Братские школы и их роль в развитии культуры

Дата: 21.05.2016

		

Индекс группа: 3-99 БУБ № 2170
Фамилия, имя, отчество студента:
Пушкина Арина Николаевна
Домашний адрес:
г. Киев, ул. Энтузиастов, дом 11/1, кв. 91.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:
«УКРАИНСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ КУЛЬТУРА»

тема № 10
«Братские школы и их роль в развитии культуры»

Методист деканату
Дайнюк Татьяна Владимировна

г. Киев 1999 год

План:
|Вступление. |ст.3 |
|Борьба между православием и католицизмом XIV – XVI ст. Последствия|ст.3 |
|отказа украинской знати от православия | |
|Возрождение православия и культуры Украины. Константин Острозкий и|ст.5 |
|Острозкая академия. | |
|Роль Братств и Братских школ в возрождении православия и культуры |ст. 6 |
|Украины. | |
|Вывод. |cт. 10|

2
Братские школы и их роль в развитии культуры.

Борьба за сохранение культурной самобытности давно стала одной из
основных тем в истории украинцев. Постоянно находясь под властью чужеземных
государств, они неоднократно испытывали попытки ассимиляции господствующей
культурой.
XIV — XVI ст., со времен существования Киевской Руси, времена, когда
Украина находилась под Литовско-польской властью Основным вопросом
культурной жизни Украины в эти времена, был национальной вопрос. Он влиял
на всю политическую, социальную, экономическую и в первую очередь духовную
жизнь народа. В Большом Княжестве Литовском «русский элемент» (не чисто
украинский, так как наравне с ним выступал и белорусский) был
господствующим по отношению к языку и церкви включительно. Вследствие
постепенной победы Польши с ее развитой культурой, вносился и польский
элемент, и между этими различными элементами началась борьба, борьба между
православием и католицизмом (в то время для всех европейцев религия была
основным идеологическим вопросом), она возложила начало первой в украинской
истории большой идеологической дискуссии.
Православие в эти времена по-прежнему оставалось синонимом культуры.
Его роль в украинском обществе возрастала (из-за отсутствия собственного
государства церковь служила для украинцев единым институтом выражения их
самобытности). Однако как раз тогда, когда ощущалась потребность в сильной
и вдохновляющей православной церкви, она попала в состояние глубокого
упадка.
Навязывание католической веры на Украине имело катастрофические
последствия, первой сдалась украинская знать, как и каждая знать, она была
чувствительной к собственному социальному статусу, и связь с религией и
3
культурой (а православие считались неполноценным) глубоко поражала ее
самолюбие. Вследствие этого украинские аристократы стали массово отрекаться
от веры отцов и принимать католицизм, а с ним польский язык и культуру.
В 1610 г. в преисполненному скорби трактате «Тренос», или «Плач
Святой Восточной Церкви» ведущий представитель православия оплакивал потерю
ее самых знатных родов: «Где в данное время бесценные бриллианты
православной короны, прославленные роды князей – Острозкие, Слуцкие,
Збаражские, Заславские, Пронские, Горские ….. Где в данное время те, что
окружали их… благородные, славные, отважные, сильные и давние дома
народа, что на весь мир славился престижем, могуществом и отвагой?» За этим
риторическим вопросом стоял общеизвестный факт перехода всех этих славных
магнатских родов к лагерю католиков-поляков.
Тяжело преувеличить те серьезные последствия, которые имела для
украинцев потеря собственной элиты. В обществах, которые положили начало
современной Европы, с их иерархическим строением, народ без знати все
равно, что тело без головы. Это означало, что Украина утратила этот класс,
который обычно осуществлял политическое руководство, ставил определенные
политические цели, оказывал содействие культуре и образованию, поддерживал
церковь и давал ощущения этнополитической самобытности общества. С
распространением католицизма среди украинской знати, православие, а также
украинский язык и обычаи связывались, прежде всего, с низшими слоями
населения. Они стали в глазах католиков предметом презрения. Поэтому
честолюбивые и одаренные молодые украинцы были постоянно вынужденные
выбирать между преданностью собственному народу и традициям и жизнью в
господствующем обществе и его культуре, чаще преимущество предоставлялось
последнему. Вследствие этого важной проблемой украинской истории стала
проблема верхушки украинского
4
общества или, правильнее сказать, — ее отсутствие.
Несмотря на свою слабость, православие смогло принять вызов
католицизма. Борясь с врагом его же методами, небольшая горстка украинских
магнатов, которые оставались преданными давний вере, основывали в своих
владениях православные школы и типографии. Есть свидетельство о том, что в
1570 г. князь Юрий Слуцкий основал на территории своих владений школу и
типографию. Поступала также поддержка и от энергичного князя Андрея
Курбского, беглеца с Москвы, в 1570-х годах он поселился на Волыни,
посвятив себя обороне православия.
Но самым великим и общепризнанным
покровителем православной церкви был
«некоронованный король Украины» — князь
Константин Острозкий, один из наибогатейших и
мощнейших магнатов. В 1578 г., не жалея
средств, Константин Острозкий основывает в
своем имении типографию, которой руководит
непоседливый путешественник Иван Федоров. В
1581 г. появляется лучшая ее публикация —
усердно отредактированная Острозкая Библия.
Это была первая полная Библия, печатанная славянским языком. Князь
Острозкий также основал школы главной целью этих школ являлась подготовка
духовенства, способного с успехом вести борьбу с католическим духовенством
и парализовать его влияние на молодежь. В 1570-их годах основал князь
Острозкий в Острозе, своей резиденции, первую в Украине высокую школу,
известную под названием Острозкой академии.
На первых порах князь пригласил преподавателями просвещенных греков.
Со временем стали преподавать их самые одаренные украинские
5
ученики. По программе обучения академия стояла наравне с самыми лучшими
иезуитскими коллегиями. Программа включала изучение греческого, латинского,
церковнославянского языков, а также «семь свободных наук», куда входили
грамматика, риторика, диалектики (искусства диспута), арифметика,
геометрия, музыка и астрономия.
Со временем Острозкий центр науки начал привлекать к себе таких
интеллектуалов, как шляхтич Герасим Смотрицкий (что служил ректором),
священник Демьян Наливайко, монах Василий Суразкий (выпускник итальянских
университетов). Среди чужестранцев, связанных с академией, были Кшиштоф
Казимирский, профессор астрономии из Кракова Ян Лятош и высокообразованный
Кирилл Лукарис, который со временем стал патриархом константинопольским.
Воодушевленный влиянием этой культурной ячейки, один православный
современник писал: «И снова, как солнце, засияла наша православная вера,
просвещенные мужи возвратились к Божьей церкви и множатся печатанные
книги».
В те времена Острозкая академия продемонстрировала всему миру на что
был способен украинский народ, не имея финансовой поддержки и мощной
научной базы, они создавали великолепные труды и совершали гениальные
открытия. К большому сожалению, когда в 1608 г. умер Константин
Острозкий, его внучка Анна, фанатичная католичка, тут же передала академию
иезуитам.

К счастью для православия, покровителями его высокой культуры были не
только магнаты старинных родов. Даже лишенное собственной элиты украинское
общество было чересчур большим и чересчур глубоко пронизано народными
традициями, что не могло не породить защитников своей религиозно-
культурной самобытности. Именно в городах, где украинцы представляли из
себя стесненное, но тесно сплоченное
6
меньшинство, и появились новые поборники православия. В отличие от
одиночек, подобных князю Острозкому, это были группы мещан, которые
объединялись в так званые Братства.
Историки предполагают, что братства возникли еще во времена
средневековья для того, чтобы содержать церкви, поставляя им свечки, иконы
и книги. Это были современные организованные общества, в которых
предусматривались ежегодные выборы старших, главою братства мог быть только
самый достойный его член. Братства проводили обязательные ежемесячные
сборы, платили взносы и решали спорные вопросы на общинных судах. Большое
значение братства предавали воспитанию и формированию моральных качеств.
Среди членов братства не допускались ссоры и пьянки, для всех было
обязательно придерживаться правил поведения, уважение к старейшим,
честность и любезность. Благотворительность была нормой жизни, и поэтому
братства быстро завоевали уважение и популярность в народе, они заботились
о вдовах и сиротах своих умерших членов, поддерживали больницы и
предоставляли своим членам беспроцентные ссуды. Братства решительно
выступали против патроната, против польско-католической пропаганды, против
национальных и религиозных ограничений украинцев, против анти-моральной
жизни духовенства. Такое «вмешательство» мещан — «скорняков и кожемяк» в
жизнь светский людей и в церковные дела вызывало недовольства епископов и
руководящих органов.
В XVI ст. самым сильным и влиятельным было братство при Успенском
соборе в городе Львове. Оно служило образцом для других братств, которые
возникали на Галичине, Рогатине, Ярославе, в Луцке и Киеве и др. Большим
уважением пользовалась Львовская школа, которая имела своих выдающихся
учителей и ученых из людей местных и приезжих. Греков, как Арсений
архиепископ, Стефан Куколь, или по-книжному
7
перекрещенный на Зизания, его брат Лаврентий, Кирилл
Транквилион – Ставровецкий — все выдающиеся
ученые и писатели, Иван Борецкий, в дальнейшем
киевский митрополит и др. Успехи львовской школы,
которая имела была школой высшей, как и школа
Острозкая, очень радовали гражданское население и
давала пример к основанию в других городам таких
же школ, или школ которые бы служили ступенью к
школе львовской. Иные братства обращались к
львовянам с просьбами о командировке к ним
Львовских учителей для обучения и передачи опыта
работы, Львовских проповедников с книгами и
учебниками.
С точки зрения социального состава братства объединяли простые
торговцы и ремесленники. По мере возрастания их влияния к братствам
присоединялись и зажиточные купцы. Тем не менее в некоторых братствах
преобладали совсем иные слои общества. К примеру, большинство членов
Луцкого братства представляла шляхта, а Киевского — духовенство.
Заслуживает внимания и уважения то, что в обществе с глубоким разделом на
классы, братства принимали к себя православных со всех социальных слоев.
И хотя по количеству членов они были небольшими (Львовское братство не
превышало ЗО членов, ибо как раз столько украинских семей имели разрешение
проживать в городе, в Луцке братство насчитывало 15 членов) однако
деятельность этих небольших организаций была чрезвычайно эффективной.
Уже с первых шагов братства поняли, что образование – наилучшие оружие
для защиты своей веры. Поэтому одной из самых важных забот было
8
школьное дело. В конце XVI ст. Братства начали основывать собственные
школы, нанимали преподавателей преимущественно из местного образованного
населения. Сохранился «Порядок школы», которым руководствовались братские
школы Украины и согласно которому учитель, или «дидаскал» должен был быть
«божеский, скромный, не гневным, не сквернослов, не колдун, не баснописец,
не приверженец ереси а подспорье благочестия, что представляет собой образ
добра в всему». Воспитывать детей он должен так, чтобы «не остался виновен
ни за одного Богу Вседержителю, и потом отцам их, и ему самому». Для
учителя все ученики должны быть равными, дети богатых и «сироты убогие», и
те, что «по улице ходят подаяния просят». Этот труд свидетельствует, о том
с какими мыслями основывали школу львовские мещане XVI ст., как высоко
ценили они задачи учителя. Из-за такой большой ответственности, которая
лежала на преподавателях, эти правила поощряли их «хорошо учить и
наказывать непослушных не как тиран, а для науки».
В начале XVII ст. многочисленные братские школы существовали уже по
весь Украине. В братских школах обучались дети всех слоев населения, а
также и сироты. Существовали братские школы за счет взносов и небольшой
платы за обучение, дети бедняков и сироты учились бесплатно.
Одной из важнейших видов деятельности Львовского братства, помимо
школы, было книгопечатание. Когда во Львов приехал Иван Федоров, братство
помогло ему основать типографию. В 1574 г. появляется его первая книжка
«Апостол». Это была выдающееся событие, которое ознаменовала начало
книгопечатания на Украине. Купив типографию Львовское братство, превратило
город в центр православного книгопечатания.

9
Распространение школ и печати разбудило прежде пассивных и
консервативных украинцев. Сотни воспитанников школ, пронизанных духом
национальных традиций, а также осведомленных западноевропейской наукой,
становились странствующими учителями, расходились по городам и селам в
поисках заработка. Кроме современных знаний, они несли чувство собственного
достоинства и непримиримости. Вместо того чтобы переходить в польский
католицизм, они с возрастающей решительностью стали
уничтожать религиозные традиции, которые отличали их от поляков. Примером
этих новых явлений в духовной жизни Украины было сопротивление Львовского
братства попыткам польских католиков навязать григорианский календарь.
Без сомнения, все эти изменения были результатом деятельности Братств
и братских школ, все это позволило украинскому народу, в условиях Литовско-
польской власти и навязывания католической культуры , сохранить свои
исконные традиции, самобытную культуру, чувство собственного достоинства.
Братские школы оказались фундаментом для дальнейшей образовательной системы
Украины, как например Киево-Могилянская академия, которая была основана
путем слияния двух школ — братской школы и школы П. Могилы при Киево-
Печерской лавре.

10

Список используемой литературы:
1. Михаил Грушевский «Иллюстрированная история Украины»,
копия 1913г.
2. Орест Субтелный «История Украины», 1991г.
3. Наталия Полонско-Василенко «История Украины», 1995г.
4. Владимир Бокань, Леонтий Полевый «История культуры Украины», 1998
г.

11
————————
Церковь львовского братства, построена в конце XVI ст.

Константин Иванович Острозкий.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий