Народное хозяйство БССР в 50-е годы

Дата: 21.05.2016

		

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный Экономический Университет

Кафедра экономической
истории

Курсовая по экономической истории
Беларуси

на тему: «Народное хозяйство Беларуси в 1950-е годы»

Студент ФУС, I-курс
Гр. УКС-1
М.Г.Гусев

Научный руководитель
Профессор
В.И.Голубович

Минск, 1998
План.

Введение.

1. Промышленность и транспорт в 50-е гг.
2. Дальнейшее развитие промышленности и транспорта в 60-е
гг.
3. Достижения сельского хозяйства в 50-е гг.

Заключение.

Вступление.

В послевоенные годы важнейшие задачи белорусского народа заключались в
том, чтобы за непродолжительное время ликвидировать ущерб, причинённый
республике немецко-фашистскими захватчиками, восстановить народное
хозяйство, улучшить условия жизни населения. Чтобы выполнить эти задачи,
белорусскому народу пришлось преодолевать немалые трудности. Героическими
усилиями рабочих к концу 1950 г. промышленность БССР по объему валовой
продукции не только достигла довоенного уровня, но и превысило его на 15 %.
За годы восстановления в республике появились новые отрасли индустрии,
расширилась энергетическая и топливная база — одно из важнейших условий
успешного развития всего народного хозяйства БССР, увеличилось производство
строительных материалов. Значительные успехи были достигнуты в
восстановлении предприятий легкой и пищевой промышленности. Возрождался
железнодорожный, автомобильный и речной транспорт. Были отстроены вокзалы в
Гомеле, Могилеве, Барановичах, Пинске, восстановлены железнодорожные линии,
построены новые мосты.
Серьезные изменения произошли в индустриальном развитии областей
Белоруссии. За годы восстановления индустрия БССР поднялась на более
высокий, чем до войны, технический уровень. Вместе с тем в промышленности
новая техника и производство внедрялись медленно, машины и механизмы
использовались неудовлетворительно, дали о себе знать недостатки в
организации труда, не полностью использовались резервы. Недостаточно быстро
развивались отрасли, вырабатывающие промышленные товары народного
потребления, важнейшие продукты питания. Последнее в значительной степени
объяснялось отставанием сельского хозяйства, слабостью сырьевой базы.
Положение в сельском хозяйстве БССР оставалось тяжелым. Посевные
площади были значительно меньше, чем до войны, пустовали тысячи гектаров
земель, пришедших в негодность в годы немецко-фашистской оккупации.
Количество лошадей сократилось на 56 %, коров на — 51 %, свиней — на 29 %.
Колхозы и совхозы ощущали острую нехватку сельскохозяйственных машин,
инвентаря, механизаторских кадров, удобрения.
Но, несмотря на недостатки и трудности, народное хозяйство Беларуси
постоянно залечивало тяжелые раны войны и немецко-фашистской оккупации.
Особенность экономики стран так называемого социалистического лагеря
заключалась в подчинении ее плановому управлению, которое непосредственно
осуществляла от имени трудящихся партийно-государственная власть. Поэтому и
анализ развития народного хозяйства непременно должен сконцентрироваться в
государственных, отраслевых и других планах, а также планах и
обязательствах предприятий и учреждений, которые в целом и составляли
каркас командно-административной системы в экономике. Эта система тормозила
перевод промышленности на новый технический уровень, преобладающим во всех
отраслях было
экстенсивное развитие. И, несмотря на высокие темпы роста,
в промышленности республики комплексная механизация не получила
значительного распространения. Широко использовался ручной труд, который
составлял 25 % даже на крупных предприятиях. Поэтому в числе первоочередных
задач стояло ускорение научно-технического прогресса. Его необходимость
понимали в руководстве партией и страной.
Цель этой работы проанализировать данные о развитии народного хозяйства
Беларуси в 50-е года ХХ века, сопоставить разные точки зрения на данный
вопрос, сделать выводы.

2. ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ.
1. Промышленность и транспорт в 50-е гг.

Директивы по пятому пятилетнему плану, утвержденные XIX съездом КПСС,
определили большие задачи в деле развития промышленности и транспорта
Белоруссии. Предусматривалось увеличить валовую продукцию промышленности на
70 — 80%, при этом преимущество отдавалось отраслям тяжелой индустрии.
Мощность электростанций увеличивалась в 2 раза, добыча торфа — в 1,5 раза.
Планировался значительный рост отраслей, производящих товары народного
потребления. Много внимания уделялось вопросам внедрения новой техники и
передовой технологии, улучшению качественных показателей работы
промышленности — на 50%, в строительстве — на 55%, а себестоимость
продукции снизить на 20 — 25%.[2]
Взаимообмен предприятий передовым производственным опытом, широкое
использование творческих починов новаторов Москвы, Ленинграда и других
индустриальных центров, способствовали росту белорусской промышленности.
Следует также отметить энтузиазм рабочих. На заводах и фабриках ширилось
соревнование за лучшее использование новой техники, повышение
производительности труда, экономию сырья и материалов. В 1952 году в
промышленности, на стройках и транспорте Белоруссии соревновалось свыше 2,5
тыс. комсомольско-молодежных бригад, более 100 тыс. молодых рабочих
являлись стахановцами. Широко известны были имена токарей Люблинского
литейно-механического завода А. Жакдаровой и О. Агафоновой, по инициативе
которых разгорелось соревнование за отличное выполнение каждой
производственной операции, дежурного Минского отделения Западной магистрали
П.Д. Судникова, разработавшего новаторский метод регулирования поездной
работы и др.
Движение новаторов ширилось среди работников автомобильного транспорта
Белоруссии. К началу 1953 г. соцсоревнованием было охвачено 94%
производственных рабочих автотранспорта, на предприятиях трудилось более 3
тыс. стахановцев и ударников.
План 1952 г. по перевозке грузов был выполнен на 105,3 %, пассажиров —
на 123,8%, получена значительная экономия горючего.
За 1954 г. в республике было создано и освоено свыше 150 новых типов
машин, станков и приборов, объем валовой продукции в машиностроении
увеличился на 34%. При этом особенно возросло производство сельхозтехники.
В 1954 г. промышленность республики увеличила по сравнению с прошлым годом
выпуск сельскохозяйственных машин на 83%, запасных частей для тракторов и
сельхозмашин — на 54%. » Гомсельмаш» освоил массовое производство
силосоуборочных комбайнов и другой техники. В числе первых были коллективы
станкостроительных заводов Минска и Гомеля, Минских инструментального
завода имени В.П. Чкалова, вагоноремонтного завода имени А.Ф. Мясникова,
Оршанского льнокомбината, Гродненского тонкосуконного и Витебского коврово-
плюшевого комбинатов. Многие заводы и фабрики со значительным опережением
выполняли свои пятилетние задания.
Ускорению роста производства способствовало движение за переход на
скоростные более эффективные приемы труда. В 1955 г. на машиностроительных
заводах республики насчитывалось свыше 2,5 тыс. рабочих-скоростников. На
Минском подшипниковом заводе за 1955 г. на скоростное резание материала
было переведено 82 станка, что позволило значительно поднять
производительность труда.[2]
Однако нужно заметить, что погоня за количеством продукции зачастую
приводило к снижению ее качества, увеличению брака на производстве.
БССР успешно выполнила пятый пятилетний план. За пятилетку вошло в
строй около 150 крупных промышленных предприятий государственной
промышленности и более 200 средних и мелких. В их числе Минские
подшипниковый завод, радиозавод, завод отопительного оборудования и
канализационных труб, часовой завод, камвольный комбинат, Оршанский завод
швейных машин, Витебская шелково-ткацкая фабрика, несколько крупных
торфодобывающих предприятий, молочно-консервные заводы, мясокомбинаты.
Значительно расширились производственные мощности действующих предприятий.
В 1995 г. в республике насчитывалось 8,5 тыс. крупных и мелких
промышленных предприятий, которые производили 84,6% всей промышленной
продукции. Кроме того, действовало 4,3 тыс. предприятий промысловой и
потребительской кооперации, производящих, в основном, товары народного
потребления. Произошли существенные изменения в отраслевой структуре
промышленности. В 1955 г. по сравнению с 1940 г. удельный вес
машиностроения и металлообработки во всей промышленности БССР увеличился с
16,5 до 30,1 %. Доля топливной и электроэнергетической промышленности
возросла с 12,9 до 16,9 %. В то же время снизился удельный вес легкой,
пищевой и деревообрабатывающей промышленности. Характерной особенностью
развития было значительное повышение технического уровня производства, хотя
в большинстве случаев новая техника вводилась в действие медленно, ее
активность снижалась из-за отсутствия комплексной механизации, должного
профессионализма рабочих.[2]
За годы пятой пятилетки объем валовой продукции увеличился более, чем
в два раза, при этом продолжался рост тяжелой индустрии. Если среднегодовой
рост всей промышленной продукции составил около 16 %, то машиностроения и
металлообработки — 28 %. Промышленность значительно расширила ассортимент
выпускаемых изделий. Начали выпускаться мощные 25-тонные самосвалы,
лесовозные автомашины, пропашные тракторы «Беларусь». Производство грузовых
автомобилей увеличилось за пятую пятилетку в 5,4 раза, станков
металлорежущих — в 2,4 раза, электродвигателей в 2,7 раза, электроэнергии —
в 2,5 раза. Дальнейшее развитие получила торфяная, химическая
промышленность, производство стройматериалов.[3]
Много было сделано по преодолению отставания легкой и пищевой
промышленности. Выпуск хлопчатобумажных и шелковых тканей за пятилетку
возрос в 2 раза, шерстяных тканей и чулочно-носочных изделий в 2,6 раза,
обуви кожаной — в 1,7 раза, резиновой в 1,5 раза. Было произведено вдвое
больше товаров народного потребления, чем в 1950 г. Повысилась
производительность труда.[3]
В пятой пятилетке дальнейшее развитие получили все виды транспорта.
В 1955 г. по Белорусской железной дороге было перевезено 49,9 млн. т.
грузов и 33,6 млн. пассажиров. По сравнению с 1950 г. перевозки грузов
увеличились в 1,5 раза и пассажиров — в 1,6 раза. Грузооборот
автотранспорта БССР составил 1188 млн. тонно-километров, увеличившись за
пятилетку в 2,5 раза. Значительно улучшились эксплуатационные показатели
речного транспорта и воздушного флота.

2. Дальнейшее развитие промышленности и транспорта в 60-е гг.

Задачи по дальнейшему развитию промышленности, ускорению научно-
технического прогресса определил XX съезд КПСС. Директивами шестого
пятилетнего плана предусматривалось увеличить объем валовой продукции
промышленности БССР примерно в 1,7 раза. Большие задачи намечались по
развитию электроэнергетики, торфодобывающей промышленности, машиностроения
и других отраслей. Первоочередное внимание уделялось совершенствованию
организации производства, специализации, снижению себестоимости продукции.
В борьбу за ускорение темпов технического прогресса активно включился
Минский автомобильный и тракторный заводы, Могилевский локомотивный завод
«Строймашина», витебская чулочно-трикотажная фабрика «КИМ» и сотни других
предприятий.
В 1959 г. на Минском автомобильном заводе был создан первый образец
самого мощного в стране самосвала МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т., налажен
выпуск 12-тонных прицепов и 6-тонных полуприцепов. Тракторостроители
наладили производство более совершенных дизельных тракторов, которые имели
ряд преимуществ перед газогенераторными.[3]
Первый год шестой пятилетки дал прирост промышленного производства
БССР на 12%. Предприятия начали выпускать около 100 новых типов станков,
машин, приборов и около 200 других видов изделий. По

итогам Всесоюзного соцсоревнования предприятиям
промышленности, строительства и транспорта Белоруссии было присуждено 26
красных знамен Совета Министров СССР и ВЦСПС, министерств и ЦК профсоюзов с
вручением первых премий, 39 вторых и 65 третьих премий. В ходе
соцсоревнования высокие образцы труда показали сталевар Минского автозавода
Д.И. Барашкин, электросварщик тракторного завода М.Т. Антоник, слесарь
Минского станкостроительного завода Н.А. Каменский и другие новаторы
производства.[3]
Досрочно завершили десятимесячное задание по выпуску продукции
предприятия СНХ БССР. За девять месяцев 1957 года они выдали на 8,5 млн.
рублей сверхплановой продукции. Дополнительно к плану было произведено 300
тракторов, 30 автомобилей, 7415 велосипедов,90 тыс. м. шерстяных тканей,
250тыс. пар обуви и много другой продукции. Коллектив Белорусской
магистрали дополнительно к плану 1957 г. погрузил около 17 тыс. вагонов.
При этом особенно отличились в вождении большегрузных составов машинисты
В.П. Кузнецов (г. Молодечно), Н.П. Трубачиков (г. Лида), А.М.Галашко (г.
Брест) и др. С энтузиазмом трудились комсомольцы. К концу октября 1958 г.
свыше 100 тыс. молодых посланцев республики работало на новостройках
страны.[3]
Была успешно решена задача капитального строительства. За три года
шестой пятилетки капиталовложения в промышленность составили 430,8 млн.
рублей, в том числе 232 млн. рублей на строительно-

монтажные работы. В 1958 г. новостройки обслуживало 770 экскаваторов, 543
бульдозера, 670 кранов, 115 автопогрузчиков. По сравнению с довоенным
уровнем количество экскаваторов увеличилось почти в 13 раз, бульдозеров —
22,6 раза и кранов — 22 раза. Укрепление материально-технической базы
позволило механизировать монтажные работы на 95%, бетонные — на 62%,
малярные — на 59%, штукатурные — на 58%. В 1958 г. на строительстве в
республике работало 100 тыс. человек против 61,9 тыс. в 1950 г. Строители
широко пользовали передовой опыт других республик.[3]
С начала 1958 г. в БССР стали создаваться организации Всесоюзного
общества изобретателей и рационализаторов. К концу года было создано 537
первичных организаций ВОИР, в которых состояло 21,8 тыс. членов. По
сравнению с 1957 г. численность рационализаторов и изобретателей в
республике увеличилось почти на 1/3. В 1958 г. изобретатели и
рационализаторы подали 36,9 тыс. предложений. От внедрённых за 1056-1958
гг. в производство предложений народное хозяйство БССР получило 43,3 млн.
рублей экономии.[3]
Научные учреждения оказали значительную помощь в совершенствовании
производства предприятиям машиностроения, энергетики и топливной
промышленности, стройматериалов, легкой и пищевой промышленности. Особенно
плодотворно работали коллективы учёных Физико-технического института,
Института физики и математики, Института торфа АН БССР и Белорусского
политехнического института. До
70 тыс. рублей сэкономили
в 1956 г. Минский тракторный завод от применения разработанного Институтом
физики и математики АН БССР метода спектрального анализа металла. С помощью
и участием белорусских учёных на заводах и фабриках были созданы сотни
новых типов машин, оборудования и приборов, внедрены более совершенные
технологические процессы. Большую помощь промышленности и транспорту
республики оказали также научные учреждения Москвы, Ленинграда и других
городов страны.
К концу 1958 г. белорусский народ добился значительных достижений.
Промышленность выпустила валовой продукции почти втрое больше по сравнению
с 1950 г., производительность труда выросла в 2 раза. Увеличились основные
производственные фонды промышленности, на вооружение предприятий поступила
новая техника и оборудование. Только в 1957 г. в механических цехах заводов
Совнархоза БССР были введены в эксплуатацию 104 поточные линии, установлено
353 высокопроизводительных станка и автомата. В 1958 г. на вооружение
промышленности поступило свыше 900 видов высокопроизводительной
технологической оснастки,480единиц других видов оборудования. По сравнению
с 2950 г. парк нового подъёмно-транспортного оборудования на предприятиях
увеличился в 2,5 раза, литейного и электросварочного — в 1,8 раза,
металлорежущих станков на 40% . Было установлено много поточных линий,
выросла энергвооружённость труда. Особенно высокими темпами развивались
машиностроение и металлообработка, объём производства которых за 1951-1958
гг. увеличился в 6,3 раза, в том числе машиностроения в 11 раз. В 1958 году
машиностроители дали 16,2 тыс. металлорежущих станков, 16,5 тыс. грузовых
автомобилей, 26 тыс. тракторов, 11,2 тыс. силосоуборочных комбайнов и много
другой техники. В мае 1958 г. тракторозаводцы выпустили 100-тысячный
трактор.[3]
Многое было сделано по развитию энергетики Белоруссии. В 1958 г. было
произведено 2,7 млрд. кВт/ч. электроэнергии. К концу 1958 г. была
подготовлена к пуску Василевская ГРЭС — самая мощная в то время
электростанция БССР.
Широкое внедрение механизации дало возможность увеличить добычу торфа,
почти целиком ликвидировать в этой области тяжёлый ручной труд. В 1958 г.
добыча торфа в республике достигла почти 9 млн. т. (включая добычу
колхозами) или в 2,3 раза больше по сравнению с 1950 г.[3]
За 1951 — 1958 гг. валовая продукция промышленности стройматериалов в
БССР увеличилась в 3,4 раза, превзойдя уровень1940 г. в 4,6 раза, В 1958 г.
предприятия отрасли дали 539,5 тыс. цемента, 10663 тыс. кв. м. оконного
стекла и др. материалов.[1]
Ускорилось развитие химической промышленности, предприятия которой
освоили выпуск новых видов ценной продукции. Объём производства отрасли
возрос в 1958 году. По сравнению с 1950 г. более чем в семь раз. В
республике строились Полоцкий нефтеперерабатывающий и Гомельский
суперфосфатный заводы, Пинский завод искусственных кож, Полоцкий завод
искусственного волокна. Расширялся ассортимент производимой продукции на
действующих предприятиях.
Шагнула вперед лесная и деревообрабатывающая промышленность. Объем ее
производства за это время увеличился на 53%, в том числе бумажной
промышленности — в 2,2 раза. Были внедрены новые технологии по углубленной
переработке древесины и отходов, введены в строй новые производственные
мощности.[3]
В 1951-1958 гг. заметно ускорилось развитие лёгкой и пищевой
промышленности. Высокие темпы развития белорусской индустрии обеспечили ей
видное место в общесоюзном производстве. В 1958 г. промышленность БССР
выпустила 11,8% общего количества тракторов, 11,7% — металлорежущих
станков, 4,3% грузовых автомобилей, 1,6% мотоциклов, 13% фанеры.
Значительный удельный вес занимала республика по производству ряда товаров
народного потребления.[3]
Большие успехи были достигнуты в развитии транспорта. Уровень 1950 г.
по отправлению грузов был превзойдён на 2,7 млн. т., а по прибытию — на
18,7 млн. т. или более чем в 2 раза. На железных дорогах стал эффективнее
исползоваться подвижной состав, улучшилась безопасность движения поездов,
организация погрузочно-разгрузочных работ. Грузооборот речного транспорта и
перевозки пассажиров возросли в 3 с лишним раза. Речной флот пополнился
более мощными судами, расширился выпуск металлических, более надёжных и
долговечных барж. Быстро развивался автомобильный транспорт, грузооборот
которого увеличился почти в 5 раз. Дальнейшее развитие получила сеть
воздушного сообщения. Работали десятки авиалиний местного и
межреспубликанского значения.
Вместе с развитием народного хозяйства существенные изменения
произошли в структуре грузооборота республики. Среди предметов вывоза всё
большее место занимал вывоз тракторов ,автомобилей, станков, сельхозмашин,
оборудования, некоторых строительных материалов, сантехники, мотоциклов,
велосипедов и др. изделий промышленности.
На базе развития промышленности, транспорта и других отраслей
народного хозяйства выросло число рабочих мест. В 1958 г. в народном
хозяйстве республики было занято 1539 тыс. рабочих и служащих, или на 501
тыс. больше чем в 1950 г. Из них в промышленности работало 512 тыс.
человек, на транспорте — 158 тыс. человек, в строительстве — 100 тыс.
человек. На предприятия пришло большое пополнение специалистов, окончивших
после войны высшие и средние специальные учебные заведения Белоруссии и
других союзных республик. На 1 декабря 1957 г. в народном хозяйстве БССР
работало 214 тыс. специалистов, из которых 83.5 тыс. имело высшее и 131,4
тыс. среднее специальное образование. Более 32 тыс. специалистов
увеличилась в 2,5 раза. Возрос культурно- технический уровень рабочих. За
1951 — 1958 гг. профессионально- технические учебные заведения дали
народному хозяйству 130,3 тыс. квалифицированных рабочих. За это же время
на предприятиях и в организациях было обучено новым специальностям 535 тыс.
человек и повысило квалификацию 859 тыс. рабочих. Благодаря широкому охвату
рабочих технической учебой заметно улучшился их квалификационный состав,
повысилось техническое мастерство.[2]
Таким образом, 1951-1958 гг. ознаменовались дальнейшим подъемом
промышленности и транспорта БССР. Большая работа была проведена по
техническому перевооружению этих отраслей. Вошли в строй сотни новых
промышленных предприятий, увеличился общий объем промышленного
производства. Еще более возрос вклад белорусской индустрии в укрепление и
развитие материально-технической базы СССР.

3. Достижения сельского хозяйства в 50-е гг.

В начале 50-х годов сельское хозяйство Белоруссии находилось в сложном
положении. Объем розничного товарооборота государственной и кооперативной
торговли в БССР в 1950 г. даже при увеличении наличности денег в обороте (в
1,5 раза) поднялся только чуть больше 90 % довоенного уровня. Даже в 1950
на его долю приходилось только четверть общего розничного товарооборота.
Объяснялось это тем, что сельское население, которое превышало 2/3 всего
населения БССР, не получило особой пользы от денежной реформы. Очень
низкими оставались доходы крестьян. Перед колхозами были поставлены задачи:
добиться повышения урожайности, увеличить поголовье скота, повысить уровень
механизации. Поэтому приходилось расходовать основную часть денежных
доходов на производственные потребности.[1]
Были достигнуты определенные результаты. В 1953 году посевные площади
республики составили 5128 тыс. га и почти достигли довоенного уровня.
Сельскохозяйственные угодья расширились за счет осушения болот и
заболоченных земель. К осени 1953 г. в республике было мелиорировано свыше
200 тыс. га. 287 тыс. га пахотных земель и сенокосов было очищено от
кустарников и камней.[1]
Некоторые сдвиги наметились в развитии животноводства. За первые 3
года пятой пятилетки поголовье коров увеличилось на 171 тыс. голов, свиней
— на 141 тыс. голов и овец — на 111 тыс. голов. При этом в отдельных
колхозах прирост поголовья крупного рогатого скота остался около 40 %.
Однако, в целом, темпы развития животноводства в республике были
недостаточными. За 3 года пятой пятилетки государство выделило колхозам на
капитальное строительство 33 млн. рублей долгосрочных кредитов. Однако, за
1951-1953 гг. количество хозяйств сократилось более, чем на 4 тыс. и
составило 5287. По количеству дворов, пашни и трудоспособных колхозы стали
втрое большими. В начале 50-х годов была завершена коллективизация
сельского хозяйства в западных областях республики.[1]
К июлю 1953 г. 99,7% посевных площадей принадлежало колхозам. Однако,
несмотря на резкое увеличение посевных площадей, уровень урожайности
оставался невысоким. Низкие урожаи сельскохозяйственных культур в те годы
объяснялись тем, что почва была крайне истощена, а органических и
минеральных удобрений не хватало.[1]
Развитие животноводства сдерживалось слабой кормовой базой.
Сказывались также грубые просчеты в руководстве сельским хозяйством.
Крестьянин не был заинтересован в развитии своего личного хозяйства, так
как каждый новый саженец, животное или какой-либо другой продукт труда
облагались налогами. Только в середине 50-х годов, когда было изменено
налогообложение, он почувствовал существенное улучшение своей жизни.
Одной из основных проблем деревни был недостаток жилья. В его
строительстве были свои трудности и недостатки: отсутствие стройматериалов
и рабочей силы, низкая механизация, а также неудовлетворительная
организация труда. В результате довоенный жилищный фонд деревни был
отстроен чуть более 40 %.
Проблемой, требующей первоочередного решения, была охрана здоровья. К
1950 г. была полностью восстановлена численность медицинских заведений, но
обеспеченность населения медицинским персоналом осталась ниже
среднесоюзного уровня.
Колхозы, совхозы и МТС испытывали острый недостаток в
квалифицированных руководящих кадрах и специалистах. К осени 1953 г. из 388
директоров МТС только 72 имели высшее и агрономическое образование. Лишь
незначительная часть председателей колхозов имела высшее или среднее
специальное образование.[2]
С целью обеспечения более высоких темпов роста экономики в 1957 г.
началась реорганизация в управлении народным хозяйством через Совнархозы.
Это сыграло положительную роль в развитии промышленности и сельского
хозяйства. Начали лучше использоваться местные ресурсы, усилилась
специализация и кооперирование производства.
Положение сельского хозяйства БССР во второй половине 50-х годов
определялось развитием колхозно-совхозной системы производства. Она прошла
испытание временем в послевоенные годы и в результате реформы 1953 г.
сделала значительный шаг вперед. В 1958 г. в сельское хозяйство было
вложено 160 млн. рублей, в том числе 73 млн. рублей государственных
средств. В это время на полях республики работало 51,3 тыс. тракторов, или
на 17,7 тыс. больше чем в 1953 г., значительно выросло количество зерновых
комбайнов, газовых автомобилей и другой техники. К декабрю 1957 г. в
сельском хозяйстве республики работало 16,5 тыс. специалистов, из которых
4,9 тыс. имели высшее образование.[3]
С 1956 г. колхозы, совхозы и МТС стали подключаться к государственным
энергосистемам, что повысило темпы электрификации села. В 1958 г. колхозы
республики использовали около 80 млн. кВт*ч. электроэнергии, в том числе
около половины было затрачено на производственные нужды. Тем не менее,
уровень электрификации сельского хозяйства оставался невысоким. В 1958 г.
было электрифицировано 36% колхозов. В сельском хозяйстве использовались
лишь 5,2% электроэнергии, потребляемой в республике.[1]
В 1953-1958 гг. сельскому хозяйству была оказана большая помощь
кадрами специалистов и руководителей. Из городов на постоянную работу в
колхозы и МТС были посланы инженеры, техники и высококвалифицированные
рабочие кадры. Возвращались в деревню ушедшие по различным причинам
механизаторы. Расширили подготовку кадров для села специальные учебные
заведения.
В распространении передового опыта важную роль играли областные и
районные сельскохозяйственные выставки, периодическая печать, радио и
телевидение. В августе 1954 г. в Москве открылась Всесоюзная
сельскохозяйственная выставка, которая широко пропагандировала лучшие
достижения сельскохозяйственного производства страны. В 1955 г. на ней было
представлено от Белоруссии 9 районов, 229 колхозов, 35 совхозов, 14 МТС, 92
животноводческие фермы, 105 опытных станций и других хозяйств, 10 970
передовиков производства. Важной формой изучения передового опыта являлась
проводившаяся на местах агрозоотехническая учеба.[1]
За 1957 г. в колхозах и совхозах валовой сбор зерна увеличился на
20,8%, а по сравнению с 1953 г. — на 36,5%. Около половины хозяйств БССР
собрали урожай зерновых более 8 ц. С 1 га, тогда как в предыдущем году
таких хозяйств было всего 6%, валовой сбор картофеля увеличился по
сравнению с 1953 г. на 39%.[1]
Сельское хозяйство Белоруссии досрочно выполнило планы 1957 г. по
заготовкам и закупкам хлеба, картофеля, овощей, фруктов, мяса, молока,
шерсти, яиц и других сельскохозяйственных продуктов. По производству
льноволокна республика вышла на второе место в СССР, молока и картофеля —
на третье место, мяса и животного масла — на четвертое место.
Важным мероприятием явилась реорганизация машинно-тракторных станций.
К концу 1958 г. в БССР было образовано вместо 343 машинно-тракторных
станций 156 РТС и 80 отделений РТС. К этому же времени 84% колхозов и
совхозов республики приобрели в МТС 14,5 тыс. тракторов, 5,6 тыс. зерновых
комбайнов, 16,5 тыс. тракторных плугов и большое количество другой
сельскохозяйственной техники.[4]
Подъем сельского хозяйства был очевидным. В 1958 г. по сравнению с
1953 г. валовая продукция сельского хозяйства БССР возросла на 36%,
среднегодовые темпы ее роста составили 6,1%, или вдвое выше, чем за три
предыдущих года. Посевные площади значительно расширились и превзошли
довоенный уровень. В 1958 г. они составили 5449 га. Колхозы и совхозы
стали больше производить зерна, картофеля, технических культур. Валовой
сбор озимой ржи, например, увеличился с 666,8 тыс. до 954,8 тыс. т.,
льноволокна — с 20,4 тыс. до 88 тыс. т., силосных культур — с 222 тыс. до
4193 тыс. т. и т.д. Это свидетельствовало о том, что колхозно-совхозная
система производства еще имела резервы для своего дальнейшего развития и
поэтому было необходимо избавить ее от чрезмерной регламентации.
Требовались новые реформы. Но вместо них было сделано много беспочвенных и
субъективистских ошибок в управлении сельским хозяйством, что отрицательно
сказалось на его развитии.[4]
В республике с конца 50-х годов снижается урожайность зерновых и
возрастает их себестоимость. Это было связано, прежде всего, с изменением в
структуре севооборота и расширением посевов кукурузы. Неприспособленная к
климатическим условиям Белоруссии эта культура приносила хозяйствам убытки.
В 1957 г. начинается искусственная сверхпрограмма — догнать и перегнать США
по производству мяса и молока на душу населения. Без улучшения кормовой
базы животноводства она вызвала в 1962 г. падение производства. На
положение сельского хозяйства также влияли компании по превращению колхозов
в совхозы, ликвидации частных хозяйств. Вместе с низким уровнем управления,
слабым использованием достижений науки, это определило медленный рост
сельского хозяйства. В результате, хотя валовой продукт и увеличивался,
темпы роста были ниже запланированных.

Заключение.
Таким образом, в продолжение 50-х годов, несмотря на просчеты
руководства и объективные препятствия, благодаря самоотверженному труду
населения Белоруссии, его материальное положение медленно, но неуклонно
улучшалось.
Большое влияние на развитие сельского хозяйства оказало то, что в
августе 1953 г. Верховный Совет СССР принял новый Закон о
сельскохозяйственном налоге, согласно которому были снижены размеры
поставок с хозяйств колхозников, подняты заготовительные цены на
сельскохозяйственные продукты. В 1954 г. по сравнению с 1952 г. сумма
сельхозналога в республике уменьшилась почти втрое. С января 1958 г.
хозяйства рабочих, колхозников и служащих были освобождены от обязательных
поставок государству сельскохозяйственных продуктов. Изменения налоговой
политики имели важное социально-экономическое значение, ибо они
способствовали укреплению общественного хозяйства, росту доходов
колхозников. В 1958 г. реальные доходы крестьян в расчете на одного
работающего превзошли уровень 1940 г. более, чем в 2 раза.
За 1956-1958 гг. в республике был выполнен большой объем жилищного
строительства, за счет государственных капиталовложений сдано в
эксплуатацию 2,5 млн. кв. м площади. К концу 1958 г. города уже имели
жилищного фонда значительно больше, чем до войны. Всего за 1951-1958 гг. в
республике было возведено 14099 тыс. кв. м общей жилой площади.
Практически все отрасли восстановленного народного хозяйства получили
развитие, значительно вырос и укрепился экономический потенциал республики,
улучшилось территориальное размещение производительных сил. Благодаря
самоотверженному труду белорусского народа белорусская индустрия по объему
выпускаемой продукции, технической оснащенности предприятий и другим
показателям оставила далеко позади довоенный уровень развития, увеличился
удельный вес республики в общесоюзном промышленном производстве.
Крестьянство настойчиво боролось за подъем сельского хозяйства, за
увеличение производства продукции земледелия и животноводства. Успехи
экономического развития позволили заметно поднять уровень материального
благосостояния населения.
Результатом развития народного хозяйства БССР в 50-е годы явилось
создание крупного территориально-отраслевого комплекса. Однако в это же
время впервые проявилось резкое обострение противоречий между директивным
управлением, которое сковывало творческую инициативу и активность
населения, и необходимость их развития. Производство средств производства
намного опережало производство предметов потребления и все больше
превращалось в производство ради производства. К тому же, этот крупный
республиканский комплекс создавался фактически без учета возможности
использования местного сырья и был поставлен в полную зависимость от его
внешних поставок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. История Белорусской ССР. — Минск, 1977.
2. Доунар-Запольскi М.. Гiсторыя Беларусi. — Минск, 1994.
3. Пекарский А.С., Тарасенко Н.И. История Белорусской ССР. — Минск: Наука и
техника, 1997.
4. Нарысы гiсторыi Беларусi. — Минск, 1995.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий