Вопросы экономики экологической деятельности
Содержание
1. Экономическое регулирование
экологической деятельности2. Оценка платежей за загрязнение окружающей
среды предприятия3. Оценка платежей за использование
природных ресурсов4. Оценка затрат на разработку и внедрение системы
обеспечения экологической безопасности предприятия (СОЭБП)5. Экономическая оценка вреда,
наносимого экосистеме экологическими правонарушениями
1. Экономическое регулирование экологической деятельностиЭкологические проблемы должны быть приоритетными в финансово-экономическом
обеспечении деятельности. К источникам финансирования относятся:международные гранты;
бюджетное финансирование программ и проектов;
кредитное финансирование;
собственные средства предприятий;
страхование экологических рисков;
налоги с предприятий на развитие экологической деятельности.
Финансовые средства обеспечения экологической деятельности относятся
к издержкам производства, поэтому, чтобы повысить их привлекательность, используются
методы поощрения и принуждения. Существуют следующие экономические методы природопользования:создание благоприятной экономической среды для развития экологически
чистых производств;подавление экологически опасных отраслей с помощью жесткой налоговой
политики;ослабление влияния экологических ограничительных рамок на темпы
и масштабы экономического развития.На основе нормативов загрязнения окружающей среды национального
масштаба в ряде стран устанавливаются экологические квоты и распределяются
между предприятиями. При этом право на дополнительные выбросы предприятие может
купить у других предприятий, у которых выбросы ниже квот. Та же система торговли
квотами существует и на планетарном уровне (по Киотскому протоколу). Экологические
платежи необходимо было бы ввести и за загрязнение околоземного космического пространства.Государственная природоохранная деятельность включает:
экологические налоги и платежи;
экономические санкции за нарушение экологических требований;
экологическое образование;
экологический мониторинг и контроль.
Основными недочетами в экологической деятельности государства
являются:отсутствие экологического кадастра;
отсутствие правовых норм, регулирующих аккумулирование финансовых
ресурсов на природоохранную деятельность и как следствие отсутствие экологического
бюджета или фондов;упор на фискальный метод воздействия.
Экономическое регулирование экологической деятельности осуществляется
главным образом на региональном и локальном уровнях. Какие меры улучшения экологической
деятельности на отдельных предприятиях необходимо предпринять? Во-первых, для повышения
мотивации необходимо заменить затратные виды деятельности принудительного характера,
упомянутые выше, на деятельность с минимальными издержками на осуществление экологических
мероприятий и извлечением наибольшей прибыли при соблюдении требований экологической
безопасности. Во-вторых, система управления охраной окружающей среды должна быть
основана на рекомендациях международных стандартов ИСО 14000. В-третьих, выделить
экологическую деятельность как обособленную часть менеджмента. Направлениями этой
деятельности должны стать экологизация производства и информационное обеспечение
экологической деятельности. Экологическая деятельность предприятия будет регулироваться
собственным экологическим бюджетом, который станет обязательной частью финансового
баланса предприятия. А учет требований природопользования и природоохранной деятельности
будет проводиться автоматизированными системами качества АСОКП и СОЭБП.Стимулировать развитие экологического менеджмента могли бы:
обязательное страхование экологических рисков. ФЗ «Об охране
окружающей среды» допускает возможность обязательного государственного экологического
страхования, но она не реализована на практике.экономико-правовой метод повышения ответственности за загрязнения
окружающей среды. В России отсутствует экологическое судопроизводство, а меры ответственности
устанавливают чиновники разных уровней исполнительной власти.Сегодня для регулирования экологической деятельности используется
экологический аудит систематический, документально оформленный процесс
проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных, с тем чтобы определить,
соответствуют ли критериям аудита определенные виды экологической деятельности,
события, условия, системы административного управления или информация об этих объектах,
а также сообщение результатов заказчику аудита (предприятию). Однако, этот метод
не является эффективным. Более эффективным методом было бы создание и внедрение
на базе информационных технологий системы экологической сертификации предприятия,
товаров и услуг с учетом требований рационального природопользования и охраны окружающей
среды.2. Оценка платежей за загрязнение окружающей среды предприятия
Экологические платежи единственный механизм экономического
регулирования экологической деятельности предприятий на данный момент времени. Их
расчет производится в соответствии с межведомственным нормативным документом Минприроды
России, Минфина России, Минэкономразвития России и Минюста России «Инструктивно-методические
указания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды» (1993г). В этом
документе установлен порядок расчета массы загрязняющих веществ, порядок оплаты
за загрязнение и определена трехуровневая система экологических платежей по дифференцированным
ставкам в соотношении 1: 5: 25 для каждого уровней:за предельно допустимый сброс (ПДС) или выброс (ПДВ);
за временно согласованный сброс (ВСС) или выброс (ВСВ)
в пределах установленного лимита;за сверхлимитный сброс или выброс.
1. Плата за загрязнение окружающей среды в предельно допустимом
диапазоне сброса загрязняющих веществ в водные объекты:Пв1 = ∑ СнiMiКинд
при Мi<Miпр, гдеi
Снi нормированная
ставка платы при сбросе в водный объект i-го загрязняющего
вещества;Мi масса i-го загрязняющего вещества;
Miпр масса предельно
допустимого i-го загрязняющего вещества;Кинд ежегодно
устанавливаемый коэффициент индексации.2. Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных
лимитов при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты:Пв2 = ∑ Слi (Mi Miпр)
Кинд при Miпр<
Мi ≤ Мiл, гдеi
Слi лимитная ставка платы за сбросы в водные объекты i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита;
Mi масса сброса i-го загрязняющего
вещества в пределах установленного лимита.3. Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в водные
объекты:Пв3 = 5∑ Слi (Mi Miпр)
Кинд при Мi >
Мiл, гдеi
Общая плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты находится
суммированием трёх предыдущих показателей.В пределах установленного лимита ставки определяются следующим
образом:Снi = Нбнi Кэ,
Слi = Нблi Кэ, гдеНбнi и Нблi соответствующие базовые нормативные платы;
Кэ коэффициент экологической значимости поверхности
водного объекта и экологической ситуации.Следует отметить, что приведенные выше методы расчета не могут
считаться механизмами научно обоснованного экономического регулирования природоохранной
деятельности, т.к. отсутствует правовая основа согласования сбросов и выбросов,
предельно допустимых сбросов и выбросов.4. Плата за размещение твердых отходов в пределах установленных
лимитов:Пт = ∑ Стi Mтi, где
I
Стi ставка платы
в зависимости от i-го вида размещенных отходов;Mтi масса i-го вида размещенных отходов.
При превышении установленных лимитов предприятие выплачивает
пятикратную плату за размещение твердых отходов.При планировании платежей за загрязнение окружающей среды экологический
менеджмент предприятия должен руководствоваться следующей процедурой временного
обоснования и согласования оценки платежей:учет источников загрязнения атмосферы;
обоснование предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих
веществ на планируемый период;установление лимитов размещения твердых отходов;
расчеты экологических платежей за ожидаемые выбросы и сбросы
и оценка их фактического уровня на плановый период;расчет экологических платежей за размещение твердых отходов по
оценке фактического уровня за плановый период.Сведения о размерах экологических платежей, полученные на основе
расчетных оценок, необходимо занести в план предприятия (приложение к бизнес-плану),
в экологический паспорт предприятия и в документы государственной статистической
отчетности. Расчеты должны проводиться специалистом в области экологического менеджмента
предприятия.3. Оценка платежей за использование природных ресурсов
В последнее время растет несоразмерное потребление природных
ресурсов, а технологии альтернативных природных ресурсов не в состоянии обеспечить
их сбалансированное потребление. Поэтому в экологической деятельности вопросы природопользования
и природоохранной деятельности взаимосвязаны.Управление природопользованием и охраной окружающей среды базируется
на использовании программно-целевых методов распоряжения финансовыми ресурсами,
основанных на применении экономико-математического моделирования. Рассмотрим основные
виды платежей за использование природных ресурсов.Платежи за землепользование. Плата за пользование землей
составляет более 20% всех ресурсно-природных платежей. В настоящее время она осуществляется
в форме земельного налога или арендной платы. Земельный налог это стабильный
платеж за единицу земельной площади в год независимо от результатов хозяйственной
деятельности собственника земли. В зависимости от вида землепользования в России
установлены налоги на земли:сельскохозяйственного назначения (определяются и утверждаются
органами законодательной власти регионов РФ с учетом кадастровой оценки земли);городов и поселков (определяются органами местного самоуправления);
несельскохозяйственного значения.
Контроль за соблюдением платы за землю осуществляют органы налоговой
инспекции.Платежи за пользование недрами. В соответствии с ФЗ
«О недрах» (2001г.) платежи за пользование недрами предусматривают следующую
систему:регулярные платежи за пользование недрами;
плата за геологическую информацию о недрах;
сбор за выдачу лицензии;
сбор за участие в конкурсе за пользование недрами;
разовая плата за пользование недрами при наступлении определенных
событий, указанных в лицензии.Указанные платежи исчисляются как налог на добычу полезных ископаемых.
Рассмотрим некоторые виды полезных ископаемых и ставки по ним (Налоговый кодекс
РФ, 2001г.):
Вид полезных ископаемых
Ставки в % к стоимости полезных ископаемых
Нефть, природный газ, газовый конденсат
16,5
Цветные и редкие металлы, природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные
камни, многокомпонентная комплексная товарная руда, а также полезные компоненты
комплексной руды (за исключением драгоценных металлов)
8,0
Подземные минеральные воды
7,5
Драгоценные металлы (за исключением золота), кондиционный продукт
пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья.
6,5
Золото, горнорудное неметаллическое сырье, битумозные породы, другие
полезные ископаемые, не включенные в прочие группы
6,0
Горнохимическое неметаллическое сырье, соль природная. Хлористый натрий,
радиоактивные металлы, теплоэнергетические и промышленные воды, неметаллическое
сырье, используемое в основном в строительной индустрии
5,5
Платежи за водопользование. В соответствии с ФЗ
«О плате за пользование водными объектами» (2001г.) плата за водопользование
взимается с объектов, применяющих сооружения, технические средства или устройства
в зависимости от целей пользования: забор воды из водных объектов; сброс сточных
вод в водные объекты; удовлетворение потребности гидроэнергетики в воде; использование
акваторий водных объектов для лесосплава в плотах, для добычи полезных ископаемых,
организованной рекреации, размещения коммуникаций, плавсредств, установок и оборудования,
зданий, сооружений, установок для буров, строительства и иных работ.Рассмотрим некоторые действующие ставки за водопользование:
Виды водопользования
Размер ставки, руб. /м3
мин.
макс.
Забор из поверхностного водного объекта
60
370
Забор из территориального моря или внутренних морских вод
2
7
Выработка электроэнергии гидроэлектростанцией
4
20
Сплав древесины на плотах на каждые 100 км.
680
1400
Сброс сточных вод (руб. /тыс. м3)
7
55
Платежи за лесопользование:
1) лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании
лесным фондом;2) аренда за лесопользование устанавливаются на долгосрочной
основе с учетом действующих ставок лесных податей. Экономические вопросы лесопользования
регулируются Лесным кодексом РФ. Ставки определяются органами исполнительной власти
субъектов РФ или по результатам лесных аукционов.В общей структуре ресурсно-природных платежей доля платежей за
лесопользование составляет около 1%, что явно не соответствует рыночным требованиям.4. Оценка затрат на разработку и внедрение системы обеспечения
экологической безопасности предприятия (СОЭБП)Оценка затрат на разработку и внедрение СОЭБП представляет собой
инновационный и инвестиционный проект, который можно отобразить в виде специального
документа технико-экономического обоснования (ТЭО). Рассмотрим следующие предпосылки,
которые позволяют решить задачу внедрения СОЭБП в экологическую деятельность предприятия:в основу создания и использования СОЭБП могут быть положены принципы
внедрения системы управления охраной окружающей среды предприятия;прежде всего необходимо рассмотреть структуру экономических затрат,
методы и процессы снижения загрязнения окружающей среды;затем осуществить предварительную экономическую оценку эффективности
СОЭБП.Виды финансовых расходов на внедрение СОЭБП:
1. Капитальные вложения единовременные затраты на разработку
и внедрение новых и реконструкцию действующих основных фондов, предотвращающих вредное
воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также затраты на модификацию
технологии производства продукции.2. Эксплуатационные расходы текущие затраты на содержание
и обследование основных фондов природоохранного назначения, текущие затраты на улучшение
показателей состояния элементов окружающей среды, дополнительные затраты на эксплуатацию
основных производственных фондов и на оплату услуг по охране окружающей среды.Методы оценки затрат по внедрению СОЭБП:
1) метод исключения затрат исключение из общей суммы
затрат себестоимости попутной продукции;2) метод распределения распределение затрат пропорционально
действующим и оптовым ценам или пропорционально основным физическим параметрам продуктов
производственных процессов;3) комбинированный метод.
Рассмотрим распределение затрат на природопользование и охрану
окружающей среды ежегодно в среднем по отношению к стоимости основных производственных
факторов природоохранного назначения.
Виды экологической деятельности
Капитальные вложения
Текущие затраты
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
В том числе:
водных ресурсов
атмосферного воздуха
прочее
8
3
3
2
27
17
6
4
Наибольшей эффективностью обладают очистные и вентиляционные
устройства очистки газовых и водных потоков от твердых примесей (фильтры), а также
очистка с помощью циклонов. Методы очистки сточных вод позволяют либо повторно использовать
очищаемые сточные воды и извлекаемые из них вещества, либо использовать только извлекаемые
вещества, либо только сточные воды, либо ни то, ни другое. К ним относят методы
механической, физико-химической, биологической, электрофизической очистки. Удельные
приведенные затраты на предотвращение выброса основных загрязняющих веществ в атмосферу
определяются аналогично оценке удельных затрат на очистку жидкостных потоков и сбросов.Оценка потребных финансовых ресурсов, связанных с СОЭБП, рассматривается
как система финансовых рисков, требующих применение компенсирующих действий, т.к.
информационные базы данных дают весьма приблизительные сведения. Наиболее надежным
методом оценки финансовых затрат и снижения рисков является предельное совмещение
ТЭО на производство и реализацию продукции и ТЭО на внедрение СОЭБП. Издержки природоохранной
деятельности при этом можно отнести к издержкам производства продукции.В качестве достаточно убедительного метода расчета затрат на
создание СОЭБП и ее внедрение с целью получения дополнительной прибыли можно использовать
зарубежный метод прогноза эффективности обычных инвестиционных проектов метод
использования коэффициента скорости возврата инвестиций. В основе метода лежит
формула:Пр = П1/ (1+j) + П2/ (1+j) +. +Пп/
(1+j) п К0, гдеП1,2, п чистая прибыль, полученная за 1,
2. п год;j коэффициент учетной процентной
ставки в расчетный год с инфляционной составляющей.Чистая прибыль разность между ожидаемыми доходами за
год использования проекта и суммарными затратами, а ожидаемые доходы это
доля от общих доходов предприятия, связанная с использованием проекта.экономика экологический безопасность загрязнение
5. Экономическая оценка вреда, наносимого экосистеме
экологическими правонарушениямиЭкологические правонарушения неудовлетворительное экологичес-кое
состояние предприятия, возникновение экологических нештатных ситуаций и экологических
аварий, приводящих к различным последствиям состояния экосистемы.Законодательного акта прямого действия, регулирующего отношения
в области правонарушений (Экологического кодекса), в России не создано. Действующие
законодательные акты России по-разному определяют последствия экологических правонарушений,
используя термины ущерб, вред, убытки. Экономический вред от неудовлетворительного
экологического состояния предприятия компенсируется на основании исковых заявлений
в судебном порядке, которые могут быть предъявлены к открытию судопроизводства в
течение 20 лет (ФЗ «Об охране окружающей среды») Эта норма вынуждает предприятия
гарантировать стабильность экологического состояния хозяйственной деятельности.
В России размер компенсации не превышает 0,05% доходной части федерального бюджета,
в то время как фактические затраты многократно превышают этот размер. Экологическим
законодательством установлено, что нанесенный вред окружающей среде подлежит полному
возмещению с учетом упущенной выгоды от снижения плодородия почв и восстановления
биоресурсов водных объектов. В РФ действует система нормативных документов, которая
до сих пор не имеет статуса обобщающего, систематизированного единого нормативного
акта по экономике экологического менеджмента предприятия и оценке экономического
вреда от неудовлетворительного состояния предприятия.Возмещение вреда, наносимого окружающей среде, производится в
соответствии с расчетными данными, полученными на основе ведомственного руководящего
документа «Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного
окружающей среде в результате экологического правонарушения» (Госкомэкология
России, 1998). Размер взыскания за вред, причиненный окружающей среде вследствие
засорения поверхностных водных объектов и поверхности земель, в соответствии с Инструктивно-методическими
указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей среды (Минюст России, 1993г.)
производится в зависимости от массы, объема, состава, степени токсичности загрязнения,
которые установлены с помощью инструментальных измерений или на основе экспериментальных
оценок. В случае аварийных выбросов и сбросов нормативы платежей повышаются в 25
раз. Оценка вреда от загрязнения земель (в первую очередь химического) производится
по методам, содержащимся в руководящих документах Роскомзема России и Минприроды
России (Порядок определения размеров вреда от загрязнения земель химическими веществами,
1993 г.).Таким образом, в области экономического регулирования экологических
правонарушений существует ряд недостатков:правовая неурегулированность методических материалов;
недостаточная научная обоснованность нормативов;
неадекватность применения штрафных санкций;
отсутствие системного подхода к комплексному взаимодействию видов
загрязнений;низкий уровень финансовой ответственности за неудовлетворительное
экологическое состояние предприятий;приоритет фискальных вопросов у федеральных и региональных органов
исполнительной власти, а не решение научно-методических и организационно-технологических
проблем развития и устойчивости экосистем.Для организации экономически эффективного экологического менеджмента
необходимо исходить из следующих предпосылок:1) воздействие загрязнений на компоненты экосистемы обусловливает
ее переход на новый качественный уровень;2) состояние экосистемы остается устойчивым, если воздействия
на каждый из ее параметров не выводят их из равновесия;3) применение математического моделирования параметров экосистемы
и определение допустимых нормативов загрязнения (в виде экологического кадастра
экосистем всех уровней) позволяют регулировать экологические риски;4) долговременная компенсация вреда способствует восстановлению
устойчивого равновесия экосистемы;5) необходимы система досудебных решений о спорах и обязательная
и обязательная независимая экологическая экспертиза исков по судебным решениям.