишь формально, но после
захвата новейшего итальянского вооружения и участия русского военного советника
успех был предрешен. В 1898 году им стал А.К. Булатович, который с помощью
новейших приборов систематически определял местонахождение эфиопского войска, выбирая
оптимальный маршрут по неизведанным территориям.
Булатович
проявил себя и как отважный воин, и как путешественник-исследователь. П.М.
Власов восторгался деятельностью А.К. Булатовича: «Этот офицер… доказал самым
блестящим образом не одним абиссинцам, а всем европейцам, находящимся здесь, на
какие подвиги самоотвержения способен офицер, вышедший из русской школы и
имеющий высокую честь числиться в рядах императорской гвардии». Не раз
испытывал русский гусар опасность своей жизни, — как от племен непокорной
Каффы, так и от диких животных. «Русский офицер подобен птице и не знает
преград, гор и бескрайних пустынь», — такими словами приветствовал русского
путешественника император Менелик.
В
1898 г.,
по результатам своей поездки в Эфиопию, Булатович представил министру
иностранных дел М.Н. Муравьеву докладную записку, который, в силу ее важности,
переслал ее военному министру А.Н. Куропаткину, а также нашим послам в Лондоне,
Париже, Константинополе и дипломатическому агенту в Каире. Булатович первым
описал бассейн нескольких притоков Голубого Нила, а также доказал, что река Омо
ни имеет отношения к Нилу. Истоки Омо он обнаружил на склоне горного хребта,
который назвал в честь императора Николая II (что было подтверждено императором
Эфиопии Менеликом II), а после того, как эфиопский военачальник Вальде Георгис
принес в его палатку брошенного родителями местного мальчика, Булатович назвал
его Васькой, а одну из гор на северном берегу озера Рудольф «Васькиным мысом».
Александр
Ксаверьевич Булатович был награжден русским правительством орденами святого
Владимира 4-ой степени, святого Станислава 2-й степени, святой Анны 2-й и 3-й
степеней, а французским правительством — орденом Почетного легиона.
Известный
поэт Николай Степанович Гумилев также посетил Эфиопию — трижды в период с 1908
по 1911 гг.: «Я побывал в Абиссинии три раза и в общей сложности провел в этой
стране почти два года. Я прожил три месяца в Хараре, где я бывал у раса…
Тафари… Я жил также четыре месяца в столице Абиссинии, Аддис-Абебе, где
познакомился со многими министрами и вождями и был представлен ко двору бывшего
императора российским поверенным в делах в Абиссинии». Гумилев написал массу
поэтических и прозаических произведений под впечатлением от своего пребывания в
Африке, в том числе знаменитого «Жирафа» с озера Чад.
На
рубеже XIX–XX веков в Эфиопии жил прекрасный русский художник-баталист Евгений
Сенигов. Увлеченный идеями социалистического братства, основанного на русской
крестьянской общине, он предпринял попытку создать на островах озера Тана
«демократическую коммуну». Что-то не получилось, и он ушел южнее — в Каффу: «Я
хочу, чтобы Каффа осталась на географической карте Африки таким местом, о
котором бы говорили: этот район был не только открыт, но и досконально изучен
русскими». Здесь он прожил долго, женился на эфиопке, был в чести у местного
начальства, принял эфиопский образ жизни до мельчайших деталей. А.К. Булатович,
уже в качестве афонского иеросхимонаха Антония, также пытался создать на
острове Тана общину — православную, но как и идея Е. Сенигова, это начинание не
было претворено в жизнь.
ПОСЛЕДНИЙ
ПРАВОСЛАВНЫЙ ИМПЕРАТОР
XX
век стал испытанием для Эфиопии: стране были нужны реформы, но ими занялись
скорее революционеры, чем реформаторы. Эфиопская церковь пережила гонения,
сравнимые с теми, что имели место в России. Но перед этим были налажены
активные связи с русским православием: в 1974 году Эфиопскую Церковь по
приглашению Абуны Теофилоса, патриарха Эфиопии, посетила делегация Русской
Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси
Пименом. В 1978 г.
патриарх Эфиопии принял участие в праздновании 60-летия восстановления
патриаршества. В своей речи на приеме в честь патриарха Эфиопии патриарх Пимен
отметил, что Эфиопия пронесла через века самобытную христианскую культуру и
учение древней, неразделенной Церкви.
Однако
еще в 1974 году был свергнут император Хайле Селассие. Его имя означало «Сила
Троицы» и некогда он был тем самым расом (титул) Тафари, с которым встречался
Гумилев. Император стал последним православным императором в мире. До сих пор
остается спорным вопрос об останках последней царской семьи России — так
прилежно их уничтожали. Дух богоборческого безумия везде одинаков — тело убитого
в 1975 году православного императора Эфиопии было захоронено под полом его
собственного отхожего места. Лишь в 1992 году останки были извлечены, а спустя
восемь лет торжественно перезахоронены в соборе Персвятой Троицы в Аддис-Абебе.
После
прекращения императорской власти в 1974 году в Эфиопии к власти пришла военная
хунта, получившая поддержку Советского Союза. Возглавивший в 1977 г. правительство майор
Менгисту Хайле Мариам начал гонения против Церкви: храмы и монастыри
закрывались, имущество национализировалось, епископы, священники и монахи
бросались в тюрьмы, некоторые были казнены. В 1979 году был убит патриарх
Феофил.
СОВРЕМЕННАЯ
ЭФИОПИЯ
Однако,
в 1991 г.
режим Менгисту пал, практически одновременно с развалом Советского Союза. В 1992 г. синод Эфиопской
Церкви избрал новым патриархом Павла, который возглавляет Церковь до сих пор, —
она продолжает занимать ведущее место в жизни страны. В 1996 г. в России с
официальным визитом находился Святейший Патриарх Эфиопской Церкви Абуна Павел.
Параллелей
с дореволюционной (пожалуй, даже допетровской!) Россией здесь очень много, —
попадая в Эфиопию вы погружаетесь в живую историю, видите хотя и не
тождественную (Россия была несравнимо богаче бедной Абиссинии), но очень схожую
по духу страну, где на первом месте в общественной иерархии долгое время были
не банкир и не политик, а служители церкви и воины. Народ по-прежнему больше
уважает последних. Сейчас Эфиопия — федеративная республика, у власти в которой
стоит правительство со взглядами смешанного лево-либерального типа. Правда, это
не помешало стране военным путем установить в соседнем южном Сомали (Могадишо)
лояльное себе правительство. Есть надежда, что доберутся и до
самопровозглашенного Пунталенда — форпоста морского пиратства. Имеются у
Эфиопии планы и в отношении «временно-отпущенной» Эритреи, так что имперская
традиция здесь жива. При этом, внутренняя ситуация спокойная — страну посещает
много путешественников, а местные мальчишки еще успеют вам надоесть своим
неослабевающим вниманием.