Информационная индустрия в экономическом развитии общества

Дата: 21.05.2016

		

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Информационная
индустрия: основные понятия

2. Место и роль
информационной индустрии в общественном производстве

3. Структурные изменения,
происходящие в информационной индустрии

4. Государственная
политика в сфере формирования и развития научно-технического и
производственного потенциала информационной индустрии

Заключение

Литература

Введение

Тема
контрольной работы «Информационная индустрия в экономическом развитии
общества».

Активная
разработка автоматизированных информационных систем и их применение в
общественной практике вскрыли глубинные проблемы, связанные с технологическим
циклом переработки и использования информации в планово-управленческих,
познавательных, производственных и других процессах. Об информации начали
говорить как о социальном ресурсе, имеющем собственное назначение и свои
механизмы функционирования в обществе. Этот ресурс и стан предметом новой
функциональной науки. Таким образом, информатика, будучи наукой о законах
выработки, передачи и использования информационного ресурса в общественной
практике, теоретически закрепила роль ЭВМ и автоматизированных систем в этих
процессах.

Цель
работы – ознакомиться с информационной индустрией: целью и смыслом
деятельности; местом и ролью информационной индустрии в общественном
производстве; современной структурой информационной индустрии и ролью
государства в сфере информационной индустрии.

1.Информационная
индустрия: основные понятия

Усложнение
индустриального производства, социальных, экономических и политических
отношений, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека
привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой — к
созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей. На первый
план выдвигается новая отрасль — информационная индустрия, связанная с
производством технических средств, методов и технологий для производства новых
знаний и направляющая движение человечества к информационному обществу.

Информационная
индустрия — это широкомасштабное производство информационных продуктов и услуг
различного типа на базе новейших информационных и компьютерных технологий (от
газет, журналов и книг до компьютерных игр и информационного наполнения сетей).
Она включает две
существенно разные части: производство информационной техники (машин и
оборудования) и производство непосредственно информации.

Помимо
понятия информационной индустрии, в литературе встречаются такие понятия, как
информационный сектор экономики, общественного производства, народного
хозяйства; информационная сфера народного хозяйства; информационная
инфраструктура; информационная деятельность; индустрия обработки информации;
индустрия переработки информации; информационные отрасли; информационные виды
деятельности.

Появление понятия
информационной индустрии связано с распространением концепции
постиндустриального общества, согласно которой основные ресурсы развитых стран
сегодня вовлечены в информационный сектор экономики, информационные услуги и
информация становятся одним из важнейших продуктов общественного производства,
а современная экономика становится информационной экономикой. Процесс фундаментальных
преобразований производительных сил общества, вызванный расширяющимся
использованием в общественном производстве знаний и ускоренным обновлением
информационной технологии, еще в конце 70-х годов XX в. получил название
«информационная революция». При выделении в общественном производстве
информационной индустрии исходят, как правило, из числа занятых в нем людей,
прямо или косвенно принимающих участие в производстве и распространении
информации.

Включение
в состав информационной индустрии всех видов деятельности, связанных с
информацией (прежде всего живого труда), отнесение к ее результатам не только
собственно информационных услуг, но и всех результатов труда, появившихся в
связи с использованием информации в качестве предмета или средства труда и
применением средств информационной технологии, по-видимому, неправомерно. Также
неправомерно относить к информационной индустрии все то, что используется в
деятельности, связанной с информацией, поступает на ее вход (например,
технические средства, услуги связи), то, что не может существовать в качестве
самостоятельного объекта (например, результаты научных исследований), и т. п.
Иначе любой вид человеческой деятельности, осуществляемой с использованием не
только собственных, но и других, получивших объективное выражение знаний, а
также любая сознательная деятельность должны были бы быть отнесены к
информационной деятельности и к индустрии информации.

К
результатам информационной индустрии, вероятно, следует относить только те
информационные услуги, которые имеют самостоятельное значение и/или товарный
характер, не подготавливаются и не потребляются в ходе осуществления
деятельности по получению других результатов в материальном и духовном
производстве. В состав индустрии информации должны включаться только те виды
деятельности, которые связаны с подготовкой и оказанием этих услуг.

На
практике под индустрией информации понимается комплекс предприятий и
организаций, преобладающим (по стоимости) продуктом которых являются
информационные услуги. Это означает, что если подготовка информационных услуг
не является основной задачей деятельности предприятий и организаций или услуги
подготавливаются в организационно не обособленном подразделении, то есть не
состоящем на самостоятельном балансе и/или не ведущем самостоятельного учета,
то в этом случае предприятия и организации нельзя отнести к индустрии
информации.

Основной задачей
деятельности индустрии информации является преобразование информации
(переработка информационных ресурсов) в интересах решения каких-либо задач
потребителей и обеспечения условий для доступа потребителей к необходимой им
информации. Считать целью индустрии информации своевременное удовлетворение
потребностей народного хозяйства в новой информации на основе применения новой
вычислительной техники, средств связи, новой информационной технологии, форм и
методов информационного производства, по-видимому, неправомерно, так как в этом
случае смешиваются цели индустрии информации и ее потребителей. Информация
представляет собой неубывающий и воспроизводимый ресурс жизнеобеспечения
общества. Вместе с тем для развития общества необходимо привлекать не только
существующие, но и новые информационные ресурсы, заменять старые более
перспективными. Чем больше и быстрее высококачественной информации внедряется во
все сферы жизни и хозяйства, тем выше научно-технический, экономический,
политический и социальный потенциал страны. Несмотря на возрастающую роль в
общественном производстве, индустрия информации не является самостоятельной,
она обеспечивает нормальную и эффективную работу других сфер деятельности и
подразделений общественного производства (как самостоятельных, так и
несамостоятельных), то есть является инфраструктурной отраслью. В соответствии
с обслуживаемыми и обеспечиваемыми видами деятельности в рамках информационной
инфраструктуры можно выделить инфраструктуру научных исследований и разработок;
развития, ведения и управления производством в целом и по отраслям;
политического, социального, государственного и экономического управления;
отдыха и развлечений; образования и т. п.

Услуги по преобразованию
информации и обеспечению доступа потребителей к ней как раз и являются
основными результатами информационной индустрии, или информационными услугами,
которые наряду с вещественной формой потребительных стоимостей могут иметь и
невещественную форму — выступать полезным эффектом труда, неотделимым от самой
деятельности по обслуживанию потребителя. Их можно отнести к тем из материальных
условий труда, без которых он может происходить лишь в несовершенном виде. У
информационных услуг в невещественной форме процессы производства и потребления
совпадают во времени, что определяет ряд их специфических черт как
потребительных стоимостей. В большинстве случаев эти услуги имеют
индивидуализированный характер, не могут накапливаться, имеют определенную
адресность и не могут существовать вне индивидуального контакта с потребителем,
не подлежат хранению, ориентированы на локальные рынки. Вместе с тем на
информационные услуги в невещественной форме приходится все меньшая доля
результатов труда в информационной индустрии. Все больше информационных услуг в
вещественной форме сближаются с продуктами материального производства, хотя и
сохраняют ряд особенностей. Технико-экономические характеристики этих услуг,
используемые ими технологии, близкие к индустриальным методам производства,
высокая и постоянно растущая фондовооруженность информационного производства,
основывающаяся на применении большого парка технических средств, процессы
интенсификации расширенного воспроизводства, протекающие в самой индустрии
информации, сближают индустрию информации с материальным производством.
Масштабы использования информационных услуг сегодня настолько велики, что их
наряду с информационными ресурсами можно рассматривать как особый ресурс, важный
и все более значимый элемент производственного потенциала предприятия, отрасли,
хозяйства в целом.

Для
подготовки информационных услуг в рамках индустрии информации используется
такой процесс обработки информации, как сортировка (главным образом ее разделение
и объединение, в том числе смысловое), являющаяся основным технологическим
процессом индустрии информации. В свою очередь, успешное осуществление этого
технологического процесса требует выполнения других процессов как на
предшествующих (например, сбор и упорядочение информации для последующей
обработки), так и на последующих стадиях работы с информацией (например,
предоставление информации, ее воспроизведение в определенной форме и в
необходимом количестве экземпляров, доставка потребителям).

Важно
отметить, что становление информационной индустрии в качестве самостоятельного
и массового вида деятельности было связано с переходом к применению ЭВМ и
современных средств коммуникации для обработки информации и предоставления
потребителям доступа к ней. Поэтому основным предметом труда в зрелой, ставшей
самостоятельной сферой деятельности индустрии информации является информация в
машиночитаемой форме, а основным средством труда в ней — ЭВМ. Наряду с этим в
отдельных подразделениях индустрии информации в качестве предметов труда могут
выступать информация в других формах, например в печатной, то есть на различных
немашинных носителях, в аудио- и видовой формах и т. п., а также информационные
услуги, подготовленные в подразделениях индустрии информации и в других
отраслях.

В
качестве предмета труда информационного производства рассматриваются
национальные и мировые информационные ресурсы. Средствами труда в
информационной индустрии наряду с ЭВМ и другим оборудованием для обработки
информации выступают полиграфическое и репрографическое оборудование, некоторые
средства оргтехники, непосредственно используемые для подготовки и
предоставления информационных услуг. Средства труда можно отнести к понятиям
«информационная технология» и «средства информационной технологии». Как уже
отмечалось выше, массовое внедрение вычислительной техники, стимулирующей рост
интеллектуальных возможностей человека, способствует активизации информационной
деятельности, специализирующейся на подготовке информационных услуг.

Совокупность
предприятий, организаций и целых отраслей, связанных с индустрией информации,
входит в понятие «информационно-коммуникационная инфраструктура». Под этим
термином мы понимаем комплекс организационных и технологических средств поиска,
хранения, распространения и использования информационной продукции и услуг во
всех сферах жизнедеятельности общества и государства. К таким средствам относятся
территориально-распределенные депозитарии информационных ресурсов,
государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и
системы специального назначения и общего пользования, линии связи, сети и
каналы переда-чи данных, средства коммутации и управления
информационными потоками, организационные структуры управления и контроля.

Информационно-коммуникационная
инфраструктура государства занимает особое место среди укрупненных
инфраструктур современного общественного производства, поскольку именно эта
инфраструктура играет определяющую роль в организационно-технологическом
обеспечении единства и целостности информационного пространства страны, его
успешной интеграции в мировое информационное пространство, главной задачей
которой является включение национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры
в мировую глобальную.

2. Место
и роль информационной индустрии в общественном производстве

Место
информационной индустрии в общественном производстве определяется ее
деятельностью по удовлетворению определенных общественных потребностей, прежде
всего в информационных услугах и обеспечении эффективной организации обращения
информации в обществе. Выполнение этих функций позволяет считать индустрию
информации и информационно-коммуникационный комплекс неотъемлемой частью
системы экономической организации, жизненно необходимой для ее
функционирования.

Индустрия
информации играет важную роль в общественном производстве. Она способствует
интенсификации всех форм и направлений творческой деятельности потребителей вне
зависимости от сферы их работы. Кроме того, несмотря на увеличение темпов роста
производительности труда, постоянно увеличивается доля занятых в индустрии
информации трудовых ресурсов. Это вызвано тем, что производительность труда в
самой информационной отрасли, как и в информационном секторе в целом, растет
существенно медленнее, чем в сферах общественного производства, активно
использующих информацию и знания. Отчасти это объясняется тем, что прогресс в
области информационных технологий (закон Мура) способствует расширению круга и
сложности решаемых задач, но не снижает затрат живого труда и нередко даже
увеличивает их, а также тем, что механическими и экономическими показателями
вряд ли можно измерить производительность творческого, интеллектуального труда,
который не всегда дает немедленный результат, его пользу и способность решать
новые задачи, обеспечивающие рост производительности труда в обслуживаемых
информационным сектором областях общественного производства. Тем самым
относительное отставание темпов роста производительности труда в информационном
секторе по сравнению с другими областями общественного производства является
еще одной чертой способа производства, основывающегося на информации как
ключевом ресурсе.

Индустрия информации и
информационно-коммуникационный комплекс производят необходимый общественный
продукт, прежде всего создают информационные ресурсы, которые в сочетании со
средствами их эксплуатации, например в виде баз данных, составляют потенциал
долговременного действия, функционирующий в течение мно-

гих
производственных циклов. Кроме того, информационные ресурсы входят в интеллектуальный
фонд общества, который определяется накоплением, распределением и практической
реализацией знаний (научной информации), квалификацией совокупной рабочей силы,
включающей в себя преобразованный в информацию мировой производственный опыт,
как современный, так и предшествующих эпох.

Степенью
развития индустрии информации и информационно-коммуникационного комплекса все в
большей мере определяется воспроизводство на новом качественном уровне рабочей
силы (прежде всего в тех областях применения труда, которые отстали по
сравнению с трудом в производстве по уровню оснащенности средствами труда,
механизации и автоматизации, то есть по производительности труда). Проведение
крупных преобразований в производственном аппарате на базе научно-технического
прогресса требует существенных изменений не только в качественных характеристиках
рабочей силы (культурный и общеобразовательный уровень, психология), но и в
условиях труда (в том числе в информационном сервисе), которые позволили бы с
максимальной эффективностью использовать новую технику и технологию.
Совершенствование информационного сервиса, в свою очередь, создает предпосылки
для роста интеллектуального потенциала работников и общества в целом. По своей
экономической природе накопление знаний однотипно с накоплением материальных
элементов производительных сил и выступает в качестве самостоятельного процесса
накопления вещественных и невещественных благ. В этом заключаются инвестиционные
функции индустрии информации.

Инвестиционная
функция информационной деятельности проявляется и в том, что информация и
знания, будучи производственным фактором, понимаемым как непосредственная
производительная сила, способны заменять капитал. Деятельность, производящая
информационные продукты и услуги, традиционно относимые к четвертичному или
пятеричному секторам экономики, ныне становится первичной, снабжающей хозяйство
наиболее существенным и важным ресурсом производства. При этом речь идет не о
том, что знания определяют успех предприятия, а о том, что издержки, связанные
с информацией, информационными технологиями и информационными услугами
становятся основными в количественном аспекте. Уже в 1991 г. в США затраты на
приобретение информации и средств информационной технологии (112 млрд.
долларов) впервые превысили затраты на приобретение производственных технологий
и основных фондов (менее 107 млрд. долларов), а к 1995 г. в Соединенных Штатах
с помощью информации производилось 3/4 добавленной
стоимости, создаваемой в промышленности.

С
усложнением структуры научно-технической сферы и производства, ростом
межотраслевых и международных связей повысилось значение информационной
деятельности, связанной с обслуживанием всех звеньев и фаз воспроизводственного
процесса. Функции индустрии информации постоянно расширяются, выходя далеко за
пределы традиционных посреднических операций. Индустрия информации становится
непосредственным участником не только исследований и разработок, но и всех
производственных и социальных процессов. Укрепление связей в науке,
производстве, а также науки с производством способствует сокращению времени
прохождения информации от ее создателей к возможным потребителям, успешной
реализации потенциала научной информации в интересах ускорения
научно-технического прогресса.

Развитие
информационной инфраструктуры во многом определяет эффективность производства.
Индустрия информации, будучи важным элементом структуры общественного
производства, превращается в крупный сектор хозяйства, существенно влияющий на
эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса,
экономический рост в целом.

Дифференциация
и специализация центров индустрии информации зависит, в частности, от степени
ретроспективности информации и от видов обрабатываемых документов и информации
(патентная, рекламная, технологическая и т. п.), от тематики информации
(научно-техническая, экономическая, медицинская, экологическая и др.) и т. д.

Являясь
крупным сектором современного хозяйства, индустрия информации органически
встроена в единую систему хозяйственных связей, теснейшим образом взаимодействует
с различными звеньями материального производства и непроизводственной сферы,
обслуживая их нужды. Индустрию информации и информационно-коммуникационный
комплекс можно отнести к следующим блокам сферы услуг, отличающимся друг от
друга назначением услуг, характером удовлетворяемых потребностей, функциями в
хозяйственном комплексе, а именно:


создание невещественных форм богатства;


подготовка и функционирование всех звеньев и фаз процесса воспроизводства;


предоставление услуг, ориентированных на личные потребности;


регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений.

Формирование
современной индустрии информации и информационно-коммуникативного комплекса
нельзя рассматривать как итог деятельности библиотек или статистических служб,
специализирующихся на подготовке информационных услуг. Оно явилось в
значительной степени результатом развития общего разделения труда, и прежде
всего в материальном производстве, где и ранее подготавливались и оказывались
информационные услуги (хотя и в неразвитой форме).

В частности, в
капиталистических странах высокий уровень развития производительных сил,
обусловливающий рост производственных и личных потребностей в информационных
услугах, объективную необходимость расширения их потребления, всегда оказывал
огромное влияние на формирование и развитие индустрии информации и
информационно-коммуникационного комплекса.

Единство
и общность индустрии информации с материальным производством отчетливо
проявляется в их зависимости от объективных экономических законов, в
определенной идентичности социально-экономической структуры, направлений и форм
научно-технического развития, в близости основных принципов и схем
организационного построения. Господствующая в экономике форма собственности
доминирует в индустрии информации и информационно-коммуникационном комплексе,
причем сейчас главные параметры развития этих составляющих сферы общественного
воспроизводства в ведущих капиталистических странах определяет
монополистический капитал, занимающий здесь, как и в материальном производстве,
решающие позиции. В капиталистических странах индустрия информации все в большей
степени включается в сферу интересов капитала, она производит прибавочную
стоимость, получение которой становится основным мотивом деятельности, поэтому
труд в информационной индустрии приобретает характер производительного труда.

Рост
занятости в индустрии информации сопровождается ускоренным накоплением основных
фондов. По масштабам используемого оборудования, технических и других средств
она приближается к промышленности. Таким образом, характер информационной
деятельности приобретает черты индустриального производства. Взаимосвязь
индустрии информации с материальным производством проявляется в том, что на
потребности индустрии информации ориентированы мощные инвестиционные отрасли
машиностроения и без развития соответствующей материальной базы были бы невозможны
многие ее современные достижения. Применение ЭВМ и современных средств
телекоммуникации для обработки информации и обеспечения доступа к ней потребителей,
а также новой издательской техники создает предпосылки не только для
становления, но и развития информационной индустрии.

Эволюция индустрии
информации в последние десятилетия ознаменовалась существенными изменениями в
ее материально-технической базе, в информационных технологиях, методах и
принципах организации труда. По мере развития отрасли информации в ней все шире
применяются индустриальные методы организации информационного производства,
увеличивается арсенал используемых административно-управленческих методов. Пересматриваются
не только те или иные аспекты трудового процесса, но и основополагающие
принципы обслуживания. В управлении информационными службами все больший акцент
делается на комплексном преобразовании и совершенствовании всей технологии
подготовки и оказания информационных услуг. Аналогично материальному
производству в практике индустрии информации широкое применение находит
внедрение стандартизированных схем обслуживания, рассчитанных на удовлетворение
массовых однородных информационных потребностей. Унификация уровня
информационного обслуживания даже в условиях капиталистических стран уменьшает
(хотя, конечно, не устраняет с учетом значительной дифференциации финансовых
возможностей граждан) различия между отдельными группами населения, но вместе с
тем не ведет к обезличиванию обслуживания, свойственному крупным предприятиям
сферы услуг.

Анализ
развития и результатов функционирования индустрии информации показывает, что
при переходе к использованию новых информационных технологий повсеместное
расширение объемов информационных услуг осуществляется не только за счет
экономии труда в сфере материального производства, но и за счет внутренних
источников развития индустрии информации, повышения производительности труда
работающих в ней людей, интенсификации самой отрасли. Все более широкое использование
современной информационной техники и технологии, индустриальных методов
организации труда связано с процессами обобществления труда на национальном и
международном уровнях, ведущими к снижению удельных затрат на подготовку
информационных продуктов и услуг и, как следствие, повышению объема их выпуска.
Динамичный рост индустрии информации является важнейшей чертой экономики
ведущих развитых стран. Совокупное действие объективных факторов, определяющих
возрастание общественных потребностей в накоплении информационного потенциала,
способствовало концентрации труда, денежных и материальных ресурсов в индустрии
информации. Рост этих потребностей является устойчивой закономерностью
экономического развития, опирающегося на научно-технической прогресс, итогом и
одновременно условием поступательного развития производительной силы
общественного труда, его углубляющегося разделения.

3.Структурные
изменения, происходящие в информационной индустрии

Современная
информационная индустрия представляет собой совокупность компаний и фирм,
занятых созданием, преобразованием и передачей информации, существующей в виде
данных, текстов, графики, видеоизображений и звука. В структуру информационной
индустрии можно включить предприятия средств массовой информации, занимающиеся
производством содержания — развлекательных программ, деловой и образовательной
информации (теле- и киностудии, издательства, информационные агентства), а
также компании, распространяющие это содержание (кабельные и телефонные
компании, телесети), и фирмы, разрабатывающие программное обеспечение и
информационные компьютерные системы.

Информационная
индустрия включает:


информационные службы (центры — хранилища автоматизированных баз данных, институты,
агентства, библиотеки);


производство носителей информации (книг, справочников, газет и др.);


информационные технологии (ЭВМ, терминалы, принтеры и др.);


интегральные технологии (устройства сопряжения, преобразователи);


средства и каналы связи (телефон, телеграф, электронная и обычная почта,
спутниковая связь, радио, телевидение и др.).

На
современном этапе в информационной индустрии наблюдаются следующие структурные
изменения:


быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий;


постоянный рост их эффективности при снижении затрат;


развитие и большая доступность новых приложений;


стирание границ между разными секторами индустрии производства содержания
(электронные публикации, аудиовизуальные услуги), обусловленное все большим
производством информации в цифровом виде.

В
результате указанных структурных изменений:

— на
рынок выходят новые участники, нередко представляющие другие области индустрии
(например, телекоммуникационные операторы или компании, организующие доступ в Интернет);

— за
счет технологий сжатия и широкополостной передачи расширяются каналы
распространения информации, делая ее более доступной;


глобализация электронного печатного рынка обостряет конкуренцию на региональных
и национальных рынках содержания;


становится сложнее обеспечивать защиту прав на интеллектуальную собственность;


пользователь получает больший выбор и независимость. Интерактивный режим работы
позволяет ему непосредственно манипулировать информационными услугами.

За
рубежом индустрия информации уже сформировалась, сложилась и ее организационная
структура. Основными элементами этой структуры являются:


организации — производители информации (органы государственной статистики,
информационные агентства, внешнеэкономичес-

е
организации, НИИ и др.);


владельцы автоматизированных баз данных (АБД);


информационные брокеры (или посредники) — организации, обеспечивающие
ориентирование пользователей в информационной среде, рассредоточенной в
различных автоматизированных базах данных (информационные центры,
информационно-библиотечные структуры в различных учреждениях: производственных,
учебных, научных);


пользователи (или конечные пользователи) АБД, которые осуществляют поиск
информации в базе данных самостоятельно или через информационных брокеров.

Значение информационной
индустрии для мировой экономики все более возрастает. Так, западноевропейский
рынок информационных и телекоммуникационных технологий в 1996 г. имел более
высокие темпы роста (7,2%), чем экономика в целом. Продолжается устойчивый рост
информационного сегмента в экономике США (9,8%). В развитых странах Европы
информационная индустрия растет в 2-3 раза быстрее, чем другие отрасли промышленности.
Объемы производства в секторе информатики в государствах ЕЭС еще в 1993 г.
достигли примерно 100 млрд долларов, что составляло более половины общего
объема промышленного производства в этих странах.

4. Государственная
политика в сфере формирования и развития научно технического и
производственного потенциала информационной индустрии

Научно-технический
и производственный потенциал, а также рынок продукции и услуг информационной
индустрии являются системообразующими технико-экономическими факторами
государственной информационной политики, поэтому задача обеспечения единого
информационного пространства государства и защиты национальных интересов в
информационной сфере может быть решена только при условии их функционирования
как единой территориально-распределительной системы.

Научно-технический
и производственный потенциал информационной индустрии России составляют научные
учреждения Российской академии наук и высшие учебные заведения соответствующего
профиля, научно-исследовательские, научно-производственные,
опытно-конструкторские организации и предприятия — производители различных
организационно-правовых форм и форм собственности, занимающиеся
фундаментальными и прикладными исследованиями в информационной сфере, а также
проектированием, разработкой и производством технологий, систем, программного
обеспечения, технических средств информатизации, вычислительной и телекоммуникационной
техники и средств связи, внедрением, эксплуатацией и научно-техническим
сопровождением таких систем и техники.

Возможны
два подхода к формированию и развитию научно-производственного потенциала
информационной индустрии.

Первый подход
предполагает максимальное использование зарубежных научных разработок,
технологий, систем и производственной продукции. В этом случае национальный
научно-технический потенциал резко сокращается, фундаментальные и прикладные
научные исследования, проектные и опытно-конструкторские работы проводятся в
минимальных объемах, производственный потенциал переключается на внедрение и
сопровождение технических систем и средств зарубежного производства, на закупку
которых в основном используются финансовые ресурсы государства в информационной
сфере. Национальная информационная индустрия фактически переводится на уровень
сервисного обслуживания и производства продукции массового потребления по
иностранным лицензиям. Такой подход, безусловно, позволяет формировать
информационную сферу государства на основе использования передовых
информационных и коммуникационных технологий и технических средств мирового
уровня и упрощает ее интеграцию в мировое информационное пространство, но
страна при этом попадает в жесткую технологическую и экономическую зависимость
от иностранных производителей, что создает реальную угрозу ее интересам и
безопасности в информационной сфере, а также снижает ее возможности обрести
статус мировой державы.

Второй
подход заключается в ориентации лишь на научные разработки, технологии, системы
и технические средства собственного производства. Однако в современных условиях
создать национальную информационную индустрию, продукция которой
соответствовала бы передовым достижениям науки и техники в информационной
сфере, вне рамок международного сотрудничества практически невозможно. Даже
если бы страна была способна отвлечь на развитие информационной индустрии
огромные финансовые и материально-технические ресурсы из других секторов
экономики, то и это не позволило бы ей сохранять конкурентоспособность на
мировом рынке. Подобный подход мог бы повлечь за собой самоизоляцию страны и,
как следствие, снижение ее влияния на геополитические процессы, научное и
технологическое отставание в целом, стал бы существенным препятствием на пути
ее сотрудничества с другими государствами и фактически не снял угроз
национальной информационной безопасности.

Поэтому
государственная информационная политика по формированию и развитию
научно-технического и производственного потенциала информационной индустрии
должна исходить из необходимости обеспечения технологической и экономической
независимости страны, ее информационной безопасности и важности международного
взаимодействия в этой сфере.

Заключение

С учетом изложенного
государство должно оказывать поддержку индустрии информации, особенно в период
ее адаптации к условиям рыночной экономики. Одновременно должны создаваться
благоприятные экономические и политические условия для привлечения в
информационную индустрию иностранных инвестиций, а также новейших технологий,
научных и опытно-конструкторских разработок.

Литература

1. Белл Д. Грядущее
постиндустриальное общество : опыт социального прогнозирования. — М., 1999.

2. Завьялова Л. П. Индустрия
информационных услуг: проблемы и решения // НТИ. Сер. 1. — 1988. — № 2. — С.
2-6.

3. Инфосфера:
Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе / Ю. М. Арский,
Р. С. Гиляревский, И. С. Туров, А. И. Черный. — М. : ВИНИТИ, 1996. — 489 с.

4. Современная информатика:
наука, технология, деятельность / Р. С. Гиляревский, Г. 3. Залаев, И. И.
Родионов, В. А. Цветкова ; под ред. Ю. М. Арского. — М.: ВИНИТИ, 1998. — 220 с.

5. Экономика индустрии информатики /
под ред. Ю. М. Каныгина, А. М. Миняйло. — Красноярск : Изд-во Красноярского
ун-та, 1982. — 333 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий