Возрастная психология — исследование детей от 6 до 8 лет

Дата: 12.01.2016

		

Южно-Российский Гуманитарный институт

Практическая работа по:

Психологии развития и возрастной психологии

Факультет; пр. психология

Набор: март 2007 года

Курс: 2 семестр 4

ФИО: Андращук А.А.

Преподаватель: Дунайцева Н.А.

Оценка:

Подпись:

Ростов — на — Дону 2008 / 2009 уч. Год


Оглавление

1. Тестирование на готовность к школе. 3

1.1 «Логические задачи». 3

1.2 Диагностика сформированности учебной мотивации. 4

1.3 Методика «Исключение
лишнего» (диагностика умственного развития). 5

Вывод. 5

2. Рисунок семьи. 7

3. Список литературы.. 9


1. Тестирование на готовность к школе

Тестирование
на готовность к школе, проводилось на 2 детях дошкольного возраста, с целью
выявления их готовности к школе.

Следовательно,
по каждой методике будут расписаны результаты тестирования к каждому ребенку.

1.1 «Логические задачи»

Эта методика
используется, для диагностики понимания логических отношений, умения соотносить
два суждения для получения вывода.

Эти два
суждения и были представлены детям при проведении тестирования:

1 суждение с
прямым утверждением: «Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна
девочка пила чай с вишневым вареньем, а другая — с клубничным. С каким вареньем
пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила с клубничным вареньем?

2 задача с
обратным утверждением: » Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один
из них бросал в цель камушки, а другой — шишки. Что бросал в цель Буратино,
если Пьеро не бросался шишками?

При
выполнении задания оцениваются: отношение к заданию, эффективность запоминания
условия, умение соотносить два суждения для получения вывода.

1 ребенок: Игорь
Захаров, 6 лет 7 месяцев

Решал задачу
с помощью педагога, который постоянно поддерживал его внимание на условии
задачи, помогал «не соскальзывать с нужной мысли.

2 ребенок: Пчеленцев
Никон, 6 лет 3 месяца.

Возникли
стойкие затруднения в решении задач с обратным утверждением. С помощью педагога
анализ этих задач прошел успешно. Ребенок охотно принял помощь и проявил
заинтересованность в нахождении решения.

1.2 Диагностика сформированности учебной мотивации

Сформированность
«внутренней позиции школьника», а так же развитие
мотивационно-потребностной сферы выявляется в свободной беседе с использованием
опросника Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной:

Ты хочешь
идти в школу? Почему?

Ты хочешь
еще на год остаться в детском саду (дома) ?

Какие
занятия тебе больше нравились в детском саду (дома) ? Почему?

Ты любишь,
когда тебе читают книжки?

Ты сам
просишь, что бы тебе почитали книжку? Почему?

Какие у тебя
любимые книжки?

Работу,
которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь её?

Тебе
нравятся школьные принадлежности?

Если тебе
разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не
ходить, устроит ли это тебя? Почему?

10. Если
сейчас ты с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником
или учителем? Почему?

11. В игре в
школы чтобы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?

1 ребенок: Игорь
Захаров, 6 лет 7 месяцев

У ребенка
высокий уровень мотивационной готовности к обучению, т.к он объяснил свое
желание учиться тем, что хочет быть умным. Но на вопрос кем бы в процессе игры
он хотел быть, ребенок ответил учителем, а это означает что он хочет поставить
себя на более высокую позицию.

2 ребенок: Пчеленцев
Никон, 6 лет 3 месяца

Ребенок
объясняет свое желание идти в школу тем, что там интересно. Так же от ребенка
был получен ответ о том, что он боится не посещать к школу, так как он может
получить двойку. А это показывает стремление ребенка учится только на хорошие
оценки.

1.3 Методика «Исключение лишнего»
(диагностика умственного развития).

Методика «Исключение
лишнего» направлена на распознавание способностей к обобщению и
абстрагированию, умению выделять существенные признаки.

Ребенку
следует ответить на вопросы:

Что здесь
лишнее?

Почему? Назови
отличительный признак.

Как одним
словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета?

1 ребенок: Игорь
Захаров, 6 лет 7 месяцев

Ребенок
справился с вербальным вариантом задания и сделал правильное обобщение,
употребляя при этом адекватные родовые понятия.

2 ребенок: Пчеленцев
Никон, 6 лет 3 месяца

Для этого
ребенка необходимо неоднократное повторение содержания для поддержания внимания.
Ему требуется дополнительное разъяснение. Он с трудом припоминал название
некоторых предметов, но сложнее всего ему дается подбор обобщающего слова для
обозначения той или иной группы объектов.

Вывод

На основании
всего вышеизложенного можно сказать, что:

Игорь
Захаров, стремился выполнить задание с полной отдачей. На протяжении всего
обследования его показатели достаточно высоки. Присутствие взрослого, внешняя
мотивация и форма представления задания существенного значения не имеют. Он
ситуационно не зависим, вследствие чего полностью готов к школе.

Пчеленцев
Никон, охотно принимался за выполнение задания, однако иногда отвлекался от
него. Для поддержания деятельности необходимы внешняя мотивация и актуализация
опыта. Ребенок следовал указаниям экспериментатора, но самостоятельное
выполнение заданий вызывает трудности. К выполнению задания он часто приступал
импульсивно.

Следовательно,
этот ребенок не достаточно готов к школе, нужно еще некоторое время его
подготавливать.


2. Рисунок семьи

Предлагается
для выявления особенностей семейных отношений в восприятии ребенка.

Проведение
тестирования:

Лист бумаги
кладут перед ребенком горизонтально. Инструкция: нарисуйте на этом листе всю
свою семью».

1 ребенок: Игорь
Захаров, 6 лет 7 месяцев

Психологический
тонус: нормальный.

Искаженные
формы линий означают импульсивность характера мальчика.

По
иерархическому статусу — главный отец.

У мамы,
Игоря, рот перекошен, а это означает, что мальчик видит негатив с её стороны.

У папы руки заметно
увеличены, это говорит о недостатке общения с отцом.

Отсутствие
бабушки на рисунке, может означать о её малой значимости для ребенка.

На рисунке
явно выраженный игнор со стороны родителей по отношению к ребенку, а так же
эмоциональная близость между родителями. Важно заметить тот факт, что родители
Игоря вместе не живут. Но все же в воображении ребенка, стоят рядом.

2 ребенок: Пчеленцев
Никон, 6 лет 3 месяца

В рисунке
Никона, явно выраженная агрессия в сторону отца, это выражается отсутствием
глаз, наличием искаженного рта и не желание общаться, выраженное плотно
прижатыми руками.

По
иерархическому статусу в семье преобладает мать. Он хоть её и побаивается, но
все же всячески пытается выставить на показ (шляпа, узоры на платье), так же
ему не достает общения с ней.

С братом у
Никона жесткая конкуренция, возможно из-за того, что Тихон (брат Никона) младше,
и больше внимания достается ему, так называемая ревность к любви матери.

Ребенок на
рисунке не изобразил бабушку и сестру, видимо они не так значимы для него.

Так же нужно
заметить, что каждый член семьи стоит последовательно (сначала отец, потом
мать, затем Никон и его брат Тихон), и удаленно друг от друга, а это показывает
нам, что в этой семье очень слабые эмоциональные контакты.


3. Список литературы

1.     
Н.В. Бабкина «Оценка психологической готовности детей к школе»,
2-е издание, Айрис Пресс, Москва 2006 год

2.     
А.Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты», Владос Пресс,
Москва 2007 год.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий