Культура Византии от Времен Константина Великого и до Крестовых Походов (1081 год)

Дата: 21.05.2016

		

Государственный Комитет Российской Федерации
по Высшему Образованию

Российский Государственный

Педагогический Университет им. А.И. Герцена

Кафедра Истории Культуры

Реферат по Теме

«Культура Византии

от Времен Константина Великого

и до Крестовых Походов (1081 год)»

Студент: Чапчаев В.В.
Факультет: социальных наук
Курс: первый
Учебная группа: № 3
Преподаватель: Плоткин К.М.

Санкт – Петербург

2 0 0 4
Оглавление

Введение ………………………………………………………… 3
Образование Византийской Империи ………………………… 4
Образование Городов ……………………………………………4
Империя от времени Константина Великого до Юстиниана Великого (IV – VI
века) …………………………………….………… 5
Литература …………………………………………………………. 5
Архитектура ……………………………………………………….. 7
Юстиниан Великий и его ближайшие приемники (518 – 610
годы) ……………………………………………………… 9
Литература ………………………………………………………… 9
Архитектура ……………………………………………………… 11

Эпоха династий Ираклия (610 – 717 годы)………….. 12

Литература ……………………………………………………….. 12

Эпоха иконоборчества (717 – 867 годы) ………. …… 14

Литература ………………………………………………………… 14
Просвещение ……………………………………………………… 15
Эпоха Македонской династии (867 – 1081 годы) …… 17
Литература ………………………………………………………… 17
Просвещение ……………………………………………………… 20
Архитектура ………………………………………………………. 20

Музыка и Театр ……………………………………………….. 21

Изобразительное Искусство и Иконопись ………………….. 24
Заключение ……………………………………………………. 28
Иллюстрации ………………………………………………….. 29
Список Источников …………………………………………… 32

Введение

В истории мировой культуры Византийской цивилизации принадлежит особое
и выдающееся место. Византия дала средневековому миру высокие образцы
литературы и искусства, отличающиеся глубокой философско-религиозной
мыслью, утонченностью эстетического мышления. Многие века в области
культуры Византия опережала страны средневековой Европы. И, несмотря на то,
что с момента исчезновения Византийской Империи прошло более 500 лет,
интерес ученых к ней не ослабевает.
Вообще, существует несколько концепций толкования понятия «культура»:
1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных
человеком. Слабость этого понятия в том, что оно исключает деятельностное
начало. В фокусе находится результат деятельности, а не она сама.
2. Процесс творческой деятельности человека. В центре внимания
находится роль творческой личности, которая сама изменяется по мере
накопления творческого опыта. Такое определение соединяет два начала:
творческое и личностное.
3. Специальный способ человеческой деятельности, как универсальное
свойство общественной жизни людей, совокупности материальных ценностей,
сделанных человеком, надбиологических средств и механизмов адаптации
человека к окружающей среде.
Для выявления специфики Византийской культуры по сравнению со странами
Запада и Востока большую роль играет освещение традиций в культурной жизни
общества. Византии был присущ способ регуляции социальных и культурных
процессов через постепенное накопление и передачу по традиции из поколения
в поколение определенного социального и культурного опыта.
Для Византийской культуры первостепенную роль играет наследие
античности. Сила традиций, стереотипов и канонов в Византии была очень
велика, важную роль играет и влияние со стороны Запада и Востока,
происходит синтез их культур на византийской почве.
Вообще, относительно развитости Византийской культуры по сравнению с
культурами других цивилизаций существует два противоречивых мнения:
1) Византийская культура была прогрессивной в сравнении с культурой
позднего античного времени.
2) Византийская культура – шаг назад в сравнении с античной культурой,
так как в ней отсутствовал ряд достижений и ценностей культуры античной.

Образование Византийской Империи

Византийская цивилизация возникла на рубеже двух эпох: крушения
поздней античности и зарождения средневекового общества. Это было связано с
разделением в IV веке Римской Империи на Западную и Восточную. В связи с
нестабильной ситуацией на Западе император Константин I (324 – 327) был
вынужден перенести политический центр в Восточную часть империи. В 324 –
330 годах была основана новая столица – Константинополь, расположенная на
европейском побережье Босфора. Благодаря своему географическому положению
город смог контролировать проливы Босфор и Дарданеллы, торговые и военно-
стратегические пути из Европы в Азию, из Эгейского моря в Черное.
Название Византии было дано от древнего города Византий, однако сами
византийцы называли себя римлянами. Столица же империи долгое время
именовалась Новым Римом.
Официальное разделение Римской Империи произошло в 395 году после
смерти последнего императора Римской Империи Феодосия I. Императором
Византии стал Аркадий (395 – 408).
Благодаря географическому положению уделом византийской культуры стало
чередование преобладания в ней то восточных, то западных черт. Сплетение
греко-римских и восточных традиций наложили отпечаток на общественную
жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и
искусство.

Образование Городов

Ранний период охватывает первые 3,5 столетия существования Византии,
ее территория в это время превышала 750 000 км2. Судьба же византийских
городов этого периода складывалась по-особому: своего наивысшего расцвета
города достигли не в конце, а в начале истории Византии. Для раннего
периода характерно изобилии крупных городских центров. Отдельно можно
выделить Александрию, Антиохию, Эдессу, Тир, Берит, Эфес, Никею,
Нокомидию, Фессалоник, Филитополь и Коринф.
Крупные городские центры этого периода еще сохранили черты античного
города. Их отличала четкая планировка прямых улиц с портиками и площадями,
украшенными античными статуями. Центром городской жизни оставалась агора –
площадь, окруженная красивыми общественными зданиями, богато отделанными
театрами и цирками.
Дворцы знати отличались наличием мраморных полов, красочными мозаиками
и изобилием зелени. Водоснабжение обеспечивалось акведуками и цистернами,
строились термы и фонтаны. Выделялись своим соседством языческие и
христианские храмы. Развитие же столицы – Константинополя достигло своего
эпогея в VI веке в правление императора Юстиниана. Столица совмещала в себе
функции центра светской культуры и новые религиозные функции, став
резиденцией Православной патриархии.

Империя от времени Константина Великого до
Юстиниана Великого (IV – VI века)

Период IV – VI веков характеризуется смешением разных элементов
культуры в новое искусство, получившее название византийского или восточно-
христианского. Сейчас считается точно установленным, что основная роль в
его развитии принадлежит Востоку, однако, какой именно из его цивилизаций –
неизвестно.
VI век был очень важен в истории византийского искусства. Новый статус
Христианской веры, как государственной религии, ускорил развитие
Христианства, которое стало одной из трех составляющих самобытного
византийского искусства наравне с Эллинизмом и Востоком.
Сирия, Антиохия, Египет, являвшиеся культурными наследниками более
древних цивилизаций, оказали весьма сильное и благотворное влияние на
развитие Визинтийской Империи.

Литература

Развитие литературы, образования и воспитания в течение периода IV –
VI веков тесно связано с взаимоотношениями, установившимся между
христианством и старинным языческим миром. Споры, в основном, велись вокруг
того, можно ли христианину использовать языческое наследие. Тогда, когда
везде, где велся этот спор, а это почти вся территория Византии, к единому
мнению придти не удавалось. Однако, в Александрии эти два несовместимых
религиозных элемента пытались увязать вместе, но и это не привело к какому-
либо компромиссу. Естественно, что со своим распространением Христианство
поглощало многие элементы языческой культуры, но это не мешало
представителям последней продолжать развивать свои традиции.
Христианская литература IV – V веков обогатилась сочинениями
значительных писателей как в области прозы так и поэзии. Среди
литературных центров можно выделить Антиохию, Берит (Бейрут), известный
юридическими изысканиями, город Газа, с его школой риториков и поэтов,
Александрию, Фессалонику и Афины, известных своей Языческой Академией,
долгое время конкурировавшей с Константинопольским университетом.
Среди христианских писателей отдельно выделялись писатели
христианского Востока, на территории которого существовало множество
литературных центров. Они также оказали значительное влияние на окружающую
действительность. Среди этих писателей можно назвать Василия Великого,
Григория Богослова и Григория Нисского. Первыми двумя из них было получено
прекрасное образование в риторических школах Афин и Александрии. Все трое
представляли «александрийское» течение, которое, хотя и использовало
достижения философской мысли, настаивая на определенном привлечении разума
в изучении религиозной догмы и отказываясь от крайностей существовавшего
мистико-аллегорического течения, все же не отказывалась от религиозной
традиции. Вообще сферой исканий этих авторов были теологические сюжеты, в
которых они защищали православие в его борьбе с арианством, но, несмотря на
это, их авторству принадлежит и большое количество источников и по
культурной жизни периода.
В противовес Александрийской Антиохская школа создала свое собственное
направление, которое защищало буквальное понимание Священного Писания без
аллегорических интерпретаций. Это движение возглавлял Иоанн Златоуст. Он
сочетал классическое образование с необычной стилистикой и ораторским
искусством, так что и его сочинения являются весьма ценным примером
литературы периода, содержащим сведения о внутренней жизни империи.
Из Палестинского города Кесария происходит «отец церковной истории»
Евсевий, живший во второй половине III – первой половине IV века и
известный также как главный авторитет по Константину Великому. Ему
принадлежат такие сочинения, как Preparatio evangelica, в котором Евсевий
защищал христианство от нападок язычества, Demonstratio evangelicа, в
котором автор обсуждает только временное значение законов Моисея,
использование ветхозаветных пророчеств Иисусом Христом и пр. Важны и
исторические сочинения Евсевия, содержащие хроники событий и краткие обзоры
истории различных народов Византии. Общепризнанным, как самое выдающееся
сочинение Евсевия является «Церковная история», описывающая события от
Рождества Христова и до победы Константина под Лицинием. Позже этот труд
был продолжен такими византийскими историками, как Сократ, Созамен,
Феодорит, бывший также епископом Киррским, и Фолосторгий.
Необычной фигурой литературной жизни периода был Синезий из Кирены,
бывший епископом Птолимеады. Его перу принадлежит очень важная
историческая информация, составляющая 156 писем, определяющая стиль для
Средних веков Византии.
Среди писателей выделившихся на поприще религиозной борьбы также можно
вспомнить епископа Александрийского Афанасия, бывшего поборником
христианских взглядов в борьбе с арианством. Его перу принадлежит Житие св.
Антония — одного из основателей восточного монашества.
К числу историков монашества можно отнести и Палладия из Елекополя,
занимавшегося изучением египетского монашества.
На философском поприще удалось выделиться женщине – философу Ипатии,
завоевавшей широкую известность благодаря талантам преподавателя.
Греческая литература до 451 года процветала и в Египте, когда
Халкидоиский собор осудил монофизитское учение – официальную религию
Египта, что привело к отказу от греческого языка в этом регионе с заменой
его коптским. После этого египетская литература перестала иметь имперский
характер, что сказалось и на качестве самой литературы.
В первый период развития Византии авторы постепенно отходят от
исходного вида имитации классической поэзии и развивают свои собственные
формы, иногда рассматриваемые как прозаические, хотя это не верно, так как
они характеризуются разными типами акростихов и рифмы. Наиболее известными
авторами этого жанра были Григорий Богослов, следовавший античной методике,
и Роман Сладкопевец, творивший в эпоху Анастасия I и использовавший иные
формы для своих произведений. Современные исследователи называют его
«величайшим поэтом Византийской Империи».
Из авторов, писавших по-латински известен Лактанций, живший в
Северной Африке. С исторической точки зрения особенно он важен как автор
сочинения «О смерти преследователя» (De mortibus persecutorum), дающего
литературную информацию от времени Диоклетиана и Константина до Миланского
эдикта.
Этот период развития Византии характеризуется также бурным развитием
христианской и языческой литературы, шедших примерно одинаковыми темпами.
Среди ее представителей было не мало таких талантливых авторов, как
Фемистий из Пафлагонии, живший во второй половине IV века. Он был
руководителем Константинопольского университета и пользовался большим
уважением как в среде язычников, так и христиан. Фемистию принадлежит
большое сочинение «Парафразы Аристотеля», в котором он попытался сделать
сложные для восприятия идеи греческого философа более ясными.
Крупнейшим языческим ритором IV века считается Либаний из Антиохии,
оказавший большое влияние на своих современников. Его труды имеют также
огромное историческое значение.
К талантливым писателям этого периода развития Византийской Империи
можно отнести и императора Юлиана. Его авторству принадлежит речь–
обращение к «Царю Солнцу», сочинения «Против Христианства», сатирический
мисопогон («ненавистник бороды»), написанный против антиохийцев.
Выдающимся произведение языческой литературы IV века был сборник
биографий римских императоров, написанный на латыни, «Писатели истории
августов» (Scriptores Historia Augustea). Автор этого великого произведения
и время эго создания доподлинно не известно.
Известным историком V века является Приск Фракийский, принимавший
участие в посольстве к гуннам и внесший весомый вклад в описание событий
эпохи. Основным и наиболее ценным трудом этого автора является
«Византийская история».

Архитектура

На протяжении периода IV – VI веков в Византии преобладала Сирийская
архитектура. Образцами ее являются блистательные церкви Иерусалима и
Вифлиема, а также некоторые церкви Назарета. К концу Vвека относится и
красивая базилика в Египте, возведенная императором Аркадием над могилой
Мины.
Отдельного упоминания требуют и Золотые Ворота (Porta Aurea), через
которые император официально въезжал в Константинополь. Они были построены
в конце IV или начале V веков. Благодаря совершенным инженерным решениям и
во многом – своему великолепию, они существуют и до сих пор.
С именем императора Константина связано возведение церкви св. Ирины и
Церкви Апостолов в Константинополе, было начато строительство Св. Софии,
законченное при сыне Константина – Констанции. В VI веке эти церкви были
перестроены Юстинианом, а до того, в V веке была построена базилика Иоанна
Студита, ныне мечеть Мир-Ачар джами (Mir-Achor djami).
Некоторые памятники ранневизантийского искусства сохранились и в
западных областях империи. Среди них несколько церквей в Фессалонике,
дворец Диоклетиана в Салонах в Даймации, построенный в начале IV века,
несколько живописных изображений в церкви S. Maria Antiqua в Риме,
относящихся к концу V века, мавзолей Галлы Плацидии и православный
баптистерий в Равенне (V век), а также некоторые памятники в Северной
Африке.
В истории искусства период IV – V веков можно рассматривать как
подготовительный период к эпохе Юстиниана Великого, когда «столица достигла
полного самосознания и приняла на себя руководящую роль», эпохи, получившей
название «Первого золотого века Византийской Империи».

Юстиниан Великий
и Его Ближайшие Приемники (518 – 610 годы)

Почти все писатели и архитекторы этого времени были родом из Азии и
Северной Африки. Эллинистический Восток продолжал оплодотворять
интеллектуальную и артистическую жизнь Византийской империи.
Если бросить общий взгляд на правление Юстиниана, то придется придти к
заключению, что в большей части своих начинаний он не достиг желаемых
результатов. Внешне блестящие военные предприятия на Западе, предпринятые
для возврата отнятых земель, оказались в конце концов неудачными. Не
соответствующие насущным интересам империи, войны Юстиниана разорили
страну. Церковная политика, руководимая императором, также не дала
религиозного единства и внесла лишнюю смуту в Восточные провинции. Полной
неудачей окончилась его административная реформа, приведшая из-за
неправильной налоговой политики к обнищанию и обезлюживанию деревни.
Однако два творения Юстиниана оставили глубокий след в истории
человеческой цивилизации: это – Свод гражданских прав и Св. София.

Литература

Эпоха 518 – 610 годов оставила обильное наследие в различных областях
образования и литературы. Император Юстиниан даже имел специального
историка своего времени Прокопия Кесарийского, отобразившего в своих
сочинениях весьма полную картину его правления. В композиции и стиле
Прокопий часто следовал античным историкам, таким как Геродот, Фукидиду.
Ему принадлежит три крупных исторических сочинения. Крупнейшее – «История в
8 книгах», где описываются войны Юстиниана с персами, вандалами и готами.
Другое сочинение Прокопия – «О постройках», главной темой которого является
хвалебное перечисление и описание многочисленных и многообразных
сооружений, возведенных Юстинианом. Это сочинение содержит богатый
географический, топографический и финансовый материал и вполне может
служить важным источником по истории государства.
Третье сочинение Прокопия – «Тайная история» («Anecdota» или «Historia
arcane») резко отличается от двух предыдущих тем, что содержит много
критического материала о деспотичном правлении Юстиниана и его супруги
Феодоры. Это сочинение также является очень важным источником по внутренней
политике в Византии в VI веке. В сочинениях Прокопия также нашли свое
отражение и описание истории славянской древности, сведения о верованиях
славян и прочее.
Современником Прокопия был автор «Истории Римской Империи» Петр
Патрикий, рассказывающий в своем труде о событиях второго триумвирата (от
Августа) до времени Юстиниана Отступника. Этому автору также принадлежит
трактат «О государственном устройстве», признанный как надежный источник
еще историками Средних Веков.
Среди поэтов-сатириков можно выделить Агафия из Малой Азии, перу
которого принадлежит книга «О царствии Юстиниана», охватившая период с 552
по 558 годы. Позже это сочинение было продолжено историком Мекандром
Протектором под общим названием «История», охватившая период до 582 года –
года восшествия на престол Маврикия. Сочинения же Мекандра было в свою
очередь продолжено египтянином Феофилактом Симокаттой, охватившим период с
582 по 602 годы. Эта часть сочинения дает весьма ценную информацию о
времени Маврикия, о Персии и славянах на Балканском полуострове в конце VI
века.
Одним из важнейших источников по истории периода является сочинение
старца Евагрия «Церковная история» в шести книгах, являющиеся продолжением
историй, написанных Сократом, Созоменом и Феодоритом. Кроме информации о
церковной жизни, в частности о событиях от Эфесского собора 431 – 593
годов, сочинение Евагрия содержит интересную информацию об истории всего
периода.
Ценным дополнением к «Тайной истории» Прокопия может послужить труд
Иоанна Лиднеца «Об управлении римского государства». Он содержит
многочисленные факты о внутреннем устройстве империи.
К области географии можно отнести статистический обзор Восточной
Римской Империи времени Юстиниана «Спутник путешественника» грамматика
Иерокла (Synecdemus). Автор конкретизирует внимание на политической
географии империи с ее 64 провинциями и 912 городами.
Примером художественных произведений этого периода может служить
«Жития восточных святых, или История, касающаяся путей жизни святых
Востока» (Commentarii de Beatis Orientalibus) Иоанна Эфесского на сирийском
языке. Перу этого же автора принадлежит и «Церковная история», охватывающая
время от Юлия Цезаря и до 585 года, написанная также на сирийском. Это
произведение особо ценно тем, что отражает национальную и культурную основу
церковных догматических споров.
Главой агиографов VI века следует назвать Кирилла Скифопольского,
известного как автора нескольких «житий», а именно св. Евфимия, св. Саввы и
прочих. В этой области работал и Иоанн Мосх – автор сочинения «Луг
духовный» (Pratum Spirituale), написанного по результатам путешествий
автора по Палестине, Египту, Сирии, Малой Азии, островам Средиземноморья и
Эгейского моря. Позже «Луг духовный» стал одним из популярнейших
произведений Древней Руси.
Представителями поэтического направления этого времени были Павел
Силанциарий, составивший два поэтических описания Св. Софии и ее убранства,
и Корипп, написавший на латинском языке тоже два известных произведения:
Johannis, написанное в честь полководца Иоанна Троглиты, и In Iandum
Justini.

Архитектура

Наиболее значительным архитектурным сооружением эпохи является Св.
София, или Большая Церковь, как она называлась на Востоке. Св. София была
сооружена по приказу Юстиниана на месте небольшой базилики Св. Софии
(«Божественной Премудрости»), которая была сожжена во время восстания Ника
(532 год). Для того, чтобы сделать этот храм сооружением невиданного
блеска, Юстиниан приказал прислать в столицу лучшие части древних
памятников.
Император выбрал для исполнения этого грандиозного проекта двух
талантливых архитекторов – Анфимия и Исидора. Оба были родом из Малой Азии,
Анфимий из Тралл, Исидор – из Милета. Для проведения работ им было выделено
10 000 человек. Торжественное освещение Св. Софии произошло на Рождество
537год, в присутствии императора.
Сам храм, приближаясь по своему архитектурному типу к купольным
базиликам, образует большой прямоугольник, с великолепным центральным
нефом, над которым высился громадный купол в 31 метр окружностью,
возведенный на высоте более 50 метров от поверхности земли. Из сорока
больших окон, сделанных у основания купола, обильный свет разливается по
всему храму. По обеим сторонам центрального нефа были построены двухэтажные
арки с богато украшенными колоннами. Пол и колонны были сделаны из
многоцветного мрамора, им же была выложена часть стен. Взор верующих
восхищали чудные мозаики. У вершины купола располагался громадный крест,
блиставший на мозаичном небе, усеянном звездами. Перед храмом находился
обширный двор – атриум, окруженный портиками, посреди которого был
прекрасный мраморный фонтан. Главной архитектурной особенностью Св. Софии
является громадный и вместе с тем легкий купол, до сих пор не имеющий себе
равных во всем мире.
Второй знаменитой церковью столицы, построенной Юстинианом, было
Церковь Святых Апостолов. Она была первоначально построена при Константине
Великом или Констанции, однако к VI веку она была в состоянии полного
упадка. Юстиниан снес ее и построил заново в более крупном и великолепном
масштабе. Церковь имела форму креста с четырьмя равными сторонами (Arms)
центральным куполом между четырьмя другими куполами. Среди архитекторов
церкви были Анфимий из Тралл и Исидор Младший. В 1453 году, когда
Константинополь был взят турками, церковь была разрушена для того, чтобы
освободить место для мечети Мехмеда II Завоевателя. Церковь Апостолов
известна также тем, что она была местом захоронения Византийских
императоров от Константина Великого, и выполняла она эту функцию до XI
века.
Строительная деятельность Юстиниана не ограничивалась возведением
только крепостей и церквей. Он построил также много монастырей, дворцов,
мостов, цистерн, водопроводов, бань и больниц. В отдаленных провинциях
империи имя Юстиниана связано со строительством монастыря св. Екатерины на
Синае. В апсиде церкви монастыря находится знаменитая мозаика Преображения,
относимая к VI веку.

Эпоха Династий Ираклия

(610 – 717 годы)

В том, что касается культуры, период с 610 по 717 годы является самой
темной эпохой за все время существования империи. Основной причиной
творческого упадка этого периода являлись политические условия
существования империи, которая была вынуждена направлять все силы на защиту
от внешних врагов. Персидская и позже арабское завоевание культурно
развитых и продуктивных в интеллектуальном отношении восточных провинций –
Сирии, Палестины, Египта и Северной Африки, арабская угроза Малой Азии и
самой столице, аваро–славянская угроза Балканскому полуострову – все это
создавало практически невозможные условия для интеллектуальной и
художественной жизни.
В виду внешних событий времени династии Ираклия, не удивительно, что
ни один из памятников искусства этого времени не существует в наши дни.
Известно лишь несколько памятников, относящихся к VII веку, которые
сохранились за пределами Византии. Но и они демонстрируют значительное
влияние художественной жизни Византии, заложенной в «Золотой век» Юстиниана
Великого. Среди этих памятников можно выделить собор в Эчмиадзине,
восстановленный между 611 и 628 годами и церковь цитадели в Ани (622 год)
в Армении. Мечеть Омара в Иерусалиме, построенная 687 – 690 годах, является
чистым византийским произведением. Некоторые фрески Санта Мария Антика в
Риме относятся к Vii – началу VIII века и также показывают византийское
влияние.

Литература

За это время Византийская империя не имела ни одного историка. Только
дьякон Св. Софии Георгий из Писиды (провинция в Малой Азии) описал в
гармоничных и правильных стихах компании Ираклия против персов и авар.
Среди его произведений можно выделить: «Об экспедиции императора Ираклия
против персов», «О нападении авар на Константинополь в 626 году и их
поражении в результате вмешательства Богородицы», «Ираклиада» — панегирик
императору по случаю окончательной победы над персами, «Гексамерон»
(«Шестоднев») – философско-теологическое диалектическая поэма по поводу
сотворения мира с намеками на современные автору события. Последнее
произведение распространилось далеко за пределы Византийской империи, в IVХ
веке был сделан его русский перевод. В целом современный научный мир
расценивает дьяка Георгия как лучшего византийского светского поэта.
Среди хронистов можно выделить Иоанна Антиохийского и анонимного
автора Пасхальной Хроники. Иоанн Антиохийский, который жил, вероятно, во
время Ираклия, писал всемирную хронику от Адама до смерти императора Фоки
(610 год). До наших дней сохранились лишь фрагменты этого труда, который, в
отличии от многих предыдущих, не рассматривает всемирную историю с узкой
точки зрения, а имеет более широкий взгляд. Автор демонстрирует также более
искусное использование источников, относящихся к ранним периодам.
Пасхальная же хроника, написанная также во времена Ираклия и представляющая
из себя не более чем перечисление событий от Адама до 629 года, однако,
содержит некоторое количество интересных исторических замечаний. Наиболее
интересным для современных исследователей в ней представляется описание
использованных источников, а также часть, посвященная современным автору
событиям.
В области недошедшей до нас теологической монофелитской литературы VII
века интересными представляются сочинения Максима Исповедника, который
цитировал ее фрагменты в процессе опровержения. Максим Исповедник был
одним из наиболее значительных Византийских теологов, являвшимся убежденным
сторонником православия. Будучи современником Ираклия и Константа II, за
свои убеждения он был посажен в тюрьму и, после многочисленных пыток,
сослан в кавказскую провинцию Лазику. Сочинения Максима имели большое
значение для развития византийского мистицизма. К сожалению автор не
оставил систематического изложения своих взглядов и их нужно выводить из
его многочисленных писаний.
В области агиографии можно отметить патриарха Иерусалимского
Софрония, который написал обширное повествование о египетских святых – Кире
и Иоанне. Это сочинение содержит много информации по географии, истории
нравов и обычаев. Еще более интересны писания епископа Неаполя Кипрского
Леонтия, который также жил в VII веке. Он был автором многих житий, среди
которых «Житие Иоанна Милостивого», патриарха Александрии в VII веке.
Замечательным в сочинениях Леонтия является то, что он писал, в основном,
для народных масс, то есть в разговорном стиле.
Едва ли не единственным автором церковных гимнов был архиепископ Крита
Андрей, который был уроженцем Домаска. Как автор он знаменит в основном
своим Великим каноном, который и теперь читается в Православной Церкви во
время Великого поста. Некоторые части канона показывают влияние Романа
Сладкопевца.
Большая часть узкого круга византийских писателей времени династии
Ираклия происходила из восточных провинций, некоторые из которых были уже
под властью мусульманских завоевателей.

Эпоха Иконоборчества

(717 – 867 годы)

Довольно часто утверждалось, что в области искусства эпоха
иконоборчества дала только отрицательные результаты. Верно, что иконоборцы
разрушили многие ценные произведения искусства. Однако, с другой стороны,
эта эпоха внесла новую сторону жизни в византийское искусство, обратившись
вновь к эллинистическим образцам, особенно к Александрийским, и заимствовав
некоторые направления от арабского искусства. Несмотря на гонения
иконоборцев на изображения святых, они были благосклонны к изображению
человеческой фигуры в целом. Благодаря этому оно стало более реалистичным,
подвергнувшись влиянию эллинистических моделей. Жанровые сцены повседневной
жизни стали любимым сюжетом артистов, и в целом это было время господства
чисто светского искусства.

Литература

Такое глубокое, сложное и интенсивное общественное движение как
иконоборчество, неизбежно должно было вызвать большую литературную
активность. Но, к сожалению, литература иконоборцев была полностью
уничтожена триумфаторами – иконопочитателями. Она известна в наши дни
только по маленьким фрагментам, сохранившимся в трудах оппонентов
иконоборцев, которые их цитировали с целью опровержения. Можно сказать, что
практически все сохранившиеся литературные произведения иконоборческого
периода представляют только одну точку зрения.
Аналогично предшествовавшему периоду, эпоха иконоборчества не имела
историков, хотя хронисты этого времени оставили многочисленные сочинения,
весьма ценные для изучения периода.
Свет на период предшествовавший иконоборчеству проливает Георгий
Синкелл, умерший в начале IX века. Хотя его сочинения и не затрагивают
современные ему события, они имеют очень большое значение для прояснения
некоторых проблем, оказавшихся в основе возникшего конфликта.
По настоянию Георгия Синкелла его Хроника в IX веке была продолжена
Феофаном Исповедником. Он был непримиримым врагом иконоборцев во время
второго периода движения. По приказу Льва V Армянина он был сослан на один
из островов Эгейского моря, где умер в 817 году. Хроника Феофана посвящена
периоду от царствования Диоклетиана, где Георгий Синкелл прервал свое
изложение событий, до падения императора Михаила I Рангаве в 813 году.
Сочинение Феофана весьма ценно благодаря использованию при его создании
ранних источников, некоторые из которых не сохранились, и источников,
современных событиям иконоборческого движения.
Другим значительным писателем этого времени был патриарх
Константинопольский Никифор. В своих теологических сочинениях он защищает
истинность взглядов иконопочитателей. Он опровергает аргументы иконоборцев
главным образом в своих трех «Опровержениях невежества и безбожной
бессмыслицы нечестивой Маммоны [Константина V] против спасительного
воплощения Слова Господа». С исторической точки зрения значительную
ценность имеет и его «Краткая история», охватывающая события от смерти
Маврикия в 602 году до 769 года. Это произведение содержит много интересных
фактов по политической и церковной истории этого периода.
Убежденным противником иконоборчества был и Георгий Монах Амартол,
составивший всемирную хронику от Адама до смерти императора Феофила в 842
году, то есть до окончательной победы иконопочитания. Хроника Амартола
оказала огромное влияние и на начальные шаги развития славянских литератур,
особенно русской. Начало русских летописей тесно связано с сочинением
Амартола.
Иконоборческая же литература была почти полностью уничтожена
победителями иконопочитателями, однако часть актов иконоборческого собора
754 года сохранились в актах VII Вселенского собора.
К наиболее активным деятелям иконоборчества можно отнести императора
Константина V, фрагменты работ которого сохранились в трех «Опровержениях»
патриарха Никифора. Некоторое количество других иконоборческих поэм
сохранились в сочинениях Феодора Студита.
Огромное количество литературного материала, посвященного защите
иконопочитания, оставил Иоанн Дамаскин, уроженцем Сирии, которая тогда была
под арабской властью. Его основным сочинением был «Источник Знания», третья
часть которого – «Точное изложение православной веры» — является попыткой
систематического изложения основных положений христианской веры и
догматики. В области иконопочитания можно выделить три трактата Иоанна
Дамаскина «против тех, кто недооценивает святых икон». Известен Иоанн
Дамаскин и своими церковными гимнами. Этому автору также принадлежит роман
«Варлаам и Иосаф», который пользовался огромной популярностью на всех
языках в течение средних веков. В основу этого произведения положена
известная легенда о Будде.
Второй период иконоборчества отмечен активной деятельностью
иконопочитателя Феодора Студита, аббата монастыря в Константинополе. Его
догматические и полемические сочинения ставили целью разработать
фундаментальное положение об иконах и иконопочитании. Наиболее популярными
оказались его проповеди, образовавшие Малый и Большой Катехизис. Этому
автору также принадлежит некоторое количество эпиграмм, акростихов и
гимнов.
Этот период был отмечен творческой деятельностью такой интересной
фигуры, как Касия – единственной талантливой поэтессы византийского
времени. Ее сохранившиеся поэмы и эпиграммы отличаются оригинальностью
мысли и живостью стиля.
Преследования иконопочитателей, прославленные в последствии победившей
стороной, дало богатый материал для многочисленных житий святых и
обеспечило расцвет блистательного периода византийской агиографии.

Просвещение

Во время Аморийской династии периода был достигнут известный прогресс
в области высшего образования Византии и известные продвижения в разных
областях знаний. При Михаиле III Кесарем Вардой была организована высшая
школа в Константинополе, расположенная во дворце. Там обучали семи основным
искусствам по системе, созданной еще во времена язычества. Программа
делилась на две части – тривиум (trivium), включавшую в себя грамматику,
риторику и диалектику, и квадривиум (quadrivium), включавшую в себя
арифметику, геометрию, астрономию и музыку. В школе изучали также философию
и древних классических писателей. Образование было бесплатным. Профессоров
университета хорошо оплачивала государственная казна. Одним из них был
знаменитый ученый того времени Фотий, имевший разностороннее образование и
обширные знания не только в области теологии, но и в грамматике, философии,
естественных науках, праве и медицине. Он объединил вокруг себя группу
людей, которые хотели обогатить свои знания.
Фотий, как самый ученый человек своего времени, не ограничивался
только преподаванием, но посвящал также значительную часть своего времени
литературной деятельности. Среди его сочинений можно выделить «Библиотеку,
или как ее часто называют (Мириобиблион)» («тысяча книг»). Этот труд
представляет из себя обзор книг, прочитанных автором. В «Библиотеке» Фотий
приводил отрывки из множества книг, а также свои выводы и критические
замечания. Это произведение служит великолепным источником о грамматиках,
ораторах, историках, специалистах в естественных науках, врачах, соборах,
житиях святых и т.д. Очень большое значение «Библиотеки» Фотия в том, что
здесь можно найти фрагменты несохранившихся сочинений. Он оставил также
много проповедей и писем. В двух своих проповедях он упоминает о первом
русском нападении на Константинополь в 860 году, свидетелем которого он
был.
Другим значительным ученым-математиком этого времени был Лев,
служивший государственным преподавателем в одной из константинопольских
церквей. В последующие годы он был избран епископом Фессалоники, но вскоре
низложен за иконоборческие взгляды. После этого Лев продолжил преподавать в
Константинополе и стал главой высшей школы Варды.
Из числа известных учеников константинопольской высшей школы можно
вспомнить апостола славян Константина (Кирилла), учившегося под
руководством Фотия и Льва и до своей миссии к хазарам возглавлявшего
кафедру философии.

Эпоха Македонской Династии
(867 – 1081 годы)

Время Македонской династии было отмечено интенсивным развитием в сфере
образования, литературы, воспитания и искусства. Это было время, когда
проявились самым четким образом основные черты византийской учености, что
выразилось в развитии более тесных связей между светским и теологическим
элементом, примирении античной языческой мудрости с новыми идеями
христианства. Центром научных и литературных исследований во время всего
этого периода была высшая школа в Константинополе, вокруг которой
группировались лучшие интеллектуальные силы империи.
Время Македонской династии имеет большое значение для истории
византийского искусства. Иконоборческий кризис освободил византийское
искусство от церковного и монашеского влияния, указав новые пути вне
религиозных сюжетов. Эти пути вели к возврату к традициям ранних
александрийских образцов, к развитию заимствованных от арабов украшений,
связанных с исламской традицией. Смесь этих двух традиций, а также
накопившийся за века опыт изобразительного искусство породили совершенно
новый стиль, соединивший гармонию с религиозным чувством, обладавший
серьезностью, отсутствовавшей у произведений эллинистического времени.
В этот период впервые появились имперские школы живописцев икон, где
также занимались иллюстрацией рукописей. При Василии II появился знаменитый
Ватиканский Менологий с прекрасными миниатюрами.
Влияние византийского искусства македонского времени распространилось
и заграницы империи. Последнее живописное изображение знаменитой римской
церкви Canta Maria Antica, относящейся к IX – Х веку, могут быть отнесены к
лучшим произведениям македонского возрождения. Святая София в Киеве (1037
год), как и многие другие русские церкви, также относится к «византийской»
традиции периода.

Литература

Император Лев VI, ученик Фотия, написал много проповедей, церковных
гимнов и других сочинений. Лев защищал и поддерживал всех ученых и
литераторов. Его основная заслуга заключается в поддержании
интеллектуальной атмосферы, созданной Фотием. Таким образом император
обеспечил себе место в истории образования. Лев защищал и поддерживал всех
ученых и литераторов.
Много сделал для интеллектуального развития Византии и император
Константин VII Багрянородный, отметивший себя и на литературном поприще
Х века. Императору удалось создать в обществе плодотворные научные и
литературные движения, в котором он сам принимал личное активное участие.
Константин также страстно интересовался искусством и музыкой, тратил
большие суммы денег на составление антологий из древних авторов.
Среди сочинений Константина VII можно выделить хвалебную биографию его
деда Василия I «Об управлении государством» (De administrando Imperio),
написанную между 948 и 952 годами, посвященную своему сыну и наследнику.
Сочинение содержит много ценной информации по географии иностранных
государств, их связям с Византией и византийской дипломатии. Биография
также дает сведения о северных народах – печенегах, русских, узах, хазарах,
мадьярах (турках).
Много географического есть и в третьем сочинении императора «О
фемах», частично основанном на географических трактатах V – VI веков. В это
же время было составлено большое сочинение «О церемониях византийского
двора». Оно было составлено на основе данных официальных архивов двора
различных периодов и содержало информацию о крещении, свадьбе, коронации,
похоронах императоров, о различных церковных святынях, приемах иностранных
послов, военных экспедициях и прочем. Константину мы обязаны и подробным
рассказом о триумфальном возвращении чудотворной иконы Спасителя из Эдессы
в Константинополь.
Из круга литераторов и ученых того времени происходят историк Иосиф
Генесий, автор истории от времени Льва V до Льва VI (813 – 886 годы), и
Феодор Дафнопат, написавший не сохранившееся историческое сочинение,
несколько дипломатических посланий, проповеди для христианских праздников и
несколько биографий. Примерно в это же время по просьбе императора
Константин Родосский сочинил поэтическое описание церкви апостолов, ценное
тем, что дает картину этой знаменитой церкви, позднее разрушенной турками.
Среди энциклопедий, появившихся при Константине VII, было знаменитое
собрание Житий святых, составленное Симеоном Метафрстом. К началу Х века
относятся также «Палатинская антология» (Anthologia Palatina), составленная
Константином Кефаласом.
Ко времени Константина Багрянородного относится составление
знаменитого «Лексикона Суды» (Suidas). Какая-либо информация об авторе
произведения отсутствует. Этот сборник является ценнейшим источником в
связи с тем, что в него вошли литературные и исторические статьи по поводу
не дошедших до нас сочинений.
Другой значительной фигурой периода был епископ Кесарийский Арефа,
живший в начале Х века. Особо знамениты его греческий комментарий на
Апокалипсис, первый из известных, схолии к Платону, Лукиану и Евсевию,
ценное собрание писем, сохранившееся в одной из рукописей, хранящихся в
Москве.
Лев Диакон, современник ВасилияII и очевидец событий болгарской войны,
оставил историю в 10 книгах, охватывающий период 959 – 975 годов и
содержащую рассказ об арабской, болгарской и русской компаниях империи. Эта
«История» ценна тем, что является единственным греческим источником,
современным описываемым событиям. Это сочинение также содержит большое
количество информации о Святославе и его войне с греками.
Среди хронистов этого времени следует упомянуть анонимного
продолжателя труда Феофана Исповедника (Theophanes Continuatus), описавшего
события с 813 года по 961 на основе сочинений Генесия, Константина
Багрянородного и продолжателя Георгия Амартола. В качестве одной из версий
по вопросу авторства этого труда выдвигается Феодор Дафнопат.
Группа хронистов Х века представлена четырьмя именами – Львом
Грамматиком, Феодосием Мелитенским, анонимным Продолжателем Георгия
Амартола, Симеоном Магистром и Логофетом. Все они были копиистами,
сокращавшими и перерабатывавшими Хронику Симеона Логофета, полный текст
которой до сих пор не опубликован, не смотря на существование
древнерусского перевода.
К Х веку относится также весьма интересная фигура в византийской
литературе – Иоанн Кириот, обычно известный под своим прозвищем – Геометр.
От него осталась коллекция эпиграмм и приуроченных к определенному случаю
(occasional) поэм, сочинения в стихах об аскетизме («Рай») и несколько
гимнов в честь Богородицы. Первые два типа трудов тесно связаны с
важнейшими политическими событиями того времени, такими как смерть Никифора
Фоки и Иоанна Цимисхия, восстания Варды Склира и Варды Фоки в поэме
«Восстание», болгарская война и т.д. Все они имеют немалое значение для
исследователя данного периода.
Одним из лучших византийских поэтов периода был Христофор Митиленский,
блиставший в первой половине XI века. Его короткие сочинения, написанные в
форме эпиграмм или обращений к различным лицам, включая современных ему
императоров, отличаются изяществом вкуса и тонким умом.
Период Македонской династии, особенно Х век, рассматривается как
период расцвета византийской эпической поэзии и византийских народных
песен, главным герое которых был Василий Дигенис Акрит. Этот эпический
герой проводит всю жизнь в борьбе с мусульманами и апелатами («Те, кто
угоняет скот»). Византийские исследователи полагали, что истинное событие,
на котором основано повествование, произошло в середине Х века в Кападокии
в области Евфрата. В эпосе Дигенис совершает великие подвиги и сражается за
христиан и за империю, православие и Романия (Византийская империя) при
этом неразделимы. Как это не парадоксально прототипом Дигениса был не
христианин, а полулегендарный борец за исламскую веру Сайид Баттал Гази.
Имя Дигениса Акрита оставалось популярным и в последующие периоды. Так
поэт XII века Феодор Продром, когда пытался воздать должную похвалу
императору Мануилу Комнину, назвал его «новым Акритом».
Цикл о Дигенисе представляет собой всеобъемлющую картину
византийского мира в Малой Азии и пограничных областях. Сейчас практически
очевидно, что историческим прототипом Дигениса был Диоген.
Интеллектуальная и художественная жизнь империи продолжала
развиваться в Македонский период по всем направлениям. Среди значительных
писателей этого времени был Михаил Атталиат. Его сохранившиеся сочинения
относятся к области истории и юриспруденции. Его история, охватывающая
период 1034 –1079 годов, дает представление о времени последних
Македонских правителей и смутного периода. Юридический трактат Михаила
Атталиата представляет краткий общедоступный учебник права. Весьма ценная
информация о культурной жизни византийской империи в XI веке содержится в
уставе, составленном Михаилом для богадельни и монастыря, которые он
основал.

Просвещение

В Х веке, когда византийская цивилизация переживала время блестящего
подъема, представители варварского Запада приезжали на Босфор за
образованием. Однако, в конце Х и начале XI века, когда все внимание
империи было сосредоточено на военных компаниях, интеллектуальная и
творческая активность немного упала. Правивший в то время император Василий
II относился к ученым с презрением. Отдельные личности, тем не менее
продолжали усердно работать. Высшее образование с государственной
поддержкой на широкой основе возрождается только в середине XI века при
Константине Мономахе. Вместе с этим начались и горячие диспуты о сущности
реформы высшей школы. Основная борьба развернулась между сторонниками
юридической и философской школы. Император нашел хороший способ выйти из
этой ситуации, организовав философский факультет и школу права. Основание
университета произошло в 1045 году. Философское его отделение возглавил
знаменитый ученый и писатель Пселлом. Юридическую школу возглавил Иоанн
Ксифилин. Как и ранее, образование было бесплатным. Прием был свободным для
всех тех, кто хотел поступить, вне зависимости от социального и
экономического статуса, единственным требованием был достаточный уровень
подготовки. Юридическая школа имела четко выраженные практические цели, так
как от не ждали подготовки искусных чиновников, знакомых с законами
империи.

Архитектура

Расцвет в развитии архитектуры периода пришелся на правление
императора Василия I, вошедшего в византийскую историю как великий
строитель. По его распоряжению была возведена Новая Церковь. Также был
построен новый дворец Кенургий, украшенный блестящими мозаиками. Были
восстановлены и украшены Св. София и церковь Святых Апостолов.
Основным центром архитектурной жизни был город Константинополь, однако
в византийских провинциях этого времени также сохранились важные памятники
искусства – церковь Скрипу (874 год) в Беотии, группа церквей на Афоне (Х –
начало XI века), церковь св. Луки Стириса в Фокиде (начало XI века),
церковь Неа Мони на Хиосе (середина XI века), церковь монастыря Дафни в
Аттике (конец XI века). В Малой Азии многочисленные скальные церкви в
Каппадокии сохранили большое количество весьма интересных фресок, некоторые
из которых относятся к IX. X и XI векам.

Музыка и Театр

Важным компонентом византийского искусства являлась музыка. В ней
сочетались авторитарность с демократизмом, античность с древнееврейскими
традициями. Новый этап в ее развитии связан с принятием христианства.
Религиозная музыка, получившая широкое распространение, сосуществовала
с народной, корни которой уходили в языческие времена. Становление
христианской религии, споры отцов Церкви о новой духовности, о месте музыки
в богослужении, в миросозерцании и жизни приводят к появлению христианской
литургии и развитию новых жанров вокального искусства.
С утверждением же христианской морали музыка стала выделяться из
остальных видов искусства. Она должна была не только выражать идею
универсальности мира, но и устремлять человеческие души к единой высшей
цели.
Теологи считали музыку важнейшим элементом мироздания, средством
воздействия на человеческую душу.
Возникновение византийского музыкознания тесно было связано с
древнегреческой традицией. Следует особо отметить влияние пифагорейской и
платоновской философии. Но средневековые теоретики музыки своеобразно
переломили античное учение о внутреннем строе музыки и о характере ее
воздействия на человека. По их мнению, музыка связана с нравственным
состоянием души, а плохая музыка способна привести к порче нравов, упадку
духа, даже к безумию.
Византийской музыке, как и античной, была чужда тесная связь между
теорией и практикой музицирования.
Наши представления о ранневизантийской музыкальной культуре несколько
фрагментарны. Известно, что основными жанрами были: псалмы, гимны, духовные
песни.
Со временем изменяется литургия, происходит ее унификация. В нее
вводится чередование хоров (антифонное пение), более изысканной становится
вокальная культура, богослужение становится более пышным, широкое
распространение получают юбиляции и другие музыкальные формы.
Музыка всё больше включается в формирующийся культ. Она повсеместно
распространялась, проникая в повседневную жизнь, быт, поощрялась
государством, Церковью. Для подготовки музыкантов были созданы специальные
школы, появилась возможность нотной фиксации.
Светская музыка, особенно инструментальная из-за своих языческих
корней, Церковью отрицается и даже запрещается. Поэтому до исследователей
она не дошла, о ней можно судить только на основании косвенных данных. И,
тем не менее, несмотря на все попытки регламентации культовой музыки, она
была подвержена светскому влиянию, новым тенденциям, связана с
национальными и народными традициями.
В первую очередь музыка являлась составной частью богослужения.
Трактат «О церемониях» и другие источники свидетельствуют, что на одну
мелодию пелось от 5 до 22 различных текстов. При этом, вероятно,
существовала жесткая соотнесенность между группой текстов и мелодией.
Разнообразие достигалось в основном варьированием исполнения.
Как взаимодействовали византийские композиторы, поэты и исполнители,
судить трудно. Возникают сложности и в изучении музыкальных инструментов.
Источники свидетельствуют, что в ранневизантийский период особая роль
принадлежала органу, имевшему несколько разновидностей; основными были
гидравлический и воздушный.
Императорские процессии часто сопровождались целыми оркестрами, в
которые входили трубачи, горнисты, цимбалисты, флейтисты.
Кроме литургических жанров существовали и другие. Например, антифонное
пение (исполнение произведения поочередно двумя хорами или солистом и
хором), акламации (песнопение, прославляющие императора, членов
императорской семьи, государственных и духовных сановников), кондак,
просуществовавший до VII века, затем его заменил канон.
С середины VII столетия Церковь активно боролась с многочисленными
жанрами народной музыки (лигисма, теретисма и другие). Поскольку прихожане,
а то и церковные певчие нередко использовали интонации народных песен в
музыке богослужений, VI Вселенский собор принял постановление: «Мы желаем,
чтобы присутствующие в церкви не применяли бессмысленных воплей, не
принуждали (свое) естество к крикам, не добавляли не подобающих и не
свойственных Церкви (звучаний), а с великим вниманием и благочестием
возносили псалмодии».
Оградить официальную музыку от этого влияния могло только создание
специального музыкально-поэтического искусства. Во второй половине VII — Х
в. была упорядочена литургия. В церковный обиход были введены новые
песнопения, произошли систематизация и регламентация репертуара,
канонизация ладотональной системы. Исполнение религиозных песнопений было
распределено между восемью последовательными воскресеньями; византийская
традиция приписывает создание этой системы Иоанну Дамаскину.
Упорядочению богослужения способствовало и закрепление в практике
определенных жанров: псалом, антифон. С середины VII в. самым популярным
жанром становится канон – музыкально-поэтическая композиция, исполнявшаяся
во время утренней службы. Канон содержал девять разделов, называвшихся
одами. Каждая ода представляла собой поэтический пересказ девяти библейских
песен.
Другим популярным жанром стал тропарь, первоначально представлявший
собой краткую молитву, следовавшую за стихом какого-либо псалма. Позднее он
становится основной составной частью гимнографии.
Усложняется организационное и художественное руководство хором.
Появляется канонарх – монах, который ударами палки призывал братию к пению
и суфлировал им; доместики осуществляли художественное обучение хоров,
дирижировали, исполняли сольные партии.
Певчие для хора воспитывались с детства при церквях и монастырях.
Обширность и разнообразие музыкального репертуара привели к созданию
литургических книг — рукописных сборников, в которых фиксировались
песнопения («Стихирий», «Ирмолог»). Сложилась система нотаций – знаков,
дающих певцу возможность восстановить в памяти основные мелодические
контуры произведения.
Важное место отводилось музыке в жизни византийской армии, которая
заимствовала многое из военной музыки римлян. Исполнялась она букциной и ее
разновидностью – скиталием, трубой и ручным барабаном.
Со второй половины IX века в византийском обществе возобновляется
интерес к античной музыкальной культуре. Он был связан со стремлением
византийцев понять духовные достижения древности и осознать себя
наследниками греков и римлян.
В конечном счете византийская Церковь всё-таки добилась желаемого
результата: религиозная музыка заняла доминирующее положение в музыкальной
культуре империи.
Подобное положение сложилось и в театральном искусстве.

Театр эпохи эллинизма не устраивал христианскую Церковь, и она нашла
для театрального зрелища новые формы и применение. Элементы
театрализованных действий вошли в богослужение, сделав его более
эмоциональным и впечатляющим.
В литургию стали вводить диалоги на евангельские темы. Священники
осваивают ряд сценических приемов (жесты, мимику, манеру говорить,
двигаться и т.п.).
Качественно новый момент в отношениях Церкви с театром наступает с
появлением литургической драмы – мистерии. Содержанием мистерий были
различные эпизоды из Ветхого и Нового Заветов. Показывали их обычно в дни
крупных церковных праздников.
В ХI – XII веках в Византии мистерия практически полностью вытеснила
светский театр, хотя он продолжал существовать.

Изобразительное Искусство и Иконопись

Византийское изобразительное искусство было представлено прежде всего
монументальной живописью и иконописью, которые в своем развитии прошли те
же этапы становления, расцвета и упадка, что и вся художественная культура.
Целью византийской художественной системы было создание на земле
некоего образа небесного мира. Добиться этого можно было, только соединяя
архитектуру с живописной росписью.
В переходный период происходит разрушение старых изобразительных форм
и определяются направления поиска новых решений и нового художественного
языка, способного передать христианские идеалы.
Эти поиски осуществляются и в церковной мозаике, и во фресковой
живописи, и в иконописи, и в книжной миниатюре. Христианские богословы и
художники уже сосредоточили внимание на разработке иконографического
канона.
Преобладающими в раннехристианском искусстве Византии стали символика
и геометрический орнамент, почерпнутые с Востока.
Крупнейшим центром формирования изобразительного искусства была
Александрия, но не только она. Значительное воздействие на византийскую
культуру оказали и памятники сиро-палестинского круга.

Иконопись как особый вид христианского искусства появилась в V веке.
Церковь санкционировала ее существование в VI столетии. Как предмет культа
икона получила особое значение у восточных христиан.
Но случилось это далеко не сразу. Причиной стал официальный запрет
изображать Бога (императорский указ 572 г.); затем развилось движение
иконоборчества. Этим был вызван упадок традиций изобразительного искусства
византийской культуры.
Однако именно в этот период – отчасти в ходе полемики с
иконоборцами – произошло формирование византийской теории образа,
изображения, иконы. Впоследствии на этой основе сформировалась
теоретическая база всего византийского, а вслед за ним и старославянского,
и древнегрузинского, и, отчасти, средневекового западного искусства.
Среди первых защитников иконописи был известный византийский богослов,
философ и поэт Иоанн Дамаскин (около 675 – около 754 года). По Дамаскину,
сущностной характеристикой образа является подобие его прототипу по
основным его параметрам. Образ близок к оригиналу, но не является его
копией. Дамаскин считает, что изображено может быть практически всё – весь
универсум, и, прежде всего, видимое глазу.
Что касается образа Бога, то невидимого и неописуемого Бога написать
невозможно, но Бога, воплотившегося, вочеловечившегося не только можно, но
и необходимо изображать.
Иконопочитатели доказывали, что Писание запрещает изображать только
Бога бестелесного, и призывали живописцев изображать все события земной
жизни Христа. Но художник должен следовать канону – правилам иконографии,
диктовавшим композицию, тип фигур и лиц, основы цветового решения.
Канон в известной мере обуславливал и образный строй, и основные
сюжеты иконописи – Рождество Христа, Крещение в Иордане, Преображение на
Фаворе, страдания, смерть, и символы Его Божественной природы –
спасительный крест, гроб, и т.п. Так, тип Оранты (стоящая фигура с
распростертыми руками) предопределял торжественность и величие, тип
изображения Богоматери с прижавшимся к ней Младенцем и т.д. Икона-образ
становится предметом поклонения.
С появлением в христианской иконописи изображений святых и персонажей
Писания объединяются две культовые функции – поминовение и поклонение.
Число дошедших до нас ранневизантийских икон невелико. Все они
датируются VI – VII веками (например, иконы монастыря Св. Екатерины на
Синае). Изображение в этот период было, как правило, плоскостное. Основной
их чертой кажется отсутствие внутренней динамики и предпочтение число
внешних связей: образ – зритель.
На монументальное искусство также оказали влияние идеи отцов Церкви,
видевших в образе важное связующее человека с Богом звено. Излюбленной
техникой была мозаика.
Монументальная мозаика украшала стены и перекрытия церковных и
светских зданий. Характерной ее особенностью можно считать употребление
смальты. В цветовой гамме господствовал ярко-зеленый и золотой тона. Ярко-
зеленая поверхность олицетворяла землю, фоном служил золотой цвет; одежды
ангелов – белые, пурпурные одежды олицетворяли власть и т.п.
Наиболее известными памятниками этого периода являются мозаичные
ансамбли церкви Святого Георгия в Салониках, церквей Равенны.
Одним из видов изобразительного искусства в IV веке становится книжная
иллюстрация. Широко распространились кодексы – рукописи, состоящие из
отдельных сброшюрованных листов с упорядоченным форматом. Кодекс пришел на
смену античному свитку.
В V веке получили распространение пурпурные кодексы – манускрипты,
выполненные на окрашенном в пурпурный цвет пергаменте. Текст нередко писали
золотом и серебром (Венская Библия, VI век).
Изменяются приемы иллюстрации. Типичными стали отдельные картинки,
вшивавшиеся в книгу.
Художественная деятельность подчинялась нуждам богословия – или воле
заказчика. Личность художника отступала на второй план. На византийских
памятниках и в документах имя художника почти никогда не фигурирует, зато
очень часто встречаются имена тех лиц, для которых данные памятники были
исполнены.
Из сущности иконы вытекало требование подобия в изображении одинаковых
сюжетов и персонажей. Индивидуальное и тут отступало на второй план перед
всеобщим и отвлеченным. Этот принцип и в дальнейшем превалировал в
византийском, да и вообще в средневековом искусстве.
Правда, представления о том, как подобные принципы реализуются,
менялись. Интересны мозаичные памятники VII века (например, церковь Сант
Аполлинаре ин Классе в Равенне). Ощущается отход от торжественно-величавых
идеалов, преобладавших в VI веке.
В мозаику введен синий фон вместо золотого, за спинами фигур помещены
занавеси. Живописные разработки отличаются большей легкостью и свободой.
Основной задачей художника в этот период стала передача духовно-
эмоциональной стороны образа, его человеческое содержание.
В IX – XII веках основная роль в развитии изобразительного искусства
принадлежала Константинополю. В художественных памятниках столицы – с
большей последовательностью, чем в провинции, – разнообразные тенденции
вписывались в совершенную и унифицированную систему. Постепенно эта система
усваивалась и в других центрах.
В расположении сюжетов на сценах собора художники тоже подчинялись
правилам канона; апсида была посвящена Богоматери, купол – Иисусу Христу,
окруженному архангелами. По сторонам от Богоматери размещались архангелы
Михаил и Гавриил. Стены апсиды украшались обычно композицией Евхаристии
(принятия апостолами причастия от Христа). К этой группе сюжетов добавлялся
цикл праздников – двенадцать сцен. Композиция, напоминавшая о Страшном
суде, завершала этот ансамбль.
Параллельно с выработкой канонов идет освоение образцов античного
искусства. Возвращение к античным образцам наметилось и в рукописях,
которые копировались с наибольшим приближением к оригиналу.
В XI веке в миниатюрах и мозаике утверждается классический
византийский стиль, весьма распространенный на окраинах империи (Греция,
Фокида).
Очень интересна мозаика Дафни (конец XI века). Отход от
монументальности происходит не только в живописи, но и в манускриптах.
Достигаются равновесие иллюстраций и текста, их образное и графическое
единство.
Возродилась миниатюра на полях. Иногда при сохранении постраничных
иллюстраций лист дробился на множество мелких сцен и изображений, порой
фигуры вплетались в текст, образовывали очертания букв.
Заставки и инициалы воспринимались как ювелирное изделие.
В миниатюрах усиливаются декоративные мотивы, использовались
изображения животных, порой имевшие символический смысл. Краски приобрели
густоту и плотность.
Заметную роль в убранстве храма XI – XII веков начали играть иконы,
расположенные на алтарной преграде. Наряду с иконами, исполненными яичной
темперой на деревянной доске, существовали переносные мозаичные иконы – на
металлической доске, к которой прикрепляли мелкие кусочки смальты, скрепив
их воском.
Были и перегородчатые эмали на золоте.
Вместе с традиционными сюжетами в живописи XI – ХII веков появляются
светские сюжеты – военно-триумфальные сцены и т.п.
Период с ХIII до начала ХV века многие исследователи называют временем
застоя и упадка. Но в среде современных исследователей существует и иное
мнение. А именно то, что тогда зародился и развился вполне самобытный
палеологический стиль.
С падением столицы в 1204 году был уничтожен основной стержень
византийской культуры. Начинается эмиграция византийских художников, вместе
с нею происходит экспансия византийского искусства в Европу.
Новый стиль, сформировавшийся в ХIII – XV веках, проявился в том, что
художники стали стремиться к оптическому единству образа. Они пытаются дать
целостное пространственное построение, фигуры и архитектура у них
неразрывно связаны.
Изображаются драматические эпизоды и чисто жанровые детали. Это
особенно характерно для изображений святых с клеймами. В клеймах (на полях
иконы) размещаются сцены из жизни подвижников.
Новый стиль сказался и на оформлении манускриптов. Возрос интерес к
портретным изображениям и к пространственному построению миниатюры.
Но подъем изобразительного искусства оказался недолгим, его сменил
отрешенный аскетический живописный стиль, нашедший сторонников далеко за
пределами Константинополя.

Заключение

Основная «заслуга» Византийской Империи в области культуры, на мой
взгляд, заключалась в том, что она была «золотым мостом», соединявшим
западную и восточную культуру. Она оказала глубокое и устойчивое
воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал
распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия,
Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь,
Закавказье, Северный Кавказ и Крым — все они в той или иной степени
соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно
культурное византийское влияние, естественно, сказывалось в странах, где
утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской
церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии,
общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических
идей и права, оно проникало во все сферы искусства — в литературу и
зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое
культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции,
но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам.
Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и
Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию
их культур.
Несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше
Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-
сельджуками. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г.,
поставили точку в истории Византийской империи. Но это не был конец ее
художественного и культурного развития. Византия внесла огромный вклад в
развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры
перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа
развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно
назвать «вторым Римом», т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем
не уступает Римской империи.
После 1000-летней истории Византия прекратила свое существование, но
не осталась в забытьи самобытная и интересная византийская культура,
которая передала культурно-историческую эстафету русской культуре.

Иллюстрации

[pic][pic][pic]
[pic][pic][pic]
[pic][pic][pic][pic]
[pic]

[pic][pic][pic][pic]

[pic][pic]

[pic][pic]

[pic]

Список Источников

1. Литература:
1) Васильев А.А. «История Византийской Империи до крестовых
походов»
2) Удальцова *.*. «Византийская культура»

2. Научные статьи:
1) Вазинская Т.Я. «Музыкальная культура Византии»
2) Ртищева Г.А. «Культура Византии. Материалы к урокам»
3) Дина Носова «Краткий обзор Византийской культуры»
4) Ольга Сорокина «Культура Византии»

[pic] [pic] [pic]

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий