Сухотин М.
«Д.
Х.: Налейте, пожалуйста, чаю бывшему Гете»
Л.Липавский.
«Разговоры»
В
неоконченной Хармсом пьесе «Дон Жуан» (1932 г.) прежде всего обращает
на себя внимание список действующих лиц. Он представляет собой точный перечень
действующих лиц из одноименной драматической поэмы А.К.Толстого, выписанный в
две колонки в той последовательности, в которой они появляются по ходу
действия, если листать ее от первой до последней страницы 1. Но в этой
планомерной поступательности есть два нарушения. Первое нестыковка некоторых
ее частей, и второе введение четырех новых для Толстого действующих лиц, 2 из
которых Пролетающие жуки и Мальчик завершают 1-ую колонку рукописи Хармса,
и еще 2 — Девочка и Гений Д.Х. находятся в середине второй колонки. Оба эти
нарушения находят простое объяснение, если предположить, что автор выписывал
действующих лиц не так, как это представлено в полном собрании сочинений (СПБ,
97), а вслед за шестью лицами в левой колонке он написал шесть в правой,
выделив тем самым Пролог «Дон Жуана» Толстого, а затем продолжил те
же колонки вначале левую, а потом правую. Таким образом, по всей логике
вещей под первыми шестью строками списка и слева, и справа следовало бы
поставить пробел хотя бы для избежания путаницы с этой вещью Хармса. Тогда за
Расцветающими цветами действительно последуют Пролетающие журавли, последним
персонажем Пролога будет сатана, а первая часть начнется с появления
инквизитора. Дальше все пойдет, как у Толстого. Такая разбивка списка соединит
вместе и обе пары отсутствующих у Толстого героев: Пролетающие жуки, Мальчик,
Девочка и Гений Д.Х. в списке Хармса будут следовать друг за другом и представлять
собой некую не дошедшую до нас сцену, задуманную Хармсом и, вероятно,
записанную им как врезка в общую последовательность толстовских действующих
лиц. Важно отметить, что задумывалась именно врезка, монтаж. Хармсовский текст
в том виде, в котором он до нас дошел, свидетельствует о намерении автора
неукоснительно воспроизводить у себя последовательность появления толстовских
героев.
В
какой же сцене «Дон Жуана» Толстого предполагалась эта врезка?
Установить это можно очень точно: между появлением 3-й дамы и Нисеты в конце
1-й части всего одна страница текста, вся посвященная наглой выходке Дон
Жуана с пением серенады под балконом «потерянной женщины»:
Третья дама:
Как он глядит на эти окна. Кто
Живет над тем балконом?
Третий кавалер:
Как, над тем?
Не смею вам сказать, сеньора, там…
Живет одна… не смею, право!
Третья дама:
Смотрите, он остановился. Он
Гитару строит. Кто же там живет?
Третий кавалер:
Глазам своим не верю! Там живет
Потерянная женщина одна
По имени Нисета. Целый город
Нисету знает, но никто б не смел
На улице ей поклониться. Право,
Я ничего не понимаю. Как?
Он сбросил плащ, он шляпу загибает,
Его лицо освещено луной,
Как будто хочет он, чтоб вся Севилья
Его узнать могла. О, это слишком!
Возможно ль! Он поет!
Третья дама:
Какая наглость!