Оружие любимейшего рода

Дата: 12.01.2016

		

Сатира как жанр возникла очень давно . Она была известна уже во времена Древних греков .Уже тогда сатира обличала пороки и недостатки общества , будь то суды ,политические партии ,наука , литература.

В основе древнегреческой комедии лежал сатирический способ отражения жизни . Её герои не были индивидуальны , не отличались психологизмом. Они представали как бы в кривом зеркале, в гротескном, карикатурном виде, когда порок или недостаток гиперболизировался , становился доминирующем . В этом плане сатирическое творчество Маяковского очень похоже на произведения древнегречеких авторов . Герои сатирических стихов Маяковского также не индивидуализированы. Сатиру поэта можно разделить на 2 периода : дореволюционный и постреволюционный. К образу сатирического творчества дореволюционного периода можно отнести стих. : «Надоело» и «Нате» .В стихотворениях Маяковский использует большое количество художественных приемов : метафоры

… Страх орет и в сердце

Мечется по лицу ,безнадежен и скучен …

…Седце в исступлении

Рвет и мечет …

…Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир ,

сравнения

…Два аршина безлицего розоватого теста:

Хоть бы метка была в уголочке вышита …

…А я вам открыл столько стихов-шкатулок,

Я — бкзценных слов мот и транжир ,

олицетворение

…Истомившимися по ласке губами

Тысячью поцелуев покрою

Умную морду трамвая …

…Толпа озвереет ,будет тереться ,

Ощетинит ножки стоглавая вошь,

гиперболы

…Брошусь на землю камня корою,

В кровь лицо изотру ,

Слезами асфальт омывая,

худ. образы

…Все вы на бабочка поэтиного сердца,

Толпа- стоглавая вошь,

Я- грубый гунн .

Лирический герой Маяковского не видит выхода в сложившемся положении , кроме как «поцеловать умную морду трамвая» , либо «захохотать и радостно плюнуть» в лицо этого общества .

В этих стихотворениях поэт не выделяет из толпы отдельных личностей , она для него остается единой массой .

Но вот приходит революция ,и всё меняется .Меняется и сатира Маяковского .Теперь он выделяет среди этой толпы бюрократов , обывателей мещан, просто людей не соответствующих идеалам революции . В стихотворении «Прозаседавшиеся» он обличает неспособность уже советских чиновников заниматься делом. Маяковский показывает день чиновника , который целиком занят заседаниями . Для достижения своей цели — обличения всей бессмыслицы заседаний Маяковский использует в качестве художественного приема гиперболу .

…Они на двух заседаниях сразу.

В день

заседаний на двадцать

надо поспеть нам

Поневоле приходится раздвояться

До пояса здесь,

а остальное там …

Лирический герой приходит к мысли о том , что хорошо было бы ,если:

«О хотя бы

еще

одно заседание

Относительно искоренения всех заседаний !»

Но мир бюрократов не единственный мир , «мешающий установлению власти пролетариата» . Поэтому Маяковский использует своё «оружие любимейшего рода» не только против бюрократизма , но и против мещанства.

В стихотворении «О дряни» поэт так рисует засилье мещанства :

…Стеклись они

наскоро оперенья переменив

и засели во все учреждения

На мозолях от пятилетнего сидения зады,

Крепкие как умывальники ,

Живути поныне тише воды …

Для обличения мещанства Маяковский использует следующие художественные приемы : несовместимость понятий, олицетворение .

…И мне с эмблемами платья

Без серпа и молота не покажешься в свете !

…На балу в реввоенсовете !? …

…Маркс со стенки смотрел,смотрел …

и вдруг

разинул рот,

да как заорет …

Надо отметить такую вещь – мнение автора об описываемом стихотворении в большинстве случаев дается в конце ; так и здесь .Его мнение выражается словами Маркса :

…Опутали революцию обывальщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

Скорее

головы канарейкам сверните

Чтоб коммунизм

канарейками не был побит !

Но это (мещанство , бюрократия) — всё внешний враг .Но ведь и «существуют люди внутри партии живущие её соками» .В стихотворениях «Трус», «Нагрузка по макушку» Маяковкский показывает именно такой сорт людей . В сихотворении «Трус» он рисует чиновника , который боится всего :

Каждый зав для труса туз

Даже

от его родни

опускает глазки трус

И уходит

В воротник.

Поэт показывает как проходит день у труса

День — деньской

Сплетает тонко

узы

Самых странных свадеб —

увязать бы

льва с ягненком ,

С кошкой

мышь согласовать бы .

И опять-таки в конце стихотворения Маяковский выдвигает свое мнение :

Товарищ,

чего вы дрожите ?

В чём ,

собственно,

дело ?!

В аквариум ,

чтоли сажать вас ?

Революция требует ,

чобы имелась

смелость,

смелость,

и еще раз —

с-м-е-л-о-с-т-ь

В стихотворении «Нагрузка по макушку» Маяковский. выводит на сцену комсомольца Петра Кукушкина , показывает его чудовищную занятость .

Пообедав , бодрой рысью

Петя

мчит на культкомиссию

После Петю видели у радиолюбителей

Не прошел мимо и Осовиахима …

И результате В. Маяковкий показывает полнейший хаос , царящий в голове у Пети . Свое стихотворение поэт заканчивает следующими ироничными строчками :

… -Где ж

работать мне поспеть

при такой нагрузке ?

Обьекты сатирического творчества Маяковского очень разнообразны. Во- первых — это люди , принадлежащие разным эпохам : дореволюционной и постреволюционной , во-вторых — люди , принадлежащие разным социальным классам : мещанство и купечество , в-третьих — это просто люди , чьи недостатки высмеивает Маяковский. Для доказательства сатиричности этих образов Маяковский. применяет большое кол-во художественных приемов: гипербола ,метафора ,сравнение ,несовместимость или упоминаемых вещей , особый лексический строй языка и т.д. И все это разнообразие как образов сатирического творчества Маяковского. , так и художественных образов ,им используемых . Служит доказательством многогранности и гениальности творчества Маяковского.

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий