В.В.Кузнецов,
преподаватель кафедры криминалистики ЮИ МВД РФКРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ, ВИДЕОЗАПИСЬ
В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ1. Краткий очерк истории фотографии. Криминалистическая
фотография: понятие, значение, система.Фотография в работе органов внутренних дел занимает вид-
ное место и широко применяется как средство фиксации доказа-
тельственной информации при производстве следственных дейс-
твий.Фотографические снимки позволяют воспринимать запечатлен-
ные объекты в предметно-пространственной форме и в большем
объеме ,чем это позволяет их словесное описание в протоколе
следственного действия.
Изучение криминалистической фотографии предполагает изу-
чение не только ее специальных видов, но и общей фотографии,
так как без знания основ общей фотографии трудно освоить прие-
мы криминалистической.В 1989 году исполнилось 150 лет, как была открыта фотог-
рафия. С первых лет своего существования она получила примене-
ние не только в быту, но и использовалась в решении сугубо на-
учных задач. Фотография ( фото-свет, графо- пишу).
Появлению фотографии предшествовали открытия многих уче-
ных. Первая фотокамера (камера-обскура) представляла собой
светонепроницаемый ящик с отверстием в стенке, принцип работы
которой описал в своих трудах еще выдающийся итальянский уче-
ный и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Большой
вклад в развитие фотографии внесли французы Жозеф Нисефор Нь-
епс, Луи-жак Манде Дагерр и англичанин Вильям Фокс Генри Тал-
болт. Дагерр, работавший до 1883 г. совместно с Ньепсом, полу-
чил изображение на серебряной пластинке, обработанной парами— 2 —
ртути и закрепленной с помощью раствора поваренной соли. Свой
способ он назвал дагерротипией. В своих работах Дагерр исполь-
зовал материалы исследования Ньепса, однако он никогда об этом
не упоминал. Технология Дагерра не позволяла размножать сним-
ки, и только изобретение англичанина Талболта положило начало
разработке негативно-позитивного метода получения фотоснимков
и способствовало открытию нового способа приготовления свето-
чувствительной бумаги. В 1835 г. Талболт пропитав хлористым се-
ребром бумагу, получил на ней снимок окна своего дома в виде
негатива. Затем, приложив к нему бумагу, обработанную тем же
раствором, он получил позитивный отпечаток. Снимки были далеки
от совершенства, но своим изобретением Талболт доказал возмож-
ность тиражирования отпечатков.
Фотография, зародившись во Франции и Англии, быстро про-
никла в другие страны. В России первые фотографические изобра-
жения были получены русским химиком и ботаником Юлием Федоро-
вичем Фрицше, который, изучив метод Талболта, предложил в це-
лях улучшения изображения заменить тиосульфит натрия (гипо-
сульфит) в проявляющем растворе на аммиак. Большой вклад в
развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобрета-
тели. Изобретатель-самоучка И.В..Болдырев предложил способ из-
готовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет до выпус-
ка подобных пленок американской фирмой «Кодак», С.А.Юрковский
изготовил шторно-щелевой затвор для коротких экспозиций,
И.И.Филипенко сконструировал походную фотолабораторию, С.Л.Ле-
вицкий, лично знавший Дагерра, сконструировал фотографическую
камеру с мягким мехом для наводки на резкость. Этот способ на-
водки на резкость находит находит применение и в современных
крупноформатных камерах. Кроме этого Левицким предложено ис-
пользование при съемке в неблагоприятных условиях электричес-
кой дуги. Основоположником научной и судебной фотографии явля-
ется русский специалист Е.Ф.Буринский. В 1894 г. по поручению
Российской Академии наук он организовал лабораторию фотографи-
ческого восстановления древних письмен. Им был разработан ме-
тод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот Х1У в. на
сыромятных кожах, которые ранее были признаны исследователями
безнадежными. Буринский применил разработанный им метод восс-
тановления угасших текстов, который состоит в ступенчатом по-— 3 —
вышении контраста первоначального текста. Ввиду большого исто-
рического значения этой работы, Российская Академия наук удос-
тоила Е.Ф.Буринского премии имени М.В.Ломоносова «за метод
исследования, равный значению микроскопа».
В 70-х г.г. прошлого века предпринимаются попытки ис-
пользовать фотографию для целей регистрации и расследования.
Первой использовала фотографию французская полиция (1841 г.).
Затем соообщения о фотографировании преступников появились в
Бельгии, Швейцарии и в других странах. В это время разрабаты-
ваются специальные способы и аппаратура для фотографирования
преступников. Существенных результатов в этой области добился
французский криминалист А.Бертильон, сконструировавший нес-
колько фотокамер для опознавательной съемки, съемки на месте
происшествия и для съемки трупов. Им же были разработаны пра-
вила сигналетической и измерительной фотосъемки. Примером при-
менения фотографии при розыске может послужить сообщение «Юри-
дической газеты» за 1896 г. в котором описывался розыск двух
арестантов, сбежавших из Ярославского острога. «Смотритель
острога вспомнил, что один из бежавших писал письма в Волоко-
ламский уезд Московской губернии, и направил туда розыскное
требование, приложив к нему фотокарточки разыскиваемых. По
описаниям они были задержаны и опознаны по фотографиям, а за-
тем возвращены в острог».
Наряду с использованием фотографии в розыскной и регист-
рационной работе ее внедряют и в судебную экспертизу. В этом
направлении много и плодотворно работал Е.Ф.Буринский. В 1892
году при Санкт-Петербургским окружном суде он на свои средства
создает судебно-фотографическую лабораторию. В 1893 г. вместо
нее при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты создает-
ся правительственная судебно-фотографическая лаборатория, за-
ведование которой было поручно Е.Ф.Буринскому. В 1912 г. лабо-
ратория была преобразована в Петербургский кабинет научно-су-
дебной экспертизы, что положило начало созданию криминалисти-
ческих учреждений в России.
Развивая применение фотографии в следственной работе,
Е.Ф.Буринский занимается разработкой приемов и средств судеб-
ной фотографии. В отличие от Ганса Гросса, рекомендовавшего
применять фотографию на всякий случай, Е.Ф.Буринский считал,— 4 —
что необходимо разработать правила судебной фотографии, кото-
рые должны найти отражение в законе и быть обязательными для
исполнния всеми.
Первой работой по вопросам использования фотографии в
борьбе с преступностью была книга С.М.Потапова «Судебная фо-
тография» (1926 г.), в которой он дал определение судебной фо-
тографии как системы «научно выработанных методов фотографи-
ческой съемки, применяемой в целях раскрытия преступлений и
представления суду наглядного доказательственного материала».
Работа выдержала три издания. В последнем издании этой работы
(1948 г.) С.М.Потапов разделил систему судебной фотографии на:
судебно-оперативную фотографию и судебно-фотографическую экс-
пертизу. Первая, по его мнению, содержит методы запечатлеваю-
щей фотосъемки — сигналетической, метрической, масштабной,
репродукционной и дедективной. Вторая охватывает три вида экс-
пертизы: для установления тождества,для выявления недоступных
обычному зрению деталей и для обнаружения невидимого. Такое
деление фотографии носит относительный характер, так как одни
и те же методы и приемы фотографической съемки могут в принци-
пе применяться как следователем, так и экспертом-криминалис-
том.Определение судебной фотографии, предложенное С.М.Потапо-
вым, в сущности сохранилось до настоящего времени.. Его лишь
конкретизировали и несколько модернизировали. В рекомендован-
ном учебнике (т.1,1987 г.) это определение выглядит следующим
образом: «Криминалистическая фотография — это один из разделов
криминалистической техники. Она представляет собой систему на-
учных положений и разработанных на их основе фотографических
методов, средств и приемов, используемых при фиксации и иссле-
довании доказательств для раскрытия и предотвращения преступ-
лений».
Под фотографическими средствами имеют в виду аппаратуру
для съемки, принадлежности к ней, фотоматериалы и используемые
для их обработки химические реактивы. Фотографические методы и— 5 —
приемы — это система правил и рекомендаций по применению фо-
тографических средств для получения фотоизображений.
Практическое значение криминалистической фотографии иск-
лючительно велико. Она служит основным средством запечатления
внешнего вида самых различных объектов, имеющих доказательст-
венное значение по уголовным делам, их признаков, а в ряде
случаев и свойств. Фотоснимки могут служить не только иллюст-
ративным материалом, но и источником доказательств, средством
для розыска и идентификации различных объектов. Применение фо-
тографических методов исследования существенно расширяют воз-
можности криминалистической и других видов судебных экспертиз.
Являясь разделом криминалистической техники, криминалис-
тическая фотография с учетом задач, стоящих перед ней, и сфер
применения условно подразделяется: на оперативно-розыскную,
судебно-следственную и судебно-экспертную (судебно-исследова-
тельскую) фотографию. Судебно-следственную и оперативно-ро-
зыскную фотографию можно объединить в одну группу — запечатле-
вающая фотография, так как в работе следователя и оперативного
работника применяются преимущественно методы последней. Объек-
тами съемки в следственной практике являются: места происшест-
вий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника,
вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении
преступления. Объектами съемки, применяемой в процессе опера-
тивно-розыскной деятельности, служат событие преступления и
лицо, его совершающее. Деление фотографии на запечатлевающую и
исследовательскую также условно, поскольку в экспертной прак-
тике применяются не только исследовательские, но и запечатле-
вающие методы и, наоборот, при расследовании могут применяться
исследовательские методы, например создание специальных усло-
вий съемки и обработки фотоматериалов.
Полученные при производстве различных следственных дейс-
твий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к
протоколам соответствующих следственных действий. Об изготов-
лении этих фотодокументов делается отметка в протоколе следс-
твенного действия, а сами фотоснимки оформляются в виде фото-
таблиц, снабженных пояснительными надписями, либо приобщаются
к делу в конверте. Фототаблицы подписываются следователем и
лицом, производившим съемку.— 6 —
От фотодокументов-приложений к протоколам следственных
действий следует отличать фотодокументы-вещественные доказа-
тельства, полученные вне производства по уголовному делу. Эти
снимки после их просмотра приобщаются к делу следователем спе-
циальным постановлением и служат полноценным средством доказы-
вания.
По сравнению с другими методами фиксации (протоколы, схе-
мы, планы, рисунки, чертежи и т.п.) криминалистическая фотог-
рафия обеспечивает более высокую степень наглядности, объек-
тивности, точности и полноты запечатления.
Перед судебно-исследовательской фотографией стоит иная
задача. На основе научно-разработанных методов криминалисти-
ческой фотографии исследуются объекты, имеющие или могущие
иметь доказательственное значение по уголовному делу. Фотос-
нимки, выполненные в процессе экспертного исследования, служат
иллюстративным материалом к заключению эксперта и позволяют
проследить за ходом экспертизы, воочию убедиться в наличии или
отсутствии тех или иных признаков в объектах исследования.
Признаки, выявленные в процессе фотографического исследования,
эксперт кладет в основу заключения, т.е. они являются состав-
ной частью заключения, имеющего значение средств доказывания.
Ясно, что процессуальный режим фотоизображений может быть раз-
личным.
При производстве следственных действий, экспертных иссле-
дований возникает необходимость запечатлеть определенные мате-
риальные объекты, общий вид места происшествия, следы, вещест-
венные доказательства, а также этапы следственного действия и
экспертного исследования. Для этих целей криминалистикой, ис-
ходя из целевого назначения, разработаны специальные виды и
методы фотографической съемки..
— 7 —
2. Методы запечатлевающей фотографии.
Применение фотографии
при производстве следственных действийОсновными методами запечатлевающей фотографии являются
следующие: панорамная фотография, стереофотография, измери-
тельная фотография, репродукционная фотография, макрофотогра-
фия,сигналетическая фотография.
_Панорамная фотография. .Это последовательная съемка объек-
та, изображение которого при заданном масштабе не может помес-
титься в обычном кадре, на нескольких взаимосвязанных кадрах,
соединенных потом в общий снимок — панораму. При съемке пано-
рамы необходимо, чтобы на каждом последующем снимке захватыва-
лась небольшая часть предыдущего кадра, т.е. на смежных кадрах
дважды фиксировался один и тот же объект-ориентир. В практике
различают два способа панорамной съемки — круговой и линейный.
Панорамную съемку можно производить как с помощью специального
фотографического аппарата, так и обычной малоформатной каме-
рой.
Круговая панорама снимается с одной точки путем поворачи-
вания фотоаппарата в горизонтальной плоскости вокруг оси шта-
тива (или воображаемой оси — при съемке с рук). Круговое пано-
рамирование применяется чаще всего при съемке многоплановых
объектов как на открытой местности, так и в помещении. Нельзя
снимать круговым панорамированием объекты, близко расположен-
ные к фотоаппарату, т.к. различие в расстоянии от фотоаппарата
до частей предмета, попадаемого в кадр, может создать большие
перспективные искажения.
Линейная панорама изготовляется путем перемещения фотоап-
парата параллельно переднему плану фотографируемого участка.
Каждый последующий кадр должен частично перекрывать предыду-
щий. Линейное панорамирование применяется при съемке объектов,
близко расположенных к фотоаппарату, и в тех случаях, когда
нельзя выбрать более удаленную точку съемки. Линейным панора-
мированием удобно фотографировать дорожку следов ног человека,
следы транспортных средств, расположение пятен крови на полу и
т.п.— 8 —
_Стереофотография .представляет собой метод получения фотои-
зображений, воспринимаемый в трех измерениях, объемно. На та-
ких снимках легко определить пространственное расположение
предметов, их форму, размеры и расстояние между ними.Стереос-
копический метод съемки сложен по технике исполнения, но его
следует применять в случаях: 1 нагромождения большого коли-
чества предметов; 2 наличия множества расположенных близко
друг к другу планов, которые на обычном фотографическом снимке
могут слиться в одну плоскость ( места крушений, катастроф,
взрывов и т.п.); 3 необходимости быстро зафиксировать обста-
новку места происшествия, например, при ДТП; 4 фиксации объек-
тов, которые трудно воспринимаются по обычному фотоснимку (ко-
лодцы, ямы и другие подобные объекты фотографической съемки; 5
получения более правильного и четкого представления о позе
трупа, обнаруженного на месте происшествия; 6 невозможности
проведения фотосъемки без нарушения общепринятых правил фотог-
рафирования ( например, сложные условия, не позволяющие выб-
рать оптимальную точку съемки).
Съемку стереоскопическим методом производят либо специ-
альным стереоскопическим фотоаппаратом, либо серийно выпускае-
мым обычным фотоаппаратом «ЗЕНИТ», с применением стереонасад-
ки, представляющей собой комбинацию из двух симметрично распо-
ложенных призм, обеспечивающих получение обоих снимков на од-
ном стандартном кадре. либо с помощью стереопланки.
_Измерительная фотография .предназначена для получения
изображений, по которым можно определить пространственные ха-
рактеристики запечатленных на фотоснимке объектов.
Измерительный метод в судебной фотографии был разработан
в конце прошлого столетия французским криминалистом А.Бертиль-
оном, создавшим серию фотоаппаратов для этих целей. Значитель-
ный вклад в развитие измерительного метода внес наш соотечест-
венник С.М.Потапов.
Измерительная съемка может осуществляться как фотоаппара-
тами общего назначения, так и с помощью стереофотограмметри-
ческих камер — МК-5,5/0808-120, применяемых в органах внутрен-
них дел для фиксации места ДТП. Камера устанавливается на спе-
циальном автомобиле и обслуживается специально подготовленным— 9 —
специалистом. Стереофотограмметрические методы являются наибо-
лее точными (прецизионными) из известных. Однако из-за высокой
стоимости аппаратуры и большого количества обслуживающего пер-
сонала применение стереофотограмметрической установки оправда-
но лишь в крупных городах. Научно-исследовательским институтом
специальной техники разработан стереофотограмметрический комп-
лекс фиксации обстановки на месте происшествия (ФОМП 1), пред-
назначенный для проведения стереосъемки,фотограмметрического
анализа изображения по негативам и автоматизированного постро-
ения схемы места происшествия. В отличие от установки
«МК-5,5 808-120» состав комплекса «ФОМП 1» состоит из пере-
носной установки на базе двух фотоаппаратов «Зенит-авто-
мат»,устанавливаемых на штативах и лабораторного оборудования
— измерительного микроскопа «ИМЦЛ 100х50,А-1», персональной
ЭВМ и стереоскопа для индивидуального просмотра объемного
изображения места происшествия.
Наибольшего распространения получила измерительная фо-
тосъемка с применением зеркальных фотоаппаратов типа «ЗЕНИТ».
Этими фотоаппаратами измерительную съемку производят, исполь-
зуя масштабную линейку либо ленточный или квадратный масштаб.
Съемка с линейным масштабом заключается в фотографирова-
нии объекта вместе с помещенной рядом с ним в одной плоскости
масштабной линейкой, располагая фотоаппарат строго горизон-
тально к плоскости фотографируемого объекта. Если снимается
крупный предмет сложной конструкции, то на его разные участки
необходимо положить отдельные масштабные линейки.
Осуществляя фотосъемку данным методом необходимо соблю-
дать следующие правила: 1 Масштабная линейка размещается на
высоте плоскости предмета и не должна маскировать его; 2 Фото-
аппарат должен располагаться строго вертикально над снимаемым
объектом, и для этого его желательно закрепить на штативе; 3
Для того, чтобы при фотографировании избежать перспективных
искажений фотографируемого объекта, задняя стенка фотоаппарата
должна быть параллельна фотографируемой плоскости объекта.
При съемке с ленточным (или глубинным) масштабом, которая
применяется в случаях, когда необходимо запечатлеть на снимке
значительный по размеру участок местности или закрытого поме-
щения, используют бумажную ленту с делениями в виде черно-бе-— 10 —
лых квадратов, со сторонами, равными кратному фокусному расс-
тоянию объектива фотоаппарата ( Так, например, при фокусном
расстоянии объектива «Индустар-50» в 50 мм., стороны квадратов
на ленте должны быть равны 50 см.). При съемке с глубинным
масштабом необходимо также соблюдать выработанные криминалис-
тикой правила: 1 фотоаппарат устанавливается таким образом,
чтобы его оптическая ось была параллельна полу (поверхности
местности); 2 необходимо уложить масштабную ленту вглубь от
фотоаппарата параллельно оптической оси объектива. При этом
начало ленты должно быть расположено строго под объективом —
для этого испоьзуется отвес, прикрепляемый к фотоаппарату.
Измерительная съемка с квадратным масштабом представляет
собой разновидность фотосъемки с глубинным масштабом и отлича-
ется от последней тем, что вместо ленты в кадре помещают квад-
ратный масштаб, изготовленный из картона, со сторонами, также
равными кратному расстоянию объектива — 25, 50, 100 см._Репродукционная фотография .предназначена для получения
фотокопий текстов, рисунков, чертежей и других плоских объек-
тов. Репродукционная съемка может производиться как с помощью
специальной установки, так и с помощью зеркальных фотоаппара-
тов типа «ЗЕНИТ». При репродукционной съемке следует соблюдать
два важных условия: 1) задняя стенка фотоаппарата должна быть
строго параллельна задней плоскости фотографируемого докумен-
та; 2) документ должен быть равномерно освещен.
Репродукционные установки бывают портативные ( типа
«С-64») и стационарные ( типа «МРКА», «УЛАРУС» и т.п.). Первые
используются главным образом при производстве следственных
действий и оперативно-розыскных мероприятий, вторые — обычно
в условиях криминалистических лабораторий._Макрофотография .. Макрофотография — метод получения изоб-
ражения в натуральную величину или с увеличением без использо-
вания микроскопа, масштаб увеличения при этом возможен от 1:2
до 20:1. Для съемки используют зеркальные камеры с удлинитель-
ными кольцами или макроприставки, а в лабораторных условиях
специальные установки типа «МРКА»,»УЛАРУС» и т.п.— 11 —
Криминалистическая фотография как средство точной и объ-
ективной фиксации используется в ходе производства следствен-
ных действий и при проведении оперативно-розыскных мероприя-
тий. Задачи применения криминалистической фотографии при про-
изводстве следственных действий заключаются в более полном
закреплении в материалах дела наблюдаемых объектов, действий с
ними, действий участников и той обстановки, в которой осущест-
вляются следственные действия. Для этих целей разработаны и
постоянно совершенствуются специальные приемы фотографирования
применительно к особенностям тех или иных объектов. В следс-
твенной практике наиболее часто фотосъемка применяется в про-
цессе осмотра места происшествия, обыска, опознания, при вос-
создании обстановки события (т.е. при реконструкции), при про-
ведении следственного эксперимента и проверки показаний на
месте.
Фотосъемка на месте происшествия обеспечивает полноту
фиксации всех предметов и обстановки на месте происшест-
вия.Фиксация осуществляется путем применения специальных видов
съемки, целью которой является определенная систематизация за-
печатленного на фотоснимках материала и раскрытие его содержа-
ния в логической последовательности от общего к частному. Для
обеспечения этой цели на месте происшествия выполняют: ориен-
тирующую, обзорную, узловую и детальную съемку.
_Ориентирующая съемка .осуществляется с целью запечатления
места происшествия в целом с охватом его ориентиров и окружаю-
щей обстановки. Ориентирующий снимок наглядно иллюстрирует
место происшествия, его размеры и границы, показывает, где оно
находится. Ориентирующая фотосъемка может осуществляться с
нескольких точек, чтобы иметь более полное представление о
месте происшествия. Если условия фотографирования не позволяют
запечатлеть картину события в одном кадре или место происшест-
вия охватывает значительную территорию, то ориентирующую съем-
ку следует выполнять панорамным способом._Обзорная съемка .( средний план) — это съемка самого места
— 12 —
происшествия без охвата окружающей обстановки. Обычно произво-
дится с трех или четырех точек, а при возможности — и свер-
ху.При производстве обзорной съемки в зависимости от характера
места происшествия могут применяться панорамный, стереоскопи-
ческий и измерительный методы.У _зловая съемка .(крупный план)- съемка отдельных предметов,
наиболее важных частей обстановки места происшествия. На узло-
вом снимке объекты изображаются крупным планом так, чтобы мож-
но было определить форму, характер повреждений, взаиморасполо-
жение следов на предмете. Детальная съемка преследует цель за-
печатления отдельных деталей, признаков объекта, следов прес-
тупника, орудий преступлений и т.п. и, таким образом, помогает
раскрывать характерные особенности сфотографированного объек-
та.Детальные фотоснимки должны нести максимум информации, пос-
кольку порой бывает сложно исчерпывающе описать отдельный
предмет или его часть в протоколе осмотра места происшествия
или иного следственного действия. Осуществляется этот вид съ-
емки методом измерительной фотографии._Опознавательная (сигналетическая) фотосъемка .применяется
для запечатления внешности человека в целях последующего его
опознания, розыска и криминалистической регистрации преступни-
ков, а также для опознания трупов.
Криминалисты разработали специальные установки для сигна-
летической съемки и приемы фотографирования. Однако, эти уста-
новки были громоздки, неудобны в работе и в силу этого не наш-
ли широкого применения в практической деятельности. В основном
сигналетическая фотосъемка производится фотоаппаратами общего
пользования. Необходимо отметить, что для данного вида съемки
предпочтение следует отдавать средне- и крупноформатным фото-
камерам.Осуществляя фотографирование в целях уголовной регистра-
ции, обычно делают два снимка: в фас и правый профиль.Перед
съемкой головной убор снимается, волосы зачесываются так, что-
бы обнажить уши, очки снимаются, глаза должны быть открытыми.
Если опознавательные фотоснимки предполагается использо-— 13 —
вать для установления личности сфотографированного оперативным
аппаратом органов внутренних дел или в процессе допросов сви-
детелей и потерпевших, то кроме съемки в фас и правый профиль,
целесообразно запечатлеть лицо в левый профиль и в 3/4 поворо-
та. Это вызвано тем, что многие характерные приметы могут на-
ходиться и на левой половине лица, а фотоснимок в 3/4 поворота
очень удобен для узнавания. Желательно лицо сфотографировать
не только без головного убора и без очков, но также в том го-
ловном уборе и в той одежде, в которых его задержали. Кроме
этого необходимо сфотографировать человека и в полный рост.
Обязательное условие изготовления опознавательных снимков
— недопущение ретуши отпечатков._Опознавательная съемка трупа .производится по тем же пра-
вилам, что и съемка живых лиц. Целью опознавательной съемки
трупа является установление личности покойного, если она не
известна. При необходимости перед опознавательной съемкой ,ко-
торая производится в стационарных условиях, специалист (судеб-
ный медик) проводит «туалет» трупа, т.е. воспроизводит его
прижизненный облик. Если условия не позволяют придать трупу
сидячее положение, то производится погрудное фотографирование
из положения лежа на спине в фас, в левый и правый профиль, а
так же с поворотом в правую и левую стороны. Труп фотографиру-
ют в одежде и обнаженным. Во избежание ошибки при опознании не
рекомендуется фотографировать труп в чужой одежде.
При фотосъемке трупа на месте происшествия он запечатле-
вается на ориентирующих,обзорных, узловых снимках, а отдельные
повреждения на нем также и на детальных снимках. Количество
ориентирующих снимков определяется в зависимости от особеннос-
тей места происшествия. Съемку трупа рекомендуется осушест-
влять с трех точек : сверху и с боковых сторон. Нельзя фотог-
рафировать труп со стороны головы и ног, так как это может
привести к значительным перспективным искажениям.При фотографировании расчлененного трупа сначала фотогра-
фируются части трупа на месте их обнаружения в том виде и в
той упаковке, в которой они найдены. Затем делаются снимки
каждой части в отдельности, после чего все части составляются— 14 —
в одно целое и фотографируются.
В тех случаях, когда фотосъемка проводится в процессе
эксгумации трупа, необходимо вначале сфотографировать общий
вид могилы, гроб в могиле, извлеченный гроб, труп в гробу, за-
тем труп изолированно от окружающей обстановки.
_При фотографировании отдельных предметов . следует вначале
делать снимки, на которых фиксируется взаимное расположение
предметов, следов и общая картина обстановки. Непосредственно
перед съемкой отдельные предметы и следы обозначаются цифрами.
При последующем фотографировании крупным планом желательно,
чтобы эти обозначения попали в кадр. Это позволит в дальнейшем
правильно разобраться во взаимном расположении следов при ре-
шении вопроса о механизме их образования.
_Фотографирование следов рук .на месте происшествия предс-
тавляет некоторые сложности, поэтому обычно фотографируют
предметы, на которых обнаружены эти следы. Если же приходится
фотографировать сами следы, так как предметы, на которых нахо-
дятся следы, изъять невозможно, то их следует фотографировать
в натуральную величину, на непрозрачных предметах — в отражен-
ном, а на прозрачных — в проходящем свете. Съемка следов про-
изводится при этом с масштабной линейкой, которая кладется ря-
дом со следом. При съемке следов в проходящем свете источник
света располагается за предметом, на котором находится след.
Некоторые особенности имеет _фотографирование следов выст-
_рела из гладкоствольного оружия ..Перед съемкой площадь, занима-
емую следами, целесообразно очертить мелом или карандашом, а в
дробовые каналы вставить спички, надев на них маленькие кусоч-
ки бумаги (белой или черной — в зависимости от цвета прегра-
ды), что облегчит определение по масштабному снимку площадь
разлета дроби, количество попавших дробин и направление их по-
лета. Рекомендуется подобрать освещение таким образом, чтобы
не образовывались резкие тени от спичек с бумажками, а выделя-
лись четко дробовые каналы.
При фотографировании следов крови следует использовать
светофильтры, подбирая их в зависимости от цвета поверхности,
на которой они обнаружены._Репродукционная съемка .применяется для получения копий с
— 15 —
оригиналов, которые по каким-либо причинам нельзя изъять или
которые требуется размножить для рассылки в подразделения ОВД,
а также для сохранения в деле копии документа, подлинник кото-
рого отправляется на экспертизу, особенно когда документы не
штриховые, с которых можно изготовить ксерокопию, а полутоно-
вые,например документы с фотографиями и т.п.
Репродукционную съемку можно осуществлять как с примене-
нием специальных установок, зеркальным фотоаппаратом, так и
рефлексным способом.Особенностью рефлексного способа является
то, что негатив изготовляют не с помощью фотоаппарата, а кон-
тактным путем на специальной контрастной бумаге.После высыха-
ния негатива с него контактным способом изготавляют позитив.
При репродукционной съемке необходимо соблюдать следующие
правила: 1) оригинал и фотоаппарат должны быть параллельны; 2)
поверхность фотографируемого предмета должна освещаться равно-
мерно; 3) необходимо точно произвести наводку на резкость.
Наилучшие результаты получаются при фотографировании до-
кументов средне и крупноформатными камерами с двойным растяже-
нием меха, что позволяет получать точные копии оригинала в на-
туральную величину.
Фотографирование при производстве иных следственных дейс-
твий преследует цель запечатления обстановки и действий их
участников, а также результатов следственного действия..
Так, при производстве следственного эксперимента фотогра-
фирование производится в целях фиксации общей обстановки ,хода
и полученных результатов. При этом производятся следующие виды
съемки:ориентирующая, обзорная, узловая и детальная.
Фотографирование в процессе предъявления для опознания
производится для запечатления обстановки и результатов данного
следственного действия. Сначала фотографируют вместе всех
предъявляемых лиц или предъявляемые предметы, т.е. осуществля-
ют обзорную и узловую съемку, а затем момент опознания — де-
тальную.
Фотографирование при производстве обыска применяется для
иллюстрации хода и результатов обыска. Фиксируется обстановка,
места хранения (тайники), индивидуальные особенности предме-
тов. При фотографировании тайников и обнаруженных предметов
применяют масштабную съемку для фиксации опознавательных приз-— 16 —
наков обнаруженных предметов, особенно тех, которые из-за сво-
ей громоздкости не могут быть изъяты, и предотвращения подмены
одних предметов другими.
Снимки, изготовленные в процессе следственного действия,
являются приложением к протоколу и вместе с ним служат источ-
никами доказательств при условии, что они изготовлены по пра-
вилам криминалистической фотографии и процессуально оформлены.
Факт и основные условия фотосъемки отмечаются в протоколе
следственного действия, в процессе которого проводилась съем-
ка.
Полученные фотоснимки должны быть надлежащим образом
оформлены в виде фототаблицы, в начале которой указывается по
какому делу производилась фотосъемка, при выполнении какого
следственного действия и в каком месте. Снимки на фототаблице
размещают по принципу от общего к частному. Каждый снимок так-
же снабжается надписью с указанием, что именно является объек-
том съемки. При этом нельзя преждевременно давать квалификацию
события. В тех случаях, когда на снимках наносятся стрелки,
необходимо приложить второй экземпляр того же отпечатка без
разметок «контрольный».Каждый снимок скрепляется по углам от-
тиском печати.Если фотографии не наклеены ( например, конт-
рольные), оттиск печати располагают на обороте фотографии
вместе с пояснительным текстом. В конце фототаблицы наклеивают
конверт, и помещают и нем негативы. Каждая фототаблица снабжа-
ется надписями, в которых указывают модель фотоаппарата и объ-
ектива, величину диафрагмы и выдержки, светочувствительность
фотопленки, применялся ли светофильтр и какой, в обязательном
порядке указывается, при каком освещении (естественном или ис-
куственном ) производилась фотосъемка и кто ее осуществлял. На
каждой фототаблице или отдельном фотоснимке, прилагаемом к
протоколу, ставится подпись следователя и, по возможности, по-
нятых. На фототаблицах к экспертизам ставится подпись экспер-
та.3.Исследовательская фотография.
Применение фотографических методов исследования
вещественных доказательств.— 17 —
Судебно-исследовательская фотография используется в трех
основных целях: для получения фотографическим путем материалов
для сравнительного исследования, для проведения сравнительного
исследования объектов по фотоизображениям, для выявления неви-
димого (плоховидимого) и различий деталей в объектах. Посколь-
ку для достижения первых двух целей применяются главным обра-
зом изложенные ранее в данной лекции методы, остановимся на
методах выявления невидимого.В своем большинстве это фотогра-
фическая съемка при особых условиях освещения. При этом, в ос-
новном, применяют приемы выявления рельефной структуры следов
с помощью теней (теневая съемка) и выявления бесцветных пятен,
следов, штрихов за счет различного отражения следа и той по-
верхности, на которой он находится (съемка рефлектирующих сле-
дов).
_Теневая съемка .служит для выявления рельефа предметов.
Тени, образующиеся при правильно выбранном источнике света и
его положении относительно снимаемого объекта, очерчивают кон-
туры деталей.Длина теней будет зависеть от глубины рельефов и
угла падения света на фотографируемый объект. Чем выше рельеф
и острее угол падения света на объект, тем длиннее тени. А от
этого зависит четкость и полнота выявленного рельефа элементов
структуры объекта. Найти величину угла источника света можно
лишь опытным путем. В ряде случаев для лучшего выявления рель-
ефа следует использовать несколько источников света, при этом
необходимо правильно определить и условия съемки. Например,
при съемке в косопадающем свете резко падает освещенность по
мере наклона пучка света, и поэтому экспозицию приходится зна-
чительно увеличивать против расчетной или получаемой с помощью
экспонометрических устройств.
Фотосъемка _рефлектирующих следов .применяется при съемке
следов, находящихся на зеркально отражающих гладких поверхнос-
тях: стекле, полированном дереве, шлифованном металле, а также
на влажных поверхностях. Как известно, зеркальное отражение
света подчинено правилу — угол падения света равен углу отра-
жения.
Наибольший эффект при съемке следов на зеркальноотражаю-
щей поверхности может быть получен с помощью направленного
света от специальных осветителей типа (ОИ), дающих параллель-— 18 —
ный пучок света. Оптимальный угол падения света и точка съемки
(положение фотоаппарата) находят опытным путем в процессе на-
водки на резкость. Аппарат должен быть зеркального типа.
Фотографирование _в ультрафиолетовых лучах .позволяет выя-
вить следы травления, прочесть вытравленные, смытые, залитые и
написанные симпатическими чернилами тексты,установить сходные
на первый взгляд вещества и материалы. Этот метод позволяет
также выявить дописки, исправления ,выполненные другими краси-
телями, а также определить последовательность нанесения двух
пересекающихся штрихов, один из которых нанесен графитным ка-
рандашем.Графит хорошо отражает ультрафиолетовые лучи, что
позволяет отличить графитные штрихи от штрихов копировальной
бумаги, отражающих эти лучи во много раз слабее и, следова-
тельно,люминесценция этих красителей будет различной. Ультра-
фиолетовые лучи дают возможность выявить различия между чер-
нильными и карандашными штрихами одного цвета, но написанными
в разное время, или различными по химическому составу красите-
лями; обнаружить следы различных веществ на тканях и других
объектах; установить различие стекол по пропусканию ими уль-
трафиолетовых лучей (УФЛ) и т.д. В качестве источника УФ лучей
используют ртутные лампы, иногда кварцевые, ксеноновые и водо-
родные лампы. Поскольку большинство этих источников выделяют
наряду с УФ и видимые лучи, для их фильтрации применяют свето-
фильтры УФС, пропускающие ультрафиолетовые лучи и поглощающие
все остальные.
Фотографирование _в инфракрасных лучах .основано на свойс-
тве этих лучей проникать через вещества, которые для видимых
лучей непрозрачны. Фотографирование в инфракрасных (ИК) лучах
применяют:
— для выявления записей, выполненных красителями, погло-
щающими ИК лучи (графит, черная тушь, черная типографская
краска, черная лента пишущих машин и черная копировальная бу-
мага) и залитых красителями, прозрачными для этих лучей;
— для выявления признаков подделки подписей, оттисков пе-
чатей и штампов, перекопированных через копировальную бумагу
или давлением, предварительно перерисованных карандашом,а за-
тем обведенных чернилами;
— для выявления текстов на сожженных документах, если эти— 19 —
тексты были выполнены веществами, поглощающими ИК лучи (гра-
фит, черная типографская краска и т.п.);
— для дифференцирования штрихов записей с целью решения
вопроса о дописке или исправления цифр;
— для восстановления подчищенных или плохо видимых по
иным причинам записей, если они выполнены веществами, поглоща-
ющими инфракрасные лучи;
— для выявления и фиксации скрытых и плоховидимых крово-
подтеков на теле человека, внедрившихся под кожу инородных тел
(например, дроби), а также для выявления следов выстрела ( ко-
поти, внедрившихся порошинок) на предметах темного цвета.
Для фотографирования в ИК лучах необходимы мощные источ-
ники (200,300,500 вт.), в которых спектр содержит много инфра-
красных лучей, специальные светофильтры и специальные инфра-
хрорматические, чувствительные к инфракрасным лучам.
Изображение, наблюдаемое с помощью электронно-оптического
преобразователя, также может быть сфотографировано. Так как на
экране электронно-оптического преобразователя создается види-
мое изображение, то оно может быть сфотографировано на обычных
фотоматериалах.
Съемка в _рентгеновских лучах . применяется для съемки ряда
объектов без их вскрытия или разборки. Фотосъемка осуществля-
ется без фотоаппарата.Источник рентгеновских лучей устанавли-
вают над объектом,который помещают на кассете с рентгеновской
пленкой. Вместо кассеты можно использовать пакет из черной бу-
маги или иного светонепроницаемого материала. После экспозиции
пленку обрабатывают обычным способом. Кроме изложенного кон-
тактного способа съемку можно производить и обычным фотоаппа-
ратом с экрана криптоскопа рентгеновского аппарата.
_Цветоделительная фотография .применяется для выявления ма-
лых различий объектов съемки. К выявлению теневого контраста
при криминалистических исследованиях прибегают для того, чтобы
прочесть вдавленные тексты ,установить подчистку, дописку и
исправления,выполненные красителем,отличимым от красителя ос-
новного текста. Цветоделение дает возможность выявить следы
крови и иных веществ на одежде и других объектах. При цветоде-
лительной съемке один какой-либо цвет выделяется за счет уда-
ления других. Чтобы получить изображение в определенной зоне— 20 —
спектра, используются светофильтры.
Существует правило, по которому подбирают необходимый для
съемки светофильтр — 1для усиления цветового контраста берут
1светофильтр того же цвета, что и основной фон. 0В каждом конк-
ретном случае светофильтр подбирают опытным путем.
Одним из условий качественного расследования преступлений
является широкое использование при собирании и оценке доказа-
тельств научно-технических средств и специальных познаний. Не-
редко специальные познания применяются в форме экспертиз.
Наряду с традиционными криминалистическими экспертизами —
такими как экспертиза с целью идентификации личности по чертам
внешности и установления тождества предмета по его изображени-
ям на фотографическом снимке, в практике получает распростране-
ние и 1судебно-фотографическая экспертиза 0, которая призвана ре-
шать вопросы, связанные со способами, средствами, условиями
изготовления и изучения содержания фотографических снимков,
устанавливаемые на основе специальных познаний в области кри-
миналистики и фотографии при расследовании уголовных дел и
рассмотрении их судом.
В процессе исследования фотографических снимков представ-
ляется возможным установление способа изготовления изображения
и печати фотоснимков, отождествление негативов и позитивов по
отпечаткам, установление фотографического монтажа, установле-
ние средств фотографической техники, применявшейся для их из-
готовления.
Результаты исследования фотографических снимков способс-
твуют определению места производства фотоснимков и круга лиц,
причастных к фотографическому процессу.
Иногда в процессе исследования приходится восстанавливать
фотографическое изображение. Эта необходимость возникает при
исследовании старых фотоснимков или в случае умышленной порчи
фотоснимков преступником. Обычно восстановление проводят для
того, чтобы можно было увидеть испорченное изображение и с
достаточной достоверностью судить о содержании снимка.
Направляемые на экспертное исследование снимки необходи-
мо соответствующим образом упаковать в конверт и снабдить по-
яснительными надписями. Очень ветхие фотоснимки следует поло-
жить между двумя листами картона, обклеить по краям липкой— 21 —
лентой и, завернув в бумагу, поместить в конверт.4. Применение видеозаписи в процессе
раскрытия и расследования преступлений.Анализ следственной практики показывает, что видеозапись
находит применение при расследовании преступлений. Несмотря на
это, уголовно-процессуальным законом не регламентировано при-
менение видеозаписи в процессе раскрытия, расследования и су-
дебного разбирательства.Однако это не должно являться препятс-
твием для ее использования. Видеозапись возникла в результате
технического развития киносъемки и звукозаписи, она сочетает в
себе наглядно-образную и вербальную формы фиксации доказатель-
ственной информации. Преимущества видеозаписи перед протоколь-
ной формой фиксации очевидны. При отборе материала,заносимого
в протокол, большое влияние оказывает субъективный фактор,
поскольку каждый человек обладает присущим только ему способом
восприятия действительности и стилем письменного изложения
мыслей.
Видеозапись, обеспечивая максимальную полноту фиксации,
позволяет сохранить эмоциональную окраску речи и видимые про-
явления поведения участников следственных действий. Материалы
видеозаписи не требуют лабораторной обработки и могут быть
воспроизведены сразу же после съемки, и в случае брака видео-
запись можно повторить.
Однако, следует отметить, что в ряде случаев видеозапись усту-
пает протоколированию, так как в видеофонограмме содержится
много избыточной информации. Избежать этого недостатка позво-
ляют приемы осуществления видеозаписи и использования ее
результатов.
В данной лекции мы не будем рассматривать технические ха-
рактеристики аппаратуры и принципы ее работы, поскольку они
изучаются по курсу специальной техники, а остановимся на ос-
новных методических рекомендациях по применению видеозаписи на
дознании и предварительном следствии.
До начала видеозаписи в целях фиксации соответствующих
действий следует:— 22 —
— определить объекты, подлежащие фиксации и разработать
план (сценарий) видеозаписи;
— пригласить специалиста-оператора.
В плане проведения видеозаписи необходимо отразить после-
довательность запечатления эпизодов исходя из материалов дела
(показаний свидетелей, протоколов осмотров, фототаблиц и т.д.),
ориентировочные точки нахождения оператора с камерой, масштабы
изображения, места размещения всех участников следственного
действия.
В качестве специалиста для проведения видеозаписи в соот-
ветствии со ст. 131 УПК РСФСР могут быть привлечены лица, об-
ладающие навыками работы с соответствующей аппаратурой. Приг-
лашение специалиста освобождает следователя от технической ра-
боты и положительно сказывается на качестве видеофильмов.
Получаемая в ходе следственного действия видеофнограмма,
как и протокол следственного действия,должна состоять из трех
частей: вводной, основной и заключительной. Вводная и заключи-
тельная части содержат сведения, поясняющие и удостоверяющие
фонограмму, а основная часть отражает ход и результаты следс-
твенного действия.
Вводную часть видеофильма целесообразно начинать с фикса-
ции лица, проводящего данное следственное действие, которое
называет свою должность , фамилию и сообщает, какое следствен-
ное действие проводится и по какому уголовному делу. Далее
следователь поочередно называет каждого участника следственно-
го действия, которые так же фиксируются крупным планом. Затем
следователь, находясь в кадре, называет дату, время, место ви-
деозаписи и кем она проводится. Только после этого можно прис-
тупить к фиксации самого следственного действия.
Заключительная часть представляет собой удостоверение все-
ми участниками следственного действия правильности зафиксиро-
ванного. Следовательно, данная часть протокола записывается
после просмотра фидеофонограммы всеми участниками следственно-
го действия. Если видеозапись производилась в неблагоприятных
условиях, то просмотр и запись заключительной части может осу-
ществляться в помещении после возвращения с места проведения
следственного действия.
Анализ сложившейся практики применения видеозаписи пока-— 23 —
зывает, что применение данного способа фиксации особенно эф-
фективно:
1. 1При осмотре места _п .роисшествия 0в случаях, когда необхо-
димо запечатлеть динамику обстановки, которую сложно отразить
в протоколе, при пожарах, транспортных катастрофах, когда
из-за сложных метеорологических условий требуется быстрая фик-
сация всего комплекса информации.
3 1.При обыске, 0когда требуется фиксация информации о спо-
собе сокрытия ценностей и орудий преступления, характере тай-
ников, использованных преступником. Сложность видеозаписи в
данном случае заключается в том, что невозможно заранее опре-
делить точки съемки данных объектов.
4. 1При проведении допросов и очных ставок 0, особенно глухо-
немых.
5. 1При выходе на место происшествия с целью проверки пока-
1заний 0и сопоставления их с материалами дела или с показаниями
других лиц.В этих случаях фиксируется маршрут движения и место
совершения преступления. При обнаружении в процессе проверки
показаний на месте предметов, могущих в дальнейшем иметь дока-
зательственное значение, рекомендуется при их запечатлении об-
ращать внимание на характерные признаки.
6. 1При проведении следственного эксперимента 0для запечат-
ления опытных действий с целью установления возможности:
— наблюдения объекта в определенных условиях;
— совершения каких-либо действий;
— наступления какого-либо явления;
— образования следов.
При фиксации экспериментов основная задача — наиболее
полно, точно и выразительно запечатлеть весь ход опытного
действия.
7.Пр 1и проведении опознания по фотоизображениям об 0ъектов,
когда отсутствует возможность их непосредственного предъявле-
ния. Особенно это эффективно при проведении опознания, прово-
димого по динамическим признакам. Предъявление для опознания
по видеофильму оформляется протоколом в соответствии с требо-
ваниями ст. 166 УПК РСФСР.
Видеозапись может применяться не только при производстве
следственных действий, но и при осуществлении экспертных исс-— 24 —
ледований, преимущественно в области трасологии и баллистики.5. Заключение.
Развитие технических средств фиксации, в том числе и фо-
тографических, идет по тому же пути, что и развитие техники в
целом, и происходит по следующим основным направлениям: совер-
шенствование технических средств; совершенствование методов,
видов и приемов; разработка технических основ судебной фотог-
рафии.
Проходят всестороннюю проверку так называемые односту-
пенчатые фотографические аппараты и фотоматериалы, с помощью
которых происходит одновременное образование негативного и по-
зитивного изображений, либо негативная стадия вообще отсутс-
твует. Фотопроцессы, применительно к особенностям следственной
работы, должны отвечать следующим требованиям: а) 1быть направ-
1лены на фиксацию внешнего вида объектов 0; б) 1быть сравнительно
1простыми 0; в) 1давать возможность сразу же на месте получать го-
1товое изображение.
Возникли новые способы фиксации изображения — такие как
голография. Голография — «полная запись» подобно фотографии
представляет собой универсальный метод исследования и фиксации
разнообразных объектов материального мира. В соответствии с
термином «голография» получаемые изображения -«голограммы»
-отражают все стороны наблюдаемого объекта материального мира,
в том числе и объемность, тогда как на традиционном фотоснимке
вся глубина реальных предметов «зажата» в одной плоскости. По-
мимо оптической голографии в видимом диапазоне света немало-
важное значение имеет ее применение в невидимых областях
спектра, что позволяет существенно расширить возможности экс-
пертных исследований. Широкое внедрение голографии в практику
работы органов внутренних дел на современном этапе сдерживает-
ся необходимостью применения источников когерентного излучения
— лазера и громоздкостью аппаратуры.
Исследование, проведенное во ВНИИ МВД РФ, позволило наме-
тить вопросы, требующие специального исследования.
В области судебно-следственной и оперативно-розыскной— 25 —
(запечатлевающей фотографии) — это совершенствование применяе-
мых фотографических средств и методов в целях увеличения объ-
ема и повышения качества информации, содержащейся в фотографи-
ческих снимках.
В области исследовательской фотографии — разработка мето-
дики повышения резкости черно-белых и цветных снимков и ис-
пользование спектрозональной пленки в целях увеличения возмож-
ностей цветоделения.
В области судебной фототехнической экспертизы круг задач,
требующих разрешения, еще больше и к ним относятся:
1) установление завода изготовителя, партии негативных и
позитивных материалов, реактивов, применяемых для обработки
фотопленок и фотобумаг;
2) установление принадлежности негативов к одной и той же
пленке при отсутствии общих линий разделения;
3) определения периода выпуска фотопленок и фотобумаг;
4) идентификации предметов, помещений и участков местнос-
ти, изображенных на фотоснимках, с использованием фотограммет-
рической техники;
5) установление условий съемки и изготовления фотоснимков;
6) совершенствование методик восстановления негативов и
позитивов, испорченных в результате умышленных действий прес-
тупника или в результате «старения».Решение перечисленных задач будет способствовать дальней-
шему развитию криминалистической фотографии и развитию средств
и приемов фиксации доказательств.ЛИТЕРАТУРА:
Башкатов В.К.Судебно-фотографическая экспертиза: Учебное
пособие. М.:Академия МВД СССР,1980.51 с.
Градобоев В.М. Судебная фотография для следователей:
Часть 1.Учебное пособие. Л.,1987.-987 с.
Журба Ю.И. Краткий справочник по фотографическим процес-
сам и материалам. М.: «Искусство», 1990. — 352 с.— 26 —
Колесниченко А.Н., Найдис И.Д. Судебная фотография. Харь-
ков:Вища школа.1981. — 184 с.
Криминалистическая экспертиза: возникновение, становление
и тенденции развития.-М.:ЮИ МВД РФ, 1994.-231 с.
Курский Л.Д, Фельдман Я.Д. Иллюстрированное пособие по
обучению фотосъемке. Практ. пособие. М.: Высш.шк.,1991.-160 с.
Леви А.А., Горинов Ю.А. Звукозапись и видеозапись в уго-
ловном судопроизводстве.М.:Юрид.лит.,1983. -112 с.
Микулин В.П. 25 уроков фотографии . М.:»Искусство»,
1955.- 480 с.
Салтевский М.В., Гапонов Ю.С. Вопросы судебной фотографии
и киносъемки: (Учебное пособие). КВШ МВД СССР,Киев,1974.159 с.
Справочник следователя.Вып.1 (Практическая криминалисти-
ка: следственные действия).М.:Юрид.лит.,1990.- 288 с.
Сырков С.М., Моисеев А.П. Фотографирование на месте про-
исшествия.Часть 1 Общие положения.М.:ВНИИ МВД СССР.1980.104 с.
Чибисов К.В.Общая фотография.М.:»Искусство»,1984.- 446 с.
Эйнгорн Э. Основы фотографии. М.:»Искусство»,1989.-240 с.