Исследование исторических документов

Дата: 21.05.2016

		

Введение.
Вся история мировой цивилизации, история развития человеческого
общества свидетельствует о том, что на смену отдельным государственным
образованиям приходят более крупные и монолитные, а они в свою очередь,
распадаясь, дают толчок к созданию новых, постоянных, на иных качественных
основах. Писать о прошлом родного государства не имеет смысла без твердой
веры в будущее Российской государственности. Сорок князей, царей,
императоров и несколько генеральных секретарей в течение тысячи лет
создавали, укрепляли, возвеличивали Россию. В числе их были правители
слабые и сильные, удачливые и не удачливые, злодеи и люди прекрасной души,
отдающие все свои силы служению Отечеству. Россия занимает особое место
среди других стран мира. Она является страной самобытной. Ее историческое
развитие, ее превращение в великую мировую державу совершалось в течение
веков. Начало формирования российской государственности относится к IX веку
и процесс формирования многонациональной российской государственности
продолжался посуществу до конца XIX века. Сегодня в нашей стране произошел
неслыханный ранее рост интереса к истории. Ведь само слово история
подразумевает “бывшее раньше”. История – это постоянные изменения. Они
бывают бурными, динамичными и вяло текушими. В истории российской
государственности мы знаем различные периоды подобного развития.
Многострадальна и ярка история России.
Как историческая наука история государсва и права есть часть истории
развития человечества, органически связанная с историей хозяйственной
деятельности, культуры, как материальной так и духовной. Данный предмет
сохраняет свою относительную самостоятельность развитияи имеет четко
выраженный объект исследования. В то же время история и права наука
юридическая. Она является одной из фундаментальных правовых дисциплин.Она
анализирует развитие всех аспектов государственного строительства, развитие
государственного механизма, форм государственной власти.
История человечества насчитывает миллионы лет. Возраст изучения
вопросов государства и права сравнительно молодой, он насчитывает несколько
тысячелетий.
История государства и права России изучает политические и правовые
институты от начала процесса формирования государственности у народов нашей
страны и до дней сегодняшних. Следовательно, изучение данного предмета
органически стыкуется с правом действующим. История государства и права
России имеет органическую связь с теорией государства и права. Но предмет
теории государства и права изучает общие закономерности развития
государства и права различных народов и цивилизаций. А история государства
и права изучает конкретные особенности и характерные черты развития истории
государственности на территории нашей Родины. В основе изучения истории
государства и права России лежат принципы объективности, научности,
глубокой добросовенности.
Историко-правовая наука должна давать человеку достоверные, правдивые
свединия, соответствующие определенному периоду прошлого. Она не должна
поддаваться сиюминутной конъюнктуре и в угоду власть имущих, без конца
перемещать оценки пройденного этапа. Глубокий непредвзятый анализ историко-
правовых документов – основная и наиболее важная задача в изучении курса
история государства и права, а так же использования этих знаний при
изучении курса социальная работа, так как знания социальных норм
исторических документов позволяет более глубоко проникнутся проблемами
социальной защиты и обеспечения, и найти наиболее оптимальный выход из
сложившегося положения.
Учитывая данное обстоятельство, мы отмечаем существование теоретической
и практической проблемы, которая сформулирована следующим образом: как
правильно изучить документальные источники для того чтобы специалист
социальной работы понял, как долог путь к принятию настоящих социальных
законов, а так же в своей дальнейшей профессиональной деятельности
использовал это знание.
Именно решение и понятие этих проблем и составила цель нашего
исследования.
Объект исследования – процесс изучения исторических документов и их
влияния на развитие общества.
Предмет исследования – содержание и влияние документальных источников
на развитие социальной помощи и поддержки.
В соответствии с проблемой,объектом,предметом и целью исследования
были поставлены следующие задачи:
— раскрыть содержание исторических документов как неотъемлемой частью
исторического процесса;
— определить функциональные особенности и специфику данных документов;
— определить и доказать важность этих документов для дальныйшего и
эффективного формирования институтов социальной помощи и поддержки.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что важность
знания не только документальных источников, но и самой истории России,
позволит будущему специалисту эффективно применять полученные знания в
дальнейшем.
Актуальность исследования заключается в том, что без знания своего
прошлого мы не можем построить свое будушее.
Теоретические основы исследования представленны трудами: Соловьева
С.М., Ключевского О.В., Фирсова М.В., Карамзина, Бадя, Холостовой Е.И.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и подтверждения
исходной гипотезы был проведен тщательный анализ исторических документов, в
изложении различных авторов.
В сегодняшней историко-правовой литературе идет ожесточенный спор между
формационным и цивилизационым подходами. Нам кажется что нельзя становясь
на точку зрения какой-либо из противоборствующих сторон, мы считаем и хотим
подчеркнуть мысль о том, что мы должны, не абсолютизируя классовый подход,
классовую борьбу, идеологические догматы марксизма, монополию одной
идеологии, а надо исходить из реального изучения конкретных исторических
событий, включая революции, крестьянские войны и движения классов и
социальных групп общества.
Глава I.
Вопрос о развитии права в Киевском государстве имеет особое значение.
Обычно право предшествует закону. Его начало теряется в глубокой древности.
Обычай, в отличие от закона, не имеет санкций, то есть утверждение его
какой-либо определенной законодательной властью.
К X в. на Руси оформились основные институты нищелюбия, которые
отождествлялись с человеколюбием. Анализируя характерные особенности наших
далеких предков Соловьев С.М. отмечал, что в отличие от воинственных
германцев и литовцев, избавлявшихся от “лишних, слабых и увечных”
сородичей, истреблявших пленных, наши далекие предки были милостливы к
старым и малым соплеменникам, а также к пленным, которые по прошествию
известного срока могли вернуться в родные места или “остатъся жить между
славянами в качестве людей вольных или друзей”. Они привечали и любили
странников, отличались редким гостеприимством.( с.91-97).В процессе
развитя общино-родовых форм поддержки: у славян возникли институты старцев,
вдов, детей и сирот. Прежде чем придти к этим институтам славянам пришлось
осознать важность и полезность опыта старцев, необходимость поддержки вдов,
детей и сирот. Именно эти формы поддержки были закреплены в первых
документальных источниках. В ранний период исторического развития на Руси
главнейшее место занимали иноземные источники права. Первоначально на Руси
распространялись переводы на церковно-славянский язык греческих сборников
обычного права (Сборники Иоанна Схоластика и патриарха Фокия). В документах
содержались церковные законы, а потому они назывались номоканонами. Их
переводы получили на Руси особое название, которые назывались как кормчиме
книги. Постепенно к их текстам, снабженным толкованиями византийских
канонистов, русские стали добавлять разные материалы, из коих наиболее
обширными явились византыйские кодексы из которых нами выделенны следующие:
1. Эклога — законодательный свод, один из важнейших источников славянского
права.
1. Прохирон (практическое руководство для судей, нормы граждансого,
уголовного и церковного права, один из источников православного права)
императора Василия Македонянина, изданный в 879 году в отмену Эклоги.
1. “Книги законные” состоящие из четырех частей: а) Законов
земледельческих; б) Законов “о казнях”, т.е. уголовных законах; в)Законов
о разделении браком, содержащие постановления о повадах к разводу и о
незаконных браках; г) Главы из послусех, т.е. постановления о свидетелях.
Большое значение имел на Руси “Закон судный людем” или судебник царя
Константина. Именно эти источники позволили на Древней Руси создать
собственные юридические документы, на формирование которых повлияла
церковь.
“…духовенство …шло во главе благотворительности. Особой щедростью в
этом деле отличались иноки Киевско – Печерского монастыря и между ними
преподобные Антоний, Даминиан, Феодосий Печерский и др. Феодосий близ
своего монастыря построил особый дом, в котором помещались нищие, калеки и
прокаженные. Первые в государстве больницы, в которых бедные призревались и
пользовались бесплатным лечением, были учреждены Переяславским епископом, в
последствии Киевским митрополитом, Ефремом в 1091 г. При всех монастырях
имевших средства производилось кормление нищих и убогих, для которых
устраивались иногда особые помещения. Такая заботливость духовенства о
благотворении, помимо религиозных побуждений, обуславливалась
соответствующими церковными постановлениями. Так уже в Церковном уставе 996
г. упоминается об обязанностях духовентсва по надзору и попечению за
призрением бедных, причем на содержание церквей, монастырей, больниц,
богоделен и на прием странных – не имущих была определена “десятина”, то
есть десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.”
“Церкви никогда бы не удалось приобрести исключительную власть над
умами, если бы среди ее деятелей не появились подвижники, не щадившие
живота своего во имя общего дела. Сергий (Сергий Радонежский, 1322 — 1392
гг.) принадлежал к их числу. Его жизнь в пустыне была заполнена
каждодневным изнурительным трудом. Собравшейся братии он служил, по словам
современника, как купленный раб…; от источника, бывшего там, воду в двух
ведрах черпал, на своих плечах в город носил и каждому у кельи ставил. Труд
был одушевлен и идеей служения ближнему, что и являлось причиной
нравственного влияния Сергия на современников… В отличие от старых
монастырей Троицкий не блистал богатстовом… Ворота Троицкого монастыря были
всегда открыты для странников и прохожих. Игумен не отказывал никому ни в
подаянии, ни в духовном поучении…”.()
Церковь опекала и кормила тех, кто не мог сам себя кормить: нищих,
больных, убогоих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям,
потерявшим зашиту мирских обществ и союзов. Постепенно получив в свое
владение села, земельные угодья. Церковь берет на себя обязанность по
защите населения, проживающего под ее покровительством. Всех своих людей
одинаково церковь судила и рядила по своему закону(по Кормчей книге) и по
церковным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князя и становились
поддаными церкви. И как бы ни слаб был и ничтожен церковный человек,
церковь смотрела на него по-христиански — как на свободного человека.Для
церковного сознания все были братья во Христе, и небыло пред Господом ни
раба, ни господина. В церкви не существовало рабства. Рабы, подаренные
церкви, обращались в людей, лично свободных. Они были только прикреплены к
церковной земле, проживали на ней и работали на пользу церкви. Таким
образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более
совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и
помощь все немощные и беззащитные.
Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему: ”любовь к
ближниму полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее
первым требованием признавали милостыню”, — писал В.О.Ключевский( с.78-
79).
“Нищенство считалось в древней Руси не экономическим бременем для
народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств
нравственного воспитания народа, состоящим при церкви практичкским
институтом общественного благонравия. Как в клинике необходим больной,
чтобы научится лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был
сирый и убогий, чтобы воспитать умение и навык любить человека. Милостыня
была дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованием
правила, что вера без дел мертва.”(Ключевский)
После принятия христианства на Руси Владимиром Святым в 988 году он в
996г. принял церковный Устав: Владимир установил вместе с митрополитом
Львом давать десятину со всех имуществ для бедных, сирот, немощных,
престарелых, пришельцев, плечных и для погребения бедных, а так же для
помощи тем, кто имел большую семью и которые пострадали от природных
стихий.( )
Летом 996г. Владимир увидел, что церковь святой Богородицы (построенная
греческими мастерами) возведена, вошел в нее и помолился богу… И
помолившись богу, сказал он так: ”Даю церкви этой святой Богородицы десятую
часть от богатств моих и моих городов”. И уставил так, написав заклятие в
церкви этой, сказав: ”Если кто это осудит, то будет проклят”. И устроил в
тот день большой праздник боярам и старцам градским, а бедным раздал много
богатств. (с.523-524, 534.).
На ряду с церковными историческими источниками возник основной источник
древнерусского права — “Русская правда”,которая является одним из
крупнейших юридических документов средневековья. В ней содержатся весьма
ценные сведения о развитии феодальных отношений, о политическом строе
Древней Руси, о категориях феодально-зависимого населения. Кроме этого
анализ статей “Русской правды” дает нам возможность получить сведения о
быте, о нравах человека Древней Руси и о первых формах поддержки населения.
Древнейшей редакцией является краткая редакция, которая в свою очередь
состоит из двух частей: так называемой “Правды Ярослава” и “Правды
Ярославичей”. Наиболее древние списки этой редакции называются
“Академическими” и “Археографическими”( ). По разным спискам “Русская
правда” является в двух основных редакциях, в краткой и пространной.
Пространную Правду мы уже встречаем в новгородской Кормчей XIII столетия,
тогда как список древнейшей краткой редакции находим в списке новгородской
летписи конца XV века.
Основными источниками “Правды Ярослава” надо признать обычное право,
приспособленное к нуждам княжеской власти, а также законодательство самого
Ярослава.
В “Правде Ярославичей” уже ясно выражены принципы феодального права как
права-привелегии. Правовой комплекс, известный под именем “Правды
Ярославичей” является новым этапом в развитии права в Киевском государстве.
В краткой редакции “Русской правды” наряду с “Правдой Ярослава”
содержится новый пласт правовых норм, возникших после смерти князя
Ярослава. Этот пласт,которому давно уже присвоено имя “Правды Ярославичей”
основным источником имеет не нормы обчного права,а законодательство и
судебную практику князей. Однако и “Правда Ярославичей” в некоторой части
содержит нормы обычного права, специально закрепленные и зафиксированные
Ярославичями. Место возникновения “Правды Ярославичей” — город Киев.
В краткой редакции мы находим 4 блока.Списки “Русской правды”
относящиеся к II-V редакциям принято называть пространными списками.
Большенство этих списков делилось переписчиками на 2 части: первая часть
обычно озаглавливалась “А се суды Ярослава Володимировича” или “Устав
великого князя Ярослава о судах”, другая часть озаглавливалась “Устав
Владимира Всеволодовича “ или “ А се уставил великий князь Владимир
Всеволодович Мономах”. “Русская правда “ является основным памятником права
в Киевском государстве.()
“Русская правда”, являясь первым сборником русского права, имеет
исключительное значение. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской
судных грамот. Большое место в развитии прва имеют церковные уставы. Среди
них необходимо выделить следующие: церковные уставы новгородского князя
Святослава и Уставную грамоту смоленского князя Ростислава 1150 года. Они
принадлежат к числу подленных документов.
Эти документы имеют важное значение среди источников права. Они
знакомят нас с отношениями государства и церкви, с правами духовенства, а
также с развитем социальной помощи.
Рассматривая вопрос семейных взаимоотношений, систему поддержки и
взаимопомощи в семье, следует отметить, что именно в статьях “Русской
правды” отводится большое метсо проблемам семейного права. Принятие
христианства привело к установлению христианских форм брака и рецепции
византийского брачного права. Браку предшествовало так называемое
обручение, которое получило религиозное освящение в особом обряде. Венчание
(на брачучующихся во время обряда налагались венцы). Оговаривались условия
брака. По одним кодексам возраст вступления в брак 15 лет для жениха, 13
лет для невесты, по другим 14 и 12. Допускались и более ранние браки.
Условиями брака были: а) свободная воля вступающих в брак; б) согласие
родителей; в) отсутствие родства. Церковь не допускала вступления в третий
брак. Устанавливались довольно серьезные наказания за самовольные разводы,
т.е. роспуты.( )
Жена находилась под властью мужа. Молодая жена должна была разувать
мужа. Муж имел право наказывать свою жену. Отец пользовался неограничкнной
властью над своими детьми. Родители имели право продавать своих детей в
холопы(это право исчезло только в XVI веке)(). По “Русской правде” можно
проследить вопросы организации опеки. Если после смерти отца оставалась
мать, то опека над оставшимися малолетними детьми не учреждалась. Мать
управляла домом и хозяйством. Если мать выходила замуж, для детей
назначался опекун, а мать должна вернуть своим детям наличное имущество,
причем утраченное ею при управлении имущество, она обязывалась
восстановить. Опекуном назначался ближайший родственник. “Русская правда”
предусматривала случаи, когда опекуном делался отчим. На него возлагалась
ответственность вернуть все убытки, которые могли понести пасынки во время
его опеки. Ближайший родственник, сделавшись опекуном, принимал имущество
опекаемых при свидетелях. С прекращением опеки, опекун должен был
возвратить принятое имущество в целости, со всем приплодом от рабов и
скота. Опека прекращалась с достижением опекаемыми такой зрелости, когда
“будут сами собой печеловати”.()
Такая система опеки позволяет заключить что в Древней Руси в данный
период, сложился институт семьи как основа поддержки и защиты кровных
родственников.
Наследственное право. Большое место уделялось вопросам наследственного
права. Первоначальное право наследования принадлежало только членам семьи.
Отец, глава семейства, не мог завещать имущество лицам, не принадлежащим
семье. Затем стала развиваться определенная свобода завещательных
распоряжений. Отец семьи получал право завещать свое имущество одним членам
семьи, лишая права наследования других. Так возникло наследование по
завещанию. По мере развития права изменились нормы наследования без
завещания. Некоторые члены семьи начинают претендовать на большую долю
наследства( сыновья), а другие же совершенно устраняются от наследования
(дочери и жены). Законодательство устанавливало ряд норм регулирующих
наследование без завещания.
Устанавливается два различных порядка наследования: один для бояр,
другой для смердов.
“Русская правда”, допуская свободу завещательных распоряжений,
посвящает много статей наследования по закону. Согластно этим статьям,
имущество отца — главы дома, в случае, если он умрет без завещания,
передается детям, за исключением части, передаваемой церкви. Под следует
понимать сыновей. Дочери, при наличии сынове, не наследуют имущество. Эта
норма, которая очень долго сохранялась в русском праве, выразилась в
поговорке “сестра при братьях не наследница”. По “Русской правде” младший
сын наследовал дом, двор и все оставленное отцом хозяйство. “Русской
правде” могли наследовать только законные дети.()
“Русская правда” устанавливала два порядка наследования имущесива: для
бояр и смердов. Имущество смерда не оставившего после себя сыновей, шло
князю. Незамужняя дочь получала часть имущества, которая составляла потом
ее приданное. Замужние дочери ничего не получали. Имущество же бояр, не
имевших сыновей, может наследоваться дочерью.
Бояре и их дружинники могли передавать наследство своим дочерям при
отсутствии сыновей, тогда как имущество смерда, не оставившего после себя
сыновей считалось вымороченным и шло князю. Летописные данные
свидетельствуют, что кроме князей, только бояре и церковные учреждения
имели право владеть селами.
Правовое положение населения. В древнерусском феодальном государстве
существовало несколько групп населения, которые разлтчались по своему
правовому статусу. Рассмотрим каждую из них конкретно.
Тиун — княжеский или боярский слуга, управляющий феодальным хозяйством.
Огнищанин — хозяин подсеки(огнища), средний и мелкий землевладелец,
”княжеский муж”.
“Русской правде” содержится ряд норм, в которых отражается положение
боярства. Другим классом раннефеодального общества были смерды, занятые
сельскохозяйственным трудом. Одну группу смердов составляли свободные
общинники, которые жили на не захваченных феодалами землях и платили дань
князю. Другую группу составляли различные категории зависимых смердов,
среди которых различались закупы, рядовичи, изгои, пущенники, холопы.
Зависимые смерды, кроме уплаты дани великому князю, должны были так же
работать на феодала, отдавая часть урожая в виде натурального оброка.
Холоп – категория феодально зависимого населения по правовому положению
близкая к рабам, не имели собственного хозяйства и исполняли различные
работы в хозяйстве феодалов. В первой четверти XVIII века холопы
превратились в крепостных крестьян.
Таким образом, феодально зависимое население образовывалось из
разнообразных слоев населения: 1) Холопов, посаженных на землю; 2)
Закабаленных людей – закупов и рядовичей; 3) Наймитов; 4) Из людей,
находившихся под патронатом: закладников, прикладников, изгоев, задушных
людей, прощенников; 5) Из общинников, сидевших в начале на княжеской земле.
За убийство смерда штраф, равный как и за убийство холопа – 5 гривен (в
тоже время за убийство огнищанина – 80 гривен); за “муку” смерда (без княже
слова) штраф – 3 гривны, огнищанин соответственно – 12 гривен.
Основываясь на исследованиях “Русской правды”, мы можем сделать вывод,
что высшая мера наказания в то время вела к превращению виновного и его
семейства в рабов. Но основным источником холопства, об этом в “Русской
правде” не говорится, был плен. В летописи расказывается, что после каждой
войны, после каждой удачной битвы, князья “ополняются челядью”. Не
выкупленные родственниками пленники продавались князьям и их боярам на
рынках.
Холопы в XI веке считались вещью своих господ, которые могли их
безнаказанно убивать, продавать, распоряжаться их судьбой. За убийство
холопа взыскивалась не вира, а особое вознаграждение (5 гривен за убийство
холопа и 6 гривен за рабу).()
Большое место в законах “Руссой правды” уделено проблемам приступления
и наказания. На языке “Русской правды” приступление носит название “обиды”.
Всякое нанесение обиды, т.е. причинения кому-либо материального,
физического или морального вреда считалось преступлением. В Уставе
Владимира упоминаются такие преступления, как моление у воды, ввод в
церковь животных.
В “Русской правде” проводятся различия деяний по степени проявления
злой воли. Она дает различия по видам убийства: на пиру, в ссоре, в разбое.
Она освобождает от наказания в случае убийства вора на дворе. Интересно
рассмотрение в “Русской правде” преступления в состаянии опьянения. Она
характерезует его как более легкое.
О преступлениях против семейных отношений и нравственности в “Русской
правде” не содержится ни каких постановлений. О них подробно говорится в
Уставе князя Ярослава: 12. Аже кум с кумою створит блуд, епископу гривна
золота и во опитемии. 24. Аже девка не восхочешь замуж, а отець и мати
силою дадут, а что створит над собою – отець и мати епископу в вине, а
истор има платити. Тако же и отрок.()
Феодальное право Новгорода и Пскова. Главным источником права первое
время являлась “Русская правда”, а так же обычное право. Большую роль стало
играть новгородско – псковское вечевое законодательство, договора Новгорода
с князем, некоторые международнве договоры. Новгородское судная грамота
дошла до нас лишь в одном не полном отрывке, в котором излагаются некоторые
нормы права.
Псковская судная грамота состоит из 120 статей. Она стала крупнейшим
после “Русской правды” правовым документом. В Псковской судной грамоте
большое значение уделялось проблемам собственности. Псковская судная
грамота, кроме права собственности, знает долговое право и право
пожизненного пользования или так называемую кармлю. Этим правом пользовался
переживший супруг. Она различает недвижемое (отчина) и движемое имущество
(живот). Причем движемое имущество делится на живое (скот) и незрячие
(всякое другое имущество). В составе недвижемого имущества она различает
лесные земли, борти (пчельники) и воды.
Большое внимание в Псковской судной грамоте уделялось охране права
собственности феодалов. А так же в ней содержатся нормы о способах
установления собственности, кроме получения по наследству и по договору.
Она регулирует приплод и приобретение собственности после срока давности (4-
5 лет).
В судной грамоте регулируются условное пожизненое владение землей
(кормля) кроме наследственной вотчины. Продажа “кормли” запрещалась.
Наследование и права супругов. Псковская судная грамота знает как
наследоване по закону (отмощения), так и наследование по завещание
(приказное). В ней не указан порядок законного наследования. В одной из ее
статей только перечисляются возможные наследники: отец, мать, сын, брат,
сестра. Поскольку среди возможних наследников не упоминаются дочери,
очевидно непоколебим принцип: “сестра при братьях не наследница”. В
Псковской правде были расширены права супругов: переживший супруг
наследовал вотчину умершего супруга, не оставившего после своей смерти
завещания до своего живота. При вступлении в брак он лишался права
пользоваться вотчиной.
Наследование по завещанию называлось приказным. Завещание делалось в
письменном виде и поэтому называлась “рукописанием”. Оно должно было
утверждаться. Это утверждение совершалось посредством его положения в ларь
(архив) св.Троицы главной церкви Пскова.
Так же интересно для изучения правовых документов Новгорода Великого.
Новгородские владения распространялись от Балтийского моря и Уральских гор
и побережья Северного Ледовитого океана. Сам Новгород состаял из нескольких
слобод или поселков, который в начале были самостоятельными обществами, а
потом соединились в одну городскую общину. При характеристике политического
и общественного строя Великого Новгорода, необходимо исходить из
своеобразия и сочетания различных условий. Одни были связаны с
географическим положением края, другие с исторической обстановкой, третьи с
внешними условиями и организацией внешней торговли.
В XII-XIII веке в Новгороде имеются все основные органы республиканской
власти: вече, правительственный совет, посадник, тысатский, суд посадника,
суд тысятского, управление волостями через новгородских мужей. Княжеская
власть, же, ограниченная в своем объеме и функциях, занимала определенное
место. Высшая исполнительная власть в Новгороде была сосредоточена в руках
архиепископа, посадника, тысятского и князя.
Одним из основных документов, позволяющих судить о роли князя, являются
договорные грамоты. Первые документные грамоты, в которых излагались
политические льготы Новгорода, дошли до нас от второй половину XIII века.
Этих грамот насчитывается три: они содержат условия, на которых правил
Ярослав Ярославович Тверской. По договору новгородцы обязывают князя
поцеловать крест. Князь обязан был править городом “в старине по пошлине”.
В договорах определялись: 1) судебно-административные отношения князя к
городу; 2) финансовые отношения города к князю; 3) отношения князя к
новгородской торговле.
Для того чтобы стала ясна деятельность князя необходимо знать его
правовое положение. Князь был высшей правительственной и судебной властью,
руководил управлением и судом, скреплял сделки и утверждал в правах. Но все
эти действия он совершал не один и не по личному усмотрению, а в
присутствии и с согласия посадниека выборного. На низшие должности,
замещаемые не по вечевому выбору, а по княжескому назначению, князь избирал
людей из новгородского общества, а не из своей дружины. Все эти раздачи
проводились с согласия посадского. У князя не было права лишения должности
без суда выборного или назначенного лица. Вопрос о приглашении нового князя
решался на вече по рекоминдации боярского совета. Новгородские князья
заключали с Новгородом договоры, скрепленные присягой (известно около 80
договоров XIII-XV вв.) В этих договорах особо оговариваются их компетенция
и права.
Среди функций князя необходимо выделить организацию защиты Новгорода от
нападения, осуществление военного командования. Постоянно шла борьба между
князьями и боярским советом. В случае, если князь пытался выступить
наперекор “воле новгородской”, его прогоняли и призывали нового князя по
своему усмотрению.
Однако были князья которые пытались своими действиями склонить на свою
сторону вечевое собрание. Одним из таких был великий князь Александр
Ярославович Невский, который проявил себя не только как талантливый
полководец, но и как умелый политик.
Из слов великого князя Александра Ярославовича Невского на Совете бояр.
“Будьте недремлющими стражами законов: праздная добродетель возбуждает
дерзновение порока. Принимайте под защиту свою вдов, сирот, всех слабых и
гонимых, к правосудию вашему взывающих. Бог видит их слезы; Он услышит их
воздыхание: с меня и с вас взыщет Он душевную скорбь. Не познавайте лица
сильного: да смиряется гордыня пред вещанием закона; малейший человек и
сильныйший саном и богатством равны пред ним. И если я отвергну слабого и
попущу возноситься злобной гордыней, да обвинит меня пред вами Бог в день
судный”. (с.9-13)
До великого князя Александра Ярославича Невского были и другие князья
повлиявшие на дальнейшее развитие помощи людям, которая в дальнешем
закрепилась в документальных источниках Новгорода.
Ярким примером такого князя, является любимый, как простым народом, так
и боярами – князь Новгородский Мстислав Ростиславович.
Князь Новгородский Мстислав Ростиславович, умерший в 1179 г… великие
суммы издерживал на искупление пленных. По кончине его новгородцы, потеряв
в нем князя, украшенного отличнейшими достоинствами и добродетелями,
почитали сию потерю незаменимой. Они от мала до велика стеклись к его
погребению, и тут оплакивали его кончину, посадники и бояре восклицали :
”Кто ныне наставит нас на совет благой и суд правый?”. Воины, привыкшие под
его знаменем к победам, взывали: ”Кто ныне, о князь! Поведет нас на
сопротивление и устроит нас на порожение их, и кто изъявит нам такие
победы, каковыми славились мы под твоим предводительством? ”. Бедные вдовы
и сироты вопияли: “Кто будет нам судья правый и от сильных защитник такой,
какого мы в тебе имели, и какого прежде тебя никогда не видели? Зашло нам
солнце милости и правосудия…”.
Однако не только новгородские князья отличались любовью и преданностью
своему народу.
Великуй князь Владимир Всеволодович Мономах, вступивший на престол 1114
года, был отличнейший из Российских князей по многим общеполезным
установлениям, деяниям и добродетелям. Призрение бедных и страждущих было
одно из главнейших его обязанностей и предание свидетельствует о том, как :
”Странние и нищие накормляше и напояше, аки мати дети своя”. Лучшим же еще
свидетельством попечения его о них, и, можно сказать, законом об
общественном призрении, служит составленая им “Духовная” его детям. В оной
между прочим завещает он : “Избавите обидимаю, защитите сироту, оправдайте
вдовицу… Всего же паче убогих не забывайте, но сколько вам возможно по силе
своей кормите, снабдите сироту, вдовицу оправдайте сами и не отдавайте
сильным на погубление человека…”.
Из “Духовной” Владимира Мономаха своим детям.
“Остерегайтесь лжи и пьянства – это губит и душу и тело. Куда не
пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам
обижать жителей ни в селениях, ни в полях, чтобы вас не стали проклинать. А
куда ни пойдете, где ни остановитесь в пути, везде на пойте и накормите
всякого просящего; больше всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, —
простой ли человек, или знатный, или посол, — … угостите пищей или питьем…
Больного посещайте, мертвого пойдите проводить: так как все мы смерты.
Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при
встрече доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей над собой воли…
Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь…”.
Глава II.
После падения Византии в 1453 г. создались условия для возвеличивания
роли московского государя как приемника византийского императора. Ведь в
действительности он был повелителем крупнейшего православного государства.
На землю русскую проникает византийская государственная символика (герб и
регалии). 3 февраля 1498 г. впервые в русской истории состоялось венчание в
Московском Успенском соборе внука Ивана III Дмитрия на великое княжение. 16
января 1547 г. Иван IV венчался на царство. Царь (от латинского слова
Цезарь) – официальный глава государства в России с 1547 до 1721 года. По
мнению А.А. Зимина слово “царь”, добавленное к титулу “государь и великий
князь московский” делало Грозного равным императору “Священной Римской
империи”, ставило выше королей и ордынских ханов. Восточное духовенство
признало за Грозным царский титул. В источниках того периода выделяется
обширная компитенция власти царя. В его руках соединились вся гражданская,
судебная, административная власти. Именно такая концентрация власти
позволила создавать правовые документы которые являлись обязательными для
всех земель. Одним из таких документов стал Стоглав.
В Постановлении Стоглавого Собора “попечение о бедных признается делом
общества, которое доставляет средства на него и в лице выборных
целовальников, вместе со священниками, заведует ими”. Собор признает
необходимым регулировать обязанности общества “мерами государственными,
путем царского повеления или, иначе говоря, законом”.
Уже в этот период, как можно видеть, возникает необходимость выделения
“адресной” помощи нуждающимся (что сегодня составляет один из основных
принципов социальной работы). Так, прокаженные и престарелые должны были
быть устроены в богодельни, где могли получать пищу и одежду, “здравые”
должны питаться по дворам. Именно в этот период благотворительность в
России из общественного феномена стала переходить в объект государственного
призрения.
“… Исключиное внимание Стоглав уделил монастырям и монашенству. Царь
обвинил черное духовенство в неблагочестии, но в более сдержаной манере,
чем белое духовенство. Не ставя под сомнение благочестие монашенства в
целом, Иван заявил, что “неции” из чернецов стригутся в монахи не для
спасения души, а “покоя ради телесного, чтобы всегда бражничать”. Собор
признал, что пьянство наносит наибольший ущерб монастырскому благочестию, и
ради искоренения греха запретить монастырям держать у себя “пьянственное
питие, сиречь хмельное и вино горячее”, а монахов призвал довольствоваться
всевозможными квасами. Исключение было сделано лишь для редких в России
заморских “фрязских” вин. Их разрешалось держать в обителях, но пить только
“во славу Божию, а не во пиянство…”.
Написать указ против бражничества было нетрудно, значительно труднее
оказалось провести его в жизнь. Хорошо известно история игумена Трифона –
строителя первого в Вятской земле монастыря. Когда Трифон запретил стол с
вином по кельям, монахи выразили крайнее негодование, стали запирать
игумена под замок, бить, а потом и вовсе выгнали из обители.
Иван IV обратился к Стоглаву… просил духовенство подумать над тем, как
бы прокормить и устроить на покой в монастырях нищую монашествующую братию.
Следуя воле государя, собор постановил собрать всех чернцов и черниц,
скитающихся по городам и селам, с тем, чтобы переписав их, распредилить по
монастырям. Тех, кто здравы телом, определяли под начало старцам, а потом
посылали на монастырские работы. Старых и больных следовало устроить в
монастырских больницах наряду с прочей братией… Монастыри стремились
заручиться поддержкой казны. Соборный приговор рекомендовал благочестивому
царю жертвовать из своей казны деньги “по всем монастырям” на содержание
больных и престарелых, нищих иноческого чина. Аналогичные пожертвоования
монастыри должны были получать от митополита и епископов.
Нам хочется отметить такие статьи из документов Стоглавого собора
которые ярко отражают позицию государства к социальному обеспечению и
защите населения.
Из документов Стоглавого собора (1551 г.)
“… Глава 26. Ответ соборной о училищах книжных по всем градам… В
царствующем граде Москве и по всем градам избрати добрых духовных
священников и дияконов, и дияков (делопроизводители в Боярской думе, в
приходах, в канцеляриях наместников), женатых и благочестивых… и грамоте
чести и пети и писати гораздивы, и у тех священников и у дияконов и у
дияков учинити в домах училища, чтобы священницы и дияконы и все
православные христиане в коемждо граде давали своих детей на учение
грамоте, книжного письма и церковного пения…”.()
“Глава 71. О нищепитательстве. Которые будут чернцы стары, или больные,
не могут делати и под началом быти, и они бы (архиереи, арихимандриты и
прочие) их в монастырях общих устроили в больницах пищею и одеждою с
прочими братиями. И благочестивому царю, и митрополиту, и владыкам достоит
за всех тех старых и больных по всем монастырям общим, из своей казны вклад
за них давати, как ему царю и государю Бог известит”.
“Глава 72. О искуплении пленных. Которых откупят царевы послы в ордах и
в Цареграде и в Крыму, или где-нибудь в дальних ордах от поганых из плену,
и тех всех пленных окупати из царевы казны(на выкуп пленных тогдаже был
введен особый налог со всего тяглого населения – “полоняничные деньги”), а
которых пленных православных христиан приводят к Москве купив греки, турки,
армения или иные гости, да быв на Москве восхотят их с собою опять повести,
ино их не давати, а за то стояти крепко, да их окупати из царевы же казны,
и колько того окупу из царевы казны годом разойдется и то раскинути на сохи
по всей земле”.()
“Глава 73.”О милостыне”. Выявить во всех городах престаревших и
прокаженных, построить для них в каждом городе богодельни мужские и
женские, содержать там, обеспечив одеждою и питанием за счет казны”.
Заключение.
Во введении обоснованы актуальность проблемы исследования; определен
научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методология и
методы исследования; научная новизна, теоритическая и практическая
значимость.
В первой главе рассмотрены такие источники как: “Русская правда”,
Новгородская и Псковская судные грамоты. Проведя анализ этих источников мы
согластны с той точкой зрения что эти документы в дальнейшем сильно
повлияли на развитие социальной помощи и поддержки на Руси.
Однако хочется нам отметить, что такие документальные источники не
могли возникнуть на пустом месте. Ведь не зря великий русский историк
С.М.Соловьев утверждал, что древние славяне в отличие от древних германцев
и литовцев были более благожелательно настроены к пленным, вдовам,
старикам, сиротам.
Нам кажется, что для этого сушествовали объективные причины. Как
утверждали русские историки, земли лежащие на западе Европы – мать, а на
востоке – мачеха. Действительно, проникновение славян в Восточную Европу не
являлось процессом вестернизации, то есть процессом поголовного уничтожения
местного населения и захвата их земель. Тяжелые природные условия не
позволяли роду или племени потерять хотя бы одного члена семейства. А
объеденение и взаимодействие с коренным населением (угро-финскими племенами
и др.) позволили не только выжить всем племенам, но и найти общий язык. Все
это превратило процесс проникновения славян на земли Восточной Европы, в
процесс медленной фильтрации, то есть медленного и органичного слияния с
новым, для них, окружающим миром.
Важным в становлении социального фактора у славян стало, по-нашему
мнению, не только добросердечное отношение к своим соплеменникам, но и не
менее хорошее отношение к пленным. У многих народов пленных использовали,
как рабов, всячески унижая их собственное достоинство, в то время как
славяне считали своих пленных обычными людьми. То есть они (пленные)
охотились, питались, жили, работали, обрабатывали землю, их считали
равноценными себе, но имеющими более низкий статус. Однако в конце концов,
по истечению определенного срока, пленному давался выбор или вернуться к
себе на родину, или остаться жить как равноправным членом племени.
Появление христианства на Руси сильно повлияло на развитие и расширение
социальной помощи и поддержки. Именно церковь после падения родовых общин
взяла на себя ведущую роль в этом вопросе. Церковь оказывала помощь всем
слоям населения, они не делали для себя различия между изгоем и князем. Для
них была важна каждая человеческая душа, а не ее бренная оболочка. В церкви
могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные. Церковь
пропагандировала всеобщую помощь и поддержку, причем делался упор не только
на то, что это угодно Богу, но и необходимо самому человеку.
Нам хочется верить и надеется, что нам удалось осуществить все
поставленные задачи, смысл которых заключается в понимании того, что
необходимо не только знать историю, но и понимать всю важность опыта
накопленного нашими далекими предками.
Для успешного решения современных социальных проблем, необходимо
учитывать всю сложность возникновения и становления российской
государственности.

1) Теория социальной работы . //М.,Юристъ,1998 г.
2) Cправочное пособие по социальной работе . //М.,Юристъ,1998 г.
3) Словарь – справочник по социальной работе . //М.,Юристъ,1998 г.
4) От истоков социальной помощи до новейшей истории социальной работы в
России . //Новочеркасск,1996 г.
5) История государства и права России IX – начала XX веков .
//Ставрополь,1996 г.
6) Лекции по русской истории . //Платонов С.Ф.,С-П.,1997 г.
7) Антология социальной работы.В 5 томах.История социальной помощи в России
. //Составитель Фирсов М.В.- М.,Сварогъ – НВФСПТ, 1994 г.
8) Генезис социальной работы в России . //М.,1995 г.
9) История России с древнейших времен . //Соловьев С.М. – М.,1988 г.
10) Русская история : полный курс лекций . //Ключевский В.О. – М.,1993 г.
11) Из “Повести временных лет ” . //Откуда есть пошла руссая земля. Век VI
– X . Книга 2 . М.,1986 г.( История Отечества в романах , повестях и др .
) .
12) Записки о московских делах . //Все народы едино суть.Сигизмунд
Гербертштейн . – M.,1987 .( История Отечества в романах , повестях и др .
) .
13) Исторические портреты. Деятели исторической мысли . // Ключевский В.О.
– М.,1991 г.
14) Философский словарь . //Под ред. Фролова.М.,1991 г.
15) История России с древнейших времен . //Cтаврополь.1998 г. – ЦДО.
16) История России . //Тот Ю.Х.,М.,1998 г.
17) Теория государства и права . //Хропанюк Е.М.,М.,1993 г.
18) История теории государства и права . //Ставрполь.1993 г.
19) История CCCР с древнейших времен до конца XVIII века . //Рыбаков
Б.А.М.,1983 г.
20) Справочное пособие по социальной работе . //Под ред. Панова
А.М.,Холостова Е.И.,М.,1997 г.
21) История социальной работы в России . Учебное пособие . //Под ред.
Фирсова М.В.М.,1988 г.
22) Исторический опыт социальной работы в России . //Бодя А.В.,Демина Л.И.
и др.,М.,1994 г.
23) Российская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей .
//Костомаров Н.И.,М.,1991 г.
24) Общественное призрение в России . //Стог А.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий