Карпов А. Ю.
АНТОНИЙ
(ум. 1073), основатель киевского Печерского монастыря.
Преп.
Антоний по праву считается основоположником русского монашества («началником
рускым мнихом», по выражению Симона и Поликарпа, авторов Киево-Печерского
патерика).
Биографические
сведения о нем скудны и во многом противоречивы. Согласно Сказанию «что
ради прозвася Печерский монастырь« в составе »Повести временных
лет», Антоний родился в г. Любече (на Днепре, недалеко от Чернигова) в
самом конце X или в начале XI в. Его мирское имя — Антипа — называет
единственный и притом относительно поздний и не слишком надежный источник — т.
н. Летописец Переяславля Суздальского (в «Повести временных лет» в
тексте очевидный пропуск). Решив всецело посвятить себя служению Богу, будущий
подвижник отправился в Грецию — на Афон (Святую Гору), где принял пострижение в
одном из монастырей с именем Антоний. (Поздняя афонская традиция, возникшая,
по-видимому, не ранее XVIII—XIX вв., утверждает, что произошло это в
Есфигменском Вознесенском монастыре, где в середине XIX в. была построена
часовня в честь преподобного. Однако никаких исторических оснований это
предание, по-видимому, не имеет.) По прошествии нескольких лет греческий игумен
отправляет Антония обратно на Русь. Летопись приводит слова, с которыми он
обратился к Антонию: «Иди в Русь опять, и буди благословленье от Святыя
Горы… яко от тебе мнози черньци быти имуть». Вернувшись в Киев, Антоний
обошел здешние монастыри, но не удовлетворившись существующими в них порядками,
«поча ходити по дебремъ и по горамъ, ища кде бы ему Богъ показалъ»;
наконец, он поселяется в пещерке близ княжеского села Берестовое под Киевом,
которую, по преданию, «ископал» будущий киевский митрополит Иларион
незадолго до своего поставления на кафедру (1051): «приде на холмъ, иде бе
Ларионъ ископалъ печерку, и възлюби место се, и вселися в не».
Когда
произошли эти события, точно не известно. «Повесть временных лет»
сообщает о появлении Антония в Киеве под 1051 г., но эта дата поставления на
митрополию Илариона. Между тем берестовская «печерка» могла
освободиться раньше названной в летописи даты, а потому возвращение Антония на
Русь предположительно можно отнести к 40-м гг. XI в. Не исключено, что оно
связано с частичным запустением Святой Горы в 1042—1044 гг. из-за нападения на
полуостров арабов и сильнейшего неурожая. Из несохранившегося Жития преп.
Антония (на него ссылаются составители Киево-Печерского патерика) мы знаем, что
и сам Иларион был пострижен Антонием и лишь после этого «священьства
(здесь: святительства. — А. К.) сподоблень», что определенно указывает на
время до 1051 г. В некоторых поздних летописях (например Летописи Авраамки) имя
Антония упоминается под 1037 г.: «При семъ (т. е. при Ярославе Мудром. —
А. К.) и Антоний Печерьскый бысть»; но это указание (в сущности означающее
лишь то, что Антоний пришел в Киев в княжение Ярослава), по-видимому, связано с
читающимся под тем же годом летописным известием о начале монастырской жизни в
Киеве вообще.
Совершенно
по-другому излагают историю возникновения монастыря позднейшие печерские
источники и, в частности, та версия Сказания «что ради прозвася Печерский
монастырь», которая вошла в т. н. Кассиановскую 2-ю редакцию Киево-Печерского
патерика, составленную в 1462 г. печерским уставщиком Кассианом. Согласно этой
версии, Антоний дважды покидал Русь и отправлялся на Афон: первое путешествие
отнесено ко времени князя Владимира Святославича (ум. 1015); вернувшись после
пострижения в Киев, Антоний вселяется в пещеру, «юже беша ископали
варязи«. Вскоре, после начавшейся смуты, Антоний, »видя таково
кровопролитие… пакы бежа в Святую Гору»; окончательно же он возвращается
на Русь после поставления Илариона, и далее текст «Сказания» практически
совпадает с летописным. Еще более поздняя печерская традиция уточнила датировки
обоих путешествий Антония. Согласно Густынской летописи (XVII в.), первый раз
он вернулся на Русь в 1013 г., в 1017 г. удалился вновь на Афон, а окончательно
возвратился в Киев в 1027 г. В позднейших списках печерских игуменов начало
подвигов Антония датировано 1012 г. Однако эта версия признается
исследователями недостоверной, и споры идут лишь по поводу того, когда именно
она возникла — при составлении ли недошедшего до нас Жития преп. Антония (как
полагал А. А. Шахматов), или, что кажется более вероятным, позднее — возможно,
под пером самого Кассиана, использовавшего устные предания, занесенные в Киев
непосредственно с Афона, насельники которого во второй половине XV в. были
чрезвычайно заинтересованы в усилении связей с православной Русью (мнение Д. И.
Абрамовича), или кого-либо из его предшественников.
Поселившись
в берестовской пещере, Антоний попытался воплотить в жизнь те идеалы
монашества, с которыми познакомился на Афоне. «И поча жити ту, моля Богу,
— свидетельствует летописец, — ядыи хлебъ сухъ и тоже чересъ день, и воды в
меру вкушая, копая печеру и не да собе упокоя день и нощь, в трудехъ пребывая,
въ бденьи и в молитвахъ». Узнав о его подвигах, окрестные жители начали
приходить к нему за благословением, принося ему все, «еже на потребу
бе». Вскоре к Антонию присоединяются другие подвижники, в том числе
будущие печерские игумены Никон и Феодосий, Моисей Угрин, позднее, уже при
князе Изяславе Ярославиче (с 1054) сын княжеского боярина Варлаам и княжеский
«каженник» скопец Ефрем. Сам князь Изяслав Ярославич, «уведевъ
житье его, приде с дружиною своею, прося у него благословенья и молитвы; и
уведанъ бысть всеми великыи Антонии и чтимъ, и начаша приходити к нему братья,
и нача приимати и постригати я». Когда число братии достигло двенадцати
человек, «ископаша печеру велику, и церковь, и кельи». Так было
положено начало самому крупному и самому прославленному монастырю древней Руси,
получившему название Киево-Печерского.
Антоний
отказался стать игуменом созданной им обители. Летопись особо подчеркивает его
любовь к затворничеству, уединению даже от братии, что, по-видимому,
объясняется влиянием на него опыта жизни отшельников-анахоретов Святой Горы.
Сразу же после поставления, по его благословению, первого печерского игумена
Варлаама (это произошло ранее 1062 г.) Антоний выкопал себе новую, отдаленную
пещеру и стал жить в ней, «якоже, — как объяснил он братии, — и преже бяхъ
обыклъ уединивъся жити». Братия же приходили к нему за советом и
благословением при принятии каких-то важных решений, касавшихся монастырской
жизни. Так было, когда братия из-за увеличения числа черноризцев решили
поставить церковь вне пещеры, на поверхности Берестовской горы; тогда Антоний
послал к князю Изяславу Ярославичу с такими словами: «Се Богъ умножаеть
братью, а местьце мало; да бы ны далъ гору ту, яже есть надъ печерою».
Изяслав исполнил просьбу, и братия поставили небольшую церковь во имя Пресв.
Богородицы, келии и ограду, выведя таким образом монастырь на поверхность. Так
же было и после того, как Изяслав вывел игумена Варлаама из Печерского
монастыря и поставил его игуменом основанного им Дмитриевского монастыря (ок.
1062). Братия пришли за советом к Антонию, и тот назвал им имя Феодосия:
«да сь будеть вамъ игуменъ».
Впрочем,
летописное Сказание «что ради прозвася Печерский монастырь» содержит
явное противоречие в описании затворнической жизни преп. Антония. По словам
летописца, «ископав» новую «печеру, яже есть подъ новымь
манастырем«, Антоний в ней же и »сконча животъ свои, живъ в
добродетели, не выходя ис печеры лет 40 никдеже». Но это, несомненно,
противоречит действительности. И дело не только в том, что, поскольку преп.
Антоний преставился в 1073 г., его затворничество — вопреки прямым
свидетельствам летописи — следовало бы датировать 1033/34 г., чего никак не
могло быть (по предположению, высказанному еще В. Н. Татищевым, цифра
«М», т. е. «40», могла появиться при переписывании летописи
в результате механической ошибки из цифры «И», т. е. «8»,
присутствовавшей, по словам историка XVIII в., в ряде виденных им рукописей).
Из других источников мы определенно знаем, что Антоний далеко не всегда
чуждался мирской деятельности и политических страстей, бушевавших за стенами
обители.
По
крайней мере дважды ему приходилось вступать в конфликт с княжеской властью и
покидать пещеры. В первый раз это произошло еще на заре существования обители,
когда киевский князь Изяслав Ярославич прогневался на печерских старцев из-за
пострижения Варлаама и Ефрема. Как рассказывает Нестор, автор Жития преп.
Феодосия, дело дошло до того, что «Антоний… и иже с ним, въземше одежда
своа, отъидоша от места своего, хотяще отъити въ ину область», и лишь
супруга Изяслава, полька Гертруда, сумела уговорить князя примириться с иноками
и вернуть их обратно. К слову сказать, судя по Житию преп. Феодосия, Антоний
поддерживал добрые отношения с супругой Изяслава в течение долгого времени, и
не случайно некоторые исследователи допускают, что княгиня была его духовной
дочерью.
Еще
более острым оказалось второе столкновение Антония с князем Изяславом,
связанное на этот раз, как можно думать, с политическими пристрастиями старца и
приведшее к его временному уходу из Киева. Из Киево-Печерского патерика
известно, что в 1068 г., во время нашествия половцев на Русскую землю, трое
князей Ярославичей — Изяслав, Святослав и Всеволод — накануне выступления в
поход пришли к Антонию за благословением и молитвой, однако старец предсказал
им поражение. И действительно, в битве на р. Альте (близ Переяславля Южного)
русские войска потерпели жестокое поражение. Изяслав вместе с Всеволодом бежал
в Киев. Святослав же отступил к Чернигову и в ноябре одержал победу над
половцами. По-видимому, в Печерском монастыре поражение русских князей
объясняли нарушением ими крестного целования: летом предыдущего года Изяслав
обманом, «преступивше крест», схватил полоцкого князя Всеслава
Брячиславича (своего двоюродного племянника), с которым князья Ярославичи вели
до того кровопролитную войну, и бросил его в «поруб» (темницу) в
Киеве. 15 сентября в Киеве вспыхнуло восстание; Изяслав с Всеволодом бежали, а
освобожденного из плена Всеслава киевляне посадили на княжение. Каково было
истинное отношение к этим событиям Антония, мы не знаем, но Изяслав Ярославич
позже обвинил его в поддержке Всеслава. Когда в следующем 1069 г. Изяслав с
помощью польского князя Болеслава II Смелого (ум. 1081) вернулся в Киев и
жестоко расправился с киевлянами, казня равно и правых, и виноватых, его гнев
обрушился и на Антония. Последнему пришлось тайно бежать из Киева: князь
Святослав Ярославич Черниговский, брат Изяслава, «присла в ночь, поя
Антонья Чернигову». (Уникальное известие об этом находится в летописном
Сказании «о первых черноризцах печерских», помещенном в «Повести
временных лет» под 1074 г.) Вероятно, в отношении Святослава к Антонию
сказалось то, что последний был уроженцем г. Любеча, принадлежавшего
черниговскому князю.
Придя
к Чернигову, Антоний избрал себе место на Болдиных горах и, «ископавъ
печеру, ту ся всели». Позднее (но когда именно, неизвестно) Антоний
вернулся в Печерский монастырь, а на месте ископанной им пещеры близ Чернигова
возник Богородицкий монастырь (позднее Ильинский; с 1695 г. Троицко-Ильинский).
С
именем преп. Антония печерское предание связывает начало строительства
«Великой» Печерской церкви во имя Успения Пресв. Богородицы. Так,
согласно Киево-Печерскому патерику, именно Антонию в благодарность за
предсказанное спасение во время Альтинской битвы 1068 г. варяг Шимон
(находившийся на службе у князя Всеволода Ярославича) передал золотой пояс с
латинского Распятия, которым впоследствии была «размерена» Печерская
церковь. К Антонию же и Феодосию явились церковные мастера из Царьграда,
принесшие с собой икону Божьей Матери и частицы мощей святых мучеников Артемия,
Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, положенные в основание
церкви. Наконец, в несохранившемся Житии преп. Антония рассказывалось, что сам
Антоний незадолго до кончины чудесным образом выбрал место для строительства
церкви (впрочем, в Житии преп. Феодосия об участии Антония в чудесном избрании
места для Печерской церкви, напротив, ничего не говорится).
Известно
также, что Антоний обладал даром исцеления и излечивал больных, приходящих к
нему, «от своея яди: мняся тем врачевное зелие подаваа, и тако здрави
бываху молитвою его» — об этом рассказывает Поликарп в Слове об Агапите
«Лечьце» из Киево-Печерского патерика.
Преп.
Антоний скончался за год до Феодосия, т. е. в 1073 г. Позднейший книжник
сообщает о его 90-летнем возрасте: «в пещерах потрудися лет 56, поживе лет
90″, однако эти цифры не внушают доверия. Погребен преподобный был в той
же пещере, в которой подвизался в последние годы жизни (т. н. Ближняя, или
Антониева, пещера). Однако мощи его так и не были обретены, хотя попытки обнаружить
их предпринимались.
Местное
почитание преподобного в Киево-Печерском монастыре началось, по-видимому,
вскоре после его кончины. Однако общецерковной канонизации Антония, в отличие
от его ученика Феодосия, не последовало. Время установления его церковной
памяти неизвестно.
В
XI или XII в. было составлено Житие преп. Антония; оно было хорошо известно еще
в XIII в. (ссылки на него имеются в Киево-Печерском патерике), но уже к XVI в.
оказалось утеряно, и попытки найти его не увенчались успехом. В XV в. на основе
Киево-Печерского патерика и летописи было составлено проложное Житие святого,
вошедшее (под датой 7 мая) в состав прологов (в том числе печатного, 1661 г.),
а также Великих Миней Четьих митр. Макария. Однако оно не имеет с древним
Житием ничего общего.
Ныне
преп. Антоний Печерский почитается как один из отцов русского монашества. Его
церковная память празднуется 10 июля, а также 2 сентября (вместе с преп.
Феодосием Печерским). В месяцесловах XV—XVII вв. отмечена также память святого
7 мая. Кроме того, память преп. Антония празднуется 28 сентября — в Соборе
преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю неделю Великого поста
— в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерского монастыря и всех святых, в
Малой России просиявших.
Список литературы
Шахматов
А. А. Киево-Печерский патерик и Печерская летопись // Известия Отделения
русской языка и словесности Имп. Академии наук. Т. 2. Кн. 3. СПб., 1897. С.
818—827; он же. Житие Антония и Печерская летопись // Журнал Министерства
народного просвещения. Ч. 316. СПб., 1898. С. 124—133; он же. Разыскания о
древнейших русских летописный сводах. СПб., 1908. С. 265—275 и др.; Абрамович
Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном
памятнике. СПб., 1902. С. 94—95 и др.; Розанов С. П. К вопросу о Житии преп.
Антония Печерского // Известия Отделения русской языка и словесности Имп.
Академии наук. Т. 19. Кн. 1. СПб., 1915. С. 34—46; Пархоменко В. А. В какой
мере было тенденциозно несохранившееся древнейшее «Житие Антония Печерского»?
// Там же. С. 237—241; Папулидис К. К. Из истории отношений Киево-Печерского
монастыря и Афона: преподобный Антоний Печерский. История и предания //
Byzantinorussica / Византиноруссика. № 1. М., 1994. С. 157—160; Карпов А. Ю.
Когда возник Киевский Печерский монастырь? // Очерки феодальной России. Вып. 1.
М., 1997. С. 5—23; Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития
Антония Печерского // Средневековая Русь. Ч. 3. М., 2001. С. 5—81; он же. Жизнь
и подвиги преп. Антония Печерского: факты и вымыслы // От Древней Руси к России
нового времени. Сб. ст. к 70-летию А. Л. Хорошкевич. М., 2003. С. 379—395;
Православная энциклопедия. Т. 2. С. 602—606.