Особые черты и признаки предпринимательства

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

1. Особые черты, характерные особенности и признаки
предпринимательства

2. Классификация хозяйственных рисков

3. Способы и методы нейтрализации рисков

Список литературы


1. Особые черты, характерные особенности и
признаки предпринимательства

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью,
понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую
на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение
прибыли. За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие,
производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто
предпринимательскую деятельность называют бизнесом. Развитие предпринимательства
играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста
промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера
экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу
и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими
результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в
условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной
инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство
обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию»
устаревших. Оно способствует развитию конкуренции и «маркетизации», а
также увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и
вывоза капитала. Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии
развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Таким
образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип
экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения
экономического успеха. Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность
и независимость хозяйствующих субъектов
. В основе их поведения лежат внутренние
побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все
вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной
конъюнктуры. В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной
экономической заинтересованности и ответственности
. Собственная выгода является
движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя
свои собственные интересы, работает на общественные. Например, Г. Форд занялся производством
автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду,
но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая наводнила
машинами весь мир. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более
переплетается с коллективным интересом фирмы или компании. Обладая самостоятельностью,
предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности.
Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать
в жестком режиме. Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого
поиска
. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество
и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий
подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента,
деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей,
документы, обходные пути — неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит
и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано
встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная,
тихая размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя. Характерным
признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный
риск
. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления
и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой
деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом
пути. По оценке специалистов, из ста проходящих проверку новых идей реальное применение
находят не более двух. Не всякий мелкий бизнес является предпринимательским. Чтобы
быть предпринимательским, предприятие должно обладать особыми свойствами
вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что
он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует
ценностные установки. Еще один характерный признак предпринимательства заключен
в его принадлежности к относительно кратковременным, тактическим способам действия.
Предпринимательство в узком смысле слова не относится непосредственно к экономической
стратегии, рассчитанной на долговременный период. Однако и в стратегических проектах
могут присутствовать предпринимательские идеи и отдельные очаги предпринимательства.
Так, к примеру, если долговременный проект ставит своей основной целью получение
прибыли, сопряжен с риском и ответственностью, основан не на тривиальных идеях,
его правомерно считать предпринимательским. Однако в большинстве случаев предпринимательские
действия вписываются в относительно кратковременные сделки. Предпринимательская
деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых
сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным
временным интервалом. Сделка — основной кирпич, из которого строится предпринимательское
здание. При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре
или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов
в интересах получения взаимной выгоды. Гражданский кодекс Российской Федерации,
принятый Государственной Думой 21 октября 1994 г. и одобренный Советом Федерации, определяет сделку следующим образом: «Сделками признаются
действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или
прекращение гражданских прав и обязанностей». Определение предпринимательства
будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица —
самого предпринимателя. Предпринимателем, или субъектом предпринимательства,
согласно принятому законодательству может быть гражданин страны, признанный дееспособным
в установленном законом порядке (не ограниченный в дееспособности). Граждане иностранных
государств и лица без гражданства могут выступать в качестве предпринимателей в
пределах правомочий, установленных законодательством. Наряду с индивидуальным и
частным допускается коллективное предпринимательство. В роли коллективных предпринимателей
(партнеров) выступают объединения граждан, использующие как собственное, так и приобретенное
на законном основании имущество. Официальный статус предпринимателя приобретается
посредством его государственной регистрации либо как участника индивидуального предпринимательства
(без применения наемного труда), либо как предприятия (с допустимым привлечением
наемного труда в рамках, определяемых законом). Предприниматель может выступать
при этом и как физическое, и как юридическое лицо. Законодательство о предпринимательстве
предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности с использованием
средств производства, имущества, ценностей как самим их собственником, так и другим
субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяйственного ведения, предоставленном
собственником. Обобщая изложенное выше, можно выделить необходимые (базовые) и возможные
(вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым (базовым) следует отнести
организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики
(риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т.д.) являются возможными
(вторичными) свойствами предпринимательства. Развитие предпринимательства тесно
связано со средой, которая предполагает определенную экономическую, социально-культурную,
технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую обстановку.
Экономическая ситуация обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности
покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных
рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие
и доступность денежных средств. На экономическую обстановку оказывает влияние политическая
ситуация
. В определенной степени способы управления экономикой есть результат
политических целей и задач находящегося у власти правительства. Предпринимательство
действует и развивается в рамках соответствующей правовой среды. Система
постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие
бизнеса. Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития,
который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование
технологических процессов, химизацию. Организационно-техническая среда характеризуется
наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские
фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т.д.). Физическая
или географическая среда
включает комплекс природных условий, которые оказывают
влияние на размещение предприятий. Макросреда — экономические, правовые,
политические, социально-культурные, технологические, физические (или географические)
условия деятельности создают предпосылки для развития предпринимательства.

2. Классификация хозяйственных рисков

Законодательно установлено, что предпринимательская деятельность
является рисковой, т.е. действия участников предпринимательства в условиях сложившихся
рыночных отношений, конкуренции, функционирования всей системы экономических законов
не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены. Многие решения
в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности,
когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов,
осуществление которых сложно предсказать (рассчитать, как говорится, на все сто
процентов). Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано со множеством
условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.
Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно
стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников
хозяйственного оборота. Опыт развития всех стран показывает, что игнорирование или
недооценка хозяйственного риска при разработке тактики и стратегии экономической
политики, принятии конкретных решений неизбежно сдерживает развитие общества, научно-технического
прогресса, обрекает экономическую систему на застой. Возникновение интереса к проявлению
риска в хозяйственной деятельности связано с проведением в России экономической
реформы. Хозяйственная среда становится все более рыночной, вносит в предпринимательскую
деятельность дополнительные элементы неопределенности, расширяет зоны рисковых ситуаций.
В этих условиях возникают неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного
результата, а следовательно, возрастает и степень предпринимательского риска. Экономические
преобразования, происходящие в России, характеризуются ростом числа предпринимательских
структур, созданием ряда новых рыночных инструментов. В связи с процессами демонополизации
и приватизации государство правомерно отказалось от роли единоличного носителя риска,
переложив всю ответственность на предпринимательские структуры. Однако большое число
предпринимателей открывают свое дело при самых неблагоприятных условиях. Нарастающий
кризис экономики России является одной из причин усиления предпринимательского риска,
что приводит к увеличению числа убыточных предприятий. Значительный рост числа убыточных
предприятий позволяет сделать вывод о том, что не учитывать фактор риска в предпринимательской
деятельности нельзя, без этого сложным является получение адекватных реальным условиям
результатов деятельности. Создать эффективный механизм функционирования предприятия
на основе концепции безрискового хозяйствования невозможно. Риск составляет объективно
неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность
— неизбежная характеристика условий хозяйствования. В экономической литературе часто
не делается различий между понятиями «риск» и «неопределенность».
Их следует разграничивать. В действительности первое характеризует такую ситуацию,
когда наступление неизвестных событий весьма вероятно и может быть оценено количественно,
а второе — когда вероятность наступления таких событий оценить заранее невозможно.
В реальной ситуации решение, принимаемое предпринимателем, почти всегда сопряжено
с риском, который обусловлен наличием ряда непредвиденных факторов неопределенности.
Следует заметить, что предприниматель вправе частично переложить риск на других
субъектов экономики, но полностью избежать его он не может. Справедливо считается:
кто не рискует, тот не выигрывает. Иными словами, для получения экономической прибыли
предприниматель должен осознанно пойти на принятие рискового решения. Можно с уверенностью
сказать: неопределенность и риск в предпринимательской деятельности играют очень
важную роль, заключая в себе противоречие между планируемым и действительным, т.е.
источник развития предпринимательской деятельности. Предпринимательский риск имеет
объективную основу из-за неопределенности внешней среды по отношению к фирме. Внешняя
среда включает в себя объективные экономические, социальные и политические условия,
в рамках которых фирма осуществляет свою деятельность и к динамике которых она вынуждена
приспосабливаться. Неопределенность ситуации предопределяется тем, что она зависит
от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать
с приемлемой точностью. Сказывается также и отсутствие четкости в определении целей,
критериев и показателей их оценки (сдвиги в общественных потребностях и потребительском
спросе, появление технических и технологических новшеств, изменение конъюнктуры
рынка, непредсказуемые природные явления). Экономическое поведение предпринимателя
при рыночных отношениях основано на выбираемой, на свой риск реализуемой индивидуальной
программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей, которые вытекают
из законодательных актов. Каждый участник рыночных отношений изначально лишен заранее
известных, однозначно заданных параметров, гарантий успеха: обеспеченной доли участия
в рынке, доступа к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости
покупательной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других
инструментов экономического управления. Наличие предпринимательского риска — это,
по сути дела, оборотная сторона экономической свободы, своеобразная плата за нее.
Свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей,
следовательно, по мере развития рыночных отношений в нашей стране будут возрастать
неопределенность и предпринимательский риск. Устранить неопределенность будущего
в предпринимательской деятельности невозможно, так как она является элементом объективной
действительности. Риск присущ предпринимательству и является неотъемлемой частью
его экономической жизни. До сих пор мы обращали внимание только на объективную сторону
предпринимательского риска. Действительно, риск связан с реальными процессами в
экономике. Объективность риска связана с наличием факторов, существование которых
в конечном счете не зависит от действия предпринимателей. Восприятие риска зависит
от каждого конкретного человека с его характером, складом ума, психологическими
особенностями, уровнем знаний в области его деятельности. Для одного предпринимателя
данная величина риска является приемлемой, тогда как для другого — неприемлемой.
В настоящее время можно выделить две формы предпринимательства. В первую очередь,
это коммерческие организации, основанные на старых хозяйственных связях. В ситуации
неопределенности такие предприниматели стараются избегать риска, пытаясь приспосабливаться
к изменяющимся условиям хозяйствования. Вторая форма — это вновь созданные предпринимательские
структуры, характеризующиеся развитыми горизонтальными связями, широкой специализацией.
Такие предприниматели готовы рисковать, в рисковой ситуации они маневрируют ресурсами,
способны очень быстро находить новых партнеров. Сложность классификации предпринимательских
рисков заключается в их многообразии. С риском предпринимательские фирмы сталкиваются
всегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач. Существуют определенные
виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские
организации, но наряду с общими есть специфические виды риска, характерные для определенных
видов деятельности: так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности,
а последние, в свою очередь, от рисков в производственном предпринимательстве. Видовое
разнообразие рисков очень велико — от пожаров и стихийных бедствий до межнациональных
конфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность,
и инфляционных колебаний. С риском предприниматель сталкивается на разных этапах
своей деятельности, и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации
может быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается какое-то
условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для риска такими источниками
являются: непосредственно хозяйственная деятельность, деятельность самого предпринимателя,
недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат
предпринимательской деятельности. Исходя из этого, следует различать:

· 
риск, связанный с хозяйственной деятельностью;

· 
риск, связанный с личностью предпринимателя;

· 
риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды.

По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить
на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя
среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать
на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности.
Таким образом, к внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью
предпринимателя. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего
предпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стране,
и других ситуациях, а соответственно и о потерях предпринимателей, возникающих в
результате начавшейся войны, национализации, забастовок. Источником внутренних рисков
является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного
менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных
злоупотреблений. Основными среди внутренних рисков являются кадровые риски, связанные
с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников фирмы. С точки зрения
длительности во времени предпринимательские риски можно разделить на кратковременные
и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю
в течение конечного, известного отрезка времени, например транспортный риск, когда
убытки могут возникнуть во время перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной
сделке. К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской
деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики,
например риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой или риск разрушений
зданий в районе с повышенной сейсмической опасностью. По степени правомерности предпринимательского
риска могут быть выделены: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный)
риски. Все предпринимательские риски можно также разделить на две большие группы
в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые. Предприниматель
может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности обезопасить
себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. Таким образом, некоторые
виды риска, такие, как риск гибели имущества, риск возникновения пожара, аварий
и др., предприниматель может застраховать. Риск страховой — вероятное событие или
совокупность событий, на случай наступления которых проводится страхование. В зависимости
от источника опасности страховые риски подразделяются на две группы:

· 
риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия,
землетрясения, наводнения и др.);

· 
риски, связанные с целенаправленными действиями человека.

К рискам, которые целесообразно страховать, относятся:

· 
вероятные потери в результате пожаров и других стихийных бедствий;

· 
вероятные потери в результате автомобильных аварий;

· 
вероятные потери в результате порчи или уничтожения продукции при
транспортировке;

· 
вероятные потери в результате ошибок сотрудников фирмы;

· 
вероятные потери в результате передачи сотрудниками фирмы коммерческой
информации конкурентам;

· 
вероятные потери в результате невыполнения обязательств субподрядчиками;

· 
вероятные потери в результате приостановки деловой активности фирмы;

· 
вероятные потери в результате возможной смерти или заболевания руководителя
или ведущего сотрудника фирмы;

· 
вероятные потери в результате возможного заболевания, смерти или несчастного
случая с сотрудником фирмы.

Существует еще одна группа рисков, которые не берутся страховать
страховые компании, но при этом именно взятие на себя нестрахуемого риска является
потенциальным источником прибыли предпринимателя. Но если потери в результате страхового
риска покрываются за счет выплат страховых компаний, то потери в результате нестрахуемого
риска возмещаются из собственных средств предпринимательской фирмы. Следует выделить
еще две большие группы рисков: статистические (простые) и динамические (спекулятивные).
Особенность статистических рисков заключается в том, что они практически всегда
несут в себе потери для предпринимательской деятельности. При этом потери для фирмы,
как правило, означают и потери для общества в целом. В соответствии с причиной потерь
статистические риски могут далее подразделяться на следующие группы:

· 
вероятные потери в результате негативного действия на активы фирмы
стихийных бедствий (огня, воды, землетрясений, ураганов и т.п.);

· 
вероятные потери в результате преступных действий;

· 
вероятные потери вследствие принятия неблагоприятного законодательства
для фирмы (потери связаны с прямым изъятием собственности либо с невозможностью
взыскать возмещение с виновника из-за несовершенства законодательства);

· 
вероятные потери в результате угрозы собственности третьих лиц, что
приводит к вынужденному прекращению деятельности основного поставщика или потребителя;
потери вследствие смерти или недееспособности ключевых работников фирмы либо основного
собственника фирмы (что связано с трудностью подбора квалифицированных кадров, а
также с проблемами передачи прав собственности). В отличие от статистического риска
динамический риск несет в себе либо потери, либо прибыль для фирмы. Поэтому их можно
назвать «спекулятивными». Кроме того, динамические риски, ведущие к убыткам
для отдельной фирмы, могут одновременно принести выигрыш для общества в целом. Поэтому
динамические риски являются трудноуправляемыми.

3. Способы и методы нейтрализации рисков

Высокая степень риска проекта приводит к необходимости поиска
путей ее искусственного снижения. В практике управления проектами применяют следующие
способы снижения риска:

· 
диверсификацию;

· 
распределение риска между участниками проекта (передача части риска
соисполнителям);

· 
страхование;

· 
хеджирование;

· 
резервирование средств;

· 
покрытие непредвиденных расходов.

Рассмотрим каждый из перечисленных способов снижения риска.

Диверсификация. Под диверсификацией понимается инвестирование
финансовых средств в более чем один вид активов, т.е. это процесс распределения
инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно
не связаны между собой. Фирма в своей хозяйственной деятельности, предвидя падение
спроса или заказов на основной вид работ, готовит запасные фронты работ или переориентирует
производство на выпуск другой продукции. Применение фирмой диверсифицированного
портфельного подхода на рынке ценных бумаг (комбинация разнообразных ценных бумаг)
позволяет максимально снизить вероятность недополучения дохода. Диверсификация предусматривает
два основных способа управления рисками — активный и пассивный. Активное управление
представляет собой составление прогноза размера возможных доходов по основной хозяйственной
деятельности от реализации нескольких инвестиционных проектов. Активная тактика
фирмы по продвижению продукции предполагает, с одной стороны, пристальное отслеживание,
изучение и реализацию наиболее эффективных инвестиционных проектов, захват значительной
доли рынка со специализацией по однородному выпуску продукции, а с другой стороны,
— максимально быструю переориентацию одного вида работ на другой, включая возможную
передислокацию на другую территорию, рынок. Пассивное управление предусматривает
создание неизменного рынка товаров с определенным уровнем риска и стабильное удерживание
своих позиций в отрасли. Пассивное управление характеризуется низким оборотом, минимальным
уровнем концентрации объемов работ. Распределение риска между участниками проекта.
Обычная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным
за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать
риски. Однако часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом
отношении, чтобы преодолеть последствия действия рисков. Фирмы-консультанты, поставщики
оборудования и даже большинство подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации
риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование.
Распределение риска реализуется при разработке финансового плана и контрактных документов.
Как и анализ риска, его распределение между участниками проекта может быть качественным
и количественным. Качественное распределение риска подразумевает, что участники
проекта принимают ряд решений, которые либо расширяют, либо сужают диапазон потенциальных
инвесторов. Чем большую степень риска участники намереваются возложить на инвесторов,
тем труднее участникам проекта привлечь к финансированию проекта опытных инвесторов.
Поэтому участникам проекта рекомендуется при ведении переговоров проявлять максимальную
гибкость в вопросе о том, какую долю риска они согласны на себя принять. Желание
обсудить вопрос о принятии на себя участниками проекта большей доли риска может
убедить опытных инвесторов снизить свои требования. Страхование. Страхование
риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании. Могут быть
применены два основных способа страхования: имущественное страхование и страхование
от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы:

· 
страхование риска подрядного строительства;

· 
страхование морских грузов;

· 
страхование оборудования, принадлежащего подрядчику.

Страхование от несчастных случаев включает:

· 
страхование общей гражданской ответственности;

· 
страхование профессиональной ответственности.

Страхование морских грузов предусматривает защиту от материальных
потерь или повреждений любых перевозимых по морю или воздушным транспортом строительных
грузов. Страхование охватывает все риски, включая форс-мажорные обстоятельства,
и распространяется на перемещение товаров со склада грузоотправителя до склада грузополучателя.
Иными словами, каждая отправка груза страхуется применительно ко всему процессу
ее перемещения, включая наземную транспортировку в порт отгрузки и из порта выгрузки.
Страхование оборудования, принадлежащего подрядчику, широко используется подрядчиками
и субподрядчиками, когда в своей деятельности они применяют большое количество принадлежащего
им оборудования с высокой восстановительной стоимостью. Эта форма страхования обычно
распространяется также на арендуемое оборудование. Кроме того, она часто применяется
для защиты от последствий физического повреждения транспортных средств. Страхование
общей гражданской ответственности является формой страхования от несчастных случаев
и имеет целью защитить генерального подрядчика в случае, если в результате его деятельности
третья сторона потерпит телесные повреждения, личный ущерб или повреждение имущества.
Страхование профессиональной ответственности осуществляется только в том случае,
когда генеральный подрядчик несет ответственность за подготовку архитектурной или
технической части проекта, управление проектом, оказание других профессиональных
услуг по проекту. Хеджирование. Для осуществления разных методов страхования
валютного и процентного рисков в банковской, биржевой и коммерческой практике используется
хеджирование (от англ. hedge — ограждать). Хеджирование — это процесс страхования
риска от возможных потерь путем переноса риска изменения цены с одного лица на другое.
Сделки, предметом которых является поставка актива, в будущем называются срочными.
Сделки, имеющие своей целью немедленную поставку актива, называются слоговыми (кассовыми).
Первое лицо называют хеджером, второе — спекулянтом. На срочном рынке присутствует
и третий участник — арбитражер. Арбитражер — это лицо, извлекающее прибыль за счет
одновременной купли-продажи одного и того же актива на разных рынках, если на них
наблюдаются разные цены. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения
курсов (цен), называется «хедж». Хеджирование способно оградить хеджера
от потерь, но в то же время лишает его возможности воспользоваться благоприятным
развитием конъюнктуры. Хеджирование осуществляется с помощью заключения срочных
контрактов: форвардных, фьючерсных и опционных. Форвардный контракт — это соглашение
между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается
вне биржи и обязательно для исполнения. Фьючерсный контракт — это соглашение между
двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается на бирже,
а его исполнение гарантируется расчетной палатой биржи. Опционный контракт — это
соглашение между двумя сторонами о будущей поставке предмета контракта, которое
заключается как на бирже, так и вне биржи и предоставляет право одной из сторон
исполнить контракт или отказаться от его исполнения. Предметом соглашения могут
выступать различные активы — валюта, товары, акции, облигации, индексы и другое.
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. Создание резерва
средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой один из способов
управления рисками, предусматривающий установление соотношения между потенциальными
рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления
сбоев в выполнении проекта. Основной проблемой при создании резерва на покрытие
непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков. При определении
суммы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность
первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов в зависимости от этапа проекта,
на котором проводилась эта оценка.


Список литературы

1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. — учебник для вузов. — М.: ИНФРА
— М. 2001. — 608с.

2. Колчина Н.В. Финансы предприятий: учебник для вузов. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 447 с.

3. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. — учебное
пособие. изд. ТРТУ, 2004.

4. Крутик А.Б. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие
для высш. учеб. заведений / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. — М.: издательский центр
«Академия», 2006. — 160 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий