Отмена крепостного права в России

Дата: 21.05.2016

		

Министерство образования России.

Надымская муниципальная школа №1

Экзаменационный реферат по истории

на тему:

Выполнил : ученик 9-го класса

Белкин Владимир

Преподаватель: Иванчикова Е.П.

Надым – 1996г.

План

Причины отмены крепостного права 3

Манифест 19февраля1861года 6

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА 10

КРЕСТЬЯНСКИЕ НАДЕЛЫ И ПОВИННОСТИ. 13

Подготовка реформы “кризис верхов”. 17

Значение отмены крепостного права. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 22

Причины отмены крепостного права

( Революционная ситуация 1859-1861 г г.)

Накануне отмены крепостного права впервые в истории нашей страны
сложились объективные причины, которые создали революционную ситуацию, т.
е. Такое положение, при котором возможна революция. Не каждая революционная
ситуация заканчивается революцией, так как необходимо еще и наличие
определенных субъективных факторов, но без такой ситуации невозможна
никакая революция. В. И. Ленин выделил три главных признака революционной
ситуации: ”1) Невозможность для господствующих классов сохранить в
неизменном виде свое господство, тот или иной кризис “верхов”, кризис
политики государствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается
недовольство и возмущения угнетенных классов… 2) Обострения выше, выше
обычного, нужды, и бездействия угнетенных классов. 3)Значительное
повышение, в силу указанных причин, активности масс…”
Решающее значение в возникновении революционных ситуации середины
девятнадцатого века, имело обострение нужды и бедствий всех трудящихся и
широкое крестьянское движение в стране. Положение народных масс ухудшалось
в результате судорожных усилий помещиков поднять свои доходы путем
увеличения барщины, оброка, урочных заданий, натуральных повинностей. На
этом фоне тяготы, связанных с Крымской войной, носили зачастую
катастрофический характер. Правительство ввело дополнительные ополчения и
усилило рекрутские наборы, увеличило налоги, проводило реквизиции лошадей и
скота для армии. Возросли подводная, дорожная и другие повинности. Война
оторвала от мирного труда более 10 процентов взрослых мужчин, на 13
процентов сократила поголовье скота. Крестьянское хозяйство еще более
разорилось. Несли большие убытки и помещики, так как за годы войны вывоз
хлеба сократился в 13 раз, льна- в 8 раз. Шеф жандармов А. Ф. Орлов (до
1856 г.) министры внутренних дел и государственных имуществ доказывали
царю о тяжелом положении крестьян и городских низов, о возможности широких
волнений еще в начале Крымской войны Н. И. Чернышевский в журнале
“Современник” писал о чрезвычайном истощении крестьян на основе данных
статистического обследования, проводимого офицерами генерального штаба. В
1860 г. Основной пищей крестьян Рязанской губернии ржаной хлеб и пустые щи.
Употребление каши уже было признаком некоторого довольства и стало
характерно для более зажиточных домов; мясная пища была чрезвычайной
редкостью. Даже картофеля было недостаточно. Летом у крестьян недоставало и
хлеба. Недоимки по государственным налогам в последние 20 лет перед
реформой выросли по этой губернии в 7 раз. Таким же тяжелым было и
положение трудящихся в других губерниях.
Результатом этого был значительный рост крестьянского движения. По
далеко не полным сведениям ( без учета местных архивных данных ), в 1857 г.
Было 192 массовых крестьянских выступлений, 1858 г.-528 и в 1859 г.-938.
Такое резкое увеличение и привело к созданию революционной ситуации. В
крестьянском движении кануна реформы появились и новые черты. Больше
происходило открытых нападений на помещиков, участились вооруженные
столкновения с войсками, выступления стали массовыми, охватывая иногда
несколько сел. Изменилась и общая обстановка в деревне. Открытые массовые
выступления опирались на еще большее массовое недовольство большинства
крестьянства, появлявшееся в пассивных формах сопротивления. К последним
относились, в частности, многочисленные случаи плохой работы на помещика.
Описанная выше работа на барщине ( придет позже, сделает меньше и пр.)
напоминает современные забастовки в капиталистических странах под названием
“замедленная работа”, “резиновая забастовка”, когда резко снижается темп
работы и ухудшается ее качество. Крестьяне отказывались платить налоги,
сообщая, что платить нечем, не выходили выполнять натуральные повинности,
участились побеги.
Массовый характер этого пассивного сопротивления делал подавление его
более, трудным, чем открытых восстаний. Заставить работать или платить
налоги многие миллионы крестьян, часто целые села и волости, было сложно.
Ведь нельзя было над каждым крестьянином ставить надсмотрщика, а у
миллионов дворов из года в год описывать имущества за долги. Когда эти
явления были единичными, сними справлялись помещики и полиция довольно
легко, а теперь вся масса стала озлобленной и плохо повинующейся. Растущий
“ дух неповиновения”, состояния общего брожения и непокорности крестьян
делали, по словам историка крестьянского движения И. И. Игнатович, из
каждого имения маленький вулкан, грозящий постоянно извержением. Часто этот
“дух неповиновения “ был так велик, мелкие столкновения так часты итак
невыгодно отражались на помещичьем хозяйстве, что помещики обращались с
просьбой прислать воинские команды, но встречали, несмотря на полное
сочувствие к помещикам, отказ администрации ввиду массовых таких случаев и
отсутствие видимых поводов. По этому дворянская масса, инстинктивно
ощущавшая возможность “второй пугачевщины”, выражала резкое не довольствие
действиями властей, которые якобы “распустили крестьян”.
Литература этого периода полна указаниями на рост неповиновения, на
опасность повторения пугачевщины. Но мало кто из дворян понимал, что надо
отменить крепостное право как главную причину озлобления и недовольства
крестьянства. Большинство считало, что повинность можно достичь насилием,
что нужна “железная рука”.
Социальная психология дворянства не изменялась, тогда как социальная
психология крестьян стала совсем другой. Раньше крестьяне мирились с тем,
что их грабили и истязали, теперь отвечали на это восстаниями, поджогами,
убийствами помещиков и управляющих, а чаще всего массовым неповиновением.
Враждебное отношение к помещикам и к крепостному праву делало крестьян
восприимчивыми ко всякого рода слухам. В 1854 и 1855 г. Во время издания
указов о призыве добровольцев в морскую флотилию, а затем в государственное
ополчение крестьяне поняли их как обещание свободы за добровольную службу и
самовольно массами уходили в города, чтобы записаться в ополчение.
Для подавления этих массовых волнений, охвативших 16 губерний, были
посланы войска и произошли столкновения солдат с крестьянами, в которых, по
официальным данным, было убито 36 и ранено 57 человек.
После окончания войны крестьянские волнения усилились. В 1857 г. В
южных губерниях распространились слухи, что в Таврии раздают земли и дают
волю. Появились “очевидцы”, которые рассказывали, что в Перекопе “в золотом
шатре сидит и всем пришедшим раздает волю, а не явившиеся остаются в полной
неволе”. Движение в “Таврию за волей” началось в Екатеринославской
губернии. Только из двух уездов — Верхнеднепровского и Екатеринославского-
число бежавших доходило до 9 тысяч человек. Целые деревни снимались с мест
и на кибитках со своим скарбом уходили в Крым. Затем двинулись крестьяне
Херсонской, Полтавской, Харьковской, Черниговской, Курской, и Орловской
Губернии. Из Херсонской губернии ушло три тысячи человек. Против крестьян
были посланы воинские команды, и по официальным данным, произошло шесть
кровавых столкновений.
В 1857 г. было широкое выступление грузинских крестьян в Менгрелии.
Вооружившись кольями, дубинками, пиками, более десяти тысяч повстанцев
нападали на помещиков и представителей администрации, требовали
освобождения от барщины и наделения землей.
В 1858-1859 г. развернулось массовое “трезвенное движение” в ответ на
повышение цен на водку. Движение охватило тридцать две губернии. Крестьяне
и городские низы громили питейные заведения, бойкотировали их. В 1860 г.
была отменена система откупов и введена акцизная продажа спиртных напитков,
при которой стала развиваться конкуренция среди торговцев. Это было прямым
следствием широких крестьянских выступлений.

Манифест 19февраля1861года

Объявляем всем Нашим верноподданным Божиим Провидением и священным
законом престолонаследия быв призваны на прародительский Всероссийский
Престол, в соответствии сему призванию Мы положили в сердце Своем обет
обнимать нашею Царскою любовию и попечением всех Наших верноподданных
всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту
Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую
службу Государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.
Вникая в положение званий и состояний в составе Государства, Мы
усмотрели, что Государственное законодательство, деятельно благоустраивая
высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества,
не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так
названным потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем ,
потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе
лежит обязанность устроить их благосостояние. Права помещиков были доныне
обширны и не определены с точностью законом, место которого заступали
предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего
происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой
попечительности и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении
простоты нравов, приумножении разнообразия отношений, при уменьшении
непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении
иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды,
добрые отношения ослабевали и открывался путь произволу, отяготительному
для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах
отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте.
Усматривали сие и приснопамятные Предшественники Наши и принимали
меры к изменению на лучшие положения крестьян; но это были меры, частию
нерешительные, предложенные добровольному свободолюбивому действованию
помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по
требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, Император
Александр-1 издал постановления о свободных хлебопашцах, и Бозе почивший
Родитель Наш Николай-1 постановление о обязанных крестьянах. В губерниях
западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землей и их
повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах
приведены в действие в весьма малых размерах.
Таким образом, Мы убедились, что дело изменения положения крепостных
людей на лучшее есть для Нас завещание Предшественников наших и жребий,
через течение событий подданный Нам рукою Провидения.
Мы начали сие дело актом нашего доверия к Российскому Дворянству, к
изведанной великими опытами преданности его Престолу и готовности его к
пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по
собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта
крестьян, при чем Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и
подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие
наше оправдалось. В Губернских Комитетах, в лице членов их, облеченных
доверием всего Дворянского общества каждой губернии, Дворянство добровольно
отказалось от права на личность крепостных людей. В сих Комитетах, по
собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве
быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к
помещикам.
Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству
дела, разнообразными, сличены соглашены, сведены в правильный состав,
исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные
таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях
рассмотрены в Государственном Совете.
Призвав Бога в помощь, Мы решились дать сему делу исполнительное
движение.
В силу означенных новых положений крепостные люди получают в свое
время полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли,
предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное
пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и
исполнения обязанностей их перед Правительством, определенное в положениях
количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять
в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии,
которое есть переходное, крестьяне именуются временно обязанными.
Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с
согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и
угодия, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в
собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от
обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное
состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное
состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении
двухлетнего срока от дня издания сего положения они получают полное
освобождение и срочные льготы…
Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого
преобразования, Мы первее всего возлагаем упование на всеблагое Провидение
Божие, покровительствующее России.
За сим полагаемся на доблестную о благе общем ревность Благородного
Дворянского сословия, которому не можем не изъявить от Нас и от всего
Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к
осуществлению наших предначертаний.
Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к
достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалась от
упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой
хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также
благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых
положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства; что каждый
владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего
сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых
людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению
добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению
Государственных постановлений.
Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе
крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности
владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными
соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых
случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных
имений, и что сим способом облегчится переход старого порядка к новому и на
будущее время упрочится взаимная доверие, доброе согласие и единодушное
стремление к общей пользе.
Для удобнейшего же проведения в действие тех соглашений между
владельцами и крестьянами,по которым сии будут приобретать в собственность
вместе с усадьбами и полевые угодия, от Правительства будут оказаны
пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на
имениях долгов.
Полагаемся и на здравый смысл Нашего народа.

***

Когда мысль правительства о упразднении крепостного права
распространилась между не приготовленными к ней крестьянами возникали было
частые недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об
обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и
по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества
взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей и
по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям
предержащим, воздавать всем должное, ив особенности кому должно, урок,
дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут
быть взяты от них без должного вознаграждения или добровольной уступке; что
было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и
не нести за си соответственной повинности,
И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди, при открывающейся
для них новой будущности, поймут и с благодарностью примут важное
пожертвование, сделанное, Благородным дворянством для улучшения их быта.
Они вразумятся, что, получили для себя более твердое основание
собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они
становятся обязанными, перед обществом и пере самим собою, благотворность
нового закона дополнить верным благонамеренным и прилежным употреблением
в дело дарованных им нравов. Самый благотворный закон не может людей
сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое
благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и
увеличивается не иначе как неослабленным трудом, благоразумным
употреблением сил и средств, строгою бережливостью и вообще честною в
страхе божием жизнью.
Исполнители приготовительных действий к новому устройству
крестьянского быта и самого введения в сие устройство употребят бдительное
попечение, чтобы сие совершалось правильным, спокойным движением, с
наблюдением удобности времен, дабы внимание землевладельцев не было
отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно
возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной
житницы взять семена для посева на землю постоянного пользования или на
земле, приобретенной в собственность.
Осени себя крестным знаменем, православный народ, и призови с Нами
Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего
благополучия и блага общественного.
Дан в Санкт-Петербурге, в девятнадцатый день февраля в лето от
Рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, Царствование же
Нашего в седьмое.

ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

(ИЗМЕНЕНИЕ СПОСОБА ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КРЕСТЬЯН)

19 февраля 1861г., в пятую годовщину своего вступления на престол,
Александр — 2 подписал манифест об отмене крепостного права в России и ряд
“Положений”, разъясняющих условия освобождения крестьян. (Положениями 19
февраля 1861г.не устанавливалось окончательного срока перевода временно
обязанных крестьян-собственников. Помещики не торопились с переводом
крестьян на выкуп. По прошествии 20 лет после издания Положений 19 февраля
1861г. 15,3 процента бывших помещичьих крестьян еще оставались на временно
обязанном положении. Под влиянием революционной ситуации 1879-1881г.
правительство обязано было провести обязательный выкуп остающихся временно
обязанных крестьян, а также понизить выкупные платежи. Необходимость
понижения выкупных платежей диктовались также ростом недоимочности
крестьян: к 1881г недоимок по выкупным платежам доходил до двадцати
миллионов рублей, что составляло около половины годового оклада по
выкупным платежам.). Это был, безусловно, акт огромного исторического
значения, так как феодальный способ эксплуатации заменился
капиталистическим. Отменялась собственность на работника, существовавшая
несколько столетий. На смену экономическому принуждению приходил наем
работника. Правда, покупка рабочей силы не сразу приняла форму свободного
денежного найма, характерного для развитого капитализма. Наряду с ним
долгое время существовал наем за землю, за натуральную плату, за часть
урожая. Однако крестьянин теперь был волен наниматься на работу или
предпочесть уход на зароботки в город, в другие губернии, занятия
промыслами и т. п. Помещик потерял право наказывать крестьянина розгами за
невыход на работу, и это коренным образом изменило способ эксплуатации,
который нельзя с системой хозяйства. Последняя включая несколько
общественно-экономических укладов: полунатуральный, мелкотоварный,
капиталистический, полукрепостнический. Реформа создала условия для более
свободного развития капиталистического уклада, для капиталистического
преобразования всех остальных укладов.
Главным содержанием реформы была отмена крепостного состояния, как
официально именовалось право собственности помещика на крестьян. Передовые
люди Росси давно уже называли это состояние рабством. Борьбу против рабства
считали главной задачей декабристы, что было прямо записано в “Русской
правде” П. И. Пестеля и в “Конституции” Н.М. Муравьева. В середине
девятнадцатого века пало рабство и в С.Ш.А., где оно имело много общего с
крепостным правом в России. В обеих странах не было рабовладельческой
формации, а был феодализм. По поводу пережитков рабства в С. Ш.А. В. И.
Ленин писал в 1917г: “Экономические пережитки рабства решительно ничем не
отличаются от таковых же пережитков феодализма “. Он называл
“поразительной” экономическую” одноредность положения негров в Америке и
“бывших помещичьих” крестьян в центре земледельческой России”. Теперь это
рабство, наконец, было отменено: крестьян перестали продавать , дарить ,
проигрывать в карты, менять на собак, закладывать, ссылать в Сибирь или
избивать по прихоти помещика
Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими
лицами. Это означало, что теперь они могли на свое имя покупать землю,
дома, заключать различные сделки, открывать торговые и промышленные
заведения. Большое значение имело и изменение юридического отношения
крестьян к земле. До реформы крестьяне не могли быть юридическими
собственниками не только своих уделов и усадеб, но и купленной за деньги
земли- такие сделки они заключали на имя своего помещика, и многие помещики
после реформы 1861г. такие купчие земли не отдали. Крестьяне имели
земельные наделы де-факто, но не имели земли де-юре. По реформе бывшие
помещичьи, а затем и бывшие государственные крестьяне объявлялись
категорией крестьян-собственников, становились собственниками отводимых им
наделов, хотя вначале собственность была не полной, обставлялась целым
рядом условий ( заключением уставных грамот, выплатой выкупа).
Ранее крестьяне могли только наделом, передавать его по наследству, но
полным собственником все земли оставался помещик. Конечно, фактически (по
нормам так называемого обычного права) крестьяне были собственниками той
земли, которую они обрабатывали своим трудом на протяжении многих
поколений. Именно поэтому сами крестьяне и их защитники из революционно-
демократического лагеря говорили и писали, что у крестьян отняли часть
земли, имея в виду фактическую, а не юридическую сторону. И это совершенно
справедливо. Но нельзя полностью игнорировать и юридические нормы. Помещики
до реформы, как уже отмечалось выше, широко пользовались этими нормами,
отнимали или урезали крестьянские земли, продавали крестьян без земли. По
реформе земля переходила юридически в руки крестьян и помещики не могли ее
отнять. Реформа переводила крестьян из разряда пользователей землей в
разряд собственников ее, хотя и не сразу и за выкуп. Часть крестьян была
при этом ограблена (“отрезки “ от наделов). Но отношение крестьянина к
земле становилось иным, что оказало большое прогрессивное влияние, особенно
на развитие зажиточных хозяйств.
Изменение правового положения крестьян привело к смене формы их
эксплуатации. На смену феодальному способу эксплуатации работника пришел
капиталистический способ, при котором работник уже не является
собственностью хозяина, как раньше, а его нужно нанимать, покупать его
рабочую силу. Несмотря на долгое существование пережитков феодализма и
кабалы, переход к капиталистическому способу производства произошел в 1861-
1863г.г., с момента изменения способа эксплуатации трудящихся. Именно
поэтому В. И. Ленин назвал падение крепостного права “крупным историческим
переломом”.
Именно это определяло буржуазный характер реформы в области правового
положения крестьян. Однако и здесь реформа не была достаточно
последовательной. Сохранялась принадлежность крестьян к особому сословию,
которое было наделено значительно меньшими правами , чем дворянство или
купечество. Крестьяне оставались прикрепленными к месту жительства, были
связаны круговой порукой в уплате налогов, несли натуральные повинности.
Даже при введении бессословных окружных судов в России для крестьян по
мелким преступлениям был составлен сословный крестьянский волостной суд,
который сохранил телесные наказания. Предусматривалась целая серия мер для
выколачивания налогов с крестьян, включая право сельского схода отдавать не
состоятельного хозяина в общественные или частные работы с вычетом из
заработной платы налогов или долга. Многие полномочия помещика перешли
частью к государственным органам, а главным образом — к “миру” (общине).
Крестьяне одного помещика составляли сельское общество, поэтому иногда
в селе могло быть несколько сельских обществ и, наоборот, несколько сел
входили в одно общество. Домохозяева общества составляли сельский сход,
избиравший на трехлетний срок старосту, сборщика податей и представителей
на волостной сход. Волость включала несколько сельских обществ (от 300 до
2000 душ мужского пола) и часто совпадала с церковным приходом. Волостной
сход избирал волостного старшину, волостной суд. Права сходов
ограничивались в основном хозяйственными и фискальными делами, а на
волостного старшину и сельского старосту возлагались полицейские функции,
“сохранение общего порядка, спокойствия и благополучия”. Они могли
арестовать подчиненных им лиц на два дня, назначать на общественные работы
на два дня или штрафовать до одного рубля.
Над крестьянами был поставлен институт мировых посредников, на которых
возлагались вопросы поведения реформы. Мировые посредники назначались из
числа местных потомственных дворян и имели значительную власть над
крестьянскими органами самоуправления. В уезде крестьянскими делами ведал
уездный съезд мировых посредников, а в губернии- губернское по крестьянским
делам присутствие. Все эти органы содержались за счет крестьян.

КРЕСТЬЯНСКИЕ НАДЕЛЫ И ПОВИННОСТИ.

“Положения” 19 февраля 1861 г. устанавливали ряд основных принципов
ликвидации повинностей и наделения крестьян землей. “Общее положение о
крестьянах, вышедших из крестьянской зависимости” исходило из признания
права собственности помещиков на все земли, но устанавливало обязательное
падение крестьян усадебной и полевой землей (за исключением тех, кто не
имел земли до реформы) сначала за повинности, а потом за выкуп.
Преимущество отдавалось “полюбовному” соглашению между крестьянами и
помещиками, и при этом условия могли быть самые различные. Если такого
соглашения не достигалось, то в действия вступали жесткие нормы,
определяемые “местными положениями”. В основе реформы лежал принцип
постепенности -любимый конек консерваторов всех времен. Постепенно -за два
года -должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие
конкретные условия освобождения крестьян. За тем крестьяне переводились на
положение “временно обязанных” до момента перехода на выкуп. Потом еще
следовал период в 49 лет выплаты выкупных платежей ( вернее, ссуды
государства), после которого земельные наделы должны были стать полной
собственностью крестьян.
Размеры наделов определялись местными положениями, которых было
четыре. Одно было для 29 великорусских, новороссийских и белорусских
губерний с общинной формой землепользования. Второе -для трех
малороссийских (левобережных) губерний с подворным землепользованием.
Особое местное положение было для Правобережной Украины и четвертое — для
Западной Белоруссии и Литвы. По двум последним положениям крестьяне
получили все земли, которые у них были до реформы. Это было сделано по
политическим соображениям, так как крестьяне там были украинцы и белорусы,
а помещики в основном были поляки- католики. После восстания 1863 г.
крестьяне этих губерний были сразу переведены на выкуп и их наделы
несколько увеличились ( до прежних норм инвентарных описей).
Местные положения еще делили губернии на три полосы ( черноземная,
нечерноземная и степная), а внутри полос выделялись местности и для них
устанавливались нормы наделов. В степной полосе был введен единый уставной
надел на душу мужского пола (он колебался по разным местностям от шести до
двенадцати десятков). В остальных полосах в каждой местности были
определены высшая и низшая норма наделов. При этом высший надел был в три
раза больше низшего. Закон исходил из того, что крестьянам отводится тот
фактический надел, которым они пользовались до реформы. В этом случае, если
этот надел был больше высшей нормы, помещик имел право отрезать “излишек “
до этой нормы. Если же фактический надел был меньше низшей нормы, помещик
был обязан прирезать земли
излишек до этой нормы.
Помещики установили нормы в таком размере, чтобы можно было отрезать в
свою пользу часть земель крестьян. В Редакционные комиссии помещики подали
заниженные данные о размерах действительных наделов крестьян, и поэтому
даже после некоторого увеличения высших норм этими комиссиями в большинстве
губерний все равно земли крестьян были сокращены. Земля отрезалась и по
дополнительным правилам : помещик мог прирезать себе земли до 1/3 бывшего
своего имения (в степной полосе до 1/2) даже в том случае, если у крестьян
наделы не превышали высшей нормы.
Если не считать 8 западных губерний, где наделы крестьян были
увеличены на 18%-20%, то из остальных 36 губерний в 27 землепользование
крестьян сократилось и лишь в 9 осталось с таким же или немного
увеличилось.
По официальным данным размеры отрезков в пользу помещиков в 27
губерниях в целом составили 13% бывших до реформенных крестьянских наделов.
Исследования советскими историками документов архивов (уставных грамот)
показало, что в действительности у крестьян отрезали около 20% их угодий, а
по отдельным губерниям до 30% . Помещикам было предоставлено право самим
определять какие земли отвести крестьянам, а какие оставить себе. Помещики
отрезали себе лучшие земли, а так же брали в отрезки такие участки что бы
крестьяне вынуждены были их арендовать по дорогой цене. На пример, забирали
себе, все выгоны и водопои, без которых крестьяне не могли обойтись, а чаще
вклинивали отрезки в середину крестьянских полевых земель. По воспоминаниям
одного из статистиков, в деревне Хомуты Орловской губернии земли крестьян
были в пяти участках, а проехать к ним можно было только через земли
помещика. Таким образом, помещики получили возможность кабальной
эксплуатации крестьян.
В итоге проведения реформы 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих
крестьян получили около 34 млн. дес. земли или 3,4 дес. на душу. По
подсчетам либеральных экономистов для, прожиточного минимума надо было
иметь в черноземной полосе не менее 5,5 дес. на душу, а в остальных
местностях 6-8 дес. Наделы были неравномерными. Почти 5 часть крестьян
получила до 2 дес., 28% от 2 до 3 дес., 26% от3 до 4 и 27% свыше 4 дес.
Наименее обеспеченными оказались крестьяне черноземной полосы, наиболее-
северных и степных губерний.
Наделение крестьян землей было продиктовано двумя причинами. Царизм
беспокоился о том чтобы крестьяне продолжали платить подати, чего они без
земли выполнить не могли. Кроме того, помещики боялись потерять рабочие
руки, так как без земельные крестьяне стали бы разбредаться по городам и
уходить на многоземельные окраины. Учет интересов крестьян требовал
значительного увеличения дореформенных наделов крестьян, что можно было
сделать за счет помещичьих латифундий и организации расселения крестьян на
окраины. Но победили помещики. За основу наделов были взяты дореформенные,
явно недостаточные нормы, но при этом крестьян ограбили, отняв у них
жизненно важные “отрезки”. При переходе на выкуп бывшие помещичьи крестьяне
получали наименование крестьян собственников, но на самом деле полной
собственности на землю они, в отличие от помещиков не получали. Юридическим
собственником считалась община, но и она не имела права продажи наделов.
При подворном землевладении крестьяне тоже не могли продавать свои участки.
Была создана новая форма землевладения “надельная”.
Часть крестьян (461тыс.) получила четвертные, или дарственные, наделы,
в среднем по 1,1 дес. на душу. Половина их приходилась нижневолжский район,
а четверть — на северо-черноземный. Совсем не получили земли 724 тыс.
дворовых и 137 тыс. крестьян мелкопоместных дворян. Они освобождались через
два года бесплатно, но без клочка земли.
До перехода на выкуп крестьяне должны были выполнить в пользу
помещика временной повинности в виде денежного оброка или барщины. Период
перехода от повинностей на выкуп не был твердо установлен положением, ион
растянулся с1863 до 1883 г. ( закон 1881г. установил обязательность
перехода на выкуп для всех помещичьих имений). К 19 февраля 1870 г. в
Европейской России перешло на выкуп 55% крестьян, не считая западных
губерний, где все крестьяне сразу были переведены в категорию крестьян
собственников. К 1881г. на положении временно-обязанных оставалось 15%
бывших помещичьих крестьян внутренних губерний.
Временные повинности по существу были теми же феодальными барщиной и
оброком разница была в следующем: размеры их определялись местными
положениями, отменялись мелкие повинности (натуральные платы птицей,
ягодами, грибами и прочим, добавочные сгонные работы и наряды), основной
повинностью признавался оброк ( крестьян нельзя было без их согласия
переводить на барщину если они ранее платили оброк, а через два года они
могли перейти с барщины на оброк бес согласия помещика). Барщина
ограничивалась 40 мужскими и 30 женскими днями с тягла в год, при этом 3/5
отрабатывалось в летнее полугодие, остальное- в зимнее. Крестьяне работали
на барщине не производительно, помещики не имели уже над ними такой
власти. Поэтому удельный вес барщинных крестьян за первые два года
сократился в двое ( с 71 до 35% ) и далее сокращение продолжалось.
Большое значение имел принцип определения величины оброка, от которой
зависел и размер выкупа. Правительство и сам царь неоднократно
подчеркивали, что они не допустят даже обсуждения вопроса о выкупе личной
зависимости крестьян, что предлагалось правыми помещиками. Но в среде новой
бюрократии был найден обход этого принципа: поставить размер оброка в
зависимость не от доходности земли, а от дохода крестьян в данной
местности. По местным положениям самый высокий оброк был установлен около
Петербурга -12руб. С полного надела, затем в нечерноземных губерниях
(Московской, Ярославской, части Владимирской и Нижегородской ) — 10руб. В
черноземных и степных губерниях оброк устанавливался в размере 9 руб.
Следовательно, оброк был ниже там, где земля ценилась выше. Это произошло
потому, что нормы оброка примерно приравнивали к размеру дореформенного
оброка, а он был выше в нечерноземных губерниях, около столиц, где можно
было больше заработать. А в черноземных губерниях основной доход был от
земли и оброк был ниже. Здесь помещики компенсировались отрезками и
возможностью получать с них доход. Назначение оброка по его дореформенным
размерам имело целью сохранение для помещика того дохода, который давал
крестьянин, а не компенсацию за земли.
Ловким мошенничеством было введение так называемой градации оброка и
барщины. Этот принцип вступал в силу только при получении крестьянами не
полного надела. На пример, при получении половины высшего надела, казалось
бы, крестьянин должен платить половину оброка. Но градация заключалась в
неравномерном распределении оброка ( как и барщины) между десятинами
надела. В нечерноземной полосе за первую полученную десятину взималось 50%
оброка, за вторую 25%, на остальные раскладывалась поровну оставшаяся часть
оброка. В Ярославской губернии с высшего надела в четыре десятка оброк был
установлен в 10 руб. Если крестьянам доставалось по два десятка, то они
платили за первую десятину 5 руб., как было бы без введения градации.
Установление градации было выгодно большинству помещиков, так как основная
масса крестьян получила наделы меньше высшей нормы. Особую выгоду от этого
получили в связи с тем, что выкуп, как увидим далее, прямо зависел от
фактической величины пореформенного оброка. В наиболее тяжелом положении
оказались крестьяне черноземной полосы, где землю отрезали сверх высшей
нормы.

Подготовка реформы “кризис верхов”.

Кризис “верхов” очень ярко проявился уже в период Крымской войны.
Царизм предстал перед всем миром в жалком виде, не способным справиться не
только с военным, но и с экономическими и политическими трудностями. После
войны с вершин политической власти стало заметно то б чего не видели многие
помещики: в глубинах крестьянского моря все чаще поднимались волны такой
ширины и высоты, что грозили захлестнуть не только отдельные имения , но и
все дворянское государство. Как доказала история, царские слова о том, что
крестьянские выступления могут привести к отмене крепостного права. Борьба
между отдельными группами правящего класса помещиков из -за реформы и
размеров уступок крестьянство отражало только большую или меньшую степень
понимания ( или полного не понимания ) этими группами задач объективного
развития страны.
В речи перед предводителями московского дворянства 30 марта 1856г.
Александр -2 впервые публично заявил о том, что он лично не хотел бы давать
свободу крестьянам, но лучше это произвести сверху, чем ждать, пока это
произойдет снизу. Следующим шагом была попытка организовать просьбу самого
дворянства об освобождении крестьян. Однако беседы министра внутренних дел
С. С . Ланского и его товарища (заместителя) А. И. Левшина с предводителями
дворянства не встретили поддержки. Левшин писал в воспоминаниях, что
предводители дворян при первом же намеке на отмену крепостного права
изъявляли удивление, а иногда и не притворный страх. “Такие беседы, — писал
он, — хотя и многократно повторенные, не продвинули меня в перед.” В конце
1856 — начале 1857 г. был создан секретный комитет для подготовки реформы,
но он состоял из ярых крепостников и предполагал растянуть подготовку на
много лет. Однако к концу 1857 г. виленскому генерал- губернатору В. И.
Назимову удалось склонить дворян литовских губерний (Виленской, Ковенской
и Гродненской) согласится на освобождение крестьян по примеру Остзейского
края, где крепостное право было отменено 1816-1819 г. г., а земля осталась
у помещиков. Усилия Назимова, лишь недавно назначенного царем, облегчались
существованием инвентарных описей в привисленском крае, которые
ограничивали права помещиков и вызывали их недовольство. Секретный комитет
разработал текст рескрипта царя на имя Назимова, и он был подписан 20
ноября 1857г. В нем содержалась первая правительственная программа отмены
крепостного права. Она была на много реакционнее, чем условия реформы
1861г. В1857г. предполагалось освободить крестьян бес полевого надела, но
им разрешалось выкупить усадьбу. Полевые земли они должны были арендовать
за деньги или за работу у помещика. Последние сохраняли права вотчинной
полиции. Для разработки всех условий реформы рескрипт предписывал создать
губернские комитеты “по улучшению быта помещичьих крестьян.” В течение
1858г. такие комитеты по “инициативе благородного дворянства” (такую
“инициативу “ большинство губернаторов выбили с большим трудом ) были
созданы на тех же условиях в 47 губерниях Европейской России.
В феврале 1858г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет
по крестьянскому делу. Началось обсуждение проектов реформы в губернских
комитетах, а затем и в главном комитете. Различных записок и проектов
известно очень много и коллективных, и индивидуальных. Все они написаны
дворянами в интересах помещиков. Один из их дворян писал что комитеты
следовало назвать об улучшении быта помещиков. Но выяснилось, во- первых,
что интересы помещиков разных регионов не совпадают. Помещики черноземной
полосы были заинтересованы сохранить как можно больше земли которая давала
главный доход. Из среды этих помещиков вышел проект безземельного
освобождения крестьян П. П. Гагарина который копировал освобождение
остзейских крестьян. Но в ходе дальнейшей подготовки реформы в связи с
усилением крестьянского движения ( сведения о нем подавались в эти годы
царю ежедневно). Главный комитет вынужден был принять новые программные
требования об обязательном наделении крестьян полевой и усадебной землей за
выкуп, о выработке общего положения для всех губерний с поправками для
отдельных местностей. Тем не менее местные различия были очень значительны:
черноземные комитеты требовали снизить нормы наделения крестьян землей,
нечерноземные настаивали на увеличении выкупной суммы, степные были
заинтересованы в длительном сроке временных повинностей, что бы крестьяне
не разбежались при наличии свободных казенных земель. Второе различие
проявилось при наличии свободных казенных земель. Второе различие уже
проявилось внутри комитетов. Часть помещиков представляла
ультраконсерваторов, которые настаивали на максимальном сохранении
существующих порядков, минимуме изменений. Другие занимали либеральные
позиции, отстаивали преобразования буржуазного типа. Последние просто лучше
понимали возможность получения помещиками доходов и при новых,
капиталистических отношениях. По оценке В.И. Ленина, вся борьба внутри
дворянских комитетов была “…борьбой исключительно из-за меры и формы
уступок. Либералы так же, как крепостники, стояли на почве признания
собственности и власти помещиков, осуждая с негодованием всякие
революционные мысли об уничтожении этой собственности, о положенном
свержении этой власти”.
Центральная власть вынуждена была считаться с обстановкой в стране, с
опасностью новой крестьянской войны. Поэтому местные проекты были
подвергнуты изменению в Редакционных комиссиях под председательством Я. И.
Ростовцева, в которых участвовали чиновники либерального полка,: товарищ
министр внутренних дел Н. А. Милютин, ученый А. П. Семенов ( в будущем
академик Семенов- Тян- Шанский), Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский, А.
Заболоцкий-Десятовский, Я. А. Соловьев и др. Хотя по совету царя в
комиссии были введены крупные крепостники Шувалов, Паскевич, Голицын,
Апраксин, Позен, в основном состав их был либеральным. Если Главный
комитет за год провел 28 заседаний, то Редакционные комиссии за полтора
года — 409 заседаний. Комиссии составили все основные документы реформы.
Рассылаемые в три тысячи экземпляров труды комиссий вызвали поддержку
либералов и возражения крепостников. Уступкой последним было назначение
реакционера
В. Н. Панина председателем Редакционных комиссий вместо умершего
Ростовцева, но это случилось уже в 1860 г. , и Александр-2 распорядился
особых изменений не вносить. Редакционные комиссии пошли на значительно
большие уступки крестьянам по сравнению с губернскими комитетами, но они в
целом так же защищали интересы помещиков в сохранении огромного помещичьего
землевладения и их власти в стране. Проект обсуждался в Главном комитете и
в Государственном совете. Александр-2 заявил сановникам: “Вы убедитесь, что
все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, -сделано”. На
последнем этапе крепостникам в Главном комитете и Государственном совете
удалось внести ряд поправок в свою пользу. По отдельным уездам были
уменьшены нормы наделов и увеличены размеры денежного оброка. Очень
существенной была поправка Гагарина, разрешавшая крестьянам взять без
выкупа 1,4 часть высшего надела.
Подлинные интересы крестьян защищали представители революционного
лагеря Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Н. П. Огарев.
Они отстаивали освобождение крестьян с землей и представлением им полной
свободы, полного равноправия. Подготовка реформы показала, что эти
подлинные интересы крестьянства совсем не учитывались. Весь процесс
подготовки был сосредоточен в руках помещичьего класса, представители
крестьян никуда не приглашались. Но влияние крестьянства на реформу было
значительным, она проявилась в развитии мощного движения, подъема
активности масс.

Значение отмены крепостного права.

Реформа 19 февраля 1861г. ознаменовала, по определению В. И. Ленина.
“…начало новой, буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи”.
Поэтому реформа имела революционное значение, она была гранью между двумя
эпохами, двумя способами производства: феодализмом и капитализмом. В.И.
Ленин ставил реформу 1861 г. по историческому значению в один ряд с
революциями в западной Европе, уничтожившими крепостное право. Он отмечал,
что в результате реформы произошел крупный переворот, смена одной формы
общества другой — замена крепостничества капитализмом.
В результате реформы основной производитель перестал быть
собственностью своего хозяина, что привело к смене формы эксплуатации,
составляющей главный признак общественно- экономической формации. Конечно,
другие признаки новой капиталистической формации- полное господство
товарного производства и его перехода в капиталистическое, подчиненное
капиталу пережитков старой феодальной формации и их уничтожения, буржуазная
переделка политической надстройки и т. д. — не могли быть изменены быстро.
К моменту реформы капиталистический уклад уже был довольно развит в России.
Сельское хозяйство уже достигло высокой своей степени товарности,
промышленность проходила стадию промышленного переворота, значительная
часть рабочей силы промышленности уже превратилась в товар, т. е. стала
наемной. Как уже отмечалось, крестьянское хозяйство так выделило, особенно
в государственной деревне, зажиточные элементы с товарным, преимущественно
мелкотоварным производством. Но господствующими укладами в России до
1861г. были крепостнический (барщина), натурально- патриархальный и
полунатуральный.
Реформа подорвала все основные устои как крепостнического, так и
натурального укладов. “Барщинная система хозяйства, — писал В. И. Ленин, —
была подорвана отменой крепостного права. Подорваны были все главные
основания этой системы: натуральное хозяйство, замкнутость и самодовлеющий
характер помещичьей вотчины, тесная связь между ее отдельными элементами,
власть помещика над крестьянами”. Следовательно, историческое значение
реформы состояло в замене способа эксплуатации и в подрыве тем самым основ
барщинного хозяйства. Реформа представляла определенный шаг в направлении к
капитализму.
Но этот шаг к капитализму мог быть великим или малым, решительным или
половинчатой, недостаточно последовательной буржуазный характер. Прежде
всего это проявилось в том , что крестьяне получили достаточно земли. По
этому вопросу у В. И. Ленина возник спор с некоторыми народниками, которые
называли себя марксистами. В частности, Даниельсон и Скворцов считали
капиталистическим принципом освобождение крестьян совсем без земли, потому
что, по учению Маркса, освобождение крестьян от средств производства есть
основное условие капиталистического способа производства. Но это было
формальное понимание марксизма, ибо в среде крестьян были зажиточные
элементы, способные сами развивать капиталистическое хозяйство. Поэтому В.
И. Ленин писал, что “чем больше земли получили бы крестьяне при
освобождении и чем дешевле бы они ее получали, тем быстрее, шире и
свободнее шло бы развитие капитализма в России…” В этом случае развитие
капитализма пошло бы по крестьянско — буржуазному, или американскому,
фермерскому пути, и тогда “…походило бы экономическое развитие России на
экономическое развитие Америки. Но тот факт ,что у крестьян даже отняли
пятую часть земли, которой они пользовались до реформы, и их заставляли
заплатить за полученные наделы в три дорога, чрезвычайно затормозил
развитие по американскому типу аграрной буржуазной эволюции, хотя реформа
заложила возможность такого пути.
С другой стороны, старая барщинная система была только подорвана, но
не уничтожена окончательно. Помещики сохранили возможность полубарщинной
или отработочной системы хозяйства, основанной на отрезках и недостаточных
наделах крестьян. Получение помещиками огромных массивов земель и большого
денежного выкупа создало основные условия для развития капитализма в их
хозяйствах, но сохранение указанных пережитков крепостничества тормозило и
этот помещичье- буржуазный, или прусский юнкерский путь развития
капитализма.
И американский, и прусский “…пути капиталистического развития вполне
ясно обрисовали в России после 1861года”, хотя ни один из них не мог
развиваться свободно, поскольку осталось много пережитков феодализма.
В оценке реформы нельзя ставить знак равенства между прогрессивными и
реакционными ее оценками. В целом реформа была прогрессивной, поскольку
открывала простор развитию производительных сил, привела производительные
отношения к определенному, хотя и не оптимальному соответствию им.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) В.Ф.АНТОНОВ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ
=ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИСТОРИИ СССР 1861-1917г.=
МОСКВА “ПРОСВЕЩЕНИЕ” 1990г.
2)В.Г.ТЮКАВКИН /УЧЕБНИК ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ
=ИСТОРИЯ СССР 1861-1917г.=
МОСКВА “ПРОСВЕЩЕНИЕ” 1990г.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий