«Прекрасно знал, что я делаю, и, людям помогая, сам на пытку шел»

Дата: 12.01.2016

		

Эсхил
творил в Греции в V веке до нашей эры (около 525— 456 гг. до н. э.). Это была
эпоха общеэллинского патриотического подъема после победоносной войны Афин с
персами, становления греческих городов-государств, расцвета общественной жизни
и культуры. Эсхил жил в эпоху греко-персидских войн и укрепления в Афинах демократического
строя, и сам участвовал в знаменитых сражениях с персами при Марафоне, Саламине
и Платеях. Он написал 90 трагедий, из которых сохранилось всего лишь 7. Это
было время прославленных поэтов, скульпторов и архитекторов.

«Когда
говорят «Эсхил», — сразу возникает у одних смутный, У Других более или менее
четкий образ «отца трагедии», образ  почтенно-хрестоматийный,
даже величественный, представляются мрамор античного бюста, свиток рукописи,
актерская маска. Залитый южным, средиземноморским солнцем амфитеатр», — писал
исследователь античной драмы С. Апт. Образы Эсхила оказали огромное влияние не
только на театр, но и на поэзию, музыкальное искусство, живопись.

Эсхила
называют отцом трагедии, справедливо считая, что для развития этого жанра он
сделал больше, чем Софокл и Еврипид. Сам же поэт очень скромно отзывался о
своем творчестве, отмечая, что оно — крохи по сравнению с Гомером, хотя именно
в жанре трагедии с особой силой и неповторимостью раскрылся творческий талант
древнегреческого автора.

Особый
успех у современников Эсхила имела его трагедия «Прикованный Прометей».
Гордость за победоносную Грецию превратилась у Эсхила в гордость за человека.
Образ тираноненавистника, борца за счастье и культуру человечества Эсхил
увековечил в образе Прометея.

Прометей
был наказан Зевсом за то, что, стремясь спасти от гибели человеческий род,
похитил у него огонь и передал его людям. Прометей научил их искусствам и
ремеслам: строить жилища и корабли, приручать животных, распознавать
лекарственные растения, преподал им науку чисел и грамоту. За это Зевс жестоко
наказал титана: Прометея приковали к скале в горах Кавказа. Каждый день
прилетает к нему орел и клюет его печень. Печень Прометея опять вырастает, орел
снова ее клюет. Прометей обречен на вечные муки, потому что он бог, а боги
бессмертны. Крики и стоны Прометея душераздирающи, но титан не сломлен и в
ответ посланнику Зевса, Гермесу, который угрожает ему новыми мучениями,
Прометей гордо заявляет:

Знай
хорошо, что я б не променял

Своих
скорбей на рабское служенье,

Мне
лучше быть прикованным к скале,

Чем
верным быть прислужником Зевеса.

Прометей
отказывается от предложения Зевса дать ему свободу в обмен на смирение.

Эсхил
выходит за рамки мифа и углубляет конфликт. Прометей, как становится понятно из
его знаменитого монолога, не только подарил людям огонь, но и изобрел многие
науки и ремесла. Прометей становится символом человеческого прогресса. А тиран
Зевс — символом неизведанных сил природы, которая ревниво оберегает свои тайны.
Еще один интригующий момент усиливает драматизм ситуации: Прометей тоже владеет
тайной, которую Зевсу во что бы то ни стало нужно разузнать.

Прометей
знает, что Зевса ждет падение тогда, когда у него родится сын от морской богини
Фетиды. Зрителей и читателей интересует, устоит ли Прометей перед угрозами
Зевса и сохранит ли тайну.

Греки
очень ценили свои демократические порядки и поэтому воспринимали конфликт Зевса
и Прометея как символическое осуждение единовластия. Зевс — «никому не
подотчетный, суровый царь», поэтому его самоуправство не знает границ. Греки
критиковали Зевса потому, что боги не являлись для них образцом поведения и
справедливости. Они их очень боялись, устраивали праздники в их честь,
приносили им жертвы, но их можно было критиковать, потому что выше богов были
Рок и три страшные Мойры, следившие за неотвратимым ходом судьбы.

Пытливый
Прометей олицетворяет человеческий разум и всемирный прогресс. Он спорит с
Зевсом и его помощниками Гермесом, Гефестом, Силой, Властью, стариком Океаном,
которые являются олицетворением косности, приспособленчества, невежества и
жестокости нравов.

В
отдельных отрывках и фрагментах сохранился «Прометей раскованный», из которого
мы узнаем, что Геракл по совету Фетиды убил орла и освободил Прометея. Прометей
раскрыл Зевсу тайну, за что Зевс пообещал Прометею вечную славу в Афинах. Такое
неожиданное и разочаровывающее примирение станет понятным читателю, если он
узнает, что между действием «Прикованного Прометея» и «Прометея раскованного»
должно было пройти тридцать лет. Смягчился Зевс, уступил Прометей, со временем
победила так необходимая миру гармония.

Не
все в мире статично, все со временем изменяется, но образ Прометея будет всегда
перед нашими глазами. Образ человека, который думал не о себе, — бессмертном
боге, а о будущем людей. И как Прометей появлением наук и ремесел двигал
прогресс человечества вперед, так и остальные люди, если бы поступали так же
самоотверженно, как он, подняли бы человеческие отношения на недосягаемую
высоту.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий