Художественная функция образа Сони Мармеладовой в раскрытии идейного содержания романа

Дата: 12.01.2016

		

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский
государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Абакан, 1999

Всем
ходом романа, цепью эпизодов, структурной совокупностью примененных им
художественных средств Достоевский показал полное крушение идеи Раскольникова.

Зачем
же писателю понадобился еще эпилог?

Как
правило, эпилог сообщает информацию о судьбах персонажей за пределами романного
времени. Из эпилога мы узнаем о смерти Пульхерии Александровны, о браке между
Дуней и Разумихиным, о предпринимательской деятельности Разумихина.

Но
мы имеем дело с необыкновенным романом, и эпилог в нем носит своеобразный
характер. Достоевскому надо было показать, что идея Раскольникова отвергнута
тем самым бедным людом, во имя которого и замышлялась. Раскольников не принят
народом не просто за убийство, а за проведение несуразной идеи. Люди не
признали за ним право убивать.

Мотив
отвержения не получил полного развития в самом романе. Раскольников не хотел
считаться с мнением не только процентщицы, но и Лизаветы, Миколки, мещанина и
других. Но и они не понимали героя, что особенно ярко проявляется в сцене
покаяния на площади. Уговаривая Раскольникова покаяться. Соня убеждала его
прислушаться к голосу народной совести.

Зачитаем
страницу покаяния: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю,
потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я
убийца». Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его
безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов,
что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения.
Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одной искрой
и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули
слезы. Как стоял, так и упал он на землю… Он стал на колени среди площади,
поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и
счастием…»

Покаяние
перед народом не имело ничего общего с признанием своей вины перед Порфирием,
перед государственным судом. Исповедь на площади должна была помирить
Раскольникова с народом. Народ принял его за пьяного, отнесся к покаянию
иронично. Каторжане тоже сторонились Раскольникова: «Казалось, он и они
были разных наций.

Он
и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприязненно. Он знал и понимал
общие причины такого разъединения; но никогда не допускал он прежде, чтобы эти
причины были на самом деле так глубоки и сильны… Его же самого не любили и
избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть… Презирали его, смеялись
над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его
преступнее.« »Ты барин! — говорили ему. — Тебе ли было с топором
ходить; не барское вовсе дело».

Если
«мокрое дело» не единило Раскольникова даже с уголовниками, то это
означало одно: идея, лежавшая в основе убийства, превращала героя во врага
народа.

Что
предвещает сон Раскольникова в эпилоге?

Целые
селения и города заражались моровой язвой и сумасшествовали: не знали, что
считать злом, что добром, убивали друг друга в бессмысленной злобе, забыли
ремесла. Начались пожары, голод. Спаслись только избранные, предназначенные начать
новый род людей и новую жизнь. Людей истребляли трихины — круглые черви,
личинки которых паразитируют в мышцах животных и с их мясом передаются
человеку.

Аллегория
очевидна: низменное и животное передастся человеку через «вселявшихся в
тела людей духов, одаренных умом и волей». Образ трихинов использован
потом Максимилианом Волошиным в стихотворении «Трихины»:

Исполнилось пророчество: трихины

В тела и в дух вселяются людей.

И каждый мнит, что нет его правей.

Ремесла, земледелия, машины

Оставлены. Народы, племена

Безумствуют, кричат, идут полками,

Но армии себя терзают сами,

Казнят и жгут: мор, голод и война.

Ваятель душ, воззвавший к жизни племя

Страстных глубин, провидел наше время:

Пророчественною тоской объят,

Ты говорил, томимый нашей жаждой,

Что мир спасется красотой, что каждый

За всех, во всем, пред всеми виноват.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий