|ГРЕЦИЯ Крито-микенский период |ГРЕЦИЯ Гомеровский период |
|Вся жизнь — вокруг дворцов (сохранился |Этот преиод — преиод кпадка и застоя |
|дворец Миноса — лабиринт+минотавр). Дворцы |культуры. Памятники — Илиада и Одиссея — |
|оч. Пышные. Внутри — настенная живопись |произведения Гомера о троянской войне. Не |
|(“игры с быками” — культ бога-быка). |соответствовали истине (в то время как |
|Теократия. Дворец — религиозный, |греческие правители жили в прекрасных |
|административный и хозяйственный центр. |дворцах, Гомер писал, о деревянных домах, |
|Много бронзовых изделий, фресок, оружия и |огороженных частоколом). Стройматериалы — |
|много цветной керамики. Извержение вулкана и|дерево и необожженный кирпич. Скульпттура — |
|набеги ахейцев с материка загубили критскую |деревянная. Вазы с геометрическим |
|культуру. |орнаментом. Были терракотовые(?) и бронзовые|
|Микенская к-ра была под влиянием критской |статуетки. Письменности нет. |
|цивилизации. Памятники — шахтные гробницы в | |
|Микенах. Вместе с костями там было много | |
|всего (украшения, оружие). Центры — также | |
|дворцы, но они не изящны (как на крите), а | |
|укреплены. Думали, что их построили циклопы.| |
|В дворцовых фресках преобладают сцены войны | |
|и охоты. Позже стали хоронить не в шахтах, а| |
|в толосах (купольных гробницах). В рез-те | |
|военных походов ахейцы заимели письменность | |
|(лин. Слог. Письмо А и Б). С началом | |
|железного века и приходом варваров-дорийцев | |
|крито-микенская цивилизация погибла. | |
|ГРЕЦИЯ Архаический период |Натурфилософия (природа, изучали ее |
|Великая колонизация (освоение побережий |закономерности, Фалес, Анаксемен, |
|Черного, средиземного и мраморного морей). |Анаксемандр). Героклит — философ |
|Греция вышла из состояния изоляции и стала |(жизнь-движение, все изменяется). |
|активно заимствовать достижения ку-р других |В литературе был Гесиод , он написал |
|народов (чеканка монет, алфавит, научные |“Теогонию” и “труды и дни”. Лит-ра переходит|
|знания). Разложение род. Общины и |от эпоса к лирике. |
|становление полиса Крупные полисы — Афины, |Появление театра и выделение в нем актера. |
|Спарта, Коринф, Фивы. Греция раздробена, но |Скульптура 2-х типов — курос (голый юноша) и|
|появляются мысли о единстве (эллины — все |кора (одетая женщина). В архитектуре 2 |
|греки в целом). В религии политеизм. Боги- |ордена — дорический и ионический. Синтез |
|Зевс(гром), Гера(небо), Посейдон(море), |скульптуры и архитектуры. |
|Аид(подземлей), Аполлон(поэзия), |Вазы — коринфские и аттические. |
|Афродита(красота), Гефест(огонь), |В этот период была заложена основа для |
|Арес(война), Афина(мудрость),. Боги — |расцвета в классический период. |
|Олимпийские. Боги были как люди, но | |
|бессмертны и красивы. В лит-ре были мифы о | |
|богах и мифы о героях. Олимпийские игры. | |
|ГРЕЦИЯ Классический период |ГРЕЦИЯ Период эллинизма |
|Победа греков в войне с персами. Подьем и |Походы А.Македонского — создана огромная |
|расцвет экономики и к-ры. Демокрит ввел |держава. |
|понятие атома (как единой неделимой |Литература — Создается ряд библиотек (в |
|частицы), Софисты (школа философов) могли |Александрии и Пергаме). Развивается |
|доказать что угодно , Сократ (известнейший |филология — грамматика и критика текста. На |
|философ-софист) верил в существолвание |1-й план выфступает изысканность слога — |
|абсолютных истин, которыми владеет Бог. |Аполлоний Радосский описал поход аргонавтов |
|Литература — основные жанры — трагедия и |за золотым руном. В поэзии жонр — идиллия |
|комедия. Трагедии писал Эсхил (“Прометей |(жизнь больших городов, писал Феокрит). |
|прикованный”, “Ористея”), Софокл писал тоже |Комедии становятся реалистическими и |
|трагедии. Эти авторы в своих произведениях |бытовыми (Менандр). Мимы — короткие сценки |
|подчеркивали неотвратимость судьбы и |из бытовой жизни (писал Герод). |
|бессилие человека. Еврипид писал драмы |Науки — Равзрыв между наукой и техникой |
|(Медея, Федра — идея — борьбав рассудка и |изчезает. Архимед изобрел винт, число “Пи”, |
|страстей), комедии писал Аристофан (“Мир”, |и др. Математику. Евклид, Эратосфен, Герон -|
|“Всадники”) — политическая острота и |тоже хорошие ученые. Развитие медицины — |
|злободневность. |изучали мозг и сердце, нервную систему. |
|История развивается. Геродот написал |Мусейдон — дом для ученых с кабинетами и |
|“Историю” — про греко-персидские войны. |библ-ми. Исторя превращается в |
|Фукидид написал историю пелопонесской войны.|беллитристику. Философия — эклетизм (синтез |
| |элементов из разных школ) и этическая |
|Искусство — человека изображали мощного, |направленность (мораль на 1-м месте). Школы |
|полного сил. Скульптуры монументальны и |- эпикурейсая (цель чел. — блаженство и |
|пропорциональны, гармоничны. (Фидий, Мирон, |покой), стоцизм (Зенона) — надо слушаться не|
|Поликлет). Живописцы — Полигнот и Аполлодор.|желаний, а разум. Религия — Религиозный |
|Отерыли игру света и тени, перспективу. |уклон в философии — культ монархов |
|Очень красива вазовая роспись. |(обожествление царей). Культ судьбы (судьба |
|Архитектура — окончательно оформились |- это случай, удача). Синкретизм (синтез |
|дорические и ионические ордеры, еще появился|разных религий). |
|коринфский ордер (листики, завитки). Храм — |Образование — чтение, письмо = матем., |
|основной тип общественного здания (строились|астрорномия = философия и риторика. |
|в честь всех богов, кроме Ареса). |Архитектура — города укрепленные и |
|Сооружение на акрополе строилось под |правильные. Палестры (спорт), гимнасии |
|наблюдением Фидия. Это — вершина греческой |(школы). Скульптура динамична, выразительна |
|архитектуры. Оно включает Пропилеи (ворота),|(Венера милосская, Ника самофракийская, |
|храм Ники, Парфенон. Есть тенденция к |Лаокон, Колосс радосский). |
|разработке общегреческого архитектурного | |
|стиля. | |
|РИМ Этрусский период |РИМ Царский период |
|Этрусски — древнейшая цивилизация на |753г. — основание Рима. К концу этого |
|Апеннинском п-ве. Они создавали |периода истории Рим сложился как |
|города-государства. Города каменные с четко |город-государство греческого типа. В Риме |
|прямыми улицами, были здания с купольным |правило 7 царей. Город был обнесен каменной |
|сводом. Керамика очень развита — обоженные |стеной, построен водопровод, канализация и |
|дочерна и покрытые лаком сосуды были похожи |цирк для гладиаторов. От этруссков римляне |
|на металлические. В ИЗО — реализм — |унаследовали ремесла, письменность, римские |
|наиболее существенно передавались черты |цифры, гадания по животным, одежду (тоги), |
|человека. Особенно заметен реализм в |архитектуру. Религия — антимистическая |
|скульптурных портретах. Письменность |(много духов, тотемизм — капитолийская |
|этруссков не расшифрована до сих пор. |волчица). Но под влиянием этруссков римляне|
|Религия — гадания по кишкам животных, полету|перешли к антропоморфизму (боги похожи на |
|птиц, толкование знамений и явлений |людей). |
|природы. Боги греческие, но были еще и |Первый римский храм — храм Юпитера был |
|демоны (добрые и злые). |построен этруссками. |
|Большее влияние на этруссков оказали греки | |
|при великой колонизации. Этрусски подражали | |
|грекам в строительстве храмов, в ремеслах, в| |
|эпосах и мифологии. В свою очередь этрусски | |
|влияли на римлян. | |
|РИМ Период республики (ранняя республика)|РИМ период принципата (поздняя |
| |республика) |
|510 г. — народ восстал против этрусского |Эклектизм (синтез элементов разных культур).|
|господства и Рим стал республикой. В римском| |
|обществе начинает распространяться греческий|Религия — под влиянием греков. Юпитер-Зевс, |
|язык, греческие обычаи , замена этрусского |Нептун-Посейдон, Плутон-аид, Марс-Арес, |
|алфавита греческим, вводится медная монета, |Юнона-Гера, Минерва-Афина, Венера-Афродита, |
|как у греков. Возникновение ораторского |Вулкан-Гефест, Меркурий-Гермес, |
|искусства (это было нужно сенаторам), возник|Диана-Артемида. В римский пантеон |
|театр с профессиональными актерами. Рим |принимались иностранные боги, т.к. это |
|часто вел войны за господство в |усиливало мощь римлян. |
|,Средиземноморье и в конце-концов разрушил |Литература — под влиянием греков. Поэт — |
|Карфаген. Сильные внутриполитические распри |Андроник переводил на латынь греческие |
|приводят к падению республики и установлению|про-ия (Одиссею). |
|военных диктатур, которые сменяются |Плавт — писал комедии., но про греков. |
|принципатом (диктатурой под республиканской |Римская трагедия подражательна (грекам). |
|оболочкой). |Поэт Лукреций (“О природе вещей”), Катулл |
| |писал лирические стихи. |
| |История — служила целям пропаганды, |
| |оправдания политики Рима. Саллюстрий и Г.Ю.|
| |Цезарь — историки. |
| |Архитектура — подчеркивала силу, мощь, |
| |величие, монументальность, пышность, строгая|
| |симметрия, создание не столько храмов, |
| |сколько практических сооружений. |
| |Применялись арки, своды и купола. Строймат.|
| |- бетон. Новые типы зданий — Базилики |
| |(торговля), амфитеатры (цирки), термы |
| |(бани), Войны Рима сопровождались грабежом |
| |городов — из Греции привезли множество |
| |предметов искусства (статуи), |
| |Скульптура — множество статуй награбили в |
| |Греции, были свои портретные статуи, тогатус|
| |(ораторы), бюсты (реалистичны и правдивы). |
| |Науки — написано множество трактатов по |
| |прикладным наукам (астрономии, архитектуре).|
| |Руководства по риторике и ораторству, |
| |развивается юриспруденция, много всякой |
| |юридической лит-ры. |
|РИМ Период империи |РИМ период домината |
|Римское гос-во превращается в огромную |Кризис респуб лики — частая смена |
|империю. |императоров , низкий уровень граммотности, |
|Философия — стоцизм (знать, Сенека, Марк |огрубление нравов, пессимизм, |
|Аврелий) и эпикурейство. Бедняки почитали |распространение христианства. Доминат — |
|бродячих философов — киников. Религия — |неограниченная монархия восточного типа. |
|культ императоров и богини Ромы. Популярны |Империя распадается на западную (Рим) и |
|культы богов-спасителей. |восточную (Константинополь). Возникновение |
|Наука — Рим, Александрия, Афины — центры |христианства. Оно почти сразу же было |
|науки. Большее значение географии (Страбон, |запрещено и подвергалось преследованию. |
|Птоломей), Энциклопедию (“Естественная |Вскоре христианство превращается в |
|история”) написал Плиний младший. Успехи в |официальную регилию и начинается разгром |
|медицине — Гален изучал мозг, были созданы |языческих храмов, запрещены олимпийские |
|мед. Школы. В астрономии регресс (по |игры. Торжество христианской церкви |
|системе Птоломея Земля явл. Центром |сопровождалось гибелью многих памятников |
|солнечной системы). Литература — Апулей |культуры. С 4в. Строятся христианские храмы |
|(“Метаморфозы”), Пл.Младший, Ювенал |- базилики, круглые храмы. В живописи |
|(сатира), Овидий. Известен поэт Гораций |понимание содержания сцен становится важнее |
|(прославлял чуство такта, меры и достоинства|поропорций. |
|в человеке). История — прославляет империю. |476г. — свержение последнего императора, |
| |конец западной римской империи, конец |
|Архитектура — колизей и пантеон. Стены |античного мира и начало средневековья. На |
|зданий украшались росписью и мозаикой. |развалинах римской империи возникают |
|Много этого сохранилось в Помпеях, т.к. |варварские города-государства. |
|Везувий отлично засыпал все пеплом. | |
|Скульптура — портретная, бюсты. | |
|ЕВРОПА Эпоха средневековья. |Р.Бэкон был виднейшим ученым. Но универы |
|Просветители смотрели на средневековую |также были под влиянием церкви. В восточной |
|Европу как на темные века, но это не так. |церкви церьков также давила на образование |
|Культурную жизнь средн-я определяло |(гонения на античных философов). Виднейший |
|христианство. На соборах христиан |ученый того времени — патриарх Фотий — |
|принимается “Символ веры” — обязательные для|“Мириобиблион” — сборник отзывов на 280 |
|всех христиан положения (воскресение Христа,|произведений античности. 9-10 в. — нек-рый |
|3-ца, воскресение мертвых). Между западной |подъем — разные энциклопедии на все темы. |
|и восточной христ. Церьковью давно назревали|Литература — героический эпос, рыцарская |
|противоречия и в 1054г. Произошел раскол |литература (Песнь о Роланде). Значит. Роль |
|церкви на Католическую и православнеую. |играли Ваганты (бродячие поэты) — они |
|Возникновение ереси (несторианство, |критиковали церьков, была городская лит-ра -|
|монофизиство). В западной церкви папство |реалии городского повседневного быта. |
|создало инквизицию для борьтбы с ересями. |Архитектура — крестово-купольные храмы (храм|
|Монашество — монахи отрешались от всего и |св. Софии в Стамбуле). На западе скульптура |
|брали на себя обеты, позже они стали |и архитектура становится все более условной |
|богатыми землевладельцами. Многие монастыри|и нереальной. Строили много церквей, т.к. |
|были центрами образования и культуры (Фома |ожидали конец света. |
|Аквинский — философ, Беда Достопочтенный — |Романский стиль — мощные стены с маленькими |
|историк и ученый). Римская католич. Церьков|окошками, готический стиль 12в. — высокие |
|и папа были очень могуществены. Их влияние |стройные колонны, собранные в пучки и |
|на общ. Жизнь было очень сильно. Все науки |скрещивающиеся на большой высоте |
|приводились в соответствие с христианством. |(Вестминстерское аббатство). Живопись — |
|Индульгенции (отпуск грехов за $). Школы — |плоская и без перспективы. |
|находились в руках церкви. Главная их задача| |
|- воспитание служителей церкви. Кроме | |
|монашеских были еще “внешние” школы. | |
|Духовенство распространяло невежество | |
|(строение Земли и т.п.). Книг было мало и | |
|стоили они дорого. В 11в. Был открыт 1-й | |
|университет. | |
| | |
| | |
| | |
| | |
|ЕВРОПА Эпоха Возрождения |ЕВРОПА эпоха Реформации |
|Возрождение ориентируется на античную |Реформация случилась в Германии. Цель — |
|культуру. Гуманизм (в человеке важно не |создание дешевой церкви, без поборов, платы |
|социальное или общественное положение, а его|за обряды. Возглавлял р. Мартин Лютер |
|личностные качества). Идея идеального |(монах). Он считал, что спасение человек |
|человека — человека, совершенного во всех |получает от Бога и можно обойтись без |
|отношениях. Данте “Божественная комедия” — |посредства католического духовенства. Лютер|
|про ад. Петрарка (Книга песен) и Бокаччо |положил начало протестанскому направлению |
|(Декамерон) — поэты возрождения. Культ |христианства. |
|красоты человека. Живопись — прекрасные, |ИЗО — Дюрер, Гольбейн, Лукас Кранах. |
|совершенные люди. Боттичелли — “Рождение |Литература — Ганс Сакс написал много басен, |
|Венеры”, Мазаччо — объемная живопись. |песен и драм, Фишарт — писал острую сатиру. |
|Скульптура — Донателло — 1-й изобразил голое|У. Цвингли проводил реф. В Швейцарии, позже |
|тело. На смену раннему возрождению пришло |за это дело взялся Кальвин. Были упрощены |
|высокое. Леонардо да Винчи (Тайная вечерня,|церковные обряды, секуляризация. Вследствии|
|Джоконда). Рафаэль Санти (Сикстинская |реф. Изменились нравы — роскошь и увеселение|
|мадонна), Микеланджело Бунаротти (Давид, |порицались, а прославлялись честность и |
|Утро, День, Вечер, Ночь). Позднее |трудолюбие. |
|возрождение. Инквизиция издала список | |
|запрещенных книг (гуманистов). Книги | |
|сжигали. Гуманистов тоже сжигали (Дж. | |
|Бруно). Художники подражали великим | |
|(маньеристы) — Понтормо, Бронзино), Но | |
|многие художники работают в реализме | |
|(Веронезе, Караваджо). | |
| | |
| | |
| | |