«.. Дух его могучий шел вперед, где красота, добро и правда вечны.. »

Дата: 12.01.2016

		

Ф.
Шиллер принадлежал к поколению писателей «бури и натиска», чьи произведения
всегда были проникнуты силой, эмоциональностью порыва бунтующего героя. Но, как
писал В. Г. Белинский, «не из книг почерпнул Шиллер свою ненависть к униженному
человеческому достоинству в современном ему обществе: он сам, еще дитятею и
юношею, перестрадал болезнями общества и перенес на себе влияние его устарелых
форм…» Именно поэтому уже первая драма писателя «Разбойники» поразила
читателей глубиной чувства, энергией и силой, нерушимым стремлением к правде и
справедливости.

Герои
произведения — не столько разбойники, сколько организованный отряд народных
мстителей. Это довольно образованные люди, которых жизненные неудачи,
разочарования и обиды, страстная жажда деятельности и стремление к переменам
привели на путь разбоя.

Из
них особенно выделяется главный герой — благородный разбойник Карл Моор. Свою
долю добычи он раздает бедным, «но если ему представляется случай пустить кровь
помещику, дерущему шкуру со своих крестьян, или проучить бездельника в золотых
галунах, который криво толкует законы… тут, братец ты мой, он в своей стихии.
Тут словно черт вселяется в него…» Жалеющий, что погасла в душах людей
«сверкающая искра Прометея», герой выступает против несправедливых законов,
господствующих в мире, где заставляют «ползти улиткой и того, кто мог бы
взлететь орлом». Стремление к правде и справедливости руководит всеми
поступками героя. Так, когда его отряд нападает на карету графа, в которой
находится адвокат, выигрывающий судебные дела благодаря своим проискам и
плутням, Моор грозно бросает ему: «А! Это ты, прохвост, правосудие делаешь
продажной девкой?» Он убивает адвоката, грабить не его занятие.

Однако
писатель в своих произведениях стремится не только обличать зло. Он также
заставляет размышлять о путях борьбы, об ответственности человека за свои
поступки, за всю свою жизнь. Героями его социальных и политических трагедий
часто становятся простые бедные люди, наделенные, однако, чувством собственного
достоинства и незаурядным мужеством, которые оказываются в столкновении с
сильными мира сего. Такова героиня драмы «Коварство и любовь» Луиза Миллер. Сын
богатого и влиятельного министра готов на любые жертвы во имя любви к этой
девушке. Он стремится противостоять предрассудкам и коварству этого жестокого
мира, но одной готовности на жертвы недостаточно, чтобы противостоять злу,
наделенному властью и окруженному верными слугами, способными на любую
подлость. Ценой гибели своих героев Шиллер желает утвердить право человека на
свободу чувства, на личное счастье. Их гибель является обличением несправедливых
порядков и гимном человеческому достоинству.

Но
писатель не останавливается на том, чтобы изображать события и нравы одной
местности, одного сословия, одной страны. Его волнуют более глубокие и
масштабные вопросы. Шиллер стремится полнее и шире представить болезни века,
осудить произвол и тиранию, обнажает сам механизм власти, политическую систему,
утверждающую господство класса, силу традиций, классовые предрассудки. Он
призывает к движению вперед, к прогрессу человеческого разума и воли. Так, в
«Дон Карлосе» его герой бросается с мольбой к королю, призывая дать подданным
свободу мысли:

Опередите
ж королей Европы!

Лишь
росчерк вашей царственной руки —

И
обновится мир.

Писатель
верил в безграничные возможности разума, в то, что с торжеством мысли наступит
и торжество справедливости, отпадут суеверия и предрассудки. Именно поэтому он,
в лице своего героя, стремится заразить высокой идеей правителя, У которого
есть сила, власть и средства, которых недостает обыкновенному человеку, чтобы
изменить мир. Автор убежден в развитии человечества по пути прогресса.
Наверное, потому, что сам он ни на миг не остается на месте. Гете отмечал, что
при встречах с Шиллером поражался стремительному развитию его мысли. Каждый раз
он обнаруживал новую ступень в его знаниях, суждениях, оценках. Писатель
представал перед ним «во все более совершенном облике».

Творчество
Ф. Шиллера направлено было на служение делу свободы и справедливости, строго
осуждая век неразумия, жестокости и коварства. Несомненно, благодаря своим
прогрессивным идеям, постоянному движению вперед писатель приобрел широкую
известность и любовь читателей во многих странах.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий