Особенности амарнского периода искусства древнего Египта

Дата: 21.05.2016

		

Реферат

Тема:
«Особенности амарнского периода Египетского искусства»

Юридическая академия НГУ.

|Сверкает и блестит на горизонте утром, |
|Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной. |
|И тает мрак ночной под сенью рук горящих. |
|Ликуют два Египта, и жаркий юг и север. |
|И на ноги встает от сна восставший люд. |
|Омыв себя водою и взяв свои одежды, |
|Хвалу тебе возносят, когда восходишь ты. |
|Во всей земле твоей творят свою работу. |
|И мирно бродит скот на пастбищах своих. |
|Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья, |
|И птицы вылетают из гнезд своих ночных. |

гимн единому богу солнца Атону, культ которого
установил Эхнатон, отец Тутанхатона (в последствии
Тутанхамона)

Конец XVIII династии (конец XV – начало XIV в. до н. эр.) – это
период, имевший исключительное значение в истории египетского искусства.

| | |
|[pic] |Стремясь подорвать авторитет |
| |жречества, опиравшийся на культы |
| |древних богов, Аменхотеп IV выдвинул |
| |новое учение, объявив единым истинным |
| |божеством солнечный диск под именем |
| |бога Атона. Храмы старых богов были |
| |закрыты, их изображения уничтожены, а |
| |храмовое имущество конфисковано. |
| |Фараон покинул Фивы и построил себе в |
| |среднем Египте, на том месте, где |
| |находится сейчас селение Амарна, новую|
| |столицу, назвав ее «Ахетатон», что |
| |значит «Небосклон Атона». По названию |
| |места раскопок столицы Аменхотепа IV |
| |весь период его царствования часто |
| |называется «амарнским». Сам он также |
| |принял новое имя – Эхнатон – «Дух |
| |Атона». |

Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в
искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже
памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются
от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм.
Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных его
зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их
территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако
они имели ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового
культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения
храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели
характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из
кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни
художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед
пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных
портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам
сухость и однообразие.
Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы
предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские
дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской
архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и
обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей –
частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для
приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходом,
перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца
был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо
установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен, которого
стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части
дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны
фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал,
из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними
помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и
колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз
головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с
необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные
капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных
фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части
дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти
помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных
дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены
чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из
дворцового быта. В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми
изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились
большие сады с прудами и озерами, иногда с особыми помещениями для
зверинца.
Раскопки Ахетатона знакомят нас и с жилищами знати, которые также
строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления
дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером
около 70×55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от
главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22×25 м.
Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие –
приемные. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских
помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего
центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались
росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с
прудом и беседками. Дома низшего городского населения значительно
отличались от усадеб знати как размерами (10×8 м), так и полным отсутствием
служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати.
Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам.
Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69×69,5 м, на котором
вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных
пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната,
спальня и кухня.
Расцвету, искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы
Эхнатона не могли закрепиться, Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение
со знатью и жречеством, восстановив прежний порядок, а спустя четверть века
после смерти Эхнатона, жрецы объявляют его еретиком , разрушают его город ,
а вычеркивают его имя из списков «законных» фараонов — в официальных
египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. Однако разрыв с
традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные сдвиги во всех областях
культуры, что полный возврат к старому был уже невозможен. Значение
искусства Амарны не ограничилось временем ближайших преемников Эхнатона;
оно сыграло существенную роль и в сложении искусства периода XIX династии,
а тем самым и всего искусства второй половины Нового царства в целом.

Источники:
— Art history of development, 1994 Betta, Москва;
— Виртуальная энциклопедия Древнего Египта —
http://members.xoom.com/_XMCM/foox/;
— http//www.egipt.com;
— http://www.yandex.ru/.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий