Волков Валентин Викторович
Родился 7(19) апреля 1881 года и умер 8 ноября 1964 года. Белорусский
современный живописец. Народный художник БССР (1955). Закончил Пензенское
художественное училище (1907). Принимал участие в художественных выставках
с 1903 года. Работал в жанрах тематических картин, портретах, писал
пейзажи, натюрморты.
В 1918 году участвовал в художественном оформлении Петрограда до 1-го
времени Октябрьской революции (эскизы панно «Вся власть Советам», «Штурм
Зимнего»).
Один из первых в белорусской живописи сделал образ Ленина(портрет, 1926).
Автор рисунка герба БССР (1926 и 1938), «Индустриализация»,
«Коллективизация», «Кастусь Калиновский», «Баррикада»(1923),
«Молотобоец»(1926), «Партизаны»(1928), «Передача опыта»(1937),
«Студенты»(1947), «Минск 3 июля 1944 года»(1944-1955). Первыми
произведениями В. Волкова, написанными в Белоруссии, были уже упомянутая
нами картина «Баррикады. Из событий 1905 года в Москве» и композиция на
историческую тему «Кастусь Калиновский»“ Кастусь Калиновский “(1925)
Художников особенно увлекал образ руководителя восстания Кастуся
Калиновского. В нем он находил много созвучных эпохе черт – романтику
героического подвига, бесстрашие и непреклонность в борьбе. Именно эти
черты стремился передать В. Волков в своем композиции. Художник показал
Калиновского и повстанцев на фоне белорусской пущи при свете заходящего
солнца. Голубовато-лиловые отблески, приглушенные холодные тени,
выразительные силуэты деревьев, фигур людей – все это создавало в картине
своеобразный колорит, необходимый для раскрытия сюжета. Однако, увлекшись
колористическими поисками, художник недостаточно раскрыл психологическое
состояние персонажей. Они оказались лишенными эмоциональной
выразительности.Гораздо большее внимание к образному раскрытию темы В. Волков проявил в
картинах «Молотобоец»(1926) и «Плотогоны»(1928). Подлинной психологической
выразительностью он добивается в картине «Партизаны»(1928).“ Партизаны “ (1928)
В картине изображена группа партизан, собравшихся в лесу у костра.
Вернувшийся из разведки боец докладывает обстановку. Его товарищ,
закаленные в стычках с врагом лесные солдаты, внимательно слушают донесения
разведчика. Среди них – и умудренный опытом старик-крестьянин, и прошедший
суровую школу жизни фронтовик с вещевым мешком за плечами, и молодой парень-
батрак, надевающий на плечо винтовку, решительный, готовый в любую минуту
вступить в схватку с врагом. Фигуры партизан выражают крайнюю степень
напряжения.
Глубокие синие, серые и коричневые тона контрастируют с яркими
оранжевыми и красными, создавая напряженную живописную гамму.Значительным явлением в художественной жизни республики явилось большое
живописное полотно В. Волкова “Минск. 3-го июля 1944г.”(1946-1955).“Минск 3-го июля 1944г.” (1946-1955)
В этой картине запечатлен незабываемый, волнующий момент встречи
население Минска воинов Красной Армии, освободивший город от немецко-
фашистских захватчиков. Над картиной художник работал более восьми лет. В
основу ее положено реальные события, свидетелем и участником которых он
был.
…Дымом пожарищ окутаны руины Минска. На площадь Свободы въезжают советские
танки. Население исстрадавшегося за годы оккупации города вышло встречать
воинов-освободителей. Среди встречающих – закаленные в боях герои
подполья, партизаны, старики, женщины, дети. Все они вместе с воинами-
освободителями слились в единую ликующую массу народа.
Основным композиционного и смысловым центром картины является фигура
танкиста, стоящего с автоматом в руке на броне головного танка. Наиболее
сильной стороной этого произведения является психологическая трактовка
персонажей каждая фигура в картине – это тип, наделенный яркой образной
характеристикой. Достичь этого художнику удалось тщательной проработкой
деталей, большой проработкой деталей, большой работой над натурным
материалом.Наиболее последователен и стог в решении композиции на бытовую тему В.
Волков создавший в 1947 году одну из лучших картин белоруской тематической
живописи «Вузовцы». Картина посвящена жизни советского студенчества в
послевоенные годы.Студенты.
В небольшой уютной комнате общежития собрались студенты. Они слушают своего
товарища, вдохновенно читающего книгу. О духовных запросах студентов, их
интересах красноречиво свидетельствуют книги, газеты, портрет А. М.
Горького на стене. Выразительно решена композиционная группа произведения.
Студенты расположились полукругом у стола. Фигура сидящей на переднем плане
мечтательной девушки, облокотившейся на край стола, как бы вводит зрителя в
картину. Постепенно взгляд переходит к другим персонажам. Замыкает
композицию фигура юноши с книгой в руках.