София Киевская

Дата: 21.05.2016

		

София Киевская
Среди памятников прошлого в древнем Киеве — знаменитый архитектурный
комплекс Х1-ХУШ веков София Киевская. Его центральное здание, чудо, что
пришло к нам из средней древности, — Софиевский собор, сооруженный в 1Х по
приказу Ярослава на честь его победы над печенегами. Собор — не только
непревзойденный памятник древней архитектуры, но и мемориал победы наших
предков. Но нас интересует письменность, и прежде всего, книги. Начиная с
времен Ярослава София становится важнейшим культурным центром
Восточнославянского государства. В софийском соборе была первая известная
нам библиотека, заложенная Ярославом. Но наибольшее чудо Софии — это
известные всему миру Софиевские мозаики, очаровательные стародавние
фрески., что показывают ее стены. Изображения святых и портреты княжеской
семьи соседствуют тут с роскошными и утонченными орнаментом. Сцены
княжеской охоты или танцующих скоморохов можно увидеть над ступеньками, что
ведут на хоры. Кроме всего стены Софии оказались сокровищницей эпиграфики /
она изучает древние надписи, вырезанные, на твердых материалах/. На стенах
и столбах, покрытых фресками, рядом с изображениями святых, среди
красочного орнамента, находят историки надписи, которым почти 1000 лет.
Возможно, кто-то из посетителей собора, естественно, из тех, что
знали грамоту, от нечего делать нацарапывал на стенах рисунки и строки
слов, записывая события, что наиболее волновали киевлян того времени.
Некоторые события Софии Киевской посвящены тем историческим событиям, ро
которые вспоминает летопись. Например, Игнатьевской летописи дата смерти
Ярослава Мудрого вызвала у историков сомнения. но вот на стене Софиевского
собора было найдено графито, которое подтвердило: Ярослав Мудрый
действительно умер 20.02.1054г.. И это не единственная датированная
надпись, что делает графиты особенно ценными источниками изучения истории.
Киевской Руси. А случается совсем необыкновенное: чуть заметные,
нацарапанные несколько столетий назад небольшие буквы намекают на события,
о которых и упоминаний нет в других письменных памятниках. Не все, что
когда-то творилось, записывал верный князю летописей. Да и сами князья не
хотели разглашать о некоторых своих делах. Например, в одном из алтарей, на
столбе, найден текст, первых 2 ряда которого легко переводятся: «месяца мая
в 25-е утоплен… «. В 3 рядке несколько загадочных букв, — возможно имя
утопленника, но так зашифровано, что до сих пор не удалось прочитать. И
дальше одно слово: «Князе». Поэтому весь текст читается: » Месяца мая в 25-
е утоплен … Князе». В повести Временных лет уточняется, что 26 мая 1093
г., во время битвы на реке Стучне, погиб младший брат Владимира Мономаха —
Растеслав Всеволодович. С печалью вспоминает о этом событии и автор «Слово
о полку Игореве». Похоронен Растислав Всеволодович в Софийском Соборе. Если
сопоставить 2 даты графито 25 мая, а в летописи 26-е, можно предположить,
что речь идет о смерти Растислава. Но почему же неизвестный нам автор
написал не «утонул», а «утоплен»?
Среди литературных памятников времени Киевской Руси широко известный
«Киево-Печерский патерик». Патерик это сборник произведений о жизни «святых
отцов» — чаще ченцов какого-нибудь монастыря. Патер — по латыни означает
священник, отец.
«Киево-Печерский патерик» — сборник не только » жития святых», но и
других религиозно-фантастических рассказов. В нем представлено много
фактических материалов, ведомостей о жизни Киева в 11-13 ст., в частности
рассказы о стычках, иногда и открытой борьбе Киево-Печерского монастыря с
киевскими князьями.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий