Основные этапы в истории мировой экономической мысли

Дата: 21.05.2016

		

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Основные этапы в истории мировой экономической мысли»

Введение

Хозяйственные отношения между людьми, или экономика в самом
широком смысле этого слова, существует столько, сколько существует человеческое
общество. Мир хозяйства не мог не стать предметом размышлений древних
проповедников, правителей и философов. Их идеи закреплялись в священных книгах
разных религий, ученых трактатах, уложениях законодателей и, наконец, в нормах
повседневной жизни. В этих идеях и нормах и находили выражение еще
несистематизированные представления об экономике. Именно они составили исходный
идеологический и идейный контекст, в котором рождались первые системы
экономических знаний.

В своей работе я попытаюсь показать основные вехи становления
мировой экономической мысли, обстоятельства, повлиявшие на идеологию мыслителей
своего времени, а в некоторых случаях и последствия, к которым привели те или
иные заблуждения.

Для удобства изложения можно выделить три крупных эпохи развития
экономического учения:

1. 
Эпоха дорыночных отношений;

2. 
Эпоха нерегулируемых рыночных отношений;

3. 
Эпоха регулируемых рыночных отношений.

Для каждого из этих этапов характерны определенные черты
государственного строя, хозяйственная политика, религиозные взгляды и
морально-этические нормы поведения. Всё это вкупе с особенностями менталитета и
принадлежностью к социальному слою накладывает отпечаток на восприятие
окружающей действительности.

Эпоха дорыночных отношений

Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и Средневековья.

Первые «кирпичики» в фундамент экономических наук были заложены задолго
до появления самых ранних школ и учений. В возникших еще в четвертом
тысячелетии до н.э. первых древневосточных государственных образованиях установилась
рабовладельческая форма управления. Натуральное хозяйство являлось
преобладающим. Выразители экономической мысли Древнего мира – крупные мыслители
(философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – пытались
обосновать рабство как естественное и справедливое явление..В дошедших до наших
времен письменных памятниках истории рассматривались актуальные по сей день
вопросы эффективности работы чиновников, защиты собственности, распределения
(древнеегипетское «Поучение гараклеопольского царя своему сыну Мерикара» (XXII в.
до н.э.), «Речение Ипусера» (XVIII в. до н.э.)); вопросы нормативного
применения рекомендаций по управлению государством, рациональной организации
производства, сельского хозяйства (индийская «Артхашастра» (II в. до н.э.),
китайский трактат «Гуань-цзы» (IV–III в. до н.э.)); заботы об укреплении и
охране частной собственности, развитии товарно-денежных отношений, мер,
способствовавших расширению торговых сделок (кодекс вавилонского царя Хаммурапи
(XVIII в. до н.э.)).

Основная роль отводилась земледелию (основанному на эксплуатации рабов),
а крупная торговля и ростовщичество осуждались как
якобы нарушающие эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их
стоимости. Деньги рассматривались как предмет соглашения между людьми. Особое
внимание уделялось разделению труда.

Вершину развития экономической мысли эпохи дорыночных отношений связывают с
деятельностью античных мыслителей Ксенофонта (430–354 гг. до н.э.), Платона
(
427–347 гг. до н.э.) и
Аристотеля (384–322 гг. до н.э.). В их трудах встречаются
рассуждения о сущности цены и пропорциях обмена, функциях денег, имеются
зачатки теорий стоимости. У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения
вещи: как потребительной стоимости и меновой стоимости.

Экономическая мысль Древнего
мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Особое значение
получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера. Идеологом
римских рабовладельцев был Катон Старший (234–149 гг. до н.э.). Он обобщил
опыт ведения хозяйства на базе рабского труда и дал ряд советов по повышении
его доходности. Аналогичные проблемы рациональной организации
рабовладельческого хозяйства затронуты в трудах римских агрономов Варрона (116–27 гг.
до н.э.) и Колумеллы (I в. до н.э.). Первый рекомендовал сочетать
земледелие со скотоводством, отождествляя рабов с говорящими орудиями. Второй
отразил неэффективность экстенсивных латифундий и рабского труда, рекомендуя хозяевам
передавать землю для обработки свободным колонам, т.е. перейти к мелкому
производству.

Таким образом, экономическая
мыль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания,
поставила многие важные проблемы и тем самым заложила основы для дальнейшего
развития экномической науки. («История экономических учений» под ред. В.С. Адвадзе,
Москва 2004)

В средние века вся полнота власти была в руках светских и религиозных
феодалов, которые явно или неявно осуждали тенденции роста товарной экономики и
ростовщичества как формирования капитала. Исходя из этого многие мыслители,
«осуществляя социальный заказ», теоретически обосновывали те или иные факты
устроения общества. Особенно природу власти (от бога, Аллаха и т.п.), подводя
логическую базу осуждения того, в чем власть видела вред. (Городецкий В.К.
«История экономических учений»)

Среди наиболее значимых
представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило,
упоминается видный идеолог арабских государств Ибн-Хальдун (1332–1406), а в
Европе – представители школы канонистов: ранней школы святой Августин Блаженный
(353–430) и поздней школы Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274).

В своей концепции
«Социальной физики» Ибн-Хальдун подчёркивает богоугодность торговли необходимость
возвышенного отношения к труду, порицает скупость, жадность и расточительство.
Деньги Ибн-Хальдун называет важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая
на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов
– золота и серебра. Ибн-Хальдун считал, что путь расцвета общественной жизни –
это уменьшение размера налогов.

Ранние
канонисты

придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и
трудов церковных теоретиков, а также метода морально-этического обоснования
сути экономических и явлений. Не оспаривая святого Августина, Фома Аквинский наряду с
названными инструментами исследования использует и так называемый принцип
двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить
суть первоначальной трактовки хозяйственных явлений и экономических категорий.
Это связано с его учетом реалий того времени. Он выискивает новые объяснения
социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде,
сословного деления общества. Рост городского ремесленного производства, крупных
торговых и ростовщических операций он уже не называет грехом и не требует их
запрещения. Аквинский рассматривал такие экономические проблемы, как
собственность, торговля, «справедливая цена»», процент.

Двойственность
и лицемерие церковных догматов, социальная несправедливость, мечты о лучшей
жизни и более справедливом устройстве общества вызвали к жизни появление утопического
социализма (Томас Мор «Утопия» (1516), Томмазо Кампанелла «Город
солнца» (1602.). В этих произведениях критикуется несправедливость
средневекового общества, роскошь, паразитизм, угнетение и создаются проекты справедливого
устройства общества, залогом которого является отсутствие частной собственности.

Эпоху
дорыночных отношений завершает особый этап в эволюции экономической мысли –
появление первой теоретической концепции рыночной экономики, получившей
название меркантилизм. Меркантилистская школа зародилась в XVI в., в
период разложения феодализма и распада средневековой системы организации
промышленности и торговли, а именно, вытеснения натурального хозяйства
рыночными экономическими отношениями. Меркантилизм получил широкое
распространение и занял ведущие позиции в экономической мысли многих стран вплоть
до конца XVII в.

Меркантилизм
выражал
прежде всего экономическую политику государства, видя богатство страны в
золотых и серебряных деньгах, а его источник – во внешней торговле. Меркантилисты
представляли интересы торгового капитала, требовали от правительства мер по
поощрению развития национальной промышленности. Для достижения активного
торгового баланса государственное вмешательство считалось необходимым. При
исследовании основных экономических категорий использовался статистический
метод исследования

В
развитии меркантилизма выделяют два этапа развития: ранний и поздний. Апогей раннего
меркантилизма
соответствует примерно середине XVI в. Для него
харктерны слаборазвитые внешние торговые связи, отсутствие конкуренции. В целях
достижения положительного сальдо велась политика «разори соседа», мерами которой
являются максимально высокие цены на экспорт, ограничение импорта, запрет
вывоза золота и серебра из страны, порча национальной монеты. В качестве
функций денег признаются такие, как мера стоимости, образование сокровищ и
мировые деньги.

Поздний
меркантилизм
охватывает почти целиком XVII столетие. В этот период торговля
между странами носит регулярный характер, новые рынки сбыта (Америка и Индия)
обусловили ужесточение конкуренции. Разрешалось завоевать внешние рынки, предлагая
относительно дешевые товары, а также перепродавая товары одних стран в других
странах, покупать импорт (за исключением предметов роскоши и при условии
положительного торгового баланса), вывозить деньги из страны для заключения
торговых сделок. Поощрялся ввоз сырья и вывоз готовой продукции. Определяющей функцией
денег признается функция средства обращения.

Наиболее известным выразителем идей позднего
меркантилизма в Англии явился Томас Мен (1571–1641), во Франции – Жан Батист
Кольбер (1619–1683). Последний у себя на родине провел ряд мероприятий,
направленных на развитие мануфактур и практически удушение сельского хозяйства
(в частности фермерства), в результате которых крестьянство оказалось почти на
грани вымирания, что повлекло за собой сужение внутреннего рынка.

Основными заслугами меркантилистов можно считать
«реабилитацию» торговли и ростовщичества, накопление первоначального капитала.
Они дали характеристку капитала как самодвижения денег. Концепция
меркантилистов почти целиком была обращена к практике хозяйственной жизни, хотя
в основном в сфере обращения (потребления), что не помешало им, хотя и поверхностно,
исследовать основные экономические категории, выявить важные закономерности в
области торговли, ссудных операций и денежного обращения. Но самое важное – меркантилисты
положили начало становлению экономики как отдельной науки.

Эпоха нерегулируемых рыночных отношений

Временные рамки этой
эпохи охватывают период примерно с конца XVII в. до 30-х гг. XX в.
Указанный период ознаменовал начало действительно новой школы политической
экономии, которую классической называют прежде всего за подлинно научный
характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе
современной экономической науки. Возникнув в эпоху перехода от мануфактурного
типа хозяйствования к индустриальному классическая политэкономия
ориентировалась прежде всего на развитие производства и представляла интересы
той части предпринимателей, которая вкладывала свои капиталы в мануфактуры.
Большое развитие школа получила только в двух странах: в Англии и во Франции.

Основными чертами классической
школы являются либерализм, минимальное государственное вмешательство в
экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции,
преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.
Категория «стоимость» признавалась исходной категорией, от которой происходили
другие производные категории. Изменилось отношение к деньгам: их признали
необходимой частью рынка, облегчающей обмен. Начали применяться такие методы
исследования как причинно-следственный, дедуктивный и индуктивный, логическая
абстракция. Классики пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и
цен на рынке в связи с издержками производства, или количеством затраченного
труда.

В развитии классической
политиэкономии можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до
начала второй половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных
отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного
развенчания. Главные представители начала данного этапа У. Петти и П. Буагильбер
первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости. Ими
подчеркивалось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в
создании национального (не денежного) богатства в сфере материального производства.

Завершила первый этап классической
политической экономии школа физиократов, получившая распространение во Франции
в середине и начале второй половины XVII в. Ведущие авторы этой школы Ф. Кенэ
и А. Тюрго в поисках источника «чистого» продукта (национального дохода)
решающее значение придавали земле и приложенному к ней труду людей, занятых в
сельскохозяйственном производстве.

Второй этап развития классической
политической экономии охватывает период последней трети ХVIIIв. и связан с
именем и трудами Адама Смита.

Смит сумел понять и
объяснить механизм саморазвития капиталистического способа производства исходя
из природы человека, чьим поведением определяются все экономические процессы в
обществе (концепция «невидимой руки»).

Третий этап приходится на первую
половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный
переворот. В течение этого периода последователи А. Смита подвергли
углубленной переработке и переосмыслению основные идеи и концепции Смита,
обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями.
Среди представителей данного этапа наиболее заметный вклад в историю
экономической мысли внесли французы Ж.Б. Сэй и Ф. Бастиа и англичане Д. Рикардо,
Т. Мальтус и Н. Сениора.

Четвертый этап охватывает вторую половину
XIX в., в течение которого Дж.С. Милль и К. Маркс обобщили
лучшие достижения школы. Эти авторы, будучи строго привержены положению об
эффективности ценообразования в условиях конкуренции, симпатизировали рабочему
классу, были обращены к социализму. Маркс подчеркивал усиливающуюся
эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна была,
по его мнению, привести к диктатуре пролетариата, отмиранию государства и
экономике бесклассового общества. (История экономических учений Горяинова Л.В.,
МФПА, 2003, 13 стр.)

Одним из фундаментальных экономических учений XIX в является
марксизм. Идеи Маркса и Энгельса были изложены во многих произведениях, но основным
из них, содержащим экономическую концепцию марксизма в наиболее развернутом виде,
считается «Капитал». В трех томах этой работы Маркс проводит исследование форм
стоимости, процесса обращения капитала и процесса капиталистицеского
производства в целом, анализирует процесс эксплуатации наемной рабочей силы,
формулирует учение о прибавочной стоимости, рассматривает процесс её
производства. В целом, экономическая теория марксизма имела большое влияние на
развитие европейской, а в особенности российской экономической науки.

В течение последних 30
лет XIX в., когда произошел огромный прогресс в науке, особенно в
естественных и гуманитарных отраслях, а экономика все более обретает признаки
монополистического типа хозяйствования, классическую политическую экономию
сменяет маржинальная экономическая теория, получившая также название
«маржинальной революции» Основная идея маржинализма – исследование предельных
экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в
масштабе фирмы, отрасли, домохозяйства (микроэкономика), а также в масштабе
всего хозяйства (макроэкономика).

Основные
черты маржиналистской концепции: формирование цены через теорию предельной
полезности увязывается с потребностью продукта, т.е. с учетом того, насколько
изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого
продукта (блага); рассматривание экономики как системы взаимозависимых
хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, т.е.
материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами; применение математических
методов, в т.ч. дифференциальных уравнений, для анализа предельных
экономических показателей и обоснования принятия оптимальных решений при выборе
наилучшего варианта из возможных. Маржинализм привел к признанию главных
функций денег: средство обращения; мера стоимости или единица счета, средство
сбережения, накопления или средство сохранения стоимости. При подходе к анализу
экономических проблем предпочтение отдается казуальному
(причинно-следственному) подходу.

В
свершении «маржинальной революции» выделяют два этапа.

Первый
этап
охватывает 70–80-е годы XIX в.,
когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах
австрийца К. Менгера (1840–1921), а также англичанина У. Джевонса
(1835–1882) и француза Л. Вальраса (1834–1910). На данном этапе теория
предельной полезности объявлялась главным условием определения его ценности, а
сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с
позиции конкретного человека.

Второй
этап
приходится на 90-е годы XIX в.
Главное достижение маржиналистов на этом этапе – отказ от субъективизма и психологизма.
Наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл (1842–1924), американец Дж.Б. Кларк
(1847–1938) и итальянец В. Парето (1848–1923).

Теория
маржинализма положила начало неоклассическому
этапу развития экономической мысли. Неоклассическое направление,
видоизменяясь и дополняясь, стало основой экономичекой науки в XX в., по
существу определяя современный характер экономичекой теории. Неоклассики
переняли у классиков приверженность принципам экономического либерализма и
стремление держаться чистой теории без субъективистских, психологических и прочих
неэкономических наслоений.

Неоклассическое направление стало связываться с
оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку
синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено
современными теориями монетаризма
(
М. Фридмен (род.
1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899–1992)).

Эпоха регулируемых рыночных отношений

Данная
эпоха – эпоха новейшей истории экономических учений – берет свое начало с 20–30-х
гг. XX в., т.е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя
антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой,
проливающие свет на несостоятельность принципа lаssez faire и
нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством
государственного вмешательства в экономику. В эти годы усилилась концентрация
производства и капитала, централизация банковского капитала. В результате в
американской капиталистической системе возникли острые социальные противоречия,
интересам «среднего класса» был нанесен ущерб. Эти обстоятельства привели к
появлению нового направления – институционализма.

Все сторонники данной концепции рассматривают экономику как
систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.
Перед институционализмом ставилась задача, во-первых, выступить оппонентом
монополистическому капиталу и, во-вторых, разработать концепцию защиты «среднего
класса» посредством реформирования в певвую очередь экономики. Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен
(1857–1929).

Институциализму
присущи следующие черты: критика капитализма с нравственно-психологических
позиций; неудовлетворенность высоким уровнем абстракций, присущих неоклассике;
стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками;
разработка рекомендаций по реформированию капиталистической экономики с позиций
социального контроля и её регулирования со стороны государства.

Институционализм
в своём развитии прошёл три этапа.

Первый
этап

20–30-е г. XX в. Появление основных течений институциональной теории:
социально-психологический вариант Т. Веблена, социально-правовой Дж. Коммонса,
конъюнктурно-статистический У. Митчелла.

Второй
этап
– 60–70 гг. XX в.
Здесь отличились Джон Морис Кларк, Дж.К. Гэлбрейт. Изучая демографические
проблемы, разрабатывая теорию профсоюзного рабочего движения, представители
данного направления сосредоточили своё внимание на констатации
социально-экономических противоречий капитализма и на выдвижении предложений по
осуществлению реформ рузвельтовского «нового курса».

Третий
этап
– с 70-х годов. Он вошёл
в историю экономической мысли как неоинституционализм. Его представителями
являются американские экономисты Р. Коуз, Дж. Бьюкенен, а также
шведский экономист Г. Мюрдаль. Основополагающее значение в
неоинституционализме играют теории трансакционных издержек и прав
собственности. Сами институты рассматриваются прежде всего как орудия
экономии трансакционных издержек.

Помимо
институционализма и родственных с ним течений очень мощную альтернативу
неоклассической парадигме в XX в. составило кейнсианство. Во многом оно
возникло как реакция на Великую Депрессию 1929–1933 гг., объяснение
которой нельзя было найти в теориях неоклассиков. Джон Мейнард Кейнс (1883–1946),
автор «Общей теории занятости, процента и денег» указал на необходимость
вмешателсьва государства в экономику с целью прежде всего стимулирования
эффективного спроса, недостаток которого по мнению Кейнса и стал причиной
кризиса. Работа Кейнса заложила основы современной макроэкономики, он
акцентировал внимание на проблеме инвестиций, антикризисных мероприятиях,
предложил пути решения проблем безработицы. Основной упор Кейнс делал на
необходимость использования денежно-кредитной и фискальной политики
государства, на расширении совокупного спроса через механизм мультипликатора. В
свою очередь неокейнсианство (послевоенное кейнсианство) привлекает внимание к
проблемам экономического роста, дополняя теорию мультипликатора Кейнса теорией акселератора.

Кейнсианская
теория сыграла очень важную роль в развитии экономической науки. Она сумела
обосновать принципы экономической политики, обеспечившей не только выход
экономики из глубочайшего кризиса, но и десятилетия успешного развития, причём
со значительной социальной составляющей, поскольку в соответветствии с логикой
основного психологического закона расширение совкупного спроса идет в том числе
за счет пеерраспределения национального дохода в пользу наименнее обеспеченных
слоев населения.

Последователями Кейнса являются английская экономистка Дж. Робинсон,
во Франции – дирижисты, в Америке А. Хансен и С. Харрис.

Первая мировая война, социалистическая революция в России, Великая
депрессия 1929–1933 гг. привели к значительной концентрации государственной
власт, все большему отказу от конкурентного механизма регулирования
экономических процессов. В этих условиях как реакция на кризис либеральных
традиций и происходит становление нового либерализма, или неолиберализма.

Значительное место в неолиберальной концепции играет роль индивида
в экономическом процессе. Понятия экономической и политической свободы
неразделимы. Неолибералисты придерживаются трех основных принципов:
неприкосновенность частной собственности, свобода хозяйственной деятельности,
свободная конкуренция, однако трактовка и механизм указанных принципов в трудах
экономистов различаются. Не являясь сторонниками анархии рынка, неолибералы
главным образом говорят о сферах и границах государственного регулированя.
Также важной особенностью неолиберализма является разработка гносеологических и
методологических проблем экономической науки, формирование новых подходов к
пониманию социально-экономических процессов с выходом за рамки чисто
экономической проблематики.

Особое место в системе современных либеральных учений занимают западногерманская
и неоавстрийская школы. Возрождение и развитие австрийской традиции связано с
именами Л. Мизеса и Ф. Хайека. Оформившиеся в межвоенный период, в
условиях доминирования кейнсианства, теоретические положения неоавстрийцев
характеризуются как крайние и излишне академичные. Кризис капиталистической
экономики в 1970-е годы, развал соцалистической системы подтвердили правоту
многих выдвинутых положений.

Фрайбургская школа была образована в начале 30-х гг. XX в. В. Ойкеном
и Ф. Бёмом. их научные разработки оказались востребованы, когда встал вопрос
о выборе модели развития Германии. Основополагающая концепция – теория
хозяйственного порядка.

С критикой кейнсианства выступил ряд теоретических школ, которые
представляли собой так называемую консервативную волну, или неоконсервативное
направление. Этими терминами принято объединять наиболее известные концепции
ряда школ, среди которых следует отметить монетаризм, экономическую теорию
предложения, концепцию школы рациональных ожиданий. Их объединяло неприятие
основ кейнсианской экономической теории и главным образом концепций
государственного воздействия на экономику через совокупный спрос. Также общим
является тезис о необходимости либерализации хозяйственных отношений,
возвращения к принципам laissez-faire.

Названные концепции неоконсервативного направления находятся в
стадии своего развития, поэтому судить о внесенном ими вкладе в развитие экономической
науки говорить рано. Но можно с уверенностью констатировать, что во многом благодаря
названным школам произошли существенные, положительные изменения в принципах
хозяйственной политики ведущих стран в последние два десятилетия XX века.

Заключение

В заключение сформулируем главные выводы из выше сказанного.
Главный вывод состоит в том, что смену экономических теорий во времени нельзя рассматривать
просто как переход от грубых и неточных экономических воззрений ко все более
правильным. Хотя, конечно, со времен Платона и

Аристотеля прогресс в экономической теории очевиден. Но всё же развитие
экономической науки ведёт к росту альтернативных воззрений, не совместимых
между собой. Поэтому ни одно из современных направлений экономической мысли
(различные версии кейнсианства, монетаризм и так далее) не может объяснить все
особенности экономической реальности 90-х годов (наподобие того, как это сделал
Кейнс для более простой реальности 30-х годов). Предлагаемые ими модели и
различные объяснения не только являются альтернативными, но также неполными и
частичными. Итак, мы видим, что даже беглый исторический обзор показывает, что
история экономических учений не может быть простой наукой. Каждая экономическая
теория получает в ней свою «нишу», которую она (и только она) характеризует с
удовлетворительной степенью правильности. История экономических учений убеждает
нас, что таких альтернатив и «ниш» с течением времени становится все больше.

Список литературы

1. 
История экономических учений под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова,
М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 391 с.

2. 
История экономических учений под ред. В. Автономова, М.:
Инфра-М, 2002. – 784 с.

3. 
История экономических учений Я.С. Ядгаров, М.: ИНФРА-М, 2000.
–320 с.

4. 
История экономических учений Л.В. Горяинова, М.: ММИЭИФП,
2003, 2004. – 85 с.

5. 
История экономических учений Н.Е. Титова, М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1997. – 288 с.

6. 
История экономических учений В.К. Городецкий

7. 
История экономической мысли И.И. Агапова, М.: Юристъ, 2001. –
285 с.

8. 
История экономических учений в вопросах и ответах С.А. Бартенев,
М.: Юристъ, 1998. – 192 с.

9. 
Ресурсы Интернет

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий