Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408

Дата: 21.05.2016

		

Министерство
образования и науки Украины

Севастопольский
национальный технический университет

Кафедра
экономики и маркетинга

Курсовой проект

на тему: «Расчет экономической эффективности внедрения
нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408»

Выполнил: ст. гр. АВ — 51з

Калашников Е.В.

Проверила: Кулешова Т.В.

Севастополь

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Маркетинговые исследования

1.1 Сущность и необходимость маркетинговых исследований

1.2 Сущность, назначение и основные свойства предлагаемого
организационно-технического решения

1.3 Конкурентоспособность организационно-технического решения

1.4 Портрет потребителя

1.5 Оценка рыночной направленности проектного решения

1.6 Возможные причины финансовой неудачи

1.7 Жизненный цикл товара, услуги

1.8 Обоснование выбора метода ценообразования

2. Расчет капитальных вложений

2.1 Расчет номинального и эффективного фондов рабочего
времени

2.2 Расчет количества технологического оборудования

2.3 Расчет стоимости технологического оборудования

2.4 Расчет дополнительных капиталовложений для внедрения
новой техники на АТП

2.5 Расчет стоимости оборудования

2.6 Расчет стоимости основных фондов

3. Расчет калькуляции себестоимости

3.1 Расчет прямых затрат

3.2 Расчет косвенных затрат

4. Оценка эффективности внедрения новой техники

4.1 Определение сравнительной экономической эффективности

4.2 Определение интегрального экономического эффекта

4.3 Определение внутренней нормы рентабельности

Заключение

Библиография

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного организационно-технического решения
состоит в том, что автотранспортные предприятия постоянно нуждаются в проведении
обслуживания и ремонта своих автомобилей, при этом от скорости и качества работ
зависит эффективность данного предприятия, следовательно, необходимо
оборудование для проведения обслуживания и ремонта автомобилей. Поэтому
предприятие, заменив стенд для испытаний коробки передач на новую модель,
уменьшит трудоёмкость, сократит время и затраты на обслуживание и ремонт, что
поспособствует повышению роста экономической эффективности производства.

В данной работе объектом исследования является АТП
коммунального хозяйства с автомобильным парком, состоящим из 225 автомобилей,
которое предназначено для обслуживания объектов коммунального хозяйства
(грузоперевозки, уборка улиц, полив зеленых насаждений). В данное время работы
по диагностики КПП выполняются с помощью устаревшего стенда СПР 10. В качестве
предмета исследования процесс внедрения современного стенда SDK 1408, изучения
целесообразности с помощью анализа эффективности.

Целью выполнения курсовой
работы является оценка эффективности, способность внедрения на предприятии,
стенда для испытаний коробок передач SDK 1408, для диагностики узла КПП, с
целью повышения прибыли, сокращения времени на диагностику, повышения качества
работы. Применение нового оборудования снижает трудоёмкость, также имеет более
широкое применение, так как универсален (проводит диагностику коробок передач
практически все производителей). Для этого необходимо решить следующие задачи:

1.  Провести маркетинговые исследования
для обоснования необходимости осуществления организационно-технического
решения, для обоснования выбора типа оборудования и т.п.

2.  Рассчитать капитальные вложения,
необходимые для реализации предложенного решения.

3.  Рассчитать текущие затраты,
возникающие в процессе реализации данного решения.

4.  Рассчитать основные показатели
экономической эффективности внедрения данного организационно-технического
решения, наиболее широко применяемые в мировой практике.

5.  На основании рассчитанных показателей
сделать выводы о целесообразности внедрения данного проектного решения на автотранспортных
предприятиях и станциях техобслуживания.


1. Маркетинговые исследования

1.1 Сущность и
необходимость маркетинговых исследований

Маркетинг – социальный и управленческий
процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои
нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и
обмена ими друг с другом.

Для пояснения этого
определения рассмотрим следующие понятия:

Нужда – чувство ощущаемой человеком
нехватки чего-либо.

Потребность – нужда,
принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью
индивида.

Запрос – это потребность, подкрепленная
покупательной способностью.

Товар – все, что может удовлетворить
потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания,
приобретения, использования или потребления.

Обмен – акт получения от кого–либо
желаемого объекта с предложением чего–либо взамен.

Сделка – коммерческий обмен ценностями
между двумя сторонами.

Рынок – совокупность существующих и
потенциальных покупателей товара.

Понятие рынок приводит
нас к завершающему понятию цикла – маркетингу.

Маркетинг – это
человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку.

Маркетинг – это работа с
рынком ради осуществления обменов, цель которых удовлетворение человеческих
нужд.

Рынок постоянно меняется,
потребности людей под воздействием различных факторов также меняются, поэтому
фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить за конъюнктурой рынка.

Маркетинговое
исследование – это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и
сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось
столкнуться предприятию. Маркетинговое исследование можно также определить как
систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым
проблемам в целях совершенствования качества процедур, принятия решений и
контроля в маркетинговой среде.

Все маркетинговые
исследования осуществляются с двух позиций: оценка тех или иных маркетинговых
параметров для данного момента времени и прогнозирование их значений в будущем.
Предприятие, которое заказало проведение маркетингового исследования или
проводит его самостоятельно, должно получить информацию относительно того, что
продавать и кому, а также о том, как продавать и как стимулировать продажи, что
имеет решающее значение в условиях конкуренции.

Можно выделить следующие
основные этапы маркетингового исследования:

1.  Постановка проблемы и постановка
целей исследования.

2.  2. Разработка плана сбора информации.

3.  Сбор информации с помощью внекабинетных
или лабораторных изысканий.

4.  Анализ собранной информации.

5.  Представления основных результатов,
которые дадут возможность принять более взвешенные решения.

Основные цели
маркетингового исследования:

— 
уменьшить
неопределенность и минимизировать риск в процессе принятия управленческих решений;

— 
следить за
процессом реализации маркетинговых задач.

Сбытовая концепция, или
концепция интенсификации коммерческих усилий, предполагает, что потребители
будут покупать предлагаемые товары в достаточном объеме лишь в том случае, если
компанией приложены определенные усилия по продвижению товаров и увеличению их
продаж.

Сбытовая концепция может
быть использована в случае, когда:

— 
товар не
пользуется спросом, но имеет определенную ценность для потребителей;

— 
необходимо быстро
реализовать товарные запасы при смене деятельности или ликвидации организации;

— 
продукт является
стандартным, а на рынке сложилась жесткая конкуренция.

Основные предпосылки
использования сбытовой концепции заключаются в следующем:

а)  главная задача фирмы состоит в
достижении определенного объема продаж своих товаров;

б)  потребители не будут покупать товары
в объеме, необходимом с точки зрения фирмы, без определенного воздействия;

в)  потребителей можно заставить купить
данные товары с помощью различных методов стимулирования продаж;

г)  покупатели будут делать повторные
покупки или имеется достаточное количество потенциальных потребителей.

Необходимость
маркетинговых исследований.
Маркетинговые исследования структурно включают два главных направления –
это исследование характеристик рынка и исследование внутренних действительных и
потенциальных возможностей производственной или посреднической деятельности
фирмы. Однако все результаты маркетинговых исследований предназначены
руководству для принятия предпринимательских решений в целом, и маркетинговых
решений в частности, которые связаны с неопределенностью поведения субъектов
маркетинговой системы, а их принятие сопровождается, как правило, риском.

Маркетинговые
исследования и их надлежащая организация становится инструментом, с помощью
которого существенно снижается риск предпринимательства, продуцента,
поставщика, посредника и возрастает качество решения задач потребителя.

Значение маркетинговых
исследований усиливается также тем, что возрастает роль фактора
«неопределенности» в организации управления предпринимательством,
рассматриваемый как нестабильность, изменчивость экономического и социального
поведения субъектов маркетинговой системы. Также необходимо отметить, что
потенциальные инвесторы крайне внимательно относятся к изучению раздела
«маркетинговый анализ» в бизнес-плане. Тщательно подготовленный
маркетинговый анализ позволит снять многие вопросы и подтвердить осуществимость
и реальность перспективных планов развития компании.

1.2 Сущность,
назначение и основные свойства предлагаемого организационно-технического
решения

Сущность предлагаемого организационно-технического решения
заключается во внедрение на предприятие нового стенда для испытания
оборудования, что обеспечит снижение трудоёмкости выполняемых работ при
проведении технического обслуживания автомобилей. Эффективность данного решения
будет проявляться в том, что коробка передач будет диагностироваться с
реальными нагрузками, т.к. стенд оснащен электродвигателем, что обеспечит более
точные результаты диагностики. Раньше операции по техническому обслуживанию КПП
выполнялись на стенде СПР 10. Стенд состоит из металлической станины и
закрепленного на ней приспособления для крепления коробки передач. Так же стенд
оснащен лампой освещения.

Основные преимущества нового стенда SDK 1408 перед уже
имеющимся на предприятии СПР 10:

1.  Более удобный способ установки КПП на
стенд.

2.  Наличие на стенде электродвигателя, с
помощью которого можно воссоздать реальные нагрузки на узел.

3.  Основные узлы конструкции рассчитаны
в соответствии с требованиями безопасности, надежности и долговечности для
оборудования такого типа.

4.  Стенд подходит для испытаний почти
всех производителей механических коробок передач.

5.  Обзорность при осмотре и ремонте автомобиля.

6.  Небольшая энергоемкость и
многоуровневая система безопасности.

1.3
Конкурентоспособность организационно-технического решения

Перед внедрением любого
проектного решения необходимо тщательно изучить конкурентную среду. Если
представляется на рынок конкретная услуга по обслуживанию автомобилей,
необходимо изучить конкурентов, их сильные и слабые стороны, а также
проанализировать свои сильные и слабые стороны.

Экономисты различают
четыре довольно несхожие типы рынка:

1) чистую конкуренцию;

2) чистую монополию;

3) монополистическую
конкуренцию;

4) олигополистическая конкуренция.

В условиях чистой
конкуренции существует очень большое число продавцов и покупателей, производящих
схожие продукты. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, могут
потерять своих клиентов. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной,
так как могут продать все, что нужно и по рыночной цене.

На другом полюсе чистая
монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является
единственным продавцом продукта или услуг. Проникновение в отрасль
дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю
отрасль.

Монополистическая
конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, совершающих
сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен.

Наконец, олигополия отличается
небольшим числом продавцов, и эта “немногочисленность” означает, что решения об
определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма
испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна
учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и
определения объема производства. Продукты могут быть схожими, а могут быть и
несхожими.

Изучив существующие типы
рынков, можно предположить что наше АТП относится к типу рынка
монополистической конкуренции.

Под
конкурентоспособностью предприятия, в нашем случае АТП, понимается его
способность предоставлять услуги, которые по своему качеству, цене, доступности
и другим характеристикам более привлекательны для клиентуры, чем услуги,
предлагаемые конкурентами.

Оборудование для такого
предприятия также должно быть конкурентоспособным. В нем должны сочетаться
ценовые и качественные характеристики, удовлетворяющие рабочему процессу на
АТП. Выполняемая операция при этом должна стать менее затратной и более
качественной. В силу этого снизится и себестоимость.

Конкурентоспособность
товара в общем случае определяется тремя необходимыми элементами:

— свойствами данного
товара,

— свойствами
конкурирующих товаров,

— особенностями
потребителей.

Данный стенд «SDK 1408»
для испытаний коробок передач безусловно является конкурентоспособным.

Выделим основные
конкурентоспособные признаки:

— относительно не высокая
цена;

— гарантированное
качество производителя;

— прост в использовании и
обслуживании;

— для проведения
диагностики необходим только один человек.

1.4 Портрет
потребителя

Исследование потребителей
позволяет определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов,
которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное
положение, половозрастная структура, образование). В качестве потребителей
выступают индивидуальные потребители, семьи, потребители-организации.

Они заинтересованы в
высоком качестве товара, цене, если она не становится чрезмерной, ассортименте
и др. показателями.

Так как существуют
различные виды покупателей, то необходима сегментация рынка.

Сегментация рынка – разбивка
рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться
отдельные товары.

Сегментация рынка может
производиться с использованием различных критериев: географических,
демографических, психографических, поведенчиских.

К географическим
признакам относятся: величина региона, плотность и численность населения,
климатические условия, административное деление (город, село), удаленность от
предприятия-производителя.

Демографические признаки
– возраст, пол потребителей, размер и жизненный цикл семьи, количество детей —
относятся к наиболее часто применяемым критериям сегментации. В настоящее время
по демографическому признаку выделяют такие группы потребителей, как дети,
молодежь, лица среднего возраста, пожилые, пенсионеры, многодетные семьи.
Нередко демографические признаки применяются в комбинации друг с другом.

Сегментация по психографическому
принципу учитывает: общественный класс, образ жизни, тип личности. У
представителей одной и той же демографической группы могут быть совершенно
разные психографические профили.

Поведенческие признаки
повод для совершения покупки, искомые выгоды, статус пользователя,
интенсивность потребления, отношение к товару и др.

Данное АТП предназначено
для перевозки строительных грузов, уборки улиц и полива зеленых насаждений. На
этом предприятии имеется большое количество автотранспорта, которое
предназначено для выполнения выше сказанных работ. Для обеспечения исправности
и поддержки состояния автомобилей в нужном виде, необходим персонал и оборудование
для проведения обслуживания и ремонта автомобилей. Поэтому на предприятии
необходим стенд, который сделает анализ состояния автомобилей, за короткий
промежуток времени и при этом качественно, позволит снизить трудоемкости
данного вида работ, вследствие этого автомобили больше времени будут находиться
на маршруте, т.е. повысится производительность и эффективность.

Рынок потребителей,
которые пользуются услугами АТП можно просегментировать следующим образом:

1. Государственные
предприятия: 30%.

2. Предприятия,
принадлежащие частным предпринимателям: 60%.

3. Мелкие организации:
10%.

1.5 Оценка
рыночной направленности проектного решения

На основании экспертных
данных, была проведена экспертная оценка рыночной направленности проектного
решения с помощью таблицы 1.1 и был определен средний балл, который равен 6,375.
Из этого следует, что рыночная направленность проектного решения
положительная.

Таблица 1.1 – Оценка шансов и рисков организационно-технического решения

п/п

Показатели Баллы
опасность нейтрально шансы
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Объем рынка +
2 Рост рынка +
3 Финансовый потенциал потребителя +
4 Число конкурентов +
5 Осведомленность потребителей +
6 Возможность повышения цен +
7 Потенциал сервиса +
8 Изменение конъюнктуры рынка +

Анализ существующей
тенденции рынка:

Актуальные
проблемы для предприятий автотранспортной отрасли:

— 
Выраженная неопределенность в области отраслевого регулирования.

— 
Недостаток контроля над сохранностью имущества на местах, а также
отсутствие четких критериев обоснованности затрат, что создает возможности для
злоупотреблений.

— 
Низкий уровень взаимодействия транспортных и бухгалтерских служб;

— 
Высокая вероятность налоговых рисков, вызванная большим количеством
ошибок при оформлении документов на местах.

— 
Тотальная зависимость стабильности работы предприятия от влияния
личностных факторов, в первую очередь – от менеджеров среднего звена.

— 
Низкий уровень автоматизации управления и финансового учета по причине
отсутствия стандартных программ, адаптированных под специфику рынка
автоперевозок.

— 
Отсутствие
эффективных методик по управлению персоналом.

— 
Необоснованно высокие затраты на обучение и аттестацию персонала
вследствие высокой «текучести» кадров;

— 
Рост вероятности ошибочных решений при удорожании стоимости ошибок.

Рекомендации:

— 
Оптимизация бизнес процессов и организационной структуры.

— 
Обеспечение сохранности капитала и имущества.

— 
Постановки системы внутреннего контроля и управленческого учета.

— 
Автоматизация процессов управления и финансовой отчетности.

— 
Кадровый консалтинг и организация управления персоналом.

При
разработке внедряемых решений их необходимо максимально ориентировать на
решение стратегических и тактических задач собственников и руководства
компаний. Это позволит повысить эффективность бизнеса и тем самым увеличить его
стоимость. Внедрение комплексных решений способно не только оптимизировать
бизнес-процессы, но и сделать предприятие привлекательным для инвестиций.

1.6 Возможные
причины финансовой неудачи

В нашей стране возможны
многочисленные причины финансовых неудач, учитывая особенность данного
оборудования, его назначение и область его применения, способ пользования,
можно выделить следующие причины:

1.  Возможное насыщение рынка импортным
более дешевым оборудованием.

2.  Недоверие к новому импортному
оборудованию, не успевшим ещё себя зарекомендовать на рынке товаров и услуг.

3.  Возможные недоработки в конструкции,
выявленные в процессе эксплуатации и т.д.

4.  Дорогостоящий ремонт в случае поломки.

5.  Недостаточная квалификация персонала
для работы на этом оборудование.

6.  Появление более модернизированной
модели.

В случае покупки стенда SDK 1408 для испытания коробки передач вероятность финансовой неудачи
минимальна, т.к. он обладает большой эффективностью и широкопрофильностью и уже
существует потребность в таком виде работ.

1.7 Жизненный
цикл товара, услуги

Товар – это
все то, что покупается и продается на рынке для удовлетворения нужды или
потребности. Товары можно классифицировать по степени присущей им долговечности
(кратковременного пользования, товары длительного пользования и услуги). Товары
широкого потребления классифицируют на основе покупательских привычек
потребителей (товары повседневного спроса, предварительного выбора, особого
спроса и товары пассивного спроса). Товары промышленного назначения
классифицируют по степени участия их в процессе производства (материалы и
детали, капитальное имущество, вспомогательные материалы и услуги). Фирма
должна разработать комплекс услуг, которые потребители хотели бы иметь и
которые были бы эффективным орудием в борьбе с конкурентами. У каждого товара
есть свой жизненный цикл, хотя характер и продолжительность этого цикла
предугадать не легко.

Типичный
жизненный цикл товара представлен кривой на рисунке 1.1. В этом цикле отчетливо
выделяются этапы.

1.  Выведение на рынок – период
медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. В связи с большими
затратами по поведению товара прибылей еще нет.

2.  Рост – период быстрого восприятия
товара рынком и быстрого роста прибыли.

3.  Зрелость – период замедления темпов
сбыта. Прибыли стабилизируются или снижаются в связи с ростом затрат на защиту
товара от конкурентов.

4.  Упадок – период, резкого падения
сбыта и снижения прибылей.

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408

Рисунок 1.1 График жизненного
цикла товара или услуги

На первой стадии (более
трудоемкой и сложной) производительность труда пока еще низкая, себестоимость
снижается медленно, в связи с большими затратами по поведению товара прибылей
еще нет. В период быстрого роста, когда оборудование уже окончательно освоено
заметно окупаются первоначальные затраты.

На четвертом этапе
наблюдается максимально возможная загрузка оборудования, стабильная прибыль. В
стадии упадка оборудование уже устраивает, изнашивается, на смену закупаются
новые, более улучшенные модели, соответствующие новым тенденциям рынка,
снижение прибыли.


1.8 Обоснование
выбора метода ценообразования

Важное место среди
различных очагов экономического механизма хозяйственной деятельности
предприятия принадлежит ценам и ценообразованию (рис. 1.2), в которых
отражаются все стороны его экономической деятельности. Цена оказывает
непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и
потребление.

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408

Рисунок 1.2 Методы
ценообразования

Данный вид обслуживания
формируется для собственных нужд, следовательно, цена на него не формируется.

В результате проведения маркетинговых исследований была
произведена оценка внедряемого организационно- технического решения, которая
доказала действительную необходимость внедрения нового оборудования, показала,
что это будет целесообразно, т.к. уменьшится время и затраты на обслуживание,
снизиться трудоёмкость, в сравнении с обычным стендом для испытаний.

2. Расчет капитальных вложений

2.1 Расчет
номинального и эффективного фондов рабочего времени

Принято различают номинальный и эффективный фонд рабочего
времени. Расчет фонда времени ведется в виде соответствующих таблиц, исходя из
следующих условий, предусмотренных Кодексом Законов о Труде (КЗоТ) Украины:

1) 
Исследуемое
предприятие работает по режиму пятидневной рабочей недели с двумя выходными
днями.

2) 
Продолжительность
рабочей недели не может превышать 40 часов.

3) 
Продолжительность
рабочего дня перед праздничными и нерабочими днями сокращается на 1 час.

4) 
Праздничными и
нерабочими днями являются: Новый год (1 января), Международный женский день (8
марта), День международной солидарности трудящихся (1, 2 мая), День Победы (9
мая), День конституции (28 июня), День независимости (24 августа), Рождество (7
января), Пасха и Троица.

5) 
Если совпадают
праздничный или нерабочий день с выходным днем, то следующий за праздничным или
нерабочим днем является выходным.

Исходя из этого, рассчитываем номинальный фонд рабочего
времени на год в форме таблицы 2.1.

Затем необходимо рассчитать эффективный фонд рабочего времени
для исполнителей и оборудования.

Эффективный фонд рабочего времени исполнителей (Фэф.ис.)
составляет:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408                                                                            
        (2.1)

где Фном – номинальный фонд рабочего времени,
час; Тп – целодневные потери рабочего времени для
исполнителей, %.

Целодневные среднестатистические потери на предприятиях
составляют 12% от ФНОМ.

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =1770,56.

Эффективный фонд рабочего времени для оборудования (Фэф.об.)
рассчитывается по формуле:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408                                                                                    
(2.2)

где Трп – потери на ремонт и профилактику,
%.

Обычно потери рабочего времени на ремонт и профилактику для
оборудования составляют 3% от Фном.

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =1951,64.

Таблица
2.1 Номинальный фонд рабочего времени на 2010 год

Месяц/число

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Раб. дней

Раб. часов

январь П 5 Х 7 7 6 П 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 24 157
февраль 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 24 160
март 7 7 7 7 7 5 Х П 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 26 174

итого I кв.

74

491

апрель 7 7 4 П Х 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 6 25 165
май П П Х 7 7 7 7 4 П Х 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 4 П Х 7 7 7 7 5 Х 7 22 144
июнь 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х П 7 7 25 167

итого II кв.

72

476

июль 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 27 179
август Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 6 П 7 7 7 5 Х 7 7 25 166
сентябрь 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 26 174

итого III кв.

78

519

октябрь 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 26 172
ноябрь 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 26 174
декабрь 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 7 5 Х 7 7 7 7 6 27 180

итого IV кв.

79

526

всего: год

303

2012

2.2 Расчет
количества технологического оборудования

Предварительно
осуществляем расчет трудоемкости производственной программы по базовому и
проектному вариантам, исходя из потребностей предприятия АТП.

На предприятии имеется 225
единиц транспортных средств. Потребность в диагностике КПП в среднем 4 раза в
год.

Затем на основе полученных данных производим расчет
количества технологического оборудования по базовому и проектному вариантам в
форме таблицы 2.2.

Таблица
2.2 – Расчет количества технологического оборудования

Наименование операции Трудоемкость операции, нормо-часов

Годовая программа

 обслуживания

Трудоемкость годовой

программы, нормо-часов

Расчетное количество оборудования, шт.

Принятое количество

 оборудования, шт.

Коэффициент загрузки оборудования
Базовый Испытания
КПП
3 900 2700 0,9 1 0,9
Проектный Испытания
КПП
1,5 900 1350 0,45 1 0,45

Тогда годовая программа
предприятия по ДС равна:

Пг=225*4=900.

Трудоемкость годовой
программы:

ТБ=900*3=2700ч.

ТП=900*1,5=1350ч.

Расчетное количество
оборудования можно определить по формуле:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408                                                                               
(2.3)

где Т
трудоемкость годовой программы (или i-ой операции, если их несколько),
нормо-часов; Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408  – коэффициент неравномерности загрузки постов (если
их несколько); Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408  – число смен работы в сутки, С=1; Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408  – принятое среднее число рабочих на
данном посту, Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =2; Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408  – коэффициент использования рабочего
времени поста, Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =0,76.

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =0,9;

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =0,45.

Принятое количество
оборудования определяется округлением до целого в большую сторону расчетного
количества оборудования.

Коэффициент загрузки
оборудования можно определить по формуле:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408                                                                                                     
(2.4)

где КЗ
– коэффициент загрузки; ПР – расчетное количество
оборудования, шт.; ПП – принятое количество оборудования, шт.

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =0,9;

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =0,45.

2.3 Расчет
стоимости технологического оборудования

На основании
рассчитанного потребного количества оборудования рассчитаем его стоимость с
учетом затрат на приобретение, транспортировку, монтажные, пуско-наладочные
работы и т.д. Рассчитанные данные представим в виде таблицы 2.3.

Таблица 2.3 Стоимость
технологического оборудования

Наименование оборудования,

его марка

Количество оборудования, шт. Стоимость единицы оборудования,
грн.

Всего стоимость оборудования,

грн.

Норма амортизации, %

Годовые амортизационные

расходы

Оптовая цена, грн.

Транспортные и

монтажные затраты

Другие затраты Балансовая стоимость
Базовый СПР 10 1 40000 3600 43600 43600 24 10464
Проектный SDK 1408 1 80000 7200 87200 87200 24 20928

2.4 Расчет
дополнительных капиталовложений для внедрения новой техники на АТП

Так как на предприятии уже выполняется данная операция
устарелым способом, то учитываем только дополнительные капиталовложения,
которые необходимы для реализации проектного решения.

Дополнительные
капитальные затраты на внедрение новой техники можно определить по формуле:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408                                                                           
 (2.5)

где СПОМ
– стоимость помещения (если потребуется строительство нового помещения); СПОМ=0грн;
СОБ – стоимость нового оборудования (табл.2.3); СМ
– стоимость транспортировки, монтажа, пуско-наладочных работ для оборудования
(табл.2.3); СПР – стоимость проектирования нестандартного
оборудования (не требуется) СПР=0.

К=80000+7200=87200.

2.5 Расчет
стоимости оборудования

Рассчитаем стоимость всего оборудования и инструмента,
учитывая типовую структуру стоимости оборудования. Результаты расчетов сведем в
таблицу 2.4.

Таблица
2.4 – Расчет стоимости оборудования

Наименование оборудования, инструмента Относительная стоимость от общей стоимости техн. оборудования, % Общая стоимость, грн.
Базовый Проектный
Технологическое
оборудование
60 510000 510000
Энергетическое
оборудование
20 170000 170000
Подъемно-транспортное
оборудование
10 85000 85000
Оборудование
для диагностики КПП
5 42500 83500
Инструменты
и приспособления
5 42500 42500
Итого
стоимость оборудования
100 850000 891000

2.6 Расчет стоимости основных фондов

Рассчитаем стоимость основных фондов на основе их структуры.
Расчеты занесем в таблицу 2.5.

Таблица 2.5 – Расчет стоимости основных фондов предприятия

Группа основных фондов Относительная стоимость от общей стоимости, % Общая стоимость, грн.
Базовый Проектный
1 Здания 35,9 2383984,4 2383984,4
2 Сооружения 5.6 371875 371875
3 Передаточные
устройства
1,6 106250 106250
4 Машины и
оборудование
12,8 850000 891000
5 Измерительные
приборы и устройства
2,5 166015,6 166015,6
6 Вычислительная
техника
1,0 66406,25 66406,25
7 Транспортные
средства
40 2656250 2656250
8 Дорогостоящий
инструмент и приспос.
0,4 26562,5 26562,5
9 Дорогостоящий
произв. и хоз. инвентарь
0,2 13281,25 13281,25
Итого
стоимость основных фондов
100 6640625 6681625


3. Расчет калькуляции себестоимости

Для определения экономической эффективности внедрения новой
техники рассчитаем себестоимость единицы работ и всей программы до, и после
внедрения новой техники. На практике для расчета себестоимости продукции,
работ, услуг обычно применяется метод расчета по статьям калькуляции.

Обобщенно калькуляционные
статьи включают:

— 
прямые
материальные затраты;

— 
затраты на
основную заработную плату производственных рабочих;

— 
затраты на
дополнительную заработную плату производственных рабочих;

— 
отчисления на
социальные мероприятия;

— 
затраты,
связанные с подготовкой и освоением производства продукции;

— 
затраты на
содержание и эксплуатацию оборудования;

— 
общепроизводственные
расходы;

— 
административные
расходы;

— 
расходы на сбыт.

3.1 Расчет
прямых затрат

Прямые затраты включают:

— 
прямые
материальные затраты;

— 
затраты на
основную заработную плату производственных рабочих;

— 
затраты на
дополнительную заработную плату производственных рабочих;

— 
отчисления на
социальные мероприятия;

— 
затраты, связанные
с подготовкой и освоением производства продукции.

1) Рассчитаем прямые материальные затраты. Они включают
стоимость горюче-смазочных материалов, электроэнергии, воды, запасных частей и
других материалов, использованных при предоставлении услуг. Будем производить
расчет только затрат на электроэнергию по проектному варианту.

Стоимость затрат на электроэнергию на одно обслуживание (СЗ1)
определяется по формуле:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408                                                                                      
(3.1)

где Т1 – трудоемкость одного обслуживания; W
– мощность оборудования, кВт/ч; ЦЭ – стоимость 1 кВт
электроэнергии; КИ – коэффициент использования оборудования
по мощности.

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =2,43;

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =0,783.

А затраты на электроэнергию на годовую программу (СЗ)
составят:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408                                                                                                   (3.2)

где N – количество обслуживаний в год, N=900.

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =2187;

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =704,7.

2) Начисление заработной платы производственным рабочим. Для
этого предварительно определяется их численность (Чi) по
формуле:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408                                                                                                        
(3.3)

где Тi – трудоемкость операции; Ф
годовой фонд рабочего времени рабочих (исполнителей).

Списочная численность основных производственных рабочих по
базовому и проектному вариантам:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =1,38;

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =0,69.

Явочная численность основных производственных рабочих по
базовому и проектному вариантам:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =1,34;

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =0,67.

Так как для выполнения технического обслуживания автомобилей
в проектном варианте требуется 2 рабочих на одном посту, то явочное и численное
количество рабочих принимаем 2.

Рассчитанное количество рабочих сводится в таблицу 3.1.

Таблица
3.1 – Расчет численности основных производственных рабочих

Вариант Операция технологического процесса Количество рабочих
Явочное Списочное
Базовый Диагностика 2 2
Проектный Диагностика 2 2

Расчет заработной платы основных производственных рабочих до
внедрения проектируемого оборудования (базовый вариант) и после (проектный
вариант) на единицу работ и на всю производственную программу.

Таблица
3.2 – Расчет заработной платы основных производственных рабочих

Вариант проекта

Операция технологического

процесса

Разряд работ

Трудоемкость операции,

нормо-часов

Трудоемкость годовой

программы, нормо-часов

Часовая тарифная ставка, грн.

Основная заработная плата,

грн.

Дополнительная заработная

плата, грн.

Фонд заработной платы,

грн.

Отчисления на соц.

страхование, грн.

ед пр ед пр ед пр ед пр
Базовый ремонт 2 3 2700 16 48 43200 12 10800 60 54000 22,5 20250
Проектный ремонт 2 1,5 1350 16 24 21600 6 5400 30 27000 11,25 10125

3) Расходы, связанные с освоением и подготовкой производства
(РОПП), укрупненно примем равными 3% от суммы прямых
материальных затрат, заработной платы производственных рабочих, отчислений на
социальное страхование.

РОПП,Б=(2,43+60+22,5)*0,03=2,54;

РОПП,П=(0,783+30+11,5)*0,03=1,26;

РОПП,Б=(2187+54000+20250)*0,03=2293,1;

РОПП,П=(704,7+27000+10125)*0,03=1134,8.

3.2 Расчет
косвенных затрат

Косвенные затраты состоят из:

— 
расходов на
содержание и эксплуатацию оборудования РСЭО;

— 
общепроизводственных
расходов РОПР;

— 
административных
расходов РАДМ;

— 
расходов на сбыт Рс.

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования определяют
по форме таблицы 3.4. Предварительно выполняют расчет заработной платы
вспомогательных работников, обслуживающих оборудование, в форме, аналогичной
расчету заработной платы основных производственных рабочих.

Время, затрачиваемое на ремонт и профилактические работы,
составляет 2% от Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 .

t=0,02*Фном=0,02*2012=40,24ч.

Трудоемкость годовой программы вспомогательных рабочих:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 ,

где n – количество оборудования; РВС – численность
вспомогательных рабочих, обслуживающих оборудование.

Т=40,24*1*1=40,24.

Таблица
3.3 Расчет заработной платы вспомогательных производственных рабочих

Вариант проекта Операция технологического процесса Разряд работ Трудоемкость годовой программы, нормо-часов Часовая тарифная ставка, грн. Основная заработная плата, грн. Дополнительная заработная плата (25%), грн. Фонд заработной платы, грн. Отчисления на социальное страхование (37,5%), грн.
пр пр пр пр
Базовый Диагностика 2 40,24 16 643,8 160,95 804,7 301,7
Проектный Диагностика 2 40,24 16 643,8 160,95 804,7 301,7

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования определяют
в виде сметы затрат на содержание и эксплуатацию оборудования в форме таблицы 3.4.

Таблица
3.4 – Смета затрат на содержание и эксплуатацию оборудования

Статьи затрат Источник расчета Величина, грн.
Базовый Проектный
1 Косвенные
материальные затраты
2 872 1744
2
Амортизация
2.1 Оборудования 24 10464 20928
2.2
Приспособлений и инструмента
5
3.
Заработная плата вспомогательных рабочих, обслуживающих оборудование
3.1 Годовой
фонд заработной платы
804,7 804,7
3.2
Отчисления на социальное страхование
301,7 301,7
4. Текущий
ремонт
4.1
Оборудования
6% от
стоимости оборудования
2616 5232
4.2
Приспособлений и инструмента
10% от
стоимости приспособлений
4250
5. Износ
малоценных инструм. и приспос.
100 грн. на
одного произв. рабочего
100 100
6. Итого
затрат
19408,4 29113,4

Следующие составляющие косвенных затрат принимаются в
процентах от основной заработной платы производственных рабочих:

— 
общепроизводственные
расходы, 120%;

— 
административные
расходы 70%.

Расходы на сбыт для операций по обслуживанию автотранспорта
на автотранспортных предприятиях не планируются, так как обслуживание
производится для собственных нужд.

Таблица
3.5 Расчет калькуляции себестоимости

Наименование элементов затрат Величина, грн.
На единицу На программу
Вариант Вариант
Базовый Проектный Базовый Проектный

Прямые
затраты

1 Прямые
материальные затраты
2,43 0,783 2187 704,7
2 Основная
заработная плата произв. рабочих
48 24 43200 21600
3
Дополнительная заработная плата произв. рабочих
12  6 10800  5400
4
Отчисления на социальные мероприятия
 22,5  11,25  20256 10125
5 Расходы
на освоение и подготовку производства
2,54 1,26 2293,1 1134,1

Косвенные
затраты

6 Расходы
на содержание и эксплуатацию оборуд.
8,166 23,33 7350 21000
7
Общепроизводственные расходы
57,6 28,8 51840 25920
Итого:
производственная себестоимость
153,23 95,4 137926,1 85883,8
8
Административные расходы
107,26 66,78 95548,2 60118,6
9 Расходы
на сбыт
Итого:
полная себестоимость
260,49 162,18 233474,3 146002,4

На основании
проведенного расчета видно, что при внедрении стенда для испытаний коробок
передач SDK 1408 произойдет снижение себестоимости выполнения работ на:

∆С=Сб-Сп=234474,3-146002,4=88471,9.


4. Оценка эффективности
внедрения новой техники

Анализ эффективности внедрения новой техники проводится на
основе показателей, широко применяющихся в мировой практике. Такими
показателями являются: сравнительная экономическая эффективность, интегральный
экономический эффект за весь жизненный цикл проекта, период возврата
капитальных вложений, внутренняя норма рентабельности.

4.1 Определение
сравнительной экономической эффективности

Расчет сравнительной экономической эффективности производится
на основе приведенных затрат по формуле:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408                                                           
(4.1)

где СБ – годовая полная себестоимость
выпуска продукции, выполнения работ, оказания услуг при использовании базового
варианта; CПР – годовая полная себестоимость выпуска
продукции, выполнения работ, оказания услуг при использовании проектного
варианта; ЕН – нормативный коэффициент прибыльности, ЕН=0,15;
КБ – величина капитальных вложений по базовому варианту; КПР
– величина капитальных вложений по проектному варианту.

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 = 81931,9.

4.2 Определение
интегрального экономического эффекта

Целью данной экономической оценки является определение
динамики чистой текущей стоимости, т.е. суммы, ежегодно возвращающейся в виде
отдачи от вложенных средств с учетом фактора времени.

Порядок расчета:

1) Определение показателей чистого денежного потока (ЧДП) за
период реализации проектного решения по формуле:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408                                                                                    
(4.2)

где ЧДПt – чистый денежный поток года t;
Вt – выручка от реализации в году t; Кt
– капитальные вложения года t; Иt – издержки
производства года t; t – порядковый номер года реализации
проекта.

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 = — 87200;

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 = 88471,9;

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 = 88471,9;

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 = 88471,9;

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 = 88471,9.

2) Определение показателей чистой текущей стоимости (ЧТС) за
период реализации проекта по формуле:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408                                                                                          
 (4.3)

где бt – коэффициент приведения по фактору
времени, рассчитываемый по формуле:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408                                                                                              
 (4.4)

где Е – норматив приведения по фактору времени
(ориентировочно принимается от 0,12 до 0,2); t – текущий год.

б1=1;

б2=(1+0,2) — 1=0,83;

б3=(1+0,2) — 2=0,694;

б4=(1+0,2) — 3=0,579;

б5=(1+0,2) — 4=0,48;

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 = — 87200;

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =73431,6;

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =61045,6;

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =51313,7;

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =42466,5.

3) Определение интегрального экономического эффекта по
формуле:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 ,                                                                                             
(4.4)

где Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408  – период реализации проекта, лет;
Расчет Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408  производится
по форме таблицы 4.1.

Таблица
4.1 – Расчет интегрального экономического эффекта

№ п/п Показатели Годы
2009 2010 2011 2012 2013
1 Прибыль от снижения себестоимости, тыс. грн. 88471,9 88471,9 88471,9 88471,9
2 Доп. капитальные вложения, тыс. грн. 87200
3 Чистый денежный поток, тыс. грн. — 87200 88471,9 88471,9 88471,9 88471,9
4 Коэффициент приведения по фактору времени 1 0,83 0,69 0,58 0,48
5 Чистая текущая стоимость, тыс. грн. — 87200 73431,6 61045,6 51313,7 42466,5
6 Чистая текущ. стоимость с нараст. итогом, тыс. грн. — 87200 — 13768,3 47277,3 98591 141057,5

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408

По графику определяется срок окупаемости проекта. Он
рассчитывается с точностью до десятых долей года.

Ток=1+(13768,3/(13768,3+47277,3))=1,22.

4.3
Определение внутренней нормы рентабельности

Внутренняя норма рентабельности равна такой ставке ЕХ, при
которой интегральный экономический эффект равен нулю.

RB=УХ, при котором:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408                                                       
                (4.6)

Если при принятом для определения интегрального
экономического эффекта значении Е полученное значение Эи оказывается
положительным, то это означает, что Rb>E. При отрицательном значении Эи
соответственно Rb<E.

Определение истинного значения Rb ведется методом
последовательного приближения (увеличивает значение Е последовательно на 0,01
при положительном Эи, и уменьшаем на 0,01 при отрицательном). Находим также
коэффициенты дисконтирования, при которых интегральный экономический эффект
принимает ближайшее к нулю положительное и отрицательное значения. Затем
рассчитываем внутреннюю норму рентабельности по формуле:

Подбор коэффициента дисконтирования, при котором выполняется:

при Еi=0,798 Эиi =39,26;

при Еi+1 =0,799 Эиi+1 = — 49,5.

Рассчитываем внутреннюю норму рентабельности по формуле:

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408                                                                                
 (4.7)

где Еi и Еi+1 – коэффициенты дисконтирования, при которых
интегральный эффект принимает ближайшее к нулю соответствующее положительное
или отрицательное значения. Эи и Эи+1 соответствующие этим коэффициентам
дисконтирования значения интегрального экономического эффекта. Далее на основе
полученных показателей делается вывод о целесообразности осуществления данного
проекта.

Расчет экономической эффективности внедрения нового стенда для испытаний коробок передач SDK 1408 =0,789442.

Заключение

В курсовом проекте произведено исследование эффективности
внедрения на АТП коммунального хозяйства стенда для испытания коробок передач
SDK 1408.

В результате проведения маркетинговых исследований и
выполненных расчетов, мы получили снижение трудоёмкости одной операции с 3 до
1,5 нормо-часов и годовой программы с 2700 до 1350 нормо-часов, основная
заработанная плата уменьшилась с 43200 до 21600 грн., уменьшились расходы,
связанные с освоением и подготовкой производства (1158 грн.).

При оценке эффективности внедрения стенда нами был установлен
срок окупаемости проекта. Он составил 1,22 года. Внутренняя норма
рентабельности составила 79%. Внедрение стенда приведёт к повышению
производительности труда, снижение затрат на техническое обслуживание,
повышения качества выполняемых работ. На основании выше изложенного можно судить
о целесообразном внедрении на АТП коммунального хозяйства нового
диагностического оборудования. Это позволит снизить прямые затраты предприятия
и увеличить качество, скорость выполняемых работ.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.  Экономика, планирование и анализ
автотранспортных предприятий. А.П.Анисимов, – М., Транспорт, 1998.

2.  Котлер Ф. Основы маркетинга /
Ф.Котлер. – М.:Прогресс,1999.

3.  Экономика предприятия. / под. ред.
проф. В.Я.Горфинкеля. – М., Банки и биржи, 1997, 760 с.

4.  Шмален Г. Основы и проблемы экономики
предприятия. Пер. с немецкого – М., Финансы и статистика, 1996, 510 с.

5.  Поляков И.А., Ремизов К.С. Справочник
экономиста по труду; шестое издание. – М., Экономика, 1988, 279 с.

6.  Балабанов И.Г. Основы финансового
менеджмента. Как управлять капиталом? – М., Финансы и статистика, 1994, – 325
с.

7.  Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент.
К., МТ «Итем лтд», 1995, 336 с.

8.  Газаев М.Х. и др. Показатели
эффективности инвестиций в условиях рынка. – М., ВНИИО ЭНТ, 1993, 365 с.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий