Время и Пространство в лирике Ф.И. Тютчева

Дата: 12.01.2016

		

Исследовательская работа выполнена ученицей 10 А
класса Роговой Анной.

МОУ «Лицей №43»

Саранск, 2004

И
бездна нам обнажена

С
своими страхами и мглами,

И
нет преград меж ей и нами-

Вот
отчего нам ночь страшна!

Ф.И.Тютчев

Время
и Пространство… Пространство и Время. Два аспекта Бытия, не зависящие ни от
чего и ни от кого. Для современного человека, погруженного в свои заботы,
Пространство исчисляется расстоянием от дома до работы или школы, а Время –
словно поезд, несущийся с бешеной скоростью. И нет у человека времени на то,
чтобы оглянуться, чтобы задуматься о том, что же такое Время и Пространство.
Какова их власть над человеком?

И
мы словно не ощущаем власти Времени и Пространства, но она огромна. Впопыхах
проходит наша жизнь, и в конце пути мы понимаем, что ничего не достигли, что
наш мир – пустыня в том смысле, что каждый сам по себе и каждый одинок. И снова
мы пытаемся убежать от одиночества, от власти Космоса, и снова поезд, несущийся
в никуда… Или нет?

Есть
люди, для которых одиночество несет глубокий смысл, благо. Оно позволяет им
полнее почувствовать ценность жизни, Космос, ощутить ту ниточку, которая
связывает человека с чем-то высшим, неземным, космическим. Таков Ф.И.Тютчев.

Задача
нашей работы – исследовать сложный вопрос восприятия Тютчевым Времени и
Пространства для того, чтобы понять основу лирики поэта, разобраться в
интересном и загадочном мире лирического героя Тютчева.

Очень
широко распространено мнение, что Тютчев – поэт «чистого искусства», но на наш
взгляд, это не совсем верно, такое представление сужает значение его
творчества. Ведь у Тютчева можно найти и политические стихи, и, главное,
философские, в которых он размышляет о Космосе, Времени и Пространстве.

Тютчевская
философская лирика, его трагичный взгляд на жизнь родились под воздействием
окружающей его действительности, под воздействием внешних событий. Он не мог не
воспринимать революций, восстаний в Европе и в России, и он понимает хрупкость,
неустойчивость мира, он чувствует надвижение бури, стихии, «несущих с собой
крушение привычных социальных устоев и религиозных верований»1.

Дисгармония
мира, его противоречия отражаются на сознании Тютчева, порождают отчаяние и
Одиночество человека во Вселенной:

И
я теперь на голой вышине

Стою
один, — и пусто все кругом.

Когда
человек проходит сложный путь духовного развития, он, действительно, остается
на «голой вышине» одиночества, непонимания людьми, но это расплата за
пройденный путь.

Нам
кажется, что Тютчев оторван от человеческого мира, и Б.Бухштаб пишет, что
ощущение, стоящее за мыслями поэта, — это «чувство глубокого одиночества, и
стремление вырваться из него, найти путь к окружающему миру, поверить в его
ценность и прочность, и отчаяние от сознания тщетности попыток преодолеть свою
отторгнутость, свою замкнутость в собственном «я»2. И потому Тютчев так
обостренно чувствует власть Времени и Пространства, так боготворит «древний Хаос»,
являющийся, по его мнению, основой мироздания.

Когда
человек уходит в Одиночество, он сталкивается с Пространством, и у него есть
два пути: 1. «сломиться» под давлением Пространства; 2. начать «борьбу» с
Пространством. Второй путь подразумевает огромную силу духа, веру в неземное.
Тютчев выбрал второй путь, он предчувствовал, что его ждет, но это не
стремление доказать окружающим что-то, а стремление к совершенству, к чему-то
неизведанному.

Собственно
говоря, Время и Пространство в сознании поэта существуют как две неотъемлемые
части друг друга: Пространство разъединяет людей, а Время не дает им
соединиться. Эти две силы двойственно воспринимаются Тютчевым: с одной стороны,
они притягивают к себе поэта своим величием, могуществом, необыкновенной властью,
а с другой – Тютчев осознает, что взаимодействие Времени, Пространства и
человека – это битва, бесконечная борьба, исход которой – Смерть.

Но
что есть Смерть? Только лишь исход борьбы? (Да, очень важно, что биологическая
смерть в данный момент нас не интересует.) А, может быть, Смерть – это граница
между Бытием и Небытием? Хотя… у каждого в этой жизни своя Смерть ( Тютчев-то
живет!)… А почему люди так боятся Смерти? Вероятно, что все дело в том, как
человек воспринимает Смерть. Для одних, живущих суетой, Смерть страшна: человек
перестанет жить! Но для других Смерть – это лишь физическое явление, не больше!
Ведь когда человек умирает, все внешнее отходит от него, а все внутреннее
остается с ним. Потому Тютчев не боится Смерти, он смело смотрит ей в глаза, но
хочется подчеркнуть такую мысль: понятие Смерти как такового для него не
существует: душа-то бессмертна!

Все
та ж высокая, безоблачная твердь,

Все
так же грудь твоя легко и сладко дышит,

Все
тот же теплый ветр верхи дерев колышет,

Все
тот же запах роз… и это все есть смерть!3

Тютчев
смотрит в бездну, ему интересно, что там, но он не стремится уходить, более
того, наряду с бесконечностью Времени и Пространства, он рисует жизнь, путь,
полный эмоций, хоть и ведущий в Никуда. Этот путь – не путь зомби, бесчувственного
и слепого, а путь человека, жаждущего полета.

Пускай
скудеет в жилах кровь,

Но
в сердце не скудеет нежность…

О
ты, последняя любовь!

Ты
и блаженство, и безнадежность.31

Французский
мудрец Ларошфуко писал о смерти: «Следует всячески избегать встречи с ней…
Самые смелые и самые разумные люди – это те, которые под любым предлогом
избегают мыслей о смерти»4. По мнению Тютчева, так могли думать только
боязливые, слабые духом люди. Хотя, конечно, не нам судить мудреца, но то, что
поэт не боялся Смерти, ее холодного взгляда, говорит о величайшем мужестве и
совершенстве Тютчева.

Уже
было сказано ранее, что Тютчев воспринимает мир как катастрофу, рок, хаос. Он
«чует во всем бездну и смуту, угрозу и трагедию»5. В его представлении
разрывается Время, распадается Пространство:

Когда
пробьет последний час природы,

Состав
частей разрушится земных:

Все
зримое опять покроют воды,

И
Божий лик изобразится в них!6

Бытие
разорвано, цепь времен нарушена – таков тютчевский мир! Но именно ему суждено
собрать все воедино: «Самая настоятельная потребность моего существа –
восстановить цепь времен»7. Нужно сказать, что он не делает различия между
личным и всеобщим, для него важно преодолеть любую разорванность. Он словно
пророк, пришедший из другого мира, чтобы возвысить Русь над ней самой, чтобы
вознести ее в Космос.

На
Тютчева очень сильно давит власть Времени и Пространства: «Как тяжко гнетет мое
сознание мысль о страшном расстоянии, разделяющем нас! Мне кажется, будто, для
того, чтобы говорить с тобою, я должен приподнять на себе целый мир… Разлука
представляется необъяснимой загадкой тому, кто умеет ее чувствовать…»8.

Но
времени поток бежит неумолимо.

Соединив
на миг, нас разлучает он.

И
скорбен человек, и силою незримой

Он
в бесконечное пространство погружен.9

Но
такое чуткое восприятие «невидимой власти» этих «тиранов», на наш взгляд,
нельзя отнести к «слабостям» Тютчева, потому что, чувствуя одиночество и
отрешенность, он мужается духовно, совершенствует себя, но он понимает и свою
обреченность «быть до конца так страшно одиноку…».

Тютчев
видит мир через призму Апокалипсиса, в его сознании «человечество висит над
пропастью, которая в каждое мгновенье готова навсегда поглотить его»10:

И
мы плывем, пылающею бездной

Со
всех сторон окружены11.

Темная
первооснова всего сущего и «конец света» — две загадки для Тютчева, над
которыми он бьется. И потому он так любит Ночь – как своеобразный макет
предшествующего и будущего миров. В Ночи истина яснее. И потому День для
Тютчева, в отличие от А.С.Пушкина, — не божество:

О,
как пронзительны и дики,

Как
ненавистны для меня

Сей
шум, движенье, говор, крики

Младого,
пламенного дня!..

О,
как лучи его багровы,

Как
жгут они мои глаза!..

О
ночь, ночь, где твои покровы,

Твой
тихий сумрак и роса!..12

День
– это «златотканый покров», наброшенный на бездну и скрывающий правду, а ночью
«бездна нам обнажена…и нет преград меж ей и нами»13.

Главное
для Тютчева – прочувствовать связь человека и Космоса, а связующими звеньями
служат ночь, бездна, глубина, небо:

Из
смертной рвется он груди,

Он
с беспредельным жаждет слиться!..14

Или:

И
человек, как сирота бездомный,

Стоит
теперь, и немощен и гол,

Лицом
к лицу пред пропастию темной15,-

образ
героя и автора сливаются воедино, Тютчев видит себя со стороны, как бы из
Космоса.., и, в то же время, эти «немощь» и тет-а-тет с пропастью внутри него…
Тютчев создает пронзительный образ беспомощного человека перед этой бездной
Космоса. Еще страшнее бездна внутри человека, в его душе.

Тютчев…
«Певец природы», лирик или философ, который «вперен в Хаос»16? Две, казалось
бы, разных личности, но у Тютчева все сочетается. Природа и Космос тесно
взаимосвязаны в его понимании, эта взаимосвязь выражается через стихию: ветер,
бурю, грозу – одни из проявлений Хаоса.

И
бунтует, и клокочет,

Хлещет,
свищет, и ревет,

И
до звезд допрянуть хочет,

До
незыблемых высот…17

Вся
строфа построена на ряде однородных сказуемых, усиливающих эту стихию.

Вообще,
пейзажная лирика Тютчева таит в себе глубокий скрытый смысл. Можно выделить
несколько направлений, воплощенных Тютчевым в образах природы, но мы
остановимся на одном – на направлении, связанным со Временем и Пространством.
Тютчев пишет о том, как взаимодействуют природа, Время и Пространство:

Смотри,
как на речном просторе,

По
склону вновь оживших вод,

Во
всеобъемлющее море

Льдина
за льдиною плывет18,-

в
этих строчках Тютчев рисует необъятное пространство: речной простор,
всеобъемлющее море. «Льдина за льдиною плывет»- постоянная смена людских
поколений, уходящих во «всеобъемлющее море», по-другому, в Небытие, на границе
которого стоит Смерть…

Чудный
день! Пройдут века –

Так
же будут, в вечном строе

Течь
и искриться река

И
поля дышать на зное19.

Время
бесконечно: постоянная, монотонная смена времен года, явлений природы.

Ночное
небо так угрюмо,

Заволокло
со всех сторон.

То
не угроза и не дума,

То
вялый, безотрадный сон20, —

Время
сравнивается со сном «вялым, безотрадным»; как точно автором подобраны эпитеты,
создающие настроение тоски от вечной повторяемости природных явлений! Г.Гачев в
книге «Русская дума» так пишет о русском Космосе: «Вялость, сон, недвижность,
доистория: Время будто не начиналось и не имеет власти»21. А что у Тютчева? То
же самое! «То не угроза и не дума ¼»- совершенная бездеятельность, вялость.

А
вот еще:

На
бесконечном, на вольном просторе

Блеск
и движение, грохот и гром22..,-

бесконечность
Пространства и характерные для тютчевской лирики движение, стихия,
непостоянство. Вот почему в этих строчках нет глаголов, они построены на
отглагольных существительных.

Стоит
сказать еще об одном, трагичном, на взгляд Тютчева, аспекте его творчества – о
любви. Любовь и Время? Любовь и Расстояние? Как связаны эти составляющие жизни
человека?

В
понимании Тютчева любовь носит двоякий смысл: с одной стороны, это радость, а
значит и бесконечность, а с другой – проклятие, несущее смерть, гибель, но,
все-таки, Тютчев больше склоняется к тому, что любовь – страдание. Смерть
Э.Ф.Петерсон, первой жены поэта, и Е.А.Денисьевой, горячо любимых им женщин,
стала пищей для трагических стихов.

Любовь,
любовь – гласит преданье –

Союз
души с душой родной –

Их
съединенье, сочетанье,

И
роковое их слиянье,

И
¼
поединок роковой ¼23

любовь
определена как губительное, роковое чувство. Опять же противоречие: соединение
и поединок, и что победит? Для ответа на этот вопрос обратимся к стихотворению
«О, как убийственно мы любим …»:

О,
как убийственно мы любим,

Как
в буйной слепости страстей

Мы
то всего вернее губим,

Что
сердцу нашему милей!

Судьбы
ужасным приговором

Твоя
любовь для ней была ¼24

мы
видим, что любовь у Тютчева обладает разрушительной силой: «судьбы ужасным
приговором»; это своеобразный «конец света» для маленького мира человека.
Человеческая страсть губительна и слепа, но, несмотря на это, человек,
испытавший любовь, преображается духовно, он словно обретает небо внутри себя.
И, все-таки, любовь – страдание («Как ни бесилося злоречье…»); она
«обезоруживает» человека: он не может противостоять ей, но не может и отдаться
этому чувству, потому Тютчев страдает, да страдает так, что весь мир для него –
трагедия, весь мир сужается в одной точке:

Дни
сочтены, утрат не перечесть,

Живая
жизнь давно уж позади.

Передового
нет, и я как есть,

На
роковой стою очереди25.

Не
каждому дан полет, потому что только сильный человек сможет заплатить цену за
него. Эта цена – страдания и боль, но полет того стоит!

Тютчеву
дан полет, ему дано было увидеть землю с высоты, но не только над землей парил
он, а над пропастью. Крылья любви помогали ему кружить над Бездной, чего-то
ища. Чего же? Бесконечности или Любви? А, может, бесконечной любви?

Сияй,
сияй, прощальный свет

Любви
последней, зари вечерней!26

После
смерти Денисьевой любовь Тютчева как бы выливается в Пространство, осуществляя
связь между двумя мирами. Эта связь призрачна, но функциональна. И потому, он
«пронзительно почувствует дыхание смертного костра»33, который в царстве Тьмы
разожгла Денисьева:

И
мне казалось, что меня

Какой-то
миротворный гений

Из
пышно-золотого дня

Увлек,
незримый, в царство теней.34

Разлад
мирового бытия, так чутко воспринимаемый Тютчевым, обнаруживается и в любви; и
он выражает это через противопоставления:

Сияй,
сияй, прощальный свет

Любви
последней, зари вечерней!

И:

Но
взрыв страстей, но эти слезы, —

Нет,
это все не для меня!27

Вообще,
для тютчевской поэзии характерны контрасты, противопоставления. Да в нем самом
сколько противоречий! «Он пытался сочетать идеалы свободы и просвещения со
службой в комитете иностранной цензуры; был близок к славянофиллам, а любил
жить за границей…»28. Вот что поэт пишет о себе:

Две
беспредельности были во мне,

И
мной своевольно играли оне.29

(Уж
не Время ли и Пространство?) Такая дисгармоничность порождает множество
противоречий в его лирике.

В
оппозиции «День vs Ночь» День – это покров, скрывающий истину, а Ночь – святая,
хоть и повергающая человека в ужас. Высоко значимы оппозиции «Небо vs Земля»,
«Север vs Юг», «Запад vs Восток». Небо у Тютчева – это мечта о гармонии, Земля
– одиночество, но в то же время и толпа; Север – это сон, подобный смерти, Юг у
него «светлый, блаженный» — олицетворение жизни; Запад и Восток:

В
вражде ль они между собою?

Иль
солнце не одно для них

И,
неподвижною средою

Деля,
не съединяет их?30

Сравнивая
противоречивое, Тютчев отдает предпочтение тем аспектам, в которых наиболее
выражены даль Пространства и бесконечность Времени: ночь, небо…

В
жизни Тютчева было много испытаний, но он сумел все пережить, а, значит, и
выстоял в борьбе с Роком. Но у него уже нет сил бороться, и Тютчев понимает,
что и ему не избежать Небытия:

Тяжело
мне, замирают ноги…

Друг
мой милый, видишь ли меня?32

Что
же получается, борьба с Пространством все же кончается поражением Тютчева? А,
может быть, Тютчев дошел до этой грани, понял, что кроется за ней, понял, что
раскрыть тайну Тьмы, развязать узел стихий – значит разрушить мир, разрушить
его цельность и уникальность?

До
сих пор мы не знаем, что же там, за гранью. Многие считают себя «избранными»
решить этот вопрос, но все попытки тщетны, потому что никому не дано развязать
узел стихий. Да и зачем?

Исследуя
концепции Времени и Пространства в лирике Ф.И.Тютчева, мы пришли к следующим
выводам: в основе тютчевского восприятия Времени и Пространства лежат события,
породившие неустойчивость «старого», царского мира; через Время и Пространство
Тютчев пытается постичь тайну Смерти, заглянуть в другой, недоступный живому
человеку, мир; в основе большей части стихотворений поэта лежит идея
взаимосвязи человека, Времени и Пространства, задача разгадки тайн Бытия;
лирика Тютчева – лирика контрастов и противоречий, поэт рассматривает Бытие
разносторонне. Обостренное восприятие стихий заложено в Одиночестве Тютчева, а
Одиночество исходит из уникальности поэта.

Анализируя
стихотворения поэта, мы приходим к выводу о том, что человек оказывается «запертым»
в «дневном» мире, что ему не суждено открыть что-то глобально новое, он не
имеет права на то, чтобы разрушить этот мир, потому что он не сумеет построить
новый.

Тютчевская
философская лирика оказала большое влияние на поэтов. В стихотворениях Тютчева
много символов, это найдет свое продолжение в поэзии символистов: Волошина,
Мандельштама, Ходасевича. Тютчев уникален, но, в то же время, он всего лишь
один из тех, кто так катастрофично воспринимает мир (Ф.М.Достоевский,
М.Ю.Лермонтов).

В
дальнейшем нам бы хотелось продолжить наше исследование по следующим аспектам:
связь философской лирики Ф.И.Тютчева и лирики М.Ю.Лермонтова; политическая
поэзия Ф.И.Тютчева. Нам интересно сравнить поэзию Тютчева с поэзией других
поэтов для того, чтобы понять истоки русской «катастрофичности», понять мир
поэта и осознать те истины, к которым он пришел.

Список литературы

1.
Пигарев К.В. «Тютчев Ф.И. Сочинения в двух томах», т.1,стр. 21-22

2.
Киселева Ю. «Я иду на урок литературы», стр. 108

3.
Male aria, 1830, «Тютчев Ф.И. Сочинения в двух томах»

4.
Кожинов В.В. «Тютчев Ф.И. Стихотворения», стр. 9

5.
Гачев Г. «Русская дума», стр. 16

6.
Последний катаклизм, 1830

7.
Кожинов В.В. «Тютчев Ф.И. Стихотворения», стр. 8

8.
«Тютчев Ф.И. Сочинения в двух томах», т.2, (письмо к Э.Ф.Тютчевой), стр. 59-60

9. «Nous avons pu tous deux,
fatigues du vouage…», 1838

10.
Баевский В.С. «История русской поэзии», стр. 129

11.
Сны, 1830

12.
«Как птичка раннею зарей…», 1835

13.
День и ночь, 1839

14.
«О чем ты воешь, ветер ночной?», 1830

15.
«Святая ночь на небосклон взошла…», между 1848 и мартом 1850

16.
Гачев Г. «Русская дума», стр. 16

17.
Море и Утес, 1848

18.
«Смотри, как на речном просторе…», 1851

19.
«В небе тают облака…», 1868

20.
«Ночное небо так угрюмо…», 1865

21.
Гачев Г, «Русская дума», стр. 17

22.
«Как хорошо ты, о море ночное…», 1865

23.
Предопределение, между июлем 1850 и сер. 1851

24.
«О как убийственно мы любим…», 1851

25.
«Брат, столько лет сопутствовавший мне…», 1870

26.
Последняя любовь, между сер. 1851 и нач. 1854

27.
«Играй, покуда над тобою…», 1861

28.
Баевский В.С. «История русской поэзии», стр. 133

29.
Сон на море, 1830

30.
«Смотри, как запад разгорелся…», <1838>

31.
Последняя любовь, между сер. 1851 и нач. 1854

32.
Накануне годовщины 4 августа 1864г.

33.
Тангалычев К, «Лунная мастерская»

34.
«Еще шумел веселый день…»

1.Баевский
В.С. История русской поэзии: 1730 – 1980 гг. Компендиум. М.: — Интерпракс,
1994, 296 с.

2.Гачев
Г. Русская дума. Портреты русских мыслителей. – М.: Издательство «Новости»,
1991. – 272 с., с ил.

3.Киселева
Ю. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство
«Первое сентября», 2000. – 256 с.

4.Кожинов
В.В. Ф.И.Тютчев. Стихотворения/ Сост., вступ. ст. и прим. В.В.Кожинова. – М.:
Сов. Россия, 1986. – 288 с.

5.
Пигарев К.В. Тютчев Ф.И. Сочинения в двух томах/ Общ. ред., вступ.ст.
К.В.Пигарева. – М.: Издательство «Правда», 1980. – 2 т.

6.
Тангалычев К Лунная мастерская: Кн. о поэзии. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.»,
1999. – 240 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий