С.ИГИБАЕВ. СТАНОВЛЕНИЕ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ КАЗАХСКОГО ХАНСТВА
Поиск.-1997.- N2.-С.80-89 Сегодня Казахстан занимает среди государств мира
по своей террито- рии 9-ое место и площадь ее составляет 2 миллиона 717,3
тысячи квад- ратных км. Она располагает также богатыми природными людскими
ресур- сами. Численность населения составляет по данным 1994 года 16
млн.942,4 тысячи человек и занимает в мире 29-ое место. 1б декабря 1991
года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики
Казахстан. Это стало поворотной вехой в истории нашего государства: вступил
в широкие экономические, дипломатические, поли- тические и культурные связи
со многими странами мира; стал родиной многих народов, независимо от
этнической и языковой принадлежности. Возникновение казахского ханства
явилось закономерным итогом соци- ально-экономических и этнополитических
процессов на обширной терри- тории Восточного Дашт-и Кыпчака, Семиречья и
Туркестана (Южного Ка- захстана). Территорию Казахстана населяли племена,
которые зафикси- рованы и древних письменных источниках. В частности, гунны
известны с 1764 года до н.э., скифы, сарматы, саки — с VII-VI вв. до н.э.,
уйсуны — с III в. до н.э., тюрки, канлы, карлуки, казладжи, кыпчаки — со II
-го века до н.э., дулаты, аргыны, найманы, киреи, алчыны стали известны с
VII-XIII веков н.э. Некоторые племена, расселенные, по данным источников,
на территории Казахстана или в сопредельных регионах, принимали самое живое
участие в процессе Формирования ка- захской народности. Генология казахских
родов изучена в работе М. Тынышпаева (2). Он изложил ее в кратце так, что
казахи состоят из трех орд: Старшей, Средней и Младшей. Старшую Орду
составляют: 1) уйсын (отделения- дулат, албан, суан, сарыуйсын), к которому
приста- ли чапрашты, ошакты, сты и сргелы; 2) джалаир; 3) канды, к которому
присоединился чаншксы. Среднюю Орду составляют: 1) аргын, 2) найман, 3)
кыпчак,4) конрат, 5) уак, 6) керей. Младшую Орду составляет ал- чын,
состоящий из 3 групп: 1) Байулы, 2) Алимулы, 3) Джетыру. Нет сомнения и
том, что процесс образования народности опережал ее поли- тическое
объединение. Геродот казахской истории А.И. Левшин приводит — 2 — сведения
восточных историков, утверждавших, что казахи составляли самостоятельный и
независимый народ в отдаленнейших веках нашего ле- тоисчисления. Некоторые
даже относят их существование далее Р.Х. Ка- захский народ, утверждал А.И.
Левшин, — весьма давно известен в Азии, составляя одну из отраслей
многочисленного турецкого племени, не уступает в древности ни киргизам, ни
другим соплеменным с ним на- родам. Подпав владычеству Чингиса, он по
смерти сего завоевателя достался в удел сыну его Джучи, и хотя принадлежал
к Золотой Орде, но имел собственных ханов, отчего иногда оставался в
покорности сво- им главным повелителям, иногда же «присоединился то к Орде
Чагатайс- кой, то к Алмалыкской, то к Ташкентской, которую потом звали
Могул — улус» . Он считал, что казах как имя собственное народа не подлежит
ни перевод, ни этническим спорам. Историк XVI в. Фазаллах ибн Рузба- хани
Исфахани писал, что слава о казаках, описываемых в истории ара- бов и
персов, под именем татарского войска, известна издавна. Ч.Ч. Валиханов
полагал, что Алаш (Алач), легендарный родоначальник трех казахских жузов и
первый хан казахский мог жить, приблизительно, в середине Х1У столетия. Это
предположение, он считал, не лишено осно- вания. У народов азиатских
свобода и независимость могли обусловли- ваться только в лице отдельного
хана и своего родоначальника, Усиле- ние казахов союзом разных выбежавших
племен от орд Кипчаковской и Туркестанской, конечно, делалось и
образовалось постепенно, испод- воль, Анализировав предание казахов и
ссылаясь на труд казахского историка Кадыргали Жалаири «Джамиат — таварих»
Ч. Валиханов был склонен к мнению, что казахи в конце ХЖ в. имели свое
политическое объединение. В работе «Киргизское родословие» он приводит
следующий эпизод; Аксак-Темир (Тамерлан) в первый свой поход на Токтамыша,
проходя через кочевье казахов Каракума, заметил их, разгромил их улусы и
повесил двух ханов Амета и Самета. Они, по Жалаири, первые казахские ханы,
казненные Тимуром во второй половине ХIV в. В случа- ях общего сметения,
утверждал А.И. Левшин, где соединяются казахи всех родов и званий без
различия, все кричат «алача!». Имя казах, которое, как можно полагать из
Шейбани-намэ, в то время имело значс- ние довольно почтенное и означало
возвышенность духа здравость — со- ответствовало европейскому рыцарству.
Сведения о казахах относящиеся к ХIV в., содержатся в работе Уте- миша-
хаджи «Чингиз-наме», написанной в середине ХIV в. по поручению Шайбанида Иш-
султана. В период правления Вердыбека (1357-1359 гг.) Золотая Орда потеряла
былое могущество. Было много смут. Кыйат Ма- — 3 — май, не Чингизид, забрал
правое крыло и ушел с племенами в Крым, а левое крьио увел на берег реки
Сыр Тенгиз-Буга, сын Джир-Кутлы, тоже из племени Кыйат. После смерти
Вердыбека прекратилась правящая ди- настия батуидов на Золотоордынском
троне. Вполне возможно, что линия потомков Бату пересеклась еще со времен
Узбек-хана (1312-1341). Ста- ли претендентами на Сарайский трон
представители из друтих линий Джучидов. Хызр-оглан из шейбанидов занял этот
трон. Тай-Дуглы бегим, жена Узбек-хана, поставила в качестве свадебной юрты
золотую юрту. Однако, в первый раз, Кызрхан долго не утверждался на троне и
был вынужден уйти в свой улус, к Ак-Кулю, расположенный на территории
современной Туркмении. Перед уходом из Сарая Хызр-хан разломал золо- тую
юрту, а золото поделил между своими казаками. Токтамыш (1380-1395/97),
ставший ханом Золотой орды с 1380 года, с целью ос- лабления Акнияз-хана
(урус-хана-1369-1379 гт.). В 70-х годах совер- шал набеги на его владения,
«подвизаясь в казаках-казакла/б йуруб», опираясь на силы жемен ширин,
барин, (барын), аргун и кыпчак, кото- рые были давними, со времен предков,
элями Токтамышоглана. В период ослабления и распада Золотой орды (ХIV -ХУ
вв.) племена, населявшие территорию Дашт-и Кыпчака и входившие,
преимущественно в узбеко-ка- захо-ногайский союз народов, стремились к
созданию самостоятельной государственности. Государственное объединение
Синяя Орда сыграло важную роль в политической консолидации этнических групп
и народов на территории Восточного Дашт-и Кыпчака и Туркестана на рубеже
ХIV- ХУ вв. Название Синяя Орда появилось как Белая и Серая Орды еще при
жизни Чингис-хана, Чингис-хан, после смерти Джучи, прнял его сыновей и
поставил им три юрты: белую юрту с золотым порогом поставил для Бату — Саин-
хана, синюю орду с серебряным порогом поставил для Иджа- на, серую орду со
стальным порогом.- для Шейбани. Значительно укре- пилась Синяя Орда при
хане Урусе (1369-1379) — Акниязе, ставшем пра- вителем Золотой орды и
Токтамыша. Видимо, со времен Урус-хана и Ток- тамыша Синяя орда стала
называться Белой Ордой, так как они стали ханами и Золотой орды, т.е. Белой
орды. Происхождение основателя ди- настии казахских ханов Уруса считается
спорным. Одни исследователи утверждают, что он потомок Орды — Иджена
(Ичена), 1-то сына Джучи, другие считают (Абулгазы, Утемишхаджи), что он
ведет свое происхож- дение от Тука-Тимура, 13-го сына Джучи. В частности,
Абулгазы Бага- дур султан, автор труда «Шаджараи — тюрк», утверждает о том,
что род Тукай-Тимура, царствовал у казахов: …У Чингизхана сын Джучи-хан,
его сын Тукай — Тимур, его сын Урусхан, его сын Койрчак-хан, его сын — 4 —
Барак-хан, его сын Абу-саид, по прозванию Джанибек-хан. У этого было девять
сынов в таком порядке: Ирандчий, Махмуд, Касим, за ним следо- вали Итик,
Джаниш, Канабар, Тениш, Усюк, Джаук. Кроме рода Тукай-Ти- мур царствовали в
Туране у казахов потомки Шейбан-хана. Так, напри- мер, русская летопись
сообщает, что царь Ахмат, простоявший на Угре до 11 ноября 1480 года, пошел
назад через литовские волости и возв- ращался в степь с награбленною
добычею. На отнимку этой добычи отп- равился хан Шибанской или Тюменской
орды, Ивак , «и приде царь Ивак в Ногаи, а с ним силы 1000 казаков. И взем
с собою тцурью свою из Ногаи Мусу мырзу да Ямчурьчеи мырза, а с ним силы
петь на десят ты- сящ казаков, и перевезеся Волгу на горную сторону, а уже
осень. И поиде на переем на Ахмата царя и перенял след его за Доном, и
поиде после Ахмата по вестем. И как Ахмат разделился своими ити салтаны, на
зимовище приде и ста зимовати расплошася. А царь Ивак приде на него силою
свосю безвестно с мырзами месяца генваря в 6 день (1481г.). Приде на него
на утре изноровяся, а царь Ахмат еще спит. А царь Ивак сам вскочи в Белую
вежу цареву Ахматову и уби его совими руками. А силы межи собою не билися.
А итибаны с нагаи начаша ахма- тову орду грабити меж Доном и Волгою, на
Донцу на Малом близ Азова. И стоял царь Ивак 5 дней на ахматове орде и
поиде прочь, а ордобазар с собою поведе и Тюмень» (11). Таким образом,
последний грозный для Москвы хан золотой Орды погиб от одного из потомков о
Чингис-хано- вых. (12). В результате захватнических войн Тимура и
внутренних уео- биц в конце ХIV- начале ХV вв. Ак-Орда значительно ослабла.
На неко- торое время в 1423/24 — 1428 гг. власть своей династии в Ак-Орде
восстановил внук Урус-хана, Барак, но вскоре он погиб и правление на
территории большей части Ак-Орды перешло к Шайбаниду Абулхайру. Ханство
Абулхайра, известное в литературе также под названием Госу- дарство кочевых
узбеков, Узбекское ханство, со времен правления хана Узбека, с Х1У в. по ХУ
в., название узбеки употреблялись как собира- тельное, политическое имя для
обозначения тюркских и тюркизированных монгольских племен Восточного Дашт
-и Кыпчака, а не как этноним . В правление Абулхайра (1423-1468 гг.)
Государство кочевых узбеков — казаахов значительно расширилось. Границы
государства Абулхайра простиралась от реки Сары-су на востоке до южных
отрогов Уральского хребта на западе и от гор Улу-Тау на севере до низовьев
Аму-Дарьи на юге (Хорезм). Потомки Урус-хана и Баракхана во второй четверти
ХУ в. сохранили свою власть в южных районах Казахстана. Образование госу-
дарств Кок-Орды, ханства Абулхаира, Моголистана, Ногайской Орды и — 5 —
Сибирского ханства было заметным этапом в становлении государствен- ности
местного населения и формировании этнических общностей-народ- ностей
казахской, узбекской, ногайской и т.д., близких по языку, ма- териальной и
духовной культуре. В Узбекском ханстве боролись за власть различные
династические линии. Потомки Барак-хана интриговали против Абулхаира,
который, в свою очередь, подвергал их жестоким преследованиям. Махмуд бен
Вали подчеркивает, что Джаныбек и Гирей отказались повиноваться Абулхайр-
хану и мотивировали свой отказ тра- дицией наследования власти в степи
чингизидами, обеспечивавшей их право как потомков ханов Ак-Орды на власть в
Восточном Дешт — и Кып- чаке (13). Преодоление раздробленности,
политической разобщенности частей казахского народа в рамках
государственных объединений, свя- зано с именами Джаныбека и Гирея.
Джаныбек и Гирей были близкими родственниками. Их династические интересы,
борьба с другими чингизи- дами за власть в степи совпали с интересами
различных социальных групп консолидировавшегося народа к созданию
самостоятельного госу- дарства. В результате борьбы, в отличие от
монгольских улусов, как метко заметили исследователи, в частности
К.А.Пищулина, насильственно объ- единенных множество разнородных
этнополитических организмов, племен и народностей, образовалась
государственность, основанная на более определенной этнической основе, на
базе формировавшихся и народнос- тей (14). Борьба между династическими
группами за власть тяжело от- ражалась на положении трудящихся масс.
Усобицами и воинами был зало- жен весь период правления Абулхайра. Набеги,
организованные царству- ющей фамилией на ауылы сепаратистски настроенных
ханов и султанов, разоряли хозяйство подвластного им населения. В кочевом
обществе, одной из форм сопротивления народа, против неугодного им
существую- щего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с
насижен- ных мест, т.е. уход из-под власти своего правителя, сюзерена.
Значи- тельная часть населения сплотилась вокруг Гирея и Джаныбека еще в 40-
50-х годах в южных районах Казахстана — в предгорьях Каратау, в низовьях
Сырдарьи, северной части Туркестана. К ним стекались многие недовольные
Абулхайром вожди родов и племен со своими подданными. В руках Джаныбека и
Гирея находились городские центры и крепости в предгорьях Каратау, на
Сырдарье-Сузак, Сыганак, Сауран и др. Однако кочевое население, подвластное
Джаныбеку и Гирею, испытывало значи- тельные трудности в летних пастбищах,
так как степные земли были за- няты кочевыми подданными Абулхайра, которые
в свою очередь, были ли- — 6 — шены возможности прикочевывать на привычные
места зимних стоянок и вести торговый обмен. В середине 50-х годов ХУ века
наметилась мас- совая передвижка казахского населения из Восточного Дешт-и
Кыпчака, оазисов Туркестана и предгорий Каратау на восток, в Семиречье, в
по- исках лучшей, спокойной жизни, чем в пределах ханства Абулхайра. Два
султана из рода Барак-хана, Жаныбек и Гирей, ушли с подвластными им
казахами в пределы Моголистана. Моголистанский историк Мухаммед Хай- дер
(1500-1551гт.) из тюркского рода дулатов, живших от Алтын-Эмель- ских гор
до г. Чимкента, входивших со второй половины ХУ1в. в состав казахской
народности, в работе «Тарих-и-Рашиди» рассказывает об этом событий: «В это
время (около 860) (1455-1456гг) Абул-Хаирхан влады- чествовал в Дашти-
Кипчаке; султаном джучидским приходилось от него очень плохо и двое из них,
Жаныбек-хан и Гирейхан бежали в Моголис- тан. Иса-Буга-хан (1433/34-1462)
принял беглецов хорошо и отвел край Джу (Чу) и Козы-баши, который
составляет западную окраину Моголиста- на. Там они зажили спокойно»(151).
Разбросанные в западных районах Моголистана местные тюркские племена, а
также общины, которые бежали из государства Абулхайра, объединились под
властью Жаныбека и Гирея. Мухаммед Хайдер (Хайдар) относит время
образования казахского ханс- тва к 870г. хиджры (1465-1466). Он утверждал,
что «эпохой, с которой началось собственно власть султанов казахских,
надобно считать год 870; в прочем лучше знает»(16). Новое государство,
возникшее на тер- ритории западной части Ссмиречья, стало основой
Казахского ханства. Его образование явилось одним из этапов распада
владений Золотой ор- ды. Население молодого государства росло. В б0-х годах
ХУ века оно насчитывало около 200 тыс. человек. Главой казахского ханства
был Жаныбек (1455-1480). Территория Казахского ханства при Жаныбеке была
еще не велика. Ханство владело кочевьями к северу от нижнего течения Чу и к
востоку от Сары-Су. Его окружали могущественные соседи. На западе оно
граничило с государством Абулхайра, на юге — с среднеази- атскими
владениями Тимуридов, на востоке — с Моголистаном. В проти- вовес
Абулхайру, Абусаид, сын Барак-хана, прозванный Жаныбек-хан, сохраняет
дружественные связи с правителями ногайцев, мангытовкара- калпаков. Ч.Ч.
Валиханов заметил, что время управления Жаныбека, когда две родные орды
ногаев и казахов жили. вместе, воспевается в казахских поэмах, как золотой
век. К этому времени принадлежит боль- шая часть преданий, нравственные
изречения Жиренши — Шешена, мудрого Аз-Жаныбека и философа Асана
Горемычного (Асан-Кайгы) употребляются степняками до сих пор (17). Основная
идея творчества Асан-Кайгы — — 7 — это идея единства племен казахского
ханства Жаныбек также устанавли- вает основы мирных отношений с правителями
Моголистана, всемерно поддерживая тесную дружбу с ними. Союз с Моголистаном
позволил Ка- захскому ханству окрепнуть и обеспечить свою независимость. По
ут- верждению Мухаммед Хайдера, «начиная с Иса-Буга-хана до времени Ра- шид-
хана монголы и казаки жили постоянно в мире между собою. Под словом
«монголы» автор подразумевал скорее политическое объединение, чем
этнический состав населения Моголистана. Историческая заслуга мудрого
государя — Жаныбека перед казахским народом заключается в том, что он сумел
сохранить молодое казахское государство и укрепить его тогда, когда оно
было относительно слабым. За эту заслугу ка- захский народ назвал его «Аз-
Жаныбек» т.к. «Жаныбек Благословенный». Политическая обстановка
благоприятствовало упрочнению казахского ханства. Под власть ханов Жаныбека
и Гирея, затем Бурундук-хана (1480-1511гг), сына Гирея, постепенно
переходили все новые и новые казахские роды и племена. В последней трети ХУ
в. усилился процесс включения казахских племен Семиречья, ранее подвластное
Моголистанс- ким правителям, в казахское ханство. В тесный Союз с
правителями ка- захского ханства вступали и мангыты. Б конце начале ХУ
начале ХУ1 в. (1500-1505 п.) отдельные группы кыпчаков, найманов, карлуков,
конг- ратов и других, известные под названием кочевых узбеков, этническая
история которых идентична с племенами казахов, под предводительством
Мухаммада Шайбани, ушли в глубь Средней Азии. Они вошли в состав уз-
бекской и каракалпакской народностей. Власть Шайбанидов из рода Абулхайра
на территории Дашт — и Кыпчака прекратилась. Оставшиеся на территории Дашт-
и Кыпчака отошли под власть казахс- ких ханов и ускорили процесс завершения
сложения казахского народа. Понятие «казах» стало этнонимом для обозначения
народности, рассе- ленной на всей обширной территории Казахстана, понятие
«узбек'» ста- ло этнонимом племенных объединений, передвинувшихся под
предводи- тельством Мухаммада Шайбани на территории Средней Азии. После
распа- да Моголистана и Ногайской Орды этноним «казах» также включил в себя
население юго-восточной и западной части Казахстана, Значительная часть
тюркоязычной общности могулов вошли в казахскую народность. Источник
упоминает мангытов в составе войска Касым-хана . Этноним «казах» закрепился
как наименование народности, понятие «Казахстан» — как название территории
ее обитания. Сознание своего этнического единства народ отразил в эпических
произведениях. Казахские ханы, вступившие в борьбу с Шайбанидами за власть
в южном и центральном — 8 — Казахетане обладали несомненной реальной силой.
Это подтверждает да- же шайбанидские источники. Так, например, в 1470 г.
Гирей-хан (Ки- рей-хан) двинулся со своими войсками в Туркестан Мухаммад
Шайбани был разбит и ушел в Бухару. Современник узбекского хана Мухаммада
Шайбани, авгор исторического сочинения «Мехмана-наме- и Бухара», участник
одного из походов Мухаммада Шайбани на казахов, произведен- ного им в 914
гиджры, т.е. 1509 г. хорасанский ученый Фазлаллах ибн ахани Исфахани пишет,
что казахские хани тоже происходят от Джу- чи-хана, они тоже многочисленны.
«В настоящее время главным ханом у казахов состоит Бурундук-хан, родом из
узбеков. Говорят, если Бурун- дук-хан отдаст приказ казахскому улусу, то
быстро может мобилизовать до 40000 вооруженной конницы. У них много
вооружений и продовольст- вия, лошадей много; их они пасут на яйлаках и при
кишлаках. Шайбани хан в Самаркандекой пустыне, что лежит против Отрара, мне
однажды сказал, что Дашт-и Кипчакские степи составляют около 600 кв. ташей»
. Далее, и разделе «О том, как кочуют казахи» он продолжает, что ка- захи
очень богаты, даже бедная семья имеет по нескольку тысяч голов овец,
лошадей и волов. Поскольку они богаты, постольку и храбры, в бою один
сражается против десяти и или побеждает, или погибает. Их кочевья раскинуты
внутри Дашт-и Кыпчака по течению Итиля, кочевки продолжаются свыше двух
месяцев; зимние стойбища казахов находятся на Сыр-Дарье, зимовки
располагаются вдоль реки и тянутся на протяже- ние около трехсот ташей,
Свои нападения на государство Шайбани хана, объясняет Рузбахани, казахи
оправдывают тем, что они нуждаются в хлопчатобумажных товарах. При
нападении неприятеля казахи свои семьи и скот собирают в одно место, а сами
сражаются, стоя вокруг них. Раз они решились биться, то одолеть их бывает
трудно, если не поможет какое-либо чрезвычайное обстоятельство. Рузбахани
сообщает, что Са- ганак в Дашт — и Кыпчаке обстроенный, земледельческий и
населенный пункт. Этот город в древности был очень цветущим, был окружен
боль- шими постройками и обработанными полями, богат разнообразными про-
дуктами и является торговым пунктом для казахского народа. Говоря о южном
пункте казахов, он отметил, что от города Саганака в сторону к Сыр-Дарье на
северо-запад, находятся песчаные барханы. «Как переда- ют, у этих барханов
кончается Туркестан и начинается Узбекистан». Казахские ханы собирали
воедино земли, уже подготовленные к созданию общей государственности и
объединению в процессе длительного эконо- мического и хозяйственно-
культурного развития. Казахское ханство за- нимало заметное место в регионе
Центральной Азии, в системе госу- — 9 — дарств евразийских народов, В
первой четверти ХVI в. границы казахс- кого ханства на юте выходили на
побережье СырДарьи и включали боль- шую часть городов Туркестана, на юге-
востоке они охватывали пред- горья и долины значительной части Семиречья,
на севере и северо-вос- токе проходили в районе гор Улутау и оз. Балхаш,
доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо-западе достигли бассейна р.
Яйк. Заме- тим, что в Сарайчике проводил зиму Бурундукхан. Увеличилось
числен- ность населения ханства. Число поданных хана Касыма Мухаммед Хайдер
определил миллионом человек (см.ТарихиРашиди). Казахское ханство
втягивалось в международные отношения того времени. Одним из первых
государств вступивших в дипломатические связи с казахским ханством было
Московское государство, в правление Великого князя Василия Ш (1505-1533
гг.). При Касым хане (1511-1521) казахи как самостоятель- ная народность
стали известны в Западной Европе, о казахах оставил свои записи австрийский
дипломат Сигизмунд Герберштейн. Автор работы «Тарих — и Рашиди» утверждал,
что «в продолжение времени до 940 гиджры (1533-1534 гг.) казахи всецело
владычествовали в большей час- ти Узбекистана т.е. большей части Дашт-и
Кыпчаки. Казахский хан Та- гир (1523-1533) потерпел неудачу в борьбе с
Ногайской ордой и поте- рял много людей. От десяти леков, т.е. миллиона
человек осталось у Тагира четыре лека — 400000 человек. Однако ему удалось
потеснить правителей Моголистана с территории Казахстана. Под давлением
Тагира могульский хан Султан Саид и 1526-1527 годах, перевел Рашидсултана и
всех своих монголов из Моголистана в Кашгар» . Укрепление ханства и
расширение его территории в пределах казахской государственности продолжили
сын Касым-хана Хакк-Назархан ( 1538-1580), названный го- сударем казахским
и киргизским и Тевеккель- хан (1586-1598 гг.), именуемый, ханом не только
казахским, но и калмыцким. В период прав- ления Тевеккеля, ойроты т.е.
калмыки, вторгшиеся в восточную, юго-восточную часть Казахстана, были
разбиты им и они признали его власть. Из Золотой Орды вышло деление казахов
на жузы , Орда имела военно-территориальное образование согласно
десятичному делению войска. Крупнейшей единицей был улус, войсковой —
тумен (дословно — десять тысяч). За десятью тысячами следовало сто (жуз,
юз, ез) ты- сяч. Считалось, что улусы, если нужно, должны выставлять сто
тысяч воинов. Позтому наряду с понятием «улус» существовало представление
«жуз». После распада державы Чагатая часть ее с кочевым населением
(Моголистан) фактически стала первой пост -монгольской независимой
кипчакской территорией. Эти земли вместе с примыкавшей к Монголиста- — 10 —
ну и имевшей с самого начала большую автономию Кок Ордой положила начало
Большому жузу или Старшему жузу (Улы жуз). Вторым, по времени приобретения
самостоятельности, стал Средний жуз. Ч.Валиханов ут- верждал, что казахи,
по старшинству племенных союзов составляют старшие орды — Большую, Среднюю
и Малую . Младший жуз появился после гибели Ногайского ханства. В конце
ХVII начале ХVIII в. Аз-Тауке, автор кодекса обычного права казахов -Жеты
жаргы обеспечивал своим талантом независимость и политическое единство
страны. В годы Великого бедствия, проявляя героизм, защищали казахскую
степь, наравне с батырами хани Абулхайр, Абдулмамбет и султан Абул- мансур,
т.е. Аблай. Среди них, в истории казахов занимает особое место хан Аблай
(1731-1781 гг.), который используя свое военное и дипломатическое искусство
боролся за целостность казахских земель и укрепление Казахской
Государственности и независимость Казахстана. ЛИТЕРАТУРА 1.
Межгосударственный статистический комитет содружества независимых
государств. М., 1995, наш подсчет. 2. М. Тынышбаев. История Казахского
народа (учебное пособие). Алма-Ата, 1993, с, 68-69. 3, А.И.Левшин. Описание
киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы «Санат», 1-996,
с.153 4. Рузбохани. Мехмана-наме-и-Бухара. См. Прошлое Казахстана в
источниках и материалах. Алма-Ата, 1935. Москва, с.110. 5. Ч. Ч.Валихаиов.
Собрание сочинений в пяти томах. Т,2. Алма-Ата, 1935, см. коммент. с.372.
6. Там же, с.152. 7. Упммиш-хаджи. Чингиз-наме. Алма-Ата, 1992, с.112, 139.
8. Там же, с. 115, 142. 9. Прошлое Казахстана в источниках и материалах.
Алма-Ата, 1935, М., с.120. 10. С.М. Соловьев. История России с древнейших
времен. Книга Ш, тома 5- 6. М., 1960, с.32. 11. См. Утемиш-Хаджи. с. 22.
12. С.М.Соловьвв. Указ. соч. с.82. 13. История Казахстана с древнейших
времен до наших дней (очерк). Алматы, 1993, с. 143. 14. Там же, с. 145. —
11 — 15. См. Прошлое Казахстаиа, с, 93. 16. Там же. 17. Ч.Ч.Валиханов см.
указ. соч. с.165. 18. Тарих-и-Рошиди. См. Прошлое Казахстана, с.94, 19.
В.З. Бартольд. Отчет о командировке в Туркестан. 132 с; История Казахской
ССР, т.2, с.270. 20. Таш-монгольская мера длины. 21. См. Рузбахани, с. 109.
22. Мухаммед Хайдер Тарих-и-Рашиди. См. Прошлое Казахстана, с. 99. 23.
Р.Ахметов. Конец Золотой орды. Караван Х 6.12.1996. 24. Ч. Ч.Валиханов см.
указ. соч. т.2, с. 152.