Тема моральных обязательств в драме Ф. Шиллера «Разбойники»

Дата: 12.01.2016

		

Как-то
Фридрих Шиллер сказал, что знает, как уберечь людей от падения. Для этого нужно
закрыть свое сердце для слабости. Глубина данного изречения становится более
прозрачной, если всматриваться в образ немецкого поэта-романтика Фридриха
Шиллера. Он был известным гуманистом, много думал над смыслом человеческой
жизни. Современники Шиллера полностью утратили искренность и открытость в
отношениях с ближними и жили уже не по вере, а по расчету, видя в людях не
друзей, а почти врагов. Шиллер был против расцвета такого кричащего
индивидуализма и неверия.

Драма
“Разбойники” — это первое драматическое произведение Шиллера. Юному гению
удалось создать очень интересную тему, которая и сегодня актуальна. В драме
показано противостояние сыновей графа Моора — Франца и Карла, которые являются
носителями двух диаметрально противоположных мировоззрений. Карл — воплощение
романтического взгляда на жизнь. Он ненавидит убожество окружающей жизни и с
отвращением и презрением относится к лицемерам, которые льстят могущественным
властителям, одновременно притесняя бедных людей. Карл не желает жить по
законам, которые используют в своих интересах обманщики и злодеи. Карл Моор
говорит так: “Закон заставляет ползать то, что должно летать орлом”. Но в
глубине души юноша остается добрым и чистым человеком. Узнав, что граф Моор
лишает его отцовского наследства, Карл впадает в отчаяние и воспринимает эту
личную обиду как очередное проявление всеобщей несправедливости. Юноша покидает
общество, скрывается в Богемском лесу и становится главарем разбойников. Карл
Моор, графский сын, грабит богатых и знатных и помогает изгоям и обездоленным.
Поведение юноши заставляет вспомнить героев народных баллад о благородных
разбойниках.

Франц
Моор, брат Карла, придерживается других принципов, Шиллер рисует довольно
неприятный образ эгоиста, циника, лишенного чести и совести. Именно Франц был
причиной того, что отец лишил Карла наследства. Он позорил и оговаривал брата,
имея две тайные цели: заполучить все отцовское имущество и жениться на невесте
Карла. Цель жизни Франца — удовлетворение своих желаний. Этот человек считает,
что честность — удел бедных. Франц Моор жаждет денег и власти, считая, что нет
препятствий для достижения этих целей. При необходимости он готов родного отца
обречь на голодную смерть. Но в каждом проступке скрывается наказание. Франца
начинают преследовать страшные видения, которые становятся расплатой за
жестокость и преступление. Франц Моор не может пережить мук совести. Страшась
неминуемого возмездия, он накладывает на себя руки. Может показаться, что
жизненная философия Карла победила, но это не совсем так.

В
финале драмы Карла Моора охватывают тяжелые сомнения. Он задается вопросом:
правильный ли путь он выбрал? Карл понимает, что ошибся. За свой благородный
разбой ему приходится платить смертью отца и Амалии. Карл понимает, что высокой
мести и благородного убийства не существует. Наконец он видит, что разбойники
корыстолюбивы и жестоки. Карл Моор решает добровольно сдаться властям.

Фридрих
Шиллер изобразил противостояние двух братьев, столкновение Карла с законом,
чтобы поднять серьезный вопрос: если против насилия бороться насилием, то не
станет ли благородный мститель благородным преступником. Драматург приходит к
выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравственные
законы и мотивы преступления не имеют никакого значения. В драме “Разбойники”
Шиллер продемонстрировал резкое противоречие между неотъемлемым правом каждого
человека на протест и преступным содержанием всякого насилия. Это противоречие
является настоящей трагедией многих мыслящих людей. По мнению Фридриха Шиллера,
в реальной жизни это противоречие неразрешимо.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий