Акмеизм

Дата: 12.01.2016

		

Кошелева А.Л.

К
1910 году между символистами обозначился явный раскол. Поводом его стал доклад
одного из «младших» символистов Вяч. Иванова «Заветы
символизма», в котором признанный теоретик символизма выдвигал на первый
план как главную задачу символистского движения его теургическое воздействие,
«жизнестроительство», «преображение жизни». Вяч. Иванова
поддержали А. Блок, а затем и А. Белый. В. Брюсов же звал теургов быть творцами
поэзии к не более того, что символизм «хотел быть и всегда был только
искусством». В десятых годах ряды символистов покидает молодежь, образуя
объединение акмеистов, противопоставивших себя символистской школе. Но, вернее
будет сказать, что символизм как течение в русской литературе исчез с приходом
революционного 1917 года. Историческое значение русского символизма велико.
Символисты четко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения
социальных катастроф и потрясений начала нашего столетия. Все их творчество
несет в себе романтический порыв к миропорядку в царстве свободы и единения
людей. Это были люди высочайшей культуры — поэты и прозаики и одновременно
философы, мыслители. Эрудиты, люди обширных знаний Брюсов, Бальмонт, Анненский,
Сологуб, Белый, Блок освежили и обновили поэтический язык, обогатив формы
стиха, его словарь, ритмику, эстетические, краски. Они научили нас видеть,
понимать, чувствовать поэзию как особую идейно-художественную ипостась
литературы. И даже лидер акмеистов Н. Гумилев при всем неприятии эстетической
платформы символистов в целом называл В. Брюсова своим учителем.

В
1912 году сборником «Гиперборей» заявило о себе новое литературное
течение, назвавшее себя акмеизмом (от греческого акмэ, что означает высшую
степень чего-либо, пору расцвета). Акмеизм возникает в период, когда
символистская школа была на излете, возникает на платформе отрицания отдельных
программных положений символизма и, в частности, его мистических устремлений.
Однако своим рождением акмеизм обязан прежде всего символизму, и Н. Гумилев
справедливо именует своих собратьев «наследниками достойного отца».
«Собратьями» Н. Гумилева стали поэты С. Городецкий, А. Ахматова, О.
Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут, которые и объединились в группу «Цех
поэтов« В 1911-1914 годах у них, кроме журнала »Аполлон»,
издававшегося С. Маковским, были свои печатные органы — журнал
«Гиперборей» и различные альманахи. Организаторами группы и
теоретиками нового течения были Николай Гумилев и Сергей Городецкий.

Противопоставляя
себя символизму, акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего
мира, ею красок и форм. С. Городецкий писал: «После всех
«неприятий» мир бесповоротно принят акмеизмом, по всей совокупности
красот и безобразий… Если это борьба с символизмом, а не занятие покинутой
крепости, это есть, прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный,
имеющий формы, вес и время, за нашу планету Землю»18. Итак, одна из первых
заповедей акмеистов — поклонение Земле, Солнцу, Природе. Из нее следует вторая,
близкая к ней: утверждение первобытного начала в человеке, прославление его
противостояния природе. М. Зенкевич писал: «Современный человек
почувствовал себя зверем, Адамом, который огляделся тем же ясным, зорким оком,
принял все, что увидел, и пропел жизни и миру аллилуйя»19.

Каждый
из акмеистов считал своим долгом прославить первочеловека — Адама — и славили —
Н. Гумилев увидел в нем то начало, которое бросает вызов даже богам:

В суровой доле будь упрям,

Будь хмурым, бледным и согбенным,

И не скорби по тем плодам,

Неискушенным и презренным…20

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий