Содержание
Введение
1. Определение социальной
ответственности бизнеса2. Какова роль государства
в процессе становления бизнеса на путь социальной ответственностиЗаключение
Источники
Введение
Социальное государство
(государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) —
политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный
уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская
помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству
является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов.
Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших
законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия
предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного
регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.Советская общественная
система развалилась, а новое государство до сих пор не создало.В результате сегодня мы
наблюдаем картину: государство находится в поисках того, на чьи плечи можно
переложить хотя бы часть этих обязанностей. В свою очередь, наиболее активная
часть нашего общества – предпринимательство решило не ждать милостей, в
данном случае от государства и приступило к поискам собственных методов решения
социальных проблем.[1]Нужно привлекать
бизнес, развивать его, чтобы бизнесмены вкладывали деньги в различные проекты,
чтобы люди могли получать достойные пенсии и иметь достойные зарплаты, а не
жить на подачки.Нельзя навязывать
бизнес- сообществу социальную ответственность. Власть своим примером,
прозрачностью своих действий должна убедить бизнесменов в том, что необходимо
вкладывать деньги в социальные проекты. Но это не значит, что к тому бизнесу,
который не захочет заниматься благотворительностью, будут применены какие-либо
санкции. А тот бизнес, который будет социально ответственным, кто будет
участвовать в благотворительности, тот будет иметь особое к себе отношение со
стороны государства. Иметь позитивное отношение такие представители бизнеса
будут не со стороны власти, а со стороны общества.Во властных структурах
готовится национальный доклад, в котором должна быть прописана идеология
социальной ответственности и нормы российского корпоративного управления.Это необходимо сделать,
поскольку авторитет российского бизнеса очень сильно упал в последнее время. А
ведь без союза власти и бизнеса трудно добиться серьезных экономических
успехов. Крупнейшие российские представители бизнеса обращались к Президенту
России Владимиру Путину для того, чтобы выстроить систему взаимоотношений
власти и бизнеса. По словам представителей бизнеса, они готовы искать новые
пути взаимодействия с властью и главным козырем в этом как раз и может
проявиться социально ответственный бизнес. Главное на сегодня, чтобы была
разработана его идеология.[2]1.
Определение социальной ответственности бизнесаОбщепринятого определения социальной ответственности бизнеса в
международной практике не существует, что дает повод понимать термин
«социальная ответственность бизнеса» каждому по-своему.Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность,
и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и
социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д.Обобщая можно сказать, что социальная ответственность бизнеса — это
влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес-решения,
перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.Данное определение социальной ответственности бизнеса скорее идеальное, и
не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать
все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность
бизнеса — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован
в процессе принятия решения.Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:
1. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает
выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата
заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест
(расширение рабочего штата).2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает
обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни:
повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение,
строительство жилья, развитие социальной сферы.Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван
«корпоративной ответственностью».[4]3. Третий, высший уровень социальной ответственности бизнеса предполагает
благотворительную деятельность.К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:
1. Безопасность труда
2. Стабильность заработной платы
3. Поддержание социально значимой заработной платы
4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников
5. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы
подготовки и повышения квалификации6. Оказание помощи работникам в критических ситуациях
К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:
1. Спонсорство и корпоративная благотворительность
2. Содействие охране окружающей среды
3. Взаимодействие с местным сообществом и местной властью
4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях
5. Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск
качественных товаров)Типы социальных программ:
· собственные программы компаний;
· программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами
государственного управления;· программы партнерства с некоммерческими организациями;
· программы сотрудничества с общественными организациями и
профессиональными объединениями;· программы информационного сотрудничества со СМИ.
Мотивы социальной ответственности бизнеса:
1. Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести
кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.2. Рост производительности труда в компании.[4]
3. Улучшение имиджа компании, рост репутации.
4. Реклама товара или услуги.
5. Освещение деятельности компании в СМИ.
6. Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной
перспективе.7. Возможность привлечения инвестиционного капитала для
социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.8. Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.
9. Налоговые льготы.
Инструменты реализации социальных программ:
1. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь
2. Добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы
3. Корпоративное спонсорство
4. Корпоративный фонд
5. Денежные гранты
6. Социальные инвестиции
7. Социальный маркетинг[4]
2. Какова роль
государства в процессе становления бизнеса на путьсоциальной
ответственностиМероприятия по решению
социальных проблем способны консолидировать усилия самых различных сил – как
политической, так и экономической направленности. В данной работе объективно
заинтересованы и предприниматели, поскольку улучшение условий жизни способствует
решению целого ряда экономических задач – например, расширению внутреннего
рынка, повышению платежеспособного спроса, росту квалификации кадров и качества
труда.То есть бизнес в этом
вопросе – естественный партнер и помощник государства. [3]Под социальной
ответственностью бизнеса во всем мире понимаются как программы, предназначенные
для сотрудников частных компаний, так и мероприятия по защите окружающей среды,
поддержке социально незащищенных категорий населения, сохранению и развитию
жилищно-коммунального хозяйства и памятников культуры, спонсорская помощь
образовательным и спортивным организациям, различные благотворительные акции и
т.д. Но если все же отойти от общемирового понимания
«соцответственности», то соцответственность по-русски – это реагирование
на государственные социальные вызовы. Социальная ответственность бизнеса не
может быть равнозначной и единой для бизнеса крупного, среднего и малого. В
малом бизнесе социальная миссия заложена изначально, оно по определению самое
массовое. Это главный резерв и источник создания рабочих мест, реальный
инструмент удовлетворения потребительских и социальных запросов населения. А
значит, действенный механизм борьбы с бедностью и насыщения рабочими местами
рынка труда.В нашей сегодняшней
ситуации весьма интересна роль государства, которое повсеместно вмешивается в
деятельность хозяйствующих субъектов. «Социальные» инициативы
компаний наше общество воспринимает в лучшем случае как нечто должное. А в
худшем местные власти к этому бизнес просто принуждают, причем, зачастую, не
выбирая средств. Сегодня особенно актуален тезис о том, что неэффективная
система социальной ответственности бизнеса может обернуться глобальной
неконкурентоспособностью всей российской экономики. Малое предпринимательство
нуждается не в понуканиях на пожертвования, а в стимулах со стороны государства
на развитие. [1]Совершенно очевидно,
что сегодня особенно важно заключение своеобразного соглашения между Чиновником
и Предпринимателем. От Чиновника требуется только не мешать развитию народной
инициативе, инициативе человека, идущего в бизнес. Однако только совместные
усилия власти и предприниматель могут привести к решению наиболее острых
социальных проблем, стоящих сегодня перед нашим обществом. В этом процессе в
равной степени должны быть задействованы и заинтересованы и государство, и
бизнес. И лишь в этом случае социальная ответственность перестанет быть
элементом политической риторики. Нам необходимы практические действия, а не
разговоры. [1]Социальная
ответственность, понимаемая как участие бизнеса в гармоничном развитии
общества, на сегодняшний день является определяющей в оценке деятельности
менеджеров и работодателей. Многие предприятия разрабатывают и реализуют
собственные социальные программы, поддерживают проекты, инициированные
общественно-политическими структурами, оказывают благотворительную помощь
учреждениям образования, здравоохранения, культуры, общественным
организациям.[3]Заключение
В целом патриотически
настроенное предпринимательское сообщество России понимает, что бизнес не
заканчивается с получением прибыли. Есть куда более важная функция – это его
ответственность за состояние дел в обществе в результате успешности или не
успешности того или иного вида предпринимательства. Именно от того, насколько
эффективен бизнес, от того каков его вклад в экономику, зависит количество
бедных и число богатых в стране. Будет сфера приложения потенциала для 30
миллионов находящихся за чертой бедности в нашей стране – будет реализация
социальной ответственности малого предпринимательства. Борьба с бедностью и
создание новых рабочих мест в стране – это ли не долг обществу?! То же касается
и долга представителей крупных форм бизнеса перед малым предпринимательством.
Идеология «каждый сам по себе» в цивилизованном, а значит, по умолчанию
социально ответственном, обществе неприменима. Во всяком случае, сегодня это
одна из главных целей.[1]Источники
1.
Борисов
Сергей, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего
предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Опубликовано 17 июня 2010 г.http://www.vipopros.ru2.
Шаронов
Андрей, заместитель министра Минэкономразвития и торговли РФ. Опубликовано 17
июня 2010 г.http://www.vipopros.ru3.
Виноградов
Николай, губернатор Владимирской области. Опубликовано 17 июня 2010 г.http://www.vipopros.ru4.
http://www.socreklama.ru