«Даль свободного романа». Замысел и творческая история «Евгения Онегина»

Дата: 12.01.2016

		

Прежде
чем говорить о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», напомним, что об
этом произведении существует огромный пласт критической литературы, и с
некоторыми книгами и статьями о романе мы настоятельно рекомендуем вам
познакомиться.

Долинина
Н. Прочитаем «Онегина» вместе. СПб.: «Лицей», 1998.

Лотман
Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб., 1995.

Михайлова
Н.И. «Собранье пестрых глав»: О романе А.С. Пушкина «Евгений
Онегин». М., 1994.

Непомнящий
В. Книга, обращенная к нам. «Евгений Онегин» как «проблемный
роман» // Литература в школе, 2000, № 1, 6.

Достоевский
Ф.М. Пушкин. Очерк. В кн. Достоевский Ф.М. Избранные сочинения. М.:
«Художественная литература», 1990.

Время
создания романа: май 1823 — октябрь 1831 года. Первое упоминание о нем находим
в письме П.А. Вяземскому из Одессы 4 ноября 1823 года: «Что касается до
моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская
разница«. Особенности жанра »романа в стихах» заключаются в том,
что это лиро-эпический жанр, который предполагает взаимопереплетение двух
сюжетов — эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического,
где главный герой — персонаж, называемый автором, то есть лирический герой
романа. Образы Онегина, Татьяны и автора — центральные в образной системе
произведения.

В.Г.
Белинский назвал «Онегина» «энциклопедией русской жизни».
Действительно, роман написан как хроника: сквозь призму жизни обычного
светского молодого человека — Евгения, судьбы автобиографического лирического
героя, судьбы Татьяны изображается жизнь России первой четверти XIX в. Время
действия и время создания романа примерно совпадают. Но в романе не свершилось
главное переломное событие эпохи — восстание декабристов: сюжет «Евгения
Онегина» обрывается накануне восстания. Значит, автор оценивает
александровскую эпоху и «изнутри», и из эпохи иной — николаевской.

События
14 декабря 1825 года круто повернули историю страны, направили ее в иное русло.
Произошла смена эпох: работа над романом начата при Александре I, продолжена и
закончена в царствование Николая I, когда все нравственные ориентиры в обществе
резко изменились.

Эти
годы непросты и в биографии самого поэта. Традиционно творческий путь Пушкина
делится на следующие периоды:


до 1816 года (эпоха ученичества);


1816-1823 (раннее творчество, когда окончательно определился и окреп собственный
его поэтический голос);


1823-1830 (зрелое творчество);


1830-1837 (поздний период).

Работа
над романом в стихах начата в переломном для автора 23-м году. 1823-1824 годы —
кризисные в жизни А.С. Пушкина. Конец южной ссылки, высылка в Михайловское под
надзор отца; серьезная переоценка ценностей, которая сопровождалась отходом
поэта от романтизма… В его творчестве все сильнее проявляются реалистические
тенденции.

Метод
реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана
развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие
обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в
образах. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа:

И
даль свободного романа

Я
сквозь магический кристалл

Еще
неясно различал.

Определив
в посвящении П.А. Плетневу роман как «собранье пестрых глав», Пушкин
подчеркивает еще одну ключевую черту реалистического произведения: роман как бы
«разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но
может иметь и продолжение, открытым может считаться и финал «Онегина».
Пушкин издавал «Евгения Онегина» главами — по мере написания, тем
самым подчеркивая самостоятельную ценность каждой главы. Реалистично и само
название романа, потому что оно идет вразрез с бытовавшими в ту пору
литературными традициями: отсутствует так называемая экспликация, то есть
развертывание, разъяснение названия-имени героя («Памела, или Награжденная
добродетель»). Кроме того, как пишет

Ю.М.
Лотман, выбором названия романа «…определялись жанровая природа текста и
характер читательского ожидания. Включение в название не только имени, но и
фамилии героя, причем не условно-литературных, а реально-бытовых, возможно было
лишь в относительно небольшом круге жанров, ориентированных на современное
содержание и создающих иллюзию истинности происшествия» (Лотман Ю.М. Роман
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб., 1995). По-своему
усиливают атмосферу «реальности» героев и их судеб вплетенные в ткань
романа «документы» — письма Татьяны и Онегина и песня девушек. Кроме
того, важную роль в создании «эффекта достоверности» происходящего
играет пересечение романного времени и реального, встречи героев «Евгения
Онегина» с реальными людьми, современниками Пушкина, имеющими достаточную
известность. Так, Онегин — приятель Каверина:

К
Talon помчался — он уверен,

Что
там уж ждет его Каверин…

Татьяна
в Москве встречается с Петром Вяземским:

К
ней как-то Вяземский подсел…

Той
же задаче подчинено и пересечение литературного времени и пространства романа с
временем и пространством других художественных произведений. Текст романа
насыщен литературными реминисценциями — Онегин сравнивается то с реальным
Чаадаевым («Второй Чадаев, мой Евгений…»), то с героем комедии
«Горе от ума» Чацким (напомним, что в образе Чацкого Грибоедов
отразил некоторые черты П.Я. Чаадаева). На именины Татьяны приходят герои
Фонвизина — «Скотининых чета седая». Одна из целей этого приема —
воссоздание подлинной культурной атмосферы эпохи.

Реализм
требует, чтобы в произведении ощущалось движение времени (сравните, например, с
романтической поэмой Пушкина «Цыгане», где безразлично, длится
действие месяц или год). Как бы отмечая временные промежутки, события которых
не отражены в романе, Пушкин прибегает к приему опущенных строф (например,
фиктивный пропуск для обозначения прошедшего времени в I главе — строфы
XXXIX-XLI).

Особое
место в сюжете и композиции романа занимают Х глава и глава «Отрывки из
путешествия Онегина». Они не включены в основной текст романа, но
бесконечно важны для глубокого целостного восприятия пушкинского произведения:
духовная эволюция героя все-таки совершается в романе, хотя и за рамками
сюжета.

Список литературы

Монахова
О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. — М. — 1994

Метки:
Автор: 

Опубликовать комментарий