Униженные и оскорбленные
Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской
литературы, которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул
А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель» и поэме «Медный всадник»
.Продолжателями этой темы явились Н.В.Гоголь ,
Создавший в «Шинели» бессмертный образ Акакия Акакиевича , М.Ю.Лермонтов
,противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С
этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции.
Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право
на жизнь и на счастье.
Ф.М.Достоевский является не просто продолжателем традиций русской
литературы , но и дополняет ее , т.к открывает новый аспект этой темы.
Достоевский становится певцом «бедных людей» , униженных и оскорбленных.
Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек ,кто бы
он ни был, имеет право на сочувствие и сострадание.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» -это «психологический
отчет одного преступления», преступления ,которое совершил бедный студент
Радион Раскольников, убивший старуху- процентщицу .Однако в романе речь
идет о необычном уголовном преступлении . Это ,если так можно выразиться ,
идеологическое преступление ,а исполнитель его –преступник- мыслитель
убийца-философ.
Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того,
чтобы помочь своим близким : матери и сестре. Это преступление явилось
следствием трагических обстоятельств окружающей действительности,
результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о
судьбе всех «униженных и оскорбленных» о социальных и нравственных законах,
по которым живет человечество.
Жизнь предстают перед героем ,как клубок неразрешенных противоречий .По
всюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого
достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди,
которым некуда деться. Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина
Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем
положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится
в маленькой каморке, похожей на шкаф, откуда его вот-вот вышвырнут на
улицу. Под угрозой оказалась судьба матери и сестры.
В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что
в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. Между
тем Мармеладов способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только
за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены,
ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.
При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его
невозможно презирать. В словах Мармеладова- боль за то , что его, однажды
выгнав из человеческой компании, уже больше никогда в нее не допустят.
Слушая вместе с Раскольниковым исповедь Мармеладова, некоторые из нас
могут подумать: «зачем нам сегодня всё это? Какое нам дело до вечно
пьяного чиновника с его витиеватыми речами, какой-то мазохистской
склонностью рассказывать о своих пороках». В наш деловой век мы рассуждаем
просто: Мармеладову был дан шанс, и тот его не использовал.
Его превосходительство Иван Афанасьевич зачислил его на службу и назначил
жалованье. Словно в царство божье переселился наш герой: дома ходят на
цыпочках, кофеем перед службой поят, сколотились и купили приличное
обмундирование, жена стала ходить похорошевшая и по молодевшая. Казалось
бы, живи да радуйся, да тянись на службе, выходи в люди. Так нет, на другой
же день после получения, жалованье было выкрадено и пропито. «Сам виноват»,-
сказали бы мы теперь. Осудить другого просто. Русская литература учит нас
не судить, а сострадать. Это гораздо труднее, так как требует от нас
огромного труда души. Русские писатели не просто называют нам бедных,
задавленных жизнью и униженных сильными мира сего людей. Нет, в бедном
человеке, они видят, прежде всего, человека .
Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой, о чём говорят
красные пятна на её лице , которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о
жене мы узнаём , что она из дворянской семьи , воспитывалась в губернском
дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения ,
оказавшись в отчаянном положении , с тремя детьми на руках , она после
смерти мужа вынуждена была выйти замуж за Мармеладова . «Можете судить
потому, до какой степени её бедствия доходили , что она , образованная и
воспитанная и фамилии известной , за меня согласилась пойти ! Но пошла !
Плача и рыдая и руки ломая , пошла ! Ибо некуда было пойти . »
Но облегчение не наступила и после замужества : муж выгнан со службы и
пьёт , грозит выгнать квартирная хозяйка , бьёт Лебезятников , плачут
голодные дети . Не жестокость руководит ею , когда она посылает Соню
зарабатывать деньги проституцией , а отчаяние и безысходность. Катерина
Ивановна понимает , что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому
, когда Соня вернулась с деньгами , она весь вечер в ногах у неё на коленях
простояла , ноги ей целовала , встать не хотела . » Мармеладов даёт жене
точную характеристику , говоря , что она « горячая , гордая ,
непреклонная .» Но человеческая гордость её , как и Мармеладова попирается
на каждом шагу , о достоинстве и самолюбии заставляют забыть.
Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих , « некуда идти »
Катерине Ивановне , везде тупик . Рассказывая о Соне и встретившейся
Раскольникову девочке , писатель неслучайно останавливает внимание на их
портретах : чистота и беззащитность показанные в портретах Сони и обманутой
девочки , не соответствуют образу жизни , который они вынуждены вести ,
поэтому Раскольникову « странно и дико было смотреть на такое явление ».
Достоевский убедительно показывает , что иные отношения , кроме
безразличия , любопытства , злорадной насмешки , противоестественны в этом
мире . Люди смотрят друг на друга « враждебно и с недоверчивостью ». Все ,
кроме Раскольникова , слушают Мармеладова , « фыркая » , «улыбаясь » ,
«зевая » , а в общем равнодушно .Также равнодушна толпа зрителей,
хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова . Во сне Раскольникова
, так похожем на явь , лошадь секут «с наслаждением» , «хохотом и
остротами».
Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Достоевского за
будущее человечества. Он показывает , что такой жизнью , которою сейчас
живут «униженные и оскорблённые» жить дальше нельзя». Опираясь на реальный
материал действительности Достоевский выдвигал и освещал проблемы , имеющие
всемирное значение , проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни . во
внутренней природе человека., проблемы любви и сострадания к ближнему .
Всё это – вечные темы жизни и искусства. В нашей сегодняшней жизни
бедные люди, униженные и оскорблённые. тоже есть. Но обратит ли на них своё
внимание наша литература – большой вопрос. Найдётся ли у нас критик,
который скажет, как когда-то Белинский : «Честь и слава молодому поэту,
муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них
обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди – ваши братья»!