Социальная ответственность бизнеса

Дата: 21.05.2016

		

Содержание

Введение

1. Определение социальной
ответственности бизнеса

2. Какова роль государства
в процессе становления бизнеса на путь социальной ответственности

Заключение

Источники

Введение

Социальное государство
(государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) —
политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный
уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская
помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству
является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов.
Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших
законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия
предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного
регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Советская общественная
система развалилась, а новое государство до сих пор не создало.

В результате сегодня мы
наблюдаем картину: государство находится в поисках того, на чьи плечи можно
переложить хотя бы часть этих обязанностей. В свою очередь, наиболее активная
часть нашего общества – предпринимательство — решило не ждать милостей, в
данном случае от государства и приступило к поискам собственных методов решения
социальных проблем.[1]

Нужно привлекать
бизнес, развивать его, чтобы бизнесмены вкладывали деньги в различные проекты,
чтобы люди могли получать достойные пенсии и иметь достойные зарплаты, а не
жить на подачки.

Нельзя навязывать
бизнес- сообществу социальную ответственность. Власть своим примером,
прозрачностью своих действий должна убедить бизнесменов в том, что необходимо
вкладывать деньги в социальные проекты. Но это не значит, что к тому бизнесу,
который не захочет заниматься благотворительностью, будут применены какие-либо
санкции. А тот бизнес, который будет социально ответственным, кто будет
участвовать в благотворительности, тот будет иметь особое к себе отношение со
стороны государства. Иметь позитивное отношение такие представители бизнеса
будут не со стороны власти, а со стороны общества.

Во властных структурах
готовится национальный доклад, в котором должна быть прописана идеология
социальной ответственности и нормы российского корпоративного управления.

Это необходимо сделать,
поскольку авторитет российского бизнеса очень сильно упал в последнее время. А
ведь без союза власти и бизнеса трудно добиться серьезных экономических
успехов. Крупнейшие российские представители бизнеса обращались к Президенту
России Владимиру Путину для того, чтобы выстроить систему взаимоотношений
власти и бизнеса. По словам представителей бизнеса, они готовы искать новые
пути взаимодействия с властью и главным козырем в этом как раз и может
проявиться социально ответственный бизнес. Главное на сегодня, чтобы была
разработана его идеология.[2]

1.
Определение социальной ответственности бизнеса

Общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в
международной практике не существует, что дает повод понимать термин
«социальная ответственность бизнеса» каждому по-своему.

Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность,
и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и
социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д.

Обобщая можно сказать, что социальная ответственность бизнеса — это
влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес-решения,
перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.

Данное определение социальной ответственности бизнеса скорее идеальное, и
не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать
все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность
бизнеса — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован
в процессе принятия решения.

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:

1. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает
выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата
заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест
(расширение рабочего штата).

2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает
обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни:
повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение,
строительство жилья, развитие социальной сферы.

Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван
«корпоративной ответственностью».[4]

3. Третий, высший уровень социальной ответственности бизнеса предполагает
благотворительную деятельность.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Безопасность труда

2. Стабильность заработной платы

3. Поддержание социально значимой заработной платы

4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников

5. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы
подготовки и повышения квалификации

6. Оказание помощи работникам в критических ситуациях

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Спонсорство и корпоративная благотворительность

2. Содействие охране окружающей среды

3. Взаимодействие с местным сообществом и местной властью

4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях

5. Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск
качественных товаров)

Типы социальных программ:

· собственные программы компаний;

· программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами
государственного управления;

· программы партнерства с некоммерческими организациями;

· программы сотрудничества с общественными организациями и
профессиональными объединениями;

· программы информационного сотрудничества со СМИ.

Мотивы социальной ответственности бизнеса:

1. Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести
кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.

2. Рост производительности труда в компании.[4]

3. Улучшение имиджа компании, рост репутации.

4. Реклама товара или услуги.

5. Освещение деятельности компании в СМИ.

6. Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной
перспективе.

7. Возможность привлечения инвестиционного капитала для
социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.

8. Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.

9. Налоговые льготы.

Инструменты реализации социальных программ:

1. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь

2. Добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы

3. Корпоративное спонсорство

4. Корпоративный фонд

5. Денежные гранты

6. Социальные инвестиции

7. Социальный маркетинг[4]

2. Какова роль
государства в процессе становления бизнеса на путь

социальной
ответственности

Мероприятия по решению
социальных проблем способны консолидировать усилия самых различных сил – как
политической, так и экономической направленности. В данной работе объективно
заинтересованы и предприниматели, поскольку улучшение условий жизни способствует
решению целого ряда экономических задач – например, расширению внутреннего
рынка, повышению платежеспособного спроса, росту квалификации кадров и качества
труда.

То есть бизнес в этом
вопросе – естественный партнер и помощник государства. [3]

Под социальной
ответственностью бизнеса во всем мире понимаются как программы, предназначенные
для сотрудников частных компаний, так и мероприятия по защите окружающей среды,
поддержке социально незащищенных категорий населения, сохранению и развитию
жилищно-коммунального хозяйства и памятников культуры, спонсорская помощь
образовательным и спортивным организациям, различные благотворительные акции и
т.д. Но если все же отойти от общемирового понимания
«соцответственности», то соцответственность по-русски – это реагирование
на государственные социальные вызовы. Социальная ответственность бизнеса не
может быть равнозначной и единой для бизнеса крупного, среднего и малого. В
малом бизнесе социальная миссия заложена изначально, оно по определению самое
массовое. Это главный резерв и источник создания рабочих мест, реальный
инструмент удовлетворения потребительских и социальных запросов населения. А
значит, действенный механизм борьбы с бедностью и насыщения рабочими местами
рынка труда.

В нашей сегодняшней
ситуации весьма интересна роль государства, которое повсеместно вмешивается в
деятельность хозяйствующих субъектов. «Социальные» инициативы
компаний наше общество воспринимает в лучшем случае как нечто должное. А в
худшем — местные власти к этому бизнес просто принуждают, причем, зачастую, не
выбирая средств. Сегодня особенно актуален тезис о том, что неэффективная
система социальной ответственности бизнеса может обернуться глобальной
неконкурентоспособностью всей российской экономики. Малое предпринимательство
нуждается не в понуканиях на пожертвования, а в стимулах со стороны государства
на развитие. [1]

Совершенно очевидно,
что сегодня особенно важно заключение своеобразного соглашения между Чиновником
и Предпринимателем. От Чиновника требуется только не мешать развитию народной
инициативе, инициативе человека, идущего в бизнес. Однако только совместные
усилия власти и предприниматель могут привести к решению наиболее острых
социальных проблем, стоящих сегодня перед нашим обществом. В этом процессе в
равной степени должны быть задействованы и заинтересованы и государство, и
бизнес. И лишь в этом случае социальная ответственность перестанет быть
элементом политической риторики. Нам необходимы практические действия, а не
разговоры. [1]

Социальная
ответственность, понимаемая как участие бизнеса в гармоничном развитии
общества, на сегодняшний день является определяющей в оценке деятельности
менеджеров и работодателей. Многие предприятия разрабатывают и реализуют
собственные социальные программы, поддерживают проекты, инициированные
общественно-политическими структурами, оказывают благотворительную помощь
учреждениям образования, здравоохранения, культуры, общественным
организациям.[3]

Заключение

В целом патриотически
настроенное предпринимательское сообщество России понимает, что бизнес не
заканчивается с получением прибыли. Есть куда более важная функция – это его
ответственность за состояние дел в обществе в результате успешности или не
успешности того или иного вида предпринимательства. Именно от того, насколько
эффективен бизнес, от того каков его вклад в экономику, зависит количество
бедных и число богатых в стране. Будет сфера приложения потенциала для 30
миллионов находящихся за чертой бедности в нашей стране – будет реализация
социальной ответственности малого предпринимательства. Борьба с бедностью и
создание новых рабочих мест в стране – это ли не долг обществу?! То же касается
и долга представителей крупных форм бизнеса перед малым предпринимательством.
Идеология «каждый сам по себе» в цивилизованном, а значит, по умолчанию
— социально ответственном, обществе неприменима. Во всяком случае, сегодня это
одна из главных целей.[1]

Источники

1. 
Борисов
Сергей, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего
предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Опубликовано 17 июня 2010 г.http://www.vipopros.ru

2. 
Шаронов
Андрей, заместитель министра Минэкономразвития и торговли РФ. Опубликовано 17
июня 2010 г.http://www.vipopros.ru

3. 
Виноградов
Николай, губернатор Владимирской области. Опубликовано 17 июня 2010 г.http://www.vipopros.ru

4. 
http://www.socreklama.ru

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий