Система управления регионом (на примере Краснодарского края)

Дата: 21.05.2016

		

Реферат

на тему:

Система
управления регионом (на примере Краснодарского края)

Содержание

Введение

1.
Региональная политика как объект государственного регулирования

1.1
Финансовая и налоговая система РФ

1.2
Регионы РФ: типы и критерии

2.
Основные направления реализации региональной экономической политики

2.1
Цели и принципы региональной экономической политики в Краснодарском крае

2.2
Особенности бюджетной и налоговой политики в Краснодарском крае

Заключение

Литература

Введение

Эволюция региональной политики России
имеет свою историю и свои особенности. При этом, несмотря на внутренний антагонизм
сущностных характеристик государств с рыночной и плановой экономикой достаточно
часто можно наблюдать близость, как времени, так и миссии или конечного предназначения
реализуемых программ управления региональным развитием.

На сегодня в развитии российской
региональной политики можно выделить пять этапов. Их последовательность и содержание
обусловлены не логикой самого процесса регионального развития, а скорее изменением
логики общественных условий развития страны.

Первый этап (1920-1932 гг.). В этот
период был сформирован ряд принципиальных подходов к размещению хозяйственных объектов,
территориальной организации общества, а именно:

необходимость создания общегосударственной
системы центров, способных организовать реализацию хозяйственной и социальной политики
в территориальном разрезе;

создание экономически эффективной
территориальной организации производства, в первую очередь промышленности, и формирование
экономически завершенных территориальных хозяйственных единиц.

Второй этап (1933-1956 гг.) характеризуется
полным отходом от экономического принципа региональной политики. В сталинскую административно-командную
модель не вписывался объективный процесс районирования, направленный на усиление
относительной экономической обособленности районов, а, следовательно, их самостоятельности.
Принцип комплексного территориально-экономического развития стал подменяться понятием
всестороннее развитие.

Третий этап (1957-1964 гг.) — это
очень короткий семилетний период, когда было предпринята попытка реформы управления
путем создания совнархозов. Приоритеты ведомственно-отраслевого управления сохранились,
предполагалось лишь обеспечить ослабление отраслевых ведомств за счет передачи некоторых
управленческих функций на места, т.е. в регионы. Совнархозы не только не были хозяевами
на территории, но часто противостояли местным органам власти.

Четвертый этап (1965-1985 гг.) характеризуется
возрождением попыток сочетания отраслевого и территориального развития. Хотя приоритет
ведомственно-отраслевых интересов сохранялся, понятие ТПК вошло в директивные документы,
и они стали рассматриваться, прежде всего, как непосредственно управляемые формы
организации хозяйства.

Следующий период (с 1986 г. по настоящий
момент) условно называемый перестройкой характеризуется на первых порах полной неопределенностью
в плане социального целеполагания и экономического механизма управления.

Вступление России в трансформационный
период послужило мощным толчком для начала глубоких преобразований, затрагивающих
экономические отношения, политическую систему и идеологию общества. Практически
одновременно с либерализацией экономики и появлением новых негосударственных субъектов
собственности, приватизацией предприятий, в стране происходит децентрализация власти
и управления, значительное расширение прав территорий в регулировании социально-экономических
процессов. Однако формирующаяся система отношений, основанная на многосубъективном
балансе интересов, потенциально обладая неизмеримо большими резервами социальной
эффективности, одновременно создает предпосылки для резкого усиления пространственной
дифференциации темпов социально-экономического развития, что в свою очередь требует
разработки концептуально новых подходов к решению неизбежно возникающих проблем
согласования интересов разноуровневых административно-территориальных и отраслевых
структур.

1. Региональная политика
как объект государственного регулирования

1.1 Финансовая и налоговая система РФ

Бюджетное устройство РФ определяется
законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»
от 10 октября 1991 г. и Бюджетным Кодексом РФ, как организация бюджетной системы
и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ представляет
собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых),
местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных
внебюджетных фондов. Т.е., бюджетная система состоит из трех уровней:

первый уровень — федеральный бюджет
и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень — бюджеты субъектов
РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень — местные бюджеты;

Цели бюджетов каждого уровня закрепляются
расходными полномочиями и по основным направлениям выглядят следующим образом:

Федеральный бюджет финансирует государственные
расходы по выполнению Россией своих федеральных функций, как то: содержание вооруженных
сил и органов правопорядка, международная деятельность и обслуживание государственного
долга, финансовая поддержка бюджетов иных уровней, социальное обслуживание общества
(здравоохранение, образование, социальная политика, фундаментальная наука, культура,
искусство и другое;

Бюджет субъекта РФ финансирует расходы
по выполнению своих управленческих функций, социально-экономическому развитию региона
(поддержка предприятий промышленности, энергетики и строительства, сельского хозяйства
и рыболовства, образование, социальная политики и другое);

Местные бюджеты финансируют расходы
по регулированию размещения производительных сил на территории, созданию местной
социально — производственной инфраструктуры, социальные программы поддержки населения
(ЖКХ, благоустройство территории, содержание учреждений здравоохранения, образования
культуры и других).

Отношения между бюджетами различного
уровня основываются на положениях главы 16 Бюджетного кодекса, которая закрепляет
следующие принципы межбюджетных отношений в Российской Федерации:

распределения и закрепления расходов
бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения (закрепления) на постоянной
основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной
системы Российской Федерации;

равенства бюджетных прав субъектов
Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

выравнивания уровней минимальной
бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

равенства всех бюджетов Российской
Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов
во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов,
бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются
и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления
либо в порядке установленными уставами муниципальных образований.

Годовой бюджет составляется на один
финансовый год, который соответствует календарному году.

Доходы бюджетов формируются в соответствии
с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Доходы бюджетов образуются за счет
налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные
налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные
налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

¾доходы от использования имущества, находящегося
в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов,
предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

¾доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством
о налогах и сборах;

¾средства, полученные в результате применения
мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе
штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,
причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным
образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

¾доходы в виде финансовой помощи, полученной
от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением
бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

¾иные неналоговые доходы.

В ст.5 Бюджетного кодекса РФ раскрывается
понятие бюджетного процесса. Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права
деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников
бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов
государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

В Российской Федерации вся совокупность
налогов и сборов подразделяется на три группы (вида):

¾федеральные;

¾налоги и сборы субъектов РФ — республик,
краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

¾местные.

Федеральными признаются налоги и
сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории
Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и
сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации,
вводимые в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации
и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами
субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки в пределах, установленных Налоговом Кодексом, порядок и сроки уплаты
налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы
налогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом. При установлении регионального
налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации
могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.

Местными признаются налоги и сборы,
устанавливаемые Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных
органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым
Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления
и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

При установлении местного налога
представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах
определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных
Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному
местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым Кодексом.
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления
могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.

Не могут устанавливаться региональные
или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров
(услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических
лиц;

6) взносы в государственные социальные
внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные
сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой
базы;

11) налог на дополнительный доход
от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами
животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог на игорный бизнес;

6) региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических
лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Перераспределение налоговых и неналоговых
поступлений в бюджеты различных уровней в РФ осуществляется в форме дотаций, субвенций,
субсидий или трансфертов.

Дотация — бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах
для покрытия текущих расходов.

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной
и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

В отличие от дотации субвенция предоставляется
на финансирование конкретного мероприятия в течение определенного срока и в случае
неиспользования ее в срок или использования не по назначению, подлежит возврату
предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования
субвенций их выделение прекращается.

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на
условиях долевого финансирования целевых расходов.

Трансферт — наряду с традиционными
методами бюджетного регулирования выделяется трансферт, под которым понимается перевод
средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального
уровня. Названный фонд образуется за счет процентных отчислений от фактически поступающих
в вышестоящий бюджет доходов.

1.2 Регионы РФ: типы и критерии

Министерство экономического развития
и торговли РФ по значениям комплексной социально-экономической оценке регионов условно
выделяет пять групп.

Группу регионов с относительно высоким
уровнем развития и уровнем развития выше среднего составляют субъекты Российской
Федерации в основном с ресурсодобывающей и экспортоориентированной направленностью,
в первую очередь, нефте- и газодобычей, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные
округа, Астраханская, Оренбургская области, основные финансово-экономические центры
страны — города Москва, Санкт-Петербург, а также промышленно развитые Самарская,
Свердловская, Московская, Белгородская, Челябинская области, Республика Татарстан
и некоторые другие (всего 22 региона). Для регионов этой группы характерны высокие
показатели душевого ВРП и объема инвестиций в основной капитал, финансовой обеспеченности,
вовлеченности во внешние экономические связи, относительно высокой покупательной
способности населения и, следовательно, значительно более низкой, чем в среднем
по России, доли бедного населения.

Довольно многочисленной остается
группа регионов со средним уровнем развития. Сюда входят 20 субъектов Российской
Федерации (Нижегородская, Кемеровская, Ленинградская области и т.д.). Значения индикаторов
территориального развития для регионов данной группы будут близки к средним российским
показателям.

Группу регионов с уровнем развития
ниже среднего образуют 17 субъектов (Новосибирская, Ростовская, Архангельская области
и т.д.). Регионы этой группы характеризуются более низкими по сравнению со средними
российскими основными макроэкономическими показателями на душу населения, низкими
значениями финансовой обеспеченности, покупательной способности населения и уровнем
потребления товаров и услуг.

В группе с низким уровнем развития
находятся 23 субъекта федерации: Республика Мордовия, Чувашская республика, Кировская
область и т.д.). Душевые показатели объема производства ВРП, объема инвестиций в
основной капитал, объема внешнеторгового оборота и финансовой обеспеченности здесь
в 2-3 раза ниже средних российских показателей. Для большей их части также характерна
более высокая доля бедного населения (в 1,5-2 раза) по отношению к средним российским
показателям.

Группу с крайне низким уровнем развития
составляют слаборазвитые регионы: республики Ингушетия, Тува, Коми-Пермяцкий, Корякский,
Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа. Данные регионы
в 2-3 раза уступают по величине основных макроэкономических показателей средним
значениям.

2. Основные направления реализации региональной экономической политики

2.1 Цели
и принципы региональной экономической политики Краснодарского края

Чрезвычайно выгодное территориальное
положение на Юге России, способствовало динамичному развитию Краснодарского края.
Развитию экономики края способствовали также и наличие богатых природных ресурсов.

Основу
производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный,
топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий,
а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный,
санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического
развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.

Многие предприятия области имеют
общероссийское значение, являясь единственными или крупнейшими производителями отдельных
видов продукции в стране.

Динамичное развитие агропромышленного
комплекса (далее также — АПК) Краснодарского края обеспечивает продовольственную
безопасность страны:

край обладает богатейшими ресурсами
сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет
4805 тысяч гектаров (это более 4 процентов российских и около 2 процентов мировых
запасов);

край занимает первое место среди
субъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов
и ягод, второе — по производству семян подсолнечника и меда;

край занимает второе место среди
субъектов Российской Федерации по производству яиц, мяса скота и птицы (в живом
весе), третье место — по производству молока.

АПК Краснодарского края в 2006 году
произвел 6,8 процента валовой сельскохозяйственной продукции России:

в 2006 году в Краснодарском крае
собрано 10,5 процента валового объема зерна, производимого в России, 19,3 процента
сахарной свеклы, 17 процентов семян подсолнечника, 82 процента риса, более половины
винограда, 42,8 процента кукурузы, осуществляется треть заготовок томатов, собирается
весь объем российского чая, субтропических и цитрусовых культур и много другой продукции;
произведено 6,2 процента мяса, 4,3 процента молока, 4,6 процента яиц от объема производства
в целом по России;

в 2006 году в крае произведено 33,4
процента общероссийского объема сахара‑песка, 25,4 процента растительных масел,
30,2 процента виноградных вин, 6,9 процента консервов.

Транспортный комплекс обеспечивает
реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского
и средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в
повышение «связности» территории страны.

Морские порты края обеспечивают прямой
выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают
более 35 процентов внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов
России, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта.

По территории края проходят важнейшие
железнодорожные маршруты федерального значения, которые ориентированы в сторону
морских международных портов края и курортов Черного и Азовского морей.

Трубопроводный транспорт представлен
международным нефтепроводом «Тенгиз—Новороссийск» и газопроводом «Россия—Турция»
(«Голубой поток»).

Воздушный транспорт Краснодарского
края представлен четырьмя аэропортами, два из которых являются международными (Краснодар,
Сочи).

Уникальные для России природно-климатические
условия края, наличие передовых медицинских учреждений и технологий, исторических
достопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного
туристско-рекреационного комплекса международного уровня, формирующего позитивный
имидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения
в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом:

климат в крае — один из наиболее
благоприятных в России для проживания и деятельности человека. Краснодарский край
— самый теплый регион России, средняя продолжительность времени, когда в светлое
время суток на территории края наблюдается солнечная погода, составляет 2300 часов
в год;

благодаря сочетанию благоприятных
климатических условий и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязей
Краснодарский край является самым популярным курортно-туристическим регионом России
и фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно-рекреационным
центром;

в период максимального развертывания
ежедневная емкость курортов края достигает 450—480 тысяч мест;

потенциал санаторно-курортного и
туристского комплекса края реализуется за счет создания на территории края особой
экономической зоны туристско-рекреационного типа.

Краснодарский край является одним
из основных лидеров среди регионов Российской Федерации по уровню инвестиционной
активности и стабильно занимает первое место в Южном федеральном округе и пятое
— в России.

В 2001—2007 годах общий объем инвестиций
составил 803,4 миллиарда рублей, в том числе в 2007 году — 225 миллиардов рублей
с темпом роста к уровню 2006 года 126 процентов. Это самый значительный прирост
за последние семь лет.

По привлечению инвестиций ведущими
отраслями являются транспорт и связь, агропромышленный, санаторно-курортный и туристский
комплексы, определяющие приоритеты региональной экономики.

Рейтинг Краснодарского края в мировом
бизнес-сообществе весьма высок: агентством «Standard & Poor’s» региону
присвоен международный инвестиционный рейтинг на уровне «BB» (прогноз
«позитивный»). Кроме того, край входит в семерку российских регионов с
наименьшими инвестиционными рисками и занимает второе место в рейтинге российских
регионов по законодательной активности в сфере инвестиций.

2.2 Особенности бюджетной и налоговой политики в
Краснодарском крае

Не так давно значительно выросла
роль бюджета как инструмента государственной экономической политики в крае.

Экономический рост, создание условий
экономического благоприятствования, стабилизация и совершенствование бюджетного
процесса позволили достигнуть положительную динамику достигнута всем основным секторам
экономики – промышленным производствам, сельскому хозяйству, строительству, грузоперевозкам,
связи, оптовой, розничной торговле, общественному питанию, платным услугам населению,
где приросты объемов относительно первого полугодия 2009 года составили от 0,2%
до 23,9%.

Также
во всех перечисленных секторах в июне получен прирост объемов продукции (работ и
услуг) относительно предыдущего месяца (от 5,2% по связи до 21,5% в сельском хозяйстве)
и относительно аналогичного месяца прошлого года (от 0,2% в оптовой торговле до
11% в промышленных производствах).

Индекс
промышленного производства в 1 полугодии текущего года составил 104,1% (против 86,1%
в аналогичном периоде 2009 года) за счет роста на 5,6% выпуска продукции обрабатывающих
производств и на 0,9% – производства и распределения электроэнергии, газа и воды.

В
июне прирост промышленного производства составил 14% к маю текущего года и 11% –
к июню 2009 года.

В
обрабатывающих производствах рост объемов составил 5,6% (в январе-июне прошлого
года выпуск продукции был снижен на 14,8%). Улучшению индекса способствовала положительная
динамика в 11 из 14 основных секторов.

Значительно
возросло производство химической продукции (в 1,9 раза), кожи, изделий из кожи и
обуви (в 1,4 раза), мебели (в 1,4 раза), электрооборудования (на 38,9%), транспортных
средств (на 25,4%), металлургической продукции (на 18,9%).

Кроме
того, еще в 5 видах деятельности получены приросты выпуска товаров от 3% до 17%
(в производствестроительных материалов, нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых
изделий, целлюлозно-бумажной и полиграфической продукции, текстильном и швейном
производстве).

Отставание от уровня 6 месяцев прошлого
года отмечено:

¾в производстве пищевых продуктов – на
1,1% (по сравнению с первым кварталом отставание сокращено на 1,5 процентных пункта)
за счет уменьшения переработки и консервирования рыбо- и морепродуктов, производства
растительных масел, продуктов мукомольно-крупяной промышленности, напитков, прежде
всего пива и водки, а также табачных изделий;

¾в обработке древесины и производстве изделий
из дерева – на 1,3% (относительно первого квартала темпы падения замедлились на
8,6 п.п.) в связи со снижением выпуска древесностружечных плит, паркета и деревянной
тары;

¾в производстве машин и оборудования –
на 24,9% (глубина падения уменьшена по сравнению с первым кварталом на 7,8 п.п.)
в результате сокращения спроса на зерноуборочные комбайны, тракторы, металлорежущие
станки, воздушные компрессоры.

Месячная динамика (июнь к маю текущего
года) положительна в 8 направлениях деятельности, за исключением кожевенного, целлюлозно-бумажного
и полиграфического производства, нефтепереработки, химического, металлургического,
мебельного производства.

Относительно июня 2009 года рост
объемов производства зафиксирован в 12 секторах, за исключением производств химической
продукции, резиновых и пластмассовых изделий.

В
производстве и распределении электроэнергии, газа и воды индекс производства составил
100,9% (год назад – 95,8%).

Выработка
электроэнергии возросла на 2,9%, теплоэнергии – также на 2,9% по сравнению с 1 полугодием
2009 года.

В
июне индекс промышленного производства к маю текущего года составил 111,4%, к июню
прошлого года – 98,5%.

Отрицательная
динамика допущена в добыче полезных ископаемых – 97,9% к январю-июню 2009 года (год
назад – 87,7%).

В
июне индекс промышленного производства составил 101,3% к маю текущего года и 101,8%
относительно июня прошлого года. Положительная месячная динамика, начиная с марта,
позволила сократить темпы падения по сравнению с 1 кварталом текущего года на 2,2
п.п.

Добыча
топливно-энергетических ресурсов снижена на 8,1%, в том числе нефти – на 7,5%, газа
природного – на 11,1%. Причина: отрицательные результаты поискового бурения и недостаток
финансирования геологоразведочных работ в 2009 году. В текущем году планируется
увеличение в 3,7 раза объема инвестиций в геологоразведку на море, до 4,7 млрд.
рублей. Финансирование геологоразведки на суше составит 1,2 млрд. рублей или 96%
к уровню 2009 года.

Добыча прочих полезных ископаемых
возросла в 1,4 раза за счет увеличения потребностив нерудных строительных материалах
в связи с ростом объемов работ по строительству и ремонту автомобильных дорог.

Строительство.

Объем выполненных работ достиг 90,8
млрд. рублей или 123,9% к январю-июню прошлого года (год назад – 95,8%). В июне
объем выполненных работ увеличен относительно мая текущего года – на 18,2%, по сравнению
с июнем 2009 года – на 8,7%.

При этом объемы дорожного строительства
возросли относительно 1 полугодия 2009 года в 1,8 раза, объемы строительно-монтажных
работ по возведению зданий и сооружений – на 16,7%.

Введено в эксплуатацию 7020 зданий
жилого и 36 зданий нежилого назначения (11 промышленных, 14 коммерческих, 5 здравоохранения,
одно учебное).

Среди основных введенных объектов:

— мощности по добыче нерудных материалов
на 700 тыс. куб. метров, по производству рулонных кровельных материалов на 2 млн.
кв. метров, по производству сухих смесей на 38,2 тыс. тонн;

— одна нефтяная скважина;

— перегрузочный комплекс в морском
порту мощностью 2 млн. тонн грузов в год;

— 3 антенно-мачтовых сооружения,
подвижная радиотелефонная связь на 2,5 тыс. номеров;

— торгово-развлекательный центр
площадью 789 кв. метров, торговые предприятия площадью 4,8 тыс. кв. метров, общетоварные
склады площадью 4,3 тыс. кв. метров;

— больничные учреждения на 35 коек,
санатории на 148 коек, дома отдыха на 72 места, дошкольные образовательные учреждения
на 40 мест;

— физкультурно-оздоровительный
комплекс, плавательный бассейн, плоскостные спортивные сооружения площадью 1 тыс.
кв. метров.

Проложено 40,5 км газопроводов,
в том числе 40,1 км в сельской местности, 202 км радиорелейных линий связи.

Продолжалось строительство и реконструкция крупных объектов:

— первой очереди горнолыжного комплекса «Роза Хутор», гостинично-оздоровительного
комплекса «Си-Плаза», олимпийских объектов в районе Имеритинской низменности и совмещенной
автомобильно-железной дороги Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис»;

— системы базирования Черноморского
флота;

— перегрузочного комплекса
нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов.

Улучшена динамика в жилищном строительстве.
За 6 месяцев введено 1806,3 тыс. кв. метров жилых домов, что на 25,8% превосходит
результаты первого полугодия 2009 года (в аналогичном периоде прошлого года ввод
жилья был снижен на 12,9%).

Это связано с увеличением ввода
домов массовой застройки – в 2,5 раза по сравнению с 1 полугодием 2009 года. Строительными
организациями введено 791,4 тыс. кв. метров жилья или 43,8% от общего объема.

Наибольшая доля (56,2% или 1014,9
тыс. кв. метров) жилья введена индивидуальными застройщиками со снижением к аналогичному
периоду прошлого года на 9,3%.

Краевой целевой программой «Жилище»
в текущем году предусмотрено финансирование следующих мероприятий:

— на цели предоставления гражданам
(в том числе молодым семьям) социальных выплат, направленных на оплату первоначального
взноса при получении ипотечного жилищного кредита, – 350 млн. рублей средств краевого
бюджета (по состоянию на 1 июня освоено 134,3 млн. рублей, социальные выплаты получили
330 кубанских семей из 1106-ти, планируемых на год);

— на мероприятия по обеспечению земельных
участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства – 130 млн. рублей
(в 1 квартале состоялся конкурсный отбор инвестиционных проектов, который прошли
13 проектов из 10 муниципальных образований, в настоящее время ведутся согласовательные
процедуры по распределению средств краевого бюджета между победителями конкурсного
отбора);

— на обеспечение земельных участков
коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства – 20 млн. рублей средств
краевого бюджета (в настоящее время в Краснодарском крае отсутствуют проекты, полностью
отвечающие условиям участия в конкурсном отборе в 2010 году, в связи с чем заявка
в Министерство регионального развития РФ не направлялась).

Сельское
хозяйство

Валовая
продукция сельского хозяйства составила 78,7 млрд. рублей, что на 5,2% превышает
показатель 1 полугодия 2009 года (год назад наблюдалась отрицательная динамика –
99,4%). По сравнению с 1 кварталом текущего года темпы роста увеличены на 1,2 п.п.
в результате роста сельскохозяйственного производства в июне на 21,5% относительно
предыдущего месяца и на 7,5% – по сравнению с июнем 2009 года.

Растениеводство

Посевные площади сельскохозяйственных
культур в хозяйствах всех категорий в 2010 году составили 3632,2 тыс. гектаров или
99,5% к прошлому году. В структуре посевных площадей сократилась доля зерновых культур
(с 60,2% в 2009 году до 59,1% в 2010 году, при этом посевы пшеницы и риса возросли,
а кукурузы и ячменя снизились), кормовых культур (с 14% до 13,1%) при увеличении
доли технических культур (с 22,2% до 24% за счет роста посевов сахарной свеклы и
сои), картофеля и овощебахчевых (с 3,6% до 3,8%).

В крае полным ходом идет уборочная
кампания. Сельскохозяйственными организациями к 1 июля текущего года зерновые культуры
убраны на площади 157,5 тыс. гектаров (это составляет 10,4% от площади посевов),
в том числе пшеница – на 15,8 тыс. гектаров (1,6% посевов), масличные культуры –
на 4,8 тыс. гектаров (1,1%), овощи – на 4,0 тыс. гектаров (22% от площади посевов).
При этом за счет увеличения площади убранных посевов и урожайности культур относительно
6 месяцев прошлого года в 1,5 раза возросли валовые сборы пшеницы, в 2,4 раза –
масличных культур, в 1,6 раза – овощей.

В хозяйствах края одновременно с
уборкой продолжаются уходные работы на пропашно-технических культурах и рисе. На
посевах кукурузы, сахарной свеклы и подсолнечника проведена двукратная междурядная
обработка и внесены гербициды. На посевах сои проведена междурядная обработка, на
посевах риса – обработка гербицидами.

Животноводство.

В
хозяйствах всех категорий производство мяса увеличено на 7,1% до 245,7 тыс. тонн,
яиц – на 7,8% до 929,3 млн. штук. Результат обусловлен ростом поголовья птицы на
6,3% (до 25,3 млн. голов), а также увеличением продуктивности свиней (привесы свиней
на выращивании, откорме и нагуле возросли на 6% и достигли 413 граммов в сутки)
и птицы (средняя яйценоскость увеличена на 0,7% и составила 149 яиц от одной курицы-несушки).

Несмотря
на увеличение надоев молока от одной коровы (на 1,8% до 2728 кг) валовое производство
молока снизилось на 1,4% до 711,4 тыс. тонн. Это связано с сокращением численности
коров на 3,2% (до 261,1 тыс. голов) относительно 1 июля 2009 года, а также снижением
закупочных цен на молоко-сырье – на 3,7% в июне и на 2,9% в мае текущего года.

Также
сохраняется отставание от уровня прошлого года поголовья крупного рогатого скота
(666,5 тыс. голов по состоянию на 1 июля 2010 года) и свиней (1085,1 тыс. голов)
– 3% и 4,9%, соответственно. За второй квартал глубина падения численности КРС увеличилось
на 0,5 п.п., свиней – на 1,5 п.п.

Помимо
этого среди негативных моментов развития отрасли – снижение среднесуточных привесов
крупного рогатого скота на выращивании, откорме и нагуле. По сравнению с 1 полугодием
прошлого года показатель уменьшен на 1% и составляет 613 граммов.

В животноводстве сохраняется неблагоприятная
обстановка. В результате интенсивной выбраковки низкопродуктивных животных, которых
в краевом стаде около 30%, а также снижения рентабельности производства молока наблюдается
снижение численности крупного рогатого скота.

Снижение поголовья свиней обусловлено
рядом факторов (заболевание африканской чумой), возникших в предыдущие годы, в результате
которых произошел сброс поголовья. Сложившаяся ситуация на мировом финансовом рынке
повлекла за собой возникновение ряда дополнительных проблем для организаций АПК.
В результате не было завершено в назначенный срок строительство двух свинокомплексов,
рассчитанных на производство 60 тыс. голов в год, сокращен завоз импортного скота
(в настоящее время в крае сложился дефицит поголовья свиноматок, который составляет
7,5 тыс. голов).

Транспорт и связь

Состояние транспортного комплекса
значительной степени зависит от экономической ситуации, складывающейся в ведущих
сегментах экономики края. Рост объемов промышленного и сельскохозяйственного производства,
строительных работ и оптово-розничных продаж, нарастание динамики освоения инвестиций,
оказали положительное влияние на формирование физических показателей работы грузового
транспорта

Перевозки грузов возросли на 6,3%
в результате роста показателя в железнодорожном (на 20,7%), автомобильном (на 1,4%,
в том числе в специализированном – на 4,4%) и трубопроводном (на 5,9%) транспорте.
Вместе с тем, сокращены объемы грузов перевезенных морским и речным транспортом,
соответственно, на 26,2% и 57,7%.

Грузооборот транспорта увеличен на
2,4%, в том числе автомобильного – на 19,3% (специализированных предприятий – на
29,6%), железнодорожного – на 7,9%, трубопроводного транспорта – на 0,2%. В морском
и внутреннем водном транспорте грузооборот снижен на 21,5% и 35,9%, соответственно.

В тоже время, показатели пассажирских
перевозок снижены как в целом по краю – на 4,8%, так и по всем видам транспорта
– в железнодорожном на 2,1%, автомобильном на 2,7%, воздушном на 3,2%, городском
электрическом на 8,3%. Сокращение пассажиропотока связано с уменьшением мобильности
населения вследствие снижения его покупательной способности.

Пассажирооборот транспорта сокращен
на 1%, в том числе железнодорожного – на 0,7%, воздушного – на 3,1%, городского
электрического – на 8,3%. Рост пассажирооборота отмечен в автомобильном (на 0,1%)
и внутреннем водном (на 15,1%) транспорте в результате увеличения дальности пассажирских
перевозок.

Объем услуг связи (по крупным и средним
организациям) возрос относительно 1 полугодия 2009 года на 1,1% и составил 17,9
млрд. рублей.

Потребительский рынок

На рынках товаров и услуг положительные
результаты сложились во всех видах деятельности.

Розничные продажи выросли на 3,9%
(в 1 полугодии прошлого года отмечалось снижение на 0,7%). При этом на покупки пищевых
продуктов, включая напитки, было потрачено на 12,5% больше, чем год назад. Объемы
продаж непродовольственных товаров сократились на 2,4%. В июне оборот розничной
торговли составил 109% к уровню мая текущего года и 108,1% к июню 2009 года.

Оборот общественного питания увеличился
на 2,1% (в 1 полугодии прошлого года – снижение на 0,1%). В июне оборот общепита
вырос по сравнению с маем на 9,3%, относительно июня прошлого года – на 4,3%.

В сфере платных услуг населению прирост
составил 2,5% к уровню 1 полугодия прошлого года (год назад – 2%). В июне относительно
мая текущего года объемы платных услуг возросли на 13,2%, относительно июня прошлого
года – на 5,4%. Наиболее высокими темпами (свыше 10%) развивалась сфера бытовых,
санаторно-оздоровительных, туристских услуг, услуг физической культуры и спорта.

В структуре платных услуг преобладали
коммунальные услуги (25% от общего объема), услуги транспорта (15,7%), связи (18%),
бытовые услуги (12,6%), гостиниц и аналогичных средств размещения (8%).

Санаторно-курортный и туристский
комплекс

Объем платных услуг населению, оказанных
курортно-туристским комплексом, составил 8,9 млрд. рублей с темпом роста 100,7%
относительно 1 полугодия 2009 года. На долю гостиниц и аналогичных средств размещения
приходится 6,4 млрд. рублей (94,9% к аналогичному уровню прошлого года), санаторно-оздоровительных
учреждений – 1,8 млрд. рублей (112,6%), туристских организаций – 787,7 млн. рублей
(136,2%).

С начала года на курортах края отдохнуло
4,2 млн. человек, что на 9,6% превышает прошлогодний показатель. Организованный
сектор принял 1,8 млн. отдыхающих (рост на 5,9%), неорганизованный – 2,4 млн. туристов
(рост на 12,2%).

Количество функционирующих (осуществляющих
прием туристов) организаций составило 1334 единиц общей емкостью более 203,5 тыс.
мест. Единовременная вместимость снизилась на 11% относительно 1 полугодия 2009
года.

Средняя загрузка санаторно-курортных
и гостиничных предприятий Краснодарского края за июнь 2010 года составила 57%, по
основным курортным территориям 89%. Уровень загрузки предприятий снизился по отношению
к аналогичному периоду 2009 года по основным курортным территориям на 5%, в целом
по краю – на 7%.

Снижение уровня заполняемости здравниц
связано с поздним проведением конкурсных торгов на поставку путёвок и уменьшением
объемов контрактов с региональными фондами социального страхования регионов РФ на
оздоровление льготных категорий граждан.

Еще одна причина – передача с 1 января
2010 года субъектам РФ полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления
детей. Изменение законодательства повлекло за собой несвоевременную подготовку детской
оздоровительной компании регионами РФ, так как отсутствовал механизм реализации
данной программы на местах. С целью экономии денежных средств, большинство субъектов
РФ приняли решение оздоравливать детей в лагерях, расположенных на своих территориях.
Это привело к резкому сокращению потока детей в Краснодарский край из других регионов
(фактически, первая оздоровительная смена в детских лагерях была реализована на
50%) и уменьшению числа функционирующих детских здравниц в 2010 году (первую смену
приняли 150 учреждений отдыха вместо 179-ти, планировавших осуществлять эту
деятельность в текущем году).

Финансы

Государственные финансы

В 1 полугодии 2010 года доходы консолидированного
бюджета края (с учётом безвозмездных поступлений) достигли 72,1 млрд. рублей или
113,9% к аналогичному периоду 2009 года.

Поступление налоговых и неналоговых
доходов в консолидированный бюджет края увеличилось на 15,3% и превысило 57 млрд.
рублей.

Расходы консолидированного бюджета
края профинансированы в сумме 65,8 млрд. рублей, что составляет 108,6% к объемам
1 полугодия 2009 года. Годовые бюджетные назначения исполнены на 38,9%.

Социально-культурная сфера, по-прежнему,
остается приоритетным направлением расходования средств, на эти цели из бюджета
края направлено 40,1 млрд. рублей, или 61% расходов. Затраты на образование увеличились
на 9,6% и составили 17 млрд. рублей, на социальную политику – на 6,2% до 10,9 млрд.
рублей, здравоохранение, физическую культуру и спорт – на 21% до 9,9 млрд. рублей,
культуру – на 9% до 2,3 млрд. рублей.

По состоянию на 1 июля текущего года
исполнение по национальному проекту «Здоровье» и «Образование»
составило, соответственно, 763,4 млн. рублей и 263,3 млн. рублей. На реализацию
национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», трансформированного
в краевую целевую программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае»,
выделено 1256,4 млн. рублей. На развитие жилищного кредитования, предоставление
социальных выплат молодым семьям и обеспечение жильем ветеранов, инвалидов в рамках
национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»
направлено 651,6 млн. рублей.

Уровень жизни населения

Среднедушевые денежные доходы населения
в январе-июне 2010 года (по оценке) достигли 13,3 тыс. рублей, номинальный рост
– 14,1%. В реальном выражении их уровень вырос на 7% (в январе-июне прошлого года
– на 6,1%).

Номинальная заработная плата (по
оценке) составила 15,7 тыс. рублей, рост к аналогичному периоду 2009 года – 10,4%.
Положителен результат, характеризующий изменение ее реального уровня – 103,1% к
1 полугодию 2009 года (год назад – 100,2%).

Сумма просроченной задолженности
по заработной плате за месяц сокращена на 2,6 млн. рублей и по состоянию на 1 июля
2010 года составила 8,1 млн. рублей. Относительно аналогичной даты прошлого года
сумма долгов снижена на 39,7%.

Уровень инфляции в июне составил
100,4% к маю текущего года (в июне прошлого года – 100,7%). Сильнее всего подорожали
услуги – на 0,7% (более чем на 16% выросли цены на санаторно-оздоровительные услуги).

Относительно декабря 2009 года
индекс потребительских цен составил 104,2% (год назад – 108,2%), в том числе по
платным услугам – 106,8%, продовольственным товарам – 105,6%, непродовольственным
– 101,3%.

Самый высокий рост цен с начала
года отмечен на молоко (106,6%), сливочное масло (106,3%), творог (107,9%), сыр
(109,7%), крупу и бобовые (109,7%), пиво (117,2%), плодоовощную продукцию (133,1%),
а также тарифов на санаторно-оздоровительные услуги (133,2%), услуги в сфере туризма
(113,3%), услуги физической культуры и спорта (113%), медицинские (111,7%), жилищно-коммунальные
(108,8%) и посреднические (118,2%) услуги.

Демография. Рынок труда

Постоянное население края на 1
июня 2010 года, по расчетным данным, составило 5166,3 тыс. человек и увеличилось
на 5,6 тыс. человек или на 0,1% по сравнению с началом года.

Определяющие факторы роста численности
населения: сокращение умерших на 3,8% и миграционный прирост, который в 2,1 раза
превышает естественные потери населения.

По итогам выборочных обследований
населения по проблемам занятости, проведенных Федеральной службы государственной
статистики, численность экономически активного населения края в среднем в марте-мае
2010 года составляла 2570,9 тыс. человек. Из них 2381,4 тыс. человек были заняты
в экономике, 189,4 тыс. человек не имели занятия и в соответствии с методологией
МОТ классифицировались как безработные. Уровень общей безработицы составил 7,4%.

В текущем году в центры занятости
населения обратилось 434,6 тыс. граждан (на 1,6% меньше, чем в 1 полугодии 2009
года), из них за содействием в поиске подходящей работы – 105,7 тыс. человек. Статус
безработного получили 28,5 тыс. человек, что на 7,7 тыс. человек или 21% меньше,
чем за январь-июнь 2009 года.

По состоянию на 1 июля 2010 года
численность зарегистрированных безработных составила 23,2 тыс. человек (на 4% меньше,
чем на аналогичную дату 2009 года). Уровень регистрируемой безработицы, как и год
назад, находится на уровне 0,9% от численности экономически активного населения.

Количество вакансий, которыми располагали
органы службы занятости населения, на 1 июля 2010 года составило 47 тысяч (рост
на 13,3% по сравнению с аналогичной датой 2009 года), из них 77% рабочих профессий.
В среднем на одного обратившегося в службу занятости приходится 1,3 вакансии.

В 1 полугодии 2010 года при содействии
службы занятости трудоустроено на вакантные места60,1 тыс. граждан (на 1,8% больше,
чем за 6 месяцев прошлого года). На общественные работы временно трудоустроено 25,3тыс.
человек (рост на 21,8%).

На профессиональное обучение направлено
3,8 тыс. человек. Профориентационные услуги получили 151,8 тыс. человек. В программах
социальной адаптации («Клубы ищущих работу», «Новый старт») приняли участие 6,7
тыс. безработных граждан. Проведено 504 ярмарки вакансий, в которых приняли участие
80,9 тыс. человек. Мобильные центры занятости населения выполнили 906 рабочих поездок,
на их базе государственные услуги получили 38,3 тыс. человек.

В службу занятости населения, начиная
с 1 октября 2008 года (период проведения еженедельного мониторинга ситуации с высвобождением
и неполной занятостью работников предприятий края), 332 организации заявили о предстоящем
высвобождении 17,5 тыс. человек, из которых уволено 15,2 тыс. человек. Из общего
числа уволенных: трудоустроено 4,5 тыс. человек, оформили трудовую пенсию по старости
1,3 тыс. человек, поставлено на учет в качестве ищущих работу 7,1 тыс. человек,
из которых признано безработными 4,2 тыс. человек.

Постановлением главы администрации
(губернатора) Краснодарского края от 20 января 2010 года № 18 утверждена целевая
программа «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности
на рынке труда Краснодарского края» с объемом софинансирования 268,3 млн. рублей,
из них 254,9 млн. рублей – средства федерального бюджета, 13,4 млн. рублей – средства
краевого бюджета.

В рамках программы предусматривается
организация общественных работ преимущественно для работников, находящихся под риском
увольнения. Планируемая численность участников – не менее 5900 человек. За 6 месяцев
2010 года создано 5064 рабочих мест, трудоустроено 4982 человека (84,4% от численности
участников программы).

Планируется предоставить субсидию
1800 безработным гражданам на развитие собственного дела, которые создадут не менее
100 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. За январь-июнь
2010 года на рассмотрение представлено 870 бизнес-планов, заключено 814 договоров
на предоставление субсидии на развитие собственного дела, 754 человека уже получили
субсидию на общую сумму 44,3 млн. рублей, в том числе 41 инвалид. За этот период
создано 52 дополнительных рабочих места.

обеспечить устойчивый ежегодный прирост
валового регионального продукта;

увеличить собственные доходы бюджета
области в 1,4 раза в сопоставимых ценах, посчитанных с учетом произошедшей инфляции.
Это достигнуто в условиях отмены проведения взаимозачетов и наполняемости бюджета
только «живыми деньгами»;

сократить плановый дефицит бюджета
до уровня, значительно ниже установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации
— менее 4 процентов. Бюджеты области с 2000 года исполняются с профицитом;

исполнять областной бюджет без привлечения
кредитных ресурсов банков, полностью рассчитаться по выпущенным ценным бумагам.
В настоящее время государственный долг области значительно ниже установленных законодательством
предельных норм;

своевременно обеспечивать финансирование
основных социально значимых расходов, в том числе заработной платы работникам бюджетной
сферы;

повысить среднедушевой расход на
жителя области в 2,4 раза.

Заключение

Выход из социально-экономического
кризиса, сохранение и укрепление территориальной целостности страны и федеративных
основ российского государства предполагают формирование и осуществление со стороны
федерального центра активной экономической политики по отношению к регионам с различным
уровнем социально-экономического развития. Эта политика должна быть результатом
обсуждения и согласования со всеми субъектами Федерации стратегических и даже тактических
направлений оказания помощи и поддержки и «сильным», и «проблемным»
регионам. Она должна быть реальной, исключать декларации о «выравнивании регионов»,
возможность принятия односторонних решений о повышении благосостояния населения
в одних регионах за счет других.

К проблемным регионам можно отнести
отстающие в развитии регионы, а также регионы, имеющие в своем составе кризисные,
депрессивные, приграничные территории и районы Крайнего Севера.

Для отстающих регионов характерны
слабость собственной экономической базы, низкие душевые доходы населения, неразвитый
производственный и финансовый потенциал. Кризисные и депрессивные территории, имевшие
такой потенциал ранее, оказались в тяжелом социально-экономическом
положении в силу происходивших в последние годы процессов.

Для проблемных регионов активная
экономическая политика государства будет включать в себя участие Центра в программах
по структурной перестройке экономики регионов, испытывающих трудности, формирование
условий для привлечения в них инвестиций, осуществление программ создания дополнительных
рабочих мест с минимальными затратами, разработку и
согласование на уровне Федерации системы финансовой помощи для обеспечения гарантированных
государством социальных стандартов жизни населения и т.д.

Для «сильных» регионов
такая политика должна означать поддержку Центром всех хозяйственных начинаний, выводящих
экономику регионов и страны в целом на качественно новый уровень, создание системы
стимулов и условий для их самостоятельного развития, укрепления и расширения налогооблагаемой
базы и т.д.

Центральное место в решении проблемы
управления социально-экономическим развитием страны занимают вопросы укрепления
финансовой самостоятельности и самодостаточности регионов на основе принципов бюджетного
федерализма, которые предполагают:

усиление роли территориальных бюджетов
в системе государственных финансов страны;

наделение каждого уровня власти для
реализации полномочий необходимыми финансовыми ресурсами;

обеспечение единства финансово-бюджетной
и налоговой системы Российской Федерации при заключении соглашений по взаимоотношениям
федеральных органов власти с субъектами Российской Федерации;

установление механизма регулирования
территориальных бюджетов, перераспределяющего виды доходов между звеньями бюджетной
системы таким образом, чтобы закрепленные доходы в каждом территориальном бюджете
были преобладающими. При этом нормативы закрепленных доходов должны быть долговременными
(утверждаться на 3-5 лет);

оказание финансовой помощи отдельным
регионам путем трансфертных передач в целях обеспечения гарантированных государством
социальных стандартов жизни населения на всей территории страны. При этом следует
шире использовать возможности территориальной системы федерального казначейства
для ускорения платежей, исключения встречных финансовых потоков и организации действенного
контроля за целевым использованием средств.

Все эти направления проведения активной
экономической политики должны получить правовое оформление, не зависящее от сиюминутных
интересов и проблем, исключающее предоставление льгот и иных послаблений эксклюзивного
характера, противоречащих принципам и нормам, заложенным в Конституции Российского
государства.

Для этого необходимо в ближайшие
два года четко разграничить компетенцию и ответственность между органами исполнительной
власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления
по принятию управленческих решений, прежде всего в области использования природных
ресурсов, собственности, внешнеэкономической деятельности и межбюджетных отношений.

Литература

1. 
Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2000.

2. 
Джамурзаев Ю.Д. Совершенствование межбюджетных отношений в условиях становления
бюджетного федерализма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

3. 
Качанова Е.А. Государственные и муниципальные финансы. М.: Мысль, 2003.

4. 
Кузнецова О. Законодательное обеспечение региональной экономической политики.
// КПВО. 1999-№4.

5. 
Курляндская Г.В., Николаенко Е.И. Региональные различия и межбюджетные отношения
в РФ // Центр фискальной политики, 2003.

6. 
Лавров А. и др. Бюджетный федерализм в РФ: проблемы, варианты реформы. //
Материалы международной конференции «Инвестиционный климат и перспективы экономического
роста в России». М.: 2003.

7.  Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство
и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития.
М.: УРСС, 2000.

8. 
Осипова М.В. Бюджетная система РФ. Учебник. М.: Мысль, 2002.

9. 
Тургель И.Д. Региональная экономика и управление. М.: 2003.

10. 
http://www.krasnodar.ru

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий