Традиционно
творчество Лермонтова делят на три периода: 1828 1832 (время ученичества,
поиска своего пути, собственного голоса, осознания своего дара), 1833 1836
(годы становления, поиска собственных тем, окончательное определение позиции
лирического героя поэта по отношению к миру), 1837 1841 (последний период
творчества начинается стихотворением «Смерть поэта», после появления которого
Лермонтов, как когда-то Байрон после выхода в свет двух первых песен
«Паломничества Чайльд Гарольда», «проснулся знаменитым»;
мыслящими людьми России Лермонтов воспринят как законный наследник Пушкина,
однако молодой поэт идет не по пути развития и углубления реализма, а
продолжает и завершает, по мнению исследователя В.С. Баевского, эпоху высокого
романтизма в русской поэзии).
Главная
тема Лермонтова личность в процессе самопознания и развития. Очень
показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это
лирические зарисовки, отрывки из дневника недаром часто он их озаглавливает,
как дневниковые записи датой или словами «отрывок»,
«исповедь», «монолог». Лирика Лермонтова летопись
становления души, и в этой исповедальности, абсолютной искренности
художественное открытие автора. Лирический герой всего лермонтовского
творчества предельно близок автору, в то время как всему внутреннему строю
самого поэта глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм с его
культом избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру и
отторжения от людей. Часто стихи Лермонтова являются вариациями на тему одного
и того же поэтического сюжета, где мы встречаем устойчивый образ лирического
героя: романтический герой лермонтовской поэзии цельный, бескомпромиссный,
устремленный к свободе, но предельно, катастрофически одинокий. Одинокий герой
противостоит толпе, всему миру, Богу. Это один и тот же тип героя, однако
необходимо помнить, что в «Демоне», например, воплощен «пессимистический»,
а в «Мцыри» «гармонический вариант лирического героя».
Лирический герой, гордый и непреклонный, всегда платит сполна не только за
свободу (ключевое для поэзии Лермонтова понятие), как Демон, но даже за порыв к
свободе, как герой поэмы «Мцыри».
Творческий
метод Лермонтова, во всяком случае до «Героя нашего времени», можно
определить как психологический романтизм (русский литературный опыт уже
обогащен пушкинскими психологизмом и историзмом как основополагающими
художественными принципами, что не могло не отразиться в поэзии Лермонтова).
Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни
и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Таким образом, мы
находим ключевые слова к миропониманию поэта: оно строится на понятиях свободы,
личности и судьбы. Эти категории восприняты Лермонтовым во всей их
неоднозначности. И сама неоднозначность понятий приводит к внутренней
конфликтности мировидения поэта.
Лермонтов
погружается в исследования сложного духовного мира человека, чья мысль вечно
бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенства. Эта
тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и
человека удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического
конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями
личности. Романтическое двоемирие, как замечает В.С. Баевский, представлено у
Лермонтова необыкновенно настойчиво и убедительно. Чем хуже, безнадежнее земная
жизнь, тем более упорно лирический герой поэта стремиться прочь от нее к
небу, к идеалу, в мир своих воспоминаний, своей души. Но и душа героя
подвержена разъедающему, отравляющему влиянию мира. В традиционный
«внешний» конфликт романтизма (личность и мир) Лермонтов привнес глубочайший
внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил
сил добра и зла в душе самого человека. Именно поэтому одного из ранних своих
автобиографических героев назвал он «странным человеком», тем самым
определив новизну, странность для общества и такого типа сознания, подобной
психологии личности. Своеобразие лермонтовского героя заключается как раз в
том, что временами он устремлен к слиянию с природой, душа его открыта добру,
любви, Богу. Таково стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»,
завершающееся строками:
И
счастье я могу постигнуть на земле,
И
в небесах я вижу Бога.
(1837)
Но
временами «мировая скорбь», вызванная неудовлетворительным состоянием
мира, где нет места могучей личности, оборачивается в лирике поэта разъедающим
душу скепсисом. Вот как подводит итог скорбным размышлениям о жизни герой
стихотворения «И скучно, и грустно»:
И
жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая
пустая и глупая шутка…
(1840)
В
лермонтовском творчестве нередко можно обнаружить стихи, контрастные по
настроению, в них выраженному, но написанные почти одновременно: («Ветка
Палестины« и »Узник« (1837), »Молитва« (»В минуту
жизни трудную…«) и »Не верь себе…» (1839)). Таким образом,
пессимистическое мировосприятие в душе лирического героя соседствует,
переплетается со стремлением к гармонии, тягой высокому и вечному, что
характерно для всей лермонтовской поэзии. Исследуя истоки добра и зла,
Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло
находятся не вне человека, но внутри него, в его душе. И нельзя, совершенствуя
окружающий мир, ожидать, что он, изменившись к лучшему, изменит людей. Поэтому
так мало в лермонтовской лирике отражения внешней жизни: все его внимание
сконцентрировано на духовном пути героя. Лучше всего он сам сформулировал свой
основной творческий принцип в «Герое нашего времени»: «История
души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не
полезнее истории целого народа…» Лирический герой Лермонтова сам творит
свою Судьбу.
Один
из важнейших мотивов творчества Лермонтова Земля и Небо в противостоянии их
символических значений. Издавна Небо и Земля символизировали Дух и Плоть,
возвышенное и обыденное, абсолютное Добро и абстрактное Зло. Лермонтов не
отрицает этих значений, но, опираясь на них, ставит свои акценты, наполняет
абстрактные философские категории личностным содержанием. Для него нет
абсолютного Добра и абсолютного Зла. Поэт видит смысл этих понятий лишь при
соотнесении их с конкретной личностью. И тогда в его творчестве начинают
равноправно существовать пантеистические (пантеизм (от гр. pan все и theos
бог) религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой и
рассматривающее природу как воплощение божества) и богоборческие мотивы.
Осмысливая библейские сказания, он стремится воссоздать (без поправки на века
толкований) изначальный их смысл, увидеть плоть этих легенд. И тогда его Демон
перестает быть вместилищем порока. Перед нами открывается мятущаяся душа
падшего Ангела, усомнившегося в мудрости Бога, в однозначности Добра и
отвергшая и Добро, и Бога. Таким образом, сомненье, то есть духовный поиск
исток зла, проклятье. Но этим «злом» движется мир. Безусловная вера в
мудрость Бога приводит к статике, к остановке на духовном пути, к тупику. И
«Дух отрицанья, дух сомненья», Демон избирает свой путь путь
бесконечного одинокого поиска. Образы Демона и Ангела воплощают для Лермонтова
столкновение непримиримых идей вечного сомненья и безусловной веры.
В
стихотворении «Ангел» поэт создает картину начала земного пути души.
В «мир печали и слез» душа попадает, сохранив воспоминание о
«песне святой» Ангела. Это воспоминание претворяется в тягу к идеалу,
к абсолютному совершенству, тягу, томящую душу:
И
звуков небес заменить не могли
Ей
скучные песни земли.
И
это же «воспоминание» души о Небе, о недостижимом идеале, становится
дьявольским искушением:
И
гордый демон не отстанет,
Пока
живу я, от меня.
И
ум мой озарять он станет
Лучом
чудесного огня;
Покажет
образ совершенства
И
вдруг отнимет навсегда
И,
дав предчувствие блаженства,
Не
даст мне счастья никогда.
(«Мой
демон», 1831)
Но
в сложном, противоречивом духовном мире лермонтовского лирического героя
сомнение и искус могут привести к вере:
Когда
б в покорности незнанья
Нас
жить создатель осудил,
Неисполнимые
желанья
Он
в нашу душу б не вложил,
Он
не позволил бы стремиться
К
тому, что не должно свершиться,
Он
не позволил бы искать
В
себе и в мире совершенства,
Когда
б нам полного блаженства
Не
должно вечно было знать.
(«Когда
б в покорности незнанья…», 1831)
Земля
и Небо в понимании Лермонтова не просто противостоят друг другу. Они, выражая
разнонаправленные силы, существуют только в своем единстве, более того во
взаимопроникновении. Прочтем стихотворение 1830 года «Ночь I»,
попробуем вникнуть в суть этой поэтико- философской медитации. Что происходит с
человеком в момент смерти, что обретает душа, «не слыша на себе оков
телесных», воистину ли тело темница души, оковы, не позволяющие ей
свободного полета в бесконечности? Вот душа освободилась от пут земной жизни
и что же?! Тело, бывшее при жизни лишь тюрьмой, оказывается не оковами души, но
ее естественным продолжением. При виде разлагающегося тела душа испытывает
физические страдания, «судорожную боль». Только вдумайтесь:
судорожная боль души! Дух и Плоть оказываются едины, Земля и Небо в человеке
неразрывны. Удивительное философское осмысление этой трагической сути
человека дает Лермонтов в стихотворении «1831-го июня 11 дня»:
Есть
время леденеет быстрый ум;
Есть
сумерки души, когда предмет
Желаний
мрачен: усыпленъе дум;
Меж
радостью и горем полусвет;
Душа
сама собою стеснена,
Жизнь
ненавистна, но и смерть страшна.
Находишь
корень мук в себе самом,
И
небо обвинить нельзя ни в чем.
Я
к состоянью этому привык,
Но
ясно выразить его б не мог
Ни
ангельский, ни демонский язык:
Они
таких не ведают тревог,
В
одном все чисто, а в другом все зло.
Лишь
в человеке встретиться могло
Священное
с порочным. Все его
Мученья
происходят оттого.
Это
стихотворение очень многое объясняет в духовном мире лирического героя
Лермонтова. Человек сложнее просто чистоты и просто зла, поэтому его душа
состоит из сопряжения ангельских и демонских сил. Этот хаос противоречий по
самой сути своей устремлен к достижению гармонии, ибо хаос не самодостаточен.
Поэтому так важен космический масштаб лермонтовского творчества: тяготение к
Космосу как к высшей гармонии, абсолютному Идеалу естественный и единственный
путь преодоления внутренних противоречий личности.
Мотив
странничества, скитальчества еще один важнейший мотив в творчестве поэта.
Тема странничества, как известно, достаточно широко разрабатывалась в
западноевропейской романтической литературе (у Байрона, немецких романтиков), в
русской поэзии к ней обращались В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин.
«Скитальцами», «странниками» часто осознавали себя и сами
поэты-романтики, и в том числе Лермонтов, писавший в 1832 году:
Нет,
я не Байрон, я другой,
Еще
неведомый избранник,
Как
он, гонимый миром странник,
Но
только с русскою душой…
А
через пять лет в 1837 году в стихотворении «Молитва» напишет:
Не
за свою молю душу пустынную,
За
душу странника, в свете безродного…
В
этом выразился классический стереотип романтического поэта (странник,
противостоящий миру), соединяющий в себе одновременно
«избранничество» и «гонения». Перед нами особое
добровольное одиночество странника, когда отторжение от окружающего мира
становится для лирического героя не клеймом проклятия, а знаком избранности:
Изгнаньем
из страны родной
Хвались
повсюду, как свободой…
(«К***»
(«О, полно извинять разврат!»), 1830)
Но
мотив странствия, скитальчества выходит у Лермонтова за пределы конкретной,
индивидуальной судьбы поэта и становится выражением судьбы всего современного
автору поколения. В зрелом творчестве Лермонтова этот традиционно романтический
мотив становится одним из центральных. Достаточно вспомнить
условно-символические образы листка-«странника» («Листок»),
тучек небесных «вечных странников» («Тучи»),
«странниками» становится и целое поколение в лермонтовской
«Думе», особым образом «странничество» интерпретируется в
поэме «Мцыри». Мотив странствия является одним из ведущих и в романе
«Герой нашего времени».
Список литературы
Монахова
О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. М., 1994.
Баевский
В.С. История русской поэзии: 1730-1980 гг. Компедиум. Смоленск: Русич, 1994.