Миф и культура

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

Введение 3

Глава I. Миф и культура 4

1. 1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека 4

1. 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание. 6

1. 3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в мифологии
9

Глава II. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями 11

Список использованной литературы 15

Введение

Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения
душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое
абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он
представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами
непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф
выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к
тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую
(ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа
выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ —
демонов и богов.
В обыденном понимании мифы — это прежде всего античные, библейские и
другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях
древних богов и героев — Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах,
искавших «золотое руно», Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово
«миф» имеет древнегреческое происхождение и означает именно «предание»,
«сказание»[1].
Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении
философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих
ценностей. Это определяет необходимость изучения мифологии всесторонне во
взаимосвязи ее с другими науками и философскими понятиями и категориями.

Глава I. Миф и культура

1. 1. Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека

Миф — наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целом
культура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности к
знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичную
роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие науки
и цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватность
регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурной
действительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в
современной культуре создает средства и способы символического мышления, он
способен ценности современной культуры интерпретировать через идею
«героического», что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное
и рациональное даны синкретно, слитно, что малодоступно другим средствам
культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать
несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.
В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и,
следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости,
что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя
явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой
почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это
один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних и
примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, в
язычестве[2]. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее
характер рецидива или являются механизмом реализации того или иного
архетипа, особенно в массовой культуре или массовом поведении.
Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей,
обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять
тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно,
подчеркивать и даже выпячивать.
Мифологическое мировоззрение — начальный тип мировоззрения, который
можно назвать предмировоззрением. Мифология возникла на той стадии
общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие
вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом. Значительную
часть мифологии составляют космологические мифы.
Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям.
Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание
животных. Миф — это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения,
образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились
зачатки знаний, религиозных верований.
Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым,
действительное с тем, кто действует. Генетический принцип — сводится к
выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между
миром и человеком.
Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается
мифологическое мировоззрение от религиозного? Воплощенные в мифах
представления тесно переплетаются с обрядами.
Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь
знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об
арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их
героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике
оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что
в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат
различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Что
удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического
развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех
известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной
мере повторяются в мифологических циклах разных народов[3].
Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет
происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание
явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы,
общества и человека[4]. Миф возник из потребности древних людей в осознании
окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

1. 2. Основные тематические циклы мифов и их содержание.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято
выделять несколько важнейших циклов. Назовем их[5]:
— космогонические мифы — мифы о происхождении мира и вселенной,
— антропогонические мифы — мифы о происхождении человека и
человеческого общества,
— мифы о культурных героях — мифы о происхождении и введении тех или
иных культурных благ,
— эсхатологические мифы — мифы о «конце света», конце времен.
Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы
развития и мифы творения.
Антропогонические мифы являются составной частью мифов
космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется и самых
разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец
создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром
бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного
человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания
добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении
человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество
овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем
— иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.
Самый знаменитый миф подобного рода — древнегреческое сказание о Прометее,
двоюродном брате Зевса. Прометей (в дословном переводе — «мыслящий прежде»,
«предвидящий») наделил разумом жалких людей, научил их строить дома,
корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать,
различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил
государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку
огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпит
страшные мучения — орел выклевывает ему печень, ежедневно вырастающую
вновь.
Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии
«конца света» и наступлении «конца времен». Наибольшее значение в культурно-
историческом процессе сыграли эсхатологические представления,
сформулированные в знаменитом библейском «Апокалипсисе»: грядет второе
пришествие Христа — Он придет не как жертва, а как Страшный Судия,
подвергающий Суду живых и мертвых. Наступит «конец времен», и праведники
будут предопределены к жизни вечной, грешники же к вечным мучениям.
Сказанного достаточно, чтобы подтвердить сформулированную выше мысль:
мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения,
природа, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. Сам
способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом
отличается от научной формы объяснения и анализа мира. Какие же особенности
отличают мифологическое сознание?
В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной
стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное,
единое.
В мифе нет абстрактных понятий, в нем все — очень конкретно,
персонифицировано, одушевлено.
Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой,
действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.
Миф живет в своем, особенном времени — времени «первоначало»,
«первотворения», к которому неприложимы человеческие представления о
течении времени.
Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он
объясняет мир, исходя не из знания, а из веры[6].
Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого
общества и человеческой культуры?
Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека,
Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между
прошлым, настоящим и будущем человечества,
Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому
накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

1. 3. Выражение общечеловеческих ценностей и социальных норм в
мифологии

Мифология выполняет функцию объяснения и легитимации социальных норм.
Соответствующая мифическая версия санкционирует определенный (наличный,
естественный) порядок, выступая, одновременно, в качестве основы его
происхождения, идеологического оправдания его существования и неизменного
сохранения[7].
Миф выражает и кодифицирует верование, придает престиж традиции,
руководит в практической деятельности, учит правилам поведения. Характерные
для мифологии представления о божественном первоисточнике правил
человеческого поведения и человеческих установлений вообще, об
обусловленности норм человеческого общения (дозволений и запретов) более
широкими и глобальны ми отношениями, общемировыми (космическими) процессами
и порядками (с теми или иными изменениями и модификациями) сохраняют свое
значение и в дальнейшем, в условиях формирования государственности.
Соответствие земных, человеческих порядков, отношений норм и правил
поведения божественным началам является само собой разумеющимся моментом
общемифологического представления о всемогущих, всеопределяющих богах,
создателях неба и земли, человека и уклада его жизни. Естественное
(природное) согласно подобным воззрениям тоже божественно, а все
человеческое правильно и достойно положительной оценки в той мере, в какой
оно соответствует божественным (естественно-божественным) установлениям и
волениям. Причем в соответствии с иерархическими взаимоотношениями самих
мифических богов между собой, в качестве первоисточника всего
положительного, социально и этически наиболее важного и ценного выступает
сам верховный бог. Кроме того, один из богов (в разных мифах и на разных
этапах мифотворчества одного и того же народа эта роль может приписываться
раз личным богам) специально олицетворяет правду и справедливость.
Согласно божественной справедливости, все люди равны по природе и
наделены богами равными возможностями. На рушение такого рода равенства в
человеческих отношениях является свидетельством отступления людей от
божественного закона. Существенным фактором и мотивом, поддерживающим
божественно освященные устои официального порядка (тесно взаимосвязанные
между собой представления о божественной справедливости, правила
религиозного ритуала, принятые обычаи и нравы, установления властей и
судов), был страх перед наказанием — при жизни или неминуемо после смерти —
за те или иные прегрешения или проступки. Этот страх успешнее всего
культивировался там, где упирался на стойкую веру в бессмертие души и
загробный суд богов.
Мифологически и религиозно окрашенные представления о дозволенном и
недозволенном, справедливом и несправедливом существенным образом влияли на
источники древнего права — нормы обычного права, законодательство,
административные распоряжения и судебные решения. Правосудие осуществлялось
самими должностными лицами, жрецами и чиновниками.
Мифология отражает интенции ее носителей, и в результате, героика
полностью вытесняется из жизни.
Миф выступает способом существования права. Закон фундируется мифом,
а миф настраивает на веру в правосудие.
В специфичном контексте мифологической интерпретации победа добра над
злом несомненно значима и для человеческих отношений, принципом
упорядочения которых, по смыслу мифа, выступает божественная
справедливость. Победа справедливости есть вместе с тем, согласно логике
мифа, утверждение правового начала и права вообще как торжества права над
неправом. Миф тем самым отражает представление о божественном
происхождении, источнике и характере справедливости и права как принципе
взаимоотношении в божественных и человеческих делах.
Политико-правовые умения и знания людей возводятся к некоторому
нечеловеческому (по смыслу — и божественному) источнику и авторитету. В
ряде мифологических сказаний и гимнов в качестве покровителя
справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог, жестоко
карающий все злое, лживое, несправедливое и неправое. Всякого, кто нарушит
путь правды, справедливости и права — ждет по тогдашним правопредставлениям
неминуемая и суровая кара.

Глава II. Соотношение мифологии с другими философскими понятиями

Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой
религии является то, что основой здесь является культовая система, т. е.
система обрядовых действий, направленных на установление определенных
отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он
включен в культовую систему. С помощью обрядности религия культивирует
человеческие чувства любви, совести, долга, милосердия, придает им особую
ценность.
Вера — свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом
мировоззрении. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь
преодолеть человеку относительную изменчивость его бытия. и возвысить
человека до чего-то абсолютного, вечного[8]. Религия помогает человеку
преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея Бога. Из нее
выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только принципом,
сколько такой идеей, которая связывает человека с нравственной идеей.
Религия — ответ на вопрос о смысле жизни. Религия, как и миф,
выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям
бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной
жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего
(трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а
сверхъестественные силы человека, и прежде всего, дух с его свободой и
творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как
сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от
мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных
сил и страстей.
Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности
светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат
друг другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д[9].
Главное почти во всякой религии — это вера в Бога или вера в
сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В
этом ключе и формируются все ценности религии. Культура, как правило,
модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает
изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под
значительным влиянием религии.
Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало и
действовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека в
образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей
жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» — мир жизненных
переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами.
Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну
из важнейших потребностей человеческой души.
Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной
деятельности, художественного освоения действительности. Задача искусства
сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором
явлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная и
оценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работает
такое мышление с помощью системы образных средств и создает производную
(вторичную) реальность — эстетические оценки. Искусство обогащает культуру
духовными ценностями через художественное производство, через создание
субъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующих
смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.
Слово философия — греческого происхождения, в буквальном переводе
означает оно «любовь к мудрости». «Любовь к мудрости» всегда состояла в
стремлении ответить на вопросы о сущности мира, общества, человека,
приоткрыть тайну смысла и цели общественной жизни, человеческой
деятельности. Рождение европейской философии было связано с работами
древнегреческих мыслителей, среди которых особое место принадлежит Платону
и Аристотелю. Необходимо увидеть, в чем состояло коренное отличие
философского подхода к анализу этих вопросов от мифологического.
В самом деле — уже в мифах, как известно, были предприняты попытки
ответить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы),
человека и человеческого общества (антропогонические мифы), культурно-
историческом прогрессе (мифы о культурном герое). Знаменита концепция
Гесиода о «пяти веках» человеческой истории: золотом, серебряном, медном
веках, веке героев, железном веке. Каждый из пяти веков — результат
творения богов, которые и определяют и их смену[10].
Философский анализ общественной жизни отличается от того, что
содержится в мифах, многим:
миф не знает отличия между обществом и природой, не выделяет общество из
природы — философия исходит из специфики общественной жизни, общества,
миф выражает свои взгляды в форме конкретных, живых героев или символов —
философия формулирует свои наблюдения в строго определенных понятиях,
миф не стремится к доказательству, проверке истинности содержащихся в нем
положений — философия исходит из необходимости доказательного, научного,
последовательного изложения результатов анализа,
миф живет в конкретном мире образов, символов, эмоций — философия мыслит
умозаключениями и теоретически обоснованными положениями,
миф исходит из веры в него — философия из уверенности в том, что полученное
знание может быть осмыслено разумом, рационалистически.

Список использованной литературы

1. «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.:
ВЛАДОС, 1995.
2. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
3. Кессиди Ф. Х., «От мифа к логосу. «, М., 1972, с. 68
4. Парандовский Я. Мифология. М., 1991.
5. Учебное пособие по культурологии. Издательство Российской
экономической академии имени Г. В. Плеханова, Москва, 1994.
6. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
————————
[1] «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.: ВЛАДОС,
1995. – С. 27.
[2] Учебное пособие по культурологии, издательство Российской экономической
академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994. – С. 22.
[3] Парандовский Я. Мифология. М., 1991. – С. 17.
[4] Учебное пособие по культурологии, издательство Российской экономической
академии имени Г.В.Плеханова, Москва, 1994. – С. 23.
[5] Парандовский Я. Мифология. М., 1991. – С. 17-18.
[6] Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. – С. 65-66.
[7] «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.: ВЛАДОС,
1995. – С. 29.
[8] Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. – С. 78.
[9] Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972, С.68.
[10] Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972, С.68.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий