Размышляя над стихотворением Есенина Неуютная жидкая лунность

Дата: 21.05.2016

		

Размышляя над стихотворением Есенина «Неуютная жидкая лунность…»
Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и
глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу. Стихи поэта полны сердечной
теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных
полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально передать.
Главная особенность Есенинского творчества – искренность. Поэт
изливает в стихах свои самые сокровенные чувства. Каждое стихотворение –
частица самого поэта.
Ранние стихи Есенина изобилуют прекрасными картинами русской природы.
В них показана неподдельная радость юноши, открывающего новый, удивительный
мир.
В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…», написанном в двадцать
пятом году, поэт лишает природу всякого очарования. В ней появляется что-то
застывшее, однообразное. Неужели лирический герой здесь – антипод автора?
Нет, скорее всего, взгляды Есенина сильно изменились за такой долгий срок.
Ведь нельзя забывать о событии, которое изменило жизнь всего народа, о
революции.
Есенин поддерживал революцию семнадцатого года, но «воспринимал ее по-
своему, с крестьянским уклоном», «больше стихийно, чем сознательно». Это
наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило
его дальнейший путь.
Семнадцатый год не принес даже намека на «крестьянский рай» –
«Инонию», который поэт воспел в своих стихах. Есенин начинает проклинать
«железного гостя» несущего гибель патриархальному, деревенскому укладу, и
оплакивать старую, уходящую, «деревянную Русь». Этим и объясняется
противоречивость поэзии Есенина, прошедшего путь от певца патриархальной,
обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской.
Поездка за границу становится переломом в жизни и творчестве поэта.
Вернувшись, он переосмысливает свое отношение к жизни в целом. У него
появляется целый ряд стихотворений, в которых он прославляет Россию
советскую. Под влиянием этих настроений и создается «Неуютная жидкая
лунность…».
С самой первой строки поэт отгораживается от мира прошлого, который
для него неразрывно связан с природой, которую он воспевал в течение многих
лет. «Лунность» – неологизм, часто используемый Есениным для выделения
особых, сверхъестественных красок ночи, – вместе с такими определениями,
как «неуютная», «жидкая», создают совершенно иной образ. Новая «лунность»
превращается во что-то близкое, осязаемое и отнюдь не привлекательное. То
же самое происходит со многими «классическими» образами Есенина. Например,
«усохшие вербы», «чахоточный свет луны». В первой половине стихотворения
создается настроение некоторого отчуждения, которое передается и читателю.
Но ровно посередине идет четверостишье:
Мне теперь по душе иное…
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны
С этих строк начинается гимн прогрессу – «новой жизни». Поэт больше не
жалеет об уходящей «деревенской Руси», ведь теперь он «хочет стальною
видеть бедную, нищую Русь». Мелодика стиха изменяется. В ней появляется
чеканный ритм, выделенный местами аллитерацией:
«Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!»
Есенин искренне переживал за судьбу России, и это стало отличительной
чертой всех произведений поэта. Его стихи стали одной из самых ярких
страниц истории русской литературы начала XX века. Отошла в прошлое эпоха
Есенина но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному
краю, к своему отечеству:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: Не надо рая,
Дайте родину мою».

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий